ЛАОС, Луанг-Прабанг. Храмы Ват Висан, Ват Ахам, монастырь Ват Ксьенг Тхонг
Дикий, недорогой, экзотический, необычный - так бы я охарактеризовал Лаос. Древние племена жили в этой местности очень давно. Кхмеры, таи, лао - многие экзотические народы обитали на этой территории. Примерно в XII веке в Лаосе появилось подобие государственности, а точнее, нескольких образований. В XIY веке Лаос стал объединенным государством - с этого периода обычно и рассматривают его историю.
Здесь нет моря или океана, но зато очень много древних храмов, которые затерялись в джунглях, сохранился уникальный уклад жизни, необыкновенные по красоте горные пейзажи. Несмотря на то, что эта страна одна из самых бедных, достопримечательностей здесь хватает в изобилии. Так что, мое пребывание в Лаосе оказалось необыкновенным и весьма интересным.
Древняя столица Лаоса Луанг-Прабанг - душа и сердце лаосского государства. За многовековую историю она являлась главным центром разных империй, а сейчас здесь царит блаженное спокойствие. Многочисленные храмы Будды, королевский дворец, в котором открыт Национальный музей, гора Пуси с панорамой на окрестности, шумные водопады и пещерные комплексы пользуются большой популярностью у нашего брата - путешественников. Необычное зрелище представляет давняя местная традиция: ранним утром (примерно в 5.00) вдоль городских улиц проходят буддистские монахи, а жители и гости страны выходят их поприветствовать и угостить.
Особенно мне запомнились посещения храмов Ват Висан, Ват Ахам, монастыря Ват Ксьенг Тхонг, Национального музея в здании бывшего королевского дворца и храма Чомси на высоком холме Пуси, откуда открывается шикарный вид на долину Меконга.
1. Ват Висан - один из самых старых храмов в Лаосе, он был основан в начале XY века на юге Луанг-Прабанга, недалеко от холма Пуси. Храм был построен по приказу лаосского короля Тяо Висуналата. Этот обворожительный храм на протяжении нескольких столетий хранил за своими стенами священную скульптуру Будды Пхабанг. В конце XVIII века храм постигла трагическая судьба - он был практически полностью сожжён. Восстановление храма Ват Висана заняло несколько десятилетий.
Сегодня вход в храм открыт для всех желающих. Главная достопримечательность Ват Висана - огромная шестиметровая статуя Будды, полностью выполненная из дерева.
2. Следующим в этот день у меня был Храм Ват Ахам, который представляет собой уникальный пример религиозной постройки, где прекрасно уживаются как буддистские, так и языческие святыни. Виной тому легенда, которая гласит, что уничтожение языческой символики в храме неизбежно приведет к бедам и болезням. Во дворе великолепного Ват Ахама разместился прекрасный сад, в котором собраны экзотические виды цветов и растений. Климат Лаоса позволяет легко сочетать многообразие растений тропических регионов с более прихотливыми представителями флоры регионов резко континентальной зоны. Именно поэтому неповторимый ландшафтный дизайн сада вызвал у меня восхищенное созерцание.
Так называемый монастырь «Открытого сердца», долгие годы служил резиденцией Верховного буддистского патриарха Лаоса. Ват Ахам - небольшой храм, состоящий из сима, то есть собственно храма и двух древних ступ, которые являются религиозными сооружениями, построенными в память о каком-либо человеке. В оформлении храма я видел как буддистские, так и языческие, анималистские символы.
Согласно городской легенде, примерно в XIV веке на месте, где сейчас стоит храм Ват Ахам, было построено святилище для Пу Но и На Но - духов-хранителей Луанг-Прабанга. Через два столетия во времена правления короля Фотхисаратха храм был разрушен. Король был благочестивым буддистом, который мечтал искоренить язычество в своей стране, и на месте старого храма был построен Ват Ахам. Вскоре после разрушения древнего святилища на город обрушились несчастья: люди стали болеть, наступила засуха, из-за чего был собран плохой урожай. Местные жители были уверены, что так духи-хранители города выразили свое недовольство из-за разрушенной святыни. В период правления следующего короля храм Ват Ахам перестроили, вернув в него некоторые анималистические статуи.
Когда в XX веке святилище духов было вновь разрушено, духи, как верят жители Луанг-Прабанга, перебрались в большие и очень старые деревья баньяна, растущие около храма. Даже в наши дни жители Лаоса приносят подношения этим духам во время празднования Нового Года.
Нынешний храм с трехуровневой крышей, чьи концы украшены изображениями змей-нагов, был построен в 1818 году. Перед ним установлены статуи, изображающие Ханумана и Равану, персонажей лаосской версии «Рамаяны». Немного подустав, я посидел на лавочке около храма, где разбит живописный садик с экзотическими растениями. Затем рядом с Ват Ахамом посетил еще один храм - Ват Висуналат (эти Святилища соединены проходом с красивейшими большими воротами).
3. Как я уже говорил, Луанг-Прабанг - бывшая королевская резиденция, что отражено и в названии города (Луанг - значит «королевский»). Поэтому здесь есть и королевский монастырь, это - Ват Ксьенг Тхонг, называемый иначе как «Город золотых храмов». Он расположен на берегу Меконга, там, где в него впадает река Кхан. Этот монастырь по праву носит титул «королевского», так как обитель была основана королем Сайсеттхатхилатом в 1560 году и находилась под королевским попечением вплоть да 1975 года. Здесь позолочено все, ну все, что только можно: даже барабан, висящий под особым навесом, и тот в золоте; сверкает позолотой и навес.
Королевский монастырь - это целых городок, и без чертежа мне было не обойтись. Сначала была главная пагода, богато украшенная позолоченной резьбой по дереву. На меня и других посетителей, снимающих обувь перед входом, сверху задумчиво смотрел золоченый слон. Барельеф, украшающий входной портал, незаметно переходит в объемную скульптуру, и слон, вздымая хобот, выламывается за пределы условной плоскости.
Множество деревянных колонн поддерживают высокий потолок, украшенный золочеными колесами-дхаммачеккас. Перед огромной позолоченной статуей Будды на бамбуковых циновках простирались богомольцы. Будда привык веками терпеливо выслушивать все жалобы, просьбы, молитвы и отвечать на них бесстрастным, невозмутимым молчанием. Однако надежды на благосклонность безмолвного божества не покидают молящихся. Снова и снова они склонялись перед его изображениями (а их здесь 10-ть), сидящими или возлежащими в позах умиротворения, благодушия, отдыха, настающего после многотрудных поисков смысла жизни. Вот так!
Второй по величине храм монастыря Ват Ксьенг Тхонг - это королевская усыпальница. Ее позолоченный фасад ослепительно блестел на солнце. При входе в пагоду я, как бывалый уже паломник, был ошеломлен. Прямо с порога меня встречали оскаленные пасти драконов, украшающих огромную колесницу. На ней установлены три позолоченные урны с прахом членов королевской династии. По сути, эта погода - своего рода ангар для королевской колесницы: она настолько велика, что занимает собой все внутреннее пространство храма.
Семь огнедышащих драконов, помещенных на носу этой колесницы-ладьи, еще более увеличивают ее размеры. По сравнению с королевской пагодой Красная Часовня, стоящая близ главного храма, весьма скромна, и помещенные в ней скульптуры Будды не обращают на себя моего особого внимания. Однако история одной из скульптур (это изображение лежащего Будды, облаченного в монашеское одеяние) мне показалась довольно необычной. В 1931 году эта скульптура была вывезена в Париж и украсила французский павильон на Всемирной выставке. Возвращение Будды в Луанг-Прабанг затянулось: после закрытия выставки скульптура вернулась в Лаос, но долгое время находилась в одном из монастырей Вьентьяна - нынешней столицы Лаоса. На свое прежнее место в королевском Вате Луанг-Прабанга Будда «прилег» лишь в 1964 году
- 7
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет