РОССИЯ, РД. Прогулка по Дербенту (Старому городу), 26.07.20
Снова я приехал в прекрасный старинный город Дербент (в переводе с персидского он означает «Узкие ворота»), который имеет обильные исторические и культурные традиции; он настолько вековой, что его считают одним из самых давних ныне «живых» городов на свете. История его очень богата - многие столетия город, в особенности его мощная стена, служили защитой от нападения врагов. Его блестящее стратегическое расположение (между морем и горами) не давало покоя многим полководцам, а потому за него отчаянно боролись, после чего он разрушался, но каждый раз вновь возрождался.
Город настолько старый, что толком никто не знает сколько ему лет. Одни историки говорят что 5.000, другие - всего лишь 2.000 лет. Ясно другое - его возраст «сильно больше», чем нашей Белокаменной; земля эта за многие века повидала столько, что моя прогулка по древним улочкам - миг, мгновение в истории Дербента. Многие памятники датируются веками постройки, что даже представить сложно. Немыслимо, как такое может быть, чтобы мечеть стояла здесь уже в IX веке; очень сложно поверить, но не доверять повода нет.
Находясь между непроходимыми горами с одной стороны и морем с другой, Дербент выживал как только мог (сейчас он признан ЮНЕСКО объектом всемирного наследия человечества). Очередное восстановление города в VI веке было связано с сооружением крепости Нарын-Кала, той самой Цитадели, которая возвышаясь над городом дошла до наших времен. Эта крепость выстроена на Джалганском хребте по приказу персидского правителя Хосрова I Ануширвана из династии Сасанидов. К тому же, с 735 года Дербент и Нарын-Кала стали военно-административным центром Арабского халифата в Дагестане. Арабы, завоевавшие город после столетия сражений, для облегчения ориентации разбили город на кварталы - кисмы (части), ныне имеющие тюркское название - магалы. Вокруг крепости сохранился Старый город (магалы) - средневековый Дербент со сжатыми переплетенными улочками, небольшими домами, многочисленными мечетями, а также гражданскими постройками, необходимыми в бытовом отношении - банями и резервуарами для хранения воды. Особо ценными памятниками Старого города являются Джума-мечеть и прилегающее к ней медресе, Кырхляр-мечеть, Минарет-мечеть и Чертебе-мечеть.
Объясню значение слова магал. Это административная единица в южном Дагестане, соответствующая российской волости (территории, подчиненной одной власти; область). Состоял он из нескольких селений, по историческим или этнографическим причинам имевшим общие интересы. Одно из селений считалось главным; к его начальству (наибу), обращались за решением разных общественных дел. Магалом также называли части больших селений, в нашем случае, города Дербента. В каждом магале существовала мечеть, и в этом смысле слово означало «приход».
Хроника магалов Дербента (старой части города) довольно насыщена историческими событиями, прежде всего, из-за своего месторасположения. Магалы находятся у подножия крепости Нарын-Кала, именно этот район когда-то считался элитным, где жили зажиточные горожане. Магалы (в переводе с арабского означает «квартал»; когда-то их было 7-мь, сейчас - 9-ть) были построены в Vl-Vlll веках (когда в Дербент пришли арабы) в виде лабиринтной системы. Улочки в них узкие и кривые, какие я видел в Баку в Ичери шехер (в простонародье - крепость, старый город, старинный жилой квартал, историко-архитектурный заповедник; окружён он хорошо сохранившимися крепостными стенами, является наиболее древней частью и достопримечательностью города; помните, там снимали фильм «Бриллиантовая рука»).
Ходил я по современному магалу с мыслью, что мало он изменился с давних времен; видел обновленные дома, но построены они были на старом фундаменте. Заглянул во многие здания (они все открыты!), в каждом из них видел маленький внутренний дворик и, чаще всего, в нем росло дерево. На магале, в основном, живут потомки персов, но сегодня они определяются другой национальностью - азербайджанцы. От «настоящих» жителей Азербайджана они отличаются, прежде всего, своим языком. Магальские азербайджанцы и коренные жители Азербайджана говорят практически на одном, тюркском языке, однако отличия все же есть. Порой, когда дербентские азербайджанцы ездят в соседнюю республику, некоторые моменты их речи непонятны представителям других наций (но такие моменты незначительны).
Магальцы, как их называют в Дербенте, исповедуют Ислам, в частности шиизм. На территории магалов, в каждом квартале я видел свою мечеть, куда шли жители близлежащих домов. Однако, в день джума - в пятницу, все магальцы, а также некоторые представители других течений Ислама, идут в Джума-мечеть, которая считается древнейшей на территории России и Кавказа. Магальцы очень религиозны, почти в каждой семье придерживаются законов Ислама, но стараются идти в ногу со временем. В Джума-мечети видел помещения, предназначенные для проведения различных религиозных мероприятий. Таких как, траурные песнопения по усопшим, особенно в месяц Мухаррам или же тазия (на них, в основном собираются женщины разных возрастов, где слушают женщину, читающую Коран, а после происходит трапеза).
Вышел я из Цитадели, спустился по ступенькам, прошел по крутой улочке вдоль уцелевшей части южной стены и оказался перед воротами у входа в Старый город. Увидел первый в мире памятник Мирзе Мухаммеду-Таги (1819-91) - одному из самых известных азербайджанских поэтов XIX века, открытый в 2017 году. В свое время его стихотворения, касыды (торжественно-хвалебные оды) и мярсийе (элегии), пользовались широкой популярностью среди ценителей «изящного слога». В 1882 году в иранском Тебризе был издан двухтомник его произведений «Кянзул-мясаиб» («Сокровища бедствий»), который принес автору широкую популярность, и он был приглашен на прием к шаху Ирана.
Этот поэт был специалистом по организации религиозных театрализованных представлений (шабихов) и ему не было равных среди современников в этом виде восточного театрального искусства (там действие происходит на очень малой, без какой-либо декораций, площадке, и кроме диалога имеют свое значение каждый жест и движение). Он был автором сценария, режиссером и постановщиком одновременно. В Дербенте, в самой верхней части города, на Восьмом магале (районе старого города в городской крепости у мечети), у подножия цитадели Нарын-Кала, до сих пор сохраняется небольшая площадь рядом с его домом, которая называется «Гумри-мейданы», где он показывал свои шабихи. В наше время его произведения редко издаются и являются библиографической редкостью.
Зашел в Старый город, окруженный крепостной стеной, которая тянулась от крепости Нарын-Кала, уходя дальше в горы. Эта стена оказалась обитаемой.., там было полным-полно разных птиц. По улицам шныряли «муравьи» - многие улочки были настолько узкие, что машины по ним не протискивались, а вот мотороллеры вполне способны были здесь колесить. Передо мной открылся типичный восточный город с плотными кривыми улочками, тесно застроенными домами, банями (хаммами) и мечетями. Русский писатель-байронист, критик, публицист эпохи романтизма и декабрист А.А.Бестужев-Марлинский так поэтично описал Старый город Дербента: «Поток камней и грязи с трещинами вместо улиц».
Магал выглядел, как отдельное государство в маленьком городе, со своими обычаями и традициями - своего рода, конгломерат. На магале издревле почитают старших (в принципе, как везде на Кавказе), уважают женщин; быт устроен таким образом, что мужчина в доме является добытчиком, а женщина - хранительницей домашнего очага. Это не означает, что она обременена исключительно домашними делами, хотя как хозяйка, женщина на магале - самая настоящая. Повсеместно в помещениях была чистота - жители помешаны на ней; любят, когда в их домах, как они выражаются, пахнет водой (своеобразная аллегория). Они прекрасно готовят абсолютно все, так на магале я видел широкое разнообразие различных вкусных и сложных блюд. Магальцы любят принимать гостей, соответственно, накрывать на стол; например, меня много раз приглашали на чаепитие. Этот город мне показался очень душевным, вроде нет никакого воровства, снаряжение я мог оставлять на время в любом месте без волнений, заглядывал в любой дом. Часто из окон выглядывали небритые мужики в майках, спрашивали откуда я приехал и тут же звали в гости (Восток есть Восток!)
Улицы полностью сохранили планировку Средневекового города, ведь когда-то они имели оборонительное значение: если отряду врага удавалось проникнуть в город, то его стражи легко настигали неприятеля, загнанного в тупик, перемещаясь по плоским крышам городских домов. Улочки и дома Старого города были интересны сами по себе и отдельными деталями. Приходилось постоянно замедлять шаг и больше смотреть по сторонам. Был шанс на опасной стезе ноги переломать, если совсем переставал смотреть куда ступаю - чай не Европа! Хотя географически Дербент - это Европа, как бы ни было удивительно!! Свободное время в древнем городе я провел насыщено с пользой для дела - гулял по улочкам, всем закоулкам и фотографировал. На интерес спрашивал у жителей сколько лет их городу, но никто не знал об этом. Видел, как активно готовились праздновать какой-то праздник и обновляли брусчатку, в результате получался «очень аутентичный евроремонт». Канализация в Старом городе, по моим наблюдениям, вроде есть, а вот водоснабжения не наблюдалось - тетушки в халатах, чтобы «заправить» чайник, выходили на улицу к колодцу.
Буду подытоживать. Древние творения, памятники города, дошедшие до нас - уникальное явление, это - память прошлого. Ходил по городу, любовался архитектурой древних мастеров; да, весь Дербент - это живая память прошлого. Удивительная древность, вошедшая в сокровищницу не только Дагестана, но и всего мира. Сберечь его - общая задача. Памятники культуры всегда являлись эталоном ценности, образчиком уровня развития, мерилом сформировавшим духовность народа. Невольно в памяти возникли поэтические строки Р.Г.Гамзатова:
Дербент, Дербент - истории краса!
Живая память древности родной,
Ландшафта и строений чудеса
Реликвии земли твоей святой.
Рим и Парфия за тебя боролись
И многие другие государства.
Пётр I восхищён был тобой,
Землянку для себя велел построить.
Отсюда в Европу «прорубил окно»,
Чтобы в руках был мир морской.
Великие люди писали о тебе,
Их крепости и стены удивили,
Святыни, кладбища, рисунки на стене
Музеи, крепости дивной архитектуры,
Словно, Царство, застывшее в камне
И Каспия просторы раскинулись вокруг.
А еще его слова из произведения «Мой Дагестан»: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».
К сожалению, много чего не успел осмотреть в Старом городе - времени было мало. К тому же, чтобы знакомиться с увиденным, приходилось быть очень «спортивным юношей» - много бегать, а группа все время куда-то пропадала и ее приходилось искать-догонять. Потом были совместные с группой великолепные чаепития с восточными сладостями в прекрасных кафешках, необыкновенно аппетитный насыщенный обед с местным вином в ресторане и посещение рынка. Давно считаю, что рынок - лицо города; решил взглянуть еще на один городской характер - Дербентский верхний базар. Особенности торговли здесь выражались в неуловимых «вкусностях», которые нельзя встретить в других краях, в особых отношениях между продавцом и покупателем, примечательном колорите оформления самого процесса купли-продажи, юморе местной рекламы. Повсюду видел фонтанчики с водой для питья и умывания, достаточно широкие торговые ряды, богатейший ассортимент (но, если честно, то Астрахани он проигрывал!) Вспомнились любопытные слова Александра Дюма-старшего из книги «Кавказ»: «На здешних базарах все производится и продается. Три самых великолепных базара, какие я когда-либо видел - дербентский, бакинский и нухинский. Делают и продают все - ковры, оружие, скатерти, папахи, черкески, обувь всякого рода… И все это блестит, отсвечивает, шевелится, спорит, дерется, вынимает ножи, хлопает плетью, кричит, угрожает, бранится, сложа руки на груди, обнимаясь, живя между спором и смертью, между пистолетом и кинжалом».
Немного впечатлений общего плана:
- Я не знаю в России другого города, где столь ярко была бы выражена восточная экзотика. К сожалению, в стране она с каждым годом куда-то уходит, поэтому сложно ее с чем-нибудь сравнивать;
- Дербент расположен у самой границы с Азербайджаном и отличается бОльшей свободой нравов, чем центральный или северный Дагестан. Здесь я встречал откровенно одетых девиц на улицах, мог покушать в исламских кафе у мечети. Приветливость и улыбчивость пожилого поколения соседствовала с неуемной тягой к безбашенной джигитовке молодежи (выглядело очень контрастно!);
- Несмотря на социальную рекламу, южный Дагестан и Дербент - очень пьющая часть республики (то, чего я не встречал, например, в Махачкале). С одной стороны, это позволяло нам свободно отдыхать, никто пальцем на нас не показывал, когда мы в жару пили пиво! Но нетрезвые горцы были не такими обаятельными, как трезвые;
- Город очень религиозный, что было видно по многим закутанным женщинам (молодежь подобных одежд не носила) и по объявлениям со специфическим текстом;
- Дербент смотрелся примерно так: город тихий, не Махачкала, где сплошная суета. Выглядит в нем все размерено, без суетности; люди встречались вежливые, спросишь у них «что, где, когда?» - отвечали с уважением, четко и ясно.
- И еще: в Дербенте много кошек; ну, очень много, прямо как на греческих островах Идра, Порос, Эгина и другие.
На этом закончилось мое великолепное июльское 2020 года «Большое путешествие по Северному Кавказу». Теперь я рассматриваю путешествие по Западному Кавказу, тур в Адыгею с посещением Гуамского ущелья, термальных источников, Большой Азишской пещеры, Хаджокской теснины, водопадов Руфабго и плато Лаго-Наки (13-дневный тур, с 8 июня 2021 года, от 38.900 рублей +; надеюсь к этому времени успею отдохнуть от турецкого вояжа со 2 мая 2021 года):
RAD Звезды Западного Кавказа. Адыгея, Архыз, Домбай; по маршруту Свято-Михайловский Афонский монастырь-Майкоп-Гуамское ущелье-термальные источники в Адыгее-Большая Азишская пещера-Хаджокская теснина-водопады Руфабго-плато Лаго-Наки(треккинг)-Савранская канатная дорога-Верхний Архыз-«Лик Христа»-Зеленчукская обсерватория(вечернее посещение)-Домбай-треккинг к Чучхурскому водопаду в Тебердинском заповеднике-гора Мусса-Ачитара(подъем по канатной дороге)-Кисловодск(3 ночи)-плато Бермамыт-урочище Джилы-Су(Северное Приэльбрусье)-Пятигорск (https://www.tourtrans.ru/tours/rossiya-turyi-po-rossi..)
Я проживаю в Кисловодске, поэтому для меня тур мог бы начаться не с Москвы, а со второго дня - с Краснодара и закончиться в Пятигорске. Есть возможность забронировать без оплаты мое любимое место 2с!
Город настолько старый, что толком никто не знает сколько ему лет. Одни историки говорят что 5.000, другие - всего лишь 2.000 лет. Ясно другое - его возраст «сильно больше», чем нашей Белокаменной; земля эта за многие века повидала столько, что моя прогулка по древним улочкам - миг, мгновение в истории Дербента. Многие памятники датируются веками постройки, что даже представить сложно. Немыслимо, как такое может быть, чтобы мечеть стояла здесь уже в IX веке; очень сложно поверить, но не доверять повода нет.
Находясь между непроходимыми горами с одной стороны и морем с другой, Дербент выживал как только мог (сейчас он признан ЮНЕСКО объектом всемирного наследия человечества). Очередное восстановление города в VI веке было связано с сооружением крепости Нарын-Кала, той самой Цитадели, которая возвышаясь над городом дошла до наших времен. Эта крепость выстроена на Джалганском хребте по приказу персидского правителя Хосрова I Ануширвана из династии Сасанидов. К тому же, с 735 года Дербент и Нарын-Кала стали военно-административным центром Арабского халифата в Дагестане. Арабы, завоевавшие город после столетия сражений, для облегчения ориентации разбили город на кварталы - кисмы (части), ныне имеющие тюркское название - магалы. Вокруг крепости сохранился Старый город (магалы) - средневековый Дербент со сжатыми переплетенными улочками, небольшими домами, многочисленными мечетями, а также гражданскими постройками, необходимыми в бытовом отношении - банями и резервуарами для хранения воды. Особо ценными памятниками Старого города являются Джума-мечеть и прилегающее к ней медресе, Кырхляр-мечеть, Минарет-мечеть и Чертебе-мечеть.
Объясню значение слова магал. Это административная единица в южном Дагестане, соответствующая российской волости (территории, подчиненной одной власти; область). Состоял он из нескольких селений, по историческим или этнографическим причинам имевшим общие интересы. Одно из селений считалось главным; к его начальству (наибу), обращались за решением разных общественных дел. Магалом также называли части больших селений, в нашем случае, города Дербента. В каждом магале существовала мечеть, и в этом смысле слово означало «приход».
Хроника магалов Дербента (старой части города) довольно насыщена историческими событиями, прежде всего, из-за своего месторасположения. Магалы находятся у подножия крепости Нарын-Кала, именно этот район когда-то считался элитным, где жили зажиточные горожане. Магалы (в переводе с арабского означает «квартал»; когда-то их было 7-мь, сейчас - 9-ть) были построены в Vl-Vlll веках (когда в Дербент пришли арабы) в виде лабиринтной системы. Улочки в них узкие и кривые, какие я видел в Баку в Ичери шехер (в простонародье - крепость, старый город, старинный жилой квартал, историко-архитектурный заповедник; окружён он хорошо сохранившимися крепостными стенами, является наиболее древней частью и достопримечательностью города; помните, там снимали фильм «Бриллиантовая рука»).
Ходил я по современному магалу с мыслью, что мало он изменился с давних времен; видел обновленные дома, но построены они были на старом фундаменте. Заглянул во многие здания (они все открыты!), в каждом из них видел маленький внутренний дворик и, чаще всего, в нем росло дерево. На магале, в основном, живут потомки персов, но сегодня они определяются другой национальностью - азербайджанцы. От «настоящих» жителей Азербайджана они отличаются, прежде всего, своим языком. Магальские азербайджанцы и коренные жители Азербайджана говорят практически на одном, тюркском языке, однако отличия все же есть. Порой, когда дербентские азербайджанцы ездят в соседнюю республику, некоторые моменты их речи непонятны представителям других наций (но такие моменты незначительны).
Магальцы, как их называют в Дербенте, исповедуют Ислам, в частности шиизм. На территории магалов, в каждом квартале я видел свою мечеть, куда шли жители близлежащих домов. Однако, в день джума - в пятницу, все магальцы, а также некоторые представители других течений Ислама, идут в Джума-мечеть, которая считается древнейшей на территории России и Кавказа. Магальцы очень религиозны, почти в каждой семье придерживаются законов Ислама, но стараются идти в ногу со временем. В Джума-мечети видел помещения, предназначенные для проведения различных религиозных мероприятий. Таких как, траурные песнопения по усопшим, особенно в месяц Мухаррам или же тазия (на них, в основном собираются женщины разных возрастов, где слушают женщину, читающую Коран, а после происходит трапеза).
Вышел я из Цитадели, спустился по ступенькам, прошел по крутой улочке вдоль уцелевшей части южной стены и оказался перед воротами у входа в Старый город. Увидел первый в мире памятник Мирзе Мухаммеду-Таги (1819-91) - одному из самых известных азербайджанских поэтов XIX века, открытый в 2017 году. В свое время его стихотворения, касыды (торжественно-хвалебные оды) и мярсийе (элегии), пользовались широкой популярностью среди ценителей «изящного слога». В 1882 году в иранском Тебризе был издан двухтомник его произведений «Кянзул-мясаиб» («Сокровища бедствий»), который принес автору широкую популярность, и он был приглашен на прием к шаху Ирана.
Этот поэт был специалистом по организации религиозных театрализованных представлений (шабихов) и ему не было равных среди современников в этом виде восточного театрального искусства (там действие происходит на очень малой, без какой-либо декораций, площадке, и кроме диалога имеют свое значение каждый жест и движение). Он был автором сценария, режиссером и постановщиком одновременно. В Дербенте, в самой верхней части города, на Восьмом магале (районе старого города в городской крепости у мечети), у подножия цитадели Нарын-Кала, до сих пор сохраняется небольшая площадь рядом с его домом, которая называется «Гумри-мейданы», где он показывал свои шабихи. В наше время его произведения редко издаются и являются библиографической редкостью.
Зашел в Старый город, окруженный крепостной стеной, которая тянулась от крепости Нарын-Кала, уходя дальше в горы. Эта стена оказалась обитаемой.., там было полным-полно разных птиц. По улицам шныряли «муравьи» - многие улочки были настолько узкие, что машины по ним не протискивались, а вот мотороллеры вполне способны были здесь колесить. Передо мной открылся типичный восточный город с плотными кривыми улочками, тесно застроенными домами, банями (хаммами) и мечетями. Русский писатель-байронист, критик, публицист эпохи романтизма и декабрист А.А.Бестужев-Марлинский так поэтично описал Старый город Дербента: «Поток камней и грязи с трещинами вместо улиц».
Магал выглядел, как отдельное государство в маленьком городе, со своими обычаями и традициями - своего рода, конгломерат. На магале издревле почитают старших (в принципе, как везде на Кавказе), уважают женщин; быт устроен таким образом, что мужчина в доме является добытчиком, а женщина - хранительницей домашнего очага. Это не означает, что она обременена исключительно домашними делами, хотя как хозяйка, женщина на магале - самая настоящая. Повсеместно в помещениях была чистота - жители помешаны на ней; любят, когда в их домах, как они выражаются, пахнет водой (своеобразная аллегория). Они прекрасно готовят абсолютно все, так на магале я видел широкое разнообразие различных вкусных и сложных блюд. Магальцы любят принимать гостей, соответственно, накрывать на стол; например, меня много раз приглашали на чаепитие. Этот город мне показался очень душевным, вроде нет никакого воровства, снаряжение я мог оставлять на время в любом месте без волнений, заглядывал в любой дом. Часто из окон выглядывали небритые мужики в майках, спрашивали откуда я приехал и тут же звали в гости (Восток есть Восток!)
Улицы полностью сохранили планировку Средневекового города, ведь когда-то они имели оборонительное значение: если отряду врага удавалось проникнуть в город, то его стражи легко настигали неприятеля, загнанного в тупик, перемещаясь по плоским крышам городских домов. Улочки и дома Старого города были интересны сами по себе и отдельными деталями. Приходилось постоянно замедлять шаг и больше смотреть по сторонам. Был шанс на опасной стезе ноги переломать, если совсем переставал смотреть куда ступаю - чай не Европа! Хотя географически Дербент - это Европа, как бы ни было удивительно!! Свободное время в древнем городе я провел насыщено с пользой для дела - гулял по улочкам, всем закоулкам и фотографировал. На интерес спрашивал у жителей сколько лет их городу, но никто не знал об этом. Видел, как активно готовились праздновать какой-то праздник и обновляли брусчатку, в результате получался «очень аутентичный евроремонт». Канализация в Старом городе, по моим наблюдениям, вроде есть, а вот водоснабжения не наблюдалось - тетушки в халатах, чтобы «заправить» чайник, выходили на улицу к колодцу.
Буду подытоживать. Древние творения, памятники города, дошедшие до нас - уникальное явление, это - память прошлого. Ходил по городу, любовался архитектурой древних мастеров; да, весь Дербент - это живая память прошлого. Удивительная древность, вошедшая в сокровищницу не только Дагестана, но и всего мира. Сберечь его - общая задача. Памятники культуры всегда являлись эталоном ценности, образчиком уровня развития, мерилом сформировавшим духовность народа. Невольно в памяти возникли поэтические строки Р.Г.Гамзатова:
Дербент, Дербент - истории краса!
Живая память древности родной,
Ландшафта и строений чудеса
Реликвии земли твоей святой.
Рим и Парфия за тебя боролись
И многие другие государства.
Пётр I восхищён был тобой,
Землянку для себя велел построить.
Отсюда в Европу «прорубил окно»,
Чтобы в руках был мир морской.
Великие люди писали о тебе,
Их крепости и стены удивили,
Святыни, кладбища, рисунки на стене
Музеи, крепости дивной архитектуры,
Словно, Царство, застывшее в камне
И Каспия просторы раскинулись вокруг.
А еще его слова из произведения «Мой Дагестан»: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».
К сожалению, много чего не успел осмотреть в Старом городе - времени было мало. К тому же, чтобы знакомиться с увиденным, приходилось быть очень «спортивным юношей» - много бегать, а группа все время куда-то пропадала и ее приходилось искать-догонять. Потом были совместные с группой великолепные чаепития с восточными сладостями в прекрасных кафешках, необыкновенно аппетитный насыщенный обед с местным вином в ресторане и посещение рынка. Давно считаю, что рынок - лицо города; решил взглянуть еще на один городской характер - Дербентский верхний базар. Особенности торговли здесь выражались в неуловимых «вкусностях», которые нельзя встретить в других краях, в особых отношениях между продавцом и покупателем, примечательном колорите оформления самого процесса купли-продажи, юморе местной рекламы. Повсюду видел фонтанчики с водой для питья и умывания, достаточно широкие торговые ряды, богатейший ассортимент (но, если честно, то Астрахани он проигрывал!) Вспомнились любопытные слова Александра Дюма-старшего из книги «Кавказ»: «На здешних базарах все производится и продается. Три самых великолепных базара, какие я когда-либо видел - дербентский, бакинский и нухинский. Делают и продают все - ковры, оружие, скатерти, папахи, черкески, обувь всякого рода… И все это блестит, отсвечивает, шевелится, спорит, дерется, вынимает ножи, хлопает плетью, кричит, угрожает, бранится, сложа руки на груди, обнимаясь, живя между спором и смертью, между пистолетом и кинжалом».
Немного впечатлений общего плана:
- Я не знаю в России другого города, где столь ярко была бы выражена восточная экзотика. К сожалению, в стране она с каждым годом куда-то уходит, поэтому сложно ее с чем-нибудь сравнивать;
- Дербент расположен у самой границы с Азербайджаном и отличается бОльшей свободой нравов, чем центральный или северный Дагестан. Здесь я встречал откровенно одетых девиц на улицах, мог покушать в исламских кафе у мечети. Приветливость и улыбчивость пожилого поколения соседствовала с неуемной тягой к безбашенной джигитовке молодежи (выглядело очень контрастно!);
- Несмотря на социальную рекламу, южный Дагестан и Дербент - очень пьющая часть республики (то, чего я не встречал, например, в Махачкале). С одной стороны, это позволяло нам свободно отдыхать, никто пальцем на нас не показывал, когда мы в жару пили пиво! Но нетрезвые горцы были не такими обаятельными, как трезвые;
- Город очень религиозный, что было видно по многим закутанным женщинам (молодежь подобных одежд не носила) и по объявлениям со специфическим текстом;
- Дербент смотрелся примерно так: город тихий, не Махачкала, где сплошная суета. Выглядит в нем все размерено, без суетности; люди встречались вежливые, спросишь у них «что, где, когда?» - отвечали с уважением, четко и ясно.
- И еще: в Дербенте много кошек; ну, очень много, прямо как на греческих островах Идра, Порос, Эгина и другие.
На этом закончилось мое великолепное июльское 2020 года «Большое путешествие по Северному Кавказу». Теперь я рассматриваю путешествие по Западному Кавказу, тур в Адыгею с посещением Гуамского ущелья, термальных источников, Большой Азишской пещеры, Хаджокской теснины, водопадов Руфабго и плато Лаго-Наки (13-дневный тур, с 8 июня 2021 года, от 38.900 рублей +; надеюсь к этому времени успею отдохнуть от турецкого вояжа со 2 мая 2021 года):
RAD Звезды Западного Кавказа. Адыгея, Архыз, Домбай; по маршруту Свято-Михайловский Афонский монастырь-Майкоп-Гуамское ущелье-термальные источники в Адыгее-Большая Азишская пещера-Хаджокская теснина-водопады Руфабго-плато Лаго-Наки(треккинг)-Савранская канатная дорога-Верхний Архыз-«Лик Христа»-Зеленчукская обсерватория(вечернее посещение)-Домбай-треккинг к Чучхурскому водопаду в Тебердинском заповеднике-гора Мусса-Ачитара(подъем по канатной дороге)-Кисловодск(3 ночи)-плато Бермамыт-урочище Джилы-Су(Северное Приэльбрусье)-Пятигорск (https://www.tourtrans.ru/tours/rossiya-turyi-po-rossi..)
Я проживаю в Кисловодске, поэтому для меня тур мог бы начаться не с Москвы, а со второго дня - с Краснодара и закончиться в Пятигорске. Есть возможность забронировать без оплаты мое любимое место 2с!
P.S. Сложно было разобраться во всех переплетениях истории. Думаю, что до конца в ней я так и не разобрался - осталось больше вопросов, чем я нашел ответов. Например, один турист из нашей группы, будучи кандидатом исторических наук, спорил с гидом и утверждал, что на магале живут не потомки персов, а совсем другие люди - их называл каджарами (не персы, а азербайджанцы тюрского происхождения, которые в свое время руководили Персией). Говорил, что эта группа составляет большинство азербайджанского населения исторической части города Дербент, а азербайджанцы персидского происхождения (персы) - меньшую часть.
Гид тут же сообщил, что по другим источникам жителями исторической части города (магалов) являются преимущественно азербайджанцы и представители отдельных групп других национальностей (табасаранцы, лезгины и другие) южного Дагестана, которые на протяжении веков ассимилировались в городской среде с азербайджанцами (немалая их часть только по документах числится как азербайджанцы, а другие считают себя бесспорными азербайджанцами). Собственно все эти жители и являются представителями исторической части города - магалов.
Услышал я и четвертое мнение, касающееся происхождения дербентских азербайджанцев, населяющих древний Дербент десятки веков доисламского и исламского периодов; можно сказать, что они находились у истоков историко-архитектурного облика города, который сохранился до наших дней. В первую очередь, из-за родства с пророком Мухаммадом, можно к ним отнести хашимитов, азербайджанцев арабского происхождения, принадлежащих к курайшитскому племени Хашим (они являются потомками Али ибн Абу-Талиба, двоюродного брата Посланника Аллаха Мухаммада, дочери Пророка Мухаммада Фатымы и, естественно, прибывших с представителями этого рода других мусульман-арабов, принявших ислам). Парадоксальным для меня казалось, что веками многие здесь роднились и смешивались, тем не менее, достаточно чётко отмечают отдельных представителей вышеуказанных групп; уверенно утверждают о своём происхождении и принадлежности к азербайджанцам Дербента.
Путался в информации, разбирался и опять «забирался в тупики». Например, куда делись арабы, которые создали и стали первыми жителями магал Дербента? Никаких данных о том, что они с окружающих территорий переселились обратно на свою историческую родину не находил! Вот еще одна «занозина» - в Молдавии (или как там ее сейчас - в Молдове) существует схожее понятие в несколько измененном варианте - махала. Обычно это относится не к богатым, а наоборот - к бедным окраинам городов сельского вида, своего рода самостроя с грунтовыми дорогами. Это понятие ассоциируется с какими-то низинами или оврагами; в разговоре молдаване так называют прилегающую местность к современному городу. Персов там точно не было, а вот турки были!
Гид тут же сообщил, что по другим источникам жителями исторической части города (магалов) являются преимущественно азербайджанцы и представители отдельных групп других национальностей (табасаранцы, лезгины и другие) южного Дагестана, которые на протяжении веков ассимилировались в городской среде с азербайджанцами (немалая их часть только по документах числится как азербайджанцы, а другие считают себя бесспорными азербайджанцами). Собственно все эти жители и являются представителями исторической части города - магалов.
Услышал я и четвертое мнение, касающееся происхождения дербентских азербайджанцев, населяющих древний Дербент десятки веков доисламского и исламского периодов; можно сказать, что они находились у истоков историко-архитектурного облика города, который сохранился до наших дней. В первую очередь, из-за родства с пророком Мухаммадом, можно к ним отнести хашимитов, азербайджанцев арабского происхождения, принадлежащих к курайшитскому племени Хашим (они являются потомками Али ибн Абу-Талиба, двоюродного брата Посланника Аллаха Мухаммада, дочери Пророка Мухаммада Фатымы и, естественно, прибывших с представителями этого рода других мусульман-арабов, принявших ислам). Парадоксальным для меня казалось, что веками многие здесь роднились и смешивались, тем не менее, достаточно чётко отмечают отдельных представителей вышеуказанных групп; уверенно утверждают о своём происхождении и принадлежности к азербайджанцам Дербента.
Путался в информации, разбирался и опять «забирался в тупики». Например, куда делись арабы, которые создали и стали первыми жителями магал Дербента? Никаких данных о том, что они с окружающих территорий переселились обратно на свою историческую родину не находил! Вот еще одна «занозина» - в Молдавии (или как там ее сейчас - в Молдове) существует схожее понятие в несколько измененном варианте - махала. Обычно это относится не к богатым, а наоборот - к бедным окраинам городов сельского вида, своего рода самостроя с грунтовыми дорогами. Это понятие ассоциируется с какими-то низинами или оврагами; в разговоре молдаване так называют прилегающую местность к современному городу. Персов там точно не было, а вот турки были!
Изменено пользователем ГРИГОРЬЕВ Виктор
Размещение новых фото
- 2
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет