РОССИЯ, РД. Дербент, Крепость Нарын-Кала, 26.07.2020 (продолжение)
2. Теперь про цитадель Нарын-Кала. Общеизвестно, что одним из символов средневековья являются древние крепости. В свою пору они служили защитой при нападении врагов, жильем для знати, безопасным хранилищем, а порой и тюрьмой. Часто власть предержащие строили неприступные крепости на вновь завоеванных территориях, чтобы укрепить свое господство и продемонстрировать могущество.
Дербентская крепость поражает своей грандиозностью. Я много поездил-повидал Европы и Азии, но поистине уникальным, не похожим ни на одно ранее виденное из сохранившихся укреплений, для меня всегда был и остается крепостной комплекс Дербента. В эпоху своего расцвета цитадель включала еще и две длинные городские стены, которые полностью перекрывали проход и уходили в море, образуя удобную гавань и хорошо защищенный со всех сторон порт. Сегодня от этих стен мало что осталось, они как-то потонули в архитектуре современного города. Поэтому я остановлюсь на описании лишь сохранившейся цитадели, хотя, сказать по правде, от неё внутри крепости осталось не так много. Главная часть системы укреплений - цитадель Нарын-Кала; ее мощные 3-метровой толщины стены, ограничивающие территорию в 4,5 га, сложены из двух рядов хорошо обработанных каменных блоков с заполнением рваного камня и известкового раствора. Такую же конструкцию имеют и параллельные стены города: северная, более ранней постройки, и южная, возведенная позже; обе стены имеют многочисленные башни (именно эти стены когда-то уходили далеко в море, препятствуя обходу города по мелководью).
Идея перегородить гигантской стеной большой участок земли от моря до высоких гор была не нова, но её реализация вызывает восхищение. При этом, замысел сделать две таких стены, устроив между ними поперечный «город-коридор» говорит о смелости инженерной мысли древних градостроителей. Горная стена, уходящая от крепости далеко на запад в Кавказские горы, не может считаться исключительным изобретением, но она сравнима по значению с Великой китайской стеной (правда, гораздо меньшей протяженности и хуже сохранившейся).
Поднимаясь по серпантину на высокий отрог Джалганского хребта я наблюдал, как высится над городом венценосная часть системы дербентских укреплений - цитадель Нарын-Кала (один из вариантов перевода этого названия на русский язык - «Солнечная крепость»). Мощные стены, сложенные из двух рядов хорошо обработанных каменных блоков, многочисленные башни, изрезанные по верху многочисленными амбразурами, впечатляли взор.
В южной и северной городских стенах имеются несколько ворот. В крепость я вошел самыми значительными из них в южной стене - через Орта-Калу или Средние ворота (пропуск в крепость осуществлялся только через них). Крепостные стены местами представляли собой слоённый пирог. Очевидно, что на протяжении многих столетий они, так же как башни и ворота, неоднократно ремонтировались. Архитектурные детали в обработке верха стен, башен и проемов ворот наглядно отражали разные периоды развития градостроительного искусства.
От ворот Орта-Калы с высоты цитадели открывался прекрасный вид на город. Среди плоских крыш, будто прорезанных трещинами кривых улочек, возвышались купола мечетей, которых в городе довольно много. С обзорной площадки крепости хорошо были видны обширные древние дербентские кладбища с многочисленными каменными стелами и саркофагами. Я долго рассматривал округу и представлял, как былые стены далеко уходили в море и создавали хорошо защищенную гавань. С этой высоты, верхняя, старая часть Дербента, примыкающая к цитадели, выглядела как типичный мусульманский средневековый город с сетью узких кривых улиц, на которые выходили глухие фасады 1-2-этажных домов, с мечетями, водоразборными фонтанами, банями. В нижней, новой части города, были видны кварталы регулярной планировки. Как рассказал гид, здесь хорошо сохранились здания XIX- начала XX веков; например, железнодорожный вокзал конца XIX века, пассаж (крытый рынок) и армянский храм (ныне музей изобразительного искусства) XVIII века.
Вдоволь налюбовавшись городским пейзажем, я двинулся дальше по каменным дорожкам наверх. В северо-западной части цитадели (согласно схемы, что весела у арки ворот) нашел интереснейший памятник, выразительное свидетельство древности города. Это подземное крестообразное сооружение, перекрытое крестовыми сводами, долгое время считалось вырубленным в скале водохранилищем. Однако внимательное археологическое изучение позволило исследователям установить, что это - крестово-купольный христианский храм, возведенный на земле в V веке. Первоначально он был построен на земле, но с годами оказался погребенным по самый купол мощными тысячелетними культурными напластованиями.
Быстро обежал несколько строений и вернулся к входу, к музею крепости (в него я зашел позже, по завершению экскурсии). Над ним осмотрел сохранившиеся руины дворцовых сооружений хана. Рядом с музеем был еще один памятник правления дербентских ханов - «каменный мешок», подземное сооружение (проще говоря, тюрьма) для ханских узников. Вообще, на территории цитадели были видны остатки дворцовых комплексов различных периодов. У восточной стены (опять же ориентируясь на схему) на месте останков фундамента был дворец албанского времени (античного), далее вверх - сасанидской и арабской эпох (сасанидский дворец VI-VII веков). В северо-западной части крепости, внизу осмотрел остатки дворца домонгольского времени, вверху - более поздних сооружений XIV-XVII веков.
Важное место среди достопримечательностей крепости занимали сооружения для хранения и использования воды, которая для любого города-крепости имела едва ли не главное значение. Достаточно сказать, что за все годы своего существования Нарын-Калу удалось захватить лишь четыре раза, и каждый раз для этого приходилось добавлять яд в источник, из которого вода поступала в крепость. Поступала же она из родников со склона горы Джалган, по обнаруженным при раскопках многочисленным каменным и керамическим водоводам. Вода направлялась в несколько подземных водохранилищ крепости, в том числе, в приспособленный для этой цели христианский храм (тот самый, погребенный под землей). Гид потом рассказал, что в городе сохранились несколько старинных фонтанов, из которых жители берут воду по сей день; например, Хан-булах (Ханский источник), Дгиарчи-булах (Источник вестника) и другие. В самом центре цитадели исследовал возвышающиеся белоснежные купола ханской бани. Это было полуподземное сооружение сводчато-купольной конструкции, с несколькими помещениями для холодного, горячего отделений и раздевания, с резервуарами для холодной и горячей воды (конечно, они давно уже не функционируют).
В юго-западном углу крепостной стены цитадели увидел прямоугольный проем, ведущий в угловую башню, через которую когда-то был вход на Горную стену (Даг-бары), начинавшуюся от этой башни. В настоящее время сохранились лишь небольшие участки этой стены, но их изучение показало, что это было грандиозное сооружение толщиной в 3-и и высотой в 10-ть метров, с многочисленными укрепленными фортами, полуфортами и прямоугольными башнями. Эта мощная линия обороны, извиваясь по сплошному горному рельефу, уходила вглубь Кавказа почти на 70 километров (почти Китайская стена! точнее, её фрагмент).
Побродив по территории крепости, я не отказал себе в удовольствии подняться на одну из её стен (южную), которую поверху окаймляла изнутри каменная дорожка. Видимо, по этой дорожке прогуливались от амбразуры до амбразуры часовые. Кстати, прогулки по этому карнизу - занятие не для слабонервных: он порой казался совсем узким, особенно когда хотел разойтись с кем-то из таких же зевак-туристов. Казалось, одно неосторожное движение, и тот, кто идет по краю дорожки, неминуемо рухнет вниз (высота в некоторых местах была свыше 10-ти метров). Вдосталь добавив в кровь адреналина, я спустился со стены вниз, к музею. «Вам нужен гид?» - поинтересовался молодой парень на входе, и указал на солидного человека, беззаботно загорающего рядом на скамеечке. Заодно предупредил, что гид - кандидат исторических наук, лицо частное, об оплате экскурсии надо договариваться с ним лично. Я не возражал, сошлись на 3-х сотнях рублей и я пошел смотреть экспонаты музея, заодно слушая интересную лекцию по истории крепости.
«Сейчас увидите самое интересное» - так начал свой рассказ ученый-историк. Дальше было: «Памятник, который простоял тысячелетия, разрушен практически за несколько десятков лет», «Посмотрите на фотографию - такой была крепость всего сто лет назад. И что от неё осталось»… В конце пути он подытожил свой рассказ о Нарын-Кале вопросом: «Как Вам наша крепость?» Я ответил, что в целом она выглядит грандиозно, хотя сочные эпитеты правильно было бы отнести к прошлому, чем к настоящему этого выдающегося памятника старины. Омерзительными выглядели следы пребывания современного туриста: пачки от сигарет и мусор в тюрьме-колодце, многочисленные «автографы» нынешних дикарей на сохранившихся стенах ханских бань, на казарме и гауптвахте (везде, даже на стенах). Жаль, в общем, было старую крепость; когда-то она защищала достойный город от врагов, а теперь не может защититься от вандализма собственного народа.
Гид поддержал мое возмущение: «Крепость строилась и стояла веками до прошлого века, но её успели разрушить за короткий период». И замолчал... Я аккуратно задал наводящий вопрос: «Разве немцы в Отечественную войну сюда дошли?» Гид грустно посмотрел на меня и ответил, что своих варваров хватило! Сначала в гражданскую - то белые, то красные стреляли из пушек прямо с моря и разнесли все ханские дворцы. Потом город восстанавливался и тащили отсюда кто хотел и что хотели. Камни на постройку жилищ прямо со стен отбивали и на телегах растаскивали по своим дворам. Государственные строители тоже не особенно церемонились с крепостью. Ведь до 1960-х годов здесь не было никакого контроля, пока ЮНЕСКО сюда не добрался. Первую охрану на ворота поставили лишь в середине 60-х годов, но одной охраны было мало (надо было восстанавливать разрушенный памятник мирового значения). Сегодня для того, чтобы уберечь крепость от разрушения, необходимо примерно 15-ть миллионов рублей в год, что в три раза больше, чем выделялось до сих пор (для того, чтобы проводить раскопки или реставрацию - надо еще столько же). Представители Федерального агентства по сохранению объектов культурного наследия говорят, что затраты того стоят; цитадель будет финансироваться из федеральной целевой программы «Культура России».
Сколько лет потребуется на восстановление крепости неизвестно…
Так что, покинул я славную Нарын-Калу в печальном настроении!!
- 2
- 1
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет