2015 Рим
День 1
Итак, я прилетела в Рим….. Странное дело, вроде город более чем достойный для посещения, а мне довелось в нем побыть полтора дня 11 лет назад и больше все как то руки до него не доходили.
Ну что сказать про первое впечатление, пока ждала поезд из аэропорта в город - как то все родину напоминает))). Люди по платформам мечутся, причем даже местные, потому что как то не очень понятно, на какой поезд садиться. С указателями не густо). В метро такая же фигня - о табло с остановками в поездах можно забыть. Ладно, доехала, отель нашла, заселилась и пошла гулять.
Сегодня я хотела сделать такой предусмотрительный шаг и поесть сразу по приезде, потому что потом у меня такие районы планировались, что там еду не сразу и найдешь. И вот тут меня обломали - то, что было обещано как итальянский фаст фуд, оказалось полноценным рестораном, а на это у меня времени точно не было. Так что предусмотрительность моя не увенчалась успехом).
Сегодня по плану были маршруты в район Трастевере и на холмы Яникул и Аветин. Проходя мимо замка святого Ангела, решила уж осмотреть одноименный мост, потому как меня очень заинтриговали статуи на этом самом мосту. Почему то они получили ласковой прозвище "Маньяки на ветру".... Ну что сказать, я в этих Ангелах, а это были именно они, ничего маньячного не увидела. Да и не сказать, чтобы их одежды так уж сильно от ветра развивались. Может, их маньяками прозвали, потому что каждый из ангелов держит в руках какое то из орудий страстей Христовых? Не знаю!
От замка я потихоньку полезла на холм Яникул. Существует подозрение, что он назван в честь двуликого бога Януса, но это только подозрение). Вроде как его святилище на этом холме находилось раньше. В первую же попавшуюся мне на этом холме церковь - Сант Онофрио - меня не пустили, потому что она была закрыта на обед. Меня этот чисто итальянский порядок - делать в церквях обеденный перерыв - вообще изумляет. Ну кто там обедает, святые что ли??? В монастыре при этой церкви похоронен известный итальянский поэт Тассо (первый раз слышу!). Причем грустная ирония состоит в том, что ему было присвоено звание бессмертного поэта (офигеть, какое звание! как ему соответствовать?), а он в это время находился в сумасшедшем доме, где и умер, не дожив одного дня до награждения лавровым венком. Венок одели уже на мертвого поэта....
Дальше в стала взбираться на холм. Дорога шла вдоль парка и оттуда открывались потрясающие виды на Рим. Этот холм имеет какую то героическую окраску, потому что на нем стоят памятники Гарибальди и его жене Аните, а также весь холм буквально утыкан бюстами соратников Гарибальди. Судя по количеству бюстов, соратников было много))).
По дороге мне встретился огромный фонтан в виде церковного портика, своим размером запросто могущим дать фору Треви. Художественные качества фонтана, правда, слегка отстают))). Но вроде как римляне иногда в нем купаются, несмотря на запреты властей. И я римлян понимаю - там такая лоханка огромная, нехилый такой бассейн, в котором грех не искупаться в жару! А вот украшен фонтан геральдическими знаками рода Боргезе.
А мой путь лежал к церкви Сан Пьетро ин Монторио. Место для церкви выбрано совсем не случайно - именно здесь, по преданию, апостол Петр был распят. Распят головой вниз, чтобы отличаться на распятия Христа. Я вот только не знаю, это он сам своих палачей попросил так сделать, чтобы выпендриться или это была их собственная инициатива. Когда я зашла в церковь, сразу стало понятно, что там готовятся к какой то церемонии. По приготовлениям я догадалась, что к похоронам, поэтому церковь пришлось осматривать быстро. Строительство церкви было почему то профинансировано Изабеллой и Фердинандом Испанскими, а посольство Испании находится буквально в соседнем с церковью доме. В церковном дворике стоит так называемый Темпьетто (что переводится как «храмик», маааленький такой))), отмечающий точное место распятия апостола. Очень милый храмик, круглый, построенный в стиле ранних христианских базилик, которые строили в местах мучений первых христиан.
Дальше я уже стала потихоньку спускаться с холма и двигаться в сторону района Трастевере. Очень милый район, какой то такой настоящий римский. Нет, туристов здесь тоже много, но вот Рим в этом районе именно такой, каким его можно представить по старым итальянским фильмам - дворики, увитые плющом, белье на веревках сушится. Я зашла во дворец Корсини - там находится сейчас художественная галерея, но туда я не пошла, а по зданию побродила, меня никто не выгонял.
Дальше у меня был очень интересный и знаковый для этой района объект - церковь Санта Мария ин Трастевере, которая считается едва ли не самой древней христианской базиликой и совершенно точно первой базиликой, посвященной богоматери. Я зашла и обалдела - красотища! Совершенно нереальный деревянный резной потолок, мозаичный пол, сделанный в стиле косматеско. А уж мозаика в алтаре - вообще сверкает!!! Как и большинство римских церквей, эту делали с помощью подручных материалов, утащенных их древнеримских храмов, поэтому все 22 колонны в ней разные! Как говорится - я тебя слепила из того, что было))). А вот причина строительства этой церкви слегка меня поразила - вроде как на этом месте забил черный фонтан (нынешние ученые считают, что это была нефть), и это почему то сочли проявлением Мессии!!! Моя логика связи, однако ж, не уловила. Но меня никто не спрашивал, поэтому церковь построили. Мозаика в алтаре изображает коронацию богоматери, там помимо нее еще изображен Иисус, святые и пророки, а также папа, во времена которого базилика строилась. И к их головам сверху тянется рука всевышнего. Надо сказать, это выглядит слегка странновато и даже зловеще - типа, у меня руки длинные, везде достану). На фризе церкви тоже есть мозаика, изображающая Богоматерь с некими дамами, которых мне один путеводитель представил как дев разумных и неразумных, а другой - как девственниц и вдов. Короче, очередная запутанная история!
Дальше я поскакала в следующую церковь, Сан Франческо а Рипа, по дороге забегая во все другие, менее значимые, но открытые для публики. А вот эта самая церковь Сан Франческо знаменита, прежде всего, скульптурой "Экстаз блаженной Людовики" Бернини. Ну не знаю, что ее там привело в экстаз, по виду так дама в оргазме))), прости господи! Так как святой Франциск останавливался в приюте, который был раньше на месте этой церкви, то вроде как в его келье наверху сохранилась его каменная подушка и путеводитель любезно предложил мне пройти через санкристию и посмотреть на это все. Ну я заглянула в санкристию, конечно, но что то войти не рискнула. Там священники, судя по всему, в свои одежды облачаются. Ну как я зайду, а вдруг там священник какой в неглиже?))). И что это будет тогда - Пусси Райт? Неее, я не рискнула! Зато я там нашла пару пышных надгробий, над которыми изображены скульптурные группы наглых танцующих скелетов! И скелеты эти с крыльями!!! Причем крылья хорошие такие, пушистые и совсем не потрепанные. И вот я не понимаю - это чьи скелеты? Если с крыльями, значит, ангелы? То есть это скелеты ангелов, ладно. А почему тогда крылья в таком хорошем состоянии, если их хозяева уже в скелеты превратились?
А еще я там обнаружила очень странное изображение - какой то монстр с глазами и с зубами, причем зубы с крыльями, прям клыки такие летающие. Сверху над ним череп в веночке и с крыльями, и внизу тоже череп и тоже с крыльями, к тому же еще и улыбающийся. Я не знаю, может, и зубы ангельские, и череп ангельский, потому и с крыльями. Жуть, короче!
Так как Рим - это все таки город святой, то и объектами для посещения у меня в основном являются базилики. Так что следующая на очереди была Санта Чечилия ин Трастевере. История с этой Чечилией, как и многое в христианстве, мутная и запутанная. Вроде как эта Чечилия вышла замуж за некоего Валериана, в первую брачную ночь обратила его в христианство (вот неужели заняться больше нечем было?), а дальше они жили уже платонически. Ейного мужа за христианство обезглавили, а Чечилию решили вначале помучить. И поместили ее на трое суток в баню, расположенную в ее же доме. А она там, вместо того, чтобы упреть до смерти, три дня распевала христианские гимны, за что ее позднее назначили (внимание!) покровительницей музыки!!!!!! Ну вот, решили ей тогда голову отрубить, но у мучителей ейных ничего не получилось!!!!! Я не поняла - топор настолько тупой был или шея у нее железная была. И тогда ее......бросили умирать так!!!! Опять я не поняла - если не упрела и голова при ней осталась, то с чего бы ей умирать? Но она все таки умерла почему то, похоронили ее в катакомбах, а на месте ее дома позднее возвели эту церковь. И вроде как когда через много веков ее гробницу открыли, она лежала там свеженькая и нетленная и с нее скульптор Мадерно статую изваял, прям с натуры. И перенесли ее в саркофаг в этой церкви. Когда я пришла в церковь, там шло приготовление к очередной церемонии! Но это явно была свадьба, так что я решила, что фиг уйду, пока все не осмотрю! В конце концов, свадьба - не похороны, приличия позволяют там потусоваться. Я посмотрела на ту самую скульптуру, которая с натуры, посмотрела мозаику в алтаре. Мозаика красивая, ничего сказать не могу, но вот действующие лица..... Во первых, Иисус изображен со странно выпученными глазами (может, автор считал, что у него проблемы с щитовидкой?). Во вторых, действующий на момент строительства папа изображен почему то с квадратным нимбом. Ну и до кучи к ним ко всем опять тянется сверху рука всевышнего!!! Путеводитель меня просветил, что здешние монахини несут обет безмолвия, но вот меня одна очень даже словесно от алтаря отгоняла! А еще здешние монахини наделены привилегией выращивания двух ягнят, которых папа им поручает. На пасху они их (нет, не съедают!) стригут и из этой шерсти вяжут так называемые паллии, которые папа потом надевает на вновь возведенных в сан архиепископов. Вроде тот если паллию надел, так уже имеет право пасти стадо Христово, то есть верующих.
Дальше я дошла до базилики Сан Бенедетто ин Пишинула, которая может похвастаться тем, что имеет самый старый колокол. Базилика крохртная, прямо игрушечная. Потом по мосту Целия и перешла на единственный остров на Тибре - остров Тибертина, который еще в стародавние дохристианские времена был посвящен богу врачевания Эскупалу, потому что змея, привезенная из Эпидавра, решила выползти с корабля именно в этом месте. А в Эпидавр римляне поплыли, чтобы посетить храм бога здоровья Эскулапа. И вот там то они эту змею подцепили и привезли в Рим. На острове до сих пор расположена одна из крупнейших римских больниц.
Дальше мой путь лежал на холм Аветин. Вначале я посетила по пути остатки театра Марцелла. Вначале по приказу Цезаря построили театр, а в средние века он уже был перестроен как крепость. В нем очень запутанные проходы и коридоры и во время Второй Мировой Войны там прятались участники итальянского сопротивления.
Дальше мимо церкви Санта Мария ин Космедин, которая, к сожалению, уже была закрыта, я полезла на холм. На холме есть апельсиновые сады и устроены смотровые площадки с видами на Рим, но мне вначале нужно было посетить еще две церкви.
Вначале Санта Сабина, колонны в которую утащили с близлежащего храма Юноны. Церковь доминиканская, и монахи где то смогли добыть гирю, которой дьявол бросался в святого Доминика!!! Гиря выставлена для всеобщего обозрения))). А еще по преданию именно в саду этой церкви Доминик посадил первое в Италии апельсиновое дерево. Простых смертых к дереву не подпускают (хотя оно явно молодое и не Домиником посаженное), в стене провертели отверстие и через него можно видом кусочка ствола полюбоваться.
Следующая церковь - Санти Бонифаччо и Алессио, по русски - святого Алексея. Родители хотели его женить, а он хотел только служить богу, поэтому бросил безутешную невесту и смотался жить в Месопотамию. Через 17 лет вернулся и попросился в родительский дом пожить. Его там никто не узнал, оборванцу этому выделили место под лестницей. Там он и жил, наблюдая за родителями и безутешной невестой (господи, она обалдела столько жать то его!), а еще тихонько писал книгу про свою жизнь. Теперь в церкви выставлен кусок лестницы, под которой он типа жил.
Ну и последним объектом на сегодня у меня была, как это ни странно прозвучит, замочная скважина. Да, именно замочная скважина в резиденции рыцарей Мальтийского ордена. Пиранези спроектировал всю территорию таким образом, чтобы, если заглянуть снаружи с площади в замочную скважину, то можно увидеть собор святого Петра и территории сразу трех стран - Мальты, Ватикана и Италии. Отверстие это носит название Святого))). Чтобы заглянуть туда, нужно отстоять очередь - любопытных то много! Никогда еще я в такой странной очереди не стояла, да и в замочные скважины нечасто приходится заглядывать. Ну посмотрела я - ну правда, виден Ватикан!
Итак, теперь дошло время и до смотровых площадок с апельсиновыми садами. Апельсинам сейчас не сезон, а вот смотровая площадка неплоха, тем более, я как раз успела к самому заходу солнца. Вдалеке, на фоне желто-алого неба, был виден купол собора святого Петра.
Итак, я нагляделась, солнышко село и стало темно......
Я потопала пешком в сторону отеля, и вот тут случилась засада! Направление то я выбрала правильное, но черт меня дернул захотеть мороженого! Причем не где нибудь, а в одной из легендарных римских кафешек. Я свернула с широкой и прямой улицы Корсо в переулки и......заблудилась!!! Да, стоит признать, что со мной впервые случился такой конфуз. В любом другом городе на каждом шагу можно было бы найти какую нибудь станцию метро и тихо поехать в сторону отеля, но в центре Рима метро то НЕТ!!!! В карте моей мелкие улочки не все обозначены, а на местности не на всех улицах есть указатели. Совокупность этих двух факторов привела к тому, что мне показалось, что я стала ходить кругами. И мне постоянно попадались на пути церкви, а в темноте фиг поймешь, разные или каждый раз одна и та же. Каким то чудом я вышла к Пантеону. И с упорством, достойным лучшего применения, решила все таки кафешку с мороженым найти. Пара переулков от Пантеона и я опять заблудилась. Пошла просто прямо и вдруг – ура! - мороженое!!!! Да, это одна из легендарных кафешек, в нее я тоже хотела, но я то в данный момент думала, что приду совсем не туда!!! Мороженого мне уже не хотелось - хотелось в отель. Опять пошла, просто пошла, мне показалось, что в сторону улицы Корсо. Ааааа, и тут я увидела полицейских. Они меня обрадовали, что иду я таки правильно! Нашла Корсо и по ней уже бодрой рысью поскакала в сторону отеля, сверяясь с картой. Вот так и закончился мой первый день в Риме.
- 1
8 Комментариев
Рекомендуемые комментарии