ЛЮБОПЫТНЫЙ КАРЕЛЬСКИЙ ОСТРОВ-МУЗЕЙ КИЖИ: воспоминания и впечатления о посещении жемчужины (продолжение)
Заодно познакомился с некоторыми крестьянскими обычаями. Например, заонежские девушки должны были выйти замуж до 20 лет. Когда девушке исполнялся 21 год, и она не была замужем, то считалась... старой девой. Девушки замуж ооооочень хотели, и если их возраст начинал приближаться к 21 году, а жениха на горизонте не было, то начинали нервничать и гадать. Кстати, такого понятия, как ярмарка невест, которые были распространены, возьмем, в Угличе (на Крещение деревенские девушки вместе со своим приданным приезжали сюда и выстраивались на одной из центральных площадей, а женихи шли мимо и выбирали себе невест), здесь не было. Поэтому гадание было одним из «верных» способов узнать: выйдет ли девушка в этом году замуж или нет. Для этого девы вплетали в косу замок и закрывали его; если на утро замок оказывался открытым, то считалось, что девушка выйдет замуж, а если нет - увы. Кстати, замки, как правило, открывались - младшие братья будущих невест старались прокрасться незаметно в их спальни ночью и помочь с результатом гадания.
Два других осмотренных мной в Кижах крестьянских дома - Щепина, построенного в 1907 году, и Сергеева, построенного в 1908-10 годах, выглядели поскромнее, но тоже особой бедностью не отличались (кстати, в доме Щепина мне рассказали, что недавно обнаружились потомки этого крестьянина). Во время экскурсии, глядя на генеалогическое древо Щепиных, которое висело на стене, одна женщина нежданно-негаданно произнесла: «Судя по всему, он - мой прапрадед». Потом была часовня Михаила Архангела XVII-XVIII веков - маленькая деревянная с миниатюрной колокольней, которая была привезена на остров из деревни Леликозеро. Она оказалась открытой, я зашел внутрь и обнаружил по центру очень интересные и красивые небеса (сохранилось потолочное перекрытие «Небо») с иконой Христа Вседержателя. С большим удовольствием послушал, как звучит колокольный звон.
Испытал удивительное чувство - чем меньше была церквушка, тем больше духовности я в ней ощущал. Было совсем маленькое помещение для службы, но так в нем казалось тепло и уютно, что даже не хотелось уходить. Самым старым строением в Кижах была церковь Воскрешения Лазаря XIV-XVI веков (по преданию, эта церковь еще более древняя). Считается, что она стала первой постройкой Свято-Успенского Муромского монастыря, стоявшего на восточном берегу Онежского озера, а воздвиг ее основатель монастыря преподобный Лазарь. Сначала она стояла в обителе и со временем стала его главной достопримечательностью. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и ее реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23-24 июня, в Иванов день, к ней съезжается множество богомольцев. Кстати, преподобный Лазарь - личность очень интересная. Один факт, что он прожил целых 105 лет, заслуживает удивления, ведь в XIV веке средняя продолжительность жизни мужчин была всего около 40 лет, а в 50-60 - мужчины считались глубокими стариками.
Побывал в музее «Кижская гавань» и увидел, как делают настоящие лодки. В Кижских шхерах и Заонежье деревни располагались, в основном, по берегам рек и крупных озер, поэтому главным средством передвижения был водный транспорт; здесь сформировались свои традиции в строительстве лодок и маленьких судов. Их было два вида: лодка-кижанка и сойма. Длина кижанки составляла от 4 до 6 метров, соймы - от 8 до 13 метров. Кижанки чаще всего использовали для отправки грузов, товаров для хозяйственных нужд семьи. Соймы, благодаря своим размерам, были удобны для перевозки коммерческих грузов. В музейчике осмотрел небольшую экспозицию лодок; приглянулась лодка-кижанка со стационарным мотором, которую использовали жители местных деревень во второй половине XX века (они в это время были наиболее распространены). Показалась красивой карельская гребная лодка-шоутовене - такие лодки имели две пары весел и тоже широко использовались в то же время. Особенно интересной показалась лодка-водлозерка двухкокорная. «Фишка» была в том, что сшивали ее самым настоящим сосновым корнем. Такие лодки использовались в деревнях на Волдозере для рыбалки, а также для перевозки людей и грузов. У этой лодки были не только весла, но и мачта с парусом. В общем, это было уже серьезное транспортное средство.
Самое интересное меня ждало в мастерской. Там работал мастер-лодочник, и когда я пришел, он делал лодку-долбленку из цельного ствола осины. Такие лодки использовались на Онеге и Ладоге с III тысячелетия до н.э. вплоть до наших дней. Они, конечно, были очень неустойчивыми, переворачивались часто, но были удобны тем, что изготовить ее можно было буквально за 52 часа, а хорошему мастеру - быстрее. Еще они очень легкие, так большая шестиместная долбленка весит всего 50-60 килограммов, унести ее могут 2-3 человека. Кстати, сейчас на таких лодках проходят ежегодные гонки-регаты здесь же, в акватории острова Кижи. Для участия мастера стараются сделать их стенки, как можно тоньше, вплоть до 5-ти миллиметров(!), хотя обычная толщина стенок в таких лодках - не меньше 2-3 сантиметров, а часто - 5 сантиметров. Вот такой была жизнь рыбаков с острова Кижи и других окрестных островов...
В завершение своей прогулки по Кижам я осмотрел очень выразительную деревянную ветряную мельницу, 1928 года постройки. Недалеко от нее встретил косарей - двух мужчин и девушку в традиционной одежде, которые орудовали косами так, будто всегда только этим занимались. Затем увидел мастера, который рубил топором из осины лемехи - «чешуйки», которыми покрыты деревянные купола. Их, как выяснил, делают из осины, так как это мягкий и удобный материал, а главное - он почти не гниет и не портится. Другой мастер вырезал из дерева игрушки; третий - готовил деревянную посуду из капа или наростов на деревьях. Кузнецы в кузнице чеканили монеты, а несколько женщин плели украшения из бересты.
Несмотря на все-все-все, самым интересным на острове, и это ни странно, мне показался древний погост, который состоял из двух церквей - Преображенской, Покровской и колокольни. Как я уже писал, именно они были построены здесь, а все остальные музейные строения перевезены из других деревень Заонежья, всей Карелии в разобранном виде и собраны заново. Ранее по фото ансамбля этих церквей я понял, что с одной из них (с Преображенской) творится что-то не ладное. Дело в том, что эту церковь, у которой в оригинале было более 20-ти деревянных главок, уже несколько лет реставрируют. Церковь построили в начале XVIII века, и буквально через несколько лет после строительства начались проблемы. Грунт под ней оказался неоднородным, и она начала крениться на бок. Ее решили выпрямить, с противоположной стороны от крена выкопали подходящую по форме яму, но она не спасла. Несколько веков церковь падала, а к 1980-м годам крен стал таким сильным, что ее закрыли и стали думать, что делать дальше. К 1990-м годам наконец придумали, решили церковь переложить по бревнышку и даже купили у финнов специальный лес. Но… В то время для нашей страны начались трудные времена, финский лес сгнил, а церковь так и осталась стоять.
Новый проект реставрации вызрел только к 2005 году. Церковь условно разделили на семь ярусов, и решили реставрировать по очереди каждый из них, а начать с нижнего. Начали, если я ничего не путаю, лет 10-ть назад, и теперь дошли почти до конца. Именно поэтому церковь Преображения выглядит сейчас так необычно - как будто ее купола парят в воздухе. Говорят, закончат реставрацию в текущем году; кстати, по словам нашего экскурсовода, ведут реставрацию очень качественно и строго - по-другому нельзя, так как в ином случае ЮНЕСКО исключит объект из своего списка. Например, на бревна для замены сгнивших подбирают только деревья того же возраста, из которых была срублена церковь, то есть, им должно быть по 150-200 лет. Естественно, в церковь Преображения я не попал, зато побывал во второй церкви - Покровской. Удивительно и интересно то, что сейчас эта церковь снова действующая; правда, на службу я не попал, но побывал на выступлении церковного хора (блистательно поют!!)
Вскоре я загрузил себя на теплоход и отправился в столицу Карелии, город Петрозаводск. Спасибо ВАМ, Кижи, за добрые воспоминания!!
Два других осмотренных мной в Кижах крестьянских дома - Щепина, построенного в 1907 году, и Сергеева, построенного в 1908-10 годах, выглядели поскромнее, но тоже особой бедностью не отличались (кстати, в доме Щепина мне рассказали, что недавно обнаружились потомки этого крестьянина). Во время экскурсии, глядя на генеалогическое древо Щепиных, которое висело на стене, одна женщина нежданно-негаданно произнесла: «Судя по всему, он - мой прапрадед». Потом была часовня Михаила Архангела XVII-XVIII веков - маленькая деревянная с миниатюрной колокольней, которая была привезена на остров из деревни Леликозеро. Она оказалась открытой, я зашел внутрь и обнаружил по центру очень интересные и красивые небеса (сохранилось потолочное перекрытие «Небо») с иконой Христа Вседержателя. С большим удовольствием послушал, как звучит колокольный звон.
Испытал удивительное чувство - чем меньше была церквушка, тем больше духовности я в ней ощущал. Было совсем маленькое помещение для службы, но так в нем казалось тепло и уютно, что даже не хотелось уходить. Самым старым строением в Кижах была церковь Воскрешения Лазаря XIV-XVI веков (по преданию, эта церковь еще более древняя). Считается, что она стала первой постройкой Свято-Успенского Муромского монастыря, стоявшего на восточном берегу Онежского озера, а воздвиг ее основатель монастыря преподобный Лазарь. Сначала она стояла в обителе и со временем стала его главной достопримечательностью. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и ее реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23-24 июня, в Иванов день, к ней съезжается множество богомольцев. Кстати, преподобный Лазарь - личность очень интересная. Один факт, что он прожил целых 105 лет, заслуживает удивления, ведь в XIV веке средняя продолжительность жизни мужчин была всего около 40 лет, а в 50-60 - мужчины считались глубокими стариками.
Побывал в музее «Кижская гавань» и увидел, как делают настоящие лодки. В Кижских шхерах и Заонежье деревни располагались, в основном, по берегам рек и крупных озер, поэтому главным средством передвижения был водный транспорт; здесь сформировались свои традиции в строительстве лодок и маленьких судов. Их было два вида: лодка-кижанка и сойма. Длина кижанки составляла от 4 до 6 метров, соймы - от 8 до 13 метров. Кижанки чаще всего использовали для отправки грузов, товаров для хозяйственных нужд семьи. Соймы, благодаря своим размерам, были удобны для перевозки коммерческих грузов. В музейчике осмотрел небольшую экспозицию лодок; приглянулась лодка-кижанка со стационарным мотором, которую использовали жители местных деревень во второй половине XX века (они в это время были наиболее распространены). Показалась красивой карельская гребная лодка-шоутовене - такие лодки имели две пары весел и тоже широко использовались в то же время. Особенно интересной показалась лодка-водлозерка двухкокорная. «Фишка» была в том, что сшивали ее самым настоящим сосновым корнем. Такие лодки использовались в деревнях на Волдозере для рыбалки, а также для перевозки людей и грузов. У этой лодки были не только весла, но и мачта с парусом. В общем, это было уже серьезное транспортное средство.
Самое интересное меня ждало в мастерской. Там работал мастер-лодочник, и когда я пришел, он делал лодку-долбленку из цельного ствола осины. Такие лодки использовались на Онеге и Ладоге с III тысячелетия до н.э. вплоть до наших дней. Они, конечно, были очень неустойчивыми, переворачивались часто, но были удобны тем, что изготовить ее можно было буквально за 52 часа, а хорошему мастеру - быстрее. Еще они очень легкие, так большая шестиместная долбленка весит всего 50-60 килограммов, унести ее могут 2-3 человека. Кстати, сейчас на таких лодках проходят ежегодные гонки-регаты здесь же, в акватории острова Кижи. Для участия мастера стараются сделать их стенки, как можно тоньше, вплоть до 5-ти миллиметров(!), хотя обычная толщина стенок в таких лодках - не меньше 2-3 сантиметров, а часто - 5 сантиметров. Вот такой была жизнь рыбаков с острова Кижи и других окрестных островов...
В завершение своей прогулки по Кижам я осмотрел очень выразительную деревянную ветряную мельницу, 1928 года постройки. Недалеко от нее встретил косарей - двух мужчин и девушку в традиционной одежде, которые орудовали косами так, будто всегда только этим занимались. Затем увидел мастера, который рубил топором из осины лемехи - «чешуйки», которыми покрыты деревянные купола. Их, как выяснил, делают из осины, так как это мягкий и удобный материал, а главное - он почти не гниет и не портится. Другой мастер вырезал из дерева игрушки; третий - готовил деревянную посуду из капа или наростов на деревьях. Кузнецы в кузнице чеканили монеты, а несколько женщин плели украшения из бересты.
Несмотря на все-все-все, самым интересным на острове, и это ни странно, мне показался древний погост, который состоял из двух церквей - Преображенской, Покровской и колокольни. Как я уже писал, именно они были построены здесь, а все остальные музейные строения перевезены из других деревень Заонежья, всей Карелии в разобранном виде и собраны заново. Ранее по фото ансамбля этих церквей я понял, что с одной из них (с Преображенской) творится что-то не ладное. Дело в том, что эту церковь, у которой в оригинале было более 20-ти деревянных главок, уже несколько лет реставрируют. Церковь построили в начале XVIII века, и буквально через несколько лет после строительства начались проблемы. Грунт под ней оказался неоднородным, и она начала крениться на бок. Ее решили выпрямить, с противоположной стороны от крена выкопали подходящую по форме яму, но она не спасла. Несколько веков церковь падала, а к 1980-м годам крен стал таким сильным, что ее закрыли и стали думать, что делать дальше. К 1990-м годам наконец придумали, решили церковь переложить по бревнышку и даже купили у финнов специальный лес. Но… В то время для нашей страны начались трудные времена, финский лес сгнил, а церковь так и осталась стоять.
Новый проект реставрации вызрел только к 2005 году. Церковь условно разделили на семь ярусов, и решили реставрировать по очереди каждый из них, а начать с нижнего. Начали, если я ничего не путаю, лет 10-ть назад, и теперь дошли почти до конца. Именно поэтому церковь Преображения выглядит сейчас так необычно - как будто ее купола парят в воздухе. Говорят, закончат реставрацию в текущем году; кстати, по словам нашего экскурсовода, ведут реставрацию очень качественно и строго - по-другому нельзя, так как в ином случае ЮНЕСКО исключит объект из своего списка. Например, на бревна для замены сгнивших подбирают только деревья того же возраста, из которых была срублена церковь, то есть, им должно быть по 150-200 лет. Естественно, в церковь Преображения я не попал, зато побывал во второй церкви - Покровской. Удивительно и интересно то, что сейчас эта церковь снова действующая; правда, на службу я не попал, но побывал на выступлении церковного хора (блистательно поют!!)
Вскоре я загрузил себя на теплоход и отправился в столицу Карелии, город Петрозаводск. Спасибо ВАМ, Кижи, за добрые воспоминания!!
Изменено пользователем ГРИГОРЬЕВ Виктор
Размещение новых фото
- 4
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет