Перейти к содержанию
  • записей

    9
  • комментария

    23
  • просмотр

    6 561

О блоге

Доброго всем времени суток, уважаемые читатели!

Я уже не раз рассказывала Вам о своем родном городе - Новороссийске и показывала фотографии улиц и парков, набережной.

Наверняка, Вы помните, что раньше было принято начинать парадное представление городов, по случаю и без, с пафосных слов - город-герой, город-труженик. Герои, отдавшие свои жизни защищая наш город от врагов никогда не будут забыты. Что касается города-труженика, то это тема отдельного разговора. И, я, пожалуй, никогда бы его не начала самостоятельно, если бы не наша форумчанка Ольга с Абакана. Спасибо ей за то, что придала мне немного смелости. Ведь писать о повседневности и работе намного сложней, чем рассказывать о происходящем в путешествии.

Вопрос Ольги был о профессии моего отца. Он работал матросом-мотористом, рыбообработчиком на рыбопромысловых судах предприятия "Новороссийскрыбпром" более 35 лет, и бóльшую часть своей жизни провел в рейсах, вдали от дома и семьи, побывал во многих портах мира и обошел практически все моря и океаны вдоль и поперек. Рыболовецкие траулеры предприятия уходили из родной гавани на пять-семь лет, и к ним приходилось добираться самолетами в различные отдаленные порты мира, и соответственно, так же возвращаться домой. Рыбопромысловых зон для добычи было несколько - это Атлантика и африканские регионы, бескрайние просторы Тихого и Индийского океанов. Траулеры имели на борту морозильное оборудование, и добытый улов непродолжительное время находился в холодильниках, затем приходил транспорт-"база", на которую рыба перегружалась и доставлялась по месту назначения. Длительность таких "экспедиций" была разной - от шести до девяти месяцев, по максимуму. И зависела она не только от поставленной Родиной задачи и планов по добыче, но и от готовности следующего экипажа заменить отработавший. Стоянки в портах были дорогими и непродолжительными, только по крайней необходимости - чтобы сменить экипаж, пополнить запас воды и топлива, продуктов питания, которыми запасались впрок на все случаи жизни, и снова уйти в автономное плавание на долгие пять-шесть месяцев. "Крайней" необходимостью считался и ремонт потрепанных штормами кораблей. Морские странники, хоть и были прочнее людей, но тоже периодически требовали осмотра и технической помощи. К ним на три недели прилетала " скорая неотложка" - рембригада, которая в хорошем темпе приводила в порядок плавсредство, чтобы и внутренне и внешне соответствовать западным аналогам. И у корабля начиналась новая жизнь.

Торговля добытой русскими рыбаками рыбой, шла на ура, и её с удовольствием покупали Штаты и Китай, Юго-Восточная Азия и Африка. Плавучий консервный комбинат - "база", на переходе из промысловых зон к местам выгрузки, успевала обработать и упаковать выловленную рыбу, а так же приготовить из нее консервы, которые так же, как и морская рыба, были достаточно востребованы на прилавках мира. Вся эта деятельность долгое время приносила баснословные суммы в кошелек государства и карманы кампаний и предприятий. Хотите знать аванс простого матроса 70-80-х? 90 рэ. Очень хорошо помню эту сумму. Его можно было оставить через бухгалтерию и он отправлялся на сберкнижку. Это уж потом, по результатам рейса и отчетности, выплачивались остатки зарплатки, какие-то премии, пересчитываемые на валютные чеки. Много ли это было? Когда дома должны были как-то жить полгода семьи с детьми, которых требовалось накормить, напоить и выучить? Не густо.

С тех пор прошло немало лет. Я никогда не спрашивала отца - как ему было там. Всё и так было ясно. Ему там было намного трудней и сложней, чем нам, на земле. Но, он прошел этот путь до конца, и не свернул с него на половине, как бы тяжко не приходилось. Слово "надо" всегда было главней всего. Чтобы жить, надо было работать. Чтобы работать, надо было забыть об усталости, жаре и холоде, о праздниках, превращенных в будни. Постоянно собирать в кулак и волю, и расшатанные нервы. И ждать-ждать-ждать, когда перед глазами будет не линия горизонта, рассветы с закатами, а что-то более существенное - машины, дома, деревья. Земля!!! Понять это чувство может только тот, кто был между небом и землей. В море или в космосе.

Думаю, что вводной информации для первого в моей жизни блога, достаточно. Фотографии, что Вы увидите далее, размещаю с любезного разрешения их автора и моего давнего друга - А. В. Кисельникова, проработавшего в ОАО "Новошип" много лет - под флагом и без оного. Он мне их аккуратненько загрузил в папку, которую я сегодня с большим удовольствием для Вас "распечатываю". Вряд ли когда-либо в интернете Вы найдете подобные. Просто взгляд моряка - на море, корабль и жизнь на борту во время переходов из одного порта в другой.

Вы согласны на такое фото-путешествие из Баренцева моря в Южную Атлантику? Тогда вперед! Мы отправляемся из Мурманска на балкере "Сергей Лемешев", построенном в Болгарии в 1983 году.

1463.JPG

1492.JPG

1502.JPG

1501.JPG

1491.JPG

1595.JPG

1428.JPG

1497.jpg

1445.jpg

1447.jpg

1446.jpg

Записи в этом блоге

СОРОКОВЫЕ, ШТРОМОВЫЕ....

Следующее испытание для тех, кто связал свою жизнь с морем - это шторма. Все наши страхи и сравнения с подобными явлениями на суше - практически ничто по сравнению с подобной ситуацией на море. Неистовые волны кидают вверх-низ даже большие корабли, как пушинки. Что тогда говорить о маломерных судах на открытых пространствах при порывистом ветре? Судоводители внимательно следят за прогнозами, ловят коридоры между циклонами, и всегда прислушиваются к рекомендациям портовых служб - не выходить из бухты без разрешения. А если того требует график движения, то идут дальше на свой страх и риск.

По обе стороны от экватора, существует несколько проблемных регионов судоходства. И это не только загадочный Бермудский треугольник, в котором ни моряки, ни ученые никак не могут разобраться. Слишком просто рассуждать на земле, о происходящих в морях и океанах, процессах. Временами кажется, что мы в космосе уже, как свои, а вот в глубинах мирового океана постоянно какие-то новые загадки появляются, на которые нет ответа и чувствуется, что не скоро человечество достигнет дна и продвинется хоть сколько-нибудь вперед, несмотря на все научные исследования. Какая там была крайняя отметка о погружении в Мировую впадину Тихого океана? И ведь это не предел...

Да и всё происходящее, между атмосферой и океаном не более, чем наблюдения метеорологов и выводы, сделанные на основе уже произошедших событий, в обозначенное время года. Безусловно, эта информация несколько облегчает транспортные перевозки, навигацию и рыбную ловлю, как таковую. Но, при всем при этом, никто и никогда не гарантирует стабильности и безопасности в любом из рейсов. И риск оказаться в центре очередного природного катаклизма, присутствует всегда. Надеюсь, все помнят, что произошло в декабре 2004 года после подземного толчка в ЮВА? Погибшие, пострадавшие и пропавшие без вести. Отпуск, превратившийся в кошмар, вспоминать который вряд ли кто захочет. Никакая страховка не вернет родных, коли что произойдет.

А тут - добровольно, по велению обстоятельств, в моря, когда не знаешь - вернешься ли? Пожалуй, впервые за десять лет на форуме, я не дам ответа на заданный вопрос. Его просто не существует, даже у тех, кто уходил в море и возвращался обратно. Если удовольствие - то, весьма сомнительное. Мне кажется, что больше были мысли о том, что дома тебя ждут, и не справятся с потерей кормильца. Скорее всего, именно это и держало на плаву маленькие траулеры, какими бы сильными ни были шторма. Отец прошел и сороковые, роковые, в районе Южного полюса, огибая Америку, и не менее проблематичные зоны Балтики и Северного моря. Как пережил всю эту морскую "болтанку" - до сих пор непонятно, но никогда ни о чем не рассказывал. Крепился, как мог в рейсе, и берёг нервы домашних от лишних стрессов. И как-то так сложилось в последствии, что ни ему, ни всем другим морякам и рыбакам подобных вопросов, наивных и глупых, я  никогда не задавала. Боясь, задеть за живое, которое пряталось внутри. Не было раньше интернета и ю-туба, фото и информации было практически - ноль. Потому, и уходили, оставляя в полнейшем неведении родных и близких.

Удалось ли почувствовать мне нечто подобное в путешествиях? Лишь однажды, когда, позабыв обо всем на свете, я отправилась в паромный тур по Балтике зимой, в январе. В традиционный сезон волнений и штормов. Основная часть морского путешествия прошла как обычно, без воспоминаний, но последняя ночь на пароме оказалась практически бессонной. Вернулась в нашу подводную каюту🤣, когда все давно уснули. Оставалось только лечь и забыться до утра в коротком сне, но его как не бывало. Причиной тому был не даже не шторм, а легкое волнение и качка из стороны в сторону, но эти качели нагнали страху столько, что я не могла дождаться утра и финского Турку, чтобы оказаться на земле. Состояние было просто жуткое, казалось, что полка становилась почти вертикально. Ничего подобного никогда не происходило ни до, ни после этого перехода.

Балкер "Сергей Лемешев". Фото и видео шторма в Северном море члена экипажа А. Кисельникова.

1324.JPG

1346.JPG

1345.JPG

1347.JPG

И более драматичное видео кораблей в восьмибальный шторм.