Перейти к публикации
Форум Туртранс-Вояж

Гатчина. Парадные интерьеры дворцы

Нафаня

143 просмотра

 Итак, нагулявшись по парку, иду, наконец, осматривать дворец...

 Первое, что увидела, - вот этот коридор. Впечатлило, напомнив средневековый замок:)

VdPTalIUTZw.jpg
 

   Первый этаж носит как бы вспомогательный характер. Здесь разместилась экспозиция, рассказывающая об истории музея, находятся детские комнаты, входы на башню и в подземный ход. В одной из детских комнат, где проходили мастер-классы, расположены макеты утраченной Гатчины - показано, как выглядел дворец и парк в прошлом:

dHZoNRhA0Es.jpg

R_ETcUskvtk.jpg

KgYQDeNPaUQ.jpg

   Собственно же интерьеры дворца начинаем осматривать, поднявшись по лестнице на второй этаж. Первый зал, куда я завернула, оказался тем, в котором выставлена дворцовая коллекция оружия, одна из самых крупных в России. Собирать ее начал еще граф Орлов, и на данный момент в ней насчитывается около 1000 экземпляров огнестрельного и холодного оружия мастеров Европы и России.

53fIhMzfdo0.jpg

В технических характеристиках я не особо разбираюсь, но оформлено как настоящее произведение искусства:

2KzBfV9eIHs.jpg

s5Z1uApMS94.jpg

2L_nFTZzZIU.jpg

iwVMyUgoToA.jpg

   На противоположной стене галереи - фотографии царской семьи в Гатчине, дворцовые парки и интерьеры. Эта галерея выглядела иначе, но вот буква П, выложенная пистолетами, такая же, как на старых фото:

NbOh4keLAus.jpg

miZJz1E37rY.jpg

Ружье Г.Орлова:

FVAS_aJxPuo.jpg

и Александра III:

uC3wVM_EW3U.jpg

DyCQoQGTbUw.jpg

4jtWzld-DlQ.jpg

А из окна - отличный вид на новогодние гуляния во дворе:

V1ZP9HSAdtQ.jpg

   И, наконец, иду осматривать парадные интерьеры. Открывает их череду аванзал, в котором приглашенные гости ждали Высочайшего выхода, чтобы отправиться в церковь или на обед. Здесь также происходил развод военного караула: офицеры выстраивались в две шеренги, и под звуки флейты и барабана происходила смена дежурных для охраны Гатчинского дворца.
    В Гатчинском дворце, помимо того, что вертишь головой по сторонам, нужно не забывать смотреть вверх и вниз: очень красивые росписи плафонов и узорчатый паркет. В аванзале на плафоне композиция "Вера и Любовь" неизвестного художника 18-го века, ее поместили сюда в процессе реставрации, взамен той, что была уничтожена в годы войны:

65E0s7jMFtU.jpg

Камин с отделкой из мрамора и лазурита:

SA6ZUt9wGTw.jpg

Следующее помещение - Мраморная столовая. Оно зрительно делится на две части: большую, куда устанавливались обеденные столы,

ItFOD7eJUjE.jpg

и маленькую буфетную, отделенную балюстрадой, которая заодно служит постаментом для мраморных ваз. В центре буфетной зоны находится статуя Эрота, натягивающего тетиву лука (копия 18-го века с античного оригинала скульптора Лисиппа):

0cgMbW-TeXg.jpg

На плафоне - "Селена и Эндимион" (бригада художника Казакова по эскизам С. Торелли)

BYN9V5V6dZ4.jpg

lQfOLJRfXWs.jpg

Одно из главных украшений зала - вытесанные из каррарского мрамора колонны, привезенные в 18-м веке из Италии.

7N8eY6w4abU.jpg

LPSDRD1Ka4Y.jpg

  Верхняя Тронная Павла I - самая пышная, торжественная и парадная из четырех имеющихся во дворце. Здесь император принимал послов и других важных гостей, требуя неукоснительного соблюдения придворного этикета. Небольшое по размерам помещение в центре анфилады парадных комнат, несмотря на богатство отделки и немалого количества позолоты тяжелым  и подавляющим не выглядит, смотрится изящно и как-то даже воздушно:

dt4TDfAUs_o.jpg

OcxvRlITFx8.jpg

FKWUFayM6hk.jpg

   Одно из главных украшений Тронной - французские ковры, подаренные Людовиком XVI Павлу и Марии Федоровне во время их путешествия еще в бытность Павла Великим князем. Над камином - "Церера", изготовленная в 1770-ые годы по эскизам К.Одрана:

kwA7aT1usUE.jpg

   На двух других стенах - гобелены "Зебра" и  "Двое слуг несут вождя" из серии "Новые Индии", выполненные Ж. Нейльсоном по картонам художника Ф. Депорта. Рисунок на паркете восстановлен по рисункам-эскизам А.Ринальди, в изготовлении использованы несколько ценных сортов дерева: розовое, палисандр, яблоня, груша:

tkznMj-tAo4.jpg

Золоченое императорское кресло выполнено по образцу кресла Анны Иоанновны, хранящегося в Эрмитаже, придворным мастером Х.Мейером:

4lrmuzNb2Aw.jpg

Он отвернулся посмотреть, и отвернулася она...:)) На самом деле фотографировала перспективу комнат:

SCuqCimXln8.jpg

 Малиновая гостиная открывает череду парадных комнат, принадлежавших Марии Федоровне. Весь её интерьер подобран под главное украшение, подчинен ему. Три стены гостиной были украшены гобеленами в розово-малиновых тонах, изготовленными на Королевской мануфактуре гобеленов в 1776-1780 гг, по картонам Ш.А. Куапеля, в рамках серии "История Дон Кихота". Они тоже стали частью подарка Людовика великокняжеской чете, путешествующей по Европе инкогнито, под именем графов Северных. На сегодняшний день в Гатчинском дворце представлен только один гобелен из трех - "Въезд Санчо Панса на остров Баратарио", два других украшают стены Павловска, переселившись туда после Великой Отечественной, когда Гатчина пребывала в руинах:

mnrgp4YWEoo.jpg

eiAytVENrjY.jpg
 

Один из впечатляющих и ценных экспонатов Малиновой гостиной - стол-треножник для возложения императорских регалий (Россия, конец ХVIII века) со столешницей, выполненной из яшмы в технике русской мозаики:


nIRY7vvGdQU.jpg

  Парадная опочивальня Марии Федоровны - шикарная, но при этом изысканная и довольно уютная (все-таки потрясающий художественный вкус был у Антонио Ринальди). Поймала фразу экскурсовода, остановившегося рядом с группой: "Парадная - это вовсе не жилая комната. Предназначалась для показа гостям." Через личные покои, кабинеты и будуары проходил обязательный маршрут, по которому водили по дворцу гостей, и все в них было устроено так богато и впечатляюще, чтобы продемонстрировать высокий социальный статус хозяев и возвеличить даже бытовые стороны жизни:

BIMoc2AiY8s.jpg

  Интерьеры в годы войны были уничтожены, их воссоздавали по рисункам и эскизам Ринальди: лепнину и живописные панно, плафон "Свадьба Психеи" (воссоздал Ю.Шитов), паркет, гротескные изображения на стенах. Ткани для обивки и балдахина были заказаны в Лионе на бывшей мануфактуре К. Пернона по историческому образцу конца ХVIII века:

_BKeEu1gK8U.jpg

rTGOh3X5rAU.jpg

Пространства небольшой комнате придает множество зеркал:

iC5pN3cDRrY.jpg

RafPKnYEWcs.jpg

uprmKf_hxfU.jpg

"Святки уже начались, - сказала смотрительница опочивальни. - Заглядывайте в зеркала, заглядывайте! 🙂 Я и назаглядывалась, нафотографировав кучу отражений и в итоге увидев вот такой коридор. Свечи поставить, и точно можно гадать на суженного:)

dHeXNtUoBDQ.jpg

К опочивальне прилегают личные покои императрицы. Овальный будуар:

0cX1wWxSQlA.jpg

BRZMW2hlGEw.jpg

Xej_CJfkLJM.jpg

Башенный кабинет с тканым портретом супруга (1790-ые гг) на самом видном месте:

_TmVOGLymwk.jpg

d-0Irl5SfoA.jpg

KkTKnCSD0Z4.jpg

И Туалетная Марии Федоровны:

ftHjWvCmw98.jpg

skCvrtll4fE.jpg

rkFAIKTxthE.jpg

  Тронная Марии Федоровны. Во времена, когда дворца принадлежал Орлову, в этой комнате располагался Китайский кабинет, отделанный в модном тогда восточном стиле. Позднее стены затянули малиновым штофом и повесили на них картины из коллекции, которую начал собирать Г.Орлов, а дополнил взявшийся за переделку дворца В.Бренна. Таким образом, Китайская комната превратилась в Картинную:

rIRzFtqVV9o.jpg

После коронации в 1797 году Павла I и Марии Федоровны сюда добавили тронное кресло на небольшом возвышении, и комната стала Тронным залом, в котором императрица устраивала аудиенции:

cO0yKS4-xkc.jpg

f5WoGd5ja00.jpg

f5mFyL725nU.jpg

И, наконец, один из самых впечатляющих парадных залов - Белый зал. С белой же елкой:)

Vex7zMT22Zg.jpg

и белым роялем, на котором пианист великолепно исполнял рождественские или просто красивые мелодии. Эту музыку я слышала все время, пока гуляла по парадным залам, и это было восхитительно, создавая настроение:)

8QFF43iiNUY.jpg

   Белый зал (площадью 250 кв.м.) использовался для пышных торжеств, парадных приемов, балов. Вот же странно - здесь нет, в отличие от парадных комнат императрицы, ни грамма позолоты, но при этом он выглядит даже более величественно за счет сложных лепных узоров, придающих торжественности колонн, мраморных вставок, исторических скульптур и барельефов на стенах. Большая часть скульптур, бюстов, рельефных изображений - копии с античных произведений XVIII века, но есть и подлинная древность. Например, бюсты Антиноя и Каракаллы (II-III вв), расположенные у входа в зал, или рельефное изображение над камином "Жертвоприношение императора Тита" (I век н.э.):

newnvbLRS5Y.jpg

Удивительные наддверные композиции - лев в колосьях пшеницы и огромный омар:

3HqnL2jN8fc.jpg

kqgBwnoaA9Y.jpg

    Устрашающе-торжественные фигуры из черного мрамора - Антиной и египетский жрец:

VYi_2rY3mFw.jpg

FKXQfxsOg-8.jpg

Афина, украшенная ониксовым обрамлением, копия с античного бюста:

VvthldzSXnU.jpg
 

На плафоне - полотно ХVIII века кисти Г.Ф. Дуайена "Аллегория на рождение великого князя Михаила Павловича" и единственные вкрапления яркой позолоты в пастельные тона зала - светильники:


1g2Pw3xvxuU.jpg

  Греческая галерея появилась в период перестройки дворца в 1796-97 гг на месте открытой галереи и соединила центральную, парадную часть дворца с Арсенальным каре. К нему я и направляюсь постепенно... 

sEWxk_wCaRU.jpg

8X-XSXhmrK0.jpg



2 комментария


Рекомендованные комментарии

Как интересно. Спасибо Вам за фото и рассказ. В Гатчине я была, но многое из рассказов экскурсовода стёрлось из памяти. Я снова вместе с Вами прогулялась по знакомым местам.

  • Нравится 1

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
24.02.2019 в 20:39, Светлячок сказал:

Как интересно. Спасибо Вам за фото и рассказ. В Гатчине я была, но многое из рассказов экскурсовода стёрлось из памяти. Я снова вместе с Вами прогулялась по знакомым местам.

Рада, что мой рассказ всколыхнул воспоминания:) 

Я вовсе решила обойтись без экскурсовода, после прогулки по парку времени оставалось не так много, а хотелось объять необъятное:) в целом Гатчина оставила очень приятное впечатление, хотелось бы ещё туда вернуться, желательно в период золотой осени)

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×