Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Рекомендуемые сообщения

Фрески в «Сердце Италии», тур 6 октября 2019

Наш тур удачно называется «Сердце Италии». От этого «сердца» исходит множество артерий, в которых течет кровь подлинной Италии, но именно сейчас жизненно важная  – фрески. В этом туре, как в увлекательном сериале, счастливо слились судьбы и творения художников Проторенессанса (дученто, между готикой и «византией» (1200-е), треченто, между «византией» и ренессансом (1300-е) и Раннего Возрождения (кватроченто - 1420-1500 гг.).  Стиснутые рамками тура, каждый день мы переезжаем из города в город, точнее, между городами-республиками-коммунами, в которых в то время уже выросло третье сословие и появились свои меценаты, способные оплатить гигантские росписи, покрывающие потолки и стены церквей и соборов.

Начало тура - в Риме, 7 октября. Как не заглянуть в Сикстинскую капеллу в Ватикане. Как в очередной раз не устремить глаза к небу, точнее, к потолку Микеланджело (1508-1512), не перевести взгляд на алтарную стену - сцену «Страшного суда» (1536-1540), как еще и еще раз не попробовать дотянуться до вершины фресковой живописи итальянского Высокого Возрождения. 

image.png.fb2a77f6d68369654b38aa912dfd3084.png

Микеланджело, фрагмент фрески «Сотворение Адама», (фото из Интернета)       

И  понимая, ничто не возникает ниоткуда, у всего есть истоки и предшественники, в предвкушении личных открытий, еще раз внимательно посмотреть на росписи боковых стен капеллы (1481—1483 гг.), доверенные Папой Сикстом IV уже авторитетным художникам различных школ. Ботичелли, Гирландайо, Перуджино, Россели, Синьорели – удостоенные чести…Начав с вершины, еще десяток дней мы плутали в лабиринтах времени. Мы смотрели немое,  но необыкновенно яркое кино, спроектированное на стены церквей и соборов художниками набирающего силу Ренессанса. Мы пытались поймать момент, когда статичные и бесстрастные двумерные библейские лица стали оживать, обретать плоть, наполнять немое пространство эмоциями, устремлять взгляды друг на друга, и наконец, сменились сценами в городских декорациях с участием святых и заказчиков. Это невероятное преображение случилось у нас на глазах в рамках тура «Сердце Италии».

Утро, 8 октября, мы уже в Орвието, под сводами Duomo di Orvieto, Cattedrale di Santa Maria Assunta, где нас ждала Капелла Мадонны ди Сан Брицио с фресками (1499-1502) на тему Апокалипсиса, исполненными художником из провинциальной Кортоны.  Лука Синьорелли – мое личное открытие в этом туре. К вечеру того же дня мы оказались в Тоди, в Соборе Сантиссима Аннунциата, где созданная уже в маньеристском стиле фреска (1596) неизвестного нам (но востребованного в свое время) Феррау Фенцони повествует о муках «Страшного суда». Прошло немногим больше суток нашего путешествия во времени и сто лет между тремя эпизодами. «Страшный суд» - до и после Микеланджело. Простое совпадение? Или зов «сердца»?

Утром 9 октября мы приехали в Ассизи, под своды La Basilica di San Francesco d'Assisi. И если бы не требования автобусной логистики, то именно с Церкви Святого Франциска надо бы начинать региональную часть нашего тура. В церкви царят двое – Чимабуэ (1296) и Джотто (1288-1290, 1315-1320). Учитель, завершающий византийский период в итальянской живописи, и ученик, открывающий итальянское Возрождение. А главный герой здесь – человек, Святой Франциск. Для итальянцев - первый после бога. К полудню мы добрались до Спелло и оказались перед закрытой в связи с реставрацией дверью церкви Santa Maria Maggiore, где в капелле Baglioni от нас спрятались фрески, исполненные Бернардино Пинтуриккио (1500-1501).  К вечеру, в соседнем Сполето, в Duomo di Spoleto Cattedrale di Santa Maria Assunta нас уже ждали новые открытия: фрески на тему жития Девы Марии Фра Филиппо Липпи в абсиде Собора (1467-1469) и, к счастью,  фрески Пинтуриккио (1493-1494) на библейские темы, украшающие капеллу епископа Константина Эроли.

 Новый день, 10 октября, привел нас в Перуджу, в царство Пьетро Перуджино. Мы, не сговариваясь, оправились в не предусмотренную программой Colledgio del Cambio любоваться циклом фресок (1496-1500) Пьетро Перуджино.  Очередной день, 11 октября, утром мы уже в Кортоне, под солнцем Тосканы. Для детального знакомства мы выбрали не собор, а Епархиальный музей, основанный в 1945 г. в здании бывшей церкви иезуитов, с коллекцией живописи из церквей Кортоны и залом станковой живописи уроженца Кортоны Луки Синьорелли. Во второй половине того же дня мы добрались до Ареццо, в Basilica di San Francesco di Arezzo, где нас снова ждало открытие. Это Пьеро делла Франческа и цикл его фресок на тему истории Животворящего Креста (1452-1460).

 На следующее утро, 12 октября, мы направляемся в Сиену, в Duomo di Siena, Cattedrale di Santa Maria Assunta. Здесь прежде всего - библиотека Пикколомини с фресками Бернардино Пинтуриккио (1503-1508). Удивительное дело, но между фресками, которые мы видели вчера в Ареццо и сегодня в Сиене - дистанция почти полвека. В этот же день, 12 октября, мы приезжаем в Сан Джиминьяно, где наша цель – собор Colledjata di Santa Maria Assunta с фресками (1477-1478) Доменико Гирландайо и его современников.

Ну вот, пожалуй, наш фресковый марафон по городам-коммунам завершен. Мы путешествовали во времени и пространстве в «сердце» Италии, наблюдая на стенах церквей и соборов процесс становления итальянской живописи эпохи Ренессанса, отдавая должное родоначальникам и новаторам, отыскивая сходство в почерке учителей и учеников, пытаясь отличить сиенскую школу от умбрийской или флорентийской, сравнивая исполненные разными мастерами традиционные библейские сюжеты, угадывая на фресках лица донаторов, знатных горожан и автопортреты живописцев, открывая для себя имена мало известные  обыкновенным почитателям живописи, живущие в тени  титанов Возрождения. Так мы пульсировали две недели, пытаясь не утонуть в бурном потоке городов-коммун, соборов, церквей, имен и сюжетов, стараясь враз отхватить кусок побольше, и не успев прожевать, бежали дальше, оставаясь голодными, всякий раз убеждая себя: мы еще вернемся сюда, не раз, возможно. Додумаем, досмотрим, и снова все переживем. А пока, спасибо «Сердцу Италии»! Тур завершен. Я должна (себе только и должна, конечно) разложить все по полочкам, упорядочить эмоции. Люблю приводить все и всех к общему знаменателю. Лучший из знаменателей – время. И еще один важный знаменатель – фрески, стенная живопись по сырой (в нашем случае) штукатурке. И вот они, только самые главные герои нашего тура, построенные в хронологическом порядке.

 Эпоха Проторенессанса. Чимабуэ, Ченни ди Пепо (1240-1302, 62 года), флорентийская школа, предположительно, учитель Джотто. Автор фресок (1296) в Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи. Запомнился фреской «Мадонна с младенцем и ангелами» с изображением Св. Франциска. Автор первого, приближенного к образу живого человека, художественного образа Святого Франциска.

image.png.6fa9f1212db98af599bd0412d6921e1f.png

Чимабуэ, фрагмент фрески  «Мадонна с младенцем и ангелами»     

Дуччо ди Буонинсенья (1255/1260 — 1319), основоположник сиенской школы. Автор масштабной алтарной композиции (3,7Х4,5) (именно композиции) «Маэста́», или «Богородица во славе» (13081311) в Сиенском соборе. Алтарная композиция новаторски расписана изображениями с лицевой и с обратной стороны, и впервые собственноручно подписана автором, Дуччо.

image.png.7c8907adcdf60b1234e1c6cf1e8a7de1.png                       

Дуччо, фрагмент алтарного образа «Маэста»

Джотто ди Бондоне (1266-1337, 71 год), флорентийская школа, ученик Чимабуэ и Пьетро Кавалини, основоположник живописи Проторенессанса. Работал  в церкви Сан-Франческо в Ассизи в два периода. Автор идеи истории Святого Франциска, включающей 28 фресок (1288-1290) в Верхней церкви. Фрески – аллегории обетов францисканцев - выполнены за два года Джотто и его учениками. Роспись двухъярусная, основные сцены расположены в первом ряду. Новаторство – в оформлении фресок, как картин в рамах, между которыми создаются архитектурные разграничения. Каждая сцена имеет свое пространство и сюжет. Примечательны «Проповедь птицам», «Стигматизация святого Франциска», «Чудесное открытие источника», «Святой Франциск обручается с Бедностью». Автор фресок на восточной части трансепта (1315-1320) в Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи.

 

image.png.f5f7896281a58b043f7772c94c157a38.png

Джотто, фрагмент фрески-аллегории «Франциск обручается с Бедностью» (фото из интернета)

Пьетро Лоренцетти (1280-1348, 68 лет), сиенская школа, новатор в изображении перспективы с архитектурными мотивами. Автор «Страстного цикла» фресок (1320) на западном трансепте Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи: фрески «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Взятие под стражу», «Несение креста» (1325–1339), напоминающие городские бытовые сцены. Автор Распятия (1315-1320) и алтарного образа «Маэста» (1320), находящихся в Епархиальном музее в Кортоне.

image.png.77ce2e0320fad97aa46247a3f4b0e191.png

П. Лоренцетти Фрагмент фрески «Несение креста» (фото из интернета)  

Раннее Возрождение (кватроченто - 1420-1500 гг.)

Фра Беато Анджелико (1387-1455, 68 лет), флорентийская школа, новатор в области цветовой гаммы. Автор проекта серии сцен Божьего суда на сводах капеллы Сан Бризио в Соборе Орвието. Выполнил фрески (1447-1449) «Христос Судия» и «Сонм Пророков». Оставил заказ незавершенным. Работу завершил Лука Синьорелли (1499-1500): фрески «Сонм патриархов», «Сонм учителей церкви», «Богородица и Апостолы». Автор «Благовещения» (1430) и «Кортонского триптиха» (1436-1437) в Епископском музее в Кортоне. Фра Анджелико считается автором нового типа лирических алтарных образов на тему Благовещения. Первый вариант «Благовещения» хранится в Епархиальном музеев в Кортоне. Мадонны и ангелы Фра Анджелико светловолосы, нежны, мечтательны и благоговейны. Характер их передается не только выражением лиц, но и  цветовой гаммой из бежевых, сиреневых, голубых, нежно-розовых и красноватых тонов.

image.png.ff4fc379a5c1187c5e2b6c93e74a5cf7.png                 

Фра Анджелико. фрагмент алтарного образа «Благовещение» (1430)

Фра Филиппо Липпи (1406-1469,63 года), флорентийская школа, ученик Фра Анджелико и Мазаччо, учитель Сандро Ботичелли; новаторство в изображении перспективы и цветовой палитре. Автор цикла фресок апсиды Собора в Сполето (1467-1469). Фрески в апсиде: слева – «Благовещение», справа – «Рождество», в центре – «Успение Марии», на куполе – «Коронация девы Марии». В перспективе – архитектурные мотивы, узнаваемые холмы и природа «сердца» Италии. Это была последняя работа мастера, умершего за работой и похороненного рядом со своим творением.  

 

image.png.a028a78d9092dedddaa8e0fc3104fa0a.png

Филиппо Липпи, Фреска «Успение Марии» 

Пьеро делла Франческа (1420-1492, 72 года), умбрийская школа, ученик Доменико Венециано, учитель Луки Синьорелли; автор уникальной цветовой палитры; напряженно работал в течение трех десятилетий (1445-1475), затем утратил зрение. Автор цикла фресок на тему истории Животворящего Креста (1452-1460) в церкви Сан Франческо в Ареццо. Цикл включает шесть композиций, расположенных в три регистра по боковым стенам капеллы и четыре композиции в два регистра на торцевой стене. Композиции в цикле расположены бессистемно: «Смерть Адама», «Встреча царя Соломона с царицей Савской» (здесь особенно хороша пейзажная панорама), «Перенесение священного дерева», «Благовещение», «Сновидение императора Константина» (здесь необыкновенно передан эффект ночного освещения), «Битва императора Константина с Максенцием», «Наказание иудея». «Обретение и испытания Животворящего Креста», «Битва императора Ираклия с Хосроем», «Воздвижение Креста Господня». Для всего цикла характерна новаторская, никем из современников не превзойденная колористика, основанная на использовании белых, прозрачно-голубых, бирюзовых, сиреневых и зеленых тонов в сочетании с золотисто-желтым, кирпично-красным, коричневым и вишневым цветами.

image.png.bf4d02ec8e69344f4054ed786ebe98b6.png

Пьеро делла Франческа. Особенности цветовой гаммы художника на фрагменте фрески из  цикла Животворящего креста..

Пьетро Перуджино (1445-1523, 78 лет), умбрийская школа, ученик Андреа Верокьо, учитель Рафаэля. Новатор в создании органичного единства сюжета фрески и ее орнаментального оформления. Автор фресок «Передача ключей апостолу Петру», «Крещение Христа», «Обрезание сына Моисея Елиазара» в Сикстинской капелле в Ватикане (1480-1482, автору 34-36 лет).Автор цикла фресок (1496-1500) в Colledgio del Cambio в Перудже, над которыми в течение 11 лет работал вместе с учениками, среди которых был Рафаэль. Примечательна роспись свода с аллегориями планет, обрамленных растительным орнаментом. Предположительно, последней работой Перуджино стала фреска церкви Санта-Мария Маджоре в городе Спелло.

image.png.675330e656b801e882fd292970888b4a.png

 

П. Перуджино, Свод Colledgio del Cambio, как пример новаторства в орнаментальном оформлении фресок. (фото из интернета)

 

 

 

Лука Синьорелли (1450-1523,73 года), умбрийская школа, ученик Пьеро делла Франческа. Раньше других художников сумел выразить драматическое и даже трагическое начало, особую экспрессию и динамизм персонажей. Первым среди художников анатомически правильно изобразил обнаженное тело, его пропорции и пластику движений. Для него характерны многофигурные композиции с необыкновенным разнообразием поз и движений персонажей, при этом подчиненных единому замыслу. Этому у Синьорелли  учился  Леонардо. В этом Синьорелли предшественник и вдохновитель Микеланджело. Автор фресок на сводах капеллы Сан Брицио (1499-1500): «Сонм патриархов», «Сонм учителей церкви», «Богородица и Апостолы». Автор фресок капеллы Сан Брицио в Соборе Орвието на тему Апокалипсиса (1499-1502): «Воскрешение во плоти», «Проповедь и дела Антихриста», «Наказание грешников», «Коронование избранных», фреска над аркой «Апокалипсис».Автор (совместно с Бартоломео делла Гатта ) фрески «Смерть и завещание Моисея» в Сикстинской капелле (1481—1482, выполнил в возрасте 31-32 года); Автор девяти полотен (1512-1523), созданных для различных церквей и находящихся в Епархиальном музее Кортоны. Среди них: «Причащение апостолов» (1512), «Оплакивание Христа» (1502), «Оплакивание Христа с ангелами и святыми» (ок.1516), «Непорочная Богоматерь со святыми» (около 1523), «Поклонение пастухов».

image.png.2e0cd0a314eda6a790af7eaeb5c29d05.png

 .Синьорелли. Л.  Фрагмент фрески «Наказание грешников», как пример анатомичности и особой экспрессии персонажей (фото из интернета)

Бернардино Пинтуриккио (1454-1513, 59 лет), умбрийская школа; Автор фресок в  капелле епископа Константина  кафедрального собора Сполето на библейские темы. Автор фресок в капелле Бальони (1500-1501) в церкви Санта Мария Маджоре в Спелло,  Автор росписи библиотеки Пиколомини в Сиенском соборе (1503-1508). На стенах библиотеки написаны 10 фресок, посвященных событиям из жизни папы Пия III: назначение послом при европейских монархах, приветствие им нового императора, представление Фридриху III Элеоноры, получение чина кардинала, получение чина  понтифика. Потолок библиотеки также расписан фресками, на красном, синем и золотом фоне выполнены цветочные гротескные орнаменты. Автор фрески «Коронование Марии» в Сикстинской капелле Ватикана.

image.png.f3d358c0d431fa1f143d855563e7f0f2.png

Б. Пинтуриккио. Фреска  «Мария с младенцем» в кафедральном соборе в Сполето..

image.png.faafca7d3b259d24e1f7723bb6d693c6.png

Б. Пинтуриккио. Фрагмент росписи Библиотеки Пикколомини в Соборе Сиены.

Доменико Гирландайо  (1449-1494, 45 лет), флорентийская школа, учитель Микеланджело, признанный мастер в передаче пространства и объема в картине, завершает эпоху Раннего Возрождения. Автор росписей (1477-1478) в капелле Санта-Фина в Колледжата-ди-Санта-Мария-Ассунта в Сан-Джиминьяно; Фрески "Посещение папой Григорием святой Фины", где святой Григорий предсказывает больной скорую смерть, и "Похороны святой Фины". Автор фрески «Призвание апостолов Петра и Андрея» в Сикстинской капелле.

image.png.d3ccd083909c02b1c2278d4a0c24199b.png     image.png.5c7c9ba3e3f42bc62f56475185dded43.png

Д. Гирландайо. Фрески Капеллы Святой Фины, как пример идеальной перспективы. (Фото из интернета).

Высокое Возрождение (чиквиченто - 1500-1527) и Позднее Возрождение

Микеланджело Буонаротти (1475-1564, 89 лет), фрески Сикстинской капеллы в Ватикане.

image.png.4919b1f811617ad263c04625cb5f9468.png

Кристофано Герарди (1508-1556, 48 лет), художник эпохи позднего Возрождения, работал в Тоди и во Флоренции. Автор фресок (1555 ) на темы Ветхого завета в церкви иезуитов в Кортоне.

image.png.5e6306431ac7c58ec7979e3dee498445.png

К. Герарди. Фрагмент росписи в церкви иезуитов в Кортоне (мой снимок).

Феррау Фенцони (1562-1645, 83 года), писал в стиле маньеризма и барокко, работал в Риме в период понтификата Сикста V, участвовал в росписях Латеранского дворца и базилики Санта-Мария-Маджоре. Автор фрески "Страшный суд (1596) на контрфасаде кафедрального собора в Тоди.

image.png.84b034697bf6311571ccc048154de63e.png

Ф. Фенцони. Фреска «Страшный суд».  

Явное преимущество нашего тура – в предоставленной возможности видеть итальянскую фресковую живопись в развитии, ее временной срез, и в то же время в возможности сравнить стилистически работы представителей разных школ. Мы видели фрески Чимабуэ, выполненные в византийском стиле, в традиционной двумерной технике иконописи и фрески Джотто, который первым среди итальянцев стал писать «сцены из жизни»; первым пытался создать трехмерное живописное пространство с помощью светотени, имитирующей глубину; первым передал, пусть еще робкие, но все же эмоции на лицах своих героев.  На фресках Пьетро Лоренцетти мы впервые наблюдали архитектурную перспективу, в работах Фра Анджелико и Филиппо Липпи на месте условных пейзажей узнаем  очертания природы центральной Италии. Всматриваясь в фрески Пинтуриккио и Перужджино, мы убедились в существовании ансамблей храмовых росписей, как единых декоративных систем, организующих интерьеры храмов. Увидели, как на самом деле у разных авторов выглядит гармоничное единство орнамента и сюжета фресок.

image.png.a17f67cd56c8500fed6a787d6841c141.png 

Б. Пинтуриккио. Фрагмент фресок библиотеки Пикколоми в соборе Сиены.

image.png.1a982ee767a177b6c883df0afa05442d.png

П.. Перуджино. Фрагмент  свода Colledgio del Cambio, как пример новаторства в орнаментальном оформлении фресок. (фото из интернета)

 Когда еще, в рамках одного тура, мы могли бы наблюдать, как бесстрастные лица героев византийских фресок сменялись полными драматизма и экспрессии гримасами участников, к примеру, страшного суда… У нас была возможность увидеть кульминационную сцену «Страшного суда» в исполнении разных по одаренности и к тому же разделенных целым столетием художников.

image.png.8199bb2208b20dc2fbd557512333f425.png

Л. Синьорелли. Фрагмент сцены наказания грешников.

image.thumb.png.49b8bc37270c413195091d55f14d7a4b.png

Микеланджело. Фрагмент сцены страшного суда с автопортретом-Варфоломеем  (фото из интернета).             

Когда еще в одно время мы могли бы увидеть в пространствах соборов калейдоскоп мечтательно прислушивающихся к шепоту ангелов непорочных Дев, умиленно склонившихся над младенцами Богородиц и  оплакивающих сына Матерей, исполненных мастерами разных школ, стилей и эпох. Одно на всех общее женское лицо. И его тончайшие нюансы, в которых раскрывается история живописи зарождающегося и стремящегося к своему апогею Возрождения. Лики, смотрящие сквозь века, годы и художественные школы. Фрагменты, которые остались в сердце. Из самого «Сердца Италии».

image.png.fcc615bc74d9fb442317dade385a46f6.png

Фра Анджелико. Фрагмент  «Кортонского триптиха» (1436)

image.png.c170ab54d38d44d5f8f851fd75be6f48.png

Ф. Липпи. Фрагмент фрески «Благовещение».

 image.png.173710cbcc62ff515b7cfdc95ff03994.png

П. делла Франческа. Благовещение, фрагмент росписи из цикла Животворящего креста.

image.png.9be7b93ecd5f43d4631c4140134ff5e6.png

Л. Синьорели. Мария. Фрагмент картины «Оплакивание Христа»

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...