Jump to content
Форум Туртранс-Вояж
Вячик

Новогодняя Прибалтика с детьми. Подробно обо всем. Тур 8-MKS с 29.12.2016 с гидом Пономаревым Алексеем

Recommended Posts

Обязательно пишите дальше!!! Нас, любителей Прибалтики и Скандинавии, очень много. И пусть я до сих пор не могу представить как это так на новогодние праздники можно уехать куда-то, но всё равно читать буду с огромным удовольствием. А вы вообще герои - всем семейством вот так "раз" - и сорваться на Новый год за сотню километров от дома. И фотографии, пожалуйста, выкладывайте!!! Обожаемая Рига и не менее её любимый Стокгольм !!! Сказка, а не тур....

  • Like 6

Share this post


Link to post
Share on other sites

0_177c12_25716c1c_orig.jpg

Главная елка Вильнюса

 

День 2. 30/12/2016 "Минск – Вильнюс – Тракай – Рига"

 

Следующий день нашего путешествия был посвящен знакомству с Вильнюсом — столицей Литвы.

А начинался он под перестук колес на подъезде к Минску. Хорошо в поезде спится под мерное покачивание вагона. Детей мы отправили на верхние полки, и они были этому очень рады.

 

Точно по расписанию поезд прибыл в столицу Беларуси — город Минск. Можно засчитать нам посещение очередной столицы, жаль только, что встреча с ней была очень скоротечной. Собрались на перроне у назначенного вагона, сделали перекличку — все на месте, и отправились к автобусу, который стоял на улице недалеко от вокзала. Чемоданы в багажный отсек, а сами по местам.

 

На этот раз мы путешествуем на 12 и 13 ряду по левому борту автобуса. В другой ситуации это были бы самые последние ряды, но у нас удлиненный трехосный вариант автобуса, в котором разместилось аж 16 рядов кресел. Несколько лет назад «Туртранс-Вояж» закупил специально для туров по Европе два десятка золотистых Мерседесов, и с тех пор они успешно колесят по дорогам, радуя путешественников своим комфортом и надежностью.

 

Мы с женой заняли 12-й ряд, дети устроились за нами. С утра предстоит небольшой, порядка 170 км, переезд до границы с Литвой. Прошлым летом мы путешествовали по Беларуси на нашем автомобиле. Ездили и по этой трассе. Вглядываясь в темноту зимнего утра, безуспешно пытаюсь хоть что-то узнать за окном. Но улицы Минска быстро остались позади. Замелькали придорожные лесочки, слегка припорошенные снегом. Автобусный термометр показывает +1 градус за бортом.

Пока движемся в направлении границы, расскажу немного о дополнительных экскурсиях, которые предлагались в этом туре. Вот их перечень и стоимость на человека.

 

Обед в ресторане в Вильнюсе — 13 евро.

Посещение Тракайского замка — 20 евро.

Поездка в Рундальский дворец — 30 евро.

Экскурсия по ратуше Стокгольма — 15 евро (взрослый)/10 евро (детский).

Обед в Стокгольме — 18 евро.

Экскурсия по музею корабля Васа — 20 евро (взрослый)/3 евро (детский).

 

У меня правило — брать дополнительные экскурсии по максимуму. Выезжать за границу нам удается не часто, поэтому что-то пропустить бывает очень обидно. К тому же двигаясь в составе всей группы меньше вероятность отстать, потеряться или выбиться из графика.

Только на питании мы стараемся экономить. Зная какие большие бывают порции, мы решаем взять обед в Вильнюсе на троих, а в Стокгольме так и вовсе на двоих. Главное детей накормить, а нам уж что останется. (Как оказалось впоследствии, такое решение было совершенно оправданным).

 

Еще сейчас в организованных группах часто используют такие устройства как турофоны. Это небольшое устройство-приемник, которое вешается на шею. В него вставляются наушники, и через них вы можете отлично слышать голос гида. У гида соответственно микрофон и передатчик. В результате экскурсия проходит таким образом, что гид не напрягая голоса ведет свой рассказ, а у туристов нет необходимости толпиться вокруг, ловя каждое слово. Наоборот, мы можем прогуливаться где-то поблизости, фотографируясь или рассматривая то что больше заинтересовало. Радиус уверенного приема порядка 50 метров. Если в наушниках появляются помехи, значит вы очень отстали от группы и пора ее догонять. Раньше с такими турофонами (в просторечье «говорилками») мы уже сталкивались, но эпизодически, на отдельных экскурсиях. Сейчас же всем желающим турофон выдавался на весь маршрут. За его использование, правда, необходимо было доплатить 6 евро. Но у гида бесплатно всегда можно было заменить элементы питания или получить новые наушники.

 

За финансовыми хлопотами, мы около 9 часов утра подъехали на белорусско-литовскую границу. Сразу скажу, что ее прохождение у меня вызывало наибольшие опасения, т.к. на форумах путешественники часто жалуются о простаивании на этом погранпереходе по 6-7 часов. Нам предстояло только запасаться терпением и уповать на снисходительность пограничников. Увы, но эти надежды не оправдались.

 

Сначала мы без видимых причин полтора часа стояли на белорусской стороне. При том, что других туристических автобусов перед нами не было. Рейсовые междугородние автобусы «Минск-Вильнюс» пропускаются без очереди и на всю процедуру тратят чуть больше часу времени. Наконец, нам предложили взять все свои вещи из салона и багажного отсека и пройти на контрольно-пропускной пункт. Там мы открывали чемоданы, а доблестный белорусский пограничник руками прощупывал их содержимое. Не смотря на то, что за его спиной стоял аппарат для просвечивания багажа. Что он хотел таким способом найти, для меня осталось загадкой. Как правило, бывают запреты и ограничения на ВВОЗ каких-то предметов или продуктов питания. А вывоза это касается только в части художественно-исторических ценностей. Может, какой турист прихватил с собой в буржуйскую Литву полотно Рембрандта? Или портрет батьки Лукашенко? Оставим это на совести белорусов. Контроль мы все прошли и штампики в свои загранпаспорта получили.

 

0_177c0d_b938d63_orig.jpg

Белорусско-литовская граница

 

Пятьсот метров переезд по пограничной полосе, и автобус встает у литовского поста контроля. Тут ситуация и лучше, и хуже. Лучше — потому что есть туалет и окошечко кафетерия, в котором можно купить горячие напитки (естественно, уже за евро). Хуже — потому что мы простояли тут три часа, пока нас, наконец, не пригласили на паспортный контроль. Чемоданы никто не смотрел, но на пропускном пункте работала всего одна сотрудница, которая о-о-очень неторопливо сверяла наши данные, снимала отпечатки пальцев, и штамповала паспорта. Понятно, что на группу из 60 человек она затратила о-о-очень большое время. Я даже заподозрил местных пограничников в сговоре с владельцем кафетерия. Чем дольше простоит автобус, тем больше будет у него выручка.

 

Только в третьем часу дня мы завершили все формальности и въехали на территорию Литвы. Выражаю благодарность нашим детишкам, стойко перенесшим все бюрократические тяготы погранперехода. Бывалые туристы знают, что пересечение литовской границы на поезде происходит куда как проще и быстрее. Может быть туроператору пора задуматься о железнодорожном переезде Москва-Вильнюс?

 

Переводим стрелки на часах на час назад — литовцы живут по своему времени. Кажется, нам добавился целый час, но световой день от этого не удлинился. А планов на сегодня еще много — и Вильнюс посмотреть, и Тракайский замок посетить, и до Риги 295 километров проехать. Потерянных на границе часов очень не хватало. Все остальные мероприятия проводились бегом и частью уже в сумерках.

 

От границы до центра Вильнюса всего 45 километров — чуть больше получаса езды для туристического автобуса. Выходим у старинных ворот Аушрос, через которые путники когда-то входили в город. Встречаем здесь нашего местного гида Огнешку, вооружаемся своими турофонами и начинаем обзорную экскурсию.

 

0_177c0e_f609c642_orig.jpg

Вильнюс. Ворота Аушрос

 

Особенность ворот в том, что над ними устроена небольшая часовня, в которой находится самая почитаемая в городе икона Матери Божьей Остробрамской — покровительницы Вильнюса. Нам удается разглядеть в окнах только ее краешек. Помещение небольшое, и туристические группы туда не заводят. От ворот начинается главная улица старого города – Аушрос Варту. Мы же, чтобы сократить время, садимся в автобус и проезжаем сразу до кафедральной площади. Дальше снова своим ходом.

 

Замечаем, что на улицах совсем нет снега. Если за городом хоть немного белело на полях и в лесу под деревьями, то здесь весь снег уже давно собран в небольшие грязные кучки. И не удивительно, термометр показывает +4 градуса тепла.

 

Около площади высится новогодняя елка. Огнешка говорит, что вокруг нее устраивается рождественская ярмарка. Но на наших глазах — 30 декабря — ярмарка уже демонтируется. Католики отмечают рождество 25 декабря. И хотя местные жители просят оставлять ярмарку до светского Нового года, но власти города не идут им на встречу и разбирают все торговые ряды.

 

0_177c0f_75571d3c_orig.jpg

На Кафедральной площади.

 

На самой Кафедральной площади высится колокольня, на которую хотелось бы подняться. Но для этого нужно хотя бы 15 свободных минут. А группа идет дальше — к подножию Замковой горы, на которой возвышается старинная башня Гедемина — основателя города. Тоже было бы здорово туда подняться, но увы — смотрим снизу вверх на развевающийся над башней литовский государственный флаг и отправляемся в небольшой забег по улочкам старинной части города.

 

 

0_177c10_189ee7e2_orig.jpg

Замок Гедемина.

 

 

Главная цель — собор святой Анны. Этот храм действительно, должен увидеть каждый гость Вильнюса. Сложенный из красного кирпича, устремленный ввысь своими башенками и стрельчатыми окнами, характерными для стиля пламенеющей готики, он сам похож на всполох пламени среди серых городских улиц. Смотрится очень изящно и завораживающе. Было бы здорово увидеть его изнутри. Ученые считают, что костел был построен в середине XVI века Бенедиктом Рейтом, автором пражского кафедрального собора и краковского Вавеля.

0_177c11_1acc197b_orig.jpg

Пламенеющая готика собора Святой Анны

 

А за собором начинается район Ужупис. Своеобразная литовская Христиания или Монмартр, где по своим законам живут представители самых разных творческих и социальных течений. От свободных художников до современных хиппи. Имеют все возможности для самовыражения и общения с себе подобными. Вот, например, первые семь пунктов конституции Республики Ужупис:

1. Человек имеет право жить рядом с Вильняле, а Вильняле течь рядом с человеком.

2. Человек имеет право на горячую воду, отопление зимой и черепичную крышу.

3. Каждый имеет право умереть, но не обязан.

4. Каждый имеет право ошибаться.

5. Каждый имеет право быть единственным и неповторимым.

6. Каждый имеет право любить.

7. Каждый имеет право быть нелюбимым, но это не обязательно…

А мы разворачиваемся и возвращаемся к площади, где нас ждет автобус, чтобы отвезти на обед в ресторан. Кто не ехал с нами мог самостоятельно погулять по городу. А наши детишки уже изрядно проголодались, поэтому мы с частью группы отправляемся на обед.

 

В ресторане, стилизованном под деревенскую харчевню, к нашему приезду уже все готово. Для начала капустный салатик, потом грибной суп, а за ним и здоровенные цеппелины. Это такие огромные клёцки из сырого и варёного тертого картофеля (взятого в равных пропорциях) с начинкой из мясного фарша, которые подаются со сметаной и поджаркой из сала. Как я говорил, мы на четверых заказывали только три порции, но и этого нам хватило, чтобы наесться до отвала.

 

Сам обед занял от силы полчаса. Но еще столько же времени потребовалось чтобы доехать до ресторана и вернуться обратно на площадь и забрать остававшихся там попутчиков. За окнами постепенно темнеет, а мы держим курс на Тракайский замок, расположенный в 30 км западнее Вильнюса.

Здесь можно сделать небольшое отступление, реверанс в сторону нашего гида- сопровождающего. Алексей не только заранее заказал обед в ресторане, он еще позвонил в Тракайский замок и договорился, чтобы нашу группу там встретили. До времени закрытия замка мы не успевали, но его служащие благосклонно согласились подождать и провести для нас специальную экскурсию.

 

 

Про Тракайский замок можно рассказать много интересного. Расположенный на острове среди болот и озер, он был отлично укреплен и служит примером мощного фортификационного сооружения периода XIV-XV веков. В свое время замок был даже резиденцией правителя Великого княжества Литовского, т.е. столицей всего обширного края. Но к XVI веку пришел в упадок и запустение. До начала ХХ века лежал в руинах, пока ученый-археолог В.Шукевич не взял остров в аренду на 12 лет и не начал восстанавливать замок на собственные средства. Местный гид в своем рассказе отдельно остановился на том, что реставрация замка не прекращалось даже во время немецкой оккупации 1941-43 гг.

 

0_177c13_405c0a04_orig.jpg

Тракайский замок.

 

Со временем замок стал самым посещаемым туристическим объектом Литвы, а вокруг него развилась и соответствующая инфраструктура — кафе, рестораны, сувениры и т.п. Подъехав к набережной озера автобус высадил группу, развернулся и отправился на парковку, расположенную чуть поодаль А мы по деревянным мостикам прошли на замковый остров. Весь комплекс укреплений состоит из двух частей — предзамкового укрепления и собственно цитадели-княжеского дворца. В первом жил гарнизон и обслуживающий персонал, а во втором сам Великий князь со своими приближенными. Туда мы сразу и направились.

0_177c14_74ab8cce_orig.jpg

Цитадель

 

Вооруженные турофонами, мы могли слышать каждое слово гида, передвигаясь из одного зала в другой. Экспозиция замка не очень богата. Представлена в основном холодным оружием да различными предметами быта.

 

0_177c15_42c015f3_orig.jpg

Коллекция оружия.

 

Понятно, что от рыцарского замка не приходится ждать золотого декора и расписных потолков. Но интересен, например, зал, посвященный кладам, найденным в окрестностях Тракая. А таких нашлось немало. Интересна также история караимов, тюркского народа, исповедовавшего иудаизм. В XIV веке князь Витовт перевез из Крыма в Литву несколько сотен семей, которые потом верой и правдой служили новому хозяину, сохраняя по мере возможности свой язык и культуру.

Вся экскурсия заняла около часу времени. И на мой взгляд не вполне соответствовала своей стоимости в 20 евро. В лучшем случае тянула на 10. Возможно, летом здесь предоставляется больше возможностей для отдыха и неторопливых прогулок.

 

На обратном пути мы шли по берегу озера мимо закрытых сувенирных лавочек и заговорившись о своих впечатлениях, ушли в противоположную от автобуса сторону. Опомнились, когда уже ни впереди, ни сзади никого из наших попутчиков не было видно. Я стал вспоминать, виденные раньше снимки этого места в GoogleEarth, сопоставлять откуда мы приехали и как выходили из автобуса. Самым правильным оказалось развернуться на 180 градусов и поторопиться назад к месту нашей высадки из автобуса. Что мы и сделали. Там уже сориентировались и побежали в нужном направлении. Хотя эти блуждания отняли у нас минут 15 времени, и к автобусу мы добрались самыми последними, но к назначенному гидом времени успели. Что ж, «и на старуху бывает проруха». Этим небольшим происшествием и завершилось наше знакомство с Литвой.

 

В сгустившейся темноте нам предстояло совершить довольно длительный переезд. За окном ничего было не видно, поэтому время удалось скоротать за просмотром фильма «Елки». Очень подходящего своей предновогодней тематикой нашему настроению.

 

По ходу движения у нас была одна санитарная остановка около торгово-заправочного комплекса. Конечно, наши туристы посетили не только нужные заведения, но и оккупировали небольшой магазинчик, скупая продукты на вечер. Кое-кто даже поторопился их открыть и распробовать прямо в салоне автобуса. Хотя гиды всегда предупреждают об осторожном использовании сильно пахнущих жидкостей, типа лака для ногтей или дезодорантов, но на продукты питания это, как бы, не распространяется. А ведь те могут тоже иметь весьма специфический запах. В результате салон наполнился запахами сыров, колбас и еще чего-то непонятного. От одного из них Вове стало не очень хорошо. Благо, что под рукой был пакет и никаких серьезных последствий это происшествие не имело.

 

До латвийской столицы — города Риги мы добрались уже в одиннадцатом часу вечера. Конечно, сразу направились в отель, расположенный в районе бывшего завода ВЭФ. Не очень далеко от центра, но и не близко — пешком топать минут 40. Покинули автобус и быстро разбрелись по своим номерам.

 

Нам с детьми досталось два двухместных номера на 4-м этаже, что конечно не совсем удобно. Хоть и соседние номера, но ходить приходилось через коридор. Решили, что в одном, где спят дети, будут находиться все вещи, а в другом мы с женой будем только ночевать. В отеле нам предстояло провести две ночи. Длинный, насыщенный событиями день 30 декабря закончился. Завтра у нас больших переездов не предполагалось. Последний день уходящего года будет посвящен Риге.

Edited by Moderator1
  • Like 47

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конечно,вы потеряли много времени на границе и,наверное,поэтому не поднималась в надвратную (Аушрос) церковь и на Замковую гору.У нас(в ноябре 2015) такая возможность была,Очень здорово было посмотреть на город с высоты.По поводу Тракая.Соглашусь,что цена завышена.

  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

+1 за переезд Минск - Вильнюс на поезде. Есть, по крайней мере, один поезд, хорошо стыкующийся с поездом из Москвы, с большими мягкими сидениями, свободными проходами и расстояниями между сидениями, что удобно для перевозки багажа.

И самое главное, белорусский пограничный и таможенный контроль происходит во время движения поезда. Ездили пока только один раз, проверка багажа происходила без особого усердия, буквально внешним осмотром.

Были внутри собора Святой Анны. Красиво, довольно скромно по сравнению с внешним великолепием. Но, удивительное дело, в Кафедральном соборе и в красивейшем соборе Петра и Павла мы свободно фотографировали интерьер и его детали, а в соборе Святой Анны какое-то не до конца понятное чувство, благоговения что ли, не позволило. Никто не запрещал и запрещающих картинок не заметили. Он внутри довольно маленький, к тому же шла служба, присутствовало совсем немного прихожан. Внутренний голос сказал: не оскверняй праздным интересом сокровенные чувства людей. Хотя я, скорее неверующий, чем верующий.

Интересный отзыв. Жду продолжения.

 

 

PS    Правда, забыл написать, что литовская проверка проходит на вокзале в Вильнюсе и занимает некоторое время, несоизмеримое со временем на автомобильном переходе границы.

Edited by Сергей Ш
  • Like 18

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я еще летом писала, что надо что-то делать с Вильнюсом, если автобусы постоянно стоят по 7 часов на границе, столько теряем времени, потом почти ночной перегон. Мы ехали в Юрмалу к 12 ночи, Вильнюса почти не видели, только бегом на обзорке, не было совсем свободного времени. Ну можно же уже как-то переделать этот перегон. Может отель под Вильнюсом.  Все равно с утра в Ригу только в 10 часов приехали.

  • Like 8

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не очень знакома с действующим расписанием, но в 2014 году ехали из Москвы поездом сразу до Вильнюса, границу шустро пересекли в поезде, посмотрели город, пообедали и успели на паром из Риги в Стокгольм, отходящий в районе 16-00...."Автобусная" граница - это всегда проблема и в Бресте в том числе. Но, видимо, у ТТВ есть какие-то резоны если они это практикуют. Возможно, что ради удешевления тура, хотя и, как мне кажется, не всегда оправдано. А в зимних турах вообще крайне жаль терять короткий световой день на такие простои. 

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Друзья! Благодарю всех за поддержку!

Да, с переездом до Вильнюса нужно что-то делать.

Очень жалко простаивать весь день на границе, чтобы потом галопом мчаться по маршруту. В путешествии мы все хотим получить заряд новых позитивных впечатлений, а не сидеть уныло глядя в окно автобуса на пограничном переходе. 

Можно немного переплатить за дорогу, но чтобы на знакомство с этим по-своему интересным городом было побольше времени.

Надеюсь, что наши пожелания будут услышаны представителями ТТВ, и мы увидим на форуме их ответ.

Edited by Вячик
  • Like 8

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наверное во всех тур 8MKS Вильнюс получается смазанным, очень жалко. И у меня такой вопрос, а почему нельзя на поезде сразу доехать до Вильнюса, например № 029Ч отправлением из Москвы 17-20 и прибытием в Вильнюс в 6-23

  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Юлиана, думаю, что ТТВ сошлется на дороговизну проезда.

Билет от Москвы до Вильнюса в два раза дороже чем до Минска. А им автобус все-равно из Беларуси гнать. 

Еще одним доводом может быть раннее прибытие, когда в Вильнюсе еще все закрыто. Мы с Вами может быть и согласимся погулять по темным улочкам спящего Вильно. Но найдутся и те кто будет жаловаться туроператору, что поезд так не вовремя приходит.

Наверное, должна быть какая-то "золотая середина".  Либо самостоятельно добираться до Вильнюса и там присоединяться к группе (неплохая мысль!), либо ТТВ предлагать туристам разные туры - как с поездом до Вильнюса, так и автобусом через границу, чтобы у туристов была возможность выбора.

  • Like 8

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо! Это только третья часть всего фейерверка.

Видеооператор из меня никудышный, правда. Картинка постоянно прыгала сначала. Так хотелось охватить все небо над головой! Ширины объектива не хватало.

 

И, конечно, продолжение следует...

  • Like 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

0_177e95_a7631eaf_orig.jpg
Крыши старого города

 

День 4. 01/01/2017 "Рига — Таллин — Балтийское море"

 

Вот и наступило утро нового года! Хочется скорее уже ехать дальше, успеть увидеть Таллин при дневном свете. Все бывалые туристы готовы были встать пораньше, позавтракать и отправляться в путь, не взирая на бурную ночь — досмотреть сны можно и в автобусе. Но не тут-то было! Администрация отеля заартачилась и отказалась готовить завтрак в 7 утра 1 января. Ресторан открывался только в 9 часов. Нас, конечно, об этом предупредили накануне, так что утро мы вынужденно провели в постелях.

 

Быстро завтракаем и к 10 часам собираемся в автобусе. Но тут новая задержка. Оказывается, сегодня утром одному из наших пожилых попутчиков стало плохо. Сердце. Пришлось вызывать скорую помощь. Естественно, гид-сопровождающий принимал в этом необходимое участие. Медики приняли решение о госпитализации, и увезли мужчину вместе с супругой в больницу. Вопрос о продолжении тура для них, к сожалению, был закрыт.

 

Позже Алексей созванивался с женой больного и передал нам, что все закончилось благополучно. Через три дня мужчину должны были выписать. Все расходы покрывались медицинской страховкой, которая оформляется на каждого туриста.

 

Итак, в 10-30 мы, наконец-то, прощаемся с Ригой и отправляемся дальше на север, в сторону Таллина.

0_177e91_ed1dc79_orig.jpg

Путешествие продолжается!

 

За окном пасмурный прибалтийский день. Температура +4 градуса. Туман. На асфальте лужи. Местами даже накрапывает дождик. И это – зима?! На календаре 1 января!

 

По карте я видел, что наш маршрут будет проходить вдоль берега Рижского залива. Из этих соображений и выбирал левую сторону автобуса, чтобы насладиться видом моря. Но в действительности, серые морские воды только пару раз мелькнули между прибрежных деревьев, и больше мы их не видели. Дорога проложена на некотором отдалении от берега. А учитывая ровный как стол рельеф местности и нависший туман, разглядеть что-то большее так и не удалось.

 

Глядя на бесснежные прибалтийские поля, я вдруг подумал, что вчера практически не видел в Риге полицейских. Москва, например, сразу бросается в глаза большим количеством людей в серой форме. Нарядами по два-три человека они присутствуют на всех станциях метро, в переходах, на улицах. Минуты не пройдет, чтобы в поле зрения не оказался товарищ с надписью «Полиция» на спине. На входе в любое заведение стоит рамка металлодетектора, и около нее скучающий охранник, никак не реагирующий на истошный визг аппарата.

 

В Риге я видел только одну полицейскую машину. И то — у въезда на набережную, чтобы перекрыть движение транспорта по случаю народного гуляния. Ни на улицах, ни на ярмарках, ни в музеях мне не довелось увидеть ни одного полицейского! А ведь по этим местам ходишь и чувствуешь себя абсолютно безопасно. Арабские мигранты в Прибалтику почему-то не стремятся. Местные в силу своей многовековой культуры законопослушны. Разве что туристы… Но и их количество я ожидал увидеть намного большее. Может быть, это только для россиян новогодние каникулы — отличная возможность куда-нибудь съездить? Вся Европа со 2 января уже трудится. Кстати, и китайских туристов я нигде не встречал. Они, наверное, более теплолюбивы и наполняют европейские страны только в летнее время года?

 

За такими размышлениями мы добрались до крупного эстонского городя Пярну. Но наши планы тут сугубо прагматичны. На окраине города остановились около большого торгового центра, чтобы посетить санитарные заведения. Кое-кто успел пробежаться по торговому залу и купить себе припасов на дорожку.

 

До Таллина мы доехали около трех часов дня. Учитывая, что паром Таллин- Стокгольм отправляется сравнительно рано — в 18-00, то нам к 16-30 уже нужно будет закончить свое знакомство с городом и отправляться на терминал парома. Всего 2 часа! Что тут успеешь?

Подсадив нашего местного гида Юлию на площади Виру, мы на автобусе поднимаемся сначала в верхний город. Останавливаемся в скверике около замка Тоомпеа и от башни Длинный Герман начинаем пешую экскурсию.

0_177e92_99f7218c_orig.jpg
Длинный Герман
 

История Таллина восходит к середине XII века, когда в летописях впервые упоминается небольшое поселение эстов Колывань на холме около морского залива. Самая старая часть Таллина, или Вышгород, и сейчас возвышается над всей округой. Хотя отстроенный вокруг него Нижний город выглядит ничуть не менее колоритно. Вообще, сохранившийся старый центр Таллина – Ваналин — по площади больше и Вецриги и старого Вильнюса.

Одной из доминант Ваналина безусловно является православный собор Александра Невского, построенный в 1900 году. В соборе служил некогда епископ таллинский Алексий, впоследствии ставший патриархом Алексием II.

0_177e93_33872b78_orig.jpg
Православный ставропигальный собор Святого Александра Невского
 

Через пару кварталов от него высится лютеранский Домский собор, посвященный Святой Деве Марии. Это одна из самых старых построек Таллина, ставшая к тому же последним пристанищем прославленных адмиралов Самуила Грейга, Понтуса Делагарди и, известного всем, Ивана Федоровича Крузенштерна.

0_177e94_85c8cc3b_orig.jpg
Домский собор Таллина
 

От Домской церкви мы выходим на смотровую площадку, обращенную в сторону моря. С нее открывается великолепный вид на крыши Нижнего города. А где-то вдалеке сверкает огнями красавец лайнер, который ждет нас, чтобы отправиться в плавание. Низкие облака цепляются за высокие шпили церквей и соборов. Незаметно подкрадывается зимний вечер.

0_177e96_fafe564c_orig.jpg
На смотровой площадке
 

По улице Пикк-Ялг (Длинная нога) спускаемся к Ратушной площади. Старая часть Таллина сохранила свой непередаваемый средневековый колорит и не раз становилась местом для съемок различных фильмов. Достаточно вспомнить «Приключения желтого чемоданчика», «Грдемарины, вперед!», «ТАСС уполномочен заявить», «Проданный смех», «Двадцать лет спустя». Всего более 65 кинокартин снято на этих улочках.

 

Гидом по Таллину была очень интересная девушка Юлия, которая много шутила, а еще больше говорила, чтобы успеть за отведенное время выдать нам максимум информации.

Наша короткая экскурсия закончилась на Ратушной площади, где стояла празднично украшенная елка и раскинулась рождественская ярмарка.

0_177e98_58e8c1d1_orig.jpg
Таллинская рождественская ярмарка
 

Кто-то подсчитал, что в Таллине организуется самая лучшая в Европе рождественская ярмарка. По мне, так она ничем особенным не отличалась от рижской. Те же лотки с сувенирами. Тот же глёг на каждом углу, правда, чуть подороже.

 

Зато здесь у меня получилось, пожалуй, самое красивое фото новогодней елки. За все путешествие мы их столько нафотографировали! Целую коллекцию можно составить. Но эта самая яркая и праздничная.

0_177e97_6677a414_orig.jpg
Главная таллинская елка
 

После экскурсии у нас оставалось всего около получаса свободного времени. Выбрали магнитик Андрею. Купили по стаканчику глёга.

 

Еще одной нашей «добычей» на этой ярмарке стала палка копченой колбасы из кабаньего мяса. Не знаю откуда в Эстонии столько лосей и кабанов, но разных продуктов из их мяса предлагалось очень много. И не так дорого — полукилограмовая палочка колбасы за 4,5 евро. Хотели мы ее привезти домой в качестве сувенира, но не удержались и съели по дороге. Мясо достаточно вкусное. Без каких-либо посторонних запахов и привкусов, но гораздо менее жирное чем свиное.

 

Потом, чуть в стороне, я увидел человека с мечом и в рыцарских доспехах, который предлагал всем желающим фотографироваться с ним. Подошли и мы с Вовой. В результате, появилась такая фотография маленького рыцаря в кольчуге до пят на каменных плитах перед старинной ратушей. Я вручил «рыцарю» 1 евро за любезно предоставленную кольчужку и, кажется, все остались довольны. Эту историю я еще вспомню, когда буду рассказывать вам про «Аврору».

0_177e99_6f280b8a_orig.jpg
Маленький рыцарь
0_177e9a_94625bea_orig.jpg
Ворота Виру
 

В Таллине давно уже стемнело, а мы через бывшие ворота в городской стене возвращаемся на площадь Виру, чтобы сесть в автобус и отправиться на терминал паромной переправы. В Таллине ехать до него всего пять минут — обогнул площадь — и уже на месте. Забираем из багажного отсека свои чемоданы и шагаем в помещение терминала.

 

Конечно, знакомство с Таллином у нас получилось очень скоротечным. Это уж особенность только нашего - новогоднего тура. Если бы выехали из Риги часов в 8 утра, то по Таллину могли погулять на два с половиной часа дольше. Но так уж сложились звезды. Таллин очень понравился! Он оставил какое-то чувство недосказанности. И если будет возможность, то мы обязательно сюда еще вернемся. А пока... нас ждет зимняя Балтика!

 

У несведущих людей слово «паром» вызывает ассоциации со старой баржей, перевозящей людей и машины с одного берега реки на другой. Нам же предстоит путешествовать на морском пароме, который представляет собой двухсотметровый лайнер с десятком палуб. Слово «паром» он оправдывает только своим челночным перемещением между двумя портами на берегах Балтийского моря. Сегодня идет из Таллина в Стокгольм, завтра обратно - из Стокгольма в Таллин. И так каждый день. Вечером отправляется, ночь плывет, утром прибывает в порт назначения, день отстаивается, готовится к новому рейсу и вечером в обратный путь.

 

Для скандинавов в порядке вещей совершать такие непродолжительные круизы по своему внутреннему морю. Можно сплавать за выходные туда и обратно. Так охочие до выпивки финны путешествуют в соседнюю страну, чтобы по пути набраться дешевого алкоголя.

 

Как я уже сказал длина парома превышает 200 метров. Это настоящий плавучий город! На 2 и 3 палубах размещаются автобусы и автомобили. На 5, 8, 9 — каюты для пассажиров. Вместимость парома до 2500 человек. На 6 и 7 палубах рестораны, кафе, детские развлечения, магазины DutyFree, диско-клуб и большой двухуровневый зал для вечерних представлений.

0_177e9b_3be1d0d3_orig.jpg
Носовая часть парома "Виктория I"
 

Скоро появляется Алексей с пачкой посадочных талончиков. Картонная карточка одновременно служит ключом от двери каюты и пропуском на утренний завтрак.

 

При выходе на посадку проходим турникеты, а затем шагаем по длинному приемному коридору-рукаву, чтобы ступить на борт корабля сразу на уровне пятой палубы. Где-то тут недалеко и наша каюта. Каюта стандартная, четырехместная. Чуть побольше вагонного купе. Есть свой санузел с душем, столик, вешалки. Вместо иллюминатора огромное зеркало.

 

Как-то мы плавали в каюте с настоящим иллюминатором, но, признаться, доплачивать за такой «сисайд» не стоит. В каюту приходишь только спать. Летом обозревать окрестности приятнее с открытых палуб, а зимой за бортом кромешная тьма.

 

Не спешим с переодеванием, чтобы выйти и посмотреть на отплытие судна с продуваемой ветрами верхней палубы. Это летом на сандеке можно загорать в шезлонгах. А зимой… Бр-р! Помахали рукой на прощанье удаляющимся огням Таллина и скорее внутрь, в теплое чрево корабля.

0_177e9c_ef477695_orig.jpg
Вот и Таллин остался за кормой...

 

Чем неудобны еще зимние путешествия – нужно брать с собой несколько видов одежды. По улице в одном ходишь, по парому или ресторану – в другом, а в купе или в каюте можно по-домашнему в третьем.

 

На паромах предлагается ужин по системе «шведский стол». По нашим прошлым поездкам я помню, что выбор блюд там огромен, легкий алкоголь – вино, пиво – без ограничений. Наешься так, что потом на завтрак смотреть не можешь. Но нынче увы – стоимость ужина в 35 евро – для нас непозволительная роскошь. Поэтому мы перекусили у себя в каюте по-походному и отправились на прогулку по палубам корабля. Дети впервые плывут на таком судне – им же все интересно!

0_177e90_537b4cfe_orig.jpg
На трапах парома

 

Вдоволь нагулявшись возвращаемся в каюту и укладываемся отдыхать. Рейс из Таллина в Стокгольм самый продолжительный, почти 16 часов ходу! Успеем хорошо выспаться.

 

Совсем незаметно подкрался «экватор» нашей поездки. Четыре дня пролетели как один. Даже сегодня — казалось бы, что можно посмотреть в Таллине за 2 часа? Не так уж и мало! Автобусное путешествие создает все условия, чтобы туристы имели возможность без задержек знакомиться с новой страной или городом.

 

Наше путешествие продолжается. Все классно!!!

0_177e9d_f3b23c2_orig.jpg

Edited by Вячик
  • Like 49

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вячик! Я вами восхищаюсь. Зимой, с двумя детьми, на разных видах транспорта и даже не из московского региона.  Я вспомнила своего сына в 7 лет. Такой он ещё был слабенький. А тут..

Сразу чувствуется наш человек. ТУРИСТ!!! Не взирая на все сложности едет, потому что хочется увидеть что то новое, дорога зовет и  душа требует перемен.

И какой хороший пример детям, которые вырастут и непременно тоже будут покорять новые просторы.

  • Like 10

Share this post


Link to post
Share on other sites

Благодарю за теплые слова в адрес наших детишек!

Я планирую в конце своего рассказа предоставить им слово, чтобы познакомить читателей с детским взглядом на автобусное путешествие.

  • Like 9

Share this post


Link to post
Share on other sites

Благодарю за теплые слова в адрес наших детишек!

Я планирую в конце своего рассказа предоставить им слово, чтобы познакомить читателей с детским взглядом на автобусное путешествие.

Узнать, как тур воспринимался детьми, будет чрезвычайно интересно.

Вячик, слежу за Вашим рассказом с большим интересом.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
0_177f22_c2456f16_orig.jpg

Зимний день в Стокгольме

 

День 5. 02/01/2017 «Балтийское море — Стокгольм – Балтийское море»

 

Новый день нашего путешествия был необычен тем, что начинался и заканчивался он на борту парома. Чем удобен переход на пароме — не надо никуда торопиться. Завтрак начинается в 7-00, а прибытие только в 10-15. Времени хватит и покушать не торопясь, основательно, и еще немного погулять по палубам. Про завтрак останавливаться не буду — кто плавал знает — шведский стол на шведском пароме можно назвать эталоном!

 

После завтрака, стоит безусловно выйти на палубу. Посмотреть там есть что! На подходе Стокгольму паром идет по узкому проходу между множества больших и маленьких скалистых островов, на которых сказочно рассыпались игрушечные деревянные домики. Скандинавам вообще присуща сдержанность и аскетизм, стремление сблизиться с природой. И глядя на эти скромные жилища, устроенные в таких живописных местах, поневоле завидуешь им. Конечно, круглый год жить тут вряд ли получиться, но провести недельку-другую на островке среди моря и скал, в благоустроенном теплом домике я бы не отказался. Там можно ничего не делать! Только медитировать, наслаждаясь окружающей природой. По моему, острова Стокгольмского архипелага — самая главная достопримечательность города.

0_177f1f_8c35535f_orig.jpg
Домики на берегу

0_177f20_2769278_orig.jpg
Живописные берега с борта парома

0_177f21_a8e13470_orig.jpg
Обитаемый островок

 

В назначенное время мы прибыли на терминал паромной переправы и ошвартовались среди нескольких других таких же лайнеров. Берем чемоданы и в автобус! Переводим часы еще на один час назад.  Погода в Стокгольме нас несказанно порадовала. С утра было яркое солнце, а на небе ни облачка! Правда, температура опустилась до 0 градусов, но снега в шведской столице мы нигде не увидели. Наоборот — на газонах по-весеннему зеленела травка.

 

Рассаживаемся на свои места и едем на обзорную экскурсию. Хотя мы уже пару раз были в Стокгольме, хорошо помним его центр, но сейчас путешествуем с детьми, и вряд ли сможем так хорошо показать этот город, как наш гид Алексей. К тому же, каждый гид водит группы по своему маршруту, старается показать что-то свое, особенное. На этот раз мы, например, не заезжали на Рыцарский остров, а проехали на смотровую площадку на высокой скале у южного берега гавани, с которой отрывается великолепный вид на весь залив и город за ним. Еще и солнышко подсветило. Фотографии получились как картинки!

0_177f23_6778039b_orig.jpg
Музейный остров
 

Возвращаемся обратно на Гамла Стан и идем пешком по старинным улочкам от Железной площади, через переулок Мортена Тротцига — самую узкую улочку города, мимо Немецкой церкви до Большой площади, где стоит главная рождественская ель Стокгольма. К нашему удивлению она ничем не отличается от своих подружек в лесу. Ни одной игрушки на ее ветвях! Только провода электрической гирлянды, которая включается в темноте. Странный народ эти шведы!

0_177f24_e2ac034_orig.jpg
Главная елка Стокгольма
 

Не торопясь, за обстоятельным рассказом о прошлом и настоящем шведской столицы, Алексей подводит нас к Королевскому дворцу как раз в момент подготовки к разводу караула. Хоть выправка шведских солдат далека от наших кремлевцев, но посмотреть все же стоит. В строю молодые люди и девушки вперемешку. Разного роста и комплекции, в зимних шинелях с белой портупеей и синими брюками они смотрятся непривычно. Но выражение лиц подчеркивает гордость за свою миссию — охранять Королевский дворец. Хотя сам король в нем давно уже не обитает. Швеция – конституционная монархия, но власть короля чисто номинальная. Никаких решений он не принимает, да его никто и не спрашивает. Чисто представительские функции. Нынешний король Карл XVI Густав в свое удовольствие занимается спортом, яхтингом и живет не тужит в загородной резиденции Дроттнингхольме.

0_177f25_b7d51890_orig.jpg
Смотр караула

0_177f26_e6dac2a4_orig.jpg
Бравые шведские солдаты
 

Мы постояли, посмотрели на развод, а когда часть солдат бойко разбежалась по казармам, Алексей прокомментировал: «Всё! Замерзли — побежали греться», и повел группу дальше - к самому маленькому памятнику, изображающему мальчика Нильса. Фигурка, действительно, очень маленькая, но не выразительная. Вместо головы безликий железный колобок, на который местные умудряются натянуть шапочку, чтоб не мерз, а на шею повязать шарфик.

0_177f27_1da44f66_orig.jpg
Самый маленький памятник
 

На парковке около дворца нас уже ждет автобус. Кто хотел мог самостоятельно гулять по городу до назначенного вечером отъезда на паром. Мы же с гидом и частью группы отправляемся в стокгольмскую ратушу на экскурсию.

 

Построенное в 1920-х годах в стиле национального романтизма здание новой городской ратуши известно прежде всего по тому торжественному приему и балу, которые ежегодно устраиваются в нем в честь новых лауреатов Нобелевской премии.

 

Мы около ратуши уже бывали. Один раз даже пытались подняться на ее башню, правда безуспешно — пускают туда по расписанию, а времени ждать очередь у нас тогда не было. Зимой же во дворе ратуши мы обнаружили елку, верхушка которой вместо привычной звезды украшена символом Швеции — тремя золотыми коронами.

0_177f2a_5bdeff12_orig.jpg
Елка во дворике ратуши
 

По залам самой ратуши тоже проводятся экскурсии. Вот на одну из таких мы и отправляемся. В качестве билетов на входе всем на тыльную сторону ладони наклеивают стикеры и только после этого пропускают внутрь. Гардероб есть, но без гардеробщиц. Желающие могут сами оставить в нем верхнюю одежду, хотя в просторных помещениях ратуши не жарко.

 

Осмотр начинается с самого большого и высокого Голубого зала. Рассказывала и водила нас по ратуше местная девушка-экскурсовод, которая говорила по-английский, а Алексей синхронно переводил. Поэтому сам рассказ удлинялся в два раза, и экскурсия показалась несколько затянутой. Смотреть-то кроме стен и потолка особенно нечего. Алексей бы и сам все рассказал, наверное, ничуть не хуже, но не положено.

0_177f28_9596593e_orig.jpg
Парадная лестница в Голубом зале

 

В Голубом зале проходит праздничный банкет. В него же и прибывают гости, спускаясь по парадной каменной лестнице. Но голубой цвет вы здесь нигде не увидите. Архитектор задумывал сделать зал без крыши, чтобы над головами посетителей было небо. Реальность оказалась суровее. И небо не всегда голубое, и осадки с него бывают. Поэтому крышу смонтировали, а название так и осталось.

 

Затем мы последовательно обошли еще несколько помещений — зал в главной башне ратуши, через который ведет парадный вход, большой зал для различных церемоний типа бракосочетания, зал для заседаний городского совета, где даже стол председателя установлен на одном уровне со всеми остальными, чтобы подчеркнуть его равенство.

 

Наконец, дошли и до Золотого зала, в котором устраивается бал для нобелевских лауреатов. Все стены от пола до потолка покрыты мозаикой из маленьких блестящих чешуек желтой смальты. Сами изображения могут вызывать некоторое удивление. Но это шведы — они так видят мир.

0_177f29_80b183f0_orig.jpg
Золотой зал ратуши
 

Из Золотого зала мы по парадной лестнице возвращаемся в Голубой. Экскурсия закончена. Общее впечатление осталось на «четверочку». Чего-то особенно удивительного мы не увидели. Так, один раз сходить, чтобы потом, глядя на известия об очередном чествовании нобелевских лауреатов, можно было похвастаться, что мы там были и видели все своими глазами.

0_177f2b_4cea94c0_orig.jpg

На набережной у ратуши

 

Из ратуши все вместе поехали на обед, который заранее заказан для нас не где-нибудь, а в ресторане Королевского теннисного клуба. Прозвучать это может пафосно. Но на деле ничего особенного. Сам клуб — деревянное здание, построенное в начале XX века. А ресторан находится в современном пристрое неподалеку. Накануне гид опросил всех, кто что будет есть — мясо или рыбу.

 

Нас тут уже ждали. Вооружившись подносиками наши туристы быстро получали свои порции и проходили в зал, где предлагался салат-бар без ограничения для всех посетителей, и чай-кофе с печеньем. Как я уже упоминал, мы брали обед на двоих. И с учетом овощных салатов, этого вполне хватило на четверых. Детишек накормили, и сами перекусили.

 

Если судить об уровне цен на сувениры, питание, да тот же глёг, то получалось, что чем дальше мы едем, тем дороже страны на нашем пути. В Литве магнитики стоили 1,2-1,8 евро, в Швеции 4-5, а в Финляндии уже от 5 евро. Глёг с ромом в Риге 2,5 евро, в Таллине 3,5 евро, а в Хельсинки — 5 евро за стаканчик.

 

Кстати, раз уж заговорили о деньгах, скажу, что во всех странах, которые мы посетили, в ходу евро, только Швеция пока рассчитывается в своих кронах. Но никакого неудобства нам это не доставило. Я даже не заморачивался с обменом валюты. В сувенирных магазинчиках берут и евро, и кроны. А еще проще рассчитываться банковской картой. Курс при этом едва ли не более выгодный чем при наличном обмене.

 

Подкрепившись телесно, мы были готовы совершить еще одну экскурсию. На этот раз по музею корабля «Васа», куда нас и доставил наш верный автобус. Опять же, мы с женой в этом музее уже были. Но тут — с экскурсией — не отказались сходить еще раз. Да и на детей музей произвел огромное впечатление. Для тех, кому не исполнилось 18 лет, вход бесплатный, а для взрослых 17 евро, но раз мы шли с экскурсией, то заплатили гиду соответственно по 3 и 20 евро . Экскурсию по музею проводил сам Алексей, наш гид-сопровождающий. При том сделал это так мастерски и воодушевленно, что под конец рассказа он оказался в окружении посторонних русско-говорящих туристов, которые пристроились к нашей группе. У наших-то всех «говорилки» и наушники в ушах. Мы могли свободно перемещаться, смотреть и слушать. А все прочие ловили каждое его слово.

 

Музей посвящен истории одного корабля «Васа», который и является его главным экспонатом. Построенный в 1628 году 64-пушечный галеон, названный в честь королевской династии Vasa, должен был стать флагманом королевского флота. Но едва отойдя от причала и готовясь дать пушечный салют, корабль накренился под порывом ветра, зачерпнул открытыми пушечными портами воду, лег на борт и пошел ко дну прямо в Стокгольмской гавани. 333 года он пролежал там всеми забытый. Но середине XX века энтузиасты нашли корабль на морском дне. Его корпус был поднят и помещен в сухой док. За время нахождения под водой корабль неплохо сохранился. Учитывая его богатое украшение резными фигурами, можно сказать что он являлся шедевром кораблестроения. А что потонул — так то отчасти вина самого короля Густава Вазы, который вмешивался в строительство судна, непродуманно сузив его корпус, уменьшив объем балласта и увеличив количество пушек. О былом великолепии корабля сейчас можно судить по его модели, выполненной в масштабе 1:10.

0_177f2d_ea68e410_orig.jpg
Модель корабля "Васа"
 

После проведенной реставрации корабль «Васа» стал главным экспонатом данного музея. Ученые утверждают, что 90% деталей корабля оригинальные. Поставлены только новые мачты, заменен весь такелаж и частично верхняя палуба.

 

К сожалению, для сохранности древесины освещение в музее очень тусклое, и фотографии получаются плохие. Объект-то большой. Никакой фотовспышкой его весь не охватишь.

0_177f2c_944e9150_orig.jpg
"Васа" в музейном освещении
 

На нескольких этажах вокруг корабля расположены разные экспозиции, рассказывающие о подъеме корпуса корабля, о службе и быте моряков на основании предметов, найденных на борту корабля. На сам корабль подниматься нельзя. Но чтобы получить кое-какое представление, рядом воспроизведен участок пушечной палубы где каждый желающий может почувствовать себя средневековым моряком.

0_177f2e_4648dbc5_orig.jpg
На пушечной палубе

 

Зимой музей закрывается в 17 часов, поэтому много времени после экскурсии нам погулять не пришлось, но около получаса на свободное блуждание по этажам у нас оставалось.

Конечно, когда мы вышли из музея, на Стокгольм уже опустился зимний бесснежный вечер. На своем же автобусе добрались до парковки у Королевского дворца, и отправились гулять по главной улице Гамла Стана — Дроттингатен. Но далеко уйти нам не удалось. В каждом доме по два-три сувенирных магазина и, т.к. определенной цели прогулки у нас не было, то мы заходили в каждый и просто глазели на россыпь и разнообразие всяких безделушек. В итоге купили пару футболок да что-то по мелочи на память о нашем посещении шведской столицы.

 

Зато в одном месте мы встретили команду самых настоящих викингов в рогатых шлемах.

0_177f2f_5bf494dc_orig.jpg
Викинги в городе!
 

Как ни удивительно, но точно к назначенному времени вся наша многочисленная группа собралась в автобусе и готова была отправляться на терминал.

 

Тут произошло еще одно приятное событие, о котором я не могу умолчать. Дело в том, что в этот день у меня был День рождения, и гид Алексей поздравил меня от лица Туртранс-Вояжа и всей нашей группы, а потом вручил небольшие подарки — рамку для фотографии, календарь, ручку, магнитик ТТВ. Мне было очень приятно. А кто-то из соседей даже пошутил:- «Ну, у вас и семья, все медали в туре собрали». А что? Не каждый может похвастаться, что День рождения он провел в Стокгольме.

 

А потом опять переезд по вечернему городу до терминала, получение посадочных талонов и посадка на борт лайнера, который носил имя «Гэлакси».

 

На этот раз наша каюта на восьмой палубе. Но она почти ничем не отличалась от предыдущей. Разве что на месте иллюминатора зеркало было не прямоугольное, а круглое. В остальном — все абсолютно также.

0_177f30_14e008ea_orig.jpg
В каюте парома "Galaxy"

 

Оставив вещи в каюте, мы отправились на самую верхнюю палубу, чтобы «помахать ручкой» Стокгольму. Сандек на этом пароме был поменьше, чем на «Виктории». Зато в углу на палубе дети нашли немного снега! Они так по нему соскучились, что очень обрадовались и разыгрались. А в темноте уже поплыли берега залива и одинокие огоньки в окнах прибрежных домиков, видом которых мы наслаждались сегодня утром. Дав возможность детям вволю наиграться — и откуда в них берется столько энергии — мы отправились переодеваться.

0_177f31_43619889_orig.jpg
Снег на сандеке

 

На этом пароме, как и на предыдущем было удивительно мало пассажиров. Я ожидал, что их будет также много, как и летом, а может быть и больше. Но по моим ощущениям паромы заполняются едва ли на треть. В ресторанах и магазинах не было привычной толпы. А без этого путешествовать гораздо комфортнее.

 

Во время вечерней прогулки по этажам нашего плавучего дома мы задержались в пиано-баре, в котором звучала живая музыка. Наташа как завороженная уставилась на музыканта, и нам пришлось тоже присесть. Чтобы не просто так — взял по бокалу пива, а детям колы. Вот и наш «праздничный ужин».

0_177f1e_d9558e13_orig.jpg
В piano-баре
 

Когда пианист сделал небольшой перерыв, Наташа перебросилась с ним парой фраз, выразив свое восхищение его игрой. Это правильно. Язык нужно не только учить, но и уметь его применять.

 

Оставалось только купить мне подарки. А для этого есть магазин duty-free. Кстати, как хорошо, что я не закупил все намеченное на предыдущем пароме, потому что здесь на ряд товаров были акции. Например, ликер Шериданc стоил 12 евро (0,5 л) против 16 евро на «Виктории», а «Лапония» здесь продавалась так и вовсе за 7,5 евро против 10,5 на предыдущем пароме. Хоть и мелочь, а приятно.

 

За такими хлопотами и прошел остаток вечера. До Турку паром идет всего 12 часов, поэтому ложиться отдыхать приходится раньше. Завтра 8 часов мы уже прибудем в Финляндию.

  • Like 38

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне в Скандинавии тоже очень понравилось наблюдать за многочисленными островами. Это  непередаваемое чувство плыть и видеть совсем рядом острова и островки, с домиками и без них.  И соглашусь, что острова-это действительно самая главная достопримечательность этих мест. В России просто такого нет.

  • Like 6

Share this post


Link to post
Share on other sites

Большое спасибо за отзыв и за фотографии. Про крайне неудачную ситуацию с Вильнюсом в турах я уже писала чуть выше. И тем не менее опять отмечу, что даже при проезде Москва-Вильнюс на поезде с прохождением в этом поезде границы всё равно город остаётся как бы "за чертой", всего лишь краткая пробежка по улицам до Кафедрального собора и час-полтора свободного времени. Вот и весь Вильнюс. Для того чтобы познакомиться с городом поближе тур должен быть с обязательной ночёвкой в Вильнюсе. В нашем Гранд туре по Норвегии в 2014 году с гидом Владимиром Ткаченко экипаж был литовский. Казалось бы соблюдено максимум условий, о которых упоминалось, и поезд и автобусный экипаж. И всё равно с Вильнюсом не получилось. Да и ещё, бесплатные вино и пиво не на всех паромах. Рига-Стокгольм и обратно все напитки платные. На паромах Осло-Копенгаген бесплатный только один бокал любого напитка. И очень обидно, что у вас экскурсия по стокгольмской ратуше получилось такой скомканной. У нас была русскоязычная девушка (она же возила нас в Дроттнингхольм) и она очень интересно рассказывала и про церемонию вручения Нобелевской премии в ратуше и про королей Швеции во дворце. А обзорка по Стокгольму у всех гидов, как я понимаю, всё-таки одинаковая, только или справа налево или слева направо. И включает одни и те же остановки-высадки. Здесь главное - что и о чём гид рассказывает.  

Edited by mariq20081
  • Like 7

Share this post


Link to post
Share on other sites

При прямом переезде Москва-Вильнюс(калининградский поезд),тур подорожает на 4000-5000руб(плацкарт),а вот вариант Москва-Минск(автобус),а дальше Минск-Вильнюс-это вариант более приемлемый....

  • Like 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
0_178083_61d8c5a7_orig.jpg

Страна Снежной королевы

 

День 6. 03/01/2017 "Турку — Хельсинки — Санкт-Петербург"

 

На шестой день нашего путешествия мы добрались до Финляндии, которая, как известно, является страной Снежной королевы. И пусть ее ледяные чертоги находятся далеко на севере — в Лапландии, но холодное дыхание зимней колдуньи чувствуется и на берегу Балтийского моря.

 

Паром Стокгольм-Турку подходит к финскому берегу рано — в 8 часов. Нам к этому времени нужно успеть и чемоданы собрать и на завтрак сходить.

 

Сошли на берег – темнота. Зато под ногами лежит снег!. Пусть немного, но уже похоже на настоящую зиму.

0_178081_e8aa77d1_orig.jpg
Прибытие в Турку
 

Снова занимаем свои места в автобусе и сквозь небольшой Турку двигаемся на выезд – на восток. Старинные башни замка Або только промелькнули вдалеке. Никакой экскурсии тут не предусмотрено.

 

Чем ближе к Хельсинки, тем больше снега за окном. И все сильнее снегопад. Отсюда до Таллина всего 80 км по прямой через море. Там мы видели бесснежные улицы, а тут все заваливает белыми хлопьями. (Не буду утверждать что в этот день в Таллине не было снега)

 

Первая остановка на окраине города у памятника Яну Сибелиусу. Не знаю чем уж так привлекают экскурсоводов эти застывшие макаронины, но туристов регулярно завозят сюда, чтобы лицезреть маску известного финского композитора. А наших попутчиков больше вдохновляло обилие снега, лежавшего на окрестных кустах и деревьях.

0_178082_5c6291c1_orig.jpg
Памятник Яну Сибелиусу
 

Едем в центр. По пути минуем церковь Темппелиаукио, устроенную прямо в скале. Но не посещаем и даже не подъезжаем близко. Гид просто рассказал историю ее создания и показал на улицу, в конце которой мелькнул белый купол. Кто не знает что смотреть, ничего и не разобрал.

 

Добрались до Сенатской площади, над которой возвышается величественное белое здание Кафедрального собора. Это практически самый центр города. Выходим из автобуса и отправляемся на пешеходную экскурсию. Снег продолжает также нещадно валить с неба. Не холодно, но под ногами уже снежная каша.

0_178084_54f14a0e_orig.jpg
Кафедральный собор

 

Главная доминанта центра города, безусловно лютеранский Кафедральный собор. Его видно, практически из любой точки. В центре площади перед ним памятник российскому императору Александру II, расширившему автономию Финляндии и даровавшему ей конституцию в 1863 году. Мы же по маленькой улочке выходим на припортовую рыночную площадь. Задерживаемся у фонтана с известным символом Хельсинки – Хавис Амандой. Но зимой фонтан не работает, и обнаженное тело морской девы прикрыто снежным пухом.


0_178085_2631ee00_orig.jpg
Хавис Аманда - дева моря

 

Потом еще пара сотен метров вдоль причалов до Президентского дворца. Вот и вся экскурсия. Представление о центре города получили. Зато свободного времени еще осталось больше часу. Куда пойдем? Конечно же в туалет!

 

На рыночную площадь выходит здание мэрии в котором на первом этаже есть бесплатные туалеты. Не смотря на свою доступность чистота в них царит стерильная. Я даже не удержался и сделал фото необычных умывальников. Как будто это не санузел а какая-то кухня. При выходе стоят кожаные диванчики для тех кому надо подождать.

0_178086_1f4d75f8_orig.jpg
Туалет в мэрии

 

Небольшая прогулка по фойе, где разместилась какая-то передвижная экспозиция о доле финских женщин, привела нас к довольно интересной композиции. Между зеркальным полом и потолком установлена замысловатая скульптура из переплетенных пальцев. Но вся загвоздка именно в зеркалах. Они отражаются друг в друге. И если посмотреть вниз, то кажется, что вся конструкция уходит в глубокий, бездонный колодец. А если посмотреть вверх, то увидите такую же бесконечную башню в небо.

0_178087_fa6d509c_orig.jpg
Бесконечность
 

Выходим на улицу — снегопад продолжается. Большими хлопьями снег валит с неба. Температура чуть ниже нуля, но как я заметил, в некоторых местах тротуар около магазинов подогревается. Поэтому под ногами сыро и слякотно.

 

Немного потолкались на рыночной площади прицениваясь к разным сувенирам. Здесь появилось много изделий из оленьих рогов и шкур. Знаменитые финские ножи тоже можно увидеть в большом ассортименте. Но дороговатенько. Чтобы согреться и поднять настроение взяли по стаканчику глёга.

 

Потом мы отправились вдоль Эспланады, на которой по словам Алексея есть большой сувенирный магазин. Хотелось присмотреть какие-нибудь подарки, укрывшись от непогоды.

Магазин нашелся. Действительно огромный. Сувениров множество. На любой вкус и кошелек. Но самое большое впечатление на нас произвел цокольный этаж, куда тоже можно спуститься. Там была распродажа различных рождественских украшений. Можно было ходить как в сказке между усыпанных инеем елок, ледяных шаров и шаловливых гномов. Рождество уже прошло и все товары продавались с большой скидкой. Еле ушли оттуда, потому что пора уже было возвращаться к автобусу.

0_178088_8a670175_orig.jpg
Распродажа рождественских украшений

 

Точно в назначенное время автобус отправляется с Сенатской площади на выезд из города. Настроение немного грустное. Вся экскурсионная программа нашего тура выполнена. Остается только вернуться домой.

 

Путь до Санкт-Петербурга 400 с лишним километров. Снег продолжает валить, засыпая финскую столицу и все дороги вокруг.

0_178089_d7987943_orig.jpg
Зимняя дорога

 

Не доезжая немного до границы делаем санитарно-закупочную остановку в большом торговом комплексе, который по старинке называется рыбокоптильней. Раньше это была совсем маленькая лавочка, торговавшая рыбопродуктами с местной коптильни. Но туристов туда завозили регулярно, и бизнес пошел в гору. Сейчас это уже настоящий супермаркет, в котором можно приобрести не только самую разную рыбу, но и любые другие товары, а также подкрепиться перед дальнейшей дорогой.

 

Что по мне — хоть убейте, не пойму смысла покупать втридорога рыбу за границей и потом везти ее через всю страну. Точно такая же форель продается в любом нашем магазине. А учитывая более низкую покупательную способность российских граждан, и цены на нее в России ниже.

Как бы там не было. Посетили туалеты, походили между стеллажами с товарами. Убили час времени. Дальше путь уже только на границу.

 

Прохождение финско-российской границы не сравнить с литовской. Тоже не быстро, но нет непонятного бесцельного стояния перед закрытым шлагбаумом. В Торфяновке бывают очереди из нескольких автобусов. Пограничники, конечно, не шустрят, но хотя бы работают.

 

Еще одна вынужденная остановка около домика таможни, где можно оформить возврат налога по покупкам TAX-FREE. Хотя здесь все делается сравнительно быстро, но выясняется, что чеки по латвийским покупкам следовало штамповать отдельно на посту погранконтроля. Пока время позволяет, автобус разворачивается, делает «круг почета» до финского КПП. Штампуют чеки. Снова подъезжаем на TAX-FREE. Вроде бы без задержек, но на все уходит время. За окном давно уже стемнело.

 

Отметившись на посту у российских пограничников можем убирать свои загранпаспорта и оставшиеся евро до лучших времен.

 

Автобус катит по новой платной автостраде в сторону Санкт-Петербурга. Скоротать остаток переезда должен был помочь российский фильм «На море». Увы, но то был настоящий прокол нашего гида. Ставить в конце новогоднего путешествия какую-то бредятину про русских быдло-туристов?!

 

До площади перед Московским вокзалом, где заканчивается наша автобусная, поездка мы добрались в одиннадцатом часу вечера. Здесь, можно сказать, туристическая группа распадается. В Москву ночным поездом возвращается чуть больше 20 человек. Остальные добираются уже сами по себе.

 

Так и мы. Тепло попрощавшись со своими попутчиками, взяв чемоданы, спускаемся в метро. Стоимость проезда в питерском метрополитене чуть дешевле, чем в московском — 45 рублей. Добираемся до станции «Электросила», а дальше идем пешком до хостела «Искра», в котором я заранее бронировал четырехместный номер. От хостела ждать какого-то гостиничного комфорта не приходится. Это место только чтобы переночевать.

 

Так уж устроено расписание поездов, что все составы в сторону Перми из Питера уходят во второй половине дня. Зато завтра у нас будет немного времени, чтобы посмотреть на зимний Питер.

Привычный походный ужин и отдыхать.

 

На этом мое описание автобусного тура можно считать законченным. Я старался максимально подробно, без лишних эмоций, описать все что мы увидели в этом путешествии. Чтобы те кто поедет по нашим следам получили представление что их ждет в поездке и могли соответственно строить свои планы.

 

Будет еще один пост с коротким рассказом о прогулке по зимнему Питеру, оценка общих впечатлений от поездки и, конечно же, предоставлю возможность высказаться моим попутчикам, в том числе и самым маленьким. 

 

  • Like 43

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...