Jump to content
Форум Туртранс-Вояж

КАМБОДЖА, Сием Рип. Рынки города и Театр Королевского Балета (продолжение) 

Теперь о Театре Королевского Балета. В самом Сием Рипе отсутствуют занятные памятники, представляющие собой историческую и культурную ценность. Огромное количество туристов едут сюда только из-за храмового комплекса Ангкор, который расположен рядом с городом, но в нем поселиться нельзя. Вот и приходится жителям Сием Рипа развлекать гостей, чем только они могут. Можно было посвятить вечер шопингу на колоритном ночном рынке или отдохнуть у шикарнейшего бассейна в своем отеле, восстанавливая силы перед последующими приключениями. Но я решил сходить... на танцы небесных танцовщиц. 
В современной Камбодже существуют три главных вида театральных представлений: камбоджийский Королевский балет (основная форма театральных представлений), Театр теней и Народный театр. У меня в программе был замечательный вечер с театрализованным представлением Шоу Апсары (небесной нимфы, танцовщицы) в Театре Королевского Балета (считается одним из чудес мировой культуры) и прекрасным экзотическим ужином из блюд национальной кухни. Таким образом, представлялась возможность на высоком уровне ознакомиться с культурной страничкой камбоджийского танца, так как балет Апсара занесен в книгу рекордов Гинесса (как самый длинный танец). 
Уже при входе в здание чувствовалось, что нам рады и готовы вечер сделать приятным, интересным: трогали преподнесенные женщинам в подарок розовые Лотосы, подносы с чудесными чайными напитками, внимание и улыбки милых девушек. Вестибюль театра, безусловно, был визуально впечатляющим и дополнял атмосферу любопытства. Места, чтобы провести вечер за ресторанным столиком, наблюдая красивое костюмированное представление, были очень даже любезными. Наша группа устроилась на отдельном, одном из трех длинных, затонувших(!) столов, протянувшихся по театру. У каждого из нас была довольно удобная пирамидальная подушка; мне, как посетителю со некоторыми проблемами в спине и ногах, в дальнейшем не доставило проблем с усадкой и поднятием из-за стола. 
Оценив весьма информативный буклет, описывающий танец Апсары с точки зрения некоторых видов выступлений, персонажей и рук, я приготовился к просмотру действа. Основой сюжетов представлений являлись древние легенды и сказки. Был камбоджийский вариант индийского эпоса «Рамаяна», камбоджийская сказка о принце Преах Санг, который пожертвовал красотой ради бедных, обездоленных и стал безобразным существом Нгос. Из традиционных сюжетов представлений больше всего понравились: 
- танец пожеланий, открывавший представления (танцоры желали нам приятного времяпрепровождения); 
- танец с кокосом (он рассказывал о взаимоотношениях молодых людей; если парень обижает девушку, то она отгоняет его при помощи кокосовых орехов; прямо как на Незалежной гарбузом); 
- танец Римпика и Чуплика (Римлик и Чуплик, сыновья Бога Рамы, борются с королём обезьян Хануманом); 
- танец рыбаков (изображаются рыбаки и способы, которыми они ловят рыбу; одним из инструментов рыбной ловли являются большие бамбуковые корзины); 
- танец Апсары (если ВЫ хотите узнать Камбоджу - посетите Ангкор-Ват, если хотите узнать кхмеров - посмотрите на улыбку четырехликого Байона, если хотите узнать камбоджийских женщин - посмотрите танец Апсары); 
- танец павлина (на камбоджийско-тайской границе есть город Пай-лин, рядом с которым добывают драгоценные камни; жители зарабатывают на жизнь в шахтах, а в свободное время они любят смотреть на павлинов, которые у них ассоциируются с красотой, свободой и беззаботностью). 
С точки зрения фактического качества, у меня не было достаточного предыдущего опыта, чтобы сравнить одно событие с другим (разве только, прошлогоднее знаменитое театральное представление «Тадж-Махал» в индийской Агре), поэтому я руководствовался на уровне чувства - понравилось или нет. Музыка иногда была представлена живым оркестром традиционных ударных инструментов (барабаны, гонги, ксилофон) и инструмента с тростником/дутьем. После первых двух танцев было ясно, что главный танцор намного превосходил остальных собратьев из труппы, так как ни один из исполнителей мужского пола особо не выделялся. Были еще две женщины, которые казались вполне способными удивлять и повергать в изумление. Некоторые танцы я уже видел в кинофильмах и на кассетах, но в живую это смотрелось великолепно. В целом, мы наслаждались очень красивыми костюмами, необычными танцами, жестами и пластикой танцоров, не говоря уже об их ногах и позах тела; радовались любезной атмосфере, восторгались относительной близости к нам выступавших. Все это происходило в процессе ужина, но я с большим интересом смотрел выступление и никак не мог отвлечься на еду. Блюд было очень много; понравились необычные десерты и морепродукты. 
