Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Рижский модерн


Рекомендуемые сообщения

Вернулась из тура «Рижские каникулы + Таллин». Здесь я хочу рассказать о том явлении, которое произвело на меня самое сильное впечатление — рижском архитектурном модерне. Рига — настоящий рай для любителей этого необыкновенно красивого и изысканного архитектурного стиля, здесь около 800 зданий в стиле модерн. Очень радует, что большинство домов в хорошем состоянии, отреставрированы или реставрируются.

Здесь выложу подборку фото с небольшими комментариями. Фотографии, понимаю, не идеальны. На профессионализм не претендую, фотоаппарат у меня простой, не всегда удавалось четко запечатлеть детали. Все фотографии подписаны, во всех случаях указана улица, в некоторых — еще и номер дома.

Немало образцов модерна можно найти в окрестностях отеля Albert, который ТТВ часто бронирует для своих групп. Сразу от выхода из отеля, несколько правее, начинается улица Антонияс (Antonijas).

Дом №8 - один из самых моих любимых рижский домов. Он имеет достаточно скромный декор, но есть одна интересная деталь: вход стерегут два симпатичных дракончика. Дом построен по проекту архитектора Константина Пекшена (Пекшенса) - одного из самых выдающихся мастеров рижского модерна. Это один из первых латышских архитекторов, получивших профессиональное образование, по его проектам построено около 250 домов в Риге.

01 ул. Антонияс, д. 8.JPG

02 ул. Антонияс, д. 8.JPG

03 ул. Антонияс, д. 8.JPG

04, ул. Антонияс, д. 8.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Будет весьма любопытно познакомиться еще с одним исследованием этой крайне увлекательной и захватывающей темы и удивиться могущим возникать до бесконечности новым открытиям ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перпендикулярно ул. Антонияс идет улица Альберта, названная в честь основателя Риги епископа Альберта фон Буксгевдена. В советское время называлась улицей Фрича Гайля. Улица была заложена в честь 700-летия Риги. Это настоящая жемчужина стиля модерн, большинство домов на этой небольшой улице относится к этому стилю.

Дом №1 (архитекторы Генрих Шель и Фридрих Шеффель, 1901 год.).

05 Ул. Альберта, д. 1.JPG

 

06 Ул Альберта, д. 1.JPG

 

07 Ул Альберта, д. 1.JPG

 

Несколько домов по улице Альберта построены по проектам Михаила Эйзенштейна (1867-1921) - отца режиссера С. Эйзенштейна. Полет фантазии этого мастера просто поражает, его постройки отличаются необыкновенно богатым и изысканным декором. Здесь и растительные мотивы, и женские фигуры, и маски, и животные.

Дом №2а (1906 г.). Над входом - женщины с факелами и маскароны. Различные маски - характерный элемент стиля модерн. А рижские маски еще и отличаются особой эмоциональностью. Эти - кричащие то ли от гнева, то ли от боли. Перед входом - два сфинкса, зарисованных Эйзенштейном еще в детском возрасте. Сфинксы не пожелали фотографироваться анфас, получилось то, что получилось.

08 ул Альберта, д. 2а.JPG

 

09 ул Альберта, д. 2а.JPG

 

10 ул Альберта, д. 2а.JPG

 

11 ул Альберта, д. 2а.JPG

 

Дом №2 (1906 г.). В одной из квартир жил с семьей Сергей Маркович Нюренберг, отец Елены Сергеевны - будущей жена Михаила Булгакова. Эйзенштейн был заядлым театралом, любителем оперы, и считается, что женские маскароны на фасадах его домов - это лица оперных певиц.

 

12 Альберта, д. 2.JPG

 

13 Альберта, д. 2.JPG

 

14 Альберта, д 2.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дом №4 (1904) также построен по проекту М. Эйзенштейна. Одна из визитных карточек модерна - необычные, часто плавные, обтекаемые формы окон и дверных проемов. Здесь окна верхнего этажа (в центральной части фасада) имеют форму замочной скважины, ниже - так называемые "почковидные" окна, а еще ниже - окна, напоминающие фабричные трубы. Мелкая расстекловка окон - тоже характерный для модерна прием. Наверху - три маски медуз, а также два льва в боевой стойке, символизирующие безопасность и защиту. Медузы похожи на тех, которые украшают здание Сецессиона в Вене. В центре здания расположен крылатый рельеф с головой женщины. Крылатые львы охраняют двери дома.

 

15 ул. Альберта, д. 4.JPG

 

16 ул. Альберта, д. 4.JPG

 

17 ул. Альберта, д. 4.JPG

 

18 ул. Альберта, д. 4.JPG

 

Дом №5 (архитектор Фридрих Шеффель) - первый по времени постройки дом на улице Альберта (1900 год).

 

 

19 ул. Альберта, д. 5.JPG

 

Дом №6 (1904, М. Эйзенштейн). Над входом - рельеф с изображением мужского маскарона, как бы колеблющегося в выборе между двумя женщинами.

 

20 ул. Альберта, д. 6.JPG

 

21 ул. Альберта, д. 6.JPG

 

22 ул. Альберта, д 6.JPG

 

Дом №7 построен по проекту Германа Гилбига (Хилбига) в 1908 г. На фасаде - рельефные изображения солнца и двух львов, а над входом - маска египтянина. Изображение солнечного диска между двумя львами можно видеть на древнеегипетских папирусах и саркофагах, только там львы обращены спинами к солнцу и друг к другу. А вообще изображение солнца очень характерно для архитектуры модерна.

 

023 Альберта, д. 7.JPG

 

24 ул Альберта, д 7.JPG

 

25 ул. Альберта, д 7.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, Esperanza, замечательная тема. Я переживала, что мало увидела рижского модерна, а у Вас даже с деталями и подробными комментариями. Здорово !!!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжаем прогулку по улице Альберта

Дом №8 (1903 г.) - одна из самых эффектных построек Эйзенштейна. Особенно изящна отлелка нижней части эркера. Мастера модерна часто используют растительные мотивы, причем предпочтение отдается вьющимся растениям с длинными стеблями.

 

26 ул. Альберта, д. 8.JPG 27 ул. Альберта, д. 8.JPG

 

29 ул. Альберта, д. 8.JPG 30 ул. Альберта, д. 8.JPG

 

31 ул. Альберта, д. 8.JPG

 

 

Дом №9 (К. Пекшен, 1901 г.)

 

32 ул. Альберта, д 9.JPG

 

 

Дом №11 (1908 г.) построен по проекту Эйжена Лаубе - ученика К. Пекшена. Это здание очень контрастирует с легкими, изящными постройками Эйзенштейна. Лаубе еще студентом побывал в Финляндии, и здесь можно видеть влияние на него финского модерна. Иногда это называют "северным модерном", иногда - "национальным романтизмом"; для него характерны лаконичные, несколько тяжеловесные объемы, использование природных материалов с грубой фактурой, прежде всего, натурального камня. Темно-серый цвет придает дому еще бОльшую суровость, от него веет какой-то первобытной силой. Над воротами - орнамент, напоминающий то ли руны, то ли мотивы народных вышивок.

 

33 ул. Альберта, д. 11.JPG 34 ул. Альберта, д. 11.JPG

 

35 ул. Альберта. д. 11.JPG 36 ул. Альберта, д. 11.JPG

 

Дом №12 (К. Пекшен, Э. Лаубе, 1903). На первом этаже до 1907 года была квартира Пекшена и его мастерская. С 2009 г. здесь находится музей модерна. Побывать в нем мне, к сожалению, не довелось, слишком мало времени было в Риге.

 

 

37 ул. Альберта, д 12.JPG 39 ул Альберта, д 12.JPG

 

Дом №13 (М. Эйзенштейн). Дом был построен в 1904 г., после известия о разгроме японцами русского флота. Павлины с опущенными хвостами, грустные девы со скрещенными под грудью косами, козлиные (или бараньи?) головы - все это выражает тревогу и страх. Наверху - скульптурные изображения кричащих женщин с заломленными руками. Особенно зловеще выглядят маски, смотрящие пустыми глазницами. А на фронтоне - маска Аполлона в венце из лучей, символ то ли безнадежного равнодушия высших сил, то ли надежды на спасение.

 

41 ул. Альберта, д. 13.JPG 42 ул. Альберта, д. 13.JPG

 

43 ул. Альберта, д. 13.JPG 44 ул. Альберта, д. 13.JPG

 

45 ул.  Альберта, д. 13.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Esperanza, Вы архитектор? или это увлечение? Спасибо, очень интересно и профессионально

Спасибо, МЕЧТА, за добрые слова! Я сотрудник художественного музея, хотя искусствоведческого образования у меня нет, я филолог. "По долгу службы" я имею представление об архитектурных стилях, хотя и не могу сказать, что оно очень глубокое. До настоящего профессионализма мне, думаю, еще далеко... А модерн очень люблю, поэтому очень хотелось познакомиться именно с прославленным рижским вариантом этого стиля. Постараюсь и дальше делиться интересной информацией! :smile:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По улице Альберта можно выйти на улицу Элизабетес. Улица начала застраиваться еще в XIX веке. В советское время называлась улицей Кирова.

 

Дом №6 (1902, Г. Хилбиг). Из характерных элементов модерна здесь, пожалуй, только узоры решеток ворот и наддверных пространств. Такие изогнутые, как бы стелющиеся линии называли по-разному: и "удар бича" и "взбесившийся червяк". На фронтоне надпись: "Laborem in victoria nemo sentit", то есть "Победа не чувствует тяжести усилий"

 

46 ул. Элизабетес, д 6.JPG 48 ул. Элизабетес, д 6.JPG

 

49 ул. Элизабетес, д 6.JPG

 

Дома №10а и 10b - одни из самых известных построек М. Эйзенштейна в Риге (оба - 1903 г.)

Дом №10а

 

50 Элизабетес, д. 10а.JPG 51 Элизабетес, д. 10а.JPG

 

52 Элизабетес, д. 10а.JPG

 

Считается, что отделку фасада дома №10b Эйзенштейн придумал не сам, а взял с эскиза лейпцигских архитекторов Г. Вюншмана и Г. Коцеля. Конечно, самая запоминающаяся деталь здесь - громадные лица, обрамляющие фронтон. Прочитала в Интернете, что их высота более 4 метров. Между лицами - павлин с роскошным хвостом. Очень хороши и совы. Изображения павлинов и сов не редки в модерне. Совы есть и на некоторых петербургских домах: Невский пр., д. 72, Большой проспект Петроградской стороны, д. 44.

 

53 Элизабетес, д. 10b.JPG 54 Элизабетес, д. 10b.JPG

 

55 Элизабетес, д. 10b.JPG 56 Элизабетес, д. 10b.JPG

 

57 Элизабетес, д. 10b.JPG

 

Дом №13 (К. Пекшен, 1904 г.)

 

58 Элизабетес, д 13.JPG

 

Дом №17 (год постройки и имя архитектора не нашла). Еще один эмоциональный рижский маскарон - очень позитивный.

 

59 Элизабетес, д. 17.JPG 60 Элизабетес, д. 17.JPG

 

Дом №23 (Г. Хилбиг, А. Гизеке, 1903 г.). Интересно оформлено наддверное пространство. Узор решетки напоминает то ли раковину, то ли павлиний хвост. Маскароны здесь восточные - в чалмах, а кто такой между ними - определить не берусь. На фронтоне надпись: "Labor omnia vincit" (труд рождает все).

 

61 Элизабетес, д 23.JPG 62 Элизабетес, д 23.JPG

 

63 Элизабетес, д 23.JPG 64 Элизабетес, д 23.JPG

 

Дом №33 (М. Эйзенштейн, 1901 г.)

 

069 Элизабетес, д. 33.JPG 070 Элизабетес д. 33.JPG

 

072 Элизабетес, д. 33.JPG 073 Элизабетес, д. 33.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гуляя по улице Элизабетес, стоит заглядывать и на пересекающие ее улицы, там тоже много интересного. Одна из них - улица Виландес (Vilandes, раньше называлась Янкас Купалас)

 

Очень красив дом на углу Элизабетес и Виландес (1898, архитекотр Рудольф Генрих Цирквиц). В интернете есть сведения о том, что будущая жена Булгакова Елена в юности жила именно в этом доме (другая же версия связана с домом №2 по ул. Альберта, я ее тоже приводила). Над балконами верхнего этажа - головы с рогами, и считается, что это изображения дьявола (хотя вид у них, по-моему, не страшный, даже добродушный). А ведь Елена Булгакова была прототипом Маргариты. Знаменательное совпадение. Над окнами нижнего этажа - еще какие-то чудища с клыками и большими ушами.

074 Угол Элизабетес и Виландес.JPG 075 Угол Элизабетес и Виландес.JPG

 

076 Угол Элизабетес и Виландес.JPG 077 Угол Элизабетес и Виландес.JPG

 

078 Угол Элизабетес и Виландес.JPG

 

Дом №2 (Р.Г. Цирквиц, 1903 г.). Волосы маски на фронтоне как бы проросли в крону дерева.

079 ул. Vilandes д. 2.JPG

 

Улица Стрелниеку (Strelnieku)

Серый дом - №1b, оранжевый - №11 (года постройки и имен архитекторов не нашла)

 

80 Strelnieku, д. 1б.JPG 81 Strelnieku, д. 11.JPG

 

Дом №4а (М. Эйзенштейн, 1905 г.). Выступы крыши поддерживают атланты. На фасаде - скульптуры женщин с венками, а также женщин в лодках (носовые части лодок украшены орлиными головами). Очень интересны маскароны над окнами нижнего этажа. Считается, что это греческие воины (а еще на роботов очень похожи). Если присмотреться к верхней части колонн, то можно увидеть, что они украшены бараньими головами (баран - символ плодородия и жизненной силы).

82 Strelnieku, д. 4а.JPG 83 Strelnieku, д. 4а.JPG

 

84 Strelnieku, д. 4а.JPG 85 Strelnieku, д. 4а.JPG

 

86 Strelnieku, д. 4а.JPG 87 Strelnieku, д. 4а.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Улица Бажникас (Baznikas) также идет перпендикулярно ул. Элизабетес. В советское время это была ул. Вейденбаума.

Дом №4а (К. Пекшен, 1904 г.)

88 ул. Baznikas, д. 4а.JPG 89 ул. Baznikas, д. 4а.JPG

 

90 ул. Baznikas, д. 4а.JPG

 

Дом №5 (Ф. Шеффель, 1907 г.). Здания, построенные этим архитектором, обычно имеют довольно сдержанный декор. Окна часто глубоко утоплены в толщу фасада, что позволяет показать массивность стен.

91 ул. Baznikas д. 5.JPG 92 ул. Baznikas д. 5.JPG

 

93 ул. Baznikas д. 5.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Улица Бривибас (Brivibas) также пересекает ул. Элизабетес. Улица сменила множество имен, называлась и Александровской (в честь Александра I), и Гитлерштрассе (во время немецкой оккупации), и Ленина. А "бривибас" означает "свобода".

 

Дом №47 (Э. Лаубе, 1908 г.)

 

94 угол Brivibas и Lacplesa, д. 47.JPG 94а  угол Brivibas и Lacplesa, д 47.JPG

 

95  угол Brivibas и Lacplesa, д 47.JPG

 

Дом №55 (1900 г.) находится на углу улиц Brivibas и Gertrutes. Этот дом возводился силами Рижского домостроительного акционерного общества. Строительство велось по эскизу берлинского архитектора Альберта Гизеке, а руководил строительством Вильгельм Нейман - искусствовед, историк и архитектор. Это здание было известно под именем "Бюнгнерхоф" - в честь одного из учредителей домостроительного акционерного общества. Здание отличалось очень высоким уровнем благоустройства. Это один из первых домов в Риге с центральным отоплением, горячей водой, электрическим освещением и лифтом. На каждом этаже располагались шести-, восьмикомнатные квартиры.

 

99 Brivibas, д. 55, угол с ул. Гертрудес.JPG 100 Brivibas, д. 55, угол с ул. Гертрудес.JPG

 

101 Brivibas, д. 55, угол с ул. Гертрудес.JPG 102 Brivibas, д. 55, угол с ул. Гертрудес.JPG

 

 

"Бюнгнерхоф" оказал большое влияние на развитие архитектуры Риги начала ХХ века. Например, очень похож на него дом №76 по ул. Бривибас (1908 г.), хотя архитектор здесь другой - Янис Алкснис.

 

110 Brivibas д 76.JPG 111 Brivibas, д. 76.JPG

 

 

Дом №58 (1906 г.) построен по проекту Александра Ванага (Ванагса) - одного из наиболее последовательных сторонников "национального романтизма", другом Э. Лаубе. Декор здания минимален: полосы светлого гранита на темно-сером фасаде, этнографический орнамент в технике каменной мозаикт под карнизом. Зркеры украшены декоративными зубчиками (этот прием Ванаг использует часто).

 

103 Brivibas, д. 58, угол с ул. Lacplesa.JPG 104 Brivibas, д. 58, угол с ул. Lacplesa.JPG

 

Дом №62 (Э. Лаубе, 1908) напоминает дом, построенный Лаубе на ул. Альберта. Например, верхние части эркеров обоих домов напоминают шлемы. Фасад украшен этнографическим орнаментом.

 

105 Brivibas, д 62.JPG 106 Brivibas, д 62.JPG

 

107 Brivibas, д 62.JPG

 

 

Дом №68 (Александр Шмелинг, 1903 г.)

108 Brivibas, д. 68.JPG 109 Brivibas, д. 68.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Улица Блауманя (Blaumana) идет перпендикулярно улице Бривибас.

Дом №5 (Я. Алкснис, 1911 г.). Фасад дома украшают забавные скульптурные изображения шагающих детей.

 

108 Blaumana д. 5.JPG 109 Blaumana, д. 5.JPG

 

Дом №8 (Я. Алкснис, 1903 г.)

 

107 Blaumana, д. 8.JPG

 

Улица Гертрудес (бывшая ул. Карла Маркса) также пересекает улицу Бривибас.

Дом №10/12 (Г. Шеель, Ф. Шеффель, 1902 г.)

 

100 гертрудес, д. 10-12.JPG 101 Гертрудес, д. 10-12.JPG

 

102 Гертрудес, д. 10-12.JPG 103 гертрудес, д. 10-12.JPG

 

Улица Андрея Пумпура (латышского поэта) идет параллельно ул. Элизабетес.

 

Дом №5 (1906 г.)

С руководства строительством этого дома начался творческий путь Александра Ванага, а проект разрабатывался в бюро финских архитекторов Г. Линдберга и М. Васашерны. Ванаг познакомился с ними в Финляндии, куда ездил вместе со своим другом Э. Лаубе.

110 ул. Andreja Pumpura.JPG 111 ул. Andreja Pumpura.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Немало замечательных образцов модерна можно найти и в Старой Риге.

Дом №2 по ул. Смилшу (К. Пекшен, 1902 г.). Обрамления оконных проемов с первого взгляда могут показаться совершенно одинаковыми, но каждое имеет свой рисунок орнамента. На фасаде изображен павлин в распущенным хвостом, а ниже - люди-деревья. Мотив растущего дерева часто используется в модерне, выражая идею непрерывного обновления.

112 ул. Смилшу, д. 2.JPG 113 ул. Смилшу, д 2.JPG

 

 

Соединение растительного и человеческого можно видеть и в оригинальных маскаронах дома №25/29 по ул. Яуниела (Вильгельм Бокслаф, 1903 г.).

 

114 ул. Яуниела, д. 25-29.JPG 115 ул. Яуниела, д. 25-29.JPG

 

Дом №10/12 по ул. Мейстару - знаменитый Дом Котов (Ф. Шеффель, 1909 г.). Наверняка многие знают легенду о том, что дом построил купец, которого не хотели принимать в Большую Гильдию, поэтому коты были обращены к зданию Гильдии задними частями тела. На фронтоне - скульптурное изображение орла. Орел - один из солярных символов, считалось, что он может смотреть на солнце, не мигая.

116 ул. Мейстару, д. 10-12.JPG 117 ул. Мейстару, д. 10-12.JPG

 

118 ул. Мейстару, д. 10-12.JPG 119ул. Мейстару, д. 10-12.JPG

 

120 ул. Мейстару, д. 10-12.JPG

 

Огромное золотое солнце изображено на фасаде дома №23 по ул. Калею (Пауль Мандельштам, 1903 г.). Портал (обрамление входной двери) украшен растительными барельефами, напоминающими листья каштана, и чудесным цветочным фонариком.

121 ул. Kaleju, д. 23.JPG 122 ул. Kaleju, д. 23.JPG

 

124 ул. Kaleju, д. 23.JPG 138 ул. Kaleju.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Риге я провела всего один день, охватить весь рижский модерн за это время, конечно, невозможно! Сейчас приходится довольствоваться только печатными изданиями.

О модерне написано достаточно много, но вот найти информацию именно о рижском модерне не так просто. В Риге я купила небольшой альбомчик (на фото он изображен слева) с хорошими иллюстрациями, но текста там мало. Более серьезное научное исследование - "Стиль модерн в архитектуре Риги", автор - Янис Крастиньш (насколько я знаю, единственная книга на русском языке о рижском модерне). Книга редкая, издана в 1988 г., сейчас даже на букинистических сайтах найти ее непросто. В книге есть указатель рижских построек в стиле модерн, информация об архитекторах. Сложность лишь в том, что названия улиц там приведены советские, и я потратила немало времени, чтобы восстановить соответствия между старыми и новыми именами.

Книги о рижском модерне.JPG

 

В Википедии есть информация об улице Альберта. Вообще в интернете есть прекрасные фото рижского модерна, но вот текстовая информация часто одна и та же на разных сайтах.

 

Сайт о рижском модерне:

http://www.jugendstils.riga.lv

Правда, информация там в основном на латышском языке, но есть много фотографий, чертежи и планы домов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В дополнение немного таллинского модерна. В столице Эстонии, насколько я знаю, этот стиль не так распространен, как в Риге. Но на улице Пикк я обнаружила два замечательных дома, оба они построены по проекту Жака Розенбаума.

Дом №18. На фасаде - фигуры египтянок, а вход охраняют драконы.

 

031 таллин улица Пикк, д. 18.JPG 032 таллин улица Пикк, д. 18.JPG

 

033 таллин улица Пикк, д. 18.JPG

 

Напротив - дом, в котором размещается российское посольство. Фасад украшен разнообразными маскаронами, а также фигурками рыбок и каких-то крылатых существ, похожих на грифонов, но с рыбьими хвостами.

 

034 таллин улица Пикк.JPG 035 таллин улица Пикк.JPG

 

036 таллин улица Пикк.JPG 037 таллин улица Пикк.JPG

 

038 таллин улица Пикк.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Во время своей второй поездки в Ригу (тур 8MKS) я собрала еще немало материала по рижскому модерну, поэтому появилась возможность дополнить старую тему.

Самые известные сооружения Риги в стиле модерн находятся на улицах Альберта и Элизабетес, о них я уже подробно писала в начале этой темы (посты 3-12). Но с того времени кое-что изменилось, например, был отреставрирован фасад дома №2а по ул. Альберта (о нем в посте 3). На этот раз удалось сфотографировать сфинксов анфас.

222 Alberta, 2a.JPG

 

224 Alberta, 2a.JPG

 

225 Alberta, 2a.JPG

 

Близлежащие улицы.

Улица Рупниецибас (Rupniecibas iela). Очень гармонично выстроен архитектурный ансамбль в начале улицы. Это постройки двух архитекторов — Константина Пекшена и его ученика Артура Медлингера.

Дом №3 (1908, К. Пекшен).

264 Rūpniecības, 3.JPG

 

Дом №5 (1911, А. Медлингер)

265 Rūpniecības, 5.JPG

 

Дом №7 (1911, А. Медлингер). В оформлении входной двери использован мотив рога изобилия.

266 Rūpniecības, 7.JPG

 

267 Rūpniecības, 7.JPG

 

Дом №9 (1910, К. Пекшен)

268 Rūpniecības, 9.JPG

 

Улица Виландес (Vilandes iela), советское название Янкас Купалас.

Дом №10 (1908, К. Пекшен)

В оформлении фасада используется мотив фахверка. Рельефы изображают танцующих девушек с венками цветов. Над входной дверью — оригинальное круглое окно, обрамленное этнографическим орнаментом.

279 Vilandes, 10.JPG

 

280 Vilandes, 10.JPG

 

281 Vilandes, 10.JPG

 

Дом №11 (1899, архитектор Рудольф Цирквиц). Дом очень красивый, но находится на реставрации, поэтому трудно рассмотреть детали. Это одно из первых зданий в Риге, в отделке которого появляются элементы модерна. Верхнюю часть входной двери обрамляет кольцо, в котором в скользящей позе застыли две женские фигуры.

275 Vilandes 11.JPG

 

276 Vilandes 11.JPG

 

Дом №14 (1909, К. Пекшен)

274 Vilandes, 14.JPG

 

Дом №16 (1910, К. Пекшен)

270 Vilandes 16.JPG

 

272 Vilandes, 16 угол с ул. Vidus.JPG

 

(продолжение следует...)

                       

 

   
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне этот рассказ о домах на рижских улицах особо близок и интересен.Когда-то ,в далеком 1970году я родилась в Риге в семье военного офицера и мы там жили как раз на улице Андрея Пумпура в доме номер 5,который есть на фото.Большое спасибо за такой неожиданный сюрприз и детские воспоминания,надо обязательно там как-нибудь побывать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наталья, большое спасибо за отклик! Для меня Рига хоть и не родной город, но очень любимый.  :smile:

 

 

Улица Кришьяна Валдемара (Krisjana Valdemara iela). В советские времена она называлась улицей Горького.

Дом №18 (1910, архитектор Август Малвесс) выглядит очень нарядным благодаря сочетанию светлого и коричневого цветов и использованию этнографического орнамента в отделке фасада.

008 Krisjana Valdemara, д.18.JPG

 

010 Krisjana Valdemara, д.18.JPG

 

Дом №20 (1907, архитектор Герман Гартман). Фасад в верхней части украшен женскими маскаронами, а одно из окон второго этажа обрамляют стоящие женские фигуры.

013 Krisjana Valdemara, д.20.JPG

 

011 Krisjana Valdemara, д.20.JPG

 

012 Krisjana Valdemara, д.20.JPG

 

Дом №23 (1901, архитекторы Г. Шеель, Ф. Шеффель, А. Гизеке)

Архитектурное бюро академика Генриха Шееля и его помощника техника-архитектора Фридриха Шеффеля пользовалось широкой известностью в начале ХХ века. Фасад выполнен по эскизам Альберта Гизеке. Я уже писала в этой теме о доме «Бюнгнерхоф» на углу улиц Бривибас и Гертрудес (см. пост 12) — это была первая постройка Гизеке в Риге. Дом 23 по ул. Кр. Валдемара отчасти напоминает «Бюнгнерхоф», но орнаментальный декор здесь значительно богаче, особенно в оформлении входных дверей.

002 Krisjana Valdemara, д.23.JPG

 

003 Krisjana Valdemara, д.23.JPG

 

006 Krisjana Valdemara, д.23.JPG

 

Дом №24 (1911, архитектор Оскар Баар). Над входной дверью расположился довольно жизнеподобно выполненный орел.

014 Krisjana Valdemara, д.24.JPG

 

016 Krisjana Valdemara, д.24.JPG

 

Дом №26 (1913, архитектор Рудольф Донберг)

Здание довольно поздней постройки, в это время стиль модерн порой дополняется элементами, характерными для неоклассицизма. Здесь это полукружия над окнами, в которых размещаются львиные морды и элементы, напоминающие верхние части колонн с характерными завитками, обрамленные венками. Колонны как бы поддерживают и оконные проемы в центральной части фасада.

Наверху, под карнизом — ряд небольших прямоугольных выступов, так называемые дентикулы — тоже классицистический элемент.

015 Krisjana Valdemara, д.26.JPG

 

Дом №67 на углу с ул. Sporta (1909, архитектор Эйжен Лаубе).

Как я уже писала в этой теме (пост 6), Лаубе работал в стиле «северного модерна», создавая массивные, несколько тяжеловесного вида постройки. Обрамления входных дверей украшены этнографическим орнаментом.

020 Krisjana Valdemara, д.67, угол с ул. Sporta.JPG

 

023 Krisjana Valdemara, д.67, угол с ул. Sporta.JPG

 

024 Krisjana Valdemara, д.67, угол с ул. Sporta.JPG

 

Соседний дом - №69 (1909, архитектор Александр Ванаг, о нем — пост 12).

026 Krisjana Valdemara, д.69.JPG

(Продолжение следует)

                 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Улица Бруниниеку (Bruninieku iela, советское название — Сарканармияс).

Дом №8 на углу с улицей Бажникас (1905, архитектора Янис Алкснис и Оскар Баар). Еще один дом, напоминающий рижский «Бюнгнерхоф».

025 Bruninieku, угол с ул. Baznicas.JPG

 

Улица Бажникас (Baznikas iela, советское название — ул. Вейденбаума).

Дом №39 (1910, архитектор Вильгельм Гофман)

027 Baznicas 39.JPG

 

Улица Сколас (Skolas iela, советское название — ул. Андрея Упиша).

Дом №3 (1905, архитектор Август Рейнберг)

Особняк самого Рейнберга. Балкон и два оконных проема обрамлены полукружием с лепным декором в виде розового куста.

053 Skolas, 3.JPG

 

Дом №4 (1910, Я. Алкснис)

Этот дом можно назвать характерным примером модерна 1910-х годов. Для построек более раннего времени характерны изящные, округлые формы оконных и дверных проемов, извилистые, как бы стелющиеся линии, богато декорированные фасады.

В 1910-е годы в архитектуре модерна распространяется вертикализм форм. Фасады домов получают вертикальное членение (пилястры, фактурные вертикальные полосы), преобладают прямые формы и линии.

054 Skolas, 4.JPG

 

055 Skolas, 4.JPG

 

Дом №12 (1912, архитектор Янис Гайлис). Еще один пример вертикализма в архитектуре 1910-х годов.

052 Skolas, 12.JPG

 

Дом №12а (1908, архитектор Эдуард Буш)

049 Skolas, 12a.JPG

 

051 Skolas, 12a.JPG

 

Дом №14 (1907, Я. Алкснис)

047 Skolas, 14.JPG

 

Дом №20 (1913, архитектор Эдгар фон Ирмер)

046 Skolas, 20.JPG

 

Дом №22 (1911, архитектор Леопольд Ример)

045 Skolas, 22.JPG

 

Дом №32 (1904, К. Пекшен)

030 Skolas, д32 угол с ул. Stabu.JPG

       

 

 

                         
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Улица Стабу (Stabu iela, советское название — ул. Ф. Энгельса).

Дом №8 (1904, архитектор Фрижрих Шеффель).

033 Stabu, д8.JPG

 

Дом №13 (1907, В. Гофман).

В оформлении дома использован мотив фахверка. На фасаде — рельефы с сюжетными композициями и морды каких-то животных вроде волков или лисиц.

028 Stabu, 13, угол с ул. Baznikas.JPG

 

031 Stabu, 13, угол с ул. Baznikas.JPG

 

032 Stabu, 13, угол с ул. Baznikas.JPG

 

Дом №16 (1910, Оскар Баар)

042 Stabu, д 16.JPG

 

Дом №19 (1908, Я. Алкснис)

Фасад дома украшен оригинальными маскаронами. На порталах (обрамлениях входных дверей) — опять же маскарон, а также птица с большим клювом.

035 Stabu, д 19.JPG

 

036 Stabu, д 19.JPG

 

037 Stabu, д 19.JPG

 

038 Stabu, д 19.JPG

 

Этот дом очень понравился некоему богатому домовладельцу К. Галвиньшу, который захотел построить на своем участке точно такой же дом и заказал проект Я. Алкснису. Архитектор отказался от выполнения этого заказа, говоря, что двух совершенно одинаковых произведений архитектуры не может быть. Но избавиться от назойливого заказчика так и не удалось, поэтому Алкснис построил для Галвиньша похожий дом на ул. Лачплеша, 35.

091 Lacplesa, 35.JPG

 

Улица Гертрудес (Gertrudes iela, советские название — ул. Карла Маркса). О ней см. также пост №13.

Дом №4 (1909, архитектор Эдмунд Тромповский).

043 Gertrudes, 4, угол с ул. Skolas.JPG

 

Дом №19/21 (1909, архитектор Рудольф Донберг)

На фронтоне — рельеф с характерным для модерна изображением солнца.

138 Gertrudes, 19-21.JPG

 

139 Gertrudes, 19-21.JPG

 

Дом №23 (1909, Э. Лаубе)

135 Gertrudes, 23.JPG

Массивная угловая башня в форме параллелепипеда очень напоминает постройку Лаубе того же 1909 года — так называемый Романовский базар (ул. Лачплеша, дом 70).

088 Lacplesa, 70.JPG

 

Дом №26 (1908, А. Ванаг)

Нижняя часть эркера украшена зубчиками — этот прием Ванаг часто использует в своих постройках.

134 Gertrudes, 26.JPG

 

Дом №30 (1909, Я. Алкснис). В верхней части фасада обозначен год постройки и инциалы архитектора «J.A»

132 Gertrudes, 30.JPG

 

Дом №32 (1910, Э. Лаубе)

133 Gertrudes, 32.JPG

 

Дом №37 (1911, А. Ванаг)

Это собственный дом архитектора Ванага. Одно из окон второго этажа обрамляется опять же зубчиками. На портале — скульптурное изображение ястреба. Дело в том, что фамилия архитектора «Vanags” переводится с латышского именно как «ястреб».

141 Gertrudes, 37.JPG

 

142 Gertrudes, 37.JPG

   

 

 

                

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Улица Авоту (Avotu iela)

Дом №1 (1904, К. Пекшен)

063 Avotu, 1, угол с ул. Marijas.JPG

 

Улица Марияс (Marijas iela, советское название — улица Суворова)

Дом №18 (1908, Я Алкснис)

060  Marijas, 18.JPG

 

062  Marijas, 18.JPG

 

Улица Александра Чака (Alеksandra Caka iela) – продолжение улицы Марияс, и в советское время они имели одно название — ул. Суворова.

Дом 26 (1905, К. Пекшен, Э. Лаубе). На фасаде оригинальный орнамент, напоминающий солнце.

078 Aleksandra Caka, 26.JPG

 

079 Aleksandra Caka, 26.JPG

 

Дом №46 (года создания и имени архитектора не нашла). На углу — оригинальная башня с куполом.

145 Aleksandra Caka, 46.JPG

 

Дом №55 на углу с ул. Стабу (1910, А. Ванаг) смотрится очень нарядно благодаря ярко-красной крыше.

146 Aleksandra Caka, 55, угол с ул. Stabu.JPG

 

 

Ул. Блауманя (Blaumana iela)

Дом №28 (1903, архитектор Карл Иоганн Фельско)

Здание оформлено с явной отсылкой к готическому стилю. Готические элементы дополняются фигурами фантастических чудовищ, хищных птиц, летучих мышей, масками.

069 Blaumana, 28.JPG

 

070 Blaumana, 28.JPG

 

071 Blaumana, 28.JPG

 

073 Blaumana, 28.JPG

 

Дом №29 (1910, Э. Лаубе)

066 Blaumana, 29.JPG

 

067 Blaumana, 29.JPG

 

Дом №31 (1911, А. Ванаг)

065 Blaumana, 31.JPG

 

Дом №34 (1915, Р. Донберг)

068 Blaumana, 34.JPG

 

(продолжение следует)

                 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Улица Лачплеша (Lacplesa iela)

Дом №14 (1910, архитектор Николай Норд)

112 Lacplesa, 14.JPG

 

113 Lacplesa, 14.JPG

 

Дом №16 (1907, архитектор Александр Шмелинг).

В отделке фасада присутствуют классицистические элементы: вазы и гирлянды цветов между ними, львиные морды, сфинксы (здесь они женского пола и с крыльями, что характерно для греческой мифологии), между ними — пальметты (стилизованные веерообразные листья, напоминающие пальмовые).

110 Lacplesa, 16.JPG

 

111 Lacplesa, 16.JPG

 

Дом №18 (1906, Я. Алкснис)

Дом можно считать первым зданием Риги, в архитектуре которого чувствуются композиционные приемы вертикализма, хотя богатый экспрессивный декор более характерен для раннего модерна.

107 Lacplesa, 18.JPG

 

106 Lacplesa, 18.JPG

 

Дом №21 (1910, Р. Донберг).

116 Lacplesa, 21.JPG

 

118 Lacplesa, 21.JPG

 

119 Lacplesa, 21.JPG

 

 

Дом №29 (1911, Я. Алкснис).

096 Lacplesa, 29.JPG

 

097 Lacplesa, 29.JPG

 

Дом №35 (1909, Я. Алкснис). Об истории его создания см. пост №21.

093 Lacplesa, 35.JPG

 

094 Lacplesa, 35.JPG

 

092 Lacplesa, 35.JPG

 

Дома №51 и №70 (оба 1909, Э. Лаубе) с похожими угловыми башнями.

082 Lacplesa 51 угол с ул. Caka.JPG

 

087 Lacplesa, 70.JPG

 

Дом №61 (1909, Р. Донберг)

086 Lacplesa, 61.JPG

 

084 Lacplesa, 61.JPG

 

085 Lacplesa, 61.JPG

 

(продолжение следует)

 

 

                       

 

                       
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Улица Тербатас (Terbatas iela, советское название — ул. П. Стучкас)

Дом №7 (1899, К. Пекшен). Особенно интересна отделка верхнего, мансардного этажа.

125 Terbatas, 7.JPG

 

Дом №9/11 (1912, К. Пекшен)

123 Terbatas, 9-11.JPG

 

124 Terbatas, 9-11.JPG

 

Дом №14 (1909, К. Пекшен, А. Медлингер). Банк Рижского купеческого общества взаимного кредита с оригинальной часовой башней на углу.

122 Terbatas, 14.JPG

 

Дом №15/17 (1905, К. Пекшен, Э. Лаубе)

Здесь почти отсутствуют декоративные орнаменты, зато очень разнообразны отделочные материалы: грубо тесаный темно-серый пористый известняк, красный кирпич, серая грубой фактуры штукатурка и гладкая штукатурка розового цвета.

127 Terbatas, 15-17.JPG

 

128 Terbatas, 15-17.JPG

 

В подобной манере эти же архитекторы разработали и фасад жилого дома 33/35 по ул. Тербатас (1906).

129 Terbatas, 33-35 второй.JPG

 

130 Terbatas, 32-39.JPG

 

Дом №33/35 (1900, К. Пекшен).

На этой улице почему-то два дома имеют один и тот же номер 33/35. Этот — на углу с ул. Лачплеша. В отделке фасада присутствуют отдельные стилизованные формы мавританской и готической архитектуры.

099  Terbatas, 33-35, угол с ул. Lacplesa.JPG

 

100  Terbatas, 33-35, угол с ул. Lacplesa.JPG

 

101  Terbatas, 33-35, угол с ул. Lacplesa.JPG

 

103  Terbatas, 33-35, угол с ул. Lacplesa.JPG

 

(продолжение следует)

 

                 

 

       
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Улица Матиса (Matisa iela, советское название — ул. Революцияс)

Дом №16 (1902, Иоганн Нейман)

165 Matisa, 16.JPG

 

Дом №22 (имени архитектора и года постройки не нашла)

164 Matisa, 22 угол с ул. Krisjana Barona.JPG

 

Дом №27 (1911, Я. Алкснис)

162  Matisa, 27.JPG

 

Дом №31 (1910, Р. Донберг)

159 Matisa, 31.JPG

 

Дом №33 (1912, Э. Лаубе)

158 Matisa, 33.JPG

 

Дом №35 (1912, О. Баар)

157 Matisa, 35.JPG

 

Дом №41 (1911, Ф. Шеффель)

151 Matisa, 41.JPG

 

Дом №43 (1905, Я. Алкснис) с женскими масками вверху.

153 Matisa, 43.JPG

 

Дом №45 (1912, Бернгард Биленштейн)

155 Matisa, 45.JPG

 

Дом №47 (1912, Мартиньш Нукша). Здесь оригинально оформлен верхний этаж: два окна как бы обрамляются колоннами (а может, это балконы).

154 Matisa, 47.JPG

 

Дом на углу улиц Матиса и Бривибас (года постройки и имени архитектора не нашла) с изящным орнаментом, обрамляющим арку.

166 Угол Matisa и Brivibas.JPG

 

167 Угол Matisa и Brivibas.JPG

             

 

                                   
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...