Гранд-Опера (Grand Opera)
ГРАНД-ОПЕРА
Главное фойе
Архитектор ЖАН ЛУИ ШАРЛЬ ГАРНЬЕ
1861–1867 (окончательная отделка к 1875 г.)
У оперных театров в Париже была печальная судьба. В 1763 г. сгорело здание около Пале-Руаяль. На том же месте выстроили новое, но и оно сгорело в 1781 г. Тогда обустроили временный зал на бульваре Сен-Мартен, а в 1794 г. опера переехала на улицу Ришелье.
Здесь в 1820 г. был убит наследник престола герцог Беррийский, после чего здание было решено снести. В зале на улице Пелетье, где после этого давались представления, в 1858 г. Орсини покушался на жизнь Наполеона III. Потому император решил построить новое здание, четырнадцатое по счету в истории парижской Оперы.
Неудивительно, что после всех историй с покушениями коронованный заказчик прежде всего беспокоился о собственной безопасности. Поэтому для нового здания был выделен специальный земельный участок, расположенный островком между широких улиц. Это должно было облегчить задачу охраны, поскольку открытое пространство вокруг будущего театра хорошо просматривалось. Потенциальный преступник не мог приблизиться, не замеченным еще издали, как и не мог внезапно выскочить из какого-нибудь переулка.
На постройку здания был объявлен конкурс проектов. Императрица Евгения благоволила своему протеже Виолле-ле-Дюку, но анонимное голосование жюри привело к сенсации. Победителем стал мало кому известный, хотя и успевший заслужить престижную профессиональную Римскую премию, архитектор Шарль Гарнье. Недовольная Евгения фыркнула в лицо победителю, когда он представлял ей свой проект: «Что это? Никакого стиля! Ни Людовик XV, ни Людовик XVI...» Гарнье в ответ не растерялся: «Да, мадам. Это стиль Наполеона III».
Дело было в 1860 году. Следующие пятнадцать лет своей жизни Гарнье посвятил работе над главным творением своей жизни. Ничего достойного внимания он больше так и не создал, возможно и потому, что Опера отняла у него все силы и заставила преодолеть многочисленные непредвиденные трудности.
В частности, выяснилось, что в этом месте грунтовые воды подходят к поверхности слишком близко. Они стали затапливать котлован, как только начались работы по закладке фундамента. Долгие месяцы их пытались откачивать, но безрезультатно. Пришлось специально строить бетонную водонепроницаемую перемычку под всем зданием. Это резко удорожило смету, а также положило основание широко распространенной легенде о подземном озере, над которым стоит здание. Знаменитый мюзикл «Призрак оперы» эксплуатирует именно этот сюжет.
Но главным препятствием на пути окончания строительства стал тот факт, что дорогостоящий долгострой пережил своего главного заказчика. В 1870 г., когда император был низложен, здание Оперы еще не было закончено, хотя главный фасад уже несколько лет служил эффектным архитектурным завершением авеню Оперa, тогда носившей имя Наполеона.
Как это обычно бывает при смене власти, нашлись горячие головы, которые призывали уничтожить наследие старого режима. Недостроенное здание предлагалось снести. Дополнительным аргументом стало нежелание новых властей нести расходы на окончание строительства.
Гарнье понадобилась вся его энергия, чтобы уговорить новых хозяев страны позволить ему довести дело своей жизни до конца. И кто знает, удалось бы это ему, если бы не вмешалась злосчастная судьба парижских оперных театров: в 1873 г. сгорел временный зал на улице Пелетье. К 1875 г. творение Гарнье было завершено.
Архитектору удалось одновременно решить несколько задач, если и не противоречивых, то трудно сочетаемых друг с другом. Он вписал прямоугольное здание в ромбовидный участок, остроумно использовав оставшиеся с боков треугольники для организации павильонов. Слева был устроен специальный императорский подъезд, а справа – вход для конных экипажей. Прочие посетители должны были попадать в здание через главный вход с площади. Таким образом, была решена задача разнесения в пространстве транспортного потока и пешеходов.
Гранд-опера. Вид сверху
Опера широким фасадом замыкает пространство площади и перспективу авеню, начинающейся аж у самого Лувра. Но в длину здание гораздо больше, чем в ширину, что со стороны центрального входа совершенно незаметно.
Тем не менее отсюда явственно просматривается его внутренняя структура: над фасадом различима крыша фойе и зала с парадной лестницей, за ней расположен купол зрительного зала, а еще дальше высится фронтон сценического корпуса. Хорошо просматриваются также и боковые павильоны.
Гранд-опера. Продольный разрез
Гранд-опера. План
Таким образом Гарнье сумел добиться и цельности общего объема здания, и выявления снаружи его внутренней структуры.
Главный фасад, как легко видеть, в основе своей композиции следует все той же Восточной колоннаде Лувра: сдвоенные колонны гигантского ордера, водруженные на цокольный этаж. Гарнье хотел, чтобы зрители не просто входили в здание, но поднимались в храм искусства, а потому аркады центрального входа приподняты над лестницей во всю его ширину.
Высокий аттик над главной колоннадой самому Гарнье казался излишне тяжеловесным, но его добавление было вынужденной мерой. Во время сооружения театра высотный регламент окружающих зданий был увеличен с 17,5 м до 23 м. Волей-неволей пришлось соответствовать изменившимся условиям, чтобы сохранить пропорции всей застройки.
Обращает на себя внимание несколько избыточное украшение фасада росписями, позолотой, скульптурами и прочими архитектурными излишествами. В то время только появилась теория (впоследствии подтвердившаяся), что древнегреческие храмы были расписаны снаружи, просто эти росписи не сохранились. Архитекторы нашли в этом источник вдохновения и стали применять многоцветные украшения фасадов.
Гарнье, сын своего времени, не остался в стороне, тем более что изобильная роскошь была во вкусе его заказчиков. В работе над фасадом участвовали 14 живописцев и мозаичистов, а также 63 скульптора!
В нишах между колоннами размещены бюсты великих композиторов. Все они подписаны, так что легко можно разобрать, кто есть кто. Золотые крылатые фигуры по углам крыши символизируют Гармонию (слева с лирой) и Поэзию (справа с факелом). В центре бронзовый Аполлон триумфально возносит к небу еще одну лиру.
Внизу в боковых павильонах расположены скульптурные группы (слева направо) Лирическая поэзия, Музыка, Танец и Лирическая драма. «Танец» работы скульптора Карпо в свое время вызвал скандал из-за смелого по тем временам изображения обнаженной натуры. Кто-то из негодующей публики даже бросил в статую бутылку с чернилами. Впрочем, сегодня изображение выглядит вполне невинным.
Не менее богато и внутреннее убранство театрального здания. Гарнье чутко уловил веяние времени, когда богатая публика ходила в театр не только за тем, чтобы посмотреть на спектакль, но и чтобы показаться в свете. Просторные фойе и вестибюли, великолепная парадная лестница и большой зрительный зал предоставляли для этого все возможности.
Не чужд был архитектор и технических новшеств. Использование металлических или усиленных металлической арматурой конструкций избавило здание от массивных несущих стен и колонн. Поэтому все внутренние помещения удалось сделать более просторными, чем это позволяла традиционная каменная кладка. Из металла была сделана и вся сценическая машинерия: бесчисленные пожары парижских оперных театров требовали пусть и более дорогой, но более огнестойкой механики. Здание снабдили самыми современными системами вентиляции и отопления. Вот только электричество было проведено позднее – во времена Гарнье новая технология начинала свое развитие, и архитектор поостерегся ее применять.
Парижской опере была уготована долгая и счастливая судьба архитектурного шедевра, одного из самих знаменитых театров мира и выдающейся парижской достопримечательности. В 1990 г. оперная труппа переехала в футуристическое здание на площади Бастилии, но балетные представления по-прежнему даются в старом здании, принесшем Гарнье мировую славу.
Источник: http://art.1september.ru/view_article.php?ID=200901912
**************************************************************
Парижская опера - величайшее театральное здание в мире, хотя вмещает только немногим более 2 156 зрителей. Для сравнения: Chatlet, например, тоже в Париже, может вместить
3 500 зрителей, и La Scala в Милане близко к тому же. Площадь, занятая Оперой: 2 и 3/4 акра. При строительстве театра пришлось использовать 8 паровых помп для откачки вод подземной реки, и для решения проблемы соорудить двойную каменную оболочку фундамента, в которой собираются воды подземного озера. Нижняя часть здания - пещеры, они были укреплены опорами, некоторые высотой 50 футов (примерно 16,5 м) и весили более 22 000 000 фунтов. Однако по сию пору нижние уровни остаются наименее исследованными, и попасть в них можно только по специальному разрешению директора Оперы.
***
Пышный скульптурный декор фасада Оперы вводит смотрящего на театр в мир музыки и танца. 8 скульптурных групп или статуй подчеркивают ритм дверей главного фасада:
- статуи "Гармония" и "Поэзия" работы Гюмери; скульптурная группа "Инструментальная музыка", состоящая из семи фигур; одна женщина играет на виоле, другая - на продольной флейте; из двоих детей, участвующих в группе, один олицетворяет лепет ручья, другой - шум ветра; "Идиллия"; "Кантата"; "Пение"; "Драма"; "Танец", одушевленный девятью фигурами; и композиция "Музыкальная драма", в которой Месть с распростертыми крыльями попирает ногами предателя, раненного гладиатором.
Самая замечательная и знаменитая скульптура - это "Танец" скульптора Жана Батиста Карпо.
Портреты из камня или золоченой бронзы, бюсты и медальоны композиторов, стилизованные маски античного театра, группы детей, аллегории архитектуры и промышленности, живопись и скульптура украшают всё здание вплоть до знаменитого Аполлона работы Э.Милле.
**
Размеры Оперы: длина 173 метра, ширина 125 метров, высота 82 метра;
Общая площадь: более 11 000 кв. м;
- В Опере в 1875 году была 2 531 дверь, запиравшаяся и отпиравшаяся 7 593 ключами, и пожарным требуется 2 часа, чтобы проверить их все.
- Большое фойе имеет 54 м. в длину, 13 м. в ширину, 18 м. в высоту.
- Количество лестничных ступеней - 6 316, из них 1 000 мраморных.
- Сцена имеет 27 м. в глубину, 48 м. в ширину.
- В Опере не менее чем 17 уровней, настоящий лабиринт лестниц, коридоров, лифтов, лесенок и пандусов.
В здании 80 гримёрных комнат для ведущих артистов с приёмными и гардеробными, а также 8 других огромных гримёрных, которые могут вместить от 20 до 200 членов хора и оркестра!
- Специально для императора Наполеона III была спроектирована специальная частная секция с салонами, гардеробными и комнатами для охраны, одновременно способная вместить более сотни человек, 6 экипажей и самое меньшее 50 лошадей!
- В другой гигантской секции Гарнье спроектировал хранилища для всех возможных декораций и предметов, необходимых для постановок - от шляпных коробок до морских галеонов в натуральную величину! Во времена Гарнье здание освещали 9 000 газовых светильников, соединённых более чем 10 милями труб.
- В торцах Гранд Фойе женские скульптурные бюсты представляют способы освещения в развитии сквозь века: жир, масло, газ, электричество.
- В театре было 1 500 человек служащих (и даже сейчас около 1000 служащих). Там размещается Национальная Академия Музыки и Библиотека Национальной Академии Музыки и 2 балетные школы.
- Состав балетной труппы (данные на сезон 2000/2001 гг.): 12 ведущих солистов, 12 первых танцовщиков, 40 солистов, 34 корифея, 51 артист кордебалета.
Не удивительно, что это место стало публичным местом встреч в начале 3-й Республики, и годы спустя служит для регулярных постановок гастролей наиболее известных театров со всего мира.
Всё же не удивительно, что легенда об Ангеле Музыки - даже если это только легенда, вымысел - обрела своё воплощение в Парижской Гранд Опера. Вряд ли другой театр в мире столь располагает к мифотворчеству. Он сам похож на избыточную фантастическую легенду. Эклектичный, барочный, с неумеренным количеством позолоты в отделке интерьеров. Современники язвили, как Клод Дебюсси, сказавший: "Гранд Опера снаружи выглядит как вокзал, а внутри чувствуешь себя как в турецких банях".
Главный вход.
В нишах-медальонах видны скульптурные бюсты композиторов, ориентированные вокруг Моцарта.
Вид Оперы с боковой стороны. Подъезд в виде полукруглого павильона, ведущий в секцию для приёма главы государства, с въездными пандусами для карет. В настоящее время через павильон можно пройти в музей.
Уличный фонарь, решенный в виде женской фигуры, держащей лампу. Все фонари вокруг Оперы были спроектированы в ансамбле со зданием театра как единое городское пространство.
В отделке Оперы принимали участие 71 скульптор, десятки художников и мозаичистов, осуществляя синтез всех пластических искусств под эгидой архитектуры.
Крыша Оперы Гарнье. Большой серо-зеленый купол, на котором установлена статуя Аполлона, возвышается над просторной террасой с южной стороны. Он как бы венчает короной зрительный зал.
"Аполлон" работы скульптора Э.Милле вздымает лиру над аллегорическими статуями "Гармонии" и "Поэзии" работы Гюмери. Эта центральная скульптурная группа фланкирована двумя "Пегасами", которых держат под уздцы две мужские фигуры.
Зрительный зал.
Симфония в красных и золотых тонах, зал может вместить только 2 156 зрителей.
Каждая ложа на ярусах состоит из 2-х отделений: одно для того, чтобы любоваться спектаклем, другое, в глубине, чтобы дать зрителям возможность поболтать, притворяясь, что они обсуждают спектакль.
********************
Аллегорические росписи, цветные мраморы и граниты, мозаики с позолотой, торшеры в виде женских фигур - декор интерьеров Оперы намного пышнее декора фасада.
Две статуи-кариатиды из двухцветного мрамора встречают зрителей при входе в зал.
При организации внутреннего пространства приоритет был отдан сцене с её огромным техническим оборудованием и лестницам, фойе и вестибюлям, где проходили светские церемонии, сопровождавшие спектакль.
В 1964 г. старый плафон на куполе зала был скрыт новым плафоном работы Марка Шагала (по заказу Андре Мальро), на котором символически изображаются девять опер или балетов. Например такие, как "Волшебная флейта" Моцарта и "Тристан и Изольда " Вагнера.
Источник: http://fandrom.narod.ru/grand_opera_1.html
Официальный сайт: http://www.operadeparis.fr/cns11/live/onp/
1 Комментарий
Рекомендуемые комментарии