ИЗРАИЛЬ, Кейсария. Музей Ралли, 30 октября 2019 года
«Жить - это как бежать по музею.
И только потом начинаете по-настоящему
осознавать, что увидели, думать об этом,
наводить справки в книгах и вспоминать -
поскольку не можете принять это всё и сразу»
(Одри Хепбёрн - британский и американский
гуманитарный деятель, 1929-1993)
С тех пор, как британский предприниматель Томас КУК изобрел организованный туризм и в 1841 году открыл первое в истории туристическое агентство «Thomas Cook Group», люди активно путешествуют почти 200 лет, и до пандемии с COVID-19 этот вид активности набирал все большую славу. Причин, на мой взгляд две:
- развитие транспорта позволяло попасть в очень необычные места и человек, как существо пытливое, любознательное, не мог от этого отказаться;
- расширение кругозора; можно прочесть 1.000 книг, но живые впечатления все равно будут богаче и интереснее (к сожалению, в некоторые места я мог попасть только через экран, хотя увидеть то, что доступно - это уже счастье!)
Мне кажется, популярность путешествий объяснима тем, что это самый простой способ почувствовать себя счастливым. Это - концентрированная жизнь, впечатлений от которой хватает надолго. Поэтому люди стараются куда-то съездить, чтобы сменить обстановку и полноценно отдохнуть. Причем, место часто не имеет значения, важен процесс. Мне, например, достаточно 1,5-2-недельной поездки, чтобы перезарядить свои батарейки и жить дальше; это стало необходимостью и заменить чем-то эту страсть я не могу (хотя путешествия становятся более проблемными из-за роста цен - то, что обладает спросом, вмиг начинает стремительно дорожать).
Может быть посему, мне очень близки для понимания слова американского писателя Марка Твена о значении путешествий для людей: «Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности, поэтому многим людям они так остро необходимы. Нельзя прийти к широким, здравым и терпимым взглядам на людей и на вещи, прозябая всю жизнь в одном маленьком уголке земли». Так что, путешествия, на мой взор - важная, базовая потребность в таком великолепии, как творчество, в создании чего-то нового, ранее не встречавшегося во мне.
メメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメ
Далее по заявленной теме. На территории древней Кейсарии, упоминаемой еще в Новом завете, которая, по сути дела, огромный музей под открытым небом, я побывал еще в одном из ее необычных центров - в частном музее Ралли (комплекс прекрасно сохранился, находится почти в самом центре страны, рядом с Тель Авивом, на берегу моря). Кейсария - от слова кесарь, то есть царь, поэтому не удивительно, что здесь появился воистину царский музей. История этого музея восхищает: богатая итальянско-еврейская семья Реканати (жившая в Греции, считающая себя выходцами из Испании и Италии, переехавшая в Палестину) построила его в память об уничтоженных еврейских общинах Испании (в 1492 году), греческих Салонник (в 1941 году) и родителей основателя музея Гарри Реканатти. Создатель музея - бывший владелец банков «Дисконт» и «Ralli Brother» потомственный израильский банкир Г.Реканати. В конце жизни он отошел от дел и поменял скучный банковский бизнес на коллекционирование предметов искусства. В итоге была создана сеть бесплатных музеев Ралли в Чили, Уругвае, Испании и Израиле. Сегодня у ушедшего в мир иной Г.Реканати появляются последователи: в разных странах мира создаются бесплатные музеи для любителей искусства без посредников.
Этот музей - частная, не коммерческая коллекция, целью которой является привлечение интереса общественности к современному Латино-Американскому изобразительному искусству. На сегодняшний день в мире существуют четыре музея, образовавшие сеть Ралли. Руководят ими супруги Реканати: бывший владелец и управляющий банком Дисконт Гарри и его жена Мартин. Музей Ралли представляет коллекции, в основном, сюрреалистического направления, однако временами, здесь появляются представители других веяний, привлекших внимание владельца, эстетическими достоинствами и без всякой связи с именитостью автора или стоимостью работы. Единственная цель музея - привлечь внимание к стилистическим особенностям архитектуры здания и эстетическим нотам его содержимого. Музей не организовывает групповые экскурсии и не является их сторонником, равно, как избегает использование аудиогидов, предпочитая дать посетителям возможность самостоятельно воспринимать искусство в силу своего мироощущения без влияния стороннего мнения.
Музей Ралли в Кейсарии сочетает в себе совершенный дизайн и новейшие технологии с мощной просветительской идеей. Мне понравилось, что здесь не берут платы за вход (мелочь, а приятно!), не нуждаются в помощи спонсоров (заведение находится на содержании миллиардера) и ни в каком виде не приветствуют проявление духа коммерции. В наполненных светом и воздухом галереях нет ни киосков с открытками, ни прилавков с сувенирами. Музей не дает о себе рекламы, у него нет экскурсоводов, аудиогидов и путеводителей. Вообще, нет ничего, что могло бы отвлечь меня от созерцания произведений искусства, подменить собственное восприятие привнесенными извне трактовками и теориями.
Столь редкое в наши дни доверие посетителю оправдывается тем, что в этих стенах особенно ясно ощущаешь природу искусства, которое не нуждается в посредниках и свободно находит путь к сердцу любого человека, независимо от уровня его образования и интеллекта. Тем более, что посмотреть здесь есть на что: в музее собрана интереснейшая коллекция работ латиноамериканских художников, скульптуры Сальвадора Дали, Огюста Родена, а в цоколе расположена коллекция археологических находок под названием «Мечта Ирода» (иудейский царь Ирод, собственно, и построил Кейсарию, названную так в честь одного из римских императоров). Еще одной особенностью музея Ралли мне показалось то, что традиционное музейное пространство чередуется с переходами, внутренними двориками, где было много неба, солнца, фонтанных струй, игры света и тени, на фоне которых скульптурные композиции буквально оживали.
Через 14 лет после открытия первого музея Ралли в Кейсарии рядом появился второй - музей Ралли-2, демонстрирующий произведения искусства на библейские сюжеты, а также создан дворик «Память Испании» с мраморными изображениями великих испанских евреев средневековья - Нострадамуса, Спинозы, Колумба и многих других. Я ходил от одной скульптуры к другой, восхищался и удивлялся: как, и Сервантес был евреем? Оказывается, да, был, и потом я нашел немало тому подтверждений как в биографии, так и в текстах испанского писателя.
Сегодня - это современный музей с великолепными интерьерами, который представляет собой два шикарных здания, спроектированных в латино-американском духе, замечательных сами по себе (по сути, музеев два). В одном из них собрана прекрасная коллекция удивительных картин художников Испании и Латинской Америки (в большей части - сюрреализм; очень интересно и умело размещена эта экспозиция, учитывая, что работы латино-американских художников обычно велики по размеру) - кроме работ С.Дали, О.Родена, здесь собраны картины Антониса ван Дейка, Тинторетто (Якопо Робусти), Рене Магритта и многих других, менее известных художников; артефакты, найденные на раскопках в Национальном парке «Кейсария» (приведена история проведения археологических раскопок), и разных эпох древнегреческой культуры; венец всему - коллекция загадочных скульптур С.Дали.
Второе здание в 4-е этажа, с лифтом, шикарным двориком с мраморными скамейками, фонтанами, бюстами и скульптурами знаменитых людей древности представляет очень-очень древние картины в хорошей сохранности - живописные полотна начиная с XVII века на библейские темы: Адам и Ева, Ноев ковчег, племянник Авраама Лот и дочери. Выставляются и израильские художники современности. Здесь хорошо показан план строительства и развития Кейсарии, так что если ВЫ планируете прогулку в порт Кейсарии, на ипподром и во дворец Ирода, то неплохо сначала заглянуть сюда, а потом продолжать прогулку (это поможет полнее узнать-увидеть историю).
Фотографировать запрещено, но узнав, что я из Москвы, мне разрешили это делать «потихоньку, не афишируя». Внутри приятно было не только смотреть и любоваться прекрасными работами мастеров, а также посидеть на скамеечке в тиши и прохладе. Мне непосильно профессионально и подробно описать все то, что я увидел; одним словом музей блистательный. Забавный момент меня особенно поразил: прапрапрапредки были умны и бережливы - когда умирал один император, они не ваяли статую нового, а просто заменяли голову! Любители изобразительного искусства здесь могут получить массу непередаваемого удовольствия (тем более, что этот музей зачастую не входит в «стандартные» туристические маршруты; а зря!)
Я был поражен этим музеем, так как ранее никогда не слышал о нем. Конструкция обоих крыльев ошеломила меня мавританским дизайном. История сефардских людей (сефарды - субэтническая группа евреев, сформировавшаяся на Пиренейском полуострове из потоков миграции иудеев внутри Римской империи, а затем внутри Халифата) была интересной, а археологические экспонаты были очень полезны для дальнейшего посещения мной огромных археологических памятников (это было фантастическим, так как музей художественный). С большим удовольствием я любовался картинами испанских художников, скульптурами и архитектурой, которые напоминали мне Альгамбру (архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада) и испанские дворики. Прогуливаясь вокруг, я был поражен просторной территорией и удобствами, вниманием к деталям, историей и чистотой (обычно эти объекты в Израиле находятся в запущенном состоянии и очень небольшом внимании к деталям). Персонал был отзывчивый и дружелюбный, но в основном я оставался наедине с тем, чтобы погрузиться в искусство и соответствующую атмосферу. Исследовал я обе любопытные галереи в течение 3-х часов.., но этого было так мало!
P.S. Музей оставил во мне самые приятные впечатления, море положительных эмоций. Также очень понравилось то, что он сделан в виде виллы - внутри просторно и уютно, нет давящего ощущения, как в больших музеях. Конечно, суть, жемчужина этого заведения, на мой взгляд - большое собрание миниатюр и работ великого С.Дали (экспозиция выше всяких похвал). Пожалуй, здесь каждый сможет найти что-то знакомое... Я был в Театре-музее С.Дали в каталонском Фигерасе; восхищен и поражен им; при всем том, кейсарийская выставка меня потрясла и удивила.
[Театр-музей - один из самых известных музеев, полностью посвященных жизни и творчеству знаменитого художника С.Дали. Музей считается последней достославной работой великого мастера: всё в нем было задумано и спроектировано самим мастером (он занимает второе место в Испании по популярности среди туристов, уступая только общеизвестному Прадо в Мадриде). В коллекции представлены все виды произведений искусства знаменитого художника: картины, рисунки, скульптуры, гравюры, инсталляции, голограммы, стереоскопы, фотография и т.д. (а еще есть выставочный зал «Dali-Joies», где широко экспонируются потрясшие меня его ювелирные творения, например, «Королевское Сердце» с пульсирующей серединой, «Живой цветок», «Гроздьях бессмертия» и еще 36 оригинальных произведений). Каждый зал - образец высокого искусства со смелыми композициями из мебели, декораций и других удивительных вещей. Во многих комнатах стены и потолки полностью закрыты большими настенными рисунками: одни из них - оригинальные композиции, сделанные специально для этого музея, другие - увеличенные копии его знаменитых картин. Под основным этажом здания находится склеп, где хранится могила С.Дали. Несмотря на последнюю волю художника - обрести покой в замке Пуболь - его похоронили в Театре-музее спустя два дня после смерти, 25 января 1989 года]
И только потом начинаете по-настоящему
осознавать, что увидели, думать об этом,
наводить справки в книгах и вспоминать -
поскольку не можете принять это всё и сразу»
(Одри Хепбёрн - британский и американский
гуманитарный деятель, 1929-1993)
С тех пор, как британский предприниматель Томас КУК изобрел организованный туризм и в 1841 году открыл первое в истории туристическое агентство «Thomas Cook Group», люди активно путешествуют почти 200 лет, и до пандемии с COVID-19 этот вид активности набирал все большую славу. Причин, на мой взгляд две:
- развитие транспорта позволяло попасть в очень необычные места и человек, как существо пытливое, любознательное, не мог от этого отказаться;
- расширение кругозора; можно прочесть 1.000 книг, но живые впечатления все равно будут богаче и интереснее (к сожалению, в некоторые места я мог попасть только через экран, хотя увидеть то, что доступно - это уже счастье!)
Мне кажется, популярность путешествий объяснима тем, что это самый простой способ почувствовать себя счастливым. Это - концентрированная жизнь, впечатлений от которой хватает надолго. Поэтому люди стараются куда-то съездить, чтобы сменить обстановку и полноценно отдохнуть. Причем, место часто не имеет значения, важен процесс. Мне, например, достаточно 1,5-2-недельной поездки, чтобы перезарядить свои батарейки и жить дальше; это стало необходимостью и заменить чем-то эту страсть я не могу (хотя путешествия становятся более проблемными из-за роста цен - то, что обладает спросом, вмиг начинает стремительно дорожать).
Может быть посему, мне очень близки для понимания слова американского писателя Марка Твена о значении путешествий для людей: «Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности, поэтому многим людям они так остро необходимы. Нельзя прийти к широким, здравым и терпимым взглядам на людей и на вещи, прозябая всю жизнь в одном маленьком уголке земли». Так что, путешествия, на мой взор - важная, базовая потребность в таком великолепии, как творчество, в создании чего-то нового, ранее не встречавшегося во мне.
メメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメメ
Далее по заявленной теме. На территории древней Кейсарии, упоминаемой еще в Новом завете, которая, по сути дела, огромный музей под открытым небом, я побывал еще в одном из ее необычных центров - в частном музее Ралли (комплекс прекрасно сохранился, находится почти в самом центре страны, рядом с Тель Авивом, на берегу моря). Кейсария - от слова кесарь, то есть царь, поэтому не удивительно, что здесь появился воистину царский музей. История этого музея восхищает: богатая итальянско-еврейская семья Реканати (жившая в Греции, считающая себя выходцами из Испании и Италии, переехавшая в Палестину) построила его в память об уничтоженных еврейских общинах Испании (в 1492 году), греческих Салонник (в 1941 году) и родителей основателя музея Гарри Реканатти. Создатель музея - бывший владелец банков «Дисконт» и «Ralli Brother» потомственный израильский банкир Г.Реканати. В конце жизни он отошел от дел и поменял скучный банковский бизнес на коллекционирование предметов искусства. В итоге была создана сеть бесплатных музеев Ралли в Чили, Уругвае, Испании и Израиле. Сегодня у ушедшего в мир иной Г.Реканати появляются последователи: в разных странах мира создаются бесплатные музеи для любителей искусства без посредников.
Этот музей - частная, не коммерческая коллекция, целью которой является привлечение интереса общественности к современному Латино-Американскому изобразительному искусству. На сегодняшний день в мире существуют четыре музея, образовавшие сеть Ралли. Руководят ими супруги Реканати: бывший владелец и управляющий банком Дисконт Гарри и его жена Мартин. Музей Ралли представляет коллекции, в основном, сюрреалистического направления, однако временами, здесь появляются представители других веяний, привлекших внимание владельца, эстетическими достоинствами и без всякой связи с именитостью автора или стоимостью работы. Единственная цель музея - привлечь внимание к стилистическим особенностям архитектуры здания и эстетическим нотам его содержимого. Музей не организовывает групповые экскурсии и не является их сторонником, равно, как избегает использование аудиогидов, предпочитая дать посетителям возможность самостоятельно воспринимать искусство в силу своего мироощущения без влияния стороннего мнения.
Музей Ралли в Кейсарии сочетает в себе совершенный дизайн и новейшие технологии с мощной просветительской идеей. Мне понравилось, что здесь не берут платы за вход (мелочь, а приятно!), не нуждаются в помощи спонсоров (заведение находится на содержании миллиардера) и ни в каком виде не приветствуют проявление духа коммерции. В наполненных светом и воздухом галереях нет ни киосков с открытками, ни прилавков с сувенирами. Музей не дает о себе рекламы, у него нет экскурсоводов, аудиогидов и путеводителей. Вообще, нет ничего, что могло бы отвлечь меня от созерцания произведений искусства, подменить собственное восприятие привнесенными извне трактовками и теориями.
Столь редкое в наши дни доверие посетителю оправдывается тем, что в этих стенах особенно ясно ощущаешь природу искусства, которое не нуждается в посредниках и свободно находит путь к сердцу любого человека, независимо от уровня его образования и интеллекта. Тем более, что посмотреть здесь есть на что: в музее собрана интереснейшая коллекция работ латиноамериканских художников, скульптуры Сальвадора Дали, Огюста Родена, а в цоколе расположена коллекция археологических находок под названием «Мечта Ирода» (иудейский царь Ирод, собственно, и построил Кейсарию, названную так в честь одного из римских императоров). Еще одной особенностью музея Ралли мне показалось то, что традиционное музейное пространство чередуется с переходами, внутренними двориками, где было много неба, солнца, фонтанных струй, игры света и тени, на фоне которых скульптурные композиции буквально оживали.
Через 14 лет после открытия первого музея Ралли в Кейсарии рядом появился второй - музей Ралли-2, демонстрирующий произведения искусства на библейские сюжеты, а также создан дворик «Память Испании» с мраморными изображениями великих испанских евреев средневековья - Нострадамуса, Спинозы, Колумба и многих других. Я ходил от одной скульптуры к другой, восхищался и удивлялся: как, и Сервантес был евреем? Оказывается, да, был, и потом я нашел немало тому подтверждений как в биографии, так и в текстах испанского писателя.
Сегодня - это современный музей с великолепными интерьерами, который представляет собой два шикарных здания, спроектированных в латино-американском духе, замечательных сами по себе (по сути, музеев два). В одном из них собрана прекрасная коллекция удивительных картин художников Испании и Латинской Америки (в большей части - сюрреализм; очень интересно и умело размещена эта экспозиция, учитывая, что работы латино-американских художников обычно велики по размеру) - кроме работ С.Дали, О.Родена, здесь собраны картины Антониса ван Дейка, Тинторетто (Якопо Робусти), Рене Магритта и многих других, менее известных художников; артефакты, найденные на раскопках в Национальном парке «Кейсария» (приведена история проведения археологических раскопок), и разных эпох древнегреческой культуры; венец всему - коллекция загадочных скульптур С.Дали.
Второе здание в 4-е этажа, с лифтом, шикарным двориком с мраморными скамейками, фонтанами, бюстами и скульптурами знаменитых людей древности представляет очень-очень древние картины в хорошей сохранности - живописные полотна начиная с XVII века на библейские темы: Адам и Ева, Ноев ковчег, племянник Авраама Лот и дочери. Выставляются и израильские художники современности. Здесь хорошо показан план строительства и развития Кейсарии, так что если ВЫ планируете прогулку в порт Кейсарии, на ипподром и во дворец Ирода, то неплохо сначала заглянуть сюда, а потом продолжать прогулку (это поможет полнее узнать-увидеть историю).
Фотографировать запрещено, но узнав, что я из Москвы, мне разрешили это делать «потихоньку, не афишируя». Внутри приятно было не только смотреть и любоваться прекрасными работами мастеров, а также посидеть на скамеечке в тиши и прохладе. Мне непосильно профессионально и подробно описать все то, что я увидел; одним словом музей блистательный. Забавный момент меня особенно поразил: прапрапрапредки были умны и бережливы - когда умирал один император, они не ваяли статую нового, а просто заменяли голову! Любители изобразительного искусства здесь могут получить массу непередаваемого удовольствия (тем более, что этот музей зачастую не входит в «стандартные» туристические маршруты; а зря!)
Я был поражен этим музеем, так как ранее никогда не слышал о нем. Конструкция обоих крыльев ошеломила меня мавританским дизайном. История сефардских людей (сефарды - субэтническая группа евреев, сформировавшаяся на Пиренейском полуострове из потоков миграции иудеев внутри Римской империи, а затем внутри Халифата) была интересной, а археологические экспонаты были очень полезны для дальнейшего посещения мной огромных археологических памятников (это было фантастическим, так как музей художественный). С большим удовольствием я любовался картинами испанских художников, скульптурами и архитектурой, которые напоминали мне Альгамбру (архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада) и испанские дворики. Прогуливаясь вокруг, я был поражен просторной территорией и удобствами, вниманием к деталям, историей и чистотой (обычно эти объекты в Израиле находятся в запущенном состоянии и очень небольшом внимании к деталям). Персонал был отзывчивый и дружелюбный, но в основном я оставался наедине с тем, чтобы погрузиться в искусство и соответствующую атмосферу. Исследовал я обе любопытные галереи в течение 3-х часов.., но этого было так мало!
P.S. Музей оставил во мне самые приятные впечатления, море положительных эмоций. Также очень понравилось то, что он сделан в виде виллы - внутри просторно и уютно, нет давящего ощущения, как в больших музеях. Конечно, суть, жемчужина этого заведения, на мой взгляд - большое собрание миниатюр и работ великого С.Дали (экспозиция выше всяких похвал). Пожалуй, здесь каждый сможет найти что-то знакомое... Я был в Театре-музее С.Дали в каталонском Фигерасе; восхищен и поражен им; при всем том, кейсарийская выставка меня потрясла и удивила.
[Театр-музей - один из самых известных музеев, полностью посвященных жизни и творчеству знаменитого художника С.Дали. Музей считается последней достославной работой великого мастера: всё в нем было задумано и спроектировано самим мастером (он занимает второе место в Испании по популярности среди туристов, уступая только общеизвестному Прадо в Мадриде). В коллекции представлены все виды произведений искусства знаменитого художника: картины, рисунки, скульптуры, гравюры, инсталляции, голограммы, стереоскопы, фотография и т.д. (а еще есть выставочный зал «Dali-Joies», где широко экспонируются потрясшие меня его ювелирные творения, например, «Королевское Сердце» с пульсирующей серединой, «Живой цветок», «Гроздьях бессмертия» и еще 36 оригинальных произведений). Каждый зал - образец высокого искусства со смелыми композициями из мебели, декораций и других удивительных вещей. Во многих комнатах стены и потолки полностью закрыты большими настенными рисунками: одни из них - оригинальные композиции, сделанные специально для этого музея, другие - увеличенные копии его знаменитых картин. Под основным этажом здания находится склеп, где хранится могила С.Дали. Несмотря на последнюю волю художника - обрести покой в замке Пуболь - его похоронили в Театре-музее спустя два дня после смерти, 25 января 1989 года]
- 4
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет