Золотое кольцо России. Часть 3.5.
ИВАНОВО (Иваново-Вознесенск) - путеводитель. Часть 5.
МУЗЕИ В ИВАНОВЕ
Бурылины
По семейным преданиям, дальние предки фабрикантов Бурылиных были выходцами из Новгорода Великого. Но их род, обозримый документально с ХVII века, прочно связан с Ивановской землёй. Основатели бурылинского рода, как и большинство здешних крестьян, занимались текстильным промыслом.
О самом старшем из известных Бурылиных, Тимофее, и его сыне Иване сведений очень мало: жили, вероятнее всего, в селе Иванове... А вот о следующем представителе рода – Матвее Ивановиче – сведения более определённые: крепостной крестьянин князей Черкасских, владелец ткацкой светелки, где изготавливались льняные полотна.
При следующих Бурылиных – Иване Матвеевиче (1732 г.р.) и Андрее Ивановиче (1763 г.р.), крепостных графа Шереметева, семейное текстильное дело постепенно расширялось. В это время в ивановской округе получил развитие набойный промысел, т.е. набивание рисунков на холст, а с конца ХVIII века – на хлопчатобумажные ткани.
Дело Бурылиных было не из крупных, но оно стало расширяться после московского пожара 1812 года, во время которого сгорели почти все столичные хлопчатобумажные фабрики.
Новые возможности умело использовал сын Андрея Ивановича Бурылина – Диодор Андреевич (1788–1860), к которому по наследству перешло ситценабивное производство. В 1812 году Диодор построил каменную фабрику на родовой земле Бурылиных, в самом центре села Иванова.
Десятилетие с 1812 по 1822 годы было настоящим "золотым веком" для ивановских набойщиков, которые наживали целые состояния. В 1825–1833 годах 15 наиболее богатых семейств крестьян–предпринимателей уже сумели выкупиться из крепостной зависимости. В 1831 году получил вольную от графа Шереметева для себя и своей семьи и Диодор Андреевич, накопивший к тому времени солидный капитал...
Торгово-промышленные дела Д.А.Бурылин вёл умело, постепенно обновлял производство, а товар сбывал в Москве, на ярмарках в Нижнем Новгороде, Макарьеве, Холуе, Ростове Великом. По всем статьям это был незаурядный человек. Он впрямую причастен к основанию Вознесенского посада, принимал участие в строительстве торговых рядов, Дмитриевского моста через Уводь, создании народного театра.
Своему единственному сыну Геннадию Диодор Андреевич собирался оставить фабрику, хорошо налаженные деловые связи, неплохой капитал. Но Геннадий не оправдывал надежд отца: он не желал ни учиться делу, ни помогать отцу в работе, ни заботиться о семействе; всё своё время он предпочитал посвящать соинительным удовольствиям. Постоянные кутежи и огромные долги приносили в дом только горе, скандалы и слёзы... Особые надежды дед Диодор возлагал на внуков Николая и Дмитрия, с малолетства старался приблизить их к текстильному делу. Внуки охотно приходили на фабрику, знакомились с производством, словом, дело их заинтересовало...
Сын, Геннадий Диодорович, значительно поубавил семейное состояние, так что его сыновьям пришлось начинать всё чуть ли не с нуля. Ещё будучи подростками, Николай Геннадьевич и Дмитрий Геннадьевич начали трудовую деятельность на фабрике простыми рабочими, под руководством их родственника Ефима Михайловича Бакулина. С 1866 года, ещё при жизни отца, 16-летний Николай и 14-летний Дмитрий стали, по сути, руководить работой семейного предприятия, взяли на себя все заботы о сёстрах и больных родителях...
Всю свою жизнь Дмитрий Бурылин собирал коллекцию редкостей и древностей, которая позже стала основой для музея. Страсть к коллекционированию досталась Бурылину, как и фабрики, от деда. В 1864 году бабушка Евдокия Михайловна передала Дмитрию Бурылину всю коллекцию деда — старинные книги, монеты, редкие вещи… Доставшуюся ему в наследство коллекцию Бурылин стал преумножать, выкупая редкие вещи у известных музейщиков и коллекционеров. Для поиска редких вещей Бурылин не раз выезжал за пределы страны — в Германию, Англию, Турцию, Египет, Грецию, Италию, Францию, Финляндию, Бельгию.
В 1912-1915 годах Бурылин для своей коллекции выстроил здание музея, которое вскоре перешло в собственность города. О нём Бурылин говорил: «Музей — это моя душа, а фабрика — источник средств для жизни и его пополнения».
Подробнее см. http://wiki.ivanovow...ex.php/Бурылины
http://ru.wikipedia....���_�����������
При входе с музей обратите внимание на посвящение Дмитрия Геннадьевича своему деду. Это очень трогательно - внук в память своего деда оставил такие проникновенные слова:
В музее есть уникальный экспонат, о котором я знаю со школы, всегда помню о нем. Это часы:
В музее Бурылина экспонируются универсальные астрономические часы, единственные в мире. Знатоки называют их восьмым чудом света! Сконструировал и изготовил часы парижский механик Альберт Биллете в 1873 году для одного из потомков знаменитого рода герцогов Альба. Они обошлись герцогу в 280 тысяч франков, что по тем временам было очень ь=большой суммой.
Часы герцог завещал Бернскому кантону Швейцарии, где, очевидно, жил перед смертью. Бернский кантон продал уникальный механизм компании предпринимателей, часы возили по всей Европе и показывали как чудо искусства. После долгого странствия асы попали в Петербург и демонстрировались около двух лет. Но компания коммерсантов разорилась, часы попали на аукцион.
Д.Г.Бурылин приобрёл эти часы в мае 1911 года в Петербурге для основанного им музея и перевёз их в Иваново-Вознесенск. Уже тогда часы были не вполне исправны. Однако почти не вызывает сомнений, что главный часовой механизм в 1911 году действовал. В каком году часы остановились полностью - неизвестно. Д.Г.Бурылин обращался ко многим мастерам, но никто не брался их отремонтировать. Это можно объяснить тем, что часы представляют собой весьма сложную механическую систему. Никаких схем, чертежей и опмсаний механизма при часах не было.
И только в 1943 году восстановить часы удалось доценту Ивановского педагогического института А.В.Лотоцкому.
Механизм часов размешен в застеклённом полированном футляре из ценных пород дерева. Ширина корпуса 3 метра, высота - 2,6 метра. Внимательно рассмотрев все циферблаты, указатели, стрелки и движущиеся модели в часах, можно насчитать око ста различных переменных величин, индексов и наименований. У часов три независимых друг от друга устройств. Средняя - астрономическая часть - показывает движение Земли и других планет вокруг Солнца. Земной шар, в виде маленького глобуса, совершает не только годовое обращение вокруг Солнца, но также и суточное вращение вокруг своей оси. Здесь же находится модель, наглядно показывающая видимое суточное Солнца, Луны и звёзд для северного полушария. На модели мы видим, как Солнце, Луна и звезды восходят на востоке и заходят на западе. Но одновременно с этим происходит перемещение солнца и Луны относительно друг друга. Хорошо видны также и фазы Луны. Эта сложная модель может служить в качестве обыкновенных часов, так как положение Солнца на небе указывает время. Здесь же и основной циферблат с центральной стрелкой и с маятником, которые совершают полные колебания за 2 секунды.
Слева и справа от астрономической - хронологическая и географическая части.
Хронологическая часть - это механические календари по четырем летоисчислениям - григорианскому, юлианскому, иудейскому и магометанскому. Сложность механизмов всех четырёх календарей связана прежде всего с тем, что разные месяцы имеют различное число дней. Механизмы хронолоческой части полностью обеспечивают это различие для всех месяцев и показываю дни недели.
Географическая часть часов состоит из 37 циферблатов, указывающих поясное время для 37 городов Европы, Азии, Африки Америки (Северной и Южной) и Австралии.
Часы показывают ещё несколько специальных величин, относящихся к астрономии. Важнейшие из них: звёздное время, солнечное склонение, время восхода и захода Солнца, долгота дня и ночи, моменты наступления равноденствия, солнцестояния и др. Многочисленные рычаги и стрелки часов движутся с различными скоростями. Секундная стрелка, указывающая фазу Луны, делает оборот за месяц, а главный рычаг проходит через все деления шкалы за год. Есть указатели, которые совершают свой цикл за несколько лет.
В каждой из витрин имеется свой часовой механизм с маятником. Движущей силой служат заводные пружины, завода которых хватает на неделю. Очевидно, для сообщения движения всем этим узлам, каждый из которых представляет сложную и громоздкую механическую систему, энергии одних только часовых механизмов было недостаточно. Поэтому при всех крупных узлах имеются свои группы вспомогательных заводных пружин. Роль часового механизма сводится к тому, что он ограничивает и строго контролирует только скорость всех этих движений. Таким образом, каждый из узлов не оказывает тормозящего действия на часовой механизм, а способствует его работе. Всего в часах имеется 25 заводных пружин. Промежуток времени, на который хватает одного завода, для различных пружин различен. Большинство их требует завода не реже 1 раза в 7-8 дней, но есть пружины, которые могут работать больше года.
Правила завода выполняются точно. Одна забытая пружина может вызвать остановку часов. Уже более полувека астрономические часы идут хорошо и вызывают неизменный интерес у посетителей музея.
Через дорогу находится особняк в котором жил Д.Г.Бурылин. В этом здании находится Музей ивановского ситца. Рекомендую обязательно его посетить.
Заканчивая Путеводитель по Иванову, хочется добавить еще несколько штрихов. После Костромы туристы путешествующие по Золотому кольцу следуют в Суздаль, мимо Иванова не проехать. В Иванове ночевка. Мы останавливались в гостинице "Турист", которая находится около цирка, недалеко от площади Пушкина.
Иваново очень отличается от других городов Золотого кольца. В Иванове нет древних памятников. До революции был единственный памятник Александу II, но его после Октябрьской революции демонтировали. Все памятники имеют связаны с революционными событиями города. В последнее время появился памятник промышленнику, меценату, историку Якову Гарелину, установлена памятная доска на здании музея Д.Г.Бурылина. Планируют установить памятник. В Иванове не было ни одного памятника писателям, художникам, не говоря о каких-то декоративно-скульптурных композициях.
Совсем недавно установлена стела с бюстом С.Есенина.
Рядом со строящимся храмом в честь Георгия Победоносца будет сооружен Святой Георгий на коне.
В арт-сквере установлен памятник уроженцу Иванова легендарному шансонье Аркадию Северному.
Арт-сквер находится рядом со древнейшим гражданским сооружением Щудровской палаткой
Я уеду в Иваново... Вспомните Андрея Миронова http://video.mail.ru.../4037/6761.html
О любви всё твержу
Тебе заново,
Но когда, но, когда
Зря твердить надоест,
Так и знай:
Я уеду в Иваново,
А Иваново -
Город невест.
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет