Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Хотите понять Климта - поезжайте в Вену! Впечатления от этого города надо продавать в аптеках, как витамины!


Tourtrans

Хотите понять Климта - поезжайте в Вену! Впечатления от этого города надо продавать в аптеках, как витамины! Вена... Если и существует где-то на просторах старой Европы ее квинтэссенция, то именно здесь. Впечатления от этого города стоило бы продавать в аптеках, как витамины – бросишь шипучую таблетку в стакан воды, а на выходе получишь позолоченную лучами солнца брусчатку мостовых, белопенные каштаны парка Пратер, аромат кофе и нежность торта Захер, орнаменты газонов Бельведера и скользящие взгляды аристократически бледных нимф, с роскошными, разбросанными по плечам кудрями, достойных наследниц Адели Блох-Бауэр.

Именно ее, зеленоглазую красавицу, жену богатого австрийского сахарного фабриканта Фердинанда Блох-Бауэра, писал на своих полотнах самый модный художник Вены начала 19 века Густав Климт. Это ее портрет стал визиткой Австрии- «Божество в золотой дарохранительнице», Австрийская Монна Лиза, «Золотая Адель». История этой картины замечательная – тут и прекрасная дама, и скандал, и политика.

Климт глубинно понимал Женщину – как нечто вознесённое и земное одновременно, как нечто главное в этом мире. Его многочисленные связи были притчей во языцех в венском свете. Разумеется, и Адель была любовницей Климта, о чём знала вся Вена. Ее портрет, о котором мы говорим сегодня, был написан художником вскоре после поездки в Италию и посещения Равенны, где он был покорён золотым сиянием сохранившихся там византийских мозаичных фресок. Но на его картине-иконе всплывает не святая или царица - открытые плечи и живущие собственной жизнью пальцы. Теплая тьма волос... Платье сливается воедино с телом, материя — с плотью. Гибкость плеч и рук перетекает в орнамент: ниспадающему платью вторят изгибы тела. Само платье, возможно, было написано поверх обнаженного тела и могло исчезнуть в мгновение, уступая победившей наготе… ОНА похожа на птицу с ярким оперением, готовую растерзать свою любимую жертву — мужчину, уже пойманного в ее золотую клетку, из которой нельзя убежать.

Роковая женщина - банально, фрейдовские эросы-танатосы - скучно... Может быть, проще - сон, не желающий, чтобы ему мешали?

Адель, любимая модель Климта умерла в 1925 году: в завещании она просила передать свои портреты Австрийской галерее. Но муж волю жены не выполнил: после оккупации Австрии Германией, еврей Блох-Бауэр был вынужден бежать в Цюрих. Он умер в 1945-м, оставив завещание в пользу племянницы и двух племянников (своих и жены). Парадоксально, но волю Адели в какой-то мере исполнил нацистский режим, передав Австрийской галерее картины Климта.

В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Климта по решению международного суда стали личной собственностью гражданки США, единственной наследницы австрийского фабриканта Блох-Бауэра.У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине. Конечно, не безвозмездно, и первоначальная оценка в 150 млн долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация. Однако последующий взлет цены в два раза и неуступчивость Альтман не прибавили симпатии к этой пожилой женщине на родине художника. Австрия пережила шок. В феврале 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены простились в Бельведере с полотнами Климта и со своей национальной иконой - «Золотой Аделью».

«Портрет Адели Блох-Бауэр I», написанный Климтом в 1907 году, стал самой дорогой картиной в мире. Американский филантроп и миллионер Рональд Лаудер приобрел её у наследницы Блох-Бауэров за скромную сумму... в 135 миллионов долларов.

Сегодня Климт для Австрии - все равно что Пикассо для Испании или Ван Гог для Нидерландов.

«Поцелуй». Пара в золотом сиянии одежд, сомкнувшая объятья на краю обрыва, на ковре, сплетенном из трав и цветов. Женщина в ожидании поцелуя. Мужчина, что подарит его ей. Руки и лица в обрамлении золота. Здесь нет пространства, времени, движения. Мгновение, как в янтаре, застыло. Биение пульса, орнамент, стекающий с одежд…

...Некогда некий граф дал Климту медальон с портретом своей возлюбленной и попросил, чтобы он и она были изображены на картине в страстном поцелуе. Климт исполнил заказ. И граф остался доволен, но его мучил один вопрос - почему на картине их уста не сомкнулись-таки в страстном поцелуе? Климт ответил, что он попробовал изобразить желание, настроение, атмосферу, т.е. тот мотив, который в миг самого поцелуя бросит их в бездну любовного наслаждения. Граф принял ответ и оплатил работу художника. Через некоторое время он уже уезжал со своей женой в свадебное путешествие: картина настолько понравилась девушке, что она сразу дала согласие на брак с графом.

Позже Климт раскрыл тайну «Поцелуя»: когда художник писал картину, он сам влюбился в девушку с медальона и поэтому изобразил мучительное ожидание поцелуя вместо самого поцелуя как маленькую месть, из чувства ревности к графу :)

А по другой версии на картине запечатлен поцелуй Климта и его возлюбленной Эмилии Флёге! Лукавый искусник Климт спрятал множество загадок и секретов в своем «Поцелуе». Вы видите покорность женщины, ее готовность раствориться в мужчине? Но, если приглядеться, становится не совсем ясно, так ли она жаждет этого поглощения?.. Ее фигура достаточно напряжена, и не понятно, хочет ли она обнять его или, все же, пытается оттолкнуть. А, возможно, закрытые глаза свидетельствуют не о каком-то чувстве, но вынужденной необходимости терпеть ласки?

От картин Климта - легкий жар в голове. Думать спиралями и золотыми пузырьками, звездной плесенью на потемневших от времени досках, осьминожьими присосками - или поцелуями... Дробиться, рассыпаться и объединяться по-новому, ни мгновения не оставаясь прежним... Глядя на его картины, Ваш глаз погружается в паутину, в водопад узоров, в которых появляются то ли лица, то ли маски. Орнамент причудливо изгибается, сплетается, соединяется в сложные запутанные нити, играющие роль не меньшую, чем сами герои, чьи лики появляются в их обрамлении.

Хотите понять Климта - поезжайте в Вену! Под звуки «На прекрасном голубом Дунае» Штрауса, в уютном старом кафе, покачиваясь на сладко скрипящем, прочнейшем в мире венском стуле, прихлебывая чудеснейший в мире кофе, Вам откроются миры, что лежат за пределами известной нам реальности!

×
×
  • Создать...