Теперь немного о том, что такое Апсары для Камбоджи. В буддистско-индуистской мифологии - это небесные духи воды и облаков. Красота Апсар была известна всем, и изначально они были женами полубогов. Однако с течением времени они превратились в соблазнительниц отшельников и других смертных, а также были призваны прислуживать павшим воинам в раю Индры. Небесные танцовщицы Апсары, спустившись на землю, должны были восхищать тончайшие вкусы повелителей и сильных мира сего. Их танец уводил воображение за пределы реальности, через их движения боги говорили с людьми. Но и земные наслаждения приносили тоже Апсары. Танцы Апсар изображены на многих барельефах, причем не только в Камбодже на стенах храмов Ангкора, их я видел и в Индии. 
Сейчас Апсарами называют танцовщиц, которые исполняют традиционные кхмерские танцы для гостей Камбоджи. Обращают на себя внимание выверенные, отточенные движения танцовщиц. Девочки с детства занимаются растяжкой суставов, чтобы надолго замирать в различных позах во время танца или, например, ритмично двигаться в такт медленной музыке. Невероятно, но факт - каждая роль в Королевском балете разучивается танцовщицами в течение 10 лет! Неповторимые костюмы кхмерского Королевского балета имеют многовековую историю. Мало кто из туристов устоял перед соблазном сфотографировать грандиозное действо. Танцовщицы не возражали, поэтому я сумел использовать свой шанс и пополнил коллекцию фотографий частью древней культуры Камбоджи. 
В Камбоджийских храмах сохранились надписи VII века нашей эры, где упоминаются имена танцовщиц, певцов, музыкантов. Искусство танца в Камбодже считалось священным, на барельефах храмов танцовщицы часто изображались в виде небесных дев-Апсар. Сохранились также настенные изображения музыкантов и шутов-скоморохов. 
Труппа Королевского балета использует традиции средневекового балета Камбоджи периода Ангкора, исчезнувшего вместе с ангкорской культурой в XV веке и возродившегося лишь век спустя в Сиаме (в течение последующих столетий назывался сиамским балетом). Исполнителями этого балета в то время были представители народности Таи в национальных костюмах. 
Камбоджийские танцы традиционны. Каждый жест имеет определённое символическое значение (открытая ладонь, четыре пальца, прижатые друг к другу, и согнутый большой, касающийся основания указательного - означает торжество победы; тот же жест, но с отведённым в сторону большим пальцем символизирует удивление, сосредоточенность или молитву и т. д.). Основная позиция камбоджийского танца - прямой корпус, слегка откинутый назад, голова неподвижна, ноги согнуты, колени разведены широко в стороны, ступни вывернуты наружу, пальцы ног изогнуты вверх, ладонь загнута под прямым углом к руке, а рука резко переломлена в локте. На этой позиции основаны все позы и движения танца Камбоджи. Строгим правилам подчинено сценическое движение. Оно редко проходит по прямой линии. Танцовщицы движутся с согнутыми коленями, вывернутыми ступнями, в то время как руки, находясь в основной позиции, движутся вперёд и назад, как при ходьбе. Длина шага определяется длиной ступни: пятка приставляется к носку. 
Все роли исполняются женщинами. В труппе есть только 2-4 танцовщика-мужчины, исполняющие роли демонов, шутов и зверей. Костюмы яркие и живописные. Каждый герой спектакля носит определённую маску (Брахма появляется в жёлтой маске с 4-мя лицами, Индра - в зелёной маске, Лакшмана - в золотой и т. д.). Женские роли исполняются без масок, лицо покрывается густым белым гримом, на котором выделяются ярко наведённые кармином губы и чёрные брови. 
Во многих городах Камбоджи создавались труппы, подражавшие Королевскому балету, но они не сохранились. Балет Камбоджи гастролировал во Франции (1908) и в КНР, Югославии (1950)

DSC09283.JPG

DSC09284.JPG

DSC09285.JPG

DSC09286.JPG

DSC09287.JPG

 

 

DSC09293.JPG



0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...