Jump to content
Форум Туртранс-Вояж

Зимний Кронштадт

Нафаня

260 views

   Когда на улице жара, зимние фото - как глоток желанной прохлады:) Потому добралась до отложенной записи об одной из поездок из Питера на новогодние каникулы.
   В один из дней я отправилась в Кронштадт, город на острове Котлин, построенный для защиты Питера со стороны Балтийского моря, город военно-морской славы российской, город базирования Балтийского флота. Я давно хотела в нем побывать, но как-то не складывалось. И вот наконец еду на маршрутке по дамбе, мимо сидящих на льду Финского залива бесстрашных рыбаков (ибо сидели они порой прямо на краю огромной полыньи, нимало не смущаясь сим фактом). Маршрутка останавливается возле Гостиного двора, от него обычно и начинаются прогулки по достопримечательностям города, но я решила заглянуть для начала к Владимирскому собору, стоящему чуть в стороне.
   Прошла пару кварталов, испытывая ощущение "дежавю" - малоэтажные жилые дома очень напоминали архитектуру центра Питера.

gM3KnYWlp1Q.jpg

   Вскоре показался ажурный, легкий, воздушный силуэт храма - одного из старейших в Кронштадте. Он был построен в 80-ых годах 19-го века на месте старой деревянной церкви и назван в честь специально написанной для Кронштадта в 1704 году по повелению Петра I иконы Владимирской Божьей матери:

g1r4H4ARQi4.jpg

   В 30-ые годы прошлого века почти все церкви Кронштадта были уничтожены, лишь Морской собор удалось отстоять. Трижды предпринимались попытки взорвать и Владимирский собор, однако он устоял, зато от взрывов пошли трещины на стенах соседних жилых домов, потому дальнейшие взрывы было решено прекратить. Так, почти чудом, он был сохранен, а в 1990-ые годы вновь передан РПЦ и отреставрирован, а вот та самая кронштадтская икона-хранительница была, к сожалению, утрачена:

m9cYjgYYbuw.jpg

Внутри храм очень красиво расписан, но фотографировать я не стала, поскольку шла рождественская служба. Постояла, послушала немного, решила вернуться попозже, но не получилось:

uqHD7WbpFdY.jpg

9jZxPtxW-KA.jpg

Вернулась к Гостиному двору, построенному по тому же проекту, что и питерский, только чуть меньшего размера:

xZsLZyo-hFI.jpg

   У его стен установлен памятный знак, посвященный 300-летию города. На нем - герб Кронштадта. Геральдический щит, разделенный на две части, на одной из которых - маяк с императорской короной, на другой же - котел из легенды о возникновении названия острова Котлин, на котором расположена большая часть города. Та легенда гласит, что когда русские высадились на острове, шведы так перепугались, что удрали, оставив даже котелок над горящим костром. Отсюда якобы и пошло название острова. Однако, на самом деле название острова уходит корнями в куда более давнее прошлое и отражает специфику географического положения - в центре котловины Финского залива:

NEGLDsJC-EE.jpg

   Рядом с Гостиным двором - Андреевский сад, где некогда находился Андреевский собор, разрушенный в те самые несчастливые для церквей Кронштадта 1930-ые годы. Рядом с ним находилась освященная Иоанном Кронштадтским часовня - мини-копия собора. Она тоже была разрушена в 1931 году. В 2009 она была воссоздана на том же самом месте - часовня Тихвинской Иконы Божьей Матери ныне напоминает нам об утраченном Андреевском соборе:

b3RU2cciDUk.jpg

3mL_JCYo4KU.jpg

   Напротив, через Обводной канал видны склады Адмиралтейства. Строился этот комплекс зданий с 1785 года, когда после пожара в Адмиралтействе Санкт-Петербурга, едва не перекинувшегося на Зимний дворец, Екатерина II приняла решение перенести Адмиралтейство в Кронштадт. Строительство продолжалось на протяжении нескольких десятков лет, в результате чего возник целый комплекс зданий разного назначения, ограниченный во избежание распространения пожаров прорытым по периметру каналом, занявший четверть всей территории города. В комплекс адмиралтейства входили канатный завод с примыкавшими к нему смольней и сараем для пеньки, Провиантские магазины, мастерские, литейный завод, лесной и угольный сараи, сухарный завод. Над проектированием и строительством кронштадтского Адмиралтейства потрудился целый ряд архитекторов - С.Грейг, М.Ветошкин, В.Баженов, А.Захаров.
   Адмиралтейство, к слову, так и осталось в Санкт-Петербурге. После смерти Екатерины от идеи переноса его в Кронштадт отказались. Потому некоторые строения так и остались незавершенными, однако, те, что возникли, успешно использовались морским ведомством. И по сей день территория Адмиралтейства принадлежит военным, однако, исторические здания находятся местами в плачевном состоянии, постепенно разрушаясь:

R-msiVpJP0M.jpg

Напротив Гостиного двора здание с классическими колонами - Морская библиотека:

AVJgErrHjx8.jpg

На Соборной площади, в которую плавно переходит Андреевский сад, немало небольших по размерам интересностей. Еще один герб Кронштадта:

1hggpuyRPV4.jpg

На фасаде примыкающего к площади здания - история города и тех, кто с ним связан:

elx0pMW3EJI.jpg

Котел из легенды - как без него?:)

GOHm-mlltj0.jpg

Чуть в стороне, у Обводного канала и стен Адмиралтейства, дерево желаний:

csaC16yhhHQ.jpg

   Желание нужно прошептать дереву в ухо, и для верности закинуть монетку в гнездо наверху. Когда я подошла, киданием монеток озадачилась целая экскурсионная группа, я ждать, когда освободят ухо, не стала, понадеявшись, что дерево умеет читать мысли на расстоянии:))

qCorz21uBec.jpg

OVTRBOcJglQ.jpg

Потопала дальше, по ул.Карла Маркса мимо башни пожарной части:

BGotxMETXNk.jpg

3MO37kBbvDo.jpg

Дошла до сквера Подводников с памятником Героям-подводникам Великой Отечественной войны, который создан по инициативе Е.Г.Юнакова, командира отряда подводников, защищавших Кронштадт:

GMnhOg8_p18.jpg

   Перешла через Синий мост к Кронштадтскому фудштоку - одному из старейших в мире измерительных приборов такого типа. С его помощью измеряется высота уровня Балтийского моря, и по сей день на территории России и бывших союзных республик от ноля этого фудштока производится измерение абсолютных высот:

Fr5hrT2oU3Y.jpg

На другом берегу Обводного канала, прямо напротив футштока, расположился необычный памятник - блокадной корюшке, небольшой рыбке, спасавшей в годы военной блокады от голода:

rUaExiGhL8c.jpg

Обводной канал и строения Адмиралтейства:

pyUKHZlol1Y.jpg

А за Итальянским прудом уже видны стоящие в гавани корабли. Собственно, сам Итальянский пруд является частью Купеческой гавани, создан он был для того, чтобы через канал торговые суда могли зайти сюда для безопасной разгрузки:

x3WoSThQfzY.jpg

Есть в кораблях ВМФ какая-то особая, строгая красота:

Qg8FgODC2Qg.jpg

   Памятник Петру Кузьмичу Пахтусову, исследователю Новой Земли, установлен еще в октябре 1886 года, рядом со зданием Итальянского дворца, где некогда располагалось Штурманское училище, в стенах которого в 1816-1820 гг учился будущий мореплаватель:

d68ZQ7zHI64.jpg

   Недалеко на Макаровской набережной мне попался на глаза еще один памятник - И.Айвазовскому. Увидев рдом на камне надпись о том, что Кронштадт и Феодосия - города-побратимы, я подумала было, что памятник знаменитого художника-марииниста - это подарок Феодосии Кронштадту. Но оказалось, что всё сложнее. Именно имя Айвазовского связало однажды воедино эти два города. В Кронштадте, можно сказать, начался творческий путь Айвазовского как художника-марииниста. В 1836 году в девятнадцатилетнем возрасте он был прикомандирован к кораблям Балтийского флота в качестве художника и попал в отряд контр-адмирала Ф.П.Литке, который отправился в плавание по Финскому заливу, дабы познакомить с морским делом сына Николая I Константина Николаевича. Это морское путешествие многое дало и юному художнику, позволив вблизи увидеть разнообразие оттенков моря и неба, эффекты игры света на морских волнах. Результатом этого путешествия стало семь картин, написанных к выставке 1836 года, имевшие немалый успех и обозначившие его талант марииниста.
   И впоследствии Кронштадт и базирующийся здесь флот не раз оказывали неоценимую помощь И.Айвазовскому в его творчестве. Сам он вспоминал: "По высочайшей воле, мне, когда я писал виды морских сражений, давались всевозможные пособия от адмиралтейства: чертежи кораблей, рисунки оснастки судов, вооружение и т. д. Для доставления мне случая видеть полет ядра рикошетом по водной поверхности, государь повелел однажды произвести при мне, в Кронштадте, несколько пушечных выстрелов боевыми зарядами. Для ближайшего ознакомления моего с движениями военных кораблей во время морских сражений, государь всемилостивейше предложил мне однажды присутствовать на морских маневрах на Финском заливе."
   И еще раз И.Айвазовский, уже знаменитый на весь мир художник, отправился в плавание на кораблях под командованием Ф.П.Литке, на тот момент уже вице-адмирала, к турецким берегам Черного моря. Было это в 1845 году. Так что скульптурный портрет великого марииниста появился в Кронштадте не случайно - связаны художник и город тесно:

AI9DSQfc0pU.jpg

   Длинное кирпичное здание на южном берегу Итальянского пруда, напротив Итальянского дворца, - это здание Голландской кухни. Здесь в 19-ом веке готовили еду для матросов с деревянных торговых судов во избежание опасности пожара на судне:

vopZMs9UkZI.jpg

На другом берегу пруда портовый кран 19-го века, при помощи таких кранов после установки корабля на зимовку с него снимались мачты для хранения на суше, а весной с их же помощью устанавливались обратно:

_DY5XTDcQ9c.jpg

    По дороге к маяку попался памятный знак, установленный к 150-летию установления российско-японских отношений, привлекший прежде всего чудными отражениями окрестностей на его поверхности:) Лишь потом рассмотрела текст, рассказывающий о событии, которому он посвящен: "По указу императора Николая I вице-адмирал Е.В.Путятин в       августе 1853 года прибыл в порт Нагасаки на фрегате "Паллада", вышедшем из Кронштадта в октябре 1852 года. В декабре 1854 года Е.В.Путятин на фрегате "Диана" прибыл в порт Симода. В результате переговоров, проведенных между вице-адмиралом Е.В.Путятиным и уполномоченными Цуцуи М... и Кавадзи Тосикиро, в феврале 1855 года в Симода был подписан "Трактат о торговле и границах между Россией и Японией", который положил начало развитию российско-японских отношений.

Фрегат "Диана", находясь в порту Симода, сильно пострадал от цунами и затонул в заливе Суруга. Команда судна в полном составе была спасена жителями деревни Миядзима. Общими усилиями японцев и русских моряков в порту Хида была построена шхуна "Хэда". В 1855 году экипаж "Дианы" вернулся в Россию."


ImObagkfdm0.jpg

   Петровский канал, ведущий к доку - первому подобному сооружению в России, предназначенному для ремонта судов. К слову, Петровский док использовался по прямому назначению вплоть до 2008 года:

Ljv9UUWZGYM.jpg

   На его берегу, на пирсе между Купеческой и Средней гаванями стоит одна из самых живописных и удивительных достопримечательностей города - деревянный маяк, построенный еще в 18-ом веке и действующий до сих пор. Обычно по территории вокруг маяка можно прогуляться, но мне не повезло - какое-то мероприятие, собравшее у ворот юнармейцев, закрыло ворота и проход для простых гуляющих:

K0si6ssDS8A.jpg

Потому полюбовавшись на него и стоящие рядом корабли издалека, я вернулась к Андреевскому саду и пошла в другую сторону - через Екатерининский парк, симпатичную прогулочную зону, идущую вдоль Обводного канала. Здесь мне встретились несколько памятников. И если мореплавателя Белингсгаузена здесь было увидеть неудивительно,

xQtGjGe0kJY.jpg

то физик Капица возник как-то неожиданно для меня:) Немало открытий совершила я для себя в Кронштадте... одним из них был тот факт, что Петр Леонидович был уроженцем этого города:

4psM7Ln6Nr8.jpg

Местами по Екатерининскому парку, местами по тротуарам улицы Советской,

GDAjwJmz84c.jpg

вышла к памятнику из розового гранита Революционным морякам Балтики, смотрящему чуть со стороны на Якорную площадь и Никольский морской собор:

7yRmmd98Uqs.jpg

Бросила взгляд и я:) Потом я, конечно, зашла в него, но о том будет отдельная история:)

o_ALxY4o99A.jpg

Вновь красно-кирпичные стены зданий Адмиралтейства:

sx2pLDyF90A.jpg

   У стен Адмиралтейских зданий - якоря и кусочек брони с линкора "Октябрьская революция" ("Гангут"), как памятник всем кораблям, принимавшим участие в обороне страны. Линкор, создание которого началось в 1909 году, достигал в длину 250 метров, вес якорей - 2,8 тн (это не основные якоря, а те, что спускались с бортов, чтобы корабль мог маневрировать во время стрельбы):

cgZN39vyNw0.jpg

   Рядом еще один элемент корабля - зенитное орудие, носившее имя Ивана Тамбасова. Старшина И.Тамбасов 16 июля 1943 года ценой собственной жизни спас корабль, принимающий тогда участие в обороне Ленинграда на позиции на Неве у Горного института. В тот день от осколка дальнобойного снаряда, взорвавшегося прямо у борта корабля, загорелись боеприпасы, сложенные у зенитного орудия на случай, если понадобиться срочно начать стрельбу, запас на первый выстрел. Иван Тамбасов, прекрасно понимал, что от взрыва этого боекомплекта горячий воздух может проникнуть в основное хранилище боеприпасов, спровоцировать там взрыв пороховых газов, а затем и всего запаса снарядов в хранилище, что приведет к гибели линкора. И тогда он принялся швырять горящие снаряды в воду один за другим. Последний взорвался у него в руках.

0bm5EI8DD54.jpg

Рождество, однако:)

vk9RzI3n7GE.jpg

E0-Fe4YMEWM.jpg

А я иду дальше, по Якорной площади, получившей свое название в 18-ом веке, когда на ней был организован склад якорей судов, предназначенных на слом. Вечный огонь, зажженный от огня с Марсова поля в Ленинграде в 1980-ом году, горит вовсе не в память павших в Великой Отечественной войне, как я подумала было, а в память о погибших за дело революции:

aYrVs0kfnQ0.jpg

   Здесь же, на Якорной площади, возвышается один из старейших памятников Кронштадта - адмиралу С.Макарову, погибшему на мостике "Петропавловска", подорвавшегося на мине в Японском море недалеко от Порт-Артура в 1904 году.  Интересны воспоминания о его создании автора памятника, скульптора Л.В.Шервуда: "В 1913 году после конкурса мне заказали памятник адмиралу Макарову в Кронштадте. За неимением денег на пьедестал была пожертвована глыба гранита в шесть метров высотою, затонувшая по дороге из Финляндии в шхерах приблизительно в начале прошлого столетия. Эта глыба первоначально предназначалась для какой-то фигуры около Казанского собора и была уже частично вырублена. Когда водолазы вытаскивали её, верхняя часть обломилась, образуя наклонную плоскость. Этот камень дали мне с приказом не обрубать его, не изменять его формы. Я скомпоновал аллегорическую фигуру японского дракона в виде волны, которая охватывает ноги Макарова, увлекая его вниз. Макаров стоит в позе командира с протянутой, указывающей вперёд рукой. Внизу была огромная позолоченная надпись "Помни войну". Она висела в кабинете адмирала. Три барельефа я расположил в складках и изломах камня: подвиг Макарова во время поджога турецкого деревянного фрегата, "Ермак" во льдах и "Гибель "Петропавловска"". Трудность заключалась в том, чтобы, не рубя камня, ввести и расположить по рельефу камня все барельефы".

-7Wqshll7t8.jpg

   Почти за спиной адмирала - носящий его же имя Макаровский мост, построенный в начале 20-го века для того, чтобы проложить прямую дорогу для Николая II, прибывшего на открытие Морского собора, от Петровской пристани до Якорной площади. Его буквально за три месяца собрали рабочие Пароходного завода. Мост соединяет Якорную площадь и Красную улицу, ведущую к гавани.

dClKR4WmRzc.jpg

Я прошлась по нему,

PoRo_T5pC6s.jpg

Остановилась у бюста Героя Советского союза, командира звена торпедных катеров В.М.Жильцова:

uwyjzMpxrMY.jpg

   И повернула в Летний сад. Потом, решив таки дойти до Петровской пристани, я, как у меня часто бывает, завернула не туда, дойдя до сквера Металлист с памятником Подвигам морзаводцев в Великой Отечественной, а до пристани так и не дошла. Есть повод вернуться:)

45c8vxUVUZQ.jpg

gglTypjKiqM.jpg

   А пока  - Летний сад, зимой превратившийся в место горочно-саночных развлечений для детей. Бродя по его дорожкам, обнаружила несколько памятников, в том числе и старейший в Кронштадте - мичману Александру Домашенко. Молодой мичман служил на корабле "Азов" под командованием капитана М.Лазарева. 9 сентября 1827 года у берегов Сицилии корабль настиг шторм, и одного из матросов, убиравшего парус на рее, смыло волной в бушующее море. Увидевший это А.Домашенко, не раздумывая, бросился в воду, чтобы спасти утопающего. Он подхватил матроса, и некоторое время им удалось продержаться на поверхности воды в ожидании спущенной на воду шлюпки, но налетевший шквал отбросил их далеко от корабля. Оба погибли. А команда была так поражена поступком молодого мичмана, что в течение года собрали деньги и заказали памятник, дабы увековечить подвиг человеколюбия. Ровно через год после гибели мичмана А.Домашенко, в 1828 году, памятник был открыт:

tc5oUINgBTY.jpg

9AwRqIneCGc.jpg

Красива ажурная решетка Летнего сада:

vVJn4FaoJ1o.jpg

   Еще один монумент в саду - памятник погибшим на клипере "Опричник" (1873 г). Клипер "Опричник" пропал без вести в 1861 году, возвращаясь от японских и корейских берегов, где проводил исследования, входя в состав Тихоокеанской эскадры капитана Лихачева. Выйдя из порта Шанхая 31 октября и после дозаправки в порту Джакарта, он в конце ноября вошел в воды Индийского океана и там исчез навсегда, попав в сильнейший шторм:

-ReKCKes3UY.jpg

А между Летним садом и Якорной площадью мне попалась еще одна достопримечательность, в отличие от старых памятников сада появившаяся совсем недавно - Памятный знак Триумф российского флота (2018 г., автор - Василий Нестеренко). Панно изображает первый морской парад в Кронштадте в честь создания российского флота. Установлен знак, к слову, на берегу Докового бассейна - составляющей старого Петровского дока (в него сливалась вода из дока, когда туда заходило судно на ремонт):

7xES8NGEG0E.jpg

   Собственно, на том мои прогулки по городу закончились - морозец загнал в маршрутку, идущую в Питер. Прогулки закончились, а желание вернуться в этот город осталось, желательно летом:) Быть  может, когда-нибудь...



0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...