9SMlight (2015): Под впечатлением посещения Театра-музея художника-сюрреалиста Сальвадора Дали в Фигерасе (ИСПАНИЯ, Каталония)
ДАЛИ и ГАЛА
За каждым Великим мужчиной всегда стояла Великая женщина. Для С.Дали таковой была Гала, которую он боготворил. Га́ла - настоящее имя Елена Ивановна (Димитриевна) Дьяконова (26 августа 1894, РОССИЯ, Казань; 10 июня 1982, ИСПАНИЯ, Кадакес, Порт-Льигат). В посвящении к книге "Дневник одного гения" С.Дали напишет: "Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ".
Свою русскую музу С.Дали повстречал летом 1929 года (когда ему было 25 лет, а она была на 10-12 лет старше его). Но свои первые воспоминания о ней он относит ещё ко времени его обучения в первом классе: "Именно в чудесном театрике сеньора Трайтера (прим.автора - эксцентричный педагог-новатор) я увидел то, что перевернуло мне всю душу, — я увидел русскую девочку, которую в тот же миг полюбил. В каждую клеточку моего существа от зрачков до кончиков пальцев впечатался в ту минуту ее образ. Мою русскую девочку, укутанную в белый мех, куда-то уносила тройка — почти чудом она спаслась от стаи свирепых волков с горящими глазами. Она глядела на меня, не отводя взора, и столько гордости было в ее лице, что сердце сжималось от восхищения... То была Гала! Я никогда в этом не сомневался — то была она".
Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал: "Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж П.Элюар (прим.автора - французский поэт, выпустивший более сотни поэтических сборников) до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. С.Дали без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла..."
В быту они оказались идеальной парой, как часто случается с совсем разными людьми. С.Дали — абсолютно непрактичный, робкий, закомплексованный человек, который боялся всего (от езды в лифтах до заключения договоров. По поводу последнего Гала однажды сказала: "Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры").
Эта сюрреалистическая Мадонна в житейских делах была холодной и достаточно рассудочной женщиной, поэтому с С.Дали они представляли две разные сферы: лед и пламя. "Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением, — писал С.Дали. — Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться".
До встречи с Гала художник стоял лишь на пороге собственной славы. Эта женщина помогла ему перешагнуть порог и насладиться сверкающими залами всемирной популярности. Появление Гала совпало с разрывом с группой сюрреалистов. "Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть", — объявила она ему, и художник ей поверил (С.Дали: "Я слепо верил всему, что она предсказывала мне").
Но Гала не только предсказывала - самоотверженно и самозабвенно помогала ему, искала богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала его картины. "Никогда мы не сдавались перед неудачами, — отмечал С.Дали. — Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник".
После первой встречи они не расставались 53 года: их разлучила смерть Гала в 1982 году. Гала по-французски означает "праздник". Она и впрямь была праздником вдохновения для С.Дали, главной моделью для живописца
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет