РОССИЯ, РСО-А. Город Мертвых (Даргавс) и Наскальная Крепость (Дзиагис), 21.07.2020
1. В Северной Осетии, недалеко от горного селения Даргавс, я посетил самый большой некрополь, настоящий «город мертвых», в котором нет ни одной живой души, только зловещие могильники, ставшие последним пристанищем для многих жителей здешних мест.
Местное население называет это место «кладбищенский холм» (в переводе на русский язык); здесь насчитывается множество надземных и подземных склепов. С давних пор на холме хоронили людей; чем богаче была семья, тем больше был фамильный склеп; мертвецов заносили в склеп через окна и закрывали деревянными заслонками. Могильники ставили на холмах, чтобы тела не гнили, а мумифицировались, благодаря часто дующим ветрам, хорошо продувающим склепы.
Насколько я знаю (я родился и вырос в этих местах), такие обычаи не присущи ни одной народности, проживающей на Кавказе (до сих пор историкам не понятны причины их возникновения!) Во времена эпидемии чумы, чтобы не заразить соседей, сюда приходили зараженные семьи и оставались здесь до момента смерти (страшно, жутко, кровь леденеет в жилах, от осознания обреченности людей, покорно ожидавших свой конец).
[Эпидемии в горах дореволюционной Осетии бывали жуткими. Вот их страшные цифры: в результате чумы, свирепствовавшей в конце XVIII - первой половине XIX веков, местное население с 200.000 человек сократилось до 16.000!! Осетины находились тогда на грани вымирания; не удивительно, что эта трагедия так глубоко запечатлелась в народной памяти. В 30-х годах XIX века осетины начали переселяться с гор на предгорную равнину, тогда и были прекращены погребения в склепах.]
Высокогорный Кавказ - царство камня и архитектура горцев, населяющих этот край, под стать самой республике. Кавказские горы у них, как природная крепость, где все сложено из камня. У берегов бурных рек и на головокружительной высоте по скалистым склонам я время от времени видел застывшие осетинские селения, которые теснились друг к другу - низкие каменные сакли с плоскими крышами, окруженные башнями и склепами. Трудно представить пейзаж горной Осетии без них; селения гармонично и естественно слиты с окружающей их природой. Национальные архитектурные памятники РСО-А внешне незатейливы и лаконичны, лишены какой-либо вычурности и излишества: эстетическим идеалом проявлялись мудрая простота и строгость, наилучшим образом отражавшие душу простого и мужественного народа.
Кавказские горы выглядят как неприступные крепости, поэтому неудивительно, что местные жители соответствующим образом использовали отвесные скалы, строя в них оборонительные сооружения. В пещерах, созданных водой и ветром, осетины выкладывали защитные стены с бойницами, которые не так-то легко заметить. К примеру, две такие крепости перекрывают Куртатинское ущелье. Построены они весьма хитро: первая, оставаясь незамеченной, пропускала противника мимо себя; вскоре путь супостату преграждала вторая мощная цитадель, а первая - перекрывала путь к его отступлению.
Мое детство и юность прошли на улице Коста Хетагурова в городе Пятигорске, поэтому близко его творчество. На память сразу пришло стихотворение славного поэта «Плачущая скала», где описано сооружение боевой башни: «Работа быстро закипела. На мшистых каменных плечах Утеса положили смело Подножье стен - пусть знает враг, Какой незыблемой заставой Ему здесь загородят путь. С какой отчаянной отвагой Здесь каждый грудью встретит грудь! Как - страха, жалости не зная - Здесь все решились, как один, Погибнуть, кровью истекая, Как честь страны, свободу края Ценить умеет осетин! Лучи багрового заката Погасли на вершине гор... К ночлегу возвратилось стадо... Кипит работа до сих пор. Подножье - широко и прочно, На нем, как вылита, стена, И все срослося со скалою, точно На башне выросла она...»
2. Загадочный Город Мертвых в Северной Осетии
Катил я в компактный высокогорный район, который называется Горной Тагаурией и наслаждался шедеврами тамошней природы, своеобразием рельефа. Жители Куртатинского общества издавна населяли ущелье реки Фиагдона и вся территория к востоку до самого Терека также была занята тагаурцами, живущими в нескольких ущельях. В целом, они населяли и населяют до настоящего времени ущелья рек Гизельдона, Генальдона и Терека по Военно-Грузинской дороге.
Неустанно всматривался в цепочку гор и надеялся меж облаков увидеть их высшую точку - вулкан Казбек (5.033 метра). Наблюдал, как за узкими теснинами горных ущелий, на склонах суровых непривычных глазу гор, появлялись грозные родовые башни Алан, стерегущие «города мертвых». Ехал, чтобы посмотреть на самый крупный некрополь Кавказа, расположенный на горе Раминырах, где первые склепы появились в начале XVII века, а последние захоронения относятся к 30-м годам XIX века. Считается, что в этом самом крупном на Северном Кавказе захоронении погребены около 10.000 алан - предков осетин.
Подъехал к зеленому холму, усыпанному множеством крошечных построек круглой формы - склепами. За этими зданиями находилась наполовину разрушенная сторожевая башня, которая, по легенде, предназначалась для охраны покоящихся душ. Архитектурный ансамбль Города Мертвых предстал из 95-ти (или 97-ми) сооружений, которые можно было разделить на три основных типа: надземные склепы с пирамидально-ступенчатым перекрытием, надземные склепы с двускатным перекрытием, полуподземные склепы, впущенные одной стороной в склон (наиболее несложными по конструкции и непритязательными я бы отметил полуподземные склепы).
Прямоугольные камеры сложены из больших, грубо обработанных плит и камней; стены на высоте примерно 1,5 метров начинали переходить в ложный свод, характерный для горнокавказского строительства. В продольных стенах были пазы, в которые вставлялись деревянные балки; на них клался настил из досок. Через узкий квадратный лаз в фасадной стене вносили умерших, укладывали на настиле, затем лаз закрывали деревянной дверцей с задвижкой. С течением времени такой склеп становился коллективной усыпальницей для нескольких поколений людей, принадлежащих к одной фамилии.
Двускатные склепы построены по тому же принципу - они также вытянуто-прямоугольные, но сооружены полностью на поверхности земли и имеют более сложную конструкцию перекрытия, которая внутри представляла собой ложный свод, а снаружи была двускатной кровлей с рядами выступающих сланцевых полочек. В фасадной стене непременно присутствовал четырехугольный лаз. В склепах этого типа устраивалось два этажа для погребений.
Самыми монументальными и величественными были, конечно, квадратные склепы с пирамидально-ступенчатым перекрытием. Камера с деревянными настилами разделялась на три этажа; каждый этаж имел свой четырехугольный лаз, доступный с земли. Некоторые этажи, в которые заглядывал, находил настолько заполненными погребениями, что проникнуть внутрь склепа было невозможно (да, я и не стремился; не по мне такие «упражнения» - даже в Варанаси (Индия) на церемониальное деяние у погребальных костров не ходил смотреть). Своды этих склепов высокие и весьма колоритные; по всем четырем граням они густо украшены рядами выступающих сланцевых полочек; в верхней точке свода обычно я находил пирамидально отесанный камень. Ритмично расчлененный рядами полочек и увенчанный навершием свод получал стройность и завершенность. Полочки имели не только декоративное, но и практическое назначение - перекрывая ступени свода, они препятствовали проникновению воды в кладку свода и его разрушению.
Весьма был удивлен, когда увидел что некоторые погребенные были заключены в долбленные из ствола дерева колоды(!?); они практиковались в позднем средневековье у некоторых народов Кавказа (например, у кабардинцев, балкарцев, чеченцев). Другие - были погребены в ладьи (вернее в ладьевидные колоды!), что никак не фиксировалось у соседних народов. Пришлось увидеть и такую странность - около одной ладьи было положено... весло. Зачем оно в заоблачной выси, где самые крупные речные потоки абсолютно не судоходны? Совсем не понятно!
Подошел к самой высокой башне в Северной Осетии - над Городом Мёртвых возвышается фамильная сторожевая башня Мамсуровых высотой свыше 15-ти метров. Представил насколько с башни открывался бы прекрасный вид: слева - четырехтысячный пик Геодезистов, справа - увенчанная ледяной шапкой громада Шаухох в 4.636 метров (Шаухох - по-русски Чёрная гора, третья по высоте вершина РСО-А). На востоке за следующим перевалом Зелёным (1.791 метр) просматривались горы Кармадонского ущелья. Даже издали было видно, что это очень красивое место, окруженное высокими скалистыми горами (раньше оно было известно как небольшой горный курорт со своей минеральной водой, а с недавних пор Кармадонское ущелье приобрело более широкую, но печальную, славу после катастрофического схода ледника Колка). Прямо по Чачскому хребту, ограничивающему долину с юга, проходила граница с Грузией. Кстати, любопытный факт - Кармадонское ущелье ныне единственное место, откуда с нашей территории не пересекая границу можно совершить восхождение на Казбек.
3. Комплекс оборонительных сооружений Дзивгисская скальная (пещерная) крепость.
Перебрался через Кадаргаван - древнюю переправу через реку Фиагдон, своеобразный природный памятник, возвышающийся над дорогой. Следующим чудом истории явилась одна из крупнейших наскальных крепостей на Кавказе, расположившаяся за селением Дзивгис прямо на склоне величественной горы Кариу-хох, Скалистого хребта. Местные жители соответствующим образом использовали отвесные скалы, строя в них оборонительные сооружения. В пещерах, созданных водой и ветром, осетины выкладывали защитные стены с бойницами, которые не так-то легко заметить.
Въехал в Комдагал (в переводе с осетинского означает «ключ ущелья») и через несколько минут вдали увидел наскальные сигнально-сторожевые и оборонительные сооружения (о чем свидетельствуют музейные фрагменты оружия и утвари, найденные внутри укреплений) на основе тектонических трещин и пещерных образований. Несмотря на скромные размеры, продиктованные стремлением сделать укрепления более незаметными, благодаря внушительным размерам пещерных образований в них могло укрываться значительное число воинов.
Облазил все, что было возможно, не переставая недоумевать и восхищаться мыслям работам «средневековых инженеров». Этот крепостной комплекс состоит из 7-ми автономных оборонительных сооружений (пещер различной величины, к которым пристроены каменные укрепления), располагающихся у входов в естественные пещерные образования (у подножия горы находится основное укрепление). По легенде существовал даже подземный вход в Дзивгисскую сторожевую башню, а сообщение с другими башнями осуществлялось по высеченным в скалах тропинкам. Эта пещерная крепость принадлежит к числу самых мощных фортификационных комплексов на территории Кавказа. Ее возраст отмечен примерно в 700 лет: зафиксирован факт нахождения в одном из укреплений арбалета с блочным натяжным устройством, имевшим в то время распространение на территории Западной Европы. По некоторым данным, сооружение существовало еще до татаро-монгольского нашествия.
В целом, на Центральном Кавказе была создана уникальной оборонительная система. Она представлена сетью наскальных укреплений, расположенных вдоль подножия Скалистого хребта и защищавших некогда горную часть Алании. Наиболее вероятной датой их возведения считаются XII-XIII века (возможно, более обоснован период XIII-XV веков). Они становятся оплотами обороны алан, в результате монгольских завоевательных походов на Кавказ, вынужденных искать в горах пристанища. В осетинской устной традиции подобный вид фортификационных сооружений носит название «укрепления». Характерным признаком их архитектуры являются оштукатуренные и покрытые желтой охристой краской снаружи стены (как у культовых сооружений этого периода), что нехарактерно для строений последующего времени. Вход в такие укрепления располагался, как правило, с правой (снаружи) торцевой стены, что затрудняло осаждающим пользование оружием.
Всего на территории Осетии зафиксировано 13-ть наскальных укреплений. Таким образом, в монгольскую эпоху (XIII-XV) с массовым притоком аланского населения в горы здесь возникает система скальных (пещерных) крепостей. Расположенные цепью на южной стороне Скалистого хребта горной Осетии-Алании, они имеют наименование «Шах над» - «Дорога шаха». Данные оборонительные сооружения представляют собой систему из укрепленных пещер, башен и невысоких стен на скальных карнизах, расположенных на разных высотах, наподобие ласточкиных гнезд. Аналогичные оборонительные сооружения продолжаются дальше на запад (Балкария, Карачай) и на восток (Ингушетия, Чечня), что наводит на мысль о единой системе охраны магистрального пути через горный Кавказ в эпоху Средневековья.
Дзивгисская наскальная крепость является одним из самых необычных и интересных исторических памятников Северной Осетии. Образована она натуральными(!) выемками горы Кариу-хох, сформированными в породе известняка под воздействием атмосферных факторов, которые были искусно заложены стенами из камня, скреплёнными крепким раствором. В крепости применялась оригинальная система сообщения между укреплениями, устроенными на разной высоте. Для этого использовались высеченные в скалах тропинки и подвесные лестницы, убиравшиеся защитниками при нападении неприятеля. Таким образом, в ходе боя каждое помещение крепости служило отдельным, не сообщавшимся с другими, очагом обороны, практически недоступным для захватчиков (как гласит легенда, Дзивгисская крепость стала неприступной в XVI веке для персидского шаха Аббаса, не позволив ему проникнуть в Куртатинское ущелье из Закавказья).
Небольшое по сегодняшним меркам село Дзивгис, когда-то было значимым «военно-патриотическим ансамблем», духовной и оборонной твердыней, отвечавшей за безопасность местных жителей! Именно поэтому, здесь я увидел еще много интересных достопримечательностей того времени: две оборонительные башни; памятные цырты (исторические могильные памятники, пришедшие от скифов, затем через средневековую Аланию трансформировались у осетин в такие надгробия, которые существовали наравне с традиционными фамильными склепами; символика их несложная - солярный символ на месте «головы», символическая мужская или женская одежда, изображения необходимых вещей, которые понадобятся умершему в загробной жизни, иногда надписи - которые сейчас не могут прочитать сами осетины) с орнаментными изображениями, различные виды гробниц и склепов; основную сокровищницу этого комплекса - великую святыню Уастырджи дзуар (Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов, а дзуар - собирательное название небожителей, святых-покровителей); Собор Святого Георгия XIV-XVI веков, как символ объединения языческих верований осетин и христианства.
К большому сожалению, не довелось вблизи увидеть башню древнего замка Курта и Тага - еще одной национальной гордости Куртатинского ущелья, находящейся в ауле Уаллагсых, на горе Хакун. Это сооружение считается родовым поместьем для многих осетин, так как большинство фамилий, распространенных в республике, имеют генеалогическую связь с легендарными именами владельцев башни - двух братьв-алагирцев, правнуков легендарного родоначальника Сидамона (мифологический герой осетинского нартского эпоса; он развивался не в героическом, а в комическом и бытовом плане). В нем рассказывается, что однажды во время охоты Курта и Тага их соколы поссорились и победу одержал сокол Курта. Посчитав это дурным знаком, Таг покинул родные края и ушел в Даргавское ущелье, место обитания кистов (этнографическая группа чеченцев). Тага сумел завоевать ту местность и обосновался на ней. Курт же остался полноправным правителем, и его имя дало название исторической территории - Куртатинскому ущелью.
P.S. Напоследок расскажу тронувшую душу местную легенду. В древние времена дороги у скал Кадаргавана не было. Люди передвигались по очень узкой опасной тропе, проходящей в скалах высоко над бурлящей горной рекой.
В то время кровная месть на Кавказе бессмысленно губила много достойных людей. Однажды на узкой дороге повстречались два осетина-кровника из враждующих фамилий. Всадники издалека узнали друг друга, но оба хотели избежать кровопролития. Один из них направил коня к пропасти, к грохочущему Фиагдону. Перепуганный конь, точно слушался сильного хозяина, и вскоре они благополучно очутились на берегу реки. Ни на секунду не задумываясь, другой джигит также направил коня в кипящий Фиагдон. Стойкость и мужество боролись с бешеным течением, и всадник победил реку. Джигит далеко объехал своего кровника, и уставший рухнул на травянистый берег отдохнуть.
Тут раздался звон копыт второго всадника, который через мост прискакал к своему врагу по адату (по обычаю, по привычке). Он не поднял оружия, а подал руку для рукопожатия. Они радостно посмотрели друг на друга, сняли папахи и увидели, что оба поседели: первый - когда боролся с пропастью и рекой, второй - когда наблюдал за поединком человека со стихией. Так, стойкость, мужество и Кадаргаван примирили кровников...
- 4
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет