Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж
  • записей
    35
  • комментариев
    18
  • просмотров
    37 198

Вступление перед экскурсией. История, легенды и факты (приложение к пятому эпизоду)


maverick

2 215 просмотров

Острова Соловецкого архипелега притягивали к себе внимание жителей с материка с незапамятных времён. По мнению современных учёных, постоянных поселений на островах не было долгое время. Древние люди сюда приходили для совершения обрядов и захоронений своих вождей, считая что в этих местах походит граница с потусторонним миром. Древние святилища Соловецких островов оказались более древними, чем греческий Акрополь: возраст некоторых каменных выкладок – лабиринтов – около четырёх тысяч лет.

 

Монашеская жизнь на Соловках началась в 1429 году, когда старцы Савватий и Герман прибыли на лодке на Большой Соловецкий остров. Поселились преподобные в 12-ти км от нынешней обители у озера возле Секирной горы, где воздвигли крест и построили келью.

 

0_8ad45_5eab35e3_L.jpg

 

Через 6 лет Савватий умер, а Герман отправился на материк. В Поморье он встретил преподобного Зосиму, энергичного местного жителя, раздавшего бедным свое имущество и решившего отречься от мира. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров. Зосима стал устроителем иноческой жизни на Соловках, была создана община из единомышленников, начавшая активно обустраиваться на этой земле.

 

0_8ad46_3433ab14_L.jpg

 

Существует легенда, что однажды преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии, и тогда на месте этого дивного видения иноки построили деревянный храм в честь Преображения Господня. Позднее была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан Соловецкий монастырь. Преподобные Зосима и Савватий были канонизированы в 1547 году.
Первоначально монастырь получал помощь от Новгорода, на землях которого он стоял, но и после падения Новгородской республики Великий князь Московский, заинтересованный в наличии на пограничном севере крепкого хозяина, миссионера и защитника, поддерживал права соловецких монахов на владение островами.

 

До середины XVI века Соловецкий монастырь был довольно скромной обителью с деревянными церковными, жилыми и хозяйственными постройками. Однако сильный дух его обитателей проявился в скором времени. В 1548 г. игуменом стал незаурядный и деятельный Филипп (в миру - боярин Федор Колычев). При нем на пожертвования новгородских толстосумов в монастыре начинают строиться величественные каменные храмы, казенная палата, две поварни, мельница, сушило (мастеров-каменщиков Филипп отыскал в том же Новгороде), развивается торговля и собственный флот. Прокладываются новые дороги, многочисленные озера соединяются каналами, что улучшает водоснабжение и передвижение на легких судах и лодках (эти каналы действуют и сейчас).

 

Для решения "продовольственной программы" создаются пастбища и скотный двор на острове Большая Муксалма, а вблизи монастыря устраиваются большие искусственные пруды-садки для разведения и содержания морской рыбы. Различные технические новшества облегчали ручной труд - "автоматическая" подача зерна на сушку, разлив сваренного кваса по бочкам. Размах каменного строительства потребовал создания кирпичного завода, а также добывания средств и приглашения мастеров, что и было с успехом сделано - энергичный Филипп не сидел затворником на Соловках, а ездил по России и налаживал связи со многими "полезными людьми".

 

Восемнадцать лет управлял Филипп монастырем, превратив его за эти годы в один из крупнейших на Севере. В 1566 году Филипп был призван Иваном IV на место митрополита Московского, а в 1569 году по его же приказу был задушен Малютой Скуратовым в Твери, куда был сослан за протест против произвола опричников.

 

Вспомним, что в те далёкие времена действовало Крепостное право. Уже к концу XVI-го столетия монастырь становится богатейшим на северных русских землях феодалом и крупным оптовым купцом. Свыше двух столетий в XVI-XVIII веках Соловецкий монастырь являлся почти самостоятельным государством внутри большой Русской державы. На его населенной территории действовали собственные законы и обычаи, он содержал войско, береговые и островные укрепления, даже судил своих подданных. Монастырь обладал огромными земельными владениями, простиравшимися по всему беломорскому и океанскому прибрежьям более чем на тысячу верст. Монастырские подворья находились в Сумском Посаде и Кеми, на Кондострове, в Архангельске и Москве.

 

В своих владениях добывались в большом количестве: соль, рыба, тюлений жир, слюда, выплавлялось железо, открывались кожевенные избы, всевозможные мастерские, включая оружейные, изготовлявшие холодное оружие для монастырского войска.

 

Солеварение было основным занятием монастыря в XVI-XVII вв. В конце XVI века монастырь ежегодно продавал около 100 тыс. пудов соли, а в первой половине XVII века вывозил на внутренние рынки 130-140 тыс. пудов соли в год. На 50 монастырских соляных варницах было занято в отдельные годы более 800 постоянных рабочих и 300 временных. Выручка от соляной продажи шла на покупку хлеба. Местом продажи соли и покупки хлеба была Вологда.

 

В пору наивысшего хозяйственного преуспевания Соловецкого монастыря правительство нанесло по экономике хозяина Поморья чувствительный удар. В 1667 году за сопротивление церковной реформе патриарха Никона (кстати, жившего когда-то на Анзерском острове), указом царя Алексея Михайловича были конфискованы и переданы государству "Соловецкого монастыря вотчинные села и деревни, и соляные и всякие промыслы", расположенные на побережье. Тем не менее, во владениях монастыря остались десятки волостей и деревень, береговые крепости, 11 соляных варниц.

 

В архиве Соловецкого монастыря хранится ведомость начала второй половины XVIII века с подробным перечислением принадлежавших монастырю городков, уездов, недвижимой и "крещеной" собственности. Так же они содержат в себе полный перечень денежных и натуральных повинностей "сирот монастырских".

 

Соловецкий монастырь имел в то время 5430 крестьянских, бобыльских и половнических (арендование земли за долю продукта, выплачиваемую натурой, — половину) душ мужского пола. "По монастырским издревле определениям" с крестьян взимался денежный оброк, подымные и другие подати, составлявшие в общей сложности около 500 руб. в год. Кроме налогов, крестьяне поставляли "для исправления разных работ" летом (с 1 марта до 1 октября) плотников и подсобников, зимой (с 1 октября до 1 марта) чернорабочих для возки сена, дров и т. д. Ничего, кроме пищи, они при этом не получали.

 

Помимо всего этого, крестьяне бесплатно работали на монастырских мореходных судах (ладьях), привозили "в питомство монашествующим и трудникам хлебные и харчевые припасы", а также развозили продовольствие по усольям и службам. Своим инвентарем на своих лошадях крестьяне обрабатывали монастырскую пашню в приписной Муезерской пустыни (в Кемской волости), убирали и молотили хлеб, заготовляли дрова, косили сено.

 

Большие денежные и натуральные повинности выбивали монастырских крестьян из колеи, росло число разорявшихся хозяйств, бобыльских и половнических дворов. Бобыли и половники не могли тянуть в полном объеме монастырского тягла, их освобождали от уплаты денежного оброка. Тем большая тяжесть налогов ложилась на крестьянские дворы, многие из которых пополняли ряды половников и бобылей. Получался замкнутый круг, который был разорван конфискацией государством церковного и монастырского имущества - в 1764 году земельные угодья и крестьяне Соловецкого монастыря были переданы Коллегии экономии. Эта реформа окончательно подорвала экономическую основу соловецкой вотчины и положила предел развитию монастырского феодализма на Севере. После конфискации монастырских владений в монастыре осталось от 500 до 1000 человек "годовиков" - богомольцев, работников по обещанию (численность братии была 200-250 человек).

 

Тюремная история на Соловках начинается с первой трети XVI века. Тюрьма "духовного ведомства" так же являлась и секретной государственной темницей. Основную же массу заключённых в Соловецкий острог составляли религиозные вольнодумцы и "отступники" веры. Почти четыре столетия, с середины XVI и до конца XIX века, монастырь обеспечивал тюремный режим. В 1903 г. тюрьма была упразднена. Со времён царствования Ивана IV Грозного в списках узников монастырской тюрьмы числилось не менее 400 человек. На территории Кремля сохранились несколько тюрем XVI – XVII веков: Корожная, Головленкова, Сушиленная, и здание Иконописной палаты.

 

Таким образом, выходит, что "… место религиозного добровольного уединения с благой целью спасения души оказалось центром принудительной изоляции, главным образом, по религиозным мотивам" (Бродский Ю. А. - "Соловки. Двадцать лет особого назначения").

 

К середине XIX века обитель стала своеобразным "крестьянским царством" – монахи развивали мореходную практику, ремёсла и небольшие производства с внедрением современных новейших достижений науки и техники. В начале XX века монастырь обладал собственным флотом и сухим корабельным доком, имел радиостанцию, а в 1912 г. на Большом Соловецком острове была сооруженная первая в России гидроэлектростанция на самотечном канале из Святого озера.

 

Большевики изменяют жизненный устрой обители. В 1920 г. они создают концентрационный лагерь для военнопленных гражданской войны. А в 1923-м году лагерь перерастает в СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения. В 1939 году приказом Л. П. Берия соловецкая тюрьма расформировывается, осенью все узники были перевезены на материк.

 

В период Великой Отечественной войны в стенах монастыря располагался учебный отряд Северного флота. Известная Соловецкая школа юнг подготовила для фронта тысячи юных моряков, специалистов в различных областях военно-морского дела.

 

После вывода из монастыря военных моряков возобновляется интерес к истории и архитектуре, начинаются научно-исследовательские и реставрационные работы. В 1974 году организуется Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

 

Монастырь возобновил свою деятельность только 25 октября 1990 года.

 

Военное направление деятельности Соловецкого монастыряв период с конца XVI до второй половины XIX веков.

 

Соловецкий монастырь периодически подвергался агрессии со стороны северо-западных соседей Руси. Борьба с "каянскими немцами" (так в старину называли жителей современной Финляндии по имени города Каянь) была неизменным спутником соловецкой истории вплоть до начала XVIII века.

 

Напряженное положение на границе заставляло монастырь побеспокоиться как о своей личной безопасности, так и о принятии мер к защите территорий Беломорского края, политическим центром которого он являлся. Монастырь был вынужден строить укрепления на островах и в прибрежной полосе, иметь оружие и содержать войско. Настоятель монастыря, имея большую силу на землях европейского Севера России, был способен возглавить оборону государственных и соловецких границ.

 

И вот, в 1678 году, вокруг монастыря сооружают первую Соловецкую крепость — деревянный острог с башнями, и для ее защиты набирают девяносто пять стрельцов.

 

В "военной истории" Соловков осталось слишком много белых "пятен". До сей поры правильно не определено значение Соловецкой крепости, которая с XVI до XVIII в., и особенно в годы "смуты", спасала от шведских феодалов свои владения и северные районы России. Комплексу укреплений Соловецкого монастыря не отдавалось того исторического значения в обороне Соловецкого Поморья, которое ему на деле принадлежало. Но – исторический факт – Беломорье сохранено в составе России местным населением. Даже враги отдавали должное бесстрашию поморов.

 

Наиболее подробно современными историками описываются события, разыгравшиеся у стен Соловецкого монастыря во время обороны Архангельского Поморья 6-7 июля 1854 года в период Крымской войны. >подробнее

 

Единственный раз в своей истории монастырь, всё же, подвергся страшному разгрому с многочисленными кровавыми жертвами. Так наказали его в конце знаменитого восьмилетнего "Соловецкого сидения" (1668-1676 гг.) царские войска за сопротивление церковной реформе патриарха Никона. При этом взять крепость штурмом так и не удалось - помог предатель, показав тайный проход в районе Сушила в южной стороне крепости. Мятежники были перебиты с чрезвычайной жестокостью, а монастырь был разграблен стрельцами царя Алексея Михайловича под командованием воеводы Ивана Мещеринова.

 


0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...