Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

lyubashaf

Пользователи
  • Постов

    751
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Победитель дней

    7

lyubashaf стал победителем дня 3 июля 2022

lyubashaf имел наиболее популярный контент!

Репутация

4 428

1 Подписчик

Информация о lyubashaf

  • День рождения 18 мая

Информация

  • Пол
    Женщина

Посетители профиля

3 335 просмотров профиля
  1. Ах, какая красота! А мы долго ехали вдоль границы по дороге, потом начались туннели, через один нас пропустили, а потом вот попросили пропуск. Я, готовясь к поездке, смотрела по карте, что вообще-то этот нравящийся мне вид должен быть с абхазской стороны. Кроме того, я читала, что там располагается маленький поселочек для обслуживающего персонала, где проживают и работают именно абхазы. Ну, в следующий раз:)
  2. Вот я и не знаю. Мы в горах доехали до некой точки, от которой нас завернули, сказав, что дальше можно только по спецпропускам.
  3. В общем, если подбить итоги, не удалось посмотреть: ущелья Гагры (Жоэкварское - до водопадов, Цихервенское и Гагрипшское); высокогорье от Рицы (Семь озер, озеро Мзы, Аджарские водопады); крепость Нарчхоу, Лашкендар, крепость Царча, Чхуартал; "Южный приют", водопады реки Клыч, озеро Адуэда; таинственные "Серебряная гора" и "Черная вода Аданга", - то есть еще есть, что посмотреть! Не помню уже, откуда у меня вот эти заметки, но, может пригодятся! - Цвет чачи абсолютно прозрачный, перевернув бутылку чачи вверх дном и энергично встряхнув, вы увидите завихрение пузырьков, напоминающее вид смерча. - При употреблении чача не должна обжигать гортань, вернее, должна, но только попутно, на ту долю секунды, пока она протекает сквозь неё, а далее она должна как бы мгновенно рассосаться по всему организму, доводя до каждой клеточки блаженную негу и тепло... - Чача должна храниться в стеклянной посуде, при перевозке допускается кратковременное хранение чачи в пластиковых бутылках. - Выдержанную в ореховых перегородках или в дубовой бочке чачу навряд ли кто Вам продаст, поэтому любой окрас чачи означает наличие в напитке искусственных красителей. - Даже едва заметный мутный цвет означает, что перед вами не чача, а самогон сомнительного происхождения. - Если чача отдаёт резким сивушным запахом, значит она не двойной перегонки, цена такой чачи на порядок ниже. Пить такую чачу надо, имея в запасе средства от головной боли. - Настоящая чача горит едва заметным, голубоватого цвета пламенем. Знатоки предлагают шуточный эксперимент: налейте немного чачи на мизинец левой руки и поднесите к пальцу пламя, если чача настоящая, то она выгорит до конца, не причинив пальцу ущерба. Если чача не настоящая, то через некоторое время палец почувствует ожог, и те слова, которые вы при этом произнесёте, будут красочной характеристикой самого напитка. Почему мизинец? Потому что он в случае ожога для человека наименее функционален. Если Вам удалось выпить настоящую чачу - вы бросите пить, потому что всё остальное - НЕ НАПИТКИ! Объемы меда и его вес: 300 мл = 360-420 грамм 500 мл = 600-720 грамм 1л = 1200-1400 грамм 1,5л = 1800-2100 грамм 2л = 2400-2800 грамм 3л = 3600-4200 грамм. Если мёд весит ниже указанного минимума, такой мёд брать не стоит, это не мёд, а как говорят в Абхазии - "харахура"... На этом, пожалуй, все. Спасибо всем, кто дочитал до конца. Буду рада, если что-то из написанного здесь, кому-то пригодится для составления программы своей поездки.
  4. ГАЛ Гал (Гали) в качестве названия села в округе Самырзакан (совр. Галский р-н) появляется в источниках конца первой половины XIX столетия. Его фиксируют карты 1842, 1845 годов и последующие издания. В начале XX века Гал или Гали становится административным центром Самурзакании, а затем с 1930 года - центром Гальского района и городом - с 1932 года. В настоящее время официальная форма названия города - Гал. На наш взгляд название восходит к турецко-абхазскому Гьал - «шалаш» или турецкому кале - «башня», «крепость», которым могла именоваться Галская крепостная башня, развалины которого и ныне сохраняются в г. Гал. (НЕ НАШЛА!) В Гале - огромный рынок. Как рассказывает Давид Берадзе, рынок в Гале берет свое начало с небольшой торговой лавки, которую в 1920 году открыл местный житель мелкий торговец Чончор Маргания (Маан). Его лавка располагалась на территории, где сейчас находится районный Дом культуры. Торговал Маргания в основном кукурузой, крупой, самодельными деревянными ложками, железными гвоздями и чугунными котелками. После 1925 года в Гале организовался Союз работников торговли, который возглавил местный житель Ериме Милорава. Тогда же Гал получил статус города и районного центра, началось строительство Дома культуры. Поэтому в 1930 году было принято решение перенести городской рынок на новое место. Если доберетесь до рынка города Гал, обратите внимание на посуду. Она здесь из Грузии и относительно дешевая. В 1929 г. открывается первая чайная фабрика в Абхазии. Создаются новые колхозы. Растет объем выращиваемого чая. Гал занимал первое место по производству чая в стране. Гальский район признавался лучшим в СССР по производству чая и его вкусовым качествам. Фильм "Стрекоза" 1954года. Вдоль дороги до Гала - множество чайных полей, к сожалению, заросших сорняками. ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ Сворачиваем прямо перед постом ГАИ со шлагбаумом налево (если ехать из Сухума) и едем несколько километров по убитой дороге. Высота плотины 271,5м. Это вторая по высоте плотина на территории бывшего СССР и шестая по высоте плотина в мире. В поисках возможности посмотреть на плотину Гальского моря, мы доехали до границы Абхазия - Грузия Нашли несколько туннелей НО вот до той красоты, о которой мечталось , так и не добрались, к сожалению... Остается радоваться фотам из интернета Не нашла также крепость Царча - очень искала!
  5. САМУРЗАКАН Европеец, живущий в более умеренной зоне, не может составить себе никакого представления о живописной роскоши пейзажей Абхазии или Мингрелии, этой земли, благословенной небесами. Фредерик Дюбуа де Монпере БЕДИЯ Фильмы "Олимпиус-инферно", "Спасибо деду за победу" Карла Серена. "Путешествие по Абхазии" Бедиа - древнее село, существовавшее в советское время раздельно - Бедиа в составе Галского района и Агу-Бедиа в Очамчирском районе. Ныне обе части входят в Ткуарчалский район. Что же касается названия современного абхазского села Бедиа - оно может быть переносным или же связано с банд, бенд, бандиа, встречающимся в итальянских источниках XIV - XV вв. На персидском банд, бенд означает «крепость». В действительности в селе Бедиа имеется древняя крепость внушительных размеров, именуемая абхазами Нарджхьоу. Крепость на вот этой горке. НЕ получилось посмотреть Д. К. Чачхалиа считает, что Бедиа - от латинского бадиа «монастырь», «аббатство». Сохранились храм во имя Влахернской иконы Божьей Матери, дворец епископа, ограда, часть колокольни. Давид Дасания. Легенда гласит, что на месте знаменитого Бедийского храма во времена Абхазского царства находился летний царский дворец. В этом дворце родилась у царя дочь. Но была она очень слаба. Однако целебный воздух Абхазии восстановил силы хрупкого ребенка. И тогда родители заказали самым лучшим мастерам золотую люльку, торжественно положили в нее девочку и на царской золотой колеснице в сопровождении огромной процессии медленно направились в главную резиденцию царства. Прошло много лет, царская дочь выросла красавицей и вышла замуж за царя соседней дружественной страны. Когда царевна должна была родить первенца, ее отправили в летнюю резиденцию отца, где она раньше срока родила сына. Царевна дала обет, что если сын выживет, то она попросит его построить здесь невиданный по красоте храм. Так и случилось. Новый царь – властелин Кавказа – на месте дворца воздвиг храм. Построен Багратом 2 (908-1008), расписан во время Баграта 3(975-1014) До 1910 - 1911 г.г у ворот храма росла липа с таким диаметром ствола, что в его дупле жили шесть! монахов. Липа же, которая долгие годы давала тень для пикников, которую пытались сохранить, погибла. На ее месте посадили нынче новые деревья.
  6. ТКВАРЧАЛ Ткуарчал, Ткварчели - в настоящее время город и село, в прошлом как село указывается на картах XIX века на левом берегу р. Галидзга, в ее верховьях. Впервые название Ткуарчал в форме Корчал фиксируется Бларамбергом в 1830 году. В советское время - в тридцатые годы, в связи с начавшейся разработкой ткварчельских каменноугольных копий, здесь возникает крупное поселение городского типа. Поселок быстро разрастается и в 1942 году утверждается в статусе города. Ткварчал - «крепостной хребет». Название вполне соответствует хребту на левобережье р. Галидзга, тянущийся вдоль реки до села Агуы-Бедиа. По этому хребту шла древняя дорога к восточным абхазским горам и в Грузию. На ней же расположены внушительная крепость Нарджхоу и Бедийский христианский храм. ААРМАРА Акармара - «хмелевые заросли» РОДОНОВЫЙ ИСТОЧНИК Вблизи Акармары на берегу реки Галидзга близ села Соуквари расположен природный источник радоновой минеральной воды, известный с давних времен как "родник Абаран". По составу акармарские воды аналогичны цхалтубским: они характеризуются легкой радиоактивностью и комфортной температурой +35 градусов. Радоновые ванны пользовались успехом уже с XIX века. Здесь был построен загородный дом для правителя Абхазии князя Чачба, куда летом на отдых приезжала его семья и приближенные. Они пользовались минеральной водой, но ванны принимали в примитивных деревянных бочках. ВОДОПАД ИРИНА Открыт в 2016г. во время охоты, назван в честь матери одного из охотников . Каскад высотой 40м питается от ледников, в советское время он снабжал водой Акармару. ВОДОПАД ВЕЛИКАН 100-метровый каскад - самый высокий в Абхазии ВОДОПАД АКАРМАРА Высота водопада - 40м. Берет начало в горной реке Худзга. У подножия расположен ресторан абхазской кухни. ВОДОПАД ЗОЛОТОНОСЕЦ Открыт в 2019 году При въезде к комплексу водопадов "Золотоносный" - вот такой подвесной мостик ГУПСКИЙ ВОДОПАД
  7. ИЛОР По пятницам по-прежнему изгоняют бесов Елыр (Илори) - название села и церкви в Очамчирском районе. Елырский//Илорский храм считался местопребыванием абхазского божества «Елыр-ныха». Название села Елыр в форме Илори приводится у Ламберти. Шарден называет его Иссариен: «Церковь св. Георгия находится в местечке Иссариен близ Черного моря, в епископстве Бедиель». Село Илори абх. Елыр отмечается в материалах АТД Абх. АССР с 1925 года. Коренная форма названия села и церкви также не Илори, а Елыр. Разгадку этимологии абх. Елыр упрощает зафиксированное Г. Ф. Чурсиным более древняя форма абхазского наименования Илорской церкви Аиларныха, где ныха «церковь», «святыня», а препозиционное аилар (ср.: Елыр, Илор-и) означает «коллектив», «община». Отсюда Аиларныха «общинная церковь, святыня», усеченная его форма Аилар является исходной для современного абхазского Елыр и грузинского Илори. Я ходила в Илор из Очамчиры пешком, поэтому сумела полюбоваться на место впадения реки Галидзга в море Елыр-ныха
  8. ОЧАМЧИРА Ачамчыра/Очамчира/Очамчыра - прибрежный город, административный центр Очамчирского района. Во второй половине XIX века Ачамчыра превращается в главный населенный пункт Абжуйской Абхазии. Здесь в районе Старая Очамчира уже располагалась одна из главных резиденций абхазского владетеля Ахмутбея Чачба. С 1925 по 1930 год - Очамчира уездный, а затем районный центр. Об этимологии Ачамчыра/Очамчира существуют в литературе различные мнения. К. Д. Мачавариани считал, что Ачамчира происходит от турецкого Чамчир «пальма, (самшит)». Французский ученый, путешественник Фредерик Дюбуа, имея в виду г. Очамчира, пишет: «Турки построили между реками Маркулой и Галидзгой город Иени-Шери или Новый город, названный ими так в противоположность городу древнему». Мы же склонны поддержать утверждение нашего 90-летнего информатора Делба Иуана о том, что Ачамчыра происходит от абхазского Аџьамцыра, означающая «место гончарного производства». Действительно, в прошлом, Очамчира являлась главным поставщиком глиняных изделий населению Абхазии. Гиенос Предполагается, что Гюэнос, возможно, возник несколько раньше, чем Диоскуриада и Эшерское городище, в первой половине 6 в.до н.э., а следующий 5 век был временем его наивысшего рассвета. Жизнь Гюэноса резко прекратилась в 4 веке до н.э., По мнению большинства исследователей город находился в районе современного порта Очамчира, на левом берегу реки Джикумур (Чаникуара), здесь проводились археологические раскопки. ПОРТ Порт начал строиться в 1934 году, где и был "Старый Очемчир". Считалось, что на берегу Джикумура жил строгий паша, вход на территорию бы заказан, нарушителей убивали. Порт известен в основном своими грузовыми терминалами: здесь загружали добываемы в Ткварчале уголь. Когда-то там было черным-черно, сегодня остались только остатки невывезенного угля. Бухта искусственная, вырыта в устье Моквы (Мыку) ПИТОМНИК АБНИЛОС Абхазская Научно-Исследовательская лесная опытная станция образована в 1957 году. Территория разделена на кварталы-участки с 5-метровым разрывом между ними, которые располагались рядами с разрывом в 8-10 метров..На каждом участке высажено 100 - 156 деревьев. Разрывы делались, чтобы достигался опушечный эффект . Количество участков в АБНИЛОС достигает 511, насчитывает более 900 видов, разновидностей и форм различных деревьев и кустарников. Сегодня здесь выращивают саженцы погибшего во многих местах Абхазии самшита. Прогулку по АБНИЛОСу можно закончить около термального источника НАБЕРЕЖНАЯ Единственное место в городе, где можно хоть что-то посмотреть: Площадь, спроектированную когда-то З.Церетели Высотные недостроенные дома Несколько мемориалов Стадион Центр города обозначен зданием администрации и обелиском. Чуть невдалеке - рынок От советского курорта осталось немного, среди прочего - разрушенный кинотеатр В общем, место тихого, скучного пляжного отдыха...
  9. МОКВА Моква является историческим центром Абжуйской Апсны (Абхазии). В центре села, у ключа целебной воды, на обширной, священной для абхазов поляне Мыкуашта («Моквинская поляна») расположен средневековый православный храм — Моквинский собор — относящийся к третье четверти X века. Величественный Моквинский храм Успения Богородицы является венцом абхазского зодчества. Построил его абхазский царь Леон III, который там и похоронен. Храм расположен на полуострове, образованном слиянием рек Моква и ее правого притока Дваб. Адзинба рассказывает, что к востоку от храма у подошвы обрыва на правом берегу реки Моква имеется грот, откуда, быть может, идет подземный ход к храму. Местные старики передают легенду о том, что, якобы, Моквинский храм имел подземное сообщение с Бедийским храмом. Но до сих пор никто не обследовал этот предполагаемый подземный ход. В 1938 году им, Ардзинбой, ход был найден, но, к сожалению, из-за густых зарослей у входа он не смог проникнуть внутрь. Храм, окруженный высокой оградой, некогда представлял собой крепость. Отсюда предположение, что при осаде должен быть ход к реке. ОТАП Отап - наименование предгорного села в Очамчирском районе (ныне часть села Члоу), а также речек в селах Уатап и Ткварчал. В материалах XIX столетия встречается как Атаб, Атап, Отап. Уатап - «место пещер», «пещерное место», «место каньона речка». Село Уатап примечательно своими пещерами. Здесь находится одна из крупных карстовых пещер Абхазии. Название ее увязывается с именем героя абхазского сказания об Абраскиле (Абрскиле), - прототипе общеизвестного Прометея - который якобы привязан цепями к столбу в конце пещеры. В пещере несколько залов, изобилующих сталактитами, сталагмитами и сталагнатами. Залы оборудованы освещением. С Прометем - Абраскилом связано и название речки, вытекающей из этой же пещеры и известной под именем «конский навоз выносящая». У подошвы горы Уагырда ("изголовье пещеры", "место головы (начало)", "место головы (начала) пещеры") находится вход в Уатапскую пещеру Абрскьыла. Может быть, из-за такого названия горы, кроме "Пещеры Абраскила" здесь невдалеке расположена еще одна - пещера "Голова Отапа". На границе села Утап (Отап) на реке Улыс расположена посреди скалы овальная пещера, здесь по преданию обитала русалка – Дзызлан, которая своим пением завораживала охотников и путников. Здесь же низвергается очень красивый водопад. (НЕ НАШЛА!) Кстати, знаете, как определить, что перед вами не обычная девушка, а русалка? Посмотрите на ее ножки. Русалки ходят пятками вперед:) У входа в пещеру Абраскила находятся остатки Великой Абхазской стены. Здесь же предлагается небольшая конная прогулка до "Самшитового водопада". Главная фишка этой прогулки - вы будете ехать вдоль Великой Абхазской стены!
  10. КЫНДЫГ Кындыг (Киндги) - прибрежное село в Очамчирском районе. Название села фиксируется в источниках как Кындых, Кандихи, Киндхи, Кындыг, Киндги, Кындыг. Не исключено, что ойконим имеет тюркское происхождение, тур. Киндик «центр». Название Киндик «центр» вполне соответствует положению села Кындыг, являвшееся, в эпоху турецкого владычества, центром их торговой фактории «Тиркару эмпориум», располагавшееся в междуречьи рр. Кодор и Моку (Моква). На Кындгском берегу моря, находились во времена генуэзцев, а затем и турок, причалы - торговые пункты Алагуана//Ологуана, Санта-Мария ( имя святой Мария у абхазов произносится как Машьа, отсюда и современная абхазская форма Сата-Машьа от исходного Санта-Мария.), а рядом с западной стороны - известная Скурча. Село известно своими горячими источниками ГЕНУЭЗСКАЯ ФАКТОРИЯ САН-ТОММАЗЗО В.А.Чирикба. Абхазия и итальянские города-государства 13-15в.в. В.А.Чирикба. Загадка Катерины. Кем была мать Леонардо да Винчи Сан-Томмазо или «крепость святого Фомы» (другое название - Тамышская крепость возле посёлка Кындыг). Данная крепость присутствует на генуэзских картах 15 века. Крепость принадлежала Банку Св. Георгия Генуэзской республики. Генуэзские торговые поселения (фактории) появились тогда во многих пунктах Абха­зии: Какари (совр. Гагра), Санта-Со­фия (Св. София – совр. Алахадзы), Пецонда (совр. Пицунда), Каво ди Буксо (Самшитовый карьер – совр. Гудаута), Никоффа (совр. Новый Афон), Севастополис – Сан-Себастьян (Св. Себастьян – совр. Сухум), Олагуана (восходит к итальянскому «лагуна» – залив – мыс Кодор), Каво Зизибар (Адзюбжинский карьер), Таманса – Сан-Томмазо (Св. Томмазо – совр. Тамыш) и Сан-Анжело (Св. Ангел – низовья реки Ингур). Одним из важнейших предметов экспорта являлся лес Очень ценились: драгоценный самшит, «железное» и «красное» дерево, корабельный и строительный лес. Вывозили также зерно и вино. В Каффе был даже введён специальный налог на ввоз вин из Севастополиса. Большим спросом в Западной Европе пользовались поступавшие по морю необработанные шкуры и кожа. Генуэзцы, скорее всего, на концессионных началах приступили к эксплуатации свинцовых рудников в долине р. Гумиста, близ Севастополиса. Большим спросом в Европе пользовались: сушёная и солёная рыба, лососевая икра, воск, шкуры лис и куниц, овцы, хлопчатник, шафран, фрукты, руда, содержащая серебро, лекарственные травы из Абхазии и др. Одним из важных источников дохода феодалов (генуэзских и местных) был «живой товар» (рабы), который торговцы доставляли в Золотую Орду и на все невольничьи рынки Средиземноморья. Из Севастополиса рабы вывозились в Каффу, один из главных центров работорговли в Причерноморье. Самый ранний акт датирован 3 мая 1289 г. В хрониках сохранились сведения о том, что целые кварталы в Генуе, Венеции и т.д. были заняты выходцами из Кавказа и Причерноморья. И есть вероятность, что мамочкой всем известного Леонардо да Винчи была Катерина - абхазка! Проживали здесь в Сан-Томмаззо генуэзцы, греки, армяне, абхазы. Торговали шумно, весело и с высокой маржинальностью. Да, и про рабов не забывали! Пока турки не решили прикрыть эту конкурирующую лавочку. После осады османами и обстрела из пушек (одно из ядер археологи выковыряли из стены), крепость пала приблизительно в 70-х годах XV века. Торговля рабами из Абхазии и Черкесии в Турцию не прекращалась вплоть до середины XIX века, когда ей положила конец Россия. Смотровая площадка около фактории ТАМЫШ Тамшь (Тамыш) - село в Очамчирском районе в междуречье рр. Дгамышь и Тоумышь. Название села Тамшь (Тамыш) фиксируется с XIII века на итальянских (генуэзских) картах как: Tamusi, Tamasa, Tamocsi - Тамокчи. Нельзя не согласится с Ш. Д. Инал-ипа в том, что основой названия является Там или Тама. Она отчетливо выделяется во всех вышеперечисленных вариантах названия поселения, а на одной из старых карт значится именно как Тама. Последнее, несомненно, связано с известным абхазо-абазинским дворянским, родовым именем Там, Тамаа, что подтверждается названием местности на границе сел Кутол и Тамыш - «село Тамовых» . Таким образом, можно говорить о том, что село Тамышь и река Тоумышь (Тамышь) первоначально именовались фамильным именем владетелей села Там или Тамаа . Поселение здесь существовало с глубокой древности. Жители занимались рыболовством, мореходством, о чем ярко свидетельствуют археологические находки. Найдена керамическая модель лодки (предположительно VIII век до н.э.). В древности здесь находилась судоверфь, где апсилы строили и освящали морские суда. Вглубь села был прорыт канал, следы которого сохранились и по сей день. Именно в Тамыш доставили изгнанных из Иерусалима апостолов Христа Андрея Первозванного и Симона Канонита и здесь они начали свою проповедническую деятельность.
  11. Почему-то о следующих фактах никто никогда в экскурсиях не рассказывает. Мне эти сведения показались забавными. Фазиль Искандер. Зана Снежные люди Доподлинно известно, что в селении Тхина (Абхазия, Очамчирский район) в XIX веке была поймана и приручена самка гоминида. Ей даже дали вполне человеческое имя — Зана. Некоторое время она переходила от хозяина к хозяину, пока не попала к дворянину Эдги Генаба. Тот отвез Зану в свою усадьбу в селении Тхина. Сначала самка гоминида обитала в загоне из поставленных вертикально бревен. Вела она себя, как дикий зверь, а потому к ней никто не входил. Даже пищу спускали Зане на веревке. Она вырыла себе большую яму и спала в ней. Целых 3 года прошло, прежде чем самка гоминида начала приручаться. Некоторое время спустя ее уже держали за плетеной оградой, под навесом на привязи, а потом и вовсе стали отпускать на волю. Зана уже не стремилась убежать. Однако она не любила находиться в замкнутом помещении, предпочитая спать в яме под навесом. Говорить Зана не умела. Правда, иногда Зана что-то бормотала, испускала нечленораздельные восклицания или резкие крики. Однако самка снежного человека прекрасно знала свое имя и отзывалась на него. Понимала она и простые команды. Это было очень выносливое и сильное существо. Говорят, что она бегала быстрее лошади и могла переплыть протекавшую неподалеку бурную речку даже во время ее разлива. Зана в любое время года купалась в местном источнике, который до сих пор носит ее имя. Умела она, хоть и неуклюже, лазить по деревьям. А сила ее была такова, что огромный мешок с мукой она поднимала одной рукой. Жительницы селения боялись дикарки и осмеливались приближаться только в том случае, если у Заны было хорошее настроение. Ела самка все, что ей давали. Иногда ей давали вино, от которого у Заны всегда поднималось настроение, а вскоре она впадала в глубокий сон. Надеваемое на нее платье рвала в лохмотья. Однако к набедренной повязке ее отчасти приучили. Следует заметить, что Зана нередко беременела от местных "любителей экзотики" и рожала детей. Сразу после родов она купала младенца в ледяной воде источника, видимо, делая это инстинктивно: так поступали все снежные люди. Зана вероятно не понимала, что ее дети — метисы, слишком нежные для столь сурового обращения. Они не выдерживали водных процедур и погибали. Со временем жители села начали отнимать у нее новорожденных и выкармливать их. Благодаря этому выжили два сына и две дочери Заны. Это были вполне нормальные люди, хотя и отличавшиеся от односельчан некоторыми странностями в поведении. Да и облик их был не совсем обычным. Старшего сына Заны назвали Джандой, старшую дочь — Коджанар. Младшая дочь снежной женщины Гамаса скончалась в 1920-х годах, а второй сын Хвит ушел из жизни 1954 году. Все они сочетались браками с обычными людьми и имели потомство. Сколько лет прожила Зана и от чего умерла, неизвестно - скончалась в промежутке между 1880 и 1890 годами. Но до последних дней она не менялась внешне. Не поседела, не потеряла ни одного из зубов - белых, больших и крепких, сохранила физическую силу. Говорить она так и не научилась. Черные люди Как ни странно, но в нескольких деревнях Абхазии (Адзюбжа в устье реки Кодор и окрестных сёлах Абхазии: Члоу, Поквеш, Агдарра, Меркула и др.) по сей день живут негры (афроабхазцы?!!), искренне считающие себя абхазцами! Чернокожие граждане обосновались в этих краях (Адзюжба) то ли в XIX, то ли вовсе в XVII веке – у историков по этому поводу единое мнение отсутствует. По одной из версий, пару-тройку сотен рабов закупили и импортировали князья Шервашидзе. Естественно, не экзотики ради, а сугубо практической пользы для – с целью использования их труда на цитрусовых плантациях. Эксперимент по какой-то причине не удался и этот «кейс» стал первым и последним, ну а гости из далёкой Африки так и остались обживаться. По другой версии, негры-абхазы — потомки колхов. Однако вопрос о вероятности хоть какой-то преемственности между античными колхами и нынешними абхазскими неграми открыт: достоверных свидетельств о существовании негроидного населения в исторической Колхиде не имеется. Также они могут происходить от египетских коптов или от фалаша, эфиопских иудеев. По третьей легенде к появлению негров-абхазов причастен Пётр Великий: он-де ввозил в Россию много арапов — и тех из них, которые не смогли акклиматизироваться в северной столице России, Санкт-Петербурге, щедро дарил абхазским князьям. Кстати, есть мнение, что и предок Александра Пушкина, Ганнибал, родом вовсе не из Эфиопии, а из Абхазии. Существует и ряд «народных» опоэтизированных легенд. По одной из них, упоминавшейся в докладной записке Ивана Исакова Никите Хрущёву, вблизи абхазских берегов во время шторма потерпел крушение османский корабль с невольниками, которых везли на продажу. И нынешние негры-абхазы — потомки спасшихся с того корабля и основавших колонию в Абхазии. Эта легенда, правда, не объясняет, как такой корабль могло занести в воды этой части Чёрного моря настолько далеко от основных морских путей негритянской мировой работорговли. В настоящее время большая часть адзюбжинских негров сильно метисирована, многие покинули село, осев в других частях Абхазии и за её пределами. Производство соли У абхазов до сих пор существут красивая загадка. "Рожденное водой, воспитанное солнцем, увидя свою мать - умирает" Это соль. Можно сказать с увереностью, что на побережье Абхазии к середине 1 тысячелетия до н.э. эта отрасль хозяйства уже перешагнула пределы домашнего производства и обратилась в промысел. Морское побережье уже тогда использовалось для изготовления (выпарки) соли, предназначавшейся не только для нужд своего усложненного уже хозяйства, например, для засолки рыбы в приморских поселениях. Надо полагать, что соль тогда уже увозилась в глубь страны, где она могла употребляться для засолки мяса и иных видов консервации продуктов, что отвечало росту скотоводству и земледелию в этих частях страны. По рассказам стариков, абхазы еще в 19 веке варили соль из морской воды. Так например, жители с.Адзюжба запускали морскую воду в небольшие бассейны, вырытые позади берегового вала, и после естественного испарения воды допаривали рассол на огне там же, на месте. Окончательно досушивали соль дома на широких досках. Селища со своеобразной керамикой, открытые здесь на побережье, знакомят нас с другим промыслом, игравшим не меньшее значение в жизни населения. Речь идет о следах тканей, запечатленных на стенках сосудов. Это, несомненно, льняной холст, выработка которого, очевидно, достигала большого совершенства в конце бронзовой эпохи . Лишь на основе этого чрезвычайно древнего производства можно объяснить то, почти монопольное, положение на рынке закавказского льна, о котором Геродот сообщает:" Они (колхи) и египтяне одни только обрабатывают лен и притом одинаковым способом. Колхидское полотно у эллинов носит название сардонического". Природные условия здесь чрезвычайно благоприятны для разведения льна. И вот одна из версий путешествия аргонавтов говорит о том, что добывалось в Колхиде не руно барашка с застрявшими в нем золотинками, а технология производства тончайшей льняной нити, для чего и была прихвачена с собой жрица-мастерица Медея. Игорь Машников. Секрет жрицы Медеи, или Еще одна версия похода аргонавтов Далее на трассе расположено село Атара. Здесь, на высоком берегу Кодора, стоит Атарская крепость, с которой связана древняя легенда еще древнегреческой Колхиды о местном «Дедале». (НЕ НАШЛА!)
  12. АБЖУА Абжьуа (Абжуа) - название одной из областей феодальной и современной Абхазии, ныне официально именуемой Очамчирским районом. Как отмечают ряд авторов, в конце XVII в. сыновья владетеля Абхазии Зегнака Чачба (Шервашидзе) - Ростом, Джикешия и Квапу поделили страну на три части: территория до р. Кодор досталась старшему брату Ростому, Джикешия утвердился в области между реками Кодор и Галидзгой, которая впоследствии была названа «Абжуа» («Серединная область»), а младший - Квапу занял территорию между Галидзгой и Ингури, названную позже «Самурзакано» - по имени сына Квапу Мурзакана Чачба (Шервашидзе). С введением русского управления в Абхазии в 1864 - 1866 годы Абжуа официально именовался «Абжуйский округ», с 1866 по 1889 год был известен как «Кодорский участок», в 1919 - 1930 годы именовался «Кодорский уезд», с 1930 года - Очамчирский район. Название Абжьуа (Абжуа) буквально переводится как «серединные люди». АДЗЮЖБА Адзюбжа - современное село в Очамчирском районе на левобережье р. Кодор. Первоначально село Авидзибжара или Адзюбжа располагалось в междуречье Малого и Большого Кодора. В начале XIX века жители этого села были переселены на левый берег Большого Кодора. В связи с этим и название села перекочевало туда же. В материалах ЦГВИА населенный пункт «Аджуипса» (Адзюбжа) идентифицируется с селом Кодор. Название Адзыбжьара в значении «междуречья» встречается во многих местах Абхазии, а его усеченная форма Адзбжьа, в результате метатезы трансформировалась в современное Адзбжьа. В грузинских источниках XIX века абхазское Адзбжьа переводится как Шуа сопели «Среднее село», а в русских как «Среднеречье». Отличная карта низовьев Кодора Кодор, вагоны Если свернуть в сторону моря, переехав мост через Кодор, и пройти несколько сотен метров вниз по течению реки, можно найти довольно странное место. Здесь, закопанные в крупную гальку, лежат десятки заброшенных железнодорожных вагонов... Брошенные железнодорожные вагоны выполняют роль берегоукрепительных сооружений. Вместе с насыпной дамбой, они защищают небольшой населенный пункт на берегу реки от полноводной по весне реке Кодор. ХРАМ МАРМАЛ АБАА (храм влюбленных, "Лебединый храм", Белый храм) НЕ НАЙДЕН На левом берегу реки Кодор находится небольшая средневековая церковь Мармал-абаа. Здесь моряки, еще до явления Христа, перед походом молились покровителю морей Ага-ныху и совершали специальное моление «Попутному ветру». Памятник героине рассказа М. Горького С селом Адзюбжа связана еще одна интересная история. Во время постройки шоссе Новороссийск-Батум в этих местах работал Максим Горький. И вот однажды, проходя по окрестностям, он услышал жалобные стоны неподалеку в кустах. Подойдя, он увидел лежащую женщину, у которой начались роды. Она сначала попросила его удалиться. Но Горький оказался стойким человеком и помог принять роды, он же перегрыз пуповину ребенка. Под впечатлением от пережитого, Горький написал впоследствии рассказ «Рождение человека». Через несколько лет писатель опять приехал в эти места, хотел увидеть ребенка и роженицу, которой когда-то помог. Но так и не нашел… В память об этой истории был создан памятник женщине-матери (с младенцем на руках - НЕ НАШЛИ!), его вы можете увидеть, проезжая вдоль центрального шоссе. Когда в с. Адзюбжа в советские годы построили роддом, его назвали «Рождением человека», правда, во время войны 1992-1993 годов учреждение было разрушено.
  13. ДРАНДА Дранда // Драндра - известное село в Гулрипшском районе на правобережье р. Кодор. Название села в форме Dandras фиксируется в XVII столетии в качестве название церкви. У Вахушти приводится форма Драндара. На картах XVIII - XIX веков даются: Транша, Дандар, Дранды, Дранда. В начале XIX века фиксируется двойное название - «Дранда-Цхоби», у Нордмана «Цкабын или Дранда». Цкабын (Цкыбын) является абхазским названием Дранды и фиксируется оно вместо Дранды целым рядом источников еще с конца XV века как Цхаба, Цкыбын. В некоторых материалах фигурируют оба названия рядом друг с другом: Цкабун и Дранды, Цхубен и Дранда. Если исходить из Драанда // Драандара (Дзраандара), то название можно перевести с абхазского как «край вод», «прибрежье". Понятие «вода» - «река» здесь уместно, Дранда находится у р. Кодор, где, как известно, она проходила раздельно на рукава. В пользу такой этимологии может говорить и второе название этой территории Цхаба (Цкаба), Цкыбын. На наш взгляд, появления второго названия было вызвано тем, что первое Дранда/Драндра больше воспринималось как название Драндского собора. Цхыбын//Цкыбны) «прибрежное место», "прибрежное село». СОБОР УСПЕНИЯ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ В современном селе Дранда (Цкыбын) находится известный Драндский собор VI-VII веков, относящийся к крестокупольным, четырехстолпным храмам, имевшим в Византии наибольшее распространение в VI-VII веках. О Драндском храме упоминает царевич Вахушти в своей "Географии Грузии", говоря, что "близ реки Кодор в Дранде стоит большой изящный храм с куполом". Известный исследователь Кавказа Дюбуа де Монпере, посетивший Абхазию в 30х годах 19века, сообщает в своей книге, что в Драндском храме сохранился древний мраморный иконостас. Иосиф Адзинба в своей книге "Архитектурные памятник Абхазии" пишет про обнаруженное им в 1940 году подземное сообщение храма с Малым Кодором, протекающим под обрывом с восточной стороны горки, на которой расположен храм. К северо-востоку от храма (в 250-300м) у подошвы обрыва имеются три отверстия подземных ходов, не сразу бросающихся в глаза. Два из них связаны между собой целой сетью коридоров, идущих довольно глубоко в гору. Во время турецкого владычества Драндский храм подвергся разрушению. Об этом сообщается в отчете русского посольства, побывавшего в Драндском соборе в 1640 году. В 1835 г. Дранда была занята царским отрядом генерала Ахлестышева как стратегический пункт. В 1883 г. здесь был основан мужской монастырь. В связи с этим на территории Цкабына или Верхняя Дранда образовался новый населенный пункт Архиерейское. Это, видимо, особая икона для храма - "Никиты-бесогона". Такая же икона висит около небольшой купальни, сооруженной во дворе. Эффект, который вы видите, присутствует на двух фотоаппаратах. Со временем купальня преображалась: 2016 год 2017 год На этом месте в прошлом году стояла высокая водокачка (ну, или какая-то башня). Сегодня достраивают водосвятную часовню. Оказывается, построили еще одну купальню, а роль водонапорной башни теперь выполняют насосы Единственная тюрьма Абхазии, тоже расположена на территории монастыря
  14. ЦЕБЕЛЬДИНСКАЯ КРЕПОСТЬ Римская сторожевая крепость 5 века, охранявшая шёлковый путь из Азии в Рим, также предупреждала о приближающихся крупных армиях с помощью системы сигнальных огней. В византийских источниках VI века упоминалось как Цибилиум в связи с войной Персии с Византией в Колхиде. Персы сумели захватить форпост в 550 году, но апсилы отбили его. А в VII-VIII веках стены Цибилиума неоднократно отражали нападения арабских захватчиков. Напротив можно увидеть гору Адагуа, очертаниями напоминающую египетские пирамиды. В древности местные народы весьма почитали эту гору. На этой вершине некогда находилось языческое святилище, от которого до наших дней дошли лишь остатки каменной кладки. Кстати, с горы некогда в военное сооружение был проложен водопровод. Высота Цебельды над уровнем Кодора - примерно 400 метров Кстати, помните Анакопийскую крепость на берегу моря в 17 веке? Я нашла еще одну карту, где и Цебельда в то время - тоже находилась на берегу моря. Ну вот. В этом направлении мной, к сожалению, не освоена поездка на "Южный приют". И на озеро Амткел я тоже не попала.
  15. ДЖАМПАЛ В Джампале бывает больше или меньше воды. Но за 7 лет поездок место пикника каждый год менялось. Однажды пикник был почти на острове, там и стол когда-то был, пока река его не снесла В другой год "пикничали" на другом берегу, где можно было искупаться в быстром потоке Когда-то на берегу устроили нечто, напоминающее кафе, но быстро от него отказались, потому что уж очень много собак туда приходило:) Поэтому место для пикника перенесли к Верхнему Шакурану, а Джампалом теперь можно просто любоваться Смотровая площадка. Когда-то отсюда можно было рассмотреть место слияния Джампала и Кодора. Но почему-то смотровую сдвинули, теперь видно только Кодор. БАГАДСКИЕ СКАЛЫ Багада - встречается в источниках с начала XIX века как название населенного пункта и местности на правом берегу р. Кодор между Багадским мостом и речкой Хенга. Багада издавна известна как место переправы через р. Кодор - «Багадский мост»; здесь же знаменитые Багадские скалы или же Куаначхир, Багадские теснины или же Багадские Фермопилы, являющиеся воротами Дала . Выше населенного пункта Багада лежало село Хинга или Хенги. Скорее всего, в его основе имеется дворянское родовое имя Баг, Багаа (множ.) - "село Баговых». Говорят, в пещерах этих скал сохранился якорь корабля Ноя! "Чертов мост", ну, или то, что от него осталось На другой стороне Кодора - милый водопадик, заросший травертином. Но в этом году был обвал, дорога до водопадика ухудшилась. Все равно, красиво!
×
×
  • Создать...