О транзитных городах или наша Орша.
Самый туристический поезд, отправляющийся с Белорусского вокзала это, наверное, №27 Москва-Брест. 14 часов в дороге, преисполненные радостью близкого путешествия едут в вагонах туристы, знакомятся, отсыпаются, штудируют путеводители... А за окном мелькают (нередко в который уже раз!) знакомые названия транзитных полустанков, станций и городов.
В 22.18 (согласно данным РЖД) поезд останавливается и, снабдив немногих бодрствующих ещё туристов свежими драниками и прочей снедью из рук белорусских бабушек, через 13 минут продолжает свой размеренный бег на Запад. Позади остаётся Орша - город, который часто называют восточными воротами Беларуси.
У меня с этим крупным железнодорожным узлом и небольшим, в общем-то, городом, особые отношения. Ибо Орша - мой родной город. Про него немножко и расскажу, чтобы стереть ещё одно белое пятнышко с туристических маршрутов.
Орша стоит в месте впадения в Днепр небольшой речки Оршицы (ранее называвшейся Ршой, откуда и название города). Впервые упоминается в летописях в 1067 году.
Недалеко от центра города на берегу Днепра есть холм, на котором находилось первое поселение славян (Городище), а впоследствии – крепость и замок. Ни крепости, ни замка не сохранилось, осталась только часть замкового рва. Вода, текущая по нему ещё в начале 20 века вертела колесо большой водяной мельницы - Млына. Сейчас вода по-прежнему течет, и колесо есть, но Млын уже на заслуженном отдыхе и служит музеем. Здесь собраны образцы народных промыслов Витебщины. Есть там и керамические крынки, сошедшие с гончарного круга моего прадеда (это я хвастаюсь, да).:)
Оршанский замок долгое время оставался важным форпостом восточной границы Великого княжества Литовского. Благодаря одному из здешних сражений Беларусь приобрела день воинской славы - 8 сентября 1514 года в ходе Русско-литовской войны литовские войска одержали победу над войсками московского государства. Но вожделенный Смоленск так и не получили. На мой взгляд, несколько спорный праздник, кстати.:blink:
Кроме Оршицы есть в городе и ещё одна маленькая речка - Кутеинка, что течёт сейчас в глубоком, тенистом, заросшем лопухами овраге. А в устье её стоит Свято-Троицкий храм - единственная отреставрированная на сегодняшний момент постройка Богоявленского Кутеинского мужского монастыря. Кутеинский монастырь был основан в начале 17 века, здесь располагалась крупная типография (в ней была напечатана первая Азбука на белорусском языке) и трудились искусные граверы и резчики по дереву. Некоторые из них участвовали в украшении деревянных построек в Коломенском и Измайлове.
Учитывая длительное пребывание города в составе польско-литовского государства, в Орше находилось множество католических монастырей и костелов. Часть из них позднее была перестроена под православные храмы, а часть - сгорела. В настоящее время из всего храмового католического великолепия остались в Орше только один-единственный костёл Святого Иосифа (17 век) и восстановленная буквально из пепла Иезуитская коллегия. Бывшее в советское время тюрьмой здание было капитально перестроено и сейчас здесь - культурный центр города и большая городская библиотека. А перед Новым годом именно тут устанавливают замечательную большущую живую ёлку и заливают ледяную горку - любимое развлечение малышей!
Множество православных храмов, купола которых сияли над малоэтажной городской застройкой в начале прошлого века, увы, канули в Лету вместе с веком. Остались только Ильинская церковь на левом берегу Днепра, да Свято-Троицкий храм Кутеинского монастыря на правом. Ещё один небольшой храм восстанавливают сейчас на берегу Оршицы.
В 1772 году Орша вошла в состав Российской империи и мирно существовала как небольшой провинциальный городок, что, впрочем, не помешало ей быть сожженной французскими войсками в 1812 году. Кстати, есть легенда (впрочем, быть может, это и не легенда), что интендантом города в бытность захвата её наполеоновскими войсками был Стендаль.
Расцвет города связан с железной дорогой – после открытия в 1871 году Московско-Брестской ветки город быстро становится крупным транспортным узлом. Здание вокзала (которое, собственно, и видят туристы во время краткой стоянки поезда) в 2012 году будет праздновать свой 100-летний юбилей! Две памятные доски на фасаде оповещают о том, что через Оршу транзитом проезжал дедушка Ленин, а вокзал посещал всесоюзный староста дедушка Калинин.:)
Великая Отечественная потрепала Оршу изрядно. Железная дорога, некогда возродившая город, теперь его же и губила – бесконечным потоком шли эшелоны, а вражеские самолеты всё бомбили, бомбили, бомбили город… Очень немногие каменные здания в Орше уцелели – в их числе здания бывшей Женской городской гимназии и Реального училища. Мне рассказывали, что отступающие немецкие войска заминировали не только мосты через Днепр, но и часть города и только чудо и быстрое контрнаступление советских войск позволило сохранить уже и без того изрядно потрёпанный войной исторический центр.
А 14 июля 1941 года под Оршей впервые в бой вступили знаменитые «Катюши». На берегу Днепра есть монумент, посвященный этому знаменательному событию.
Кстати, о реке. Днепр здесь вовсе не тот величественный монстр, которым его можно видеть в Киеве. Оршанский Днепр - это маленькая, но уже весьма быстрая и подающая большие надежды речка. Ещё в 50-е годы прошлого века в Орше даже была пристань, но затем уровень воды сильно упал и Днепр перестал быть судоходным.
А в 1966 году жители Орши вручную (!) насыпали Курган – один из первых таких памятников воинской славы в СССР. Участвовали в этом и в самом деле почти все жители города – помнившие тяжёлые времена оккупации и страшные бои за взятие Восточного вала.
Но это всё история.
Давайте я покажу вам Оршу сегодняшнюю.
На привокзальной площади, кроме самого здания вокзала, можно полюбоваться на памятник Константину Заслонову – одному из руководителей партизанского движения Белоруссии и на старый и любимый всеми паровоз. Ещё пару лет назад рядом с депо стоял маленький синий бревенчатый домик – там в начале прошлого века находился Рабфак – школа рабочей молодежи, давшая путевку в жизнь моему деду (как он сам говорил – дурачку Ивану, который очень любил учиться). Любил – не то слово, он закончил БГУ и отправился прививать любовь к учёбе другим, дослужился и до директора школы. Теперь этого домика нет, зато есть новый автовокзал, с которого можно уехать, например, в Минск – догонять поезд или в любой из окрестных посёлков.
Дальше – улица ведет вглубь города, к центру. А на улицу как бусины нанизаны многочисленные заводы – чего только не выпускают – и станки, и инструменты, и сыры, и вкусную колбаску (ням!;)), и пирожные. А огромный льнокомбинат, работающий пока что не в полную силу, но снабжающий чудными льняными изделиями и Беларусь, и другие страны!
Просыпается Орша рано. Уже в 6 утра автобусы полны народом, едущим на утреннюю смену и возвращающимся после ночной работы домой. Как в любом маленьком городе жизнь здесь течет неспешно и размеренно, народ приветливый и разговорчивый – любой вопрос (даже невинное – доеду ли я на этом автобусе туда-то) немедленно вовлекает в беседу всех окрестных жителей. А акцент – акцент, он непередаваем, да! :D
В Орше очень мало высоких зданий, преобладают частные дома или 5-этажные многоквартирные. Нет «точечной» застройки, все реконструкции – строго по плану. Поэтому город в целом меняется мало.
Орша моего раннего детства – маленький уютный городок, дремлющий под сенью тополей и лип. Увы, Чернобыльская катастрофа смела тополя вместе с пухом и опасной пылью с улиц города, осиротел городской парк. А ураган начала века 21-го довершил дело. Теперь в городе подрастают молодые деревца – березы, липы, но до прежних великанов им ещё ох как далеко!
В 2008 году в Орше проходил ежегодный белорусский праздник Урожая – Дожинки. К этому событию город преобразился и расцвёл – капитально отреставрировали старые здания, почистили русла рек, реконструировали шлюзы на Оршице, благоустроили городской рынок, построили даже новую баню!
На месте прежней городской автостанции теперь скверик, в котором можно познакомиться с каменными лягушками и ящерицами, а также с целой стайкой абсолютно настоящих разномастных дружелюбнейших кошаков! ;)
А на берегу Днепра вместо обыкновенного городского парка теперь Детский парк со множеством качелей, горок, аттракционов и замечательных скульптур персонажей из сказок и мультфильмов. Мои подруги уже водят туда своих детишек!
Правда, исчез невысокий каменный заборчик – излюбленное моё место у моста через Днепр, где так уютно было сидеть на тёплых камушках, пить лимонад и смотреть на многочисленные здесь мелкие, но опасные речные водовороты. :unsure:Впрочем, лимонада в Орше тоже больше нет – пивзавод (варивший пиво, кстати, по какому-то эксклюзивному чешскому рецепту!), увы, закрыли. Но на прежнем месте остались газетный киоск, в котором мы с дедом покупали газету «Неделя», булочная «Сонейка» («Солнышко»), где можно по-прежнему купить свежую сайку, кафетерии «На хвилинку» («На минутку»), манящие ароматом свежесваренного кофе…:rolleyes:
Занесло меня даже в оршанскую гостиницу – тянет на хорошую «трёшку», по чешским, например, меркам.
Каждый раз, приезжая сюда я вспоминаю бабушку, искренне любившую свой город, называвшую его «Наша Орша» и говорю себе её же словами «Хорошеет наша Орша!».
P.S. Кстати, три раза в год (в феврале, марте и октябре) под Оршей на перекрестке трасс М1 (Москва-Брест) и Е95 (Питер-Одесса) проходит знаменитая белорусская Эльба – международный слёт вольных путешественников (автостопщиков, велотуристов, пешеходов и других) из Беларуси и соседних государств.
А вот тут http://vkontakte.ru/...81449_102064835 можно посмотреть некоторые мои Оршанские фото.
3 Комментария
Рекомендуемые комментарии