Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Кронштадский морской собор


Нафаня

754 просмотра

  Одна из главных достопримечательностей Кронштадта - Морской Никольский собор, памятник героизму и отваге моряков российского флота, строился он в память о всех погибших на службе Отечеству. Огромное здание в стиле неовизантизма, напоминающее собор Святой Софии в Стамбуле, строилось на протяжении 10 лет и едва не было уничтожено через несколько лет после постройки. Однако, по порядку...

kpBTIm-i65U.jpg
 

  Идея постройки храма-памятника витала в воздухе еще с начала 19-го века, но лишь в 1897 году, благодаря ходатайству вице-адмирала Н. И. Казнаковa, было принято решение о его строительства и открыт сбор пожертвований. Одновременно со сбором средств было проведено несколько архитектурных конкурсов, в результате чего был выбран проект будущего храма от В.А.Косякова, утвержденный в 1901 году. С 1902 года началось строительство, благословленное Иоанном Кронштадским в присутствии адмирала Макарова. На закладке первого камня в 1903 году присутствовала императорская семья, после торжественной церемонии прозвучал салют в 31 выстрел из орудий крепости и кораблей, стоящих на рейде.

fPys-HYym4w.jpg

   Строительство продолжалось на протяжении десяти лет, собор был освещен в 1913 году в честь св.Николая, покровителя моряков и путешественников. Как и задумывалось изначально, 70-метровое здание стало самым высоким в городе, и крест его, вписанный в штурвал, блестящий позолотой на солнце, возвращающиеся в Кронштадт моряки видели за несколько миль. При своих огромных размерах собор все же не выглядит тяжеловесным, то ли из-за белого цвета камня, то ли из-за тонкой, изящной, словно кружево, резьбы, украшающей фасады, он кажется, напротив, легким, воздушным, словно сотканным из облаков или пены морской:

wyZtxfzKsqM.jpg

С приходом советской власти для собора настали тяжелые дни. В 1929 году он был окончательно закрыт. Говорят, его собирались разрушить, как и все прочие церкви Кронштадта, однако, он уцелел. С его куполов содрали позолоту, сбросили крест, мозаичные иконы замазали штукатуркой, вместо образа Спасителя над входом повесили портрет Максима Горького, и храм стал кинотеатром, прозванным в народе "Максимкой".

4EHGbqwYQ9E.jpg

   В годы войны на куполе собора размещался наблюдательный и корректирующий пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. С 1956 г. здесь открылся клуб и концертный зал с театральной сценой. Тогда был устроен подвесной потолок, отгородивший примерно 1/3 внутреннего пространства по вертикали. С 1974 года собор стал филиалом Центрального военно-морского музея. К слову, и по сей день собор находится на балансе ВМФ. И в экскурсоводах его легко угадываются офицеры запаса.

PsdVVu8x6k0.jpg

Реставрация собора началась в 2002 году, и к столетию первого освящения храма, в 2013 году он был освящен вновь и открыт для верующих.

k6VWl9S4rKQ.jpg

   Морской собор расположен на Якорной площади, получившей свое название от некогда располагавшихся здесь складов якорей, снятых с отслуживших своё кораблей. Рядом - пара небольших скверов, в одном из которых обнаружился памятник адмиралу Ушакову. Очень искусно выполненный, кстати, памятник... складки плаща адмирала, перо на треуголке, чудится, вот-вот заколышутся от порыва ветра :

oiKw5ddT8LU.jpg

Обойдя собор по кругу,

55uCqatngoo.jpg

tjveSlqaOSQ.jpg

yfZm7a3kQos.jpg

dg77SuzUZDs.jpg

насмотревшись вдоволь на каменную резьбу и мозаичные иконы, я, наконец, зашла вовнутрь и тут же ахнула. Если снаружи, как уже говорила, собор не кажется таким уж огромным, благодаря своей белоснежной воздушности, то внутри его невероятные размеры наваливаются на тебя сразу... Все 70 метров высоты, 27 метров диаметра купола, с которого смотрит на тебя печальным взглядом огромное изображение Христа, всеми более, чем 5000 кв.м. своей площади. А пока ты стоишь у порога, открыв рот от удивления и восторга, на тебя заботливо обращает свой взор матушка, продающая билеты на экскурсии по собору... и вот через пару минут ты неожиданно для себя уже стоишь в ожидании экскурсовода с билетом в руках:)

oFwSjzfKl_w.jpg

   Вариантов экскурсий несколько - есть обзорная по собору и обзорная автобусная по городу, но я соблазнилась на другое. В сопровождении экскурсовода здесь можно подняться на одну из колоколен, а также на верхний ярус под самый купол собора. Вот перед таким эксклюзивом я, конечно, устоять не смогла. Подъем проходит под рассказ об истории собора, так что обзорную информацию я тоже прослушала, даже дважды:)  И вот эти варианты экскурсий я прям очень советую. Во-первых, потому что 52 метра высоты - это головокружительные ощущения. Равно, как и звук колокола прямо над тобой и вокруг тебя (точнее, сильнее ощущаешь даже не звук, а вибрацию) - очень впечатляет.

t-lJ2t6StFM.jpg

   А во-вторых, многие элементы отделки и украшения собора с уровня пола увидеть просто невозможно - слишком велики масштабы. Даже вот эти огромные, кажется, самые большие по площади в России витражи в окнах так сразу не увидеть - нужно очень постараться, чтобы отыскать точку, где витраж не будут закрывать ограждения, своды, да и просто пропорции же искажаются, когда смотришь на изображение снизу вверх, не говоря уж о том, что собор действующий, в нем проводятся службы, и своим нарезанием кругов в поисках выгодного ракурса для осмотра можешь просто мешать... Потому почти все фото внутренних интерьеров сделаны с балкона второго яруса, где мы остановились перед подъемом на колокольню, чтобы послушать историю собора. К слову, второй ярус сконструирован таким образом, что можно обойти весь собор по кругу, таким образом совершались крестные ходы, когда не было возможности совершить их на улице, обойдя здание храма вокруг.
   И немного о витражах. Всего в Морском соборе их было пять, круглые, вставленные в окна, напоминающие иллюминаторы, были поистине грандиозны - их площадь составляла по 52 квадратных метра, что делало их самыми большими в дореволюционной России. Впрочем, и сейчас их аналогов вряд ли много найдется, хотя бы потому, что для русских православных церквей витражные изображения вообще не характерны, здесь, как часто бывает в Питере и его окрестностях, чувствуется европейское влияние. Первые витражи 1913 года были изготовлены мастерами известной мастерской братьев Фрик. На память о них осталась только пара размытых черно-белых фото.

M2iqinmKI6s.jpg

   По одному из тех фото удалось восстановить вот этот витраж с изображением Иисуса, Богоматери и Иоанна Крестителя. Реставрационными работами занимался коллектив стекольных дел умельцев под руководством Алексея Яковлева. Остальные витражи сделаны заново в стилистике церковной живописи того времени.

acHT7HJC72w.jpg

   Иконостас (ныне тоже восстановленный) возводился дольше всего и стал настоящим произведением камнерезного искусства. В его создании участвовали скульптурная мастерская Попова, императорская Петергофская гранильная фабрика, мозаичная мастерская Фролова, мастер скульптурных работ Андреев, художник Петров-Водкин.

KpZ_1cvYlus.jpg

В соборе круглосуточно горели около 5000 электрических лампочек, бронзовые светильники были изготовлены на заводах и в мастерских Хлебникова и Оловянишникова и во время реставрации восстановлены по сохранившимся фотографиям:

SoJbkullJNE.jpg

К слову, светильники в соборе держатся на настоящих якорных цепях, и это лишь один пример тесного переплетения в интерьерах кронштадского собора морской и церковной тематики. Вспоминается сразу и то, что бросилось в глаза снаружи, - крест, вписанный в штурвал, на куполе собора, переплетения якорей, образующих ажурный узор вокруг куполов, круглые окна-иллюминаторы...

FPHcbgXOqqs.jpg

   Да и внутри еще немало морского - Андреевские флаги, изображения морских обитателей на мозаичном полу, словно на дне морском (пол чудом сохранился оригинальный, тот самый, что был изготовлен в начале 20-го века), и самое главное - мемориальные доски с именами моряков, погибших во время службы во флоте. Ведь Никольский морской собор - это прежде всего памятник и дань уважения отдавшим жизнь за Отечество. На сегодняшний день черные мемориальные доски с золотыми буквами - это точные копии тех, что были размещены на стенах собора в 1913 году. Оригиналы, к сожалению, были утрачены, как и многие другие ценности храма.

UWzYOC0AzDg.jpg

На памятных досках - имена погибших до 1915 года, а также краткое описание обстоятельств их гибели. Кроме черных, которых большинство, за иконостасом, в алтарной зоне есть и несколько белых, на которых высечены имена флотских священников.

wQEhmB2swLQ.jpg

А меж тем рассказ нашего экскурсовода об истории собора плавно подошел к завершению, и мы, преодолев немалое количество ступеней, наконец, поднялись на колокольню. Пространство наверху совсем небольшое, потому есть только два варианта нахождения там - либо под колоколом рядом с его языком, либо рядом с ним, но перегнувшись через перила ограждения:))

tZrcZb4Dtj0.jpg

Якорная площадь с высоты колокольни как на ладони - и главная городская елка, и памятник Макарову, и вечный огонь, и даже силуэт якоря сквозь снег проглядывает:

erUTJkWWiag.jpg

QDOwIpMjp3U.jpg

   После того, как мы вдоволь насмотрелись по сторонам, нам разрешили дружно всем вместе разок ударить в колокол:) И это непередаваемые ощущения, особенно, когда стоишь прямо под ним, а точнее даже, внутри него - вибрация, проходящая сквозь каждую клеточку и долго-долго эхом разносящийся вокруг, меняющийся, рассыпающийся на отдельные звуковые оттенки гул... незабываемо:

G2WhpIywwWA.jpg

   Спустившись вниз, я решила, что высоты колокольни мне мало, и купила билет еще на одну экскурсию, предусматривающую подъем на верхний ярус, к основанию купола. Протопав еще большее количество ступенек вверх, закончившиеся узкой винтовой лестницей, мы оказались под самыми сводами и дружно ахнули от восторга. Здесь совсем рядом (кажется, рукой достать) изображения на сводах под куполом, и можно рассмотреть в деталях все элементы - живопись, ажурные узоры, мозаику, золочение:

cw5ig1PrCJU.jpg

MP5JW_i75Xo.jpg

VPc7pVeqStM.jpg

ji68nAnoivk.jpg

а внизу, за ограждением, увенчанным светильниками - бездна высотой в 20 этажей. Люди внизу кажутся совсем крошечными. Именно отсюда особенно четко осознается грандиозность масштабов собора:

yjVgviqntAI.jpg

   А еще здесь обнаружилась поразившая меня особенность... Когда наша группа, наконец, преодолела препятствие в виде винтовой лестницы, заканчивающейся узким люком, и собралась в полном составе, наш экскурсовод вдруг сказал: "Мы сейчас, не торопясь, пойдем по кругу, и я буду рассказывать об истории собора, но вам необязательно всё время держаться возле меня. Можете перейти на противоположную сторону и встать напротив, всё равно всё услышите". Мы не поверили своим ушам, но ребята, случайно оказавшиеся прямо против нас, помахали рукой и покивали, подтверждая: "Слышим". Ага, воон там, за 50 метров, негромко говорящего экскурсовода. Как?! Такова акустика под куполом. При этом разговаривать и слышать друг друга можно, только находясь строго напротив, стоит сдвинуться на пару шагов, эффект пропадает. Мистика? Чудо? Инженерный гений?

9ohKx_GrbOM.jpg

   Историю я слушала уже в полуха, ибо по второму разу, хотя звучала она в этот раз как-то интереснее и под конец увлекла, словно и не слышала я ее до того вовсе, уж очень замечательным рассказчиком оказался второй мой экскурсовод. По большей же части смотрела, удивлялась, фотографировала. Невозможно было оторвать глаз от этой красоты:

3AHdzFtZNXo.jpg

На сводах собора под куполом - четыре евангелиста и лев, орел, телец и ангел, их символизирующие, архангелы, библейские сцены. Преимущественно это мозаики, яркие, сочных цветов, усиленных окружающей позолотой:

pSdUEQyXkss.jpg

oimu1TNByCI.jpg

UieL9dh867c.jpg

sJe-ukUYijw.jpg

Когда во время службы зажигаются все светильники в соборе, их свет, отражаясь и преломляясь в золотом покрытии, словно впитывает в себя частички драгоценного металла, смягчается, и разливается вокруг золотистым облаком, что только добавляет красоты интерьеру (хотя, казалось бы, куда уж лучше?), и придает легкий ореол... загадочности и тайны что ли? И смотреть на это можно очень долго, не надоедает:

13E5czvTzLQ.jpg

RSDLnV64HJU.jpg

1W59tjq0aPo.jpg

Сверху удалось рассмотреть полукругом за алтарем укрепленные белые памятные доски - те самые, что с именами священников. И осталось некоторое стыдливое смущение от того, что заглядываешь туда, куда вообще-то доступ простым смертным закрыт, ведь в алтарную зону, за иконостас проходят только священники:

BF4RDQV8WKs.jpg

XtwrhpEvKZY.jpg

А из окон виден весь город, ведь купол - самая высокая точка Кронштадта. Владимирский собор, от которого начинались мои прогулки по городу, разрушающиеся сооружения на территории Адмиралтейства...

8U8LnyEWd7w.jpg

Якорная площадь и колокольня (казалось, что так высоко мы на нее забрались (поднимались мы, правда, не на эту, а на соседнюю ее близняшку), а вот же теперь она внизу):

rEHa3Zmeddk.jpg

А там, вдали - маяк, гавань и форт Кроншлот, откуда начался когда-то Кронштадт:

xelWB_eQ6ko.jpg

oz5xSHyBVI4.jpg

Нелегко было заставить себя спуститься вниз, но экскурсионное время подошло к завершению. Из окон лестницы зацепила еще пару интересных деталей на фасаде, дотопала до уровня мраморного пола, на который после рассказов экскурсоводов взглянула другими глазами, и отправилась дальше гулять по городу...

ZL3WRp7Th00.jpg

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...