Перейти к содержанию
  • записей

    9
  • комментария

    23
  • просмотров

    7 425

О блоге

Доброго всем времени суток, уважаемые читатели!

Я уже не раз рассказывала Вам о своем родном городе - Новороссийске и показывала фотографии улиц и парков, набережной.

Наверняка, Вы помните, что раньше было принято начинать парадное представление городов, по случаю и без, с пафосных слов - город-герой, город-труженик. Герои, отдавшие свои жизни защищая наш город от врагов никогда не будут забыты. Что касается города-труженика, то это тема отдельного разговора. И, я, пожалуй, никогда бы его не начала самостоятельно, если бы не наша форумчанка Ольга с Абакана. Спасибо ей за то, что придала мне немного смелости. Ведь писать о повседневности и работе намного сложней, чем рассказывать о происходящем в путешествии.

Вопрос Ольги был о профессии моего отца. Он работал матросом-мотористом, рыбообработчиком на рыбопромысловых судах предприятия "Новороссийскрыбпром" более 35 лет, и бóльшую часть своей жизни провел в рейсах, вдали от дома и семьи, побывал во многих портах мира и обошел практически все моря и океаны вдоль и поперек. Рыболовецкие траулеры предприятия уходили из родной гавани на пять-семь лет, и к ним приходилось добираться самолетами в различные отдаленные порты мира, и соответственно, так же возвращаться домой. Рыбопромысловых зон для добычи было несколько - это Атлантика и африканские регионы, бескрайние просторы Тихого и Индийского океанов. Траулеры имели на борту морозильное оборудование, и добытый улов непродолжительное время находился в холодильниках, затем приходил транспорт-"база", на которую рыба перегружалась и доставлялась по месту назначения. Длительность таких "экспедиций" была разной - от шести до девяти месяцев, по максимуму. И зависела она не только от поставленной Родиной задачи и планов по добыче, но и от готовности следующего экипажа заменить отработавший. Стоянки в портах были дорогими и непродолжительными, только по крайней необходимости - чтобы сменить экипаж, пополнить запас воды и топлива, продуктов питания, которыми запасались впрок на все случаи жизни, и снова уйти в автономное плавание на долгие пять-шесть месяцев. "Крайней" необходимостью считался и ремонт потрепанных штормами кораблей. Морские странники, хоть и были прочнее людей, но тоже периодически требовали осмотра и технической помощи. К ним на три недели прилетала " скорая неотложка" - рембригада, которая в хорошем темпе приводила в порядок плавсредство, чтобы и внутренне и внешне соответствовать западным аналогам. И у корабля начиналась новая жизнь.

Торговля добытой русскими рыбаками рыбой, шла на ура, и её с удовольствием покупали Штаты и Китай, Юго-Восточная Азия и Африка. Плавучий консервный комбинат - "база", на переходе из промысловых зон к местам выгрузки, успевала обработать и упаковать выловленную рыбу, а так же приготовить из нее консервы, которые так же, как и морская рыба, были достаточно востребованы на прилавках мира. Вся эта деятельность долгое время приносила баснословные суммы в кошелек государства и карманы кампаний и предприятий. Хотите знать аванс простого матроса 70-80-х? 90 рэ. Очень хорошо помню эту сумму. Его можно было оставить через бухгалтерию и он отправлялся на сберкнижку. Это уж потом, по результатам рейса и отчетности, выплачивались остатки зарплатки, какие-то премии, пересчитываемые на валютные чеки. Много ли это было? Когда дома должны были как-то жить полгода семьи с детьми, которых требовалось накормить, напоить и выучить? Не густо.

С тех пор прошло немало лет. Я никогда не спрашивала отца - как ему было там. Всё и так было ясно. Ему там было намного трудней и сложней, чем нам, на земле. Но, он прошел этот путь до конца, и не свернул с него на половине, как бы тяжко не приходилось. Слово "надо" всегда было главней всего. Чтобы жить, надо было работать. Чтобы работать, надо было забыть об усталости, жаре и холоде, о праздниках, превращенных в будни. Постоянно собирать в кулак и волю, и расшатанные нервы. И ждать-ждать-ждать, когда перед глазами будет не линия горизонта, рассветы с закатами, а что-то более существенное - машины, дома, деревья. Земля!!! Понять это чувство может только тот, кто был между небом и землей. В море или в космосе.

Думаю, что вводной информации для первого в моей жизни блога, достаточно. Фотографии, что Вы увидите далее, размещаю с любезного разрешения их автора и моего давнего друга - А. В. Кисельникова, проработавшего в ОАО "Новошип" много лет - под флагом и без оного. Он мне их аккуратненько загрузил в папку, которую я сегодня с большим удовольствием для Вас "распечатываю". Вряд ли когда-либо в интернете Вы найдете подобные. Просто взгляд моряка - на море, корабль и жизнь на борту во время переходов из одного порта в другой.

Вы согласны на такое фото-путешествие из Баренцева моря в Южную Атлантику? Тогда вперед! Мы отправляемся из Мурманска на балкере "Сергей Лемешев", построенном в Болгарии в 1983 году.

1463.JPG

1492.JPG

1502.JPG

1501.JPG

1491.JPG

1595.JPG

1428.JPG

1497.jpg

1445.jpg

1447.jpg

1446.jpg

Записи в этом блоге

ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.

Шторма, тропические болезни и изнуряющая жара, кажутся мелочами по сравнению с другой напастью, от которой морякам и рыбакам нет спасения, и никто не знает - наступит ли когда конец морским грабежам и пиратству в морях и океанах. Существует это явление как минимум пару-тройку тысяч лет. Лихие люди с моря всегда брали свое внезапностью, скоростью и дерзостью, выгребая все возможное с кораблей мореходов и так же быстро скрывались в открытом море. В конце двадцатого века какое-то время было относительное затишье, благодаря принятым конвенциям и резолюциям, позволяющим без суда и следствия, разбираться на месте преступления со всеми, кто преследуя цель грабежа, будет нападать на торговые гражданские суда. Но, как показала реальность, меры были недостаточно жесткими.

Шло время, пираты ХХI века, стали снова штурмовать рыболовецкий и торговый флот. Горячих точек было несколько - в ЮВА и Малаккском проливе, Гвинейском и Аденском заливах Африки. Увы, но именно Африка на протяжении многих лет остается тем самым неразрешимым узлом проблем. Чтобы остановить этот мировой беспредел, недостаточно нанять конвой и заплатить за него деньги. Морское пиратство стало не столько видом заработка отдельно взятых граждан африканских стран, но и определенным видом бизнеса. Только задумайтесь о взаимосвязях - известны владельцы судов и доходы кампаний, перевозимые грузы на многие миллионы долларов, везут ведь не только лес и машины, металл, нефтепродукты, топливо, вооружение, но и прочие, весьма дорогостоящие товары в разные страны. Путь следования тоже не особо скрывается и легко обнаруживается при помощи современных средств связи и навигации. Оказывается, что пираты со всеми их сиюминутными запросами выгодны и той и другой стороне. Когда нападают - значит, есть работа у всех, береговой охраны, конвоев и сопровождения. А значит - и деньги. ПрОклятые деньги.

В такой расклад событий на рынке невозможно не поверить. Учитывая, что большая часть населения стран Африки бедствует, 95% безработных жителей находятся без средств к существованию на грани выживания и согласны на любые предлагаемые условия. И, судя по трафику судоходства в обозначенных зонах, работа у них будет всегда. Какой бы конвой не сопровождал транспорт. Была бы одна Африка - так и Европа тоже потихоньку стала "присоединяться" к синдикату. В 2009 году на карте захватов появилась новая точка - в шведских территориальных водах, в районе островов Эланд и Готланд, бесследно исчез сухогруз "Arctic Sea" с 15 архангельскими моряками и грузом в 2000000 долларов. Спустя время, при помощи средств космической связи и кораблей ВМФ, его удалось обнаружить в районе островов Зеленого Мыса в Атлантике. После благополучного освобождения заложников, появились и подробности дерзкого нападения, участие в котором принимали граждане Эстонии, Латвии и России. Одному из членов экипажа, стармеху Игорю Шумику, через полгода снова пришлось пережить пиратский плен. В мае 2010 года в порту Камеруна был захвачен корабль North Spirit с российско-украинским экипажем. Грабители вывезли с борта все, что представляло ценность, но этого им показалось недостаточно и затем были похищены капитан и стармех, с целью дальнейшего выкупа. Россиян нашли в Нигерии и освободили только спустя полтора месяца, после оплаты выкупа.  https://ria.ru/20140724/1017342427.html

https://mirnov.ru/upload/users/2020/03/aeea7-clip-125kb.jpg

Обратите внимание на регион по номером 3. Географически - Африканский рог и Сомали на Аденском заливе весьма удобны для подобных захватов.

Танкера тихоходны, и не в состоянии маневрировать в узком пространстве, чем и пользуются пираты при нападении. Именно в такой безнадежной ситуации и оказался новороссийский танкер "Московский университет" 5 мая 2010 года, шедший через Аденский залив с грузом в Китай без сопровождения. Иметь на борту гражданского судна огнестрельное оружие запрещено, и первый час они отбиваются от нападающих только водометами и рогатками. От абордажа не спасает даже колючая проволока на борту. Противник, активно наступая, применяет РПГ, стараясь достать при этом до всех жизненно важных устройств корабля, и сопротивление становится не только бесполезным, но и опасным для жизни людей.

Принимая во внимание все аналогичные эпизоды морских происшествий, и действуя четко по инструкции, капитан успевает сделать шаг на опережение - не только сбросить координаты и подать сигнал SOS с сообщением о грядущем захвате, но и обесточить танкер, предотвратив угон, забаррикадироваться вместе с экипажем в румпельном отделении судна, в ожидании помощи. Надежда на спасение была - ближе всех к местоположению оказался БПК "Маршал Шапошников", который по ходу движения, готовил план освобождения. Времени было крайне мало. Пираты  крушили все на своем пути по танкеру, стараясь добраться до экипажа в машинном отделении.

https://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2012/10/universityofmoscow-33.jpg

Утром следующего дня, благодаря блестяще проведенной спецоперации, морпехи за 22 минуты освободили заложников, не перестреляли, а гуманно отпустили оставшихся в живых пиратов, но они бесследно исчезли в океане. Все подробности произошедшего мне удалось узнать не из прессы - от моей одноклассницы, которая оказалась членом экипажа "Морского университета". Для меня - они герои, равно, как и все, кто выбрал для себя нелегкие морские профессии, а так же любые другие, связанные каждый день с риском жизни.

https://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2012/10/universityofmoscow-28.jpg

https://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2012/10/universityofmoscow-35.jpg

https://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2012/10/universityofmoscow-70.jpg

Люди в океане - это некий символ свободы, которой нам всем, порой, не достает на земле. Здесь - ограничения, запреты, обязанности и жизнь,  а там - иллюзия благополучия - гуляет ветер, и кроме приказа работать - ловить рыбу, драить палубу, вести корабль, никто и ничего, толком, не запрещает. У каждого есть свои четко расписанные обязанности, и никто не заставляет при этом учить, лечить или готовить, стирать и ездить на фазенду,  если в судовой роли это не прописано. В каком-то смысле, эта работа -  удобная лазейка, чтобы спрятаться от мира и его условностей. В самом начале выбор есть у каждого, но чем дальше, тем все больше и больше любой списавшийся мореход напоминает рыбку, выброшенную на берег - беззащитную и уязвимую, не способную противостоять обстоятельствам. И не у все получается выжить. Это и будет ответом на вопрос - почему выбирают море, а не сушу, несмотря на всевозможные трудности.

Я очень надеялась на то, что в семейном архиве остались не только личные, но и другие фотографии, отображающие корабли и жизнь рыбаков на борту, но увы... Теперь это все осталось только в моей памяти и воспоминаниях, которые я постаралась донести до сообщества, как смогла.

Спасибо всем за внимание и за возможность рассказать.