Старая Смоленская Дорога. Часть 4.1.
ЦАРЁВО-ЗАЙМИЩЕ - деревня в Смоленской области России. Расположено в 43 км к северо-востоку от Вязьмы, на автодороге М1 «Беларусь», в 7 км от ж/д станции Серго-Ивановское, которая находится в 16 км западнее станции Гагарин.
Известно как минимум с 1610 года, в котором русские войска держали в деревне осаду от польских войск гетмана Жолкевского. Войска Дмитрия Шуйского отступили только после того, как другая часть русских войск потерпела поражение у Клушино и оказались таким образом в тылу.
29 августа 1812 года в Отечественную войну 1812 года в деревне произошла передача главного командования русских войск от генерала от инфантерии М. Б. Барклая-де-Толли к генералу от инфантерии князю М. И. Кутузову.
Памятник в Царево-Займище, где 17(29) августа 1812 г. М.И. Кутузов принял командование русской армией.
После нападения Наполеона на Россию, генерал Кутузов был избран в июле начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. 29 июля Александр I возвел Кутузова в главнокомандующие над всеми армиями и ополчениями и в августе он отправился в армию. На первой станции, в Ижоре, князь Кутузов встретил курьера из армии. Здесь он узнал о падении Смоленска и сказал: "Ключ к Москве взят!". Затем князь Кутузов отправился в Царево-Займище, где армия имела роздых.
При восклицаниях восторга объехал он войска. На ясном небе взвился огромный орели парил над ним: куда он, туда и орел. Главнокомандующий снял свою белую фуражку, приветствовал царя пернатых, как вестника успехов, и провозгласил: "Ура!". Полки повторили восклицание. День приезда князя Кутузова был днем радости для них. Раздались военные песни, и недоумения, существовавщие между некоторыми генералами, прекратились. Вскоре по его приказанию отслужили молебен Смоленской Божией Матери, и солдаты начали говорить: "Наш отец приехал". Тогда появилась поговорка: "Приехал Кутузов бить французов".
ВЯЗЬМА - город на востоке Смоленской области. Население — 56,3 тыс. жителей (2012). Город расположен на реке Вязьма, в 165 км от Смоленска и в 210 км от Москвы, на Вяземской возвышенности, в районе, где река Вязьма резко меняет направление своего течения с южного на северо-западное. Узловая железнодорожная станция Вязьма на линиях Москва - Смоленск и Торжок - Брянск. Город расположен на Старой Смоленской дороге, издавна соединявшей Москву с европейскими государствами.
Старая церковная лавка на Смоленской улице.
Информационный щит на стене церковной лавки.
Впервые в письменных источниках Вязьма упоминается в 1239 — тогда город был отдан в удел Андрею Долгая рука, сыну смоленского князя Владимира Рюриковича.
В 1403 Вязьма была захвачена литовским князем, в 1493 в результате русско-литовской войны 1487—1494 её присоединило к себе Московское княжество.
Иван Грозный посещал город в 1563 и 1566 и присутствовал на богослужении в Соборной церкви.
В Смутное время в окрестностях Вязьмы происходили крестьянские волнения, после вторжения польских войск город неоднократно переходил из рук в руки. В 1612 Вязьма направила в ополчение князя Пожарского свой отряд. После окончания войны город отошёл к Московскому княжеству, здесь происходил обмен пленными между сторонами. Тем не менее, продолжались набеги поляков на Вязьму, и в 1630-х царь Михаил Фёдорович приказал возвести в городе новые укрепления. К 1632 была создана новая крепость - Большой нижний город.
В Отечественную войну 1812 года около Вязьмы русские войска 22 октября (3 ноября) нанесли поражение отступавшей наполеоновской армии. В честь этого события в городе сооружены два памятника.
Памятник доблестным русским воинам 1812 года.
Памятник Перновскому полку
Достопримечательности Вязьмы
Историко-краеведческий музей расположенный в Богородицком храме В музее представлены экспонаты, освещающие историю города с древнейших времён до сер. XX века. Экспозиция рассказывает об археологических находках, Отечественной войне 1812 г., вяземских храмах, дворянском, купеческом и крестьянском быте, богатой театральной истории города, а также о событиях Великой Отечественной войны и послевоенном быте вязьмичей. В музее представлены личные вещи композитора А. С. Даргомыжского, актёров Николая Плотникова, Людмилы Касаткиной и Анатолия Папанова, командарма генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова.
На левом равнинном берегу реки Вязьмы в месте впадения в нее реки Бебри, где пересекались основные торговые пути, образуя Торговую (ныне Советскую) площадь, радует глаз храм, возведенный во имя Рождества Богородицы. Сохранившееся же до наших дней каменное здание церкви построено на средства прихожан в 1727-1728 годах в стиле барокко. C 1970 года в трапезной части храма размещается Вяземский краеведческий музей.
Иоанно-Предтеченский монастырь. Надвратный храм Вознесения (1650. Колокольня середина 18 века). http://v-andreev.liv...com/312835.html
Памятник Герасиму Болдинскому, основателю обители. http://v-andreev.liv...com/312835.html
На стене храма Вознесения Господня в монастыре в 2006 г. установлен интересный памятник - Симеону Вяземскому и Иулиании Вяземской и Новоторжской. Это древнее печальное предание...
Подробнее см. http://fotki.yandex....week&type=image
Иоанно-Предтеченский монастырь. Церковь Одигитрии Смоленской (XVII в.)
Автор, архитектор – неизвестен (возможно, Фёдор Конь). Предположительное время строительства - ~1637. Архитектурные особенности: декоративная система – «узорочье 17 века», и новый композиционный приём – «трехшатровое завершение», выстроенное в один ряд. Детали кладки храма имеют 16 (!) размеров и конфигураций. Использовался также кирпич 3-х цветов (в фигурной кладке, она не всегда была белая). Внутри церкви – необыкновенная акустика-«звучание», благодаря специально встроенным «голосникам»-кувшинам.
Шатровые церкви – большая редкость, их сегодня можно пересчитать по пальцам: Дивная церковь (Углич), церковь Зосимы и Савватия (Троице-Сергиева Лавра), Покровская церковь (Москва, Медведково, усадьба Пожарского), церковь в Духовском монастыре (Рязань) и церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва). http://pamsik.livejo....com/56297.html
Камень на месте разрушенной Знаменской церкви
Колодец
Троицкий собор (XVII век)
Первое упоминание о стоявшем на Соборном холме деревянном храме во имя Святителя Николая относится к 1015 году и связано с «Житием Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского». Весь период существования Вяземского удельного княжества с 1239 по 1403 годы он был соборным.
В 1406 году в храме погребён князь Симеон Вяземский, убитый в Торжке вместе со своей супругой княгиней Юлианией смоленским князем Юрием.
В 1495 году в соборном храме молилась дочь Московского князя Ивана III и невеста литовского князя Александра Ягеллона Елена. После взятия Смоленска в 1514 году князь Василий III слушал в храме благодарственный молебен. В 1565 году царь Иван Грозный оставил в храме синодик с именами людей, казнённых за время его правления.
В 1597—1598 годах по повелению Бориса Годунова обветшавший Никольский собор был разобран, а на его месте поставлен новый, к которому пристроены Сергиевский, Трёхсвятский и Рождественский приделы. В 1610 году храм был разрушен польскими отрядами под предводительством гетмана Станислава Жолкевского. В 1612 году в соборе зачитано воззвание Троице-Сергиевой лавры и направлено ополчение в Москву. В 1635 году по распоряжению царя Михаила Фёдоровича собор был восстановлен и переосвящён из Никольского в Троицкий в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира в день Святой Троицы.
В 1654 году собор посетили царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. В 1674—1676 годах на средства царя Алексея Михайловича был поставлен каменный собор. С 1681 года по указу царя Фёдора Алексеевича при соборном храме учреждена кафедра епископов Вяземских. В XVII—XVIII веках около собора стоял дом митрополита Крутицкого (Сарского и Подонского).
В 1765 году купцами братьями Калашниковыми в собор перенесён из Москвы список Иверской иконы Божией Матери. В 1773 году на средства купца Авксентия Космича Фатова при храме был построен придел во имя Иверской иконы Божией матери.
В период Отечественной войны 1812 года храм был в значительной степени разрушен, а в уцелевшей его части французы устроили соляной склад. В 1815 году на средства, выделенные Священным Синодом собор был отстроен заново.
Церковь Петра и Павла. Каменное здание храма построено в 1805 году. http://fotki.yandex....w/459542?page=0
Аркадьевский монастырь церковь святого Петра
Спасская башня (единственное уцелевшее строение Вяземской крепости XVII века, принадлежавшее позже Аркадьевскому монастырю) http://fotki.yandex....week&type=image
Екатерининская церковь (XVIII век) http://fotki.yandex....week&type=image
Спасо-Преображенская церковь (XVIII век). http://russian-churc...molensk&page=35
Введенская церковь (XVIII век)
Церковь Рождества Христова (Ямская)(XVIII век)
В 1654 году по Руси свирепствовала чума, а в городе Вязьме ее не было, и сюда приехал царь Алексей Михайлович с семьей и с патриархом всея Руси Никоном, для них на окраине города был построен деревянный дворец около новой Калужской дороги (дворец находился на том месте, где сейчас расположен памятный камень Алексею Михайловичу) и прожил он в городе Вязьме около года.
В 1655 году в знак благодарности Алексей Михайлович приказал близ дворца построить деревянный храм во имя небесного покровителя царя митрополита Алексия. В народе же эта церковь называлась Дворцовой.
В 1740 году деревянная церковь была разобрана и на ее месте в 1745 году на средства купца Ивана Михайловича Лютова был построен двухэтажный каменный храм с двумя престолами: на втором этаже теплый Колочской иконы Божией Матери, на первом этаже - холодный придел Рождества Христова.
Вяземский пряник — региональный вид русского пряника (из города Вязьмы), широко известный до Революции по всей России.
Известен, по крайней мере, с XVII века. В XIX веке в Вязьме действовало 8 пряничных фабрик, самые крупные из них принадлежали купеческим семьям Сабельниковых, Ечеистовых, Кустаревых. Поставлялись они и ко двору английской королевы.
После Октябрьской революции производство пряников в Вязьме было прекращено.
Город имеет свою гастрономическую достопримечательность — вяземские пряники, известные уже несколько веков. Их производство в последнее время было возобновлено после долгого забвения.
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет