День 8 в Париже: четверг 13/10
10.00 – 11.00 Maison de Victor Hugo
11.00 – 13.30 Carnavalet
14.00 – 15.00 Hôtel Sens
15.30 – 17.30 Pompidou
17.30 – 18.30 St Eustache
Сегодня с утра из-за облаков иногда, совсем на чуть-чуть выглядывает робкое осеннее солнце, а в том месте, куда я собираюсь, это все смотрится как-то необыкновенно по-особенному, уютно и многогранно… Сложно описать игру природных и городских красок: желто-зелено-оранжевой осенней листвы и красного кирпича place des Vosges.
Я иду сюда от метро St Paul по людной улице: открываются магазины и кафе, парижане спешат на работу, жизнь кипит. Сворачиваю в переулок и под арку – и будничное бурление словно замирает и остается за бортом. Place des Vosges невозмутима и спокойна, почти безлюдна (только раз за полчаса по скверу в центре площади прошествовала группа немецких туристов). Сажусь на скамейку, жмурюсь на редкие лучи солнышка, прислушиваюсь к далекому шуму города… Потом обхожу по периметру аркады, заглядывая в витрины антикварных и не очень бутиков, модных магазинов и галерей живописи и искусства.
Через арку, спрятанную в самом углу площади Вогезов, попадаю во двор дворца Сюлли, как будто одним шагом – и в другую эпоху. Двор утопает в зелени, по стенам вьется плющ, газон по центру аккуратно подстрижен… и вовсе не виден XXI век, который шумит снаружи. Этим удивителен и притягателен Париж: из квартала в квартал, с широкой авеню на узкую улицу и в крохотный переулок – и перед вами пройдет несколько веков, причем зачастую отдельные картинки города предстают совсем не измененными с той самой далекой эпохи. Как, например, здесь, у дворца Сюлли. Перед ним на перилах балюстрады сидит группа французских школьников и внимательно слушает своего профессора, вдохновенно вещающего об истории дворца и о том, что здесь находится сейчас. Ребята принимают живое участие в лекции, задают вопросы, высказывают свои предположения… Им действительно интересна история города, история родной страны. И стороннему наблюдателю совершенно очевидно, что эта экскурсия, эта вылазка в Марэ с утра пораньше – вовсе не ради галочки в дневнике ученика и не для отчета перед родителями. В Париже история (даже если средневековая) живет рядом, буквально «в соседнем доме», и до нее рукой подать – пара остановок на метро или вообще несколько шагов по улице. И история эта живая, любовно сохраняемая городом и его жителями. Жаль, что в Москве об этом задумываются все реже и реже…
Возвращаюсь в аркады площади и прохожу еще одну сторону вдоль периметра, по пути заслушавшись мелодией одинокого скрипача, романтичной и пронзительной…
В другом углу площади расположен Дом-музей Виктора Гюго, а точнее даже квартира, где он жил достаточно долгое время. Снова беру аудиогид на английском, осмотр квартиры занимает совсем немного времени, да к тому же я не большой знаток творчества Гюго…
Выйдя из квартиры Гюго, направляюсь к особняку Carnavalet, он же огромнейший музей истории Парижа, экспозиция которого представлена в основном картинами, а также всевозможными макетами, предметами роскоши и быта… На музей лучше заложить не менее двух часов, он действительно захватывает, особенно если вы хоть немного знаете французскую историю и возьмете аудиогид. Больше всего поразили полотна, запечатлевшие то, как разрушались исторические памятники в период Великой французской революции (картины расположены уже ближе к концу осмотра), - прорисованные в мельчайших деталях, такие знакомые сооружения, соборы, площади… в безумстве революционного порыва. Разграбление могил Сен-Дени… бррр, страшные и в то же время такие реалистично изображенные события. Обязательно найдите эти полотна в музее.
Покинув Carnavalet, продолжаю прогулку по старинным улочкам квартала Марэ, в котором что ни дом – то особняк или дворец с богатой историей. Как, например, Hôtel Sens, который считается самым старым зданием квартала (построен в конце XIV века в стиле раннего Возрождения с элементами готики) и где некоторое время жила королева Марго. Сейчас в особняке расположена Техническая библиотека, а также выставочные залы. Во время моего посещения проходила выставка истории газификации Парижа – довольно занятная экспозиция узкой тематики со всякими уличными фонариками и утюжками начала прошлого века, с парикма***скими принадлежностями и детально воспроизведенными роскошными ванными, в которые подавалась горячая вода… Экспозиция была временная, насколько я понимаю, темы выставок время от времени меняются. Аудиогидов нет, комментарии только на французском (если знаете язык, осмотр вдвойне интереснее).
По набережной Сены не спеша иду вдоль острова Сен-Луи к Hôtel de Ville и дальше к центру Pompidou. Начинаю осмотр издалека, от фонтана Стравинского, включив в плеере уже упомянутый мною аудиогид. Выхожу на площадь перед музеем, огибаю его вокруг, разглядывая трубы и прочие конструкции.
Так же, как и Орсэ до недавнего времени, музей Помпиду для меня – пока не посещенное место, тем не менее много раз виденное снаружи, а также в путеводителях и на фотографиях. Раньше, наверно, посещать его не имело смысла: для этого, как мне кажется, надо находиться на особой волне, до чего-то дойти сознанием, принять что-то, до сего момента недоступное… Например, окунуться в мир Дали. Конечно, вещи эти сравнивать нельзя – разные стили, направления: Дали все-таки икона, а многие инсталляции центра Помпиду – не более чем претензия на искусство. И тем не менее, думаю, после Дали я по-другому взглянула на современное искусство. Кроме того, экспозиции Помпиду для меня оказались своеобразной разгрузкой, отдыхом для мозга – после классического Лувра, интеллектуального Орсэ, всех тех исторических мест, которые я уже посетила… Удивительные инсталляции, смысл которых вряд ли понятен был и самим авторам, странные картины, как минимум вызывающие недоумение или улыбку («с’est génial», как говорят французы), а самое поразительное – толпы реально заинтересованной молодежи, опять-таки группы во главе с профессором в сединах, вещающим о смысле бессмысленного…
А с последнего этажа центра Помпиду открываются красивые панорамы Парижа. Не пропустите.
После Помпиду можно прогуляться по rue Rambuteau, где множество всяких магазинчиков, а потом нырнуть в подземный комплекс Les Halles. Ну и конечно выйти на площадь у St Eustache, задрав голову перед громадой собора. Если не слишком поздно, зайдите и в сам собор, а также изучите размещенную при входе информацию об органных концертах, которые проходят здесь по воскресеньям с 17.30 до 18.00 (вход свободный).
7 Комментариев
Рекомендуемые комментарии