Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Необыкновенная - обыкновенная Турция.


Рекомендуемые сообщения

Площадь Ипподром плавно переходит в площадь Султанахмет. Именно на ней находятся две главные святыни Стамбула – Собор Святой Софии (Айя-София)

1.jpg

и мечеть Султанахмет или как её еще называют – Голубая мечеть. Это первая по значению мечеть в Стамбуле.

2.jpg

Времена, предшествующие её строительству, были для Османской империи очень нелегкими. Она терпела поражения в боях с Персией, потеряв территории современной Грузии и Азербайджана, а в ходе тринадцатилетней войны в Венгрии вынуждена была подписать мирный договор с Габсбургами, признав их законность власти. Так Османская империя в одночасье потеряла власть над этими территориями и дань, которую на них собирали, ослабив свою экономику.

В это время, в возрасте 13 лет, трон наследует четырнадцатый султан - Ахмед I. Несмотря на свой юный возраст, он был человеком довольно своенравным, дерзким и амбициозным. Ему мало было титула Султана и соответственно власти только политической и светской, Ахмед I объявляет себя шестым Халифом из рода Османов, распространив свою власть еще и на религию, тем самым претендуя на роль приемника пророка Муххамеда на Земле.

Уповая на помощь Аллаха в исправлении положения дел в стране, на шестом году своего пребывания у власти, Ахмед I в 1609 г. начинает строительство самой большой мечети с шестью минаретами.

3.jpg

5.jpg

Поскольку казна была почти пуста, то финансировать строительство мечети Ахмеду I пришлось из собственных средств.

Строительство мечети было поручено ученику великого зодчего Мимара Синана,  талантливому придворному архитектору Седефкару Мехмету- аге. Мечеть, по желанию Ахмеда I, должна была превзойти по красоте все существующие, чтобы быть достойной самого Бога. И Мехмет-ага приложил все свое умение и знания, стараясь в своем творении превзойти учителя, создал настоящий архитектурный шедевр, увековечив в веках и имя Ахмеда I.

4.jpg

6.jpg

Мечеть строилась в течение семи лет и после того как все работы были закончены, в мусульманском мире разразился грандиозный скандал, так как 6 минаретов (на тот момент) имела только Мечеть аль-Харам в Мекке. Её название переводится как Запретная, а это значит, что никто не имеет права строить что-то подобное и тем более превосходящее в чем-то.

Султана Ахмеда I обвинили в святотатстве и гордыне. Что бы уладить конфликт, необходимо было снести один минарет у мечети в Стамбуле. Но Ахмед I решил проблему иначе – построил за свой счет седьмой минарет для Запретной мечети в Мекке.

Так, недопустимая ситуация была исправлена, и мы сегодня можем видеть все 6 минаретов, уходящих в небеса. А вот Ахмед I смог полюбоваться своим детищем только в течение года. Он умер в 27 лет, заболев тифом.

7.jpg

На территории мечети необходимо соблюдать правила в одежде. Если что-то не соответствует требованиям, то при входе есть все необходимое.

Перед тем как войти в мечеть, снимаем обувь и берем с собой, положив в пакет, который можно взять здесь же.

Сначала войдем во внутренний двор. Он огромен, размеры самой мечети тоже впечатляют. 

9.jpg

8.jpg

Но, и здесь идут реставрационные работы. Половина галереи, обрамляющей двор мечети, закрыта щитами.

10.jpg

А это, знакомьтесь – наш замечательный гид, Илария. Она, конечно же, предупредила нас о проводимых здесь работах, но я как-то не ожидала, что это будет так масштабно.

11.jpg

Давайте посмотрим, что мы увидели внутри.

Свободными были только некоторые боковые пространства мечети. Все остальное – сплошные колонны, поддерживающие строительные леса.

12.jpg

13.jpg

14.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 196
  • Создана
  • Последний ответ

Понять, почему мечеть называют Голубой, конечно можно. Её стены, своды отделаны голубыми и белыми керамическими Изникскими изразцами ручной работы, которые отличались высоким качеством. Их здесь более 20 тысяч.

15.jpg

16.jpg

17.jpg

18.jpg 

А вот почувствовать тот искрящийся светом объем, который я видела на фото, увидеть чудесный купол и рай небесный, который все это великолепие символизирует нам, увы, не удалось.

Одним из поразительных элементов мечети является михраб, вырезанный из цельного куска мрамора. В его стену вмонтирован черный камень, привезенный из Мекки.

19.jpg

20.jpg

Остекление и витражи изначально были выполнены из Венецианского стекла, но сейчас это все уже обычное цветное стекло.

21.jpg

22.jpg

Боковой полукупол.

23.jpg

24.jpg

С большим чувством сожаления, мы покидаем Голубую мечеть и идем дальше, продолжая наше знакомство со знаковыми местами Стамбула.

25.jpg

26.jpg

И следующее что мы увидим, будет великолепный памятник архитектуры XV века, главная резиденция султанов Османской империи – дворец Топкапы.

Продолжение следует:

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дворец Топкапы расположен также в исторической части Стамбула, в очень живописном месте – на мысе Сарайбурну (Дворцовом), где Босфор и залив Золотой Рог сливаются с Мраморным морем, и скоро мы все это увидим. 

Совсем близко от площади Султанахмет, за Собором Святой Софии находится старая площадь и главные ворота дворца  "Баб-ы Хюмаюн" или "Императорские ворота", через которые въезжали и уезжали султаны, а сейчас ими пользуются все посетители дворца.

0.jpg

Но Илария предложила нам немного прогуляться и зайти на территорию дворца с другого бокового входа.

Мы уходим с площади Султанахмет и мимо Мавзолея Ахмеда I (мы в него еще заглянем в свободное время),

1.jpg

мимо хаммама Хюрем Султан мы идем в сторону  парка Гюльхане и Археологического музея, рядом с которым  располагается нужный нам вход в Топкапы.

2.jpg

3.jpg

4.jpg

Заодно Илария познакомила нас бегло с историей парка и показала, где находится музей, на случай, если кто-то захочет посетить его самостоятельно.

5.jpgВход в парк Гюльхане.

6.jpgАрхеологический музей и некоторые экспонаты перед ним.

7.jpg

8.jpg

9.jpg

Дворец  Топкапы, что в переводе означает "Пушечные ворота", так как при въезде и выезде султана производился пушечный выстрел,  появился  на этом месте не сразу.

Завоевавший Константинополь Мехмед II поселился сначала в построенном для него дворце в районе площади Баязид. Но тот дворец не отвечал его требованиям и Мехмед II приказывает построить, на старых развалинах дворца Византийской эпохи, новый дворец – Топкапы, ставший на 400 лет главным для 25 султанов.

В 1475 г. начинается его строительство. Это огромный комплекс зданий, павильонов и разных вспомогательных сооружений. Здесь жили и работали османские правители, принимая важные решения в истории своей страны и не только.

За время своего существования дворец постоянно расстраивался и самые большие изменения произошли во времена правления султана Сулеймана I. Был пристроен гарем, который до этого находился на территории нынешнего Археологического музея.

Сегодня дворец Топкапы – это один из крупнейших музеев мира, где хранятся уникальные святыни.  Количество реликвий, выставленных в залах дворца, превышает 65 тысяч.

 Мы заходим на территорию Топкапы, окруженной сплошной стеной, и попадаем в первый двор дворца. Всего их четыре.

10.jpg

Вход в первый двор – бесплатный, а чтобы пройти в следующие - необходим билет. Илария раздавала нам билеты перед посещением каждой достопримечательности.

Первый (внешний) двор дворца – "Двор янычар". Он самый большой по площади. Здесь проходили разные торжественные церемонии, когда султан возвращался из похода. В этом дворе ожидали своей аудиенции у султана важные гости и янычары. Это было единственное место во дворце, доступное для посетителей.

11.jpg

14.jpg

15.jpg

На территории "Двора янычар" располагались кабинеты служащих казначейства, больница, казармы привратников, Монетный двор, Фонтан плача и древнейшая церковь города – церковь Святой Ирины. Здесь же находятся билетные кассы.

Церковь Святой Ирины – одна из самых ранних сохранившихся христианских церквей Константинополя, которая никогда не переделывалась в мечеть. Она была главным храмом города до постройки собора Святой Софии.

12.jpg

13.jpg

А это "Фонтан плача" с печальной репутацией источника, где придворные палачи споласкивали руки и оружие после проведенных казней.

16.jpg

Перед нами вторые ворота дворца - ворота "Баб-ус-селям" или "Ворота Приветствия".

17.jpg

18.jpg

19.jpg

За ними начинается второй двор Топкапы и начало музейной экспозиции. Ворота построены  по указу Мехмеда II в 1468г, но при правлении Сулеймана I были несколько перестроены.  В том виде они и дошли до наших дней.

Продолжение следует:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После проверки личных вещей мы наконец-то оказываемся на территории второго двора, носящего название – Площадь Дивана.

1.jpg

Первое, что бросается в глаза - огромный парк с зелеными газонами, засаженный прекрасными кипарисами и платанами.

2.jpg

3.jpg

4.jpg

Это двор, где проходили торжественные церемонии восхождения султана на трон, церемонии вручения Священного флага командирам перед уходом в военный поход. Здесь отмечали религиозные праздники, выдавали жалование янычарам и кавалеристам, проводили приемы иностранных послов.

Но самое важное, что находится в этой части дворца Топкапы , это здание государственного Совета – Диван. Его венчает Башня Правосудия.

5.jpg

6.jpg

Оно необыкновенно красивое как снаружи, так и внутри. И таким здание стало после реконструкции, проведенной во времена правления султана Сулеймана I. Не зря его называли "Великолепным"!

7.jpg

8.jpg

В Совете собирались высокие чины империи и вместе с Великим визирем  обсуждали важные государственные, административные, финансовые вопросы. Султан в это время стоял вот за тем окном с золоченой решеткой в соседнем помещении, слушая обсуждения своих сановников. Незримое око повелителя очень стимулировало работу подданных.

9.jpg

10.jpg

В смежных помещениях располагался кабинет служащих, которые записывали принятые постановления и канцелярия, откуда документы и записи о постановлениях отправлялись в архив.

11.jpg

12.jpg

13.jpg

14.jpg

15.jpg

16.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В одном из этих помещений сейчас располагается экспозиция часов. К сожалению, фотографировать в залах с музейными экспонатами запрещено, и охрана за этим строго следит. Но несколько фото (грешна, не удержалась) все же сделала.

17.jpg

18.jpg

К помещениям Дивана примыкает здание Казначейства, которое использовалось по прямому назначению вплоть до XIX  века.

19.jpg

Сегодня в нем  выставлено различное оружие, военная одежда и доспехи. Есть очень интересные экземпляры и для меня совершенно незнакомые.

20.jpg

21.jpg

22.jpg

23.jpg

Еще в этом дворе стоит небольшой мраморный монумент, находившийся ранее в Сухумской крепости, когда ей владели Османы. Правивший тогда султан Ахмед III издает указ о строительстве на берегу Черного моря  крепости Сухум-Кале. Манускрипт с указом об этом событии и увековечили в камне. В ходе русско-турецкой войны турки теряют Сухум-Кале и соседние земли, а уходя, вывозят все ценное, в том числе прихватив и этот монумент.

24.jpg

Напротив здания Дивана и Казначейства в помещении с многочисленными низкими куполами и необычными вытяжными трубами располагались Дворцовые кухни,  построенные в XV веке.  Их толстые каменные стены облицованы кирпичом.

25.jpg

Однако то, что мы видим, это уже результат перестройки, проведенной в XVI веке при Сулеймане I. После произошедшего пожара, кухни были спроектированы заново главным архитектором дворца Мимаром Синаном.

Кухня невероятных размеров и разделена на 10 секций. Лишь в одной из них готовили пищу для султана и его семьи. Отдельно готовились десерты, джемы, кондитерские изделия, а также еда для высокопоставленных лиц и других представителей дворца.

26.jpg

27.jpg

Есть здесь даже своя мечеть для поваров и работающих на кухне людей. Целая армия из 1000 поваров ежедневно готовили пищу для 4000 человек, а в праздничные дни могли накормить и все 10 тысяч едоков.

В настоящее время в помещениях кухни представлены коллекции редкого китайского и японского фарфора, привезенного по легендарному Шелковому пути. Самые старые экспонаты датируются седьмым веком, это посуда династии Тан.

Есть там один сервиз, цвета морской волны, который якобы менял цвет, если пища была отравлена. В то время это было очень актуально, но очевидно не эффективно. Отравленных хватало.

Любопытна и кухонная утварь.

28.jpg

С территории второго двора можно попасть в Гарем. Вход туда расположен рядом со зданием Дивана. Но нужно приобрести отдельный билет. Илария предупредила нас, что сейчас там идет реставрация, увидеть ничего почти нельзя и не стоит тратить деньги и часть свободного времени, которого всегда не хватает.

Мы осмотрели здесь все самое основное и через следующие ворота, имеющие замечательное название – "Ворота счастья" (Баб-ус саадет) идем дальше во внутреннюю часть дворца – Эндерун.

29.jpg

30.jpg

31.jpg

Эта часть делится на третий и четвертый дворы, и допускались сюда только очень близкие султану люди, а также его дворцовая прислуга и охрана.

А "Ворота счастья" считались личными воротами султана, и только он мог ими пользоваться.

 

Продолжение следует:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Итак: мы входим в "Ворота счастья" и уже совершенно счастливыми попадаем в самую красивую часть Топкапы, в святая святых, на личную территорию султанов.

По обе стороны от выхода из "Ворот Счастья" расположились помещения Главного евнуха Гарема и Белых евнухов, несущих ответственность за эту часть дворца и Гарем.

1.jpg

А сразу, напротив, за порогом "Ворот Счастья", находится Зал Аудиенций или Тронный зал. Сидя на золоченом троне, султан выслушивал здесь доклады Великого визиря о состоянии дел в стране. При необходимости сюда допускались члены Государственного Совета или удостоенные аудиенции иностранные послы. Подарки, которые они преподносили султану, заносили в левую дверь и складывали у расположенного посередине окна, закрытого позолоченной решеткой.

2.jpg

3.jpg

4.jpg

Тронный зал имел два выхода и тем, что располагается с противоположной стороны, мог пользоваться только султан.

5.jpg

Рядом находится здание библиотеки Ахмеда III, появившееся здесь в начале 18 века. Это была первая библиотека, созданная на территории дворца. Здание прекрасно сохранилось.

6.jpg

В нее мы зашли в свободное время, но чтобы не возвращаться покажу сразу.

7.jpg

Перед входом в библиотеку стоит очень красивый фонтан.

8.jpg

Раньше здесь хранилось более 3500 рукописных книг на турецком, арабском и персидском языках. Сейчас книг там нет, они в середине XX века были размещены в другом здании Дворцовой библиотеки.

9.jpg

Внутри интерьер декорирован изникскими изразцами 16-го века.

10.jpg

11.jpg

12.jpg

Дверные и оконные ставни инкрустированы слоновой костью.

13.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но продолжим нашу экскурсию.

С одной стороны третьего двора находятся помещения, где раньше размещалась школа Эндерун.
Здесь обучались христианские мальчики, которых турки насильно отбирали у родителей. К ним внимательно присматривались и направляли обучаться согласно их способностям.
Из стен этой школы вышли выдающиеся министры империи, крупные должностные лица, чиновники, янычары и архитекторы. Выпускником этой школы был великий Мимар Синан.

В настоящее время в этих стенах демонстрируется коллекция одежды османских султанов.

14.jpg

К этим помещениям примыкает самое старое здание дворца, построенное еще в 15 веке Мехмедом II - павильон Фатих.
В нем находится Сокровищница Топкапы, где собрана огромная коллекция особо ценных экспонатов.
К сожалению, из-за ограниченного времени, сюда мы не заходили. Покажу пару самых известных экспонатов Сокровищницы. (Фото из ин-та).

Знаменитый кинжал Топкапы с золотой рукоятью, с множеством алмазов и тремя огромными изумрудами.

21.jpg

86-каратный алмаз Ложечника, окруженный 49-ю бриллиантами.

22.jpg

Мы продолжаем знакомство с этой частью дворца.

С противоположной стороны находится самая большая мечеть дворца – мечеть Агалар, построенная, как и павильон Фатих при Мехмеде II в 15 веке. Султан, его гарем, и личная охрана приходили сюда молиться.

15.jpg

В середине XX века в ней была образована Новая Дворцовая библиотека, и все книги были перенесены сюда.

16.jpg

17.jpg

Еще одной жемчужиной третьего двора являются залы, где хранятся священные исламские и христианские реликвии. Это Павильон Священной Мантии.

18.jpg

19.jpg

20.jpg

Каждый правитель с большой бережностью и уважением относился к этим святыням, среди которых были знамя пророка Мухаммеда, два его меча, лук в золотом чехле и особая гордость коллекции - плащ Пророка или Священная мантия, возраст которой составляет около 1400 лет и её бережно хранят с 16 века в золотом ковчеге.

Среди святынь находится  еще одна золотая шкатулка, отделанная драгоценными камнями, в которой хранится осколок зуба Пророка Мухаммеда и волос из его бороды.

23.jpg

Еще одна святыня – отпечаток ноги Мухаммеда. Считается, что след на этом камне Пророк оставил в тот момент, когда возносился на небеса.

24.jpg

Есть здесь и христианские святыни, попавшие сюда после завоевания Константинополя.

В одной из ниш, закрытой бронированным стеклом находится легендарный Посох Моисея, с помощью которого он сотворил не одно чудо.

Десница Иоанна Крестителя в золотом ковчеге и часть черепа святого апостола Петра.

25.jpg

Кроме этого есть еще серебряный ковчежец с мощами святых и оловянная кастрюля Авраама.

Народу в этом павильоне очень много, у экспонатов надолго не задержишься, охрана сразу просит проходить дальше. Коллекция, поверьте, впечатляет.

Солнечные часы  в 3-ем дворе Топкапы.

26.jpg

Экскурсия на этом по территории дворца закончилась. Илария, дав нам 40 минут свободного времени, прошла с нами в следующий четвертый двор, рассказала, что и где находиться и на что обратить внимание.

Эта часть дворца Топкапы предназначалась исключительно для султана.
Войдя сюда, мы попадаем в султанский сад с красивыми павильонами, фонтанами, мраморными террасами и потрясающими видами на Босфор и Мраморное море. Здесь царит красота и гармония.

Продолжение следует:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 Ketti, спасибо Вам за внимание к теме.  Да, территорию дворца мы увидели практически полностью, кроме Гарема. Но кто-то из группы сходил и туда, подтвердив по возвращении, что все на реставрации. Жаль, что не хватило времени увидеть еще что-то из музейных экспозиций. Не увидели выставку дворцовых экипажей, портретов, костюмов, миниатюры и Сокровищницу. Но в рамках обзорной экскурсии по городу это просто невозможно. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, Lana34 сказал:

 Ketti, спасибо Вам за внимание к теме.  Да, территорию дворца мы увидели практически полностью, кроме Гарема. Но кто-то из группы сходил и туда, подтвердив по возвращении, что все на реставрации. Жаль, что не хватило времени увидеть еще что-то из музейных экспозиций. Не увидели выставку дворцовых экипажей, портретов, костюмов, миниатюры и Сокровищницу. Но в рамках обзорной экскурсии по городу это просто невозможно. 

Тема мне близка)) Сама недавно съездила в тур в Турцию! У вас экскурсионное обслуживание было намного лучше! И самостоятельно Вы так интересно погуляли! А вот совершенно не готовилась и даже сейчас не разобралась до конца, что за мечети видела, что за крепость, когда самостоятельно гуляла...

И вы дворце Топкапы намного больше нас посмотрели!Особенно обидно, что мы сокровища не увидели...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Четвертый двор - это та часть дворца, которая  являлась  личной территорией султана и местом его отдыха.

Войдя в него, мы начали осмотр с одной из мраморных террас, откуда открываются замечательные виды  на Мраморное море и Босфор.

Сразу внимание приковывает небольшая мечеть – Мечеть Софы. Первоначальное строение на этом месте было возведено сразу при строительстве дворца еще Мехмедом II.

Позже, при перестройке террасы, на месте первого сооружения, была возведена маленькая мечеть. В 19-ом веке её разрушили и построили ту, что мы видим сейчас.

1.jpg

Напротив, располагается Павильон Медицины, спроектированный и построенный Саркисом Бальяном в 19-ом веке. Я уже упоминала об этом архитекторе, и его имя мы будем слышать также часто, как и имя Мимара Синана. Это здание является самой поздней постройкой во дворце Топкапы.

2.jpg

3.jpg

Отсюда невозможно уйти дальше и не полюбоваться видами, открывающимися с террасы.

В этом месте Босфор сливается с Мраморным морем.

4.jpg

Здесь хорошо видна "Девичья Башня", один из символов Стамбула, расположенная на небольшом островке. И стоит она на границе Мраморного моря и пролива Босфор с античных времен. Точная дата постройки неизвестна.

5.jpg

За Мраморным морем азиатская сторона Стамбула.

6.jpg

7.jpg

А это уже Босфор и европейская часть города. Справа в кадре – дворец Долмабахче, последняя резиденция османских султанов. Мы побываем в нем на следующий день.

8.jpg

А теперь перейдем в Сад Тюльпанов (сад Тулип). Раньше в нем росли виноградники, лимонные и апельсиновые деревья, много было разных цветников с тюльпанами, гиацинтами, жасмином. Сегодня здесь также много зелени, а весной всюду цветут тюльпаны.

Из этого сада, через небольшие ворота с красивыми башенками по бокам, можно было попасть на примыкающую к дворцу, внешнюю территорию.  Они также спроектированы Саркисом Бальяном. Сейчас за ними располагается  парк Гюльхане.

9.jpg

Сад Тюльпанов соединен со следующим – Императорским садом роз. На его территории расположены самые красивые павильоны дворца Топкапы.

Один из них – Павильон Софы 17-ого века. Его еще называют "Диванная" или "Комната Щербета". Помещения павильона были предназначены для отдыха. Это единственное деревянное здание во дворце, дошедшее до нас практически в первозданном виде.

10.jpg

11.jpg

Чуть дальше стоит "Багдадский павильон".

12.jpg

С другой стороны сада роз находится "Ереванский павильон".

13.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы поднимаемся по лестнице на просторную Мраморную террасу с прекрасными беседками, фонтаном и колонной галереей.

14.jpg

На ней, сверкая на солнце своей золотой крышей, установлен "Павильон Ифтарийе", также известный как "Киоск Ифтарийе".

Султаны часто приходили сюда поужинать и встретить закат, особенно во время месяца Рамадана. Поэтому беседка получила еще название "Лунная беседка".

15.jpg

А какие виды открываются с этого места на залив Золотой Рог, мосты через него и Галатский холм! А вот деревья – это уже парк Гюльхане.

17.jpg

16.jpg

А здесь видна МечетьТопхане, которая известна своими самыми тонкими минаретами.

18.jpg

За золотой беседкой на террасе стоит "Багдадский Павильон".
После очередного завоевания Багдада в 17-м веке и в честь этого события на территории Дворца Топкапы был построен данный павильон.

19.jpg

Внутри нас снова окружает голубое море из Изникских изразцов, хотя орнамент уже более разнообразен.

20.jpg

21.jpg

24.jpg

Двери и оконные ставни отделаны перламутром и слоновой костью.

22.jpg

23.jpg

Здесь размещалась небольшая библиотека до тех пор, пока книги из нее не объединили с Дворцовой библиотекой.

Вернемся снова на террасу и пройдем в противоположную сторону.

25.jpg

С правой стороны к колонной галерее примыкает Зал Обрезания. По приказу султана Сулеймана I был построен Летний павильон.
В последствие его стали использовать для проведения обряда обрезания и для каждого принца это событие знаменовалось вступлением во взрослую жизнь.

26.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот эти стены с великолепной отделкой, не что иное, как обратная сторона Павильона Священной Мантии.  Вдоль них тянется Галерея с колоннами, образуя Колонный зал.

27.jpg

Посмотрите, какой красивый фонтан!

28.jpg

29.jpg

30.jpg

31.jpg

А теперь зайдем в "Ереванский павильон", построенный так же в 17-м веке, как дань памяти о завоевании турками Армении.

32.jpg

33.jpg

34.jpg

За его стенами хранились особо ценные экземпляры книг. Как и все другие они сейчас находятся в Дворцовой библиотеке.

37.jpg

36.jpg

35.jpg

38.jpg

Мы посмотрели последние помещения дворца, свободное время заканчивалось, и нам нужно было возвращаться во второй двор к зданию Дивана, где собиралась группа.

Покидаем мы территорию дворца уже через главные ворота - "Баб-ы Хюмаюн" или "Императорские ворота".

39.jpg

Выходя на старую площадь, невозможно пройти мимо, оригинального по своей форме, Фонтана Ахмеда III.

40.jpg

Его считают одним из самых красивых фонтанов Стамбула. Выполненный из мрамора и богато украшенный он долгое время снабжал население чистой бесплатной водой, являясь настоящим украшением не только площади, но и города вот уже почти 300 лет.

41.jpg

42.jpg

 Напротив главного входа в Топкапы находятся еще одни интересные ворота, через которые султан проходил на пятничную молитву в мечеть Айя-София. Сейчас они ведут в Музей ковров.

43.jpg

44.jpg

И мы, продолжая нашу экскурсию, тоже отправляемся в величайшую святыню христианского мира - Собор Святой Софии.

Продолжение следует:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Собор Святой Софии – это то место в Стамбуле, где мне больше всего хотелось побывать и своими глазами увидеть это великолепное творение мастеров Византии VI века.
Он занимает не только главное место среди многих интересных достопримечательностей города и всей Турции, но и является одним из самых известных и посещаемых мест в мире.

Собор стал центром христианского мира после завершения его строительства в 537 году. Его огромному куполу не было равных до тех пор, пока в 17-м веке не построили Собор Святого Петра в Риме.
Когда в 1453 году Константинополь был взят турками, храм превратили в мечеть, пристроив к нему 4 минарета и поменяв название на Айя Софию.
В настоящее время это музей, входящий в список всемирного наследия  ЮНЕСКО.

Выйдя из дворца Топкапы, мы обходим Айя Софию с двух сторон, продвигаясь к входу и слушая Иларию, рассказывающую нам историю собора.

1.jpg

Размеры Айя Софии огромны. Чтобы сфотографировать храм целиком нужно отойти на некоторое расстояние.

Мощные стены создают впечатление неприступности и надежности.

2.jpg

3.jpg

Но так было не всегда. Собор Святой Софии был третьим храмом построенном на этом месте, и предшествовали этому довольно трагические события.

 Первая церковь IV века, возведенная еще Константином Великим сгорела в пожаре. Новая базилика была построена уже императором Феодосием II и простояла более века, пока не была уничтожена в огне пожарищ из-за вспыхнувшего мятежа "Ника". Шел 532 год и у власти стоял император Юстиниан I.

А началось все из-за возникших споров между двумя спортивными партиями, как бы сейчас сказали – между фанатами двух клубов. Гонки колесниц – были излюбленным видом спортивных состязаний. Споры переросли в открытые конфликты, драки, убийства. За каждой партией (а их было четыре) стояли некие политические силы  или какие-то слои населения. В определенный момент все это спровоцировало  массовые беспорядки.

Юстиниан, чтобы казаться беспристрастным, приказывает арестовать и повесить лидеров обоих партий.  Во время казни у троих обрываются веревки, толпа просит пощады, но "счастливчики" все равно были казнены.

Этим император вызвал гнев на себя, партии объединяются и уже открыто выступают за свержение Юстиниана. Обстановка накалялась, город полыхал в огне, половина которого уже превратилась в пепелище.

В какой-то момент император даже хочет бежать из Константинополя, но его останавливает супруга Феодора, отказавшись следовать за ним и сказав, что лучше принять смерть на троне, чем жить без короны.

Юстиниану все же удалось удержать власть. Верные ему отряды войск, окружили собравшихся на ипподроме восставших, и учинили там  резню.
В один день было истреблено 35000 человек – значительная часть населения Константинополя.
Столица была разорена, самые важные общественные и религиозные здания оказались разрушены. Среди них и Собор Святой Софии.

Юстиниан, сохранив свой престол, дает обет построить новый собор, который будет еще краше и величественнее прежнего. Он сдержал свое слово. Собор Святой Софии, построенный  через 5 лет, стал на долгие века лучшим религиозным зданием в Европе.

Мы, между тем, вышли на площадь Султанахмет. На входе в собор стояло две длинные очереди. В одной проходили группы, в другой - все остальные посетители.

Пока очередь медленно продвигалась к входу, я успела немного пробежаться по площади.

5.jpg

7.jpg

Везде стоят лотки с разной едой: вареной и жареной кукурузой, жареными каштанами и с выпечкой. Очень понравился бублик Симит. Стоит 1,75 лир. Для простоты умножали на 10, это примерная цена в рублях. Забегая вперед скажу, что самые вкусные бублики были в Конье.

6.jpg

4.jpg

Наша очередь подошла. Пройдя через рамку металлодетектора и досмотр вещей, мы входим на территорию Айя Софии.

8.jpg

9.jpg

На всей территории расставлены и разложены, найденные при раскопках в XX веке, сохранившиеся мраморные части конструкций, когда-то принадлежавшие сгоревшей Базилике Феодосия.

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13.jpg

Ну а теперь пойдемте смотреть, что же там внутри.

14.jpg

Продолжение следует:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Название Собора Святой Софии происходит от греческого слова "софия" - мудрость.
 А значит, мы входим в "Собор Божьей Мудрости".

Первое помещение собора, внешний притвор – экзонартекс, лишен всякой отделки. Она не сохранилась. У стены стоит саркофаг императрицы Ирины, единственной женщины за всю историю Византии, правящей в VIIIIX веках. 
Напротив - колокол из церкви Святой Ирины, которую мы видели на территории дворца Топкапы.

1.jpg

Не задерживаясь, проходим дальше в следующий внутренний притвор – нартекс.

И уже здесь отделка, сохранившаяся со времен Юстиниана, поражает и восхищает. Стены покрыты розовым, голубым, зеленым мрамором. Причем рисунок на плитах располагается зеркально. Как будто мраморные пластины распиливали на тонкие листы и укладывали, раскрывая, как книгу.

2.jpg

3.jpg

3а.jpg

Потолки покрыты сверкающей золотом мозаикой.

4.jpg

Из нартекса в основное помещение собора ведет 9 ворот.
Центральные – Императорские ворота. Считается, что они сделаны из деревянных конструкций Ноева Ковчега.
В эти ворота входил только император, все остальные пользовались соседними входами.

Над Императорскими воротами расположена мозаика, появившаяся уже после окончания периода иконоборчества, в IX-X вв. На ней изображен император Лев VI, склонившийся перед Иисусом, а справа и слева - Дева Мария и Архангел Гавриил.
В руках Иисуса Евангелие со словами "Мир Вам. Я свет миру".

5.jpg

6.jpg

Лев VI (866-912) не зря изображен в такой позе. Будучи трижды вдовцом, он вымаливает прощение за свой четвертый брак. По законам Византии церковь допускала только три брака, и императору было отказано в венчании в четвертый раз. Но он решил эту проблему - сместил существующего патриарха и поставил своего, который быстренько узаконил его брак. Ничего не меняется в этой жизни!

А вот так был расписан нартекс  при иконоборцах. Орнаменты, мозаики, фрески  с ликами святых уничтожались. Вместо них наносились кресты.

6а.jpg

Прежде чем мы переступили порог Императорских ворот, Илария обратила наше внимание на темные углубления в мраморных плитах пола.
Эти места, по обеим сторонам двери, протерты ногами стражников, охранявших императора во время молитвы. Сколько же здесь стояло людей, чтобы появился этот зримый штрих времени!

8.jpg

Святая София – ошеломляет сразу, как только входишь в основной неф. На какое-то мгновение мы замерли от того огромного пространства, которое просто обрушивается на тебя, поражая сдержанной красотой. И несмотря на то, что почти четвертая часть Айя Софии находится на реставрации и закрыта строительными лесами, это не мешало нам любоваться и наслаждаться ее величием.

9.jpg

10.jpg

Трудно описать то, что начинаешь чувствовать, находясь там. Я себя ощущала маленькой, маленькой, одновременно испытывая невероятный трепет, спокойствие и умиротворение, а душа, наоборот, хотела петь. Что-то подобное мы чувствуем, когда мама прижимает нас к себе, гладя по голове. Сейчас это называют – энергетикой места. Не берусь судить, наверное так и есть, но ощущения потрясающие.

Глядя на огромный купол, кажется, что он невесомо парит над аркадой с многочисленными окнами.

11.jpg

В византийский период  центр купола украшала мозаика с изображением лика Христа Вседержителя. После захвата турками Константинополя, лик замазали, а это место расписали цитатами из Корана.

12.jpg

Заштукатурены были и все другие мозаики в храме, благодаря этому они сохранились. Только в 1934г. после падения Османской империи Айя София становится музеем и в ней начинают работы по восстановлению мозаичных покрытий, очищая их от верхних слоев.

Под куполом, с четырех сторон, мы видим шестикрылых серафимов. Их лица были закрыты османами позолоченными накладками в виде многоугольной звезды.

13.jpg

14.jpg

Один лик в ходе реставрации все же открыли.

15.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во время переделки собора в мечеть добавились еще 8 огромных дисков диаметром 7,5 метра, обтянутых верблюжьей кожей. На этих медальонах арабской вязью написаны имена Аллаха, Мухаммеда, имена двух внуков пророка и имена четырех первых халифов. До сих пор они считаются самыми большими каллиграфическими образцами в исламском мире.

16.jpg

В алтарной зоне появился мраморный, очень красивый михраб, правда, его пришлось несколько развернуть по направлению к Мекке. И смотрится он там, надо сказать, как-то не к месту.

17.jpg

Также рядом установили мимбар – кафедру, с которой имам читал проповеди.

18.jpg

А над всем этим, на головокружительной высоте, находится мозаика с одним из самых искусных, самых ранних  и самых трогательных изображений Богородицы с младенцем Иисусом на коленях. Две религии в одном месте.
 Эта мозаика была уничтожена иконоборцами,  но в 9 в. ее удалось восстановить в первоначальном виде.  В те времена было много потеряно безвозвратно истинных шедевров, досталось сполна и "Святой Софии".

19.jpg

20.jpg

21.jpg

Вот здесь хорошо видны следы стараний иконоборцев, пытавшихся закрасить мозаики крестами.

22.jpg

При строительстве собора Святой Софии, император Юстиниан не жалел никаких средств. Затраты были огромны.
Для внутренней отделки использовали золото, серебро, слоновую кость. Только золота ушло 130 тонн. Мрамор разных видов доставляли изо всех уголков империи. Использовали детали разрушенных древних храмов. Были привезены 8 порфировых колонн из храма Солнца в Риме, колонны из зеленого мрамора прибыли из храма Артемиды в Эфесе.

28.jpg

27.jpg

В 1204 г. на Константинополь снова опустилась "ночь". Город захватили крестоносцы. Армия рыцарей во время своего четвертого крестового похода, отправилась на восток, желая отбить у мусульман Иерусалим. Но почему-то оказалась у стен столицы христианской Византии.

Город был подвергнут беспощадному разорению. Собор Святой Софии так же был безжалостно разграблен. Были сняты все покрытия из золота и серебра, похищено все, что имело хоть какую-то ценность, а "Святая София" на полвека стала католическим собором.
Похищенные священные реликвии, такие как Туринская плащаница, копье, которое римский воин вонзил в распятого на кресте Христа, фрагменты Креста и многие другие святыни назад сюда уже не вернулись.

Когда Византия отвоевала Константинополь вновь, собор Святой Софии восстановили, но отделка была уже намного скромнее. Но, тем не менее, она до сих пор производит неизгладимое впечатление.

Эти две порфировые колонны одни из тех, что были привезены из Римского храма Солнца.

23.jpg

24.jpg

Центральный неф от двух боковых отделяют  Эфесские колонны из зеленого мрамора.

30.jpg

В середине XVI века, уже в мечети Айя София, появились 2 шарообразных эллинистических кувшина, привезенные из древнего Пергама.

25.jpg

26.jpg

Рядом с одним из них находится "Плачущая колонна". Еще с XIII века известно, что к ней приходили за исцелением. Сегодня  стоит очередь, чтобы загадать желание, которое по преданиям обязательно сбывается. Мы это проверять не стали. Желающих в очереди и вокруг колонны было слишком много. По этой причине не смогла даже сделать фото.

 Собор имеет два яруса. С трех сторон располагаются галереи – хоры.

29.jpg

Внизу мы осмотрели практически все, хотя хотелось уделить внимание каждой детали. Они уникальны и неповторимы.  Но Илария предлагает нам пройти наверх, где еще много интересного.

И в завершении этого поста – небольшое стихотворение О. Мандельштама. Он никогда не был в Стамбуле и не видел храма Святой Софии, но в это верится с трудом.

Айя-София – здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам – пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон – света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот
.

О. Мандельштам, 1912

 

Продолжение следует:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поднимаясь на хоры, мы следуем тем же путем, какой проделывали Византийские императрицы. Вместо лестниц наверх ведет пологий пандус, вымощенный крупными камнями, отполированными до блеска за эти более чем полторы тысячи лет.

1.jpg

Во время богослужений раннего христианского периода на галереях храма находились женщины. Здесь, как раз напротив алтаря, располагалась ложа императрицы, которую в сопровождении принцесс и фрейлин, к месту молитвы вносили в паланкине. Там, где находился трон императрицы, в пол вмонтирована круглая вставка из зеленого мрамора.

2.jpg

Глядя, на "Святую Софию" сверху, еще сильнее понимаешь, насколько она красива и велика.

3.jpg

Её купол диаметром 31 метр расположен на высоте 51 метр (здание в 17 этажей).

4.jpg

5.jpg

Ближе к алтарной части находится омфалион – место, где короновали императоров при вхождении на престол. Оно отмечено большим кругом в центре и разноцветными, разного размера кругами вокруг. Это все тоже мрамор.

6.jpg

Подлинным сокровищем  храма считаются капители колонн, украшенные изящной резьбой.

7.jpg

8.jpg

9.jpg

10.jpg

На тех колоннах, что стоят вокруг основного пространства, на капителях вырезаны монограммы императора Юстиниана и его жены императрицы Феодоры.

11.jpg

11а.jpg

Мы двигаемся дальше по южной галерее храма. Здесь есть очень необычные мраморные врата VI века. Они как бы состоят из трех частей: открытого портала и двух символических ворот по бокам, олицетворяющих Ад (слева) и Рай.
В помещениях которые они отделяют, проходили собрания священнослужителей и даже
V Вселенский Собор.

12.jpg

Именно за ними находится гордость собора "Святой Софии" – чудом сохранившиеся бесценные, великолепные мозаики XI XIII веков.

Первая из них – мозаика "Деисус" XIII века, на которой изображен Иисус, Богородица и Иоанн Креститель. Она считается шедевром мозаичного искусства Византии.
К сожалению, от мозаики осталось меньше половины. Но и от того изображения, что уцелело, невозможно оторвать глаз.

13.jpg

Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого.
Нижняя часть мозаики была разрушена крестоносцами, сохранилось только несколько маленьких фрагментов, закрытых сейчас стеклом.

На небольшой мозаичной иконе можно увидеть, как выглядело это изображение изначально.

14.jpg

Каким же нужно было обладать мастерством, чтобы из огромного количества разных кубиков смальты выложить такие живые лица!

 Кажется, что Иисус смотрит прямо на тебя, даже вернее - сквозь тебя, понимая и принимая твою истинную суть. Его лик как будто светится изнутри.
Это лучшее изображение Иисуса Христа, которое мне посчастливилось увидеть за всю мою жизнь.

15.jpg

А как глубоко печальны глаза Марии, стоящей со смиренно склоненной головой.

24.jpg

На лице Иоанна Крестителя видна каждая морщинка, каждый волосок и каждый завиток на бороде. Восхитительная работа!

16.jpg

Илария рассказала, что к этой мозаике приезжают иконописцы со всего света и часами стоят перед ней, изучая каждую черточку этих чудесных ликов.

Кроме мозаики "Деисус", здесь есть еще несколько уцелевших изображений, а когда-то хоры сплошь были покрыты мозаиками, золотой фон которых слепил глаза.

Давайте пройдем к следующим мозаикам, а по пути можно посмотреть в окно и еще раз взглянуть на Голубую мечеть или на мавзолеи султанов, которые находятся во дворе Айя Софии. В одном из них похоронен Селим II, сын султана Сулеймана I и Хюррем.

17.jpg

18.jpg

Продолжение следует:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Следующая мозаика, которую мы увидели, датирована началом XII века. На ней изображены: император Иоанн II Комнин с супругой Ириной Венгерской, стоящие рядом с Богородицей.

Император преподносит дары (мешочек с деньгами), а императрица – дарственную грамоту.

19.jpg

Свое имя - Ирина, императрица получила при крещении в Константинополе, приняв православие. Она родилась в Эстергоме в 1088 году и была дочерью венгерского короля Ласло. Пирошку, так звали венгерскую принцессу, вопреки её желанию выдали замуж за будущего императора Византийской империи Иоанна II Комнина. Она вела тихую жизнь, занимаясь детьми и благотворительностью. Перед смертью ушла в монастырь, а после смерти была причислена к лику святых.

20.jpg

21.jpg

Чуть дальше в этой же южной галерее расположено еще одно, более раннее мозаичное полотно XI века.

 Перед престолом Христа склоняются императрица Зоя и ее супруг Константин IX Мономах. В руках августейшая чета также держит символы благотворительности: кошель с деньгами и дарственную грамоту с перечислением даров.

22.jpg

Эта мозаика имеет интересную историю. В нее вносили изменения вместе с происходящими переменами в жизни императрицы Зои Порфирородной.
 Это добавление к имени нас очень заинтересовало. Илария пояснила, что детей рожденных от царских особ называли порфирородными или багрянородными, так как только у цариц роды проходили в одном из залов дворца, отделанного ярко бордовым порфиром.

Так вот, на этой мозаике был запечатлен второй муж Зои (их было три). Изображение его головы скололи, и на этом месте появился образ Константина IX.

Да и лик Зои тоже подвергся уничтожению, когда престол ненадолго занял её пасынок, ненавидевший мачеху. Когда Зоя, одна из немногих женщин, правивших империей, вернула себе власть, мозаику восстановили.

Мы достигли конца южной галереи, где располагается уже алтарная зона.
Казалось бы, находимся намного выше и совсем близко от расположенной в апсиде мозаики Богоматери, но она зрительно ничуть не приблизилась, и видится все такой же далекой.

23.jpg

Все мозаики, к которым есть доступ, мы посмотрели. Спускаемся вниз, но уже по другому пандусу, пол которого выполнен в виде тонких поперечных борозд. Здесь менее скользко и идти намного удобнее.

 Возвращаясь к выходу, я снова на некоторое время зависла у мозаики "Деисус".

25.jpg

26.jpg

Оторвала себя от нее только тогда, когда в наушниках стих голос Иларии.

Догоняла группу уже бегом.  Если бы не поторопилась, то точно потеряла бы всех из виду, так как наша экскурсия по Айя Софии еще не закончилась и Илария ведет нас дальше.

Из трансепта, через боковой выход, мы уходим из храма и попадаем в "Вестибюль воинов". В византийские времена именно он являлся основным входом. Здесь император и его стражи, прежде чем войти в Софийский собор, оставляли свои мечи.

27.jpg

31.jpg

Над этим входом находится самая ранняя мозаика собора, датируемая 950 годом. На ней изображена Богородица сидящая на троне с младенцем Иисусом, император Константин I и император Юстиниан I, подносящие в дар Царице Небесной город Константинополь и собор Святой Софии.

28.jpg

29.jpg

Однако в этом вестибюле есть еще одна изюминка – огромные бронзовые двери. Это  самый древний архитектурный элемент, обнаруженный в Святой Софии.
Им более 2000 лет!!!  2-ой век до н.э.

32.jpg

33.jpg

Предположительно они были привезены из языческого храма в Тарсусе. Сейчас это город на юге центральной части Турции – родина апостола Павла.
Свое нынешнее место дверь заняла лишь в 838 г.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Илария поворачивает налево, и мы оказываемся в баптистерии Византийской эпохи, который старше самого храма.

34.jpg

35.jpg

38.jpg

Прекрасно сохранилась крестильная купель со ступенями без какой-либо отделки.

36.jpg

Интересна она тем, что здесь в 957 г. происходило крещение княгини Ольги, первой из русских правителей принявшей христианство еще до крещения Руси. Крестил её сам император Константин VII Багрянородный с патриархом, дав ей имя в крещении Елена.

Даже трудно представить себе эту связь времен. Княгиня Ольга и мы сегодня прикасаемся к одной и той же купели.

37.jpg

Через 30 лет после этого события в Константинополь прибыли русские послы от князя Владимира и посетив "Святую Софию", испытали настоящий восторг во время службы под ее сводами.

Русь в тот момент стояла перед выбором веры. Послы сообщили Владимиру – " Мы не знали – на небе или на земле мы: нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми". Русь стала православной.

Так что собор "Святой Софии" стал неким проводником для Руси перед ее крещением.

На этом наш экскурс в историю, красоту и тайны Святой Софии подошел к концу и уходя, Илария обратила наше внимание еще на два минарета, построенные Мимаром Синаном, и великолепный фонтан 18 века.

43.jpg

41.jpg

42.jpg

39.jpg

40.jpg

Под большим впечатлением от этого величественного строения, которое будет жить в веках и радовать еще не одно поколение, мы продолжаем знакомство со Стамбулом  и по расписанию у нас – обед, который входил в стоимость экскурсии. А поскольку нужное нам кафе находилось недалеко, то не спеша  прогулялись до него пешком.

Обед состоял из чечевичного супа, салата (1 тарелка на 4-х), шашлыка из курицы, воды и апельсинов на десерт. Вкусно было все.

44.jpg

45.jpg

Отдохнувшие и сытые мы отправляемся на прогулку по Босфору.

Продолжение следует:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одним из главных достоинств Стамбула, без которого невозможно представить себе этот город, несомненно, является Босфор. Это его душа, связывающая своими мостами два берега – Европу и Азию.

Босфор протянулся на 30 км, соединяя два моря, Черное и Мраморное. Движение судов по проливу не прекращается ни днем, ни ночью.

Я очень люблю все, что связано с водой, и без прогулки по красивейшему проливу, знакомство со Стамбулом уж точно будет неполным.

Столько прекрасных впечатлений, удовольствия и эмоций осталось после неё! 
Как же было здорово наслаждаться этими моментами, не думая ни о чем. Вдыхать морской воздух, слушать крики чаек и любоваться живописными картинками по обе стороны Босфора.

Все это будет чуть позже, а пока мы медленно продвигались в стамбульской пробке к пристани Эминёню, откуда отчалит наш кораблик.

0.jpg

Вместе с нами была еще одна группа соотечественников, а вот вела экскурсию наша Илария.

Кораблик двухпалубный. В нижней закрытой части имеется буфет. Чай, кофе, свежевыжатые соки, вода, снеки – все для вас. На верху – открытая палуба и мне туда.

Садиться лучше с левой стороны, если конечно много народа. В нашем случае, кораблик был совершенно свободный и видя что-то интересное, мы перемещались от борта к борту.

С воды город смотрится несколько иначе. Это какой-то другой Стамбул. Кроме того, прогулка по Босфору это еще прекрасная возможность увидеть те достопримечательности, которые мы не успеваем посмотреть за короткое пребывание в Стамбуле.

Наш путь начинается в заливе Золотой Рог.

1.jpg

2.jpg

3.jpg

Кораблик проходит под Галатским мостом, главная достопримечательность которого - люди с удочками, стоящие в любое время суток и в любую погоду тесными шеренгами по обе стороны моста, а из рыбных ресторанчиков первого уровня доносится стойкий запах жареной рыбки.

4.jpg

5.jpg

6.jpg

Позади остаются мечети Сулеймание и Валиде-султан,

7.jpg

а впереди, справа по борту виднеется мыс Сарайбурну с дворцом Топкапы и Принцевы острова в Мраморном море.

8.jpg

9.jpg

10.jpg

Кораблик идет ближе к левой европейской стороне и вот мы уже в Босфоре, на стыке Европы и Азии.

Илария начинает экскурсию, рассказывая в микрофон мимо чего проплывает наш катер и чем интересны те или иные места.

Вот на холме возвышается мечеть шехзаде Джихангира, построенная в 16 веке султаном Сулейманом I в память о своем младшем сыне. Первоначальную постройку не пощадило  землетрясение, а эта мечеть построена уже в 19 веке архитектором Саркисом Бальяном.

11.jpg

12.jpg

А это уже мечеть Долмабахче, 19 века. И снова мы слышим фамилию архитектора – Бальян, но уже Карапет Бальян. Это была целая династия армянских зодчих, долгое время служивших при дворе султанов. Рядом расположена Часовая башня Долмабахче.

13.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дворец Долмабахче – последняя резиденция османских султанов и его мы увидим на следующий день.

14.jpg

15.jpg

16.jpg

Катер проходит мимо парка им. Хайреддина Барбароссы - пирата, адмирала и командующего всего османского флота при султане Сулеймане I, который высоко ценил его ум и отвагу. В парке ему установлен памятник и рядом мавзолей, где Барбаросса похоронен.

17.jpg

18.jpg

Наша прогулка продолжалась, как вдруг погода, очевидно вспомнив, что синоптики обещали нам дождь, стала портиться, и он все-таки пошел. Верхняя палуба катера полностью закрыта тентом, и дождь ничуть не помешал нам и дальше продолжать с интересом рассматривать проплывающие мимо берега, слушая Иларию.

Слева по борту - роскошный султанский дворец Чираган, построенный еще в 1863 году, бывший их летней резиденцией.
Здание протянулось вдоль пролива Босфор более чем на 500 м. Около 70 лет, вплоть до 90-х годов прошлого столетия, вместо дворца стояли обугленные стены, но в конце
XX века здание заново восстановили, попытавшись вернуть его первоначальный облик. Сейчас это единственный в Стамбуле отель класса "люкс", расположенный на берегу пролива Босфор - Чираган Палас Отель Кемпински, в котором останавливаются богатые и знаменитые со всего мира.

19.jpg

20.jpg

А это один из корпусов Галатасарайского университета, история которого начиналась еще с придворной школы Эндерун в 15 веке.

21.jpg

Впереди показался Босфорский подвесной мост, соединяющий Европу и Азию.
 А перед ним  расположена удивительно красивая мечеть Ортакёй 19 века.

22.jpg

Мыс, на котором она находится, во времена Византии называли "ключом от Босфора". Автором проекта стал еще один представитель династии прославленных архитекторов – Никогос Бальян.

23.jpg

Босфорский мост считают одним из самых красивых подвесных мостов в мире и одним из символов современного Стамбула. Грандиозность этого сооружения впечатляет. Длина моста 1,5 км. Проплывая под этим знаменитым мостом, все кто находился на верхней палубе, дружно бросили монетки в Босфор и загадали самое заветное желание. Надеюсь, исполнится.

24.jpg

25.jpg

26.jpg

Кораблик шел вперед, а небо все больше затягивали темные свинцовые тучи.  И тут началось! На все вокруг обрушился такой ливень. Косые потоки воды лились стеной. Пришлось перебраться на сиденья в середине палубы. На наше счастье силы небесные сжалились и все это быстро закончилось.

26a.jpg

27.jpg

28.jpg

Продолжение следует:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Своим отзывом вы возвращаете меня в сентябрьские денечки...Приятные воспоминания!

И как раз в аналогичной экскурсии у нас была такая же погода...Дождь на Босфоре...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дождь прекратился также внезапно, как и пошел. Снова появилось солнце, так что наслаждаться видами нам уже ничего не мешало.

За Босфорским мостом начинается очень зеленый район – Бебек. Первое поселение появилось здесь сразу после захвата османами Константинополя, а сегодня это историческое место является элитным районом Стамбула и проживают в нем люди далеко не бедные. Большое количество яхт, стоящих вдоль побережья, не оставляют в этом никакого сомнения.

2.jpg

3.jpg

Среди лесистых холмов, протянувшихся вдоль одноименной бухты, расположились красивые виллы и особняки, больше похожие на дворцы. Одно из таких зданий – консульство Египта. Построено оно было в 1902 г. и проживала в нем семья последнего наместника султана в Египте.

1.jpg

Наш кораблик достиг самого узкого места Босфора. Его ширина здесь всего 700 м.

На берегу Босфора, понимая стратегическую важность этого места, султан Мехмед II Фатих готовясь к штурму Константинополя в 1452 году, приказывает построить Румельскую крепость – Румелихисар. Напротив уже существовала построенная ранее анатолийская крепость - Анадолухисар. В результате Константинополь был отрезан от Черного моря, и судьба его была предрешена.

4.jpg

Глядя на мощные стены и башни крепости, выложенные из обычного камня, остается только удивляться, как могли все это построить всего за 4 месяца.

5.jpg

За свою историю крепость использовалась как таможенный пункт, была в ней и тюрьма, а сейчас – музей.

Впереди уже виден второй висячий мост через Босфор – мост Мехмеда Фатиха. Перед ним катер разворачивается и дальше уже плывет обратно вдоль азиатской стороны пролива.

6.jpg

7.jpg

8.jpg

Анатолийская крепость Анадолухисар, построена в конце 14 века и является старейшей в Стамбуле.

9.jpg

Напротив - крепость Румелихисар.

10.jpg

На покрытом зеленой растительностью азиатском берегу Босфора, застройка уже не такая плотная, как на противоположной стороне. Район Бейкоз, мимо которого мы плывем, является одним из самых древних частей Стамбула. Это один из самых зеленых и экологически чистых районов города, большую площадь которого покрывают леса.

11.jpg

Он был местом отдыха султанов и другой знати, строивших здесь охотничьи домики и виллы.  До сих пор Бейкоз остается элитным и очень дорогим районом Стамбула.

На берегу Босфора стоит один из летних дворцов султанов Кючуксу Касры. Сейчас в нем открыт музей.

12.jpg

13.jpg

Район Бейкоз граничит с одним из главных районов азиатской части - Ускюдаром. Здесь тоже много интересного.

Величественное белоснежное здание с двумя башнями – высшая военная школа Кулели, основанная еще в 1845 году.

14.jpg

На вершине холма видны желтые особняки – это территория резиденции президента Турции Э.Эрдогана в Стамбуле. Когда-то это был исторический особняк Вахдеттин, названный по имени последнего султана, проживавшего в нем до восшествия на престол. Именно в этой резиденции 27 октября 2018 г. проходил четырехсторонний саммит по Сирии с участием лидеров России, Германии, Франции, Турции.

15.jpg

16.jpg

На самом берегу Босфора стоит прекрасная мечеть Бейлербей. Построена она в далеком 1778 году. Изначально мечеть имела один минарет, который был снесен и возведены два новых. Такой мы и видим её сегодня, проплывая по Босфору.

17.jpg

Впереди снова первый Босфорский мост, у основания которого располагается еще одна летняя резиденция султанов – дворец Бейлербей.

18.jpg

Он служил еще и местом размещения именитых иностранных гостей, посещавших Османскую империю. Здесь бывали принц Уэльский,австрийский император Франц-Иосиф, великий князь Николай, императрица Евгения – супруга наполеона III и многие другие. В настоящее время это музей.

19.jpg

20.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом высоком холме не только азиатской части, но и всего Стамбула – Чамлыджа, по инициативе Э. Эрдогана строится самая большая в Турции и Европе мечеть Чамлыджа.

21.jpg

22.jpg

23.jpg

А вот это необычное здание, у которого половина фасада повернута в обратную сторону, оказалось Стамбульским государственным театром.

24.jpg

25.jpg

К достопримечательностям района Ускюдар относятся мечеть Михримах Султан (слева) 16 века, которую построил известный нам Мимар Синан и мечеть Йени Валиде 17 века.

26.jpg

27.jpg

Вдалеке уже показалась "Девичья Башня" – еще один символ Стамбула.

28.jpg

Островок, на котором она расположена, находится на границе Босфора и Мраморного моря.

29.jpg

Эта башня в разные времена была маяком, смотровой башней, таможенным пунктом, рестораном. А во время чумы становилась больницей.

30.jpg

 Наша прогулка, длившаяся полтора часа, подходила к концу. Кораблик поворачивает в сторону залива Золотой рог, направляясь к той же пристани, откуда мы отчалили.

31.jpg

32.jpg

33.jpg

34.jpg

Все наслаждались её последними минутами, как вдруг перед Галатским мостом появилась пара дельфинов.

35.jpg

36.jpg

Не знаю, что им понравилось в нашем кораблике, но сопровождали дельфинчики нас до самой пристани и только потом повернули обратно, в сторону Галатского моста. Сколько же было радости от встречи с ними! Дельфины завершили нашу экскурсию по Босфору, поставив эмоциональную и позитивную точку.

37.jpg

38.jpg

39.jpg

40.jpg

По программе сегодняшнего дня не выполненным оставался только один пункт – посещение Египетского рынка.  Он находится рядом, и мы отправляемся туда пешком.

41.jpg

Илария  немного познакомила нас с историей рынка, показала, что и где можно купить, назначила место встречи, дав минут 30 свободного времени.

42.jpg

43.jpg

Потом всех желающих на автобусе развезли по отелям. Мы же прослушав информацию, уходим гулять по вечернему Стамбулу.

Продолжение следует:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перед тем, как покинуть Египетский рынок и уйти гулять по вечернему городу, мы все же купили разных вкусняшек, так как возможности вернуться сюда у нас больше не будет. Илария порекомендовала брать лукум ручной работы, который делают на основе меда, в лавке № 13.
Но, поскольку сомнение в таких случаях есть всегда, то перепробовав много всего и в разных местах, мы снова вернулись  в 13-ю лавочку. Рекомендую. Брали лукум разного вида, и весь был очень вкусный. Цена от 95 лир за кг. до 150 лир.

А вот лукум на основе сахара понравился фирмы "HazerBaba" – 35 лавка, 40-50 лир.

Если выйти через боковой выход базара, то оказываешься в уютном скверике, напротив которого, расположена Новая мечеть или мечеть Валиде Султан. Это одна из больших мечетей Стамбула, построенная в 17 веке.

1.jpg

2.jpg

3.jpg

Несмотря, на глобальные реставрационные работы, она была открыта. Похоже, в Стамбуле решили привести в порядок сразу все достопримечательности города.

4.jpg

Мы все же зашли в мечеть, в надежде что-то увидеть. Но, увы и ах. Лишь стойки строительных конструкций, обтянутые клеенкой, занимали все внутреннее пространство.

5.jpg

6.jpg

7.jpg

Затем немного прогулялись по кварталу Серкиджи, известному европейцам еще со времен Османской империи. Это старинный деловой центр, где много красивых офисных зданий с европейской архитектурой. Его многолюдные улицы очень напомнили мне Мадрид. Здесь также много магазинчиков и небольших кафе, куда мы то и дело заглядывали, чтобы выпить свежевыжатого гранатового сока или  попробовать чего-нибудь вкусненького.

Бублик Симит настолько любим всеми в Турции, что даже поставили памятник продавцу бубликов.

8.jpg

В этом здании располагался первый банк Турецкой республики, основанный в начале XX века. Сейчас здесь открыт музей истории банковского дела.

9.jpg

Побродив здесь еще какое-то время, мы на трамвае доехали до площади Султанахмет, чтобы  увидеть её в вечерней подсветке. Эта площадь красива в любое время суток, и гулять по ней очень приятно.

10.jpg

Айя София.

11.jpg

12.jpg

Голубая мечеть.

12а.jpg

Рядом с Голубой мечетью находится мавзолей султана Ахмеда I, который считается одним из самых больших и красивых в Стамбуле. Его строительство было поручено тому же  архитектору Седефкару Мехмету- аге, построившему Голубую мечеть. Работы по возведению мавзолея начались после смерти Ахмеда I и длились 3 года, закончившись в 1619г.

13.jpg

Войдя внутрь, я совершенно не ожидала увидеть такое количество саркофагов. Здесь нашли свой последний приют султан Ахмед I, его любимая жена Кёсем Султан, их дети и внуки – всего 34 представителя Османской династии.

15.jpg

14.jpg

16.jpg

17.jpg

18.jpg

19.jpg

Выйдя из мавзолея, еще раз полюбовались Айя Софией, которая как магнит снова и снова притягивала к себе взгляд.

20.jpg

Время приближалось к 21-00, и мы решили немного пораньше вернуться в отель. Нужно было еще собрать чемодан, ведь завтра мы переезжаем в другой отель, где соберется группа, с которой мы будем путешествовать "По следам великих цивилизаций".

В отель возвращались другим путем, попутно пройдя еще по площади Ипподром.

21.jpg

22.jpg

23.jpg

Второй день в Стамбуле подошел к концу. Завтра нас ждет не менее интересная и насыщенная программа.

Продолжение следует:

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...