ЛЮБОПЫТНЫЙ КАРЕЛЬСКИЙ ОСТРОВ-МУЗЕЙ КИЖИ: воспоминания и впечатления о посещении жемчужины
Недавно мне позвонил уже «стародавний» знакомый, с которым мы неплохо «сошлись», гуляя по острову Кижи, путешествуя по просторам Карелии и Соловецкому архипелагу в Белом море. Поздравил с Днем Счастья и попросил в своей манере написать о чем-нибудь из нашего тура. Я задумался над «заявой», поинтересовался развитием внутреннего туризма в прошлом году и был удивлен узнав, что Карелия по пребыванию туристов обошла всеееее(!) регионы страны, не считая Санкт-Петербурга с Москвой и черноморского побережья. Конечно, вспомнилось мое пребывание в Кижах - столь памятное событие не стирается (тем более, нашел в своем архиве чудом сохранившиеся необходимые записи и прочие пометки).
Не успев отдохнуть от «плотненьких» хождений по Греции, Македонии, Сербии, 11 августа 2015 года за 3.000 рублей на катере «Ракета» я уже «катил» по Онежскому озеру из Петрозаводска до Кижей, и в 8.00 стоял на их пристани, готовый к осмотру кижских достопримечательностей. К счастью, утренняя погода выдалась теплой, комфортной и способствовала быстрому, окончательному пробуждению. Ранние пейзажи были необыкновенно любопытными: по озеру стелился низкий небольшой туман, словно золотом пронизанный в лучах солнца, всё это было на фоне лесов - истинно карельский природный ландшафт.
На протяжении многих веков остров, несмотря на свои маленькие размеры (всего-то 5,5 километров в длину и около 1,5 километров в ширину), был центром большого округа - Спасского Кижского погоста, который объединял деревни соседних островов на Онежском озере и самого Заонежского полуострова. Так, в XVII веке здесь было около 130-ти таких деревень, а на Кижском погосте протекала будничная жизнь большого округа. Располагались амбары и лавки, по определенным дням проходили ярмарки, куда съезжались десятки тысяч людей. Для приезжающих строили даже специальные «дворы на приезд». В данный момент, несомненно, житье-бытье в Кижах было совершенно иное. На острове существует всего две деревеньки и 300 жителей - в основном работники музея и их семьи. Причем, такой массовый уход людей из деревень случился отнюдь не в последние десятилетия, а в советские годы, при Н.С.Хрущеве, когда шла пропаганда переселения людей в города. Так и умерли все эти деревни..!
В 1966 году здесь появился государственный историко-архитектурный музей-заповедник (или музей деревянного зодчества). Главная его достопримечательность - архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух деревянных церквей и колокольни XVIII-XIX веков. Именно он в 1990 году вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО, сейчас считается главной визитной карточкой Кижей и изображается на большинстве открыток, сувенирных магнитов. Его увидеть приехал и я с большой группой не только наших туристов, но и массой иностранцев. На мой взгляд, в таком ажиотаже большую роль сыграл пиар этого места. У нас в стране есть множество других интереснейших архитектурных музеев-заповедников, но там подобной суеты я не наблюдал. Например, видел интереснейшие древние города Подмосковья, неповторимые достопримечательности Новгородской и Псковской областей, многовековые храмы (не говорю уже о дольменах!) родного Кавказа и другие подобные исторические места... Но они не настолько раскручены, как Кижи, народу там гораздо меньше, хотя исторические постройки не хуже.
Кроме Кижского погоста, в музей свезено несколько деревянных строений из Заонежья и других регионов Карелии - дома местных жителей, часовни, мельница. Это все я и пошёл смотреть. Если честно, Кижи произвели на меня двоякое впечатление. Мне очень понравилось Онежское озеро и природа острова, в которой моментально уловил северные карельские черты. Чтобы не портить уникальность этого ландшафта, на большей части острова проложены деревянные мостики, по которым могут передвигаться туристы, а для того, чтобы мы не ходили по траве, экскурсоводы часто пугали наличием множества гадюк. Разумеется, при таком раскладе считанные единицы из нас осмеливались уходить с мостков и дорожек куда-то в сторону. С другой стороны, музей с его деревянными постройками, за исключением, Кижского погоста, произвел на меня слабое впечатление (еще бы, когда на памяти лежит, например, Коломенское - дворцовое село, бывшая царская резиденция, где на территории усадьбы создан музей-заповедник русского деревянного зодчества, который входит в состав Московского государственного объединённого художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника). Возможно, я не успел осмотреть его весь, но даже та часть, которую изучил, выглядела заметно скромнее.
