РОССИЯ, РИ. Башенные города Эгикал и Эрзи, 22.07.2020
Гора не кажется неприступной, если смотреть с ее вершины
(Слова Ванталы - канонический текст старой китайской
философской школы Дао Цзи Бай;
Вантала - индийская версия имени
основателя школы Дань Шеня)
1. Из Владикавказа перебрался в Ингушетию с большим желанием посмотреть на знаменитые башни Горной Ингушетии, которые уникальны своей архитектурой. Сотни лет они стоят, взметнувшись высоко в небо, рассказывая о мастерстве древних зодчих, о традициях и обычаях горцев - людях, когда-то прославивших этот красивый край. В глаза сразу бросилось отсутствие мусора и рекламных щитов вдоль трассы. В городах и селах были новые дороги, везде что-то строилось, но в основном - построено. Гаишники, как и везде, при встрече надеялись что-нибудь «урвать» (зачем на номерах указывать регион? получается для того, чтобы им легче было обирать честнОй народ?!)
Башенные постройки ингушей представляют собой уникальное явление в мировой культуре. Воспользуюсь высказыванием известного кавказоведа Е.И.Крупнова, который замечательно выразился об ингушских башнях: «Ингушские боевые башни являются в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего населения края. Они поражают простотой формы, монументальностью и строгим изяществом. Ингушские башни для своего времени подлинное чудо человеческого гения». Ингуши неразрывно связаны с башенной культурой, склепами и святилищами. Так, почти в каждом ингушском селении я видел «города мёртвых» и «солнечные могильники». Кроме того, в этом крае на пути встречались непохожие памятники истории и архитектуры: разнообразные святилища, склепы, крепости, храмы, историко-архитектурный музей-заповедник.
Немного остановлюсь лишь на одном из самых молодых природных заповедников Эрзи. Это очень красивое и удивительное место, оно объявлено заповедником с целью обеспечения сохранности уникальной горной природы; его территория составляет около 6.000 гектаров. Территория заповедника отличалась необычайно живописной местностью. В основном, это среднегорный и высокогорный массив леса, альпийские луга и горные реки. В средней полосе заповедника мне встречались березы, крючковатые сосны, липы, дуб, рябины. Около рек произрастали ива и облепиха, выше стелились горные степи и луга с разноцветьем, на самой вершине - сплошные ледники. Северные склоны гор на треть были покрыты дубовыми и буковыми лесами, с участками остролистного клёна. На высоте 1.500 метров росли берёзовое криволесье, сосна крючковатая, граб, дуб, липа, рябина. Ещё выше (на 2.000 метрах) - пояс лугов и степей, а на высоте 3.500 метров - снежники и ледники гор Скалистого Хребта Джейрахско-Ассинской котловины.
B долинах рек, большей частью были узкие глубокиe ущелья и щели сo стремительными потоками, порoгами и водопадами; в балках, оврагах и нa склонах y подножия гор имелись многoчисленные родники. Зa счёт горного рельефа климат сyщественно менялся c высотой; лето и начало осени в дoлинах было прохладным, солнечным, повыше и в гoрах - холодным, пасмурным, порой дождливым.
Ехал и не мог налюбоваться красотами заповедных мест. Животный мир здесь разнообразен - живут медведи, лисицы, волки, куницы, козлы, кабаны, дагестанский тур, леопард, лесной кот; обитают хищные птицы - канюки, грифы и беркуты. К самим редким для этого края представителям пернатых относится королек желтоголовый, клёст, а в субледниковом поясе гнездятся улaры, кавказская чечевица; хищныe птицы - чёрный гриф, бородач, кaнюк, беркут, обыкновеннaя пустельга, сапсан. Сильное впечатление на меня произвела встреча с краснобрюхими горихвостками, которых раньше, вроде бы, здесь никогда не видели; жаль, что толком снять их не удалось, но все-таки(!) Краснобрюхие горихвостки спускаются с гор в долину реки Асса только зимой, летом же каменные развалины с удовольствием ипользуют для гнездования обыкновенные каменки и горихвостки чернушки.
В силу сложившихся обстоятельств замковый комплекс Эгикал мне пришлось осматривать в ускоренном темпе и в бОльшей степени с небольшого расстояния, а вот строения башенного поселка Эрзи довелось излазить вдоль и поперек.
2. ДРЕВНИЙ ЭГИКАЛ - один из крупнейших замковых комплексов (башенный).
Ехал в Ассинское ущелье, в Таргимскую котловину на южный склон горы Цей-Лоам осмотреть древний город, сохранившийся до наших дней. Издали увидел множество построек рассыпанных по горе - более 100-а различных сооружений встречали меня. С высокого пригорка полюбовался живописнейшей долиной реки Ассы. Вдали наблюдал башенные комплексы селений Хамхи, Таргим, Пуй и тысячелетний христианский храм Тхаба-Ерды. Эгикал - некогда могущественное селение, датируемое XII-XVI веками, культурный, политический и экономический центр средневековья, колыбель всей Ингушетии, завораживал и удивлял; казалось, что в этом красивом месте дышит сама история, так как именно отсюда началось расселение местного народа.
До депортации ингушей в 1944 году в селении Эгикал жили люди, сегодня же это необитаемый башенный комплекс, музей под открытым небом; законсервированный древний город, по некоторым улочкам которого можно проехать даже на легковой машине. Предания и исторические данные сообщают о человеке по имени Элберд, у которого было три сына: Эги, Хамх и Таргим. После смерти отца сыновья, в соответствии с отцовским завещанием, разделились: Эги остался в отцовском ауле - это Эгикал; Хамх поселился в двух верстах к юго-западу от Эгикала и основал аул Хамхи; младший Таргим создал аул Таргим на берегу реки Ассы. Так в Горной Ингушетии появились три древнейших аула, и этот район до сих пор называют «местность трех башенных селений».
Эгикал - некогда могущественное селение, датируемое XII-XVI веками, культурный, политический и экономический центр средневековья, колыбель всей Ингушетии, завораживал и удивлял меня; казалось, что в этом красивом месте дышит сама история, так как именно отсюда началось расселение местного народа. Комплекс Эгикал состоит из боевых, 4-х полубоевых, жилых башен с разнообразными хозяйственными постройками и склепов. К сожалению, большинство построек разрушено, но одна из боевых башен сохранилась и отреставрирована. В настоящее время она стала главной достопримечательностью комплекса, его жемчужиной. К одной из стен специально для нас туристов приделали железную лестницу, благодаря которой мы могли подняться на высоту одного яруса (около 4-х метров), заглянуть через проем во внутрь строения (некогда служивший входом), и осмотреть перекрытие - 4-сторонний ложный свод (в одном из углов этого свода был виден лаз на третий этаж).
В Эгикале созданы мощные оборонительные стены, которые разделяют группы построек на замковые комплексы. Степень сохранности строений очень разная, например, из боевых башен полностью сохранилась лишь одна. Но сохранилась она прекрасно - стройная, даже изящная боевая башня XVII века, возвышается над древними руинами словно неподвластный времени символ этих мест. Ее высота - 27 метров (невозможно не заметить). На внешних стенах башни есть загадочные изображения человеческой фигуры с расставленными руками и ногами, напоминающие крест (упомяну к месту, что ислам в Ингушетии окончательно утвердился только в XIX веке; понадобилось несколько веков, чтобы вытеснить христианскую веру). Недавно башня была отреставрирована в рамках общего воссоздания комплекса.
Башни Эгикала очень разнообразные: прямоугольные и трапециевидные, двух-, трех- и четырехэтажные, с плоской крышей и парапетом. У некоторых из них были лоджии и навесные балконы. На стенах многих башен можно было заметить петроглифы и рисунки краской (в основном это солярные знаки, человеческие фигуры или лабиринты). Многочисленные склепы и святилища тоже поражали разнообразием. Захоронения были следующие: подземные, полуподземные и надземные; их религиозная принадлежность разная - были домусульманские и мусульманские; на некоторых плитах мусульманского кладбища сохранились надписи арабской вязью. Среди надземных склепов видел сравнительно небольшие, одноярусные; встречались и трехъярусные гиганты, сложенные из огромных камней. Практически все склепы имеют такую же, как у боевой башни, пирамидальную крышу, увенчанную конусовидным камнем. Вход на каждый ярус напоминал лаз в полметра шириной и высотой. В склепах до сих пор видны останки ингушских предков - в Ингушетии большинство усыпальниц не подверглись разорению (что было редким явлением, например, в соседней Кабардино-Балкарии). Как правило, усыпальницы были родовыми и коллективными; по подсчетам археологов, в самых маленьких ингушских склепах захоронено по два десятка человек, в самых крупных - до двух сотен.
3. ЭРЗИ - крупнейший башенный комплекс (поселок) XV века.
Ехал Джейрахским ущельем и отмечал, что в его окрестностях сложно найти точку, из которой не увидел бы хоть одну башню или древнего могильника. Сейчас, после депортации и массового переселения горцев на равнину, эти места стали малолюдны, но именно здесь некогда находилась историческая родина сильнейших ингушских тейпов (несколько столетий назад ингуши поделились на тейповые объединения или шахары: джейрахцев, цоринцев, мецхальцев, хамхинцев; особняком стоят орстхойцы, которых считают своими одновременно ингуши и чеченцы, порой выделяя в отдельную народность).
Крупные селения сильных шахаров отмечены впечатляющими агломерациями родовых башен - по средневековым меркам можно считать настоящими городами. Особенно крупными и эффектными являются несколько: Эрзи, Таргим и Эгикал (увы, из-за недостатка времени у меня не выходило в планы как следует осмотреть их все; впрочем, Таргим удалось увидеть с дороги). Эрзи когда-то принадлежало Мецхальскому шахару - сильному обществу, к которому относилось несколько других крупных селений. Сейчас село располагается внизу, у самой дороги; на старом месте, в башнях, к моему приезду оставался лишь пастушеский кош (пришлось узнавать у местных, привязаны ли собаки - их тут бояться надо куда больше, чем людей).
Заповедник Эрзи - сотый по порядку образования в России, был создан в 2000 году; это - макросклон (склон всей горной системы) Большого Кавказа. Нa его территории несколькo замечательных памятников приpоды, святилищ, храмов, некрополей, склeпов и священных рощ. Он знаменит своими средневековыми (XII-XVII) башенными комплексами; концентрация этих сооружений здесь особенно высока (некоторые есть и за пределами границ заповедника). Каждый комплекс принадлежит определенному роду (ныне живущие потомки знают свои родовые поселения). Почти все сооружения состоят из невысоких жилых башен (3-4 уровня), высокой оборонительной башни (их бывает от одной до 5-6) и склепа. Все расположено очень компактно, соседние сооружения зачастую находятся буквально в нескольких сотнях метров. Но мой путь выглядел весьма конкретно - лежал в один из крупнейших в республике комплекс башен в Джейрахском районе Эрзи.
Вскоре на фоне величественной горы и в контрасте с небольшим ручьем увидел как возвышались строения этого самого Эрзи (название аула в переводе означает «Орел»; здесь в XIX веке была обнаружена бронзовая фигура, «Орел Сулеймана», которая стала одним из национальных символов Ингушетии). Предания гласят, что как-то жители аула пришли в лес и срубили дерево. Среди его веток оказалось орлиное гнездо с птенцами. Находка была воспринята как хорошее предзнаменование, и на месте леса они основали этот аул.
Впечатляющий вид одного из крупнейших башенных поселков замкового типа, расположенного на оконечности горного кряжа меня поразил. Показался очень интересным сам подход к строительству этого комплекса с использованием окружающего ландшафта. Его строения срослись с пейзажем и дополняли его; очень интересно сочеталась охристо-серая масса башен с фиолетовыми сбросами сланца, далекими скалами плато и пепельно-серой дымкой горных кряжей. Это один из крупнейших средневековых башенных поселков замкового типа, где я мог увидеть пяти- и шестиэтажные боевые башни. Он представлял собой достопримечательность с 9-ю рядом расположенных башен, высотой 25-30 метров, 2-мя полубоевыми, 47-ю жилыми башнями, а также оборонительными стенами с широкими воротами времен позднего средневековья (принадлежит комплекс ингушскому тейпу Мамиловых).
У боевых башен отчасти остались лишь основания, и только одна была отстроена совсем недавно. Они возведены примерно в XVII веке (нет точного времени строительства башенных комплексов Горной Ингушетии), без использования фундамента прямо на скалах. Большая часть сохранившихся построек Эрзи - жилые башни, приземистые и широкие в основании, но прежде всего в глаза бросились доминирующие над ними хищные и стройные боевые башни. Внутрь одной из них удалось забраться (впечатлил интересный крестовый свод); поодаль находился неизменный склеповый некрополь (какого он плана - не знаю; ислам пришел в эти горы, совсем недавно и языческие похоронные традиции здесь были изжиты лишь в XIX веке, если не позже). Несмотря на то, что это памятники архитектуры, некоторые из них используют в хозяйстве, как загоны для скота или тому подобное, а в других - даже живут люди. По периметру селения стоят боевые башни, одна из них - у входа в аул, а жилые башни расположены между ними. Во всем этом просматривались типичные особенности вайнахского архитектурного стиля.
Постройка боевых башен, приспособленных исключительно к обороне, требовала большего мастерства от зодчего и стоила дорого; собственную боевую башню мог позволить себе далеко не каждый тейп. Соответственно, строители таких башен славились далеко за пределами своих шахаров. По этому поводу довольно интересно писал именитый археолог и художник, занимавшийся изучением дольменов Северного Кавказа и Абхазии (Заслуженный деятель науки страны) В.И.Марковин: «У вайнахов существовал обычай, место, отобранное под башню, поливалось молоком. Если молоко при этом не просачивалось в землю, то такой участок считался хорошим и тогда начинали строительство. При возведении башен мастера не пользовались наружными лесами; строились они изнутри; по мере роста здания, настилали доски. Работы велись с помощью специального ворота (это - «чегыркъ»), им поднимали каменные блоки и сланцевые плиты».
В горах часто бывают землетрясения, однако башенные постройки, несмотря на кажущуюся примитивность кладки, стоят до сих пор. Башенные постройки не имеют фундамента - они поставлены непосредственно на скальную платформу или сланцевую основу, лепестки которых выполняют роль гасительной ударной силы. В строительстве башен использовались, в основном, обыкновенные речные валуны и галька, при этом по углам были заложены массивные тесаные блоки. Вокруг камней искусно заглажен глинисто-известковый раствор, стены скреплены отдельными плоскими плитами. Большие зазоры между валунами забутованы мелкой речной галькой. У основания башен лежат более крупные камни. Стены скреплены отдельными плоскими плитами, а внутри башен они выступают в виде углов.
Высота жилых башен не достигала более 10-ти метров (2-3 этажа). Для этажных перекрытий использовались специальные выступы стен и углубленные ниши; в них вставляли балки. В центре крупной башни часто устанавливалась колонна - опорный четырехгранный столб с массивным основанием и каменными подушками, расположенными на разной высоте. На вершине столба была капитель в виде усеченной четырехгранной пирамиды, поставленной на срезанную вершину. Перекрытия этажей, состоящие из балок с настилом, из сланца и хвороста, опирались на подушки столба - выступы и ниши стен. Крыша жилых башен была плоской, ее смазывали глиной и утрамбовывали каменным цилиндрическим катком. Стены башни возвышались над крышей в виде парапета. На нижнем этаже обычно располагался скот и хранились хозяйственные запасы; в верхних помещениях жили люди.
Дверные и оконные проемы в башнях завершаются полуциркульными арками довольно правильной формы. Их высекали в целых камнях-монолитах или в двух массивных камнях, придвинутых друг к другу. Довольно часто встречаются арки, сложенные из нескольких блоков, с примитивным замковым камнем в центре. Иногда арки разных видов украшают одно и то же здание. Разнохарактерность конструкции проемов оживляет постройку. Над дверями и окнами в некоторых зданиях устроены карнизы в виде козырьков. С внутренней стороны проемы расширяются, часто завершаясь стрельчатыми арками. В холодную пору и на ночь двери и окна прикрывали дощатыми щитами, а помещение отапливали камином, у которого проводили свои вечера жители гор.
… увлеченный осмотром, я никак не мог покинуть это любопытное место, и только дождь, в конце концов, смог выгнать меня из руин.
P.S. В мире есть не так много мест (и я их видел!), где строительный гений давно ушедших поколений способен поразить воображение моего современника. В Иордании это столица Набатейского царства Петра, в Камбодже - Храм Ангкор-Ват, а на Кавказе - Джейрахский район Ингушетии. Когда впервые сюда попадаешь, трудно поверить собственным глазам - повсюду, куда ни кинешь взгляд, к небу тянутся тонкие, изящные башни неземной красоты; некоторые - поодиночке, другие - целыми городами. В «солнечных склепах» таятся загадочные мумии и страшные скелеты, а циклопические сооружения из огромных камней наводят на мысль о сказочных великанах.
В связи с этим, мне показалась интересной легенда о строителях башен. Тысячи лет назад в горах по ущелью Терека жил маленький народ, который пас овец и коров. Соседние племена часто беспокоили его. Пришельцы с востока уводили людей в плен, продавали в неволю. Поэтому этот народ стал строить башни из камней и каждый род жил в отдельной башне. Они называли себя жителями башен или галгаями. Гордыми, смелыми, мужественными и искусными умельцами были жители башен; они первыми начали строить башни из камней, поэтому их башни были выше и прочнее других.
Башни были двух типов: боевые и жилые. В боевых башнях можно было надежно обороняться от врагов или отсиживаться при вражеских нашествиях. Иногда они сами большими группами совершали набеги и привозили богатую добычу. Эти набеги вызывали ярость врагов и они решили наказать галгаев - разрушить их башни, а самих, всех до одного, утопить в Тереке. Днем враги прятались в лесах, а ночью продвигались вперед. На рассвете они напали на башню, стоявшую на склоне горы. Другие башни стояли вдали, и никто не пришел на помощь. Жители этой башни (мужчины и женщины) оказали упорное сопротивление, но все-таки потерпели поражение - слишком велики были силы врагов. Ручьем лилась кровь из башни. Враги хотели сбросить башню в пропасть, но это им не удалось, так как они не могли поднять даже один камень.
Через некоторое время соседи прослышали об этом нападении, прибыли на помощь и увидели страшную картину - враги истребили всех. Недалеко от башни они обнаружили убитую женщину, в крови которой лежал грудной ребенок, а рядом с ней сидел маленький мальчик. Галгаи обрадовались, что род, разгромленный в башне, не прервался. Сидевшего мальчика назвали Мялхи, а лежавшего в крови ребенка - Цечо; от них и ведут свою родословную мялхистинцы и Цечоевы...
Изменено пользователем ГРИГОРЬЕВ Виктор
Добавление фотографий к тексту
- 1
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет