Jump to content
Форум Туртранс-Вояж

Кавказские зарисовки (отзыв по туру GA1 Грузия и Армения с 11.09.2015, гид Малышев Рудольф)


Recommended Posts

Цицернакаберд

 

Цицернакаберд - памятник жертвам геноцида армян 1915 года. Он воздвигнут в 1967 году на вершине холма на плато Цицернакаберд к востоку от центра города. Монументальная композиция, увековечивающая память невинных жертв жесточайшего геноцида армян, представляет собой мавзолей из 12 расположенных по кругу пилонов. Внутри мавзолея горит вечный огонь, и звучат траурные мелодии. Мавзолей украшает высокий (40 м) остроконечный обелиск, рассеченный на две неравные части (символизирующие разделение Восточной и Западной Армении) - символ возрождения армянского народа, видный из любой точки города. К мавзолею ведет длинная траурная аллея, засаженная елочками, которые в разное время посадили видные политические и культурные деятели, наносившие официальные визиты стране. Вдоль аллеи находится мемориальная стена.

Каждый год, 24 апреля, тысячи армян из Армении, диаспоры, а также иностранные гости собираются в этом парке отдать дань почтения жертвам, павшим во время геноцида.

 

В этом священном месте мы были 30 минут, но мне показалось, что прошла целая жизнь. Давид завел нас внутрь мавзолея и поведал трагическую историю своего народа. Очень трогательно, я не смогла сдержать слез.

Согласно идее архитекторов, этот комплекс должен был стать мессой в память погибших и быть заветом для выживших. Мне кажется, что им это удалось. Он понятен всем, не зависимо от национальности и веры. 

 

DSC_0813.JPG

 

DSC_0805.JPG

 

DSC_0806.JPG

 

DSC_0808.JPG

 

DSC_0809.JPG

 

DSC_0810.JPG

 

DSC_0811.JPG

 

Еще меня тронули елочки в сквере памяти, посажанные главами различных государств (показали нам ели Путина, Медведева, Ельцина и многих других известных личностей).

DSC_0804.JPG

 

DSC_0814.JPG DSC_0815.JPG

 

DSC_0816.JPG

 

DSC_0819.JPG

  • Like 14
Link to post
Share on other sites

Свободное время в Ереване

 

Наша обзорная экскурсия по столице Армении закончилась на Площади Республики. Все желающие самостоятельно погулять по городу вышли из автобуса, остальную часть группы отвезли в гостиницу. И хотя на такой жаре я чувствовала себя выжатой как лимон, все же вышла из автобуса. Жалко тратить драгоценное время на отдых. Буквально через 15 минут, когда я немного посидела в тенечке на лавочке и напилась воды (фонтанчиков с питьевой водой в Ереване очень много, вода там вкусная и безопасная, все местные жители ловко пьют), я была готова в бой.

За 3 часа я успела не спеша, наслаждаясь солнечной погодой и общаясь с местными, обойти Площадь Республики по кругу, прогуляться по Северному проспекту, площади Свободы и улице Абовяна, дойти до ресторана «Кавказская пленница», о котором много слышала на нашем форуме.

В мои первоначальные планы входило также и посещение Государственной картинной галереи Армении, но настроение было не то, распыляться не хотелось, и картины я решила оставить на следующий раз. Знаю, что в нашей группе были те, кто сходил в этот музей. Пока мы ждали на лавочках наш автобус, одна попутчица очень восторженно отзывалась о картинной галерее, так что любителям живописи обязательно стоит сюда заглянуть.

 

Площадь Республики

Площадь Республики – центральная площадь города, созданная по проекту архитектора А. Таманяна в 1926 г. и до 1991 года носившая имя Ленина. Площадь знаменита своей монументальной архитектурой в глубоко национальном стиле. Форма площади представляет собой сочетание двух геометрических фигур: овала и трапеции. В архитектурный ансамбль площади входят пять зданий. С восточной и западной сторон симметрично расположены Дом правительства Армении и Дом министерств. На стене Дома Правительства, смотрящей на площадь, находятся городские куранты. Здание имеет национальный колорит. Колонны и арки на фасадах зданий богато украшены тонкой резьбой, в которой использованы мотивы древнеармянского орнамента. Завершают композицию здания гостиницы «Mariott Armenia», Дом связи и здание Музейного комплекса, перед которым находятся фонтаны, озаряемые ночью разноцветными световыми эффектами. Овальная часть площади имеет красивую мозаичную роспись.

 

Площадь Республики – это самое красивое место Еревана, здесь очень много как местных жителей, так и туристов. Каждое здание на площади переливается на солнце и розовый туф с каждого ракурса имеет свой оттенок. Я готова была фотографировать здесь бесконечно. 

 

DSC_0851.JPG

 

DSC_0848.JPG

 

DSC_0853.JPG

 

DSC_0857.JPG

 

DSC_0849.JPG

 

DSC_0858.JPG

 

DSC_0860.JPG

 

DSC_0861.JPG

 

DSC_0867.JPG

 

DSC_0869.JPG

 

DSC_0870.JPG

 

DSC_0872.JPG

 

DSC_0874.JPG

 

DSC_0875.JPG

 

DSC_0876.JPG

 

DSC_0877.JPG

 

DSC_0878.JPG

 

DSC_0884.JPG

 

DSC_0885.JPG

 

DSC_0886.JPG

 

DSC_0895.JPG

 

К площади примыкает небольшой бульвар, где в 1968 году были установлены 2750 небольших фонтанчиков, символизирующих возраст города Еревана. Именно здесь я сидела на лавочке и благодаря свежести быстро пришла в себя. 

DSC_0881.JPG

 

DSC_0889.JPG

 

DSC_0890.JPG

 

DSC_0897.JPG

  • Like 14
Link to post
Share on other sites

Северный проспект

 

Северный бульвар – это самый современный отрезок Еревана, который соединил две площади столицы: площадь Республики и площадь Свободы. Особенностью бульвара является то, что он пешеходный и застроен гигантскими бизнес-центрами. Протяженность бульвара 1,5 км.

Планировка строительства была задумана архитектором Александром Таманяном в начале прошлого века. Однако работы начались лишь осенью 2001 года и продолжались шесть лет. На сегодняшний момент проспект ассоциируют то с Елисейскими полями в Париже, то с Московским Арбатом.

 

На бульваре много гуляющей молодежи. Я с удовольствием прошлась по этой колоритной улице, глазея на здания, но больше на местное население.

 

DSC_0904.JPG

 

DSC_0906.JPG

 

DSC_0907.JPG

 

DSC_0908.JPG

 

DSC_0911.JPG

 

DSC_0913.JPG DSC_0035.JPG

 

DSC_0915.JPG

 

DSC_0914.JPG

 

DSC_0916.JPG

 

DSC_0917.JPG

 

DSC_0918.JPG

 

DSC_0919.JPG

 

DSC_0920.JPG

 

DSC_0921.JPG

 

DSC_0922.JPG

 

DSC_0923.JPG

 

DSC_0924.JPG

 

DSC_0925.JPG

 

DSC_0926.JPG

 

DSC_0032.JPG

 

DSC_0033.JPG

 

DSC_0034.JPG

 

DSC_0037.JPG

  • Like 11
Link to post
Share on other sites

Площадь Свободы

Утопающая в зелени Площадь Свободы – центр городских развлечений. Здесь находится здание Армянского академического театра оперы и балета, окруженное множеством кафе и ночных клубов, и парк с собственным «Лебединым озером». На озере долгое время не было никаких лебедей, но несколько лет назад сюда «переселили» пару чёрных лебедей из Ереванского зоопарка.

 

На этой площади мой взгляд сразу привлекло озеро, необычные живые скульптуры и памятник композитору Арно Бабаджаняну. Здесь очень уютно и спокойно, хочется посидеть с друзьями в одном из летних кафе (я так позавидовала ереванцам).

Я еще раз убедилась, что фотографии из интернета совершенно не передают колорит. Около лебединого озера, я поняла, что мое решение - отправится на прогулку по городу вместо картинной галереи, было верным.   

DSC_0927.JPG

 

DSC_0928.JPG

 

DSC_0929.JPG

 

DSC_0941.JPG

 

DSC_0938.JPG

 

DSC_0931.JPG

 

DSC_0932.JPG

 

DSC_0933.JPG

 

DSC_0940.JPG

 

DSC_0942.JPG

 

DSC_0947.JPG

 

DSC_0948.JPG

 

DSC_0949.JPG

 

DSC_0950.JPG

 

DSC_0951.JPG

 

DSC_0952.JPG

 

DSC_0954.JPG

 

DSC_0957.JPG

 

DSC_0958.JPG

 

DSC_0006.JPG

 

DSC_0007.JPG

 

DSC_0008.JPG

 

DSC_0009.JPG

 

DSC_0011.JPG

 

DSC_0013.JPG

  • Like 12
Link to post
Share on other sites

Театр оперы и балета 

 

Театр оперы и балета – одна из выдающихся достопримечательностей Еревана. Расположенный в самом сердце Еревана, он был спроектирован архитектором Александром Таманяном, который в необычной манере соединил два зрительных зала в едином полукруглом здании. В строительстве этого храма искусства Таманян использовал лучшие традиции средневековой армянской архитектуры, стилизовал традиционный национальный орнамент.

Театральная часть здания была завершена в 1939 г. В 1963 году был построен большой зал филармонии, а окончательный вид здание приобрело после реконструкции 1980 г. Театр вмещает 1,260 человек, а зал филармонии - 1400 человек. Оба зала имеют форму амфитеатра и обладают великолепной акустикой. Проект был удостоен «Гран-при» на Международной Выставке в Париже в 1937 году.

На площади перед зданием оперы находятся скульптуры поэту О. Туманяну и композитору А. Спендиаряну. 

 

Перед зданием театра проходил какой-то митинг. Я обошла здание вокруг, с другой стороны еще один памятник - великому армянскому композитору Араму Ильичу Хачатуряну (1903-1978).

За все время, что я провела на площади Свободы, молодежь спокойно сидела в кафе, попивая пиво, парочки нежились на травке, туристы фотографировали,  и митинг никому не мешал. 

 

DSC_0002.JPG

 

DSC_0004.JPG DSC_0027.JPG

 

DSC_0005.JPG

 

DSC_0012.JPG

 

DSC_0015.JPG

 

DSC_0016.JPG

 

DSC_0019.JPG

 

DSC_0017.JPG

 

DSC_0020.JPG

 

DSC_0018.JPG

 

DSC_0021.JPG

 

DSC_0023.JPG

 

DSC_0024.JPG

 

DSC_0025.JPG

 

DSC_0026.JPG

 

DSC_0029.JPG

 

DSC_0030.JPG

  • Like 11
Link to post
Share on other sites

Улица Абовяна

Эта, пожалуй, самая интересная улица Еревана протянулась на 1,6 км. Носит имя армянского писателя и просветителя XIX в. Хачатура Абовяна. Раньше называлась Астафьевской, еще раньше — Крепостной. Начинается левее Музейного комплекса. Ее первые кварталы (нумерация домов идет от площади Республики) выглядят довольно пестро — чудом сохранившиеся здания XIX в. соседствуют здесь с современными развлекательными центрами из стекла и бетона. На этой красивой улице много известных ресторанов и кафе.

 

Во время обзорной экскурсии нас провезли по улице Абовяна на автобусе. Меня привлек кинотеатр «Москва» и фонтан «Армянские знаки зодиака», вот до него я и прогулялась в свободное время.

DSC_0045.JPG

 

DSC_0047.JPG

 

DSC_0048.JPG

 

DSC_0052.JPG

 

DSC_0053.JPG

 

DSC_0054.JPG

 

DSC_0057.JPG

 

DSC_0060.JPG

 

DSC_0061.JPG

 

DSC_0064.JPG

 

DSC_0065.JPG

 

DSC_0067.JPG

 

DSC_0068.JPG

 

DSC_0069.JPG

 

DSC_0071.JPG

 

DSC_0074.JPG

 

DSC_0073.JPG

 

DSC_0080.JPG

 

DSC_0084.JPG

 

DSC_0085.JPG

 

DSC_0090.JPG

 

DSC_0091.1.JPG

 

DSC_0105.JPG

 

DSC_0107.JPG

 

DSC_0899.JPG

 

DSC_0898.JPG

 

DSC_0900.JPG

 

DSC_0903.JPG

 

DSC_0901.JPG

 

DSC_0902.JPG

 

DSC_0098.JPG DSC_0093.JPG

 

Я заглянула в один из сувенирных магазинов:

DSC_0091.JPG

 

DSC_0092.JPG

 

В Ереване на рекламных щитах и афишах много российских знаменитостей:

DSC_0077.JPG

 

DSC_0101.JPG

Edited by Кудрик
  • Like 10
Link to post
Share on other sites

Улица Амиряна

Улица Амиряна по праву считается административным центром 20 века, и является одной из важнейших и самых оживленных улиц Еревана. Улица была названа Назаровская, Врамшапуха, Кристафор и Амирян.

Времени у меня осталось совсем чуть-чуть. Поэтому полноценной прогулки по этой многолюдной и шумной улице не получилось.

Я прошла всего лишь один квартал, любуясь розовыми зданиями. 

DSC_0119.JPG

 

DSC_0121.JPG

 

DSC_0125.JPG

 

DSC_0126.JPG

 

DSC_0128.JPG

 

Моя цель – ресторан «Кавказская пленница». Много слышала о нем как на нашем форуме, так и других сайтах. Поскольку в скором времени нас ждал ужин на ковровой фабрике (к этому времени я уже поняла, что кавказское застолье я могу осилить только на очень голодный желудок), поэтому я зашла в этот ресторан как турист, чтобы все посмотреть и сделать пару снимков. Девушка в холле встретила меня очень приветливо, разрешила делать фотографии сколько душе угодно (хотя я честно призналась, что ужинать сегодня не планирую).  Мне даже повезло застать начало шоу – национальные танцы. Я бы с удовольствием посидела в этом уютном ресторане, обстановка располагает к душевному застолью в кругу близких людей. 

DSC_0142.JPG

 

DSC_0137.JPG

 

DSC_0149.JPG

 

DSC_0150.JPG

 

DSC_0170.JPG DSC_0155.JPG

 

DSC_0158.JPG

 

DSC_0159.JPG

 

DSC_0162.JPG

 

DSC_0163.JPG

 

DSC_0167.JPG

 

DSC_0168.JPG

 

DSC_0172.JPG DSC_0174.JPG

 

В холле продаются сувениры:

DSC_0151.JPG

 

DSC_0152.JPG

 

DSC_0153.JPG

 

DSC_0154.JPG

 

DSC_0171.JPG

 

В этом здании на 8 этаже расположен еще один ресторан, посвященный другому легендарному советскому фильму «Джентельмены удачи». Туда я уже не успевала, поэтому сделала только уличные фото. Вход расположен за другим торцом.

DSC_0134.JPG

 

DSC_0135.JPG

 

DSC_0176.JPG

 

DSC_0133.JPG

 

Все подошло время прощания с Ереваном. Таким ярким и душевным мне и запомнился этот город. В лучах заходящего солнца розовый туф особенно великолепен:

DSC_0190.JPG

 

DSC_0192.JPG

 

DSC_0193.JPG

 

DSC_0198.JPG

 

DSC_0203.JPG

 

DSC_0204.JPG

 

DSC_0205.JPG

  • Like 10
Link to post
Share on other sites

Ужин на ковровой фабрике «Мегерян Карпет»

 

Пока ехали на фабрику, стемнело. Внешний вид совсем не впечатляет, обычный безликий ангар, где-то на задворках (совсем не отличается от наших аналогичных сооружений). А вот внутри все даже очень симпатично. Перед ужином директор фабрики провел небольшую экскурсию и подробно рассказал о процессе изготовления ковров, начиная с  окрашивания пряжи. Как то в Турции я посещала нечто подобное, но в Армении это незабываемое действие. Сорок минут пролетели незаметно, и заметьте, нас даже не уговаривали что-либо купить. Самое сильное впечатление на меня произвел ковер, сотканный 400 лет назад, оригинальные краски до сих пор очень яркие. Гид показал нам кусок, который подвергся реставрации в середине 20 века, так вот искусственные краски уже выцвели. Купить ковер захотелось очень сильно, даже несмотря на мою аллергию на шерсть.

 

В интернете я нашла вот такую информацию:

«Мегерян Карпет» по праву считается лучшим заводом, на котором изготавливают ковры с национальной символикой Армении и характерным для этой страны дизайном. Они не только востребованы в СНГ, но и успешно экспортируются в другие точки мира вот уже много лет.

Семья Мегерянов, создавшая производство в Ереване, занималась бизнесом, связанным с коврами, на протяжении нескольких поколений. Их деятельность началась с покупки, продажи и реставрации ковров. Затем они начали создавать копии этих удивительных изделий ручной работы времен античности, используя исключительно натуральные красители и материалы. Теперь на территории Армении имеется целых 22 фабрики «Мегерян Карпет», кроме того, их много и в других странах. Завод в Ереване был открыт в 90-е годы прошлого века. Сейчас, посетив его, можно понаблюдать за производством ковров на всех этапах: от ткачества до окрашивания, стрижки и отделки.

Музей «Мегерян Карпет» удивляет посетителей старинными редкими коврами, которых здесь более пятидесяти. Жемчужиной коллекции является ковер XVII столетия, сохранившийся в отличном состоянии. Во время экскурсии становится ясно, насколько важной частью армянского быта являются эти тканые изделия. В давние времена они не только выполняли привычные на сегодняшний день функции, но и нередко служили завесами для дверных проемов и письменами, скрывая в своих орнаментах тайные послания. У девушек, незнакомых с премудростями ковроделия, было гораздо меньше шансов выйти замуж, чем у умелых мастериц.

Ковры армяне называют либо «карпетами» (если они являются безворсовыми), либо «горгами» (в случае, если ковры с ворсом). Многие историки считают, что европейское слово ''carpet'' изначально было заимствовано именно из армянского языка.

Официальный сайт фабрики - http://megeriancarpet.am/

 

DSC_0222.JPG

 

DSC_0211.JPG

 

DSC_0218.JPG

 

DSC_0219.JPG

 

DSC_0227.JPG

 

DSC_0228.JPG

 

DSC_0230.JPG

 

DSC_0231.JPG

 

DSC_0235.JPG

 

DSC_0238.JPG

 

DSC_0245.JPG

 

DSC_0248.JPG DSC_0251.JPG

 

DSC_0255.JPG

 

DSC_0256.JPG

 

DSC_0263.JPG DSC_0264.JPG

 

DSC_0269.JPG

 

DSC_0273.JPG

 

DSC_0274.JPG

 

DSC_0285.JPG

 

DSC_0267.JPG DSC_0286.JPG

 

А это 400 летний ковер:

DSC_0271.JPG

 

А потом у нас был ещё и замечательный армянский ужин с комментариями и тостами от отличного шеф-повара. Подробности этого ужина я описала вначале отзыва в разделе «Кавказская кухня».

  • Like 10
Link to post
Share on other sites

День 8. Армения. Озеро Севан, монастыри Севанаванк и Ахпат 

 

Сегодня мы прощаемся с Арменией (как быстро) и возвращаемся в Грузию. И хотя погода нас не баловала, было облачно и прохладно (особенно в сравнении с жарким Ереваном), мы смогли насладиться красотами высокогорного озера Севан, еще раз прикоснуться к величественным армянским храмам, рассмотреть новые древние хачкары. Я уже давно научилась в турах не обращать внимание на непогоду (и если не льет дождь, то все остальное не почем, да и дождь – это ведь так романтично) и получать удовольствие от путешествия, от дороги, от новых впечатлений…    

 

По дороге из Еревана к озеру Севан из окна мы снова видим горы:

DSC_0296.JPG

 

DSC_0297.JPG

 

DSC_0302.JPG

 

DSC_0305.JPG

 

DSC_0306.JPG

 

Озеро Севан 

Севан — наибольшее и одно из красивейших озёр Кавказа. Это чудо природы, соседствующее с небом, расположено в громадной чаще гор на высоте 1916 метров над уровнем моря. Вода его прозрачна и чиста, ведь, по преданию, из него пили только звезды и боги. Выдающиеся историки и путешественники прошлого с восхищением отзывались об озере Севан и назвали его "лотосом поднебесья" - Нарекаци. Его площадь составляет порядка 5-10% от всей площади Армении.

Есть несколько гипотез происхождения Севана. Вероятнее всего, это озеро родилось несколько тысячелетий тому назад вследствие вулканических процессов, произошедших в окружающих его Гегамских горах.

Полагают, что свое название озеро получило от названия древнего храма Севанаванк, построенного на северо-западном полуострове в IX в. Это название в переводе с армянского означает "Черный монастырь", и храм действительно сложен из черного туфа. Есть версия о еще более древнем происхождении названия. У урартов, живших здесь до прихода армян, озеро называлось Цуини, Свини, откуда недалеко и до произношения Севан. Цуини будто бы означало "водоем".

 

Озеро Севан на Армянском нагорье состоит из двух частей — Большого Севана и Малого Севана. Их соединяет 5-километровый пролив между полуостровами Арданиш и Норадус. Под водой в нем проходит Шоржинский вал порогов. Южные и восточные берега Севана — пологие и широкие, северные и северо-восточные — узкие, изрезанные небольшими бухтами и скалистые.

Большой Севан и Малый Севан обладают разными глубинами и рельефом дна. Если в Малом глубины максимальны — до 83 м, а рельеф имеет резкие понижения, то в Большом между водной гладью и почти ровным дном — не более 30 м соответственно, и температура воды там всегда несколько выше, чем в Малом, но зато Малый хранит основной объем воды озера.

Озеро окружено хребтами Малого Кавказа: с запада — Гегамским, с северо-запада — Памбакским, с востока — Севанским и с юга — Варденисским.

 

В Севан впадают 28 рек, все малые, самая большая - Маерик - не достигает и 50 км. Из озера вытекает лишь Раздан. Однако водами только впадающих рек восстановить прежний запас и уровень воды не удастся, ибо испарение в жарком безлесном котле между гор составляет 88% приносимой реками воды. Поэтому было принято решение о постоянном дополнительном сбросе вод в Севан с юга, из бассейна Арпы по тоннелю длиной 48 км под Варденисским хребтом, и облесении окружающих Севан горных склонов.

 

Севан всегда вдохновлял поэтом и писателей, многие из них посвятили ему свою поэзию. Вот как описал Севан армянский поэт Геворк Эмин:

Еще не встретившись с тобой,
Любил я с давних пор
Зеркальный блеск твой воды
В оправе старых гор
Твои седые валуну и первые цветы
Весны на тихом берегу
О них, бывало, много раз
Вновь повторяла твой рассказ
Мне дочь твоя Зангу.

 

Периодически из-за туч проглядывала солнышко, и освещение меняло цвет воды в озере, виды меня просто заворожили, и совсем не скажешь, что ты находишься на высоте почти 2 тысячи над уровнем море. Красота нереальная! Взгляд не отвести, так бы и смотрела на водную гладь бесконечно…

DSC_0320.JPG

 

DSC_0323.JPG

 

DSC_0327.JPG

 

DSC_0328.JPG

 

DSC_0337.JPG

 

DSC_0371.JPG

 

DSC_0411.JPG

 

DSC_0416.JPG

 

DSC_0425.JPG

 

DSC_0436.JPG

Edited by Кудрик
  • Like 6
Link to post
Share on other sites

Монастырь Севанаванк

Севанаванк - монастырь в провинции Гехаркуник, на берегу озера Севан, на Севанском полуострове, который еще в начале советской эпохи был островом. Иногда называется Мариамашен, иногда Ахтамар, в последнем случае его не надо путать с Ахтамаром на озере Ван.

Севанский полуостров когда-то был маленьким островом посреди Севана. Когда в 301 году была крещена Армения, святой Григорий Просветитель лично основал здесь два храма: Сурб-Арутюн и Сурб-Карапет. В 874 году был построен храм Сурб-Аствацацин (Богородицы) и храм Сурб-Аракелоц (12-ти апостолов). Инициатором постройки была Мариам, дочь царя Ашота I и жена сюникского царя Васака. Храмы были построены вроде бы в виде обета после смерти этого Васака. Из-за этой Мариам монастырь иногда называют Мариамашен.

В последующие эпохи монастырь насколько раз разрушался. К разрушению приложили руку и сельджуки и тимуровцы. В советское время монастырь закрыли, а в 1931 году произошло немыслимое: храм Сурб-Аствацацин (IX века) разобрали на камни и построили из них санаторий.

В 1981 году начали строить водоотводный туннель, который достроили в 2003 году, и в результате уровень озера упал почти на 20 метров, и остров превратился в полуостров. Сейчас уровень пытаются вернуть обратно, и он плавно повышается на 20 сантимеров в год. Планируется ли правращать полуостров обратно в остров - непонятно.

 

Сейчас на территории монастыря можно найти два храма и некоторые фундаменты. Храм Сурб-Аствацацин разобрали так основательно, что от него не осталось ни единого камня. Храм Сурб-Арутюн остался только в виде фундамента. Но и это весьма ценно, поскольку от храмов IV века в Закавказье не осталось почти ничего. Так что можно потрогать руками фундамент той самой, едва ли не первой, армянской церкви.  

Из двух сохранившихся храмов самый крупный - это храм Сурб-Аракелоц. Купол у него чуть более острый, чем у соседней церкви Сурб-Карапет. Оба храма построены не из известняка или любимого армянами туфа, а из какого-то темного вулканического камня.

Храм Сурб-Карапет - это тот самый, построенный Григорием Просветителем одновременно с Сурб-Арутюн, но в VIII веке его полностью реконструировали и теперь нам уже неизвестен его первоначальный вид. 

 Конструкция обоих храмов несколько необычна. Они оба куполные и трехапсидные, то есть, закругления наличествуют у северной, восточной и южной апсиды, и отсутствуют у западной.

Севанаванк имеет большую коллекцию хачкаров, особенно ценятся те, что сделаны из светло-зеленого камня (андезита), добытого в районе Севана. Замысловатая вязь этих узоров несколько диссонирует с общей аскетичностью монастыря.

 

Севанаванк меньше и скромнее прочих монастырских комплексов, он не удивляет архитектурой, зато это редкий случай храма с видами на озеро. Эти виды делают его самым необычным в Северной Армении и самым завораживающим. В хорошую погоду здесь можно просто сидеть на скамейке и рассматривать Севан.

 

DSC_0336.JPG

 

DSC_0347.JPG

 

DSC_0349.JPG

 

DSC_0314.JPG

 

DSC_0346.JPG

 

DSC_0350.JPG

 

DSC_0354.JPG DSC_0364.JPG

 

DSC_0359.JPG

 

DSC_0363.JPG

 

DSC_0365.JPG

 

DSC_0369.JPG

 

DSC_0370.JPG

 

DSC_0375.JPG

 

DSC_0378.JPG

 

DSC_0382.JPG

 

С Ирэн мы зашли в храм Сурб-Аракелоц. В этом храме меня потряс каменный хачкар – это армянская библия! Ирэн очень подробно рассказывала о каждой детали.

Далее нам дали свободное время, которое я потратила на прогулку по полуострову, немного на сувениры и остаток времени провела, любуясь озером вблизи.

 

DSC_0385.JPG

 

DSC_0389.JPG

 

DSC_0392.JPG

 

DSC_0398.JPG

 

DSC_0399.JPG

 

DSC_0400.JPG

 

DSC_0404.JPG

 

DSC_0405.JPG

 

DSC_0408.JPG

 

DSC_0412.JPG

 

DSC_0418.JPG

 

DSC_0421.JPG

 

DSC_0427.JPG

 

DSC_0429.JPG

 

DSC_0430.JPG

 

DSC_0432.JPG

 

DSC_0435.JPG

 

DSC_0440.JPG

 

DSC_0444.JPG

 

DSC_0447.JPG

 

Я зашла в небольшой Храм Сурб-Карапет, внутри скромное убранство:

DSC_0450.JPG

 

DSC_0451.JPG DSC_0452.JPG

 

DSC_0456.JPG

  • Like 9
Link to post
Share on other sites

На полуострове  в мой объектив попал пирс, и я поспешила к нему (какие сувениры, когда здесь такие завораживающие виды): 

DSC_0457.JPG

 

DSC_0458.JPG

 

DSC_0463.JPG

 

DSC_0465.JPG

 

DSC_0466.JPG

 

DSC_0467.JPG

 

DSC_0470.JPG

 

DSC_0482.JPG

 

Рядом небольшой пляж, кафе с уютными беседками:

DSC_0499.JPG

 

DSC_0500.JPG

 

DSC_0501.JPG

 

DSC_0502.JPG

 

DSC_0505.JPG

 

DSC_0506.JPG

 

DSC_0507.JPG

 

Здесь самый лучший выбор сувениров на небольшом рыночке, к оплате принимают и рубли. 

DSC_0510.JPG

 

DSC_0459.JPG

 

DSC_0461.JPG

 

DSC_0462.JPG

 

DSC_0490.JPG

 

DSC_0494.JPG

 

DSC_0495.JPG

 

DSC_0496.JPG

 

DSC_0498.JPG

  • Like 11
Link to post
Share on other sites

Монастырь Ахпат

 

Монастырский комплекс Ахпат принадлежит к числу выдающихся произведений средневековой Армении, художественные достоинства которого выходят за рамки национальной культуры.

Монастырь основан в X веке. Помещаясь на высоком плато в окружении низкой застройки, он четко выделяется на фоне крутых лесистых склонов. Возведенные вблизи него небольшие церкви дополняют ансамбль.

Образование в 979 году Ташир-Дзорагетского царства Кюрикидов и повышенное внимание, уделяемое Ахпату различными правителями Армении, благоприятствовало возведению многочисленных культовых и гражданских сооружений. Здесь изучали гуманитарные науки, медицину, занимались живописью, преимущественно миниатюрной.

В течение трех веков в монастыре были возведены различные церкви и часовни, притворы, усыпальницы, колокольни, здание aкадемии, книгохранилища, трапезные, галереи, мосты и другие монументальные сооружения, не считая многочисленных жилых и обслуживающих зданий.

 

С названием Ахпат связано много легенд. Одна из них гласит о том, что однажды князь Санаина приглашает к себе прославившегося мастера для постройки монастыря. Мастер приходит с сыном. Во время работы между отцом и сыном возникает спор. После долгого спора сын оставляет работу и уходит. По дороге, другой князь приглашает его, чтобы построить монастырь. Когда стены здания достигают такой высоты, чтобы их можно было увидеть из Санаина, рабочие рассказывают об этом старому мастеру. В нерабочий день старик отправляется в Ахпат, дабы посмотреть, как проходят строительные работы сына; очень долго разглядывает стены. Все в нетерпении ждали оценки мастера, и он, наконец, нажимая рукой на каменную кладку, воскликнул:“Ах пат”. (“Вот это стена”). Здесь отец и сын обнялись и помирились, а монастырь получил название “Ахпат”.

 

Сейчас Ахпатский монастырь - это несколько строений, стоящих практически вплотную друг к другу и образующих сложную композицию, в которой трудно ориентироваться. Здесь можно ходить очень долго, переходя из помещения в помещение. 

file_304.jpg

 

Если входить в монастырь по основной лесенке, то первым зданием по ходу движения будет небольшая церковь Святого Григора, весьма простая по конструкции, в виде базилики. За ней находится церковь Сурб Ншан с круглым куполом и громадный гавит этой церкви, с башенкой на куполе. Этот гавит почти полностью закрывает Сурб Ншан.

 

DSC_0710.JPG

 

DSC_0712.JPG

 

DSC_0608.JPG

 

DSC_0717.JPG

 

Наиболее значительна церковь Сурб Ншан (святой знак)  построенна женой царя Ашота III Багратуни – Хосровануйш в 976 - 991 гг. Интересен ктиторский барельеф царей Смбата и Кюрикэ с моделью храма в руках. Интерьеры церкви Сурб Ншан имели фресковые росписи. Алтарная апсида церкви была расписана дважды, последний раз во второй половине XIII в.. От фресок, покрывающих весь интерьер, относительно хорошо сохранилось некоторые фрагменты.

 

 

DSC_0719.JPG

 

DSC_0607.JPG

 

DSC_0687.JPG

 

DSC_0688.JPG

 

Ахпатский комплекс особенно богат хачкарами, имевшими не только мемориальное назначение. Они ставились также в ознаменование различных событий.

 

Хачкар Всеспоситель (1273г.)  - один из самых красивых хачкаров, который я видела за всю поездку по Армении. Во-первых, он необычен тем, что на нем вырезано сразу несколько библейских персонажей и сцен: распятие Христа, 12 апостолов, образ Марии Магдалины, Девы Марии и ангелов. Во-вторых, можно очень долго стоять и любоваться реалистичность изображений - настолько удалась работа своему автору. Ну и в-третьих, хачкар уникален тем, что покрашен красной краской - кармин вортан, специально получаемой из маленьких насекомых Араратской долины.

 

Сложнейшие орнаментальные композиции и исключительное мастерство их выполнения относят этот хачкар к выдающимся произведениям армянского искусства.

DSC_0611.JPG DSC_0612.JPG

 

DSC_0614.JPG

 

DSC_0616.JPG DSC_0618.JPG

 

DSC_0621.JPG

 

DSC_0615.JPG DSC_0623.JPG

 

Книгохранилище Ахпата, возведенное в XI в. - распространенное по своему назначению здание. Подобные здания располагались, как правило, в стороне от основных церквей монастыря, имели квадратную форму плана и ниши для хранения рукописей. Особое внимание уделялось конструкции перекрытия, придававшего книгохранилищам своеобразные черты. Ямы на полу сделаны для хранения свертков древних рукописей.

DSC_0634.JPG

 

DSC_0632.JPG

- как нам рассказала Ирэн, именно здесь монахи прятали свое главное сокровище - книги. 

 

DSC_0628.JPG

 

DSC_0638.JPG

 

DSC_0640.JPG

 

DSC_0641.JPG

 

DSC_0642.JPG

 

Усыпальницами знатных особ служили не только притворы и галереи, но и специально возводившиеся здания. В Ахпате таких зданий было несколько, они имели различную архитектурную композицию, что свидетельствовало о большой творческой изобретательности их зодчих.

 

Усыпальница рода Уканянц, начала XIII века, выполнена в виде трех рядом стоящих крупных прямоугольных объемов - поминальных часовен, которые одновременно служат пьедесталами для хачкаров.

DSC_0646.JPG DSC_0644.JPG

 

  • Like 10
Link to post
Share on other sites

Гавит Амазаспа

За церковью Сурб Аствацацин (Богоматери) находится самое удивительное здание комплекса, так называемый "гавит Амазаспа", названный по имени настоятеля храма и заказчика строения. С виду это сооружение примитивно и чем-то похоже на большой сарай, но при ближайшем рассмотрении должно вас удивить. Невероятны в первую очередь размеры этого сооружения - это здание имеет площадь 330 кв. м., то есть это самый большой гавит (притвор) в Армении. Он построен в 1257 году, уже в монгольскую эпоху, и можно только удивляться, как удалось соорудить такую конструкцию технологиями романской архитектуры. У романской архитектуры всегда была проблема с пространством, внутри романских храмов обычно тесно из-за толщины стен или опорных колонн. Здесь же сумели построить свод такой вот сложности, и этот свод выдержал несколько землетрясений, что уже совсем невероятно.

Гавит- это как бы западная пристройка к храму, но гавит Амазаспа - это вещь в себе. С восточной его стороны формально пристроено крохотное здание храма, но это именно храм пристроен к гавиту, а не наоборот. С внешней стороны на храме есть мемориальная доска в память пребывания в монастыре поэта Саят-Нова.

 

DSC_0651.JPG

 

DSC_0656.JPG

 

DSC_0657.JPG

 

DSC_0664.JPG

 

DSC_0665.JPG

 

DSC_0666.JPG

 

DSC_0670.JPG

 

DSC_0667.JPG

 

Чуть в стороне и на возвышенности находится колокольня. Она представляет собой в плане крест, который сведен в восьмиугольник, причем углы образуют ниши в совершенно мусульманском стиле. Эта колокольня построена в 1245 году, уже после сражения при Кёседаг и армянско-грузинско-монгольских походов на сельджуков, и можно предполагать, что построена на доходы от разграбления румского султаната. В этот самый год умерла царица Русудан, единственный сын которой потерялся в Карокоруме, и поиски наследника в итоге приведут к двоецарствию и распаду страны. Эпоха единой Грузии завершилась в год постройки этой колокольни и ее можно воспринимать как своего рода мемориал той эпохи. 

DSC_0652.JPG DSC_0697.JPG

 

DSC_0705.JPG DSC_0679.JPG

 

Ансамбль Ахпат отличается не только оригинальностью архитектуры культовых и особенно гражданских зданий. В не меньшей степени он поучителен также и как образец градостроительного искусства, свидетельствующие о высоком мастерстве зодчих. Характерный единством и компактностью своей асимметричной планировки, он оказал огромное влияние на развитие средневекового зодчества Армении.

 

Несмотря на то, что монастырь представляет вполне целостный ансамбль, со временем многие постройки монастыря ушли под землю. Поэтому гуляя по территории мы ходили и по крышам ранее возвышающихся построек. Согласитесь, интересный экспириенс - смотреть на церковь 11 века с крыши находящегося по соседству более позднего притвора, находящегося под землей.

 

DSC_0671.JPG

 

DSC_0675.JPG

 

DSC_0676.JPG

 

DSC_0680.JPG

 

DSC_0706.JPG

 

Виды здесь не менее впечатляющие, чем монастырский комплекс:

DSC_0685.JPG

 

DSC_0692.JPG

 

DSC_0701.JPG

 

Около автобусной стоянки крохотный рыночек, где местные армянки продают вязанные изделия:

DSC_0720.JPG

 

DSC_0721.JPG

 

  • Like 15
Link to post
Share on other sites
  • 1 month later...

Третья часть моей программы включала прогулку по улицам Пречистенка и Остоженка. Просматривая программы пеших прогулок с гидами, меня заинтересовала эта часть Москвы. К сожалению, на мою дату гиды здесь не гуляли. Поэтому я самостоятельно разработала себе маршрут. Времени на полноценную прогулку уже не было, из-за мрачной погоды освещение плохое. Но мне так хотелось хоть одним глазком взглянуть на доходные дома в стиле модерн (в Норвегии в городке Олесунн мне очень понравился этот стиль архитектуры, хотелось сравнить с нашим). Поэтому я просто прогулялась по этим улицам, останавливаясь там, где очень нравится.

______________________________________________________________________________________________

 

В конце этого насыщенного дня я сидела на лавочке на Гоголевском бульваре и думала, что на прогулки по Москве надо ходить с гидом. Да я прочитала обо всех достопримечательностях в интернете, по карте составила маршрут и все посмотрела, но духа и тайны этих уголков старой Москвы не уловила. В общем, теперь перед поездкой в Москву я буду внимательно изучать сайты пеших прогулок, таких фирм много, и, надеюсь, мне повезет.  

 

Если интересуетесь модерном, то рекомендую для посещения особняк Рябушинского. Вход, на сколько я помню, бесплатный. Заплатить надо только, если будете делать фото. Да и район вокруг Патриарших сам по себе интересен для прогулок. И там тоже встречается модерн. Кроме того, рядом расположены музей и квартира Булгакова (это два разных объекта, расположенных в разных подъездах одного дома). Музей часто устраивает тематические и театральные экскурсии.

Ещё могу посоветовать прокатиться на троллейбусе маршрута "Б" по Садовому кольцу. Это обычный рейсовый троллейбус, но из его окон можно посмотреть всё Садовое кольцо.

 

Сейчас появилось довольно много бесплатных экскурсий по Москве. Но на них надо записываться сильно заранее. Вот, например, такой проект http://vvgrd.ru/

 

Если будете в Москве в выходные и понадобиться компания для прогулок, то с удовольствием могу прогуляться :smile: 

  

Edited by Ася Соль
Link to post
Share on other sites
  • 2 months later...

Кудрик,  :good2:

А Кисловодска не будет совсем?

 

Кисловодск и прочие мои путешествия по Северному Кавказу обязательно будут. К сожалению, работы пока много (у бухгалтеров первый квартал года сплошные отчеты) и ни как не удается закончить свой отзыв. Обещаю за март-апрель дописать. 

Link to post
Share on other sites

Большое спасибо за информативный отзыв и яркие фотоснимки! Планирую ехать в начале мая, собираю чемоданы и записываю советы :good:

Link to post
Share on other sites
  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...