Итак, про деревянную церковь Преображения Господня. Многие гиды эту церковь называли самой красивой в России, и, безусловно, она достойна высокой оценки. Построили ее в 1714 году на месте старого, сгоревшего от удара молнии храма. Если все остальные строения на остров Кижи свезли из других сел, то этот храм (и весь Кижский погост) был изначально построен именно в этом месте. Кто конкретно воздвиг эту церковь, сейчас уже не известно; говорят только, что, когда храм был достроен, главный плотник бросил свой топор в озеро и сказал: «Этой церкви стоять здесь единственной - никогда не было такой красавицы, никогда больше не будет». Церковь Преображения Господня представляет собой тип восьмериковых ярусных церквей. Основа композиции - восьмигранный куб-восьмерик, восьмистенок с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Если сказать более понятным языком, то храм казался как бы круглым, и поначалу трудно было понять, где у него фасад; с любой стороны я мог любоваться им, как с самой главной. Церковь увенчана 22-мя главками, которые располагаются ярусами, и, в целом, имеет вид пирамиды.
Строили ее летней, неотапливаемой, поэтому зимой службы в ней не проводились. История о том, что она была построена без единого гвоздя, оказалась всего лишь легендой. Без гвоздей был построен ее сруб, а при строительстве кровли и куполов гвозди, конечно же, применялись. Поначалу они были деревянные, но со временем их заменяли на кованые. Каждый гвоздь деревенские кузнецы выковывали не меньше нескольких часов, а требовалось их сотни, если не тысячи. Так что, эта работа была очень долгой и кропотливой.
Вторая деревянная церковь Кижского погоста - Покрова Богородицы. Построили ее на полвека позже храма Преображения Господня. Чтобы она архитектурно с ним гармонировала, ее воздвигли в некой подчиненности (она как бы вторит ему, отвечает своеобразным эхом). Главки этой церкви скромны, не затеняют величия главного храма, а сама церковь наоборот - уравновешивает всю композицию погоста, расширяется кверху и завершается плавным повалом. Церковь Покрова Богородицы строили как зимний храм, и службы в нем проводили с 1 октября и до Пасхи. В то время Главная церковь находилась на реставрации, и я посетил именно эту.
Интересным для меня показалось то, что храмы до XVII века строили по-другому, чем сейчас. Они состояли из четырех частей: сеней, трапезной, собственно церковного помещения и алтаря. Сени были необходимы не только в церквях, но и в любых северных помещениях, с намерением не запускать холод. В трапезной прихожане собирались после служб, вместе обедали, обсуждали насущные житейские дела, вели судебные разбирательства, оглашали царские и воеводские указы, выбирали должностных лиц и прочее. После Никоновских реформ трапезные в церквях исчезли, остались только в монастырях, как отдельно стоящие здания (в редких случаях, отделенные от храмов помещения). В церковном помещении проводились службы, стоял иконостас. Алтарь, как полагалось, был святою святых храма. Сейчас, насколько я узнал, в церкви Покрова Богородицы иногда проводятся службы, но, в принципе, церковь являет собой музей. В трапезной, в церковном помещении на стенах висят иконы XVI-XVIII веков, привезенные из других церквей Заонежья и Карелии.
Теперь про шатровую колокольню. Старая колокольня в Кижах не сохранилась и, как говорится в документах, была «срыта за ветхостью». Новую построили на ее месте в 1863 году; в архитектурный ансамбль она вполне вписалась и выглядит замечательно. Кижский погост огорожен деревянной оградой, какой было принято ограждать погосты в XVII веке, но она тоже новая, возведенная всего лишь в середине прошлого века. Кроме Кижского погоста, осмотрел три крестьянских дома, очень ценную церковь Воскрешения Лазаря и часовню Михаила Архангела. Вообще, крестьяне Заонежья в XVIII-XIX веках жили весьма неплохо. Так, дом зажиточного крестьянина Ошевнева, 1876 года постройки, который на остров Кижи привезли из одноименной деревни Медвежьегорского района (таких было много, эти здания назывались домами-кошелями), являлся очень большим (подобные ему дома, как правило, были двухэтажными, с 4-5 жилыми комнатами).
Самое главное, что это был большой дом-комплекс, в котором все жилые и технические помещения объединялись под одной крышей (не только жилые, но и хозяйственные постройки), и крестьяне в холодную или дождливую погоду могли целую неделю не выходить из дома - все было под рукой. В комнатах дома Ошевнева я осмотрел крестьянский интерьер (и скарб: сани, рыболовные снасти, лодки на берегу - обычный их атрибут; кстати, рыболовством здесь крестьяне очень активно занимались), который тоже, на мой взгляд, был гораздо богаче, чем у крестьян, например, Новгородской области. В избе Ошевнева видел, как девушка вышивала на большой деревянной раме узор. Причем, вышивка была оригинальной и местной; узор получался двусторонним, одинаковым из ниток всего двух цветов - белого и красного (сложно было понять что за зверь у нее получался; спросил - оказалось, что это был лев; раньше в Карелии их так представляли, что не было возможности узнать, ведь они их нигде не видели). Мне нравились Кижи все больше, причем тем, что видел много интерактива, если будет дозволено так выразиться.
(Продолжение следует)
Не успев отдохнуть от «плотненьких» хождений по Греции, Македонии, Сербии, 11 августа 2015 года за 3.000 рублей на катере «Ракета» я уже «катил» по Онежскому озеру из Петрозаводска до Кижей, и в 8.00 стоял на их пристани, готовый к осмотру кижских достопримечательностей. К счастью, утренняя погода выдалась теплой, комфортной и способствовала быстрому, окончательному пробуждению. Ранние пейзажи были необыкновенно любопытными: по озеру стелился низкий небольшой туман, словно золотом пронизанный в лучах солнца, всё это было на фоне лесов - истинно карельский природный ландшафт.
На протяжении многих веков остров, несмотря на свои маленькие размеры (всего-то 5,5 километров в длину и около 1,5 километров в ширину), был центром большого округа - Спасского Кижского погоста, который объединял деревни соседних островов на Онежском озере и самого Заонежского полуострова. Так, в XVII веке здесь было около 130-ти таких деревень, а на Кижском погосте протекала будничная жизнь большого округа. Располагались амбары и лавки, по определенным дням проходили ярмарки, куда съезжались десятки тысяч людей. Для приезжающих строили даже специальные «дворы на приезд». В данный момент, несомненно, житье-бытье в Кижах было совершенно иное. На острове существует всего две деревеньки и 300 жителей - в основном работники музея и их семьи. Причем, такой массовый уход людей из деревень случился отнюдь не в последние десятилетия, а в советские годы, при Н.С.Хрущеве, когда шла пропаганда переселения людей в города. Так и умерли все эти деревни..!
В 1966 году здесь появился государственный историко-архитектурный музей-заповедник (или музей деревянного зодчества). Главная его достопримечательность - архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух деревянных церквей и колокольни XVIII-XIX веков. Именно он в 1990 году вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО, сейчас считается главной визитной карточкой Кижей и изображается на большинстве открыток, сувенирных магнитов. Его увидеть приехал и я с большой группой не только наших туристов, но и массой иностранцев. На мой взгляд, в таком ажиотаже большую роль сыграл пиар этого места. У нас в стране есть множество других интереснейших архитектурных музеев-заповедников, но там подобной суеты я не наблюдал. Например, видел интереснейшие древние города Подмосковья, неповторимые достопримечательности Новгородской и Псковской областей, многовековые храмы (не говорю уже о дольменах!) родного Кавказа и другие подобные исторические места... Но они не настолько раскручены, как Кижи, народу там гораздо меньше, хотя исторические постройки не хуже.
Кроме Кижского погоста, в музей свезено несколько деревянных строений из Заонежья и других регионов Карелии - дома местных жителей, часовни, мельница. Это все я и пошёл смотреть. Если честно, Кижи произвели на меня двоякое впечатление. Мне очень понравилось Онежское озеро и природа острова, в которой моментально уловил северные карельские черты. Чтобы не портить уникальность этого ландшафта, на большей части острова проложены деревянные мостики, по которым могут передвигаться туристы, а для того, чтобы мы не ходили по траве, экскурсоводы часто пугали наличием множества гадюк. Разумеется, при таком раскладе считанные единицы из нас осмеливались уходить с мостков и дорожек куда-то в сторону. С другой стороны, музей с его деревянными постройками, за исключением, Кижского погоста, произвел на меня слабое впечатление (еще бы, когда на памяти лежит, например, Коломенское - дворцовое село, бывшая царская резиденция, где на территории усадьбы создан музей-заповедник русского деревянного зодчества, который входит в состав Московского государственного объединённого художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника). Возможно, я не успел осмотреть его весь, но даже та часть, которую изучил, выглядела заметно скромнее.
Итак, про деревянную церковь Преображения Господня. Многие гиды эту церковь называли самой красивой в России, и, безусловно, она достойна высокой оценки. Построили ее в 1714 году на месте старого, сгоревшего от удара молнии храма. Если все остальные строения на остров Кижи свезли из других сел, то этот храм (и весь Кижский погост) был изначально построен именно в этом месте. Кто конкретно воздвиг эту церковь, сейчас уже не известно; говорят только, что, когда храм был достроен, главный плотник бросил свой топор в озеро и сказал: «Этой церкви стоять здесь единственной - никогда не было такой красавицы, никогда больше не будет». Церковь Преображения Господня представляет собой тип восьмериковых ярусных церквей. Основа композиции - восьмигранный куб-восьмерик, восьмистенок с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Если сказать более понятным языком, то храм казался как бы круглым, и поначалу трудно было понять, где у него фасад; с любой стороны я мог любоваться им, как с самой главной. Церковь увенчана 22-мя главками, которые располагаются ярусами, и, в целом, имеет вид пирамиды.
Строили ее летней, неотапливаемой, поэтому зимой службы в ней не проводились. История о том, что она была построена без единого гвоздя, оказалась всего лишь легендой. Без гвоздей был построен ее сруб, а при строительстве кровли и куполов гвозди, конечно же, применялись. Поначалу они были деревянные, но со временем их заменяли на кованые. Каждый гвоздь деревенские кузнецы выковывали не меньше нескольких часов, а требовалось их сотни, если не тысячи. Так что, эта работа была очень долгой и кропотливой.
Вторая деревянная церковь Кижского погоста - Покрова Богородицы. Построили ее на полвека позже храма Преображения Господня. Чтобы она архитектурно с ним гармонировала, ее воздвигли в некой подчиненности (она как бы вторит ему, отвечает своеобразным эхом). Главки этой церкви скромны, не затеняют величия главного храма, а сама церковь наоборот - уравновешивает всю композицию погоста, расширяется кверху и завершается плавным повалом. Церковь Покрова Богородицы строили как зимний храм, и службы в нем проводили с 1 октября и до Пасхи. В то время Главная церковь находилась на реставрации, и я посетил именно эту.
Интересным для меня показалось то, что храмы до XVII века строили по-другому, чем сейчас. Они состояли из четырех частей: сеней, трапезной, собственно церковного помещения и алтаря. Сени были необходимы не только в церквях, но и в любых северных помещениях, с намерением не запускать холод. В трапезной прихожане собирались после служб, вместе обедали, обсуждали насущные житейские дела, вели судебные разбирательства, оглашали царские и воеводские указы, выбирали должностных лиц и прочее. После Никоновских реформ трапезные в церквях исчезли, остались только в монастырях, как отдельно стоящие здания (в редких случаях, отделенные от храмов помещения). В церковном помещении проводились службы, стоял иконостас. Алтарь, как полагалось, был святою святых храма. Сейчас, насколько я узнал, в церкви Покрова Богородицы иногда проводятся службы, но, в принципе, церковь являет собой музей. В трапезной, в церковном помещении на стенах висят иконы XVI-XVIII веков, привезенные из других церквей Заонежья и Карелии.
Теперь про шатровую колокольню. Старая колокольня в Кижах не сохранилась и, как говорится в документах, была «срыта за ветхостью». Новую построили на ее месте в 1863 году; в архитектурный ансамбль она вполне вписалась и выглядит замечательно. Кижский погост огорожен деревянной оградой, какой было принято ограждать погосты в XVII веке, но она тоже новая, возведенная всего лишь в середине прошлого века. Кроме Кижского погоста, осмотрел три крестьянских дома, очень ценную церковь Воскрешения Лазаря и часовню Михаила Архангела. Вообще, крестьяне Заонежья в XVIII-XIX веках жили весьма неплохо. Так, дом зажиточного крестьянина Ошевнева, 1876 года постройки, который на остров Кижи привезли из одноименной деревни Медвежьегорского района (таких было много, эти здания назывались домами-кошелями), являлся очень большим (подобные ему дома, как правило, были двухэтажными, с 4-5 жилыми комнатами).
Самое главное, что это был большой дом-комплекс, в котором все жилые и технические помещения объединялись под одной крышей (не только жилые, но и хозяйственные постройки), и крестьяне в холодную или дождливую погоду могли целую неделю не выходить из дома - все было под рукой. В комнатах дома Ошевнева я осмотрел крестьянский интерьер (и скарб: сани, рыболовные снасти, лодки на берегу - обычный их атрибут; кстати, рыболовством здесь крестьяне очень активно занимались), который тоже, на мой взгляд, был гораздо богаче, чем у крестьян, например, Новгородской области. В избе Ошевнева видел, как девушка вышивала на большой деревянной раме узор. Причем, вышивка была оригинальной и местной; узор получался двусторонним, одинаковым из ниток всего двух цветов - белого и красного (сложно было понять что за зверь у нее получался; спросил - оказалось, что это был лев; раньше в Карелии их так представляли, что не было возможности узнать, ведь они их нигде не видели). Мне нравились Кижи все больше, причем тем, что видел много интерактива, если будет дозволено так выразиться.
(Продолжение следует)
Изменено пользователем ГРИГОРЬЕВ Виктор
Размещение новых фото
- 2
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет