Перейти к содержанию
  • записей

    9
  • комментария

    23
  • просмотров

    7 466

О блоге

Доброго всем времени суток, уважаемые читатели!

Я уже не раз рассказывала Вам о своем родном городе - Новороссийске и показывала фотографии улиц и парков, набережной.

Наверняка, Вы помните, что раньше было принято начинать парадное представление городов, по случаю и без, с пафосных слов - город-герой, город-труженик. Герои, отдавшие свои жизни защищая наш город от врагов никогда не будут забыты. Что касается города-труженика, то это тема отдельного разговора. И, я, пожалуй, никогда бы его не начала самостоятельно, если бы не наша форумчанка Ольга с Абакана. Спасибо ей за то, что придала мне немного смелости. Ведь писать о повседневности и работе намного сложней, чем рассказывать о происходящем в путешествии.

Вопрос Ольги был о профессии моего отца. Он работал матросом-мотористом, рыбообработчиком на рыбопромысловых судах предприятия "Новороссийскрыбпром" более 35 лет, и бóльшую часть своей жизни провел в рейсах, вдали от дома и семьи, побывал во многих портах мира и обошел практически все моря и океаны вдоль и поперек. Рыболовецкие траулеры предприятия уходили из родной гавани на пять-семь лет, и к ним приходилось добираться самолетами в различные отдаленные порты мира, и соответственно, так же возвращаться домой. Рыбопромысловых зон для добычи было несколько - это Атлантика и африканские регионы, бескрайние просторы Тихого и Индийского океанов. Траулеры имели на борту морозильное оборудование, и добытый улов непродолжительное время находился в холодильниках, затем приходил транспорт-"база", на которую рыба перегружалась и доставлялась по месту назначения. Длительность таких "экспедиций" была разной - от шести до девяти месяцев, по максимуму. И зависела она не только от поставленной Родиной задачи и планов по добыче, но и от готовности следующего экипажа заменить отработавший. Стоянки в портах были дорогими и непродолжительными, только по крайней необходимости - чтобы сменить экипаж, пополнить запас воды и топлива, продуктов питания, которыми запасались впрок на все случаи жизни, и снова уйти в автономное плавание на долгие пять-шесть месяцев. "Крайней" необходимостью считался и ремонт потрепанных штормами кораблей. Морские странники, хоть и были прочнее людей, но тоже периодически требовали осмотра и технической помощи. К ним на три недели прилетала " скорая неотложка" - рембригада, которая в хорошем темпе приводила в порядок плавсредство, чтобы и внутренне и внешне соответствовать западным аналогам. И у корабля начиналась новая жизнь.

Торговля добытой русскими рыбаками рыбой, шла на ура, и её с удовольствием покупали Штаты и Китай, Юго-Восточная Азия и Африка. Плавучий консервный комбинат - "база", на переходе из промысловых зон к местам выгрузки, успевала обработать и упаковать выловленную рыбу, а так же приготовить из нее консервы, которые так же, как и морская рыба, были достаточно востребованы на прилавках мира. Вся эта деятельность долгое время приносила баснословные суммы в кошелек государства и карманы кампаний и предприятий. Хотите знать аванс простого матроса 70-80-х? 90 рэ. Очень хорошо помню эту сумму. Его можно было оставить через бухгалтерию и он отправлялся на сберкнижку. Это уж потом, по результатам рейса и отчетности, выплачивались остатки зарплатки, какие-то премии, пересчитываемые на валютные чеки. Много ли это было? Когда дома должны были как-то жить полгода семьи с детьми, которых требовалось накормить, напоить и выучить? Не густо.

С тех пор прошло немало лет. Я никогда не спрашивала отца - как ему было там. Всё и так было ясно. Ему там было намного трудней и сложней, чем нам, на земле. Но, он прошел этот путь до конца, и не свернул с него на половине, как бы тяжко не приходилось. Слово "надо" всегда было главней всего. Чтобы жить, надо было работать. Чтобы работать, надо было забыть об усталости, жаре и холоде, о праздниках, превращенных в будни. Постоянно собирать в кулак и волю, и расшатанные нервы. И ждать-ждать-ждать, когда перед глазами будет не линия горизонта, рассветы с закатами, а что-то более существенное - машины, дома, деревья. Земля!!! Понять это чувство может только тот, кто был между небом и землей. В море или в космосе.

Думаю, что вводной информации для первого в моей жизни блога, достаточно. Фотографии, что Вы увидите далее, размещаю с любезного разрешения их автора и моего давнего друга - А. В. Кисельникова, проработавшего в ОАО "Новошип" много лет - под флагом и без оного. Он мне их аккуратненько загрузил в папку, которую я сегодня с большим удовольствием для Вас "распечатываю". Вряд ли когда-либо в интернете Вы найдете подобные. Просто взгляд моряка - на море, корабль и жизнь на борту во время переходов из одного порта в другой.

Вы согласны на такое фото-путешествие из Баренцева моря в Южную Атлантику? Тогда вперед! Мы отправляемся из Мурманска на балкере "Сергей Лемешев", построенном в Болгарии в 1983 году.

1463.JPG

1492.JPG

1502.JPG

1501.JPG

1491.JPG

1595.JPG

1428.JPG

1497.jpg

1445.jpg

1447.jpg

1446.jpg

Записи в этом блоге

МОРЯКИ И РЫБАКИ.

Какое из двух учебных заведений выбрать - высшее морское училище или среднюю морскую школу решал не студент-романтик, а приемная комиссия. "Вышку" (так называли НВВИМУ) мог потянуть по уровню знаний не каждый. Парни приезжали из городов и деревень страны с достаточно средним уровнем образования, имея за плечами лишь среднюю школу да техникум, в лучшем случае. И, не имея связей и блата, могли пойти только в школу. Там принимали всех желающих, особенно везло тем, кто приобрел не только школьный аттестат, но и мало-мальский опыт по жизни и успел поработать на предприятиях и как-то себя зарекомендовать. Учеба для них была не такой долгой, ведь они лишь совершенствовали полученные ранее технические навыки и узнавали тонкости и специфику морских работ. Далее будущих "принцев без сказочных алых парусов" ожидало трудоустройство. Именно здесь, в самом начале набережной на берегу Цемесской бухты, находились администрации двух ведущих организаций - Новороссийскрыбпрома и Новороссийского морского пароходства. Их Вы и видите на фото. Здание, напоминающее на корабль, Рыбпром, а башня со значком на фасаде - пароходство.

2037-001.JPG

Сейчас уж не так и важно - когда они приобрели современный вид. Важно то, что прежние руководители этих контор - "большие и маленькие", издавна были вершителями судеб тех многих, что стояли у их порога в надежде на работу. И постоянно приходилось доказывать, что ты что-то можешь в этой жизни, уже ходил в море или справишься с возложенными обязанностями и не подведешь экипаж. Сколько еще таких доказательств требовалось, знают только те, кто собирался в рейс и уходил в него не один год. Я как-то попыталась вникнуть в этот процесс сборов и поняла, что месяц жизни надо отдать только для того, чтобы согласовать медкомиссию, пройти очередной этап квалификационной переподготовки и получить сертификат о профпригодности. Без него дорога в рейс была закрыта. Конечная цель - уйти любой ценой, оправдывала время, потраченные нервы и средства, в неё вложенные. Деньги, как взятка, никак не "вязались" с той первоначальной романтикой, о которой все так мечтали. Но, и к этому "подводному камню" со временем все привыкали. Платили, когда просили или намекали, зарабатывали новые, и - снова платили. Всегда находился тот, кто вставлял "палки в колеса", и не особо поднимая задницу из кресла, хотел жить шикарно на берегу, здесь и сейчас, не отправляясь ни в какие моря.

Свободным от этого финансового вливания было только одно - желание уйти с тем коллективом, который тебя принял, одобрил на отходном собрании. В каком-то смысле, это было главной составляющей будущего. Капитан, боцман и помполит, врач и кок, рабочие-матросы становились единой семьей. Доступ к информации был, и потому, каждый из будущих работников, задолго до выхода/ или вылета в рейс знал - с кем ему предстоит работать. И отказаться, если кто-либо из упоминаемых членов экипажа в этом списке, скомпроментировал себя недостойными ситуациями, но редко кто долго раздумывал и отказывался. Не только профпригодность, но и психологическая совместимость всех членов команды, была важной для капитана-руководителя. Кулачные бои без правил, выяснения отношений и прочие дезорганизации в открытом море, мешали бы выполнению поставленной задачи, и были явно опасными деяниями вдали от страны. Последствия их были непредсказуемы, новость разлеталась молниеносно и впоследствии ложилась тяжким бременем разборок и дурной славы не только на участников конфликта, но и на капитана, допустившего халатность и разгильдяйство на борту. Присутствовали на борту и нештатные сопровождающие - люди в "сером", препятствующие любому не стандарту по ходу движения. Романтики остались в прошлом, а конторе нужны были сотрудники, неукоснительно соблюдающие негласный кодекс. Безмолвные трудяги, пахающие на план. Морально устойчивые к побегу, сто раз проверенные спецслужбами на связи и родню за рубежом и здоровые, как космонавты. Работа в экстремальных условиях под силу и в радость была только для молодых первоходов. С каждым годом здоровье сбоило все больше и больше, и получить заветную подпись от медиков получалось с большим трудом. А купленные в поликлинике справки оборачивались, в итоге, реальными проблемами для судового врача, который за многие тысячи километров от берега, в одиночку и без особого выбора лекарств, пытался вычухать и поставить на ноги "внезапно" заболевших. Такие безответственные поступки ставили под удар распределение обязанностей, вахты, и личное свободное время тех, кто должен был соглашаться подменить работника.

Сделанный однажды выбор - в моряки или рыбаки, не давал, практически, ни единого шанса переквалифицироваться на определенном этапе в сознательном возрасте. Предъявляемые требования с каждым годом становились все выше и выше, а рабочих мест - все меньше и меньше. И за каждое из них, с годами, люди цеплялись, как за спасательный круг. И ценили достигнутое, несмотря на все сопутствующие трудности.

"Рыбаки" соответствующей квалификации, зарабатывали намного меньше их коллег из соседнего предприятия, "моряков", условия существования которых были намного выгоднее по всем показателям - по оплате, условиям работы и проживания, питанию, длительности рейсов и нагрузкам, а так же численности экипажа, что было так же немаловажно. Практически, как и в турах. Разница - 20 или 60 на борту, имела очень большое значение. Если с коллегами по "путешествию в моря" требовалось провести не десять дней, а полгода - бок о бок. В четырехместных каютах с общими удобствами в коридоре. И кормежкой на уровне стандартной столовки. Большего не полагалось, а тем кто "бузил и качал права" - светило навечное отлучение и от этих крох "с барского стола".

В каждой необычной профессии, к которым все так настойчиво стремятся, есть некоторые нюансы, недоступные обывателям. И лучше узнавать обо всем пораньше, чтобы потом не было обидно и горько потому, что пошел не в ту сторону и упустил время. Давайте продолжим морское путешествие.🙂

Следующей точкой выгрузки/погрузки для нашего балкера будет славный город Санкт-Петербург и сегодня Вы увидите его портовую зону и причалы. Взгляните на карту и оцените тот путь, что безостановочно уже проделал наш "Сергей Лемешев" из Баренцева моря.

1516.JPG

1518.JPG

1587.JPG

1588.JPG

1618.JPG

1619.JPG

1620.JPG

1623.JPG

1628.JPG

1591.JPG

1598.JPG

1600.JPG