Jump to content
Форум Туртранс-Вояж

РОССИЯ, КЧР, Нижний Архыз. Древняя столица Аланского царства Магас, 19.07.2020


Родился и вырос я в этих завораживающих краях; много раз бывал именно здесь, где каждый раз, познавая историю родных мест, чувствовал как она будоражила мне душу и разум. Алания - средневековое государство алан, в предгорьях Северного Кавказа, под царской властью существовала с конца IX - начала X века (когда освободилась от хазарской зависимости) до 1230-х годов (пока не пала под нашествием монголо-татар). Аланская территория простиралась с запада на восток до 450 км в длину и с севера на юг до 120 км в ширину. За это время в Алании побывали на троне три династии правителей: Царазонта - 22 царя, Багратионов - 6 царей, Ахсартаггата - 3 царя.
Столицей Алании являлся могущественный город Магас (Маас). Откуда пошло это название однозначного источника нет, но особенного внимания заслуживает его толкование в рукописях Аль-Масуди (арабский историк, географ и путешественник; первый арабский автор, объединивший разрозненные исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера; заработал прозвище «арабского Геродота») - он указывал на его значение, исходя из созвучного персидского слова magas - «муха». Причины, почему этому аланскому городу было дано персидское название, найти пока невозможно. Некоторые исследователи предлагают усматривать в этом венгерское слово «магаш» (высокий), что могло быть связано с пребыванием венгров на Северном Кавказе, другие - скифо-аланское «маза» (большой, высокий, великий), третьи - совмещают предложения для получения фразы «Великая Асия» или сопоставляют с осетинским «Ныхас» (в качестве названий приводят некоторые топонимы: Мохачла, Махческ, Москуава).
Древняя аланская земля таит в себе множество загадок и тайн, в частности, никто из кавказоведов не может точно сказать: где примерно тысячу лет назад располагалась эта самая столица Алании - знаменитый град Магас. У Аль-Масуди он, как великий и огромный аланский город с десятками тысяч жителей (ремесленников, купцов, воинов, христианских священнослужителей), упоминается еще в X веке н.э., но точного указания, где именно располагался Магас средневековые хронисты не дали. Лишь Ибн Руста (учёный-энциклопедист конца IX - первой трети Х века; по происхождению перс, уроженец Исфахана; жил, вероятно, в государстве Саманидов) оставил следующие ценные сведения: Магас находится, примерно, в трех днях пути на запад от аварского царства Сарир (современный горный Дагестан); через Магас пролегает шелковый путь, шедший по всему Северному Кавказу.
Впрочем, есть и версия, что Магас располагался близ современного поселка Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии, где я в июле с.г. рассматривал в очередной раз шедевры аланского зодчества - древние христианские храмы XI века. [Название Архыз, по одной из версий произошло от топонима, который может переводится с карачаевского языка, как «красивая девушка», по другой версии - «след селя» (связано с периодом, когда многие древние поселения здесь были разрушены селями и лавинами; это было в период раннего средневековья, в так называемый «малый ледниковый период»). Третий вариант происходит от алано-осетинского слова, которое означает «обильное пастбище» (долину реки Архыз в древности заселяли племена ираноязычных алан). Четвертый - восходит к греческому слову, которое означает «старый» (по долине Архыза проходила одна из ветвей Великого шелкового пути). Выдающийся ученый М.А.Хабичев (тюрколог, лингвист, русист, фольклорист, литературовед, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР) считает Архыз более древней формой местных слов с семантикой «река, образующаяся из потоков». Другие исследователи рассматривает эти слова иначе: С.Я.Байчоров в работе «Древнетюркские рунические памятники Европы: Отношение северокавказского ареала древнетюркской рунической письменности к волго-донскому и дунайскому ареалам», как «протекать» и «ущелье реки»; Х.С.Бжагба - «приречная долина», «приречная равнина»; Х.М.Хаджилаев - «зародыш»; У.Б.Алиев - «дальняя межа»; некоторые абазины-информаторы топоним Архыз переводят как «место гибели войск»].
Исходя из данных исторических хроник и археологических раскопок, исследователями выдвинуто несколько версий о местонахождении Магаса. Его отождествляют с Нижне-Архызским городищем (КЧР), Алан-Калинским городищем (ЧР), комплексом городищ в районе Беслана, Зильги, Хумалаг, Заманкул (РСО-А), а также Назрани, современного Магаса, Экажево, Яндаре, Али-Юрт, Сурхахи (РИ - местности, где зафиксированы более 30-ти городищ и поселений, оборонительные рвы, соединяющие между собой городища, валы, многочисленные погребальные памятники аланского времени; по мнению В.Б.Виноградова - советский и российский кавказовед, археолог, доктор исторических наук, крупный организатор науки, заслуженный деятель науки Чечено-Ингушской АССР, заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный деятель науки Кубани, член Союза журналистов России - данный район группы памятников является одним из крупнейших на Северном Кавказе). В 2020 году учёный из Университета Гента Джон Лэтам-Спринкл высказал предположение, что Магас соответствует местоположению Ильичевского городища (в 7 км к югу от хутора Ильич) на территории современного Краснодарского края...(?!)
Самые ранние упоминания об аланах относятся к I веку н.э. Первоначально они представляли собой племенной союз внутри сарматского народа. Во II веке (то есть, сразу после создания аланского союза) возникла единая поздне-сарматская (или аланская) археологическая культура, отличавшаяся поразительным единообразием на широких пространствах от Кавказа до Украины и Поволжья. Со II века в сочинениях древних авторов появляется общее имя страны - Алания. К середине III века н.э. аланы заняли доминирующее положение среди наиболее многочисленной (восточной) части сарматов, заменив в этой роли аоросов (одного из кочевых восточных сарматских племён, занимавшего территории от Южного Урала до Нижнего Поволжья и Азовского моря).
Перейдя Волгу в 372 году, гунны нанесли ряд поражений донским, причерноморским и северокавказским аланам. Началось Великое переселение народов, в результате которого значительная часть аланов ушла в Западную Европу (и дальше - в Африку!); последующие перемещения кочевых племен, войны и нашествия нарушили территориальное единство аланского населения Восточной Европы (многочисленные аланские группы жили в Крыму, на нижнем Днепре, в бассейне Дона).
Раннесредневековые авторы подчёркивали кавказское происхождение европейских алан, который оставался аланской метрополией и после VI века (когда северные аланские степи перешли под контроль Тюркского, а затем - Хазарского каганатов). Именно на территории Кавказа и предкавказских степей в указанное время среди разрозненных аланских племён начался процесс централизации и становления аланской государственности.
В VII-VIII веках произошли серьёзные изменения в военной технике и тактике. К этому времени относится распространение сабли и стремян, выдвинувших на первое место легкую кавалерию. Если до VII века аланский воин был тяжеловооруженным всадником с длинным прямым мечом, копьем, кинжалом и луком, то с VIII века на смену тяжелому доспеху приходит лёгкая кольчуга, а меч заменяется саблей. Опора на стремена позволяла нанести слегка изогнутой саблей эффективный режущий удар. Наряду с саблей широко использовались топоры-секиры. Обычный набор вооружения включал также лук со стрелами, кассетные метательные ножи (5-6 в одних ножнах), аркан, реже - копье или дротик. Основой аланского войска с IX века была лёгкая кавалерия, которая на равнине могла наступать лавиной, а в горах и предгорьях действовала небольшими группами. Намного большее значение, чем в прежние времена, приобрело пешее ополчение - особенно если воевать приходилось в горах.
Несмотря на непростые условия, государство алан смогло не только сохранить самостоятельность, но и заставляло считаться с собой соседние державы. В VIII-IX веках Алания была союзницей хазар (когда хазарский царь Вениамин одержал победу над провизантийской коалицией благодаря военной помощи алан). Но к началу X века Хазарский каганат был ослаблен постоянными войнами, и Византия повела борьбу со слабеющей Хазарией за влияние на алан. Согласно описанию, сделанному Аль-Масуди в 1-й половине X века, царь Алана носил почетнейший титул керкерендач (или керкендач); имел до тридцати тысяч конного войска. Один из его предков в первом столетии правления Аббассидов принял христианскую веру (до этого был язычником); оставил эту веру в 320 году по хиджре (хиджра - переселение мусульманской общины под руководством пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, произошедшее в 622 году; год хиджры стал первым годом исламского лунного календаря; то есть в 932 году от Рождества Христова) и прогнал от себя священников, посланных к нему греческим императором.
Падение Хазарского каганата в X веке позволил аланским царям расширить свои владения на севере до реки Кумы, на востоке - до царства Сарир в Дагестане, на западе - до страны адыгов в Западном Предкавказье (болгар и хазар в X веке сменили печенеги и гузы, а тех в XI веке вытеснили половцы). В середине XII века царь Алании Худдан выдал свою дочь Бурдухан за грузинского царя Георгия III. От этого брака родилась великая царица Грузии Тамара, вторым мужем и соправителем которой в 1189 году стал аланский царевич Давид Сослан.
В 1222 году двадцати тысячная армия, посланная главой монгольской империи Чингисханом, разгромила аланское войско, выступившее в союзе с половцами и преданное ими. Алания, как независимое государство, прекратила существование после монгольского нашествия (1238-1239); в 1239 году монголы взяли Магас. Персидский государственный деятель и историк эпохи Хулагуидов (в российском востоковедении обозначает державу, основанную чингизидом Хулагу и управлявшуюся его потомками; в западной историографии - Ильханат) Ата Малик ибн Мухаммед Джувейни сообщал в своем историческом труде, составленном в 1252/1253-1260 годах, что Бату (Батый - монгольский полководец и государственный деятель, внук Чингисхана: после смерти отца в 1227 году и смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов второго поколения) вместе с посланными ему на помощь монгольскими царевичами окружил аланский город, население которого было очень многочисленным. Окрестности были покрыты болотами и густыми лесами, поэтому монголы со всех сторон подвели к городу широкие дороги, по которым могли проехать рядом три-четыре повозки. Против городских стен выставили метательные орудия и через несколько дней полностью уничтожили его, захватив богатую добычу и отрезав правые уши жителям (их оказалось 2.700 человек; это - погибшие жители города и его окрестностей, а также павшие воины-защитники).
Рашид ад-Дин (персидский государственный деятель, врач и учёный-энциклопедист; министр государства Хулагуидов), составивший свой труд около 1310 года, сообщал, что зимой 1238-39 годов монгольские царевичи подошли к городу и взяли его после осады, продолжавшейся один месяц и пятнадцать дней. Средневековый иранский историк, географ и поэт периода Хулагуидов Хамдаллах Казвини в своей работе, составленной в 1329-30 годах, также упоминал о покорении города. В монгольской императорской хронике «Тайная история монголов», составленной около 1228-40 годов, сообщается о походе виднейшего монгольского полководца, соратника Чингисхана (Тэмуджина) Субэтэя, в ходе которого был разрушен и ограблен большой аланский город. Дополнительную информацию о его гибели содержат официальные анналы монгольской династии Юань-ши. В них сообщается об алане со звучным именем Матарша (к слову, «матарш» по-осетински означает «не бойся»!), который с двумя своими братьями (представителями аланской знати) перешел со всем своим войском на сторону монголов.
Русская летопись повествует, что в 1278 году монголы при участии русских дружин(!) взяли «славный город ясьскый Дедяков» (предположительно отождествляемый с Верхним Джулатом - Татартупом; развалины этого средневекового города находятся на левом берегу Терека, недалеко от станицы Змейской и села Эльхотово в РСО-А). Объединив своих вассалов, грузинский царь Георгий V также повёл борьбу с аланами, и в 1326 году после осады занял Гори. Далее, преследуя алан, он совершил поход в горы, дошёл до Дарьяла, Арагвского и Ксанского ущелий.
В 1395 году после победы над Тохтамышем войска Тимура с севера вошли в аланские ущелья. Вырубая леса и прокладывая дороги, завоеватели совершали рейды в высокогорные районы; аланские горные области между Казбеком и Эльбрусом подверглись жестокому разорению. Историки Тимура сохранили имена князей, оказавших сопротивление завоевателям - их звали Буракан, Буриберди, Кулу, Таус и Пулад. Множество людей было истреблено, награбленное имущество свозили в ставку, которую Тимур расположил в области Пятигорья. Крепости и селения были стёрты с лица земли, огромные территории обезлюдели. Свой последний поход в Аланию Тимур совершил в 1400 году, когда его войска вошли в горы с юга и севера, что послужило полной ликвидации Алании.
В Аланском царстве осуществлялась православная миссионерская деятельность (в 916 году Алания приняла христианство от Византии). Однако в этот период христианство не смогло прочно утвердиться в Алании, так Ибн Руста пишет: «Царь аланов - христианин в сердце, но все люди, населяющие его царство - язычники, поклоняющиеся идолам». В 932 году аланский царь неудачно повоевал против Хазарии и под её давлением на время выдворил из страны христианских священников, присланных из Византии. Однако с середины X века Алания сильно сблизилась с Византией, Абхазией, Грузией и другими православными государствами. По свидетельству Никифора Василаки (византийский полководец, который в 1078-79 годах оспаривал престол у Никифора III Вотаниата, но был побеждён Алексеем Комнином), в его время аланы уже были ревностными христианами: «Там, у подножья высокого Кавказа, пасутся стада многих племён этого великого народа, который я бы назвал паствой Христовой, цветом скифов и первым плодом Кавказа. Они самый воинственный народ среди кавказцев; если ты посмотришь на их множество, то найдешь отвагу, которой нет нигде более; если ты заметишь их доблесть в бою, то ни во что не поставишь мириад врагов. Ибо иные народы выделяются множеством своих сил, а другие - храбростью и воинским умением, но этот победил их всех и служит только Христу. Ибо они были пленены Его всесвятыми словами и ныне славятся среди нас соблюдением обрядов и своим христианством, и рады называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан».
Епископ Федор Аланский в письме члену Веймар-Орламюндской могущественной династии тюрингского происхождения (представители которой были графами Веймара, Орламюнде, пфальцграфами Саксонии...) графу Герману II (1258-85), написанному примерно в 1225 году, повествует: «Аланы христиане только по имени. Если же где и есть часть Иакова, то враг и там посеял плевелы… Устами они исповедуют, едва смею сказать, во спaceниe, ибо не веруют сначала сердцем в правду».
Спустя некоторое время, со слов Никифора Григора (византийский философ, богослов, историк, астроном, писатель) находим: «Когда царь Михаил Палеолог возвратился в столицу, некоторые из массагетов (от авт. - скифское племя), живущих за Истром (от авт. - совр.Дунай), тайно присылают к нему посольство. Их вообще называют аланами». Однако ни о каких аланах, проживающих за Истром Феодор Аланский, нигде не говорил, повествуя только об аланских общинах в греческой Херонее (здесь 2 августа 338 года до н.э. произошло сражение, в ходе которого македонский царь Филипп II разгромил объединенную армию греческих городов-государств) и на Боспоре (от авт. - Боспор Киммерийский является одним из именований Керченского пролива). То же самое засвидетельствовали в 1253 году фламандский монах-францисканец, путешественник Гильом Рубрук («Аланы или асы исповедуют христианство и всё ещё борются против татар») и венецианский дипломат, путешественник и государственный деятель Иосафат Барбаро, проживший в Тане с 1436 по 1452 годы («Аланы - христиане и были изгнаны и разорены татарами»)...

DSC_0106 (2).JPG

DSC_0108 (2).JPG

DSC_0112 (2).JPG

DSC_0115 (2).JPG

DSC_0120 (2).JPG

DSC_0123 (2).JPG

DSC_0129 (2).JPG

DSC_0130 (2).JPG

DSC_0131 (2).JPG

DSC_0132 (2).JPG

DSC_0134 (2).JPG

DSC_0141 (2).JPG

DSC_0142 (2).JPG

DSC_0143 (2).JPG

DSC_0144 (2).JPG

DSC_0145 (2).JPG

DSC_0146 (2).JPG

DSC_0147 (2).JPG

DSC_0152 (2).JPG

DSC_0153 (2).JPG

DSC_0155 (2).JPG

DSC_0158 (2).JPG

DSC_0161 (2).JPG

DSC_0162 (2).JPG

DSC_0163 (2).JPG

DSC_0165 (2).JPG

IMG_20200719_142249_3CS.JPG

IMG_20200719_142319_2CS.JPG

IMG_20200719_142349_2CS.JPG

IMG_20200719_142503_1CS.JPG

IMG_20200719_142545_3CS.JPG

IMG_20200719_142744_3CS.JPG

IMG_20200719_145102.JPG

IMG_20200719_145339.JPG

IMG_20200719_145457_2CS.JPG

IMG_20200719_150512_3CS.JPG

IMG_20200719_150632_1CS.JPG

IMG_20200719_150650_5CS.JPG

IMG_20200719_152244_1CS.JPG

IMG_20200719_153528_4CS.JPG

IMG_20200719_153703_1CS.JPG

IMG_20200719_153900_2CS.JPG

IMG_20200719_153910_1CS.JPG

IMG_20200719_153930_1CS.JPG

IMG_20200719_154909_1CS.JPG

IMG_20200719_155214_2CS.JPG

IMG_20200719_160108_1CS.JPG

IMG_20200719_160142_4CS.JPG

IMG_20200719_160213_1CS.JPG

IMG_20200719_160237_1CS.JPG

АЛАНИЯ (1).jpg

АЛАНИЯ (2).jpg

1 Comment


Recommended Comments

На территории южных провинций Алании до сих пор сохранились православные храмы VIII-IX веков, на севере - также есть ряд старых храмов. Наиболее глубокие впечатления на меня произвели Северный Зеленчукский храм Х века в Нижне-Архызском городище (КЧР), а позже - крупнейший на Северном Кавказе аланский некрополь у селения Даргавс (РСО-А)

Link to comment
Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...