Jump to content
Форум Туртранс-Вояж

Отзыв по туру 2АМ Париж-Замки Луары-Юг Франции с 17.06


Recommended Posts

  • Модераторы

Юрий 21.07.06 15:08:24

Курорт: 2АМ "Париж - Замки Луары - Южная Франция"

Оценка курорту: 5

Турфирма: "Туртранс-Вояж" Соглашение Оценка фирме: 5

 

С 17 июня по 2 июля ездил в автобусный тур «Париж-Замки Луары-Южная Франция». Это моя третья поездка во Францию. Четыре года назад я был в Париже и замках Луары, в прошлом году – в туре «Париж-Нормандия-Бретань» (отзыв можно прочитать здесь:http://www.otzyv.ru/read.php?let=10327&v=&p=0

Теперь же, для полноты картины, я решил совершить поездку по южной Франции.

Когда я стал изучать предложения на этом направлении, выяснилось, что ассортимент туров весьма невелик. Масса фирм предлагают огромное количество туров в Париж, также (через Париж) многие фирмы организуют экскурсионные программы «Нормандия-Бретань» и «Бургундия-Шампань». Но по южной Франции подобных туров нет. Большинство фирм ограничивается комбинацией «Париж + отдых на Лазурном Берегу», и все… Исключение составляет фирма DSBW, которая даже имеет свой чартерный рейс в Геную, но и у нее экскурсионный тур по южной Франции включает 3 дня отдыха в Ницце, из-за чего продолжительность увеличивается до 11-12 дней и стоимость тура возрастает далеко за тысячу евро, несмотря на чартер. Поэтому пришлось выбирать автобусный тур. Но и среди фирм, занимающихся автобусными турами, тоже все ограничиваются городами «Ницца-Канны-Монако», и еще Авиньон по дороге в Испанию. (Правда, речь идет о московских турфирмах). И только у «Туртранс-Вояж» в прошлом году появился тур с конкретной экскурсионной программой по южной Франции, на котором я и остановил свой выбор.

Программа тура (16 дней, ж/д до Бреста, без ночных переездов) следующая: БРЕСТ – ВАРШАВА – БЕРЛИН – СТРАСБУРГ – ПАРИЖ – ШАРТР – ЗАМКИ ЛУАРЫ – ЛА РОШЕЛЬ – КОНЬЯК – КАРКАСОН – НИМ – АВИНЬОН – МАРСЕЛЬ – КАННЫ - НИЦЦА – МОНАКО – МИЛАН – БАВАРСКИЕ ЗАМКИ – МЮНХЕН – НЮРНБЕРГ – БРЕСТ. Тур очень насыщенный, не из простых, поэтому ехать в него рекомендую тем, у кого есть опыт автобусных туров, а кроме того, обязательно нужно подготовиться заранее – изучить дома как можно подробнее все то, что будете посещать. (Считаю, глупо платить немалые деньги, покупая кота в мешке, толком не представляя, что ты увидишь и, главное, нужно решить для себя, хочется ли тебе этого до такой степени, что ты готов расстаться с определенной суммой денег). Мне все понравилось.

Автобус (марки BOVA) был в хорошем состоянии, хотя и не очень новый, водители-поляки просто замечательные (был, правда, один случай, когда поехали не по той дороге, потеряли минут 40, об этом ниже), отели находили быстро (пару раз спросили на улице). Отели все также находились на должном уровне, особенно порадовало, что во Франции «резко континентальный»  завтрак везде сменился на завтрак типа «буфет» или «шведский стол», говорят, по требованию Евросоюза. Гид – Швец Галина, профессионал своего дела. Хочется ей пожелать терпения в ее нелегком труде и немножко быть потверже с туристами.

 

Теперь подробный рассказ о самом туре. Рассказ получился длинным из-за того, что посетили много мест, о каждом из которых я старался написать свои впечатления и сообщить некоторую практическую информацию.

 

1-2 ДЕНЬ. МОСКВА-БРЕСТ-ПОЛЬША. Поезд №27 Москва-Брест отправляется в 15.42. Вагон оказался новый, отделанный красивыми панелями, с широкими откидывающимися полками. Правда, окно в купе не открывается в принципе, а кондиционер, по крайней мере днем, не работал. Как обычно, наш гид прошла по купе, всем раздала паспорта и прочие документы, рассказала о месте посадки в автобус в Бресте. На вокзале в Бресте наша группа выбралась настолько оперативно, что автобус стартовал (и прибыл) к границе первым, в результате чего границу прошли за 1ч.20мин. По уверениям Галины и других туристов, это самый быстрый переход в их практике. Таможенного контроля у нас не было ни по дороге туда, ни обратно.

Через 15 мин. на территории Польши была большая остановка у ресторанчика, магазина и пр. Я знал , что сейчас в Польшу нельзя ввозить мясомолочные продукты, поэтому ничего и не вез, а закупил кое-что из них в этом магазине, причем, что очень хорошо, там принимают евро, так что не надо заморачиваться с обменом злотых. Цены примерно как в Москве.

Потом была экскурсия по Варшаве. В Варшаве я был 3 года назад, так что уже имел представление об этом городе. Сначала экскурсия была автобусная, потом нас высадили в районе Краковского Предместья и мы направились пешком в направлении Старого Места. Было воскресенье, в этот день можно бесплатно посетить королевский замок (некоторые сходили). Свободного времени было предостаточно на осмотр Старого Места и окрестностей. Восстановленная историческая застройка этого района очень напоминают Ригу. Кроме того, в Варшаве восстановили большие городские ворота. Мне они запомнились в прошлый раз, и я пошел посмотреть, не построено ли что-либо еще (например, стены). Однако ничего больше строить, судя по всему, не собираются, а сами ворота закрыты строительными лесами. Еще от Варшавы остались в памяти Рыночная площадь, собор, памятник Адаму Мицкевичу с красивой кованой решеткой.

После Варшавы поехали в сторону немецкой границы, которую должны были пересечь в районе Франкфурта-на-Одере. Ближе к вечеру была остановка на еду, и примерно в 21 час приехали в гостиницу в городке Slubice перед самой границей.

 

3 ДЕНЬ. БЕРЛИН-ГЕРМАНИЯ-СТРАСБУРГ. Польско-немецкую границу прошли минут за 40, где-то через час с небольшим приехали в Берлин. В Берлине я был проездом 4 года назад, и город не произвел на меня впечатления: было ощущение, что он еще не отстроился после войны – причем как восточная часть, так и западная: всюду стройплощадки, краны, заборы, просто пустые места между домами. Застройка с архитектурной точки зрения представляла какую-то чересполосицу (как в Москве). Кроме того, Берлин имеет странную планировку – у города нет центра, точнее центров по меньшей мере два, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. Две главные улицы - Kurfurstendamm в западном и Unter den Linden в восточном Берлине.

Теперь же могу сказать, что мое мнение о Берлине изменилось. За 4 года город сильно изменился. Уже нет такого количества строек, все достаточно чисто, аккуратно, и чувствуется какой-то индивидуальный, неповторимый стиль.

Сначала нас привезли в Трептов-парк к памятнику советскому солдату. В прошлое мое посещение мне не пришлось там побывать, поэтому было интересно посмотреть на памятник, знакомый многим по изображению на юбилейном советском рубле. Недавно он был капитально отреставрирован. Как-то в детстве мне попалась фотография памятника, где был виден вход в пьедестал, и туда шла очередь. И мне захотелось узнать, что же там внутри. Поэтому, когда все сфотографировались в начале длинной (метров 200) эспланады перед памятником, я направился непосредственно к нему. Памятник стоит на пьедестале, а пьедестал на насыпном кургане, по которому идет лестница. Поднявшись по лестнице, можно подойти ко входу в пьедестал, который забран решеткой. Внутри небольшое круглое помещение, стены и купол которого покрыты мозаикой. А в центре стоит нечто, очень напоминающее церковный алтарь. Видимо, на него возлагаются цветы. На обратном пути обратил внимание, что по краям эспланады расположены мраморные стелы с цитатами Сталина (на русском и немецком языке) про войну и фашизм, далеко не политкорректные, в стиле военной пропаганды. Было около 10 часов утра, народу кроме нас во всем парке – ни одного человека.

Затем была автобусная экскурсия по Берлину, в течение которой мы посмотрели, кажется, все, кроме Бранденбургских ворот и Рейхстага, так как туда подъехать не было никакой возможности (что-то было перекрыто в связи с чемпионатом по футболу).В районе Nikolaiviertel мы вышли из автобуса и прошли пешком. Это единственное место, где сохранилась историческая застройка Берлина. Еще мне запомнились берлинская стена, Alexanderplatz, памятник Марксу-Энгельсу, многое другое. Также мне было интересно взглянуть на место, где была рейхсканцелярия, под которой находился бункер Гитлера, где он покончил с собой. Сейчас это обычный перекресток с современными зданиями.

Около зоопарка (в западной части) нас высадили и дали свободное время – кажется, около 2 часов. Некоторые из наших пошли в зоопарк, а мы погуляли по близлежащим улицам, вышли на площадь с разрушенной церковью памяти кайзера Вильгельма, оттуда прошли по Kurfurstendamm. Много продавалось сувениров с символикой чемпионата мира по футболу, встречались группы болельщиков (конечно, в основном немецких). Вообще, народу на улицах было очень много. Прошлись по магазинам. В одной палатке видел сувенир – обломки берлинской стены, самый маленький кусочек (примерно 3х2 см) стоит 4-5 евро. Кусочек красиво вделан в стекло.

Вообще, в этой части города я не знал ничего интересного кроме магазинов, поэтому оставалось просто гулять. Возможно, имело бы смысл давать свободное время в восточном Берлине.

По окончании свободного времени погрузились в автобус и двинулись через всю Германию в Страсбург.

Пейзаж центральной части Германии очень живописный – красивые холмы, или скорее невысокие горы, широкие долины. По самому краю проехали Гарц. На многих произвел впечатление Франкфурт-на-Майне – огромный город с большим количеством небоскребов. Дальше на холмах стали встречаться замки. Шварцвальд мы проезжали вечером, было темно. Наконец, уже в двенадцатом часу, мы пересекли Рейн, въехали во Францию и прибыли в отель в Страсбурге.

В этот же день наш гид Галина собрала со всех деньги сразу на все дополнительные экскурсии (за исключением замков Луары). Я записался далеко не на все, трижды подумав, нужны ли они мне, и у меня сумма получилась 82 евро. У других значительно больше т.к. экскурсий было предложено очень много, а большинство, руководствуясь принципом «дают – бери», записывалось на все подряд.

Тут я хочу сделать небольшое отступление. На этом сайте уже ругали Туртранс-Вояж за его страсть собирать всех в кучу и гонять бегом. По поводу последнего – ничего не могу сказать, а вот что касается того, чтобы водить всех толпой, так это отчасти правда. Например, в Париже мы были почти двое суток, и при этом было предложено столько дополнительных экскурсий, что если пойти на все, то свободного времени не будет вообще. И вся программа строится именно в расчете на то, что большинство так и поступят, т.е. место и время начала одной экскурсии связаны с окончанием предыдущей. Подобным же образом было, например, в Страсбурге и Ла Рошели: свободное время было только у тех, кто не поехал на кораблике. Впрочем, надо признать, что в других городах, свободного времени было выделено, что называется, «от души», его хватало с хорошим запасом, за что хочется сказать отдельное спасибо.

 

4 ДЕНЬ. СТРАСБУРГ-ПАРИЖ. Утром была пешеходная экскурсия по Страсбургу. Прошли до квартала «Маленькая Франция» - красивого уголка города, с фахверковыми домами, множеством каналов и мостиков через них, со средневековыми городскими башнями. Наилучшая панорама всего этого открывается с плотины Вобана. Затем осмотрели квартал кожевников – также интересные фахверковые дома, через несколько площадей и улочек старого города вышли к собору. Собор на меня произвел не слишком сильное впечатление – возможно потому, что его трудно осмотреть с расстояния, только с прилегающей площади. Он построен из розового песчаника, украшен замечательной резьбой по камню. Вообще, Страсбург кажется городом, построенным из розового песчаника, как Мец – город из желтого песчаника. Потом у нас была экскурсия на кораблике. Центр города заключен в кольцо из каналов и реки Иль, по ним и проходит кольцевой маршрут. Кораблик похож на парижский, только меньше размером т.к. много низких мостиков, имеет наушники, можно выбрать русский язык (как и в Париже, кнопка «6»). Экскурсия интересная, всем рекомендую, длится около 1,5 ч. В двух местах проплывали через маленькие шлюзы – на вид очень старые. Шлюзовые камеры в точности были по размеру кораблика. Шлюзование проходило примерно 5-7 минут. С кораблика осмотрели современные районы, там, где находятся учреждения Евросоюза, в том числе страсбургский суд по правам человека - современные здания из стекла. Запомнились очень красивые набережные, со старинными домами, увитыми плющом и цветами. После окончания экскурсии сразу направились в автобус, свободного времени не было, точнее оно было у тех, кто не поплыл на кораблике. Таких было всего несколько человек.

Дальше отправились в Париж по дороге через Лотарингию и Шампань, по которой я проезжал год назад. В Реймсе мельком из окна увидели Реймский собор и базилику Сен-Реми. Остановки не было.

В Париж приехали около 18 часов, сразу нас привезли к Эйфелевой башне и причалу кораблика по Сене. В этот раз я решил подняться на третью площадку башни, на кораблик не пошел – хватило двух раз в предыдущие посещения Парижа. Билеты Галина нам раздала, встали в очередь и минут через 20-25 оказались на самом верху. Не хочу описывать впечатления от башни – многие были, многие знают. Так как на кораблик я не торопился, то на башне провел достаточно много времени. Вечером, уже в 12-м часу, поехали в отель, так как ждали несколько человек, по какой-то причине задержавшихся на кораблике. Отель находился в пригороде, на северо-западе, но в 3 минутах от станции метро Anatole France.

 

5 ДЕНЬ. ПАРИЖ. Утром была обзорная экскурсия по Парижу. Я на нее не пошел (тоже хватило двух раз), а, доехав с автобусом до Trocadero, расстался с группой и пошел в метро.

Я давно собирался посетить Венсеннский замок, теперь такая возможность появилась. Замок находится рядом с одноименной станцией метро (конечной). Имеет большую площадь, окружен глубоким рвом, через который перекинут подвесной мост. Здесь находилась одна из старейших королевских резиденций, сейчас наиболее древняя часть замка – большой донжон, на котором завершается реставрация. Поэтому донжон выглядит как новенький: чистый, сверкающий белокаменными стенами. Высокий подъемный кран над ним довершает впечатление новостройки . Долгое время в замке находилась тюрьма, во дворе его была расстреляна Мата Хари.

Осмотрев замок внутри и снаружи (вход в замковый двор бесплатный), пошел обратно в метро и вышел на площади Бастилии. Оттуда прогулялся по улочкам квартала Марэ, зашел в музей Карнавале (музей истории Парижа), вход также бесплатный. Там запомнились макеты Парижа и картины, изображающие Париж разных эпох. Но музей оказался большим и, главное, имел сложный план залов, в котором я так и не смог разобраться, поэтому осмотрел только меньшую часть. Дальше направился к Собору Парижской Богоматери. Хотел подняться на колокольню, но оказалось, что стоять нужно около 30 мин. и, главное, билет стоит 8 евро!! Я могу понять, когда такие деньги стоит билет в Лувр, но почему здесь-то такая же цена?

Затем пошел в сторону Консьержери (внутрь не пошел т.к. был в прошлый раз). Мне хотелось найти площадь Дофина, которую я еще не видел. После некоторых поисков удалось на нее выйти. Одно из очаровательных мест Парижа. Вообще, в это посещение Парижа больше всего мне запомнились маленькие уютные скверики – пл. Дофина, сквер дю Вер Галан, площадь Вогезов, двор Пале-Рояля и др. Перейдя Сену, направился к Лувру, по пути зайдя в церковь Сен Жермен Л`Оксерруа. Напротив Пале-Рояля у входа в Лувр в назначенное время встретился с моей группой, которая должна была идти в Лувр на экскурсию с гидом (сразу после экскурсии «Чрево Парижа»). Я тоже записался т.к. за два моих посещения Парижа посетить Лувр так и не собрался.

Лувр мне понравился. Больше чем картины мне понравился сам дворец, который даст сто очков Версалю: Версаль имеет какой-то обшарпанный вид, а Лувр просто поражает великолепными галереями, лестницами, декоративной отделкой стен комнат и особенно потолков. Отдельно стоит сказать об апартаментах Наполеона III. Гид оказался очень квалифицированным (не запомнил имени), посмотрели все самое интересное и узнали много нового.

Еще мне запомнился зал, где представлен макет старого Лувра и виден его фундамент, точнее цоколь, практически полностью сохранившийся. Лувр изначально был одной из двух крепостей, встроенных в городскую стену Парижа для усиления защиты (второй крепостью была Бастилия). Недавно я узнал, что именно тот самый Лувр изображен на известной миниатюре из Роскошного часослова герцога Беррийского. Эта миниатюра была на обложке учебника средних веков для 6-го класса советской школы. Ее можно посмотреть здесь: http://artprojekt.ru/Europe/Renessans/France/001.html

Выйдя из Лувра, группа стала собираться на экскурсию по Монмартру, а я продолжил свою индивидуальную прогулку по Парижу. Отдохнув в саду Тюильри, через площадь Согласия прошел к эспланаде Инвалидов, затем вернулся на Елисейские Поля, и дойдя до Арки, прошел по улицам к северу от Елисейских полей до Оперы. Там сел на метро и вернулся в отель, было около 22 ч.

 

6 ДЕНЬ. ПАРИЖ-ШАРТР-ТУР. Наутро у нас была экскурсия по Латинскому Кварталу. Для разнообразия я решил на нее сходить. Экскурсию проводил Владимир – известная среди туристов личность. Узнали массу интересной, но отчасти ненужной информации (о Латинском Квартале было сказано не так уж много). В общем, экскурсия понравилась благодаря таланту рассказчика. Затем вся наша группа поехала в Версаль (кроме двух человек, в том числе меня), а я решил посетить Дефанс, в котором тоже не побывал за два предыдущих посещения.

Посещение Дефанса я считаю потерянным временем. Построив зачем-то сорок лет назад район небоскребов (хорошо что хватило ума не строить в черте города, как башню Монпарнас), французы теперь раскручивают его как одно из туристических мест. Только не очень-то он раскручивается, т.к. такого добра везде навалом. Вызвало ассоциацию с Новым Арбатом в Москве, только здания повыше и числом побольше. Даже мельком брошенного взгляда из окна автобуса на небоскребы Франкфурта-на-Майне достаточно чтобы сделать выбор не в пользу Дефанса. Пообедав там в одном из многочисленных кафе, я вернулся в Париж, вышел из метро у Пале-Рояля, прошел по близлежащим улочкам, посетив магазины. Через Вандомскую площадь добрался до Тюильри, затем я хотел сесть в метро на площади Согласия, но не смог найти входа и пришлось идти по Елисейским Полям к другой станции. К 14.30 мне нужно было подъехать к площади Porte d`Orleans, где нас должен подхватить автобус, возвращающийся из Версаля.

Честно говоря, Париж к концу моего третьего посещения уже надоел. Гуляя по улицам, ловил себя на том, что идешь «на автопилоте» - думаешь о чем-то своем, не глядя по сторонам, автоматически сворачивая на нужном тебе перекрестке. Даже в метро начинаешь легко ориентироваться, краем глаза замечая нужные указатели. Поэтому для меня было бы лучше если бы в программе тура вместо Парижа стояли другие города.

Покинув Париж, мы отправились в Шартр. Тут наши водители слегка ошиблись, свернув не на тот автобан: вместо Шартра, мы поехали в сторону Фонтенбло, потеряв в общей сложности минут 45. Это был единственный случай за всю поездку.

Добрались до Шартра к 18 часам, от стоянки автобуса было минут 5 пешком до Собора. Сразу пошли в Собор, осмотрели витражи, освещенные закатным солнцем. После было свободное время. Стоял тихий летний вечер; как везде в провинции, улицы города уже опустели. Я в Шартре оказался второй раз (был год назад), он мне запомнился множеством маленьких кондитерских, поэтому я не упустил возможность купить какое-то пирожное. Дальше мы прошлись по узеньким улочкам, застроенным домами, которые для меня олицетворяют французскую провинцию, всей группой «совершили набег» на небольшой продуктовый магазинчик. От города осталось крайне приятное воспоминание.

После Шартра поехали в отель, находящийся в городе Тур. Этот отрезок пути мы проехали не по автобану, а по второстепенному шоссе, полюбовавшись видами французских полей, деревень и городков, из которых самый известный был город Вандом. Как обычно, поздно вечером приехали в отель.

 

7 ДЕНЬ. ТУР-ШЕНОНСО-АМБУАЗ-ШАМБОР-ЛА РОШЕЛЬ. Этот день у нас был посвящен замкам Луары. Замки – традиционно – Шамбор, Шенонсо и Амбуаз. Я был в этих же самых замках 4 года назад (не с Туртранс-Вояж). Практически во всех турах в Париж предлагается 1-дневная поездка по замкам Луары, включающая именно Шамбор, Шенонсо и Амбуаз (иногда Блуа), и вообще странно, что в программу и нашего тура включены опять эти замки. Понятно, что из Парижа за один день попасть в другие замки сложно, но у нас была ночевка в Туре, на самой Луаре, поэтому нам были доступны абсолютно любые замки долины. А замки там, например Вилландри, Юссе, Лош, Анжер, на мой взгляд, ничуть не уступают вышеупомянутым.

Как бы то ни было, сначала мы поехали в Шенонсо. Я не собирался посещать его вторично, но, подойдя к воротам на территорию, понял, что рядом с замком делать нечего и решил пойти. Как выяснилось, не зря. Во-первых, мы приехали первыми и народу в замке не было. Во-вторых, у нас было много свободного времени, во всех трех замках, намного больше чем было у меня в первый раз. Осмотрев самостоятельно замок с путеводителем на русском языке, прошли в цветник Дианы и цветник Екатерины (особенно произвели впечатление штамбовые розы), пофотографировали, далее в парке, как оказалось, находится лабиринт, сделанный из декоративного стриженного кустарника – интересное место.

Затем отправились в Амбуаз. Там также, осмотрев замок, потом много времени гуляли по саду. Некоторые из нас, уже бывавшие в Амбуазе, самостоятельно сходили к замку Кло-Люсе, где жил Леонардо да Винчи.

После Амбуаза нас повезли на дегустацию вин (5 евро). Я не пошел на дегустацию т.к. был там 4 года назад, а покупать вина Турени не входило в мои планы. Вместо этого я решил посмотреть реку Луару, которая протекает неподалеку от места дегустации. Перейдя шоссе и широкую пойму, поросшую деревьями, я вышел к самому берегу. Луара здесь имеет песчаные берега, и, несмотря на приличную ширину, не является судоходной – видно, что река неглубокая.

Последним по программе в этот день был замок Шамбор. Его я изначально собирался посетить т.к. в первый раз смотрел только снаружи (осмотр Шамбора только снаружи практикуется в 1-дневной экскурсии из Парижа, а на этот раз у нас времени было и на внутренний осмотр). Внутри замка, действительно, поражает прежде всего большое количество помещений и сложные входы-выходы между ними. В некоторых помещениях представлены экспозиции, посвященные различным темам – охоте, графу Шамбор (Генриху V) и др. Есть апартаменты XVIII века. Некоторые помещения пустые, некоторые закрыты. В центре расположена знаменитая лестница замка, представляющая двойную спираль. По ней можно подняться на крышу и погулять среди того каменного «леса», которым знаменит Шамбор. Выйдя из замка, можно было пройтись по обширному парку и сделать красивые снимки.

Дальше в этот день нам предстоял переезд в Ла Рошель. Центральная часть Франции, от Парижа до Ла Рошели (если судить по дороге, по которой мы ехали), представляет собой распаханную равнину, не отличающуюся разнообразием пейзажей. Только в районе Пуатье была замечена некоторая холмистость. На полях выращивают главным образом пшеницу, кукурузу, горчицу. Все поля тщательно ухожены. В отель приехали относительно рано – около 21 часа. Отель имел необычную планировку: двери из номеров через небольшой тамбур выходили на открытые галереи, опоясывающие здание. Плохо только, что не предусмотрен лифт.

 

8 ДЕНЬ. ЛА-РОШЕЛЬ-КОНЬЯК-ТУЛУЗА. С утра, выехав из отеля, приехали в центр Ла Рошели и, оставив автобус на стоянке, пошли к причалу корабликов. Главное, что запомнилось в Ла Рошели – порт, состоящий из нескольких гаваней, заставленных множеством небольших яхт. Выход в море обозначен двумя мощными башнями, между которыми когда-то натягивали цепь. Обойдя вокруг весь порт, пришли минут через 20 к причалу. На нашу группу были забронированы билеты на кораблик к форту Баярд, до отправления оставалось минут 40 и было предоставлено свободное время. За такое время мало что можно успеть – поднялись и прошлись по стене между одной из вышеупомянутых башен в порту и третьей, называемой башней Лантрен, имеющей шатровый верх. Затем спустились в городские улочки, через ворота в Часовой башне вышли в старую часть города. Старая часть застроена невысокими домами из белого камня; мне показалось, что на улицах мало зелени – не только деревьев/газонов, но и дома, в отличие от других французских городов, мало украшены цветами. Потом вышли на набережную, где расположены большинство рыбных ресторанов, сувенирных лавочек и т.п. Рядом с причалом стояла палатка, где можно было попробовать устрицы, но наш гид Галя отговорила это делать, сказав, что их лучше есть в ресторанах/кафе, закусывая хлебом с маслом.

Собравшись все вместе, организованно зашли на кораблик. Народу было много; между прочим, Галя сказала, что в кассе ей сообщили, что билеты нужно было бронировать недели за две, т.к. сезон отпусков плюс выходной день. Прогулка по морю продолжалась больше двух часов. Кораблик шел быстро, море оставалось спокойным, только погода была прохладной, некоторое время накрапывал дождь. Вода в море не голубого, а серо-зеленого цвета. Форт Баярд, в общем-то, такой, как я его представлял, видя по телевизору. По высоте и по размерам напоминает пятиэтажный дом, он действительно окружен со всех сторон водой так, что стены, можно сказать, вырастают из воды. Ближайшая суша – остров Олерон (или Сен-Мартен-де-Ре -?) находится километрах в двух, Ла Рошель – километрах в 15-20, оттуда не видно. Стены из желтого камня, лишены каких-либо украшений и вообще форт производит впечатление чисто утилитарной постройки. Высадки на форт не предусмотрено в принципе, т.к. он целиком принадлежит какой-то телевизионной компании и используется исключительно для съемок телеигры. Наш кораблик на медленной скорости обплыл его вокруг, затем сделал остановку на острове Олерон, где вышли почти все пассажиры, и мы поплыли обратно.

Вернувшись в Ла Рошель, мы сразу пошли к автобусу и поехали в Коньяк.

Дорога сначала тоже не баловала разнообразием пейзажа, но в непосредственной близости от Коньяка появляются очень красивые холмы и виноградники на них. Еще в начале поездки, когда собирались деньги, Галя рассказала, что дегустацию коньяка (5 евро) можно заказать в любом «доме», но, кроме как в «Камю», в остальных дают очень мало попробовать самого напитка, ограничиваясь обнюхиванием бумажек с различными фракциями коньячных спиртов. Надо ли говорить, что группа выбрала дегустацию в «Камю». Приехав в Коньяк, сначала пошли в турофис, где нам, точнее Гале, объяснили, как пройти к «Камю». Дорога туда заняла минут 15 пешком, что дало возможность неплохо осмотреть сам город – как и Ла Рошель, построенный из белого камня, но более нарядный, что ли, т. к., мне показалось, там больше зелени. Народу немного, улицы в цветах, уютные небольшие площади… По дороге проезжали дом Martelle, похожий на завод. Дом Otard занимает сам замок Коньяк, где когда-то родился король Франциск I. Замок мы не видели.

Дом Camus находится в крайне непрезентабельном снаружи двухэтажном здании, через арку проходишь во внутренний дворик, где как образцы растут несколько рядов виноградной лозы. Там же расположен фирменный магазин Camus. Когда мы пришли, нас попросили подождать минут 30, видно, перед нами была какая-то группа. За это время мы сделали покупки в магазине. Но оказалось (на мой взгляд), что в магазине представлена продукция Camus, главным образом, подарочно-сувенирная, т.е. в красивых коробках, фигурных бутылках и т.п. Стоит самый дешевый коньяк (V.S.O.P.), кажется 24-28 евро. (Могу ошибиться, уже забыл). Остальные дороже. Поскольку выбор был невелик, я решил ничего не покупать, а купить коньяк где-нибудь в супермаркете. (Забегая вперед, скажу, что в супермаркете в самом Коньяке никакого коньяка известных марок не продается, в других городах на полках стоит 1-2 вида, это при том, что, например, виски занимают целый шкаф. Я купил в Ницце бутылку Martelle V.S. за 19 евро, а вообще, думаю, надо было покупать в Париже в магазине Nicolas, в других городах эти магазины мне не попались.)

Экскурсию (дегустацию) проводила молодая девушка-француженка, Галя переводила. Рассказав об истории дома Camus, о технологии производства коньяка, нас привели в дегустационный зал, где хранятся бочки с коньяком, в том числе с выдержкой в несколько десятилетий. Там предложили попробовать один (только один!) вид коньяка, на выбор, примерно 50 грамм. Большинство, естественно, выбрали самые дорогие сорта. Некоторые попробовали и по 2 вида. После этого оказалось, что кое у кого из нас был с собой дагестанский коньяк, который и был предложен для дегустации нашему экскурсоводу. Как нам перевела Галя ее ответ, сначала он показался ей слишком резким на вкус, но потом можно было почувствовать вкусовые ноты, те, которые и должны быть в настоящем коньяке.

После Коньяка нам предстоял большой переезд (около 400 км) в Тулузу. Запомнился переезд по мосту через очень большую реку – Дордонь, а вскоре через еще большую – Гаронну. Обе эти реки мы пересекли недалеко от устья. В город Бордо мы, к сожалению, не заезжали. Далее краем проехали Ланды – лесной массив к югу от Бордо. Во время остановки там я решил пройтись по лесу. В лесу растут, главным образом, обычные лиственницы, но внизу – большие папоротники и какие-то кусты с очень длинными иглами. Знаменитые виноградники Бордо с этой дороги практически не видны. Около 23ч. приехали в отель на окраине Тулузы.

 

9 ДЕНЬ. ТУЛУЗА-КАРКАСОН-НИМ-ПОН ДЮ ГАР-АВИНЬОН-МАРСЕЛЬ. В этот день у нас была насыщенная программа – 3 города: Каркасон, Ним и Авиньон. Выехав из отеля, примерно через час приехали в Каркасон.

Для меня посещение Каркасона являлось главным при выборе всего тура. Поэтому я очень рад, что нам было предоставлено много свободного времени – больше трех часов. В Каркасоне сохранилась, точнее восстановлена, грандиозная средневековая крепость с двумя кольцами стен, десятками башен, подъемными мостами, рвами и пр. Внутри находится средневековая застройка, где продолжают жить люди. К стенам, также изнутри, примыкает еще замок Комталь прямоугольной формы. Красивые фотографии можно посмотреть на сайте http://www.carcassonne.org/ . Галя нам сказала, что есть экскурсии по внутренней стене и башням, но они проходят только группами с гидом на французском языке. Сначала я собирался пойти, но потом передумал т.к. бесплатно можно было погулять в пространстве между двух стен, а также на внешней стене. В город ведут двое ворот. Мы зашли в восточные (Нарбонские) ворота, после чего я обошел полный круг между стен, много фотографируя, затем прошелся по внутренним улочкам, где масса сувенирных магазинов. Кстати, там уже продаются сувениры Прованса – мешочки лаванды, наборы прованских трав, прованское масло, мыло. Есть альбомы с русским текстом. Затем я вышел через западные ворота наружу, в сторону реки Од, откуда открываются самые красивые виды, но до реки не дошел т.к. побоялся заблудиться в сети городских улиц (карты на руках не было), а прошелся по крепостным валам. Снова вошел в город, купил еды и еще погулял внутри. Коротко говоря, Каркасон оправдал все мои ожидания.

К автобусу группа собралась даже раньше срока и мы направились в Ним. После Каркасона, а точнее после Тулузы, наконец-то изменился рельеф: появились невысокие горы. Это были предгорья Пиренеев. Также стали появляться южные растения – олеандр, магнолия, гранат. Изменилась погода – стало жарко, хотя всю дорогу до этого на жару мы не жаловались: в Париже один день было просто холодно, даже в Ла Рошели было прохладно.

В Ним мы приехали в середине дня, в самую жару. Там находится древнеримская арена – самая маленькая из сохранившихся, хотя мне она почему-то показалась по диаметру ненамного меньше римского Колизея. Осмотрев арену, мы пошли по широкому и тенистому бульвару в сторону древнеримского храма, носящего название «Мезон Карре». Сейчас там, кажется, какой-то археологический музей. Оттуда направились в «Сад Фонтанов», где находится каскад водоемов, красиво украшенных мраморными лестницами, скульптурами, фонтанами. Там заканчивался древнеримский водопровод, шедший по акведуку Пон дю Гар. В Ниме мы пробыли немного времени, да и по такой жаре ходить ни у кого желания не возникло.

Дальше у нас была остановка у уже упомянутого моста Пон дю Гар. Его посещение не стояло в программе тура и поездка к нему проходила как дополнительная экскурсия (за 5 евро), которую я только приветствовал. Акведук перекинут через красивую долину реки Гар. Вблизи он поражает прежде всего своей высотой. Он состоит из двух частей, точнее из двух отдельных мостов, построенных рядом. Один мост – трехэтажный, для воды, другой – пешеходный (в настоящее время), одноярусный, арки которого точно повторяют арки первого. Я что-то, видимо, недопонимаю, но мне кажется, что к древним римлянам имеет отношение только первый мост, трехэтажный, так как он сложен из больших, грубо отесанных каменных блоков с минимальными швами, тогда как пешеходный мост имеет совсем другую кладку. Я перешел на противоположный берег и по лесенкам поднялся до торца моста, посмотрел на изгиб (мост слегка изогнут по дуге навстречу течению реки). Изгиб еле заметен. Поразило, что трехэтажный мост при такой высоте имеет ширину всего 2-3 метра. Вдоль реки распологается зона отдыха, много купающихся, там же есть кафе, сувенирная лавка.

От Пон дю Гара поехали в Авиньон, который находится от него совсем не далеко. Авиньон стоит на реке Роне, с моста через нее открывается потрясающий вид на Папский дворец. Город, как и Каркасон, окружен со всех сторон крепостной стеной, только не такой большой и красивой. Мы проехали по набережной до знаменитого авиньонского моста Сен Бенезе, затем свернули в узкие крепостные ворота и встали на стоянку. Оттуда по улочкам, ведущим вверх, дошли до площади перед дворцом. Осмотрев снаружи дворец, пошли в собор Нотр Дам, расположенный поблизости, там запомнилась надгробие папы Иоанна XXII. Со смотровой площадки открывается красивый вид на Рону, поселок Вильнев-лез-Авиньон и форт Сент-Андре. Папский дворец считается самой большим дворцом, выстроенным в готическом стиле. Действительно, он поражает мощными и высокими стенами, узкими окнами и вообще больше похож на замок. Говорят, во дворце смотреть нечего, т.к. интерьеры не сохранились (разграблены в революцию). Затем у нас было немного свободного времени, мы прогулялись по площади, купили прованские сувениры, после чего вышли к крепостной стене и подошли к мосту Сен Бенезе. На мост вход платный, да в общем-то никто и не собирался на него идти т.к., во-первых, было мало времени, а во-вторых, его прекрасно можно осмотреть снаружи. В целом Авиньон мне очень понравился, жалко, что мы посмотрели только небольшую часть города.

После Авиньона был переезд в Марсель, куда мы приехали как обычно поздно вечером, немного поплутав в поисках отеля.

 

10 ДЕНЬ. МАРСЕЛЬ-КАННЫ-НИЦЦА. Наутро приехали в порт Марселя чтобы плыть на кораблике на остров Иф. Порт похож на порт Ла Рошели, только больше размером, на выходе в море, там, где в Ла Рошели стоят башни, в Марселе расположены два форта, не очень красивой архитектуры. Пока ждали кораблик, осмотрели рыбный рынок, который устраивается в Марселе прямо в порту. Продают не только рыб, но и осьминогов, кальмаров, даже лангустов. Все, естественно, свежевыловленное. Кораблик до острова Иф был значительно меньше, чем до форта Баярд, да и плыть совсем недолго.

Остров Иф оказался очень небольшим. На одном конце находится маяк (туда доступ закрыт), на другом – замок (тюрьма). В замок нужно покупать билет (5 евро, кажется), там можно осмотреть несколько камер, в том числе (якобы) камеры Эдмона Дантеса и аббата Фариа, соединенные лазом. Эти камеры оказались довольно приличных размеров для одного человека. Затем можно подняться на башню, откуда открывается вид на море.

Когда вернулись в Марсель, сразу началась автобусная экскурсия с местным гидом. Запомнился фешенебельный район к юго-западу от порта, где много красивых особняков, живописно расположенных на горных склонах, в окружении пальм. Потом автобус нас привез к базилике Нотр Дам де Ла Гард. Она находится на высокой горе, доминирующей над всем городом. Пешком подняться к ней весьма непросто. Рядом с ней находится смотровая площадка, откуда видно весь Марсель, а также остров Иф. Обратно, пытаясь спуститься на автобусе по узким и крутым улочкам, не могли проехать из-за бетономешалки, разгружавшейся около одного из домов. Сначала ждали, потом пришлось сложно и долго разворачиваться. Спустившись вниз, немного проехали по центральным улицам и выехали в сторону г. Экс-ан-Прованс. Центральные улицы Марселя, в том числе и главная ул. Ла Канабьер, были перекопаны. В целом эта часть Марселя очень напоминает Париж: дома той же «османовской» архитектуры, только не бежевого (кремового) цвета, как в Париже, а белого. Кроме того, в Париже не растут пальмы. Все остальное очень похоже. Вообще, я условно делю французские города на две группы: «большие» - Париж, Марсель, Ницца, и «маленькие» - Ла Рошель, Коньяк, Ним, Каркасон и др. Города в каждой группе очень похожи в архитектурном плане между собой.

Дальше мы отправились в Канны. За окном автобуса лежал Прованс – невысокие горы, поросшие редкими кустами, и нескончаемые виноградники. Цвет гор издалека кажется каким-то белесым, словно земля выгорела на солнце. Кстати, как везде на юге, несмотря на то, что еще не кончился июнь, вся трава стояла сухая. Зеленой она оставалась только там, где ее искусственно поливали. Лавандовых полей мы не видели, видели только отдельные кусты на клумбах. Тогда была как раз пора цветения.

В Каннах нас сразу высадили у дворца кинофестивалей. Пофотографировались на лестнице, поискали отпечатки рук знакомых артистов. Отпечатки выполнены на глиняных плиточках размером примерно 30х30см и уложены по периметру небольшой площади перед дворцом. Оттуда немного прошли по набережной Круазетт, затем все направились к бесплатному пляжу. Вода, как полагается, лазурного цвета, сильно соленая. Несмотря на жару, море прохладное, приятно освежающее. Пляж песчаный, глубина увеличивается плавно. На пляже мы провели примерно полтора часа. В памяти остались от Канн насыщенные, типично южные краски: пальмы, масса цветов, нарядные фешенебельные отели первой линии на наб. Круазетт, лазурное море и яркое солнце!

После пляжа поехали в Ниццу. Сначала у нас была автобусная экскурсия, в ходе которой мы посмотрели практически все достопримечательности города. Потом было заселение в отель. Отель наш находился в районе порта, за холмом Шато, до пляжа идти минут 10. Заселившись, уже вечером мы собрались в холле отеля и Галя повела нас показать, где (в каком ресторане) можно попробовать морскую кухню. Мы пришли на Кур Салея, там днем находится знаменитый цветочный рынок Ниццы, а вечером располагается множество ресторанчиков. По дороге туда прошли через Старую Ниццу, которая мне очень понравилась. Она сильно похожа на Венецию, только без каналов. Такой же лабиринт узеньких улочек, переходящих в лестницы, миниатюрные площади, красно-желтые, типично итальянские, дома.

Как я понял, на Кур Салея у Гали не было на примете какого-то определенного ресторана, и мы некоторое время искали такой, который был бы готов обслужить большую группу. В конце концов такой был найден, но я и еще компания в 5 человек отделились от общей группы и выбирали самостоятельно. Среди нас была девушка, Лена, хорошо говорившая по-французски, благодаря ей мы смогли сделать заказ и решить все вопросы с официантом. Мы заказали устрицы и паэлью из морепродуктов, которую нам принесли 3 порции на одной сковородке. В паэлье кроме кусочков рыбы было много различных видов моллюсков, из которых самыми вкусными оказались обычные мидии.

После ресторана прогулялись по ночной Ницце, по набережной.

 

11 ДЕНЬ. НИЦЦА-МОНАКО. Весь этот день у нас было свободное время в Ницце. В 14.00 желающие отправлялись на автобусе в Монако (10 евро). Не поехал, наверное, только я один, так как еще дома решил съездить в Монако самостоятельно на поезде. Из Монако группа вернулась примерно в 8 ч. вечера.

После завтрака большинство пошли на пляж. Пляж в Ницце галечный, ходить не просто, но можно, глубина начинается относительно быстро. Вода очень чистая, еще более голубого цвета, чем в Каннах, менее соленая. Если бы мне предложили выбирать пляжный отдых между Ниццей и Каннами, я бы выбрал Ниццу. Один только минус. Когда купались, откуда-то появились медузы в значительном количестве. Поэтому при плавании приходилось оглядываться по сторонам, и все равно я ухитрился обжечься об одну из них. Ожог несильный, слабее, чем от крапивы, но приятного мало. Медузы диаметром 10 см, высотой 15 см, какого-то темного цвета.

После пляжа я сходил в большой супермаркет Carrefour, находящийся в 10 минутах от отеля, затем, отнеся покупки в отель, отправился в Монако. Готовясь дома к поездке, я решил, что в Монако больше интересных (для меня) объектов, чем в Ницце, поэтому, чтобы не ограничивать себя во времени, я собрался поехать в Монако на электричке. Всю необходимую информацию узнал в Интернете. Всем рекомендую поступать так же, поэтому о поездке на поезде расскажу подробнее.

За 25 минут дошел пешком от отеля до вокзала. Там обнаружил два зала касс: общие и кассы, продающие билеты на поезда, отправляющиеся в ближайшее время. Естественно, я встал в последние. Они находятся слева от центрального входа вокзала. Из 10 касс работало 3, общая очередь двигалась небыстро. Подойдя к окошку, произнес фразу, составленную с помощью разговорника «силь ву пле эн бийе МонакО», этого оказалось достаточно. (По-французски, к сожалению, я не говорю вообще). Затем, изучив расписание (необходимо искать поезда до городов Menton и Vintimille), я прокомпостировал билет (компостеры находятся при выходе из здания вокзала на платформы) и прошел на нужную платформу. Поезда до Монако ходят каждые полчаса, ехать минут 20-25, стоимость билета 3,10 евро в один конец. Электрички двухэтажные, бесшумные, внутри стоят самолетные сиденья с подголовниками и откидывающимися столиками, работает кондиционер. Вагоны делятся на два класса, первый и второй, еще на вагоны для курящих и некурящих. Мне говорили, что около сидений есть кармашки, где могут находиться листочки – на них нельзя садиться т.к. места забронированы, но я таких не заметил. Народу было немного.

Вокзал Монако находится под землей, словно станция метро. Он имеет много выходов в разные части города, тут нужно смотреть на указатели. Забыл сказать, что если кто-то собирается самостоятельно в Монако, крайне рекомендую скачать очень подробную карту Монако с сайта http://www.visitmonaco.com/ , распечатать ее на 3-4 листах А4, склеить и носить с собой.

Первым пунктом моей поездки был сад экзотических растений. От вокзала я шел минут 20. Сад находится в нагорной части Монако, откуда открывается замечательный вид на все княжество. Билет стоит 6 евро. В саду представлено огромное количество кактусов, алоэ и других суккулентов, поражающих своими размерами: круглые кактусы диаметром с метр, некоторые кактусы достигают в высоту 4 метров и имеют древовидный ствол толщиной 15-20 см. Все растения располагаются на скалистом склоне, между кактусами проложена тропинка из мраморных плит, серпантином сходящая вниз. Сад невелик, минут за 15-20 можно добраться до нижней части, где находятся кафе, сувенирный магазин и, главное, вход в пещеру Обсерватории (по тому же билету). Экскурсии в пещеру проходят группами с экскурсоводом каждый час, продолжительность 40 минут. К назначенному времени собралась группа человек в 30. По железной лестнице сначала идет спуск вниз, затем по горизонтальному участку попадаешь в красивый, средних размеров, грот со множеством сталактитов, сталагмитов и колонн из них, после чего по другому горизонтальному участку возвращаешься к лестнице для подъема наверх. Пещера красиво подсвечивается. Мне очень понравилось.

По этому же билету можно посетить еще антропологический музей, но я не пошел т.к. было жалко времени. Оттуда я направился в Монако-Вилль, столицу княжества. Нужно все время спускаться вниз, используя попутные лестницы и лифты. Кстати, кто будет в Монако, обращайте внимание на улицах на указатели общественных лифтов. Их много, на карте указаны не все. Очень удобная вещь, значительно сокращают время и силы.

Монако-Вилль расположен на плоской скале, сильно выступающей в море. По краям скалы заметны крепостные укрепления в виде толстых башен и бастионов. Наверху находится княжеский дворец, мало интересный, на мой взгляд, по крайней мере снаружи. От площади перед дворцом расходится сеть узких улочек, а по периметру скалы проходит променад, откуда открывается панорама княжества. Все вокруг действительно очень красиво! Там же располагается океанографический музей. Я планировал туда пойти, но, подойдя к нему, передумал, т.к. стояла сильная жара и я начал уставать, а в музеях устанешь еще больше, чем идя пешком. Затем я спустился к порту и по краю порта пошел в Монте-Карло. От Монако-Вилль идти не спеша минут 25-30. В порту стоят яхты – не чета тем, что мы видели в Ла Рошели или в Марселе!

К казино Монте-Карло снизу идет плавный подъем. У казино много народу, прежде всего туристов, встретилась и какая-то русская группа. Я зашел только в вестибюль, который, как мне показалось, сильно смахивает на Елисеевский магазин в Москве. Охранник тут же предложил сдать в камеру хранения мой рюкзак. Перед казино располагается роскошный сквер с фонтанами, пальмами, цветами. Отдохнув там, я решил сходить в японский сад, который располагается слева от казино, внизу, в 10 минутах ходьбы. Садик очень милый, но небольшой, можно обойти за несколько минут. Получились красивые фотографии. Оттуда, сориентировавшись по карте, двинулся к вокзалу. На этот раз народу в электричке было значительно больше т.к. был конец рабочего дня.

Вернувшись в Ниццу, я решил прогуляться по центральной части города до отеля Негреско. Ничего интересного этот район не представляет, к тому же много центральных улиц перекопаны, так как, оказывается, в Ницце прокладывают трамвайные пути! От Негреско по Променаду Англичан я дошел до холма Шато, куда и поднялся по лестницам чтобы полюбоваться городом и Бухтой Ангелов сверху. Весь холм представляет собой парк, там располагаются башня Белланда, руины замка и на самом верху красивый водопад, подсвеченный вечером. На ночь воду отключают. Было около 8 ч. вечера, но народу на холме не было вообще никого. Оттуда пошел в отель, благо он располагался рядом.

 

12 ДЕНЬ. НИЦЦА-МИЛАН-ИНСБРУК. В этот день нам предстоял длительный переезд – из Ниццы в Милан, затем из Милана в Инсбрук. Утром выехали из Ниццы по автобану в направлении Италии и вскоре пересекли границу. Дорога здесь идет вдоль берега моря, изобилует множеством туннелей, правда, не слишком протяженных. Горы с противоположной от моря стороны средней высоты. Проехали мимо нескольких приморских итальянских городков, в том числе Сан Ремо. На первый взгляд (издалека) они не очень интересные. В районе Генуи мы свернули на север, пересекли Лигурийские Апеннины и выехали в Ломбардию.

В Милан мы приехали в середине дня, в самую жару. Автобус нас высадил около замка Сфорцеско, оттуда же и забирал. Свободного времени было с избытком. Сначала я пошел в замок. Снаружи он привлекательнее – мощные стены, башни, по верху стены - зубцы в виде ласточкиного хвоста, в точности как на московском Кремле: Кремль строили-то итальянцы. Внутри два прямоугольных проходных двора. От замка я направился к собору по центральной улице Via Dante. Милан поразил своими размерами и каким-то столичным видом. Он вполне мог бы быть столицей: широкие улицы, просторные площади с памятниками в центре, помпезные здания. Мне он напомнил императорскую Вену. На улицах масса машин, очень много народу, хотя был будний день. Несмотря на жару, итальянцы ходят в пиджаках и галстуках. Знаменитый миланский собор оказался в лесах с западного фасада, зато с других сторон все отреставрировано. Лес готических шпилей наверху производит сильное впечатление. Внутри же собора ничего необычного. Через торговую галерею Виктора-Эммануила я прошел на площадь, где находится театр Ла Скала, затем снова вернулся к собору и пошел по какой-то боковой улице. По дороге зашел в супермаркет, где купил итальянских продуктов, затем, ориентируясь по карте, по другим улицам вышел к замку Сфорцеско, к месту встречи.

От Милана мы поехали на запад до Вероны, оттуда повернули на север, в Альпы. Был разговор, чтобы заехать в Верону, (собрав по 5 евро), но достаточного количества желающих не нашлось, да и заезжать туда минут на 40 просто смешно. А больше нам не позволил бы наш график.

От Вероны до Инсбрука дорога становится живописной. Автобан идет по узкой долине, где протекает река Адидже, по сторонам горы – Доломитовые Альпы высотой 2,5-3 тыс.м. Вдоль дороги попалось много замков, которые, видимо, были построены в свое время для защиты этого пути из Германии в Италию – одного из трех, существовавших в средние века. (Два других шли через перевалы Большой Сен-Бернар и Сен-Готард). Когда въехали в Южный Тироль, сейчас принадлежащий Италии, стали появляться типичные австрийские шале. Указатели на дороге также стали писать на двух языках. Перевал Бреннер – границу между Италией и Австрией – проезжали уже в темноте. Сразу же на перевале начался сильный ливень, стало намного прохладнее и дорога стала спускаться. Перед Инсбруком дорога идет через Мост Европы (Europabrucke) - высокому и длинному мосту через приток реки Инн. Разглядеть как следует мешал дождь, кроме того было темно. Конечно, этот мост лучше смотреть со стороны. Инсбрук увидели как россыпь огней, лежащих в чаше из гор. Вскоре приехали в отель.

 

13 ДЕНЬ. ИНСБРУК-НОЙШВАНШТАЙН-МЮНХЕН-НЮРНБЕРГ. К большому сожалению, Инсбрук мы не осматривали, а поехали утром к баварским замкам, любуясь по дороге горными пейзажами Австрии.

Я был в замках, точнее только в одном из них, Нойшванштайне, три года назад. Поэтому я решил не ходить в замок второй раз, а во время экскурсии по замку погулять по окрестностям. Моей целью было подняться на гору, расположенную напротив и попробовать увидеть Нойшванштайн спереди, так, как его изображают на всех паззлах, плакатах, открытках и пр. Я считал, что для этого нужно пройти по мосту Марии, и тропинка после моста выведет на нужное мне место. (Кто не знает, мост Марии – мост через глубокое ущелье, расположенный недалеко от Нойшванштайна, откуда открывается замечательный вид на замок – но не тот вид, о котором я говорю).

От стоянки автобуса до замка идти минут 20-30 по хорошей асфальтированной дороге в гору. Этот участок можно проехать на лошадиной повозке или на автобусе (по другой дороге). Второй замок, Хоэншвангау, сейчас весь в реставрационных лесах. Времени у нас было предостаточно, поэтому дойдя до Нойшванштайна, я зашел в замковый двор, оттуда пошел к мосту Марии. Если к мосту ведет хорошая асфальтированная дорожка, то после моста она продолжается в виде настоящей горной тропы. На мосту стоит указатель, что до вершины Тегельберг (так называется эта гора напротив замка) 2,5 часа, что путь туда открыт только летом, а зимой в гололед опасен для жизни. Тропа идет по крутому склону, поросшему лесом, серпантином поднимаясь вверх. Под ногами множество корней и камней. Сначала попалась одна смотровая площадка (никак не оборудованное место), но я пошел дальше и минут через 25 от моста вышел на гребень горы, откуда открылся потрясающий вид. Вид оказался совсем не тот, который я ожидал увидеть: Нойшванштайн был далеко внизу, за ним лежали два горных озера, а вокруг - необыкновенной красоты Альпы! Тропа шла дальше к вершине Тегельберг, до которой оставалось не так уж много, но дальше я не пошел т.к. боялся опоздать. Я читал, что с вершины можно спуститься на канатной дороге вниз в деревню у подножия, но даже если бы я так сделал, то нижняя станция канатной дороги находится на приличном расстоянии от стоянки автобуса (так, во всяком случае, мне показалось).

Спустившись вниз, еще погулял по берегу Alpensee (одного из двух озер, которые видны сверху. В озере голубая вода, видно много рыбы (форель-?) плавают лебеди.

От Нойшванштайна поехали в Мюнхен. Как только отъехали, начался сильный ливень, продолжавшийся всю дорогу до Мюнхена и почти все наше время в Мюнхене. Это единственное место на маршруте, где пришлось ходили под дождем. В Мюнхене я тоже был 3 года назад, о городе имел представление. Мы прошлись по центральной улице (от Karlstor до Isartor), осмотрели несколько церквей, затем было много свободного времени, которое все посвятили на магазины. Их в Мюнхене очень много – мне показалось, больше, чем в любом другом городе на нашем маршруте.

Еще в начале пути Галя собрала с желающих по 25 евро на посещение пивной Хофбройхаус. В эту сумму входит заказанный на группу шведский стол в отдельном зале, с баварскими песнями, музыкой и т.п. Пиво за отдельную плату. Поскольку в мое первое посещение Мюнхена я побывал и в Хофбройхауз, то я решил не присоединяться ко всем, а просто один сходить туда поесть-попить, тем более, что по-немецки я вполне могу объясниться с официантом. Я пошел туда в 18 ч. (у группы было назначено время 19 ч.), был на первом этаже, народу много, хотя мест было достаточно, и очень шумно. Даже разговаривая с официантом приходилось кричать чуть ли не в уши. Мой заказ (1л фирменного пива и свиная рулька с кнедликами и квашеной капустой) обошелся в 16 евро. Там я познакомился с двумя девушками из Южной Кореи (сидели вместе за одним столом), которые вдвоем путешествуют самостоятельно по Европе, собираются посетить Лондон, Швейцарию и др.

Наша группа была на втором этаже. Их время закончилось в 21.00, после чего все пришли к автобусу и поехали в гостиницу в Нюрнберг. Насколько я могу судить по их рассказам, всем понравилось, по крайней мере все остались довольны. Часов в 11 вечера приехали в Нюрнберг, точнее в его пригород Фурт, где была гостиница.

14 ДЕНЬ. НЮРНБЕРГ-ГЕРМАНИЯ. Утром была пешеходная экскурсия по Нюрнбергу – на мой взгляд, лучшая из подобных экскурсий благодаря хорошему экскурсоводу. Нюрнберг мне очень понравился. Запомнился замок Кайзербург, мощная крепостная стена вокруг города, фахверковые дома, памятник «кролику Дюрера», две большие церкви… Город какой-то очень уютный, нарядный. Попробовал нюрнбергскую булочку с колбасками Drei in Wenzl (вкусно, но мало), купили знаменитый нюрнбергский пряник в пекарне. Оказалось, под Нюрнбергом есть подземный город – катакомбы, хотел пойти туда, но передумал. Прошли до островка, где находится башня Палача, очень красивое место, напомнившее Страсбург. Свободного времени было много. Еще запомнилось, что в Нюрнберге на уличных овощных развалах продавалась в большом количестве белая спаржа.

После Нюрнберга у нас был длинный переезд через Германию до границы с Польшей. До границы во Франкфурте-на-Одере доехали без приключений, зато перед границей оказалась многокилометровая пробка. Недолго думая, наши водители стали объезжать ее по резервной полосе, объехали почти всю, пока нас не тормознули бундесполицаи. Пришлось заплатить штраф, но дело было сделано. В ином случае, кажется, мы не прошли бы ее и к утру. После пограничных формальностей въехали в Польшу и направились в отель. Отель – тот же, что был в начале тура.

 

15-16 ДЕНЬ. ПОЛЬША-БРЕСТ-МОСКВА. Утром выехали из отеля в направлении Бреста. В Варшаве у нас должны были смениться водители и еще нам было обещано несколько часов в городе рядом с большим супермаркетом. Непонятно, для чего это делается т.к. люди, проехавшие Францию, Италию, Германию вряд ли что-то планируют покупать в Варшаве. Но получилось, что в Варшаве мы попали в большую пробку из-за того, что была перекрыта какая-то улица, потеряли примерно 1ч.40м. Поэтому мы, попрощавшись с водителями, сразу двинулись к границе, сделав остановку непосредственно перед ней, там, где останавливались в прошлый раз. Накануне одна наша группа из-за медленной работы пограничников опоздала на поезд, поэтому было важно подъехать к границе хотя бы к 21.00. Мы успели к этому времени.

Границу прошли как обычно, часа за 2-2,5. Таможенного досмотра не было. Подъехав к вокзалу, остановились ждать поезд, отправляющийся около 4ч.утра. Время прошло незаметно. Поезд отправился с опозданием минут на 30, примерно с таким же опозданием прибыл и в Москву, из-за чего у многих людей из других городов могли быть проблемы с посадкой на поезда/самолеты до дома. Вагон на этот раз был обычный и весьма обшарпанный. Доехали без проблем.

 

В заключении хочу сказать, что поездка мне понравилась. Мне могут сказать, что, с одной стороны, такое количество городов за 16 дней вызовут кашу в голове, с другой стороны, что ничего толком за минимальное время, проведенное в этих городах, увидеть нельзя. Чтобы этого не произошло, нужно готовиться к поездке заранее – как можно больше узнать о местах путешествия, настолько подробно, чтобы казалось, что ты там уже был. Тогда останется только увидеть своими глазами. А один раз увидеть – лучше, чем сто раз услышать.

http://www.otzyv.ru/read.php?let=15384& ... 115720&p=0

 

Автор:

HILD

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...