КАК Я «ПОЗНАКОМИЛСЯ» С КОЛЬКОЙ СНЕГИРЕВЫМ И РАЕЧКОЙ (по следам великолепного тура ТО ТТВ RBG «Алтай Гран Туризмо» с прекрасным гидом ЯКУШЕВОЙ РЕГИНОЙ,18-29 июля 2021 года)
На третий день путешествия по Алтаю опять ехал по федеральной трассе М52, Чуйскому тракту из своей великолепной «прежней резиденции» в селе Усть-Кокса в Чибит, в сторону Кош-Агача. Тракт представлял собой отличное современное шоссе с прекрасным покрытием, качественной разметкой, а под слоем асфальта таились пласты истории…
1. Сначала немного хроники. В начале 40-х годов XIX века русские торговцы достигли урочища Кош-Агач, где построили амбары для хранения товаров. Кош-Агач стал центром торговли с Монголией и северным Китаем, а также местом проведения трех ярмарок: в начале июня в урочище появлялись монгольские солдаты и проходила ярмарка «Черю кельди» («Войско пришло»); в августе - ярмарка «Калан», на которой в основном торговали в долг; в конце года - ярмарка «Шаланга», на которой юфтевая кожа томских заводов обменивалась на меха и кожи.
Дорога тогда не носила звания «тракт», а называлась Чуйской тропой. Караванные пути проходили по горным тропам, товары перевозили исключительно во вьюках. К концу XIX века эта ситуация никого не стала устраивать; путем огромных усилий тропы были преобразованы в колесный путь, по которому могли двигаться повозки, но дорога оставалась трудной, опасной. Во многих местах она была настолько узкой, что два встречных каравана никак не могли разойтись. Сложилась своеобразная традиция организации реверсивного движения: хозяин каравана, первым подошедшего к узкому месту, проходил его пешком и бросал на проезжую часть шапку, обозначая, что путь занят. Тем не менее, открытие колесного пути резко интенсифицировало торговлю: в 1900 году через таможню в Кош-Агаче было перевезено товаров на сумму 925.000 рублей, в 1903-м годовой оборот составил 1,6 миллиона, а в 1906-1910 годах он достиг 2,4 миллиона рублей.
Однако пропускная способность Чуйской дороги оставалась недостаточной; с переходом ее в ведение Министерства путей сообщения встал вопрос о модернизации. Для этой цели в 1913 году в Горный Алтай была послана экспедиция под руководством В.Я.Шишкова (вспомнили будущего автора романов «Угрюм-река» и «Емельян Пугачев»!) Работы прервали Первая мировая и Гражданская войны, но именно по материалам изысканий его экспедиции позже начались работы по улучшению транспортной артерии, получившей не только экономическое, но и военно-стратегическое значение. Строительство велось с массовым привлечением «добровольного трудового участия» местного населения под лозунгами «Война бездорожью», «В помощь сельскому хозяйству создадим мощное дорожное строительство», «Автомобиль и шоссе укрепляют смычку города с деревней», «Автомобиль и шоссе ускоряют социалистическую перестройку деревни» (вспоминаете бессмертный роман И.А.Ильфа и Е.П.Петрова: «Железный конь идет на смену крестьянской лошадке! Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!»)
Так образом, в 30-е годы прошлого века дорога действительно стала автомобильным трактом. Правда, сложным, опасным, но проходимым для автотранспорта на всем протяжении, и до настоящего времени дошла его незамысловатая песенка о чуйском шофере Кольке Снегиреве.
2. Теперь, конечно, о любви. Слесарь управления Чуйского военизированного тракта Михаил Михеев посвятил незамысловатые стихи о любви и страсти своему другу, Николаю Ковалеву и его молодой жене Ираиде, которую друзья звали Раей. Ради благозвучия Ковалев стал Снегиревым, а стихи, положенные на музыку популярной в те годы песенки «Коломбина», пошли в народ. Итак, баллада о шоферской любви:
«Есть над Чуей-рекою дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Был там самый отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирев.
* * *
На Форде там работала Рая,
И бывало над Чуей-рекой
Форд зеленый и грузная АМО
Друг за другом летели стрелой.
* * *
И ответила Рая с улыбкой:
«Знаешь, Коля, что думаю я,
Когда АМО ФордА перегонит,
Тогда Раечка будет твоя».
* * *
Из далекой поездки, из Бийска
Ехал Коля однажды домой,
И вдруг - Форд, и с улыбкою Рая
Пронеслась мимо Коли стрелой.
* * *
Вспыхнул Колька, и сердце забилось,
Вспомнил Раечкин он уговор,
И тотчас же рванулась машина,
И запел свою песню мотор.
* * *
Шла дорога - ухаб над обрывом,
И по камням кипела река.
Рвалось сердце могучим порывом,
И к штурвалу прильнула рука.
* * *
Ни ухабов, ни ям, ни обрывов
Колька здесь ничего не видал,
Когда газом все ближе и ближе
Грузный АМО Форда догонял.
* * *
Поворот... и сравнялись машины,
Колька Раи лицо увидал,
Улыбнулся и крикнул он: «Рая!»
И на миг позабыл про штурвал.
* * *
И как птица зеленая АМО,
Вбок рванулась... и книзу упал,
И в волнах серебристого Чуя
Он кабиной мелькнул и пропал.
* * *
И с тех пор никогда, как бывало,
Не летит по ухабам стрелой,
Едет тихо, как будто усталый.
И штурвал уж дрожит под рукой.
* * *
А на память лихому шоферу,
Тот, кто горя ни в чем не видал,
На могилу полОжили фару,
И от АМО помятый штурвал»
В 1987 году на 774-м километре тракта, около знаменитого Белого бома («бомами» в этих местах называют скальные массивы) группа водителей-ветеранов поставила символический монумент чуйским шоферам: «помятый штурвал» от найденного на задворках гаража АМО-Ф15 на стойке из сваренных вместе карданных валов, закрепленных на колесном диске. У памятника приварили табличку: «Кольке Снегиреву - человеку, погибшему за любовь». В 2012 году этот скромный обелиск заменили на более помпезный монумент, на котором роль АМО исполняет полуторка ГАЗ-АА, а вот роль Форда почему-то играет ленд-лизовский «Виллис»(!?) На металлических табличках на монументе выгравированы все слова песенки про Кольку Снегирева, ставшей неофициальным гимном Чуйского тракта. Старый же памятник отправился в Музей Чуйского тракта в Бийск… Там и там я, конечно, побывал!!
P.S. Сегодня на Чуйском тракте я не видел ни ухабов, ни ям, обрывы огораживают мощные отбойники и автомобили по тракту ездят совсем другие. На Чуйском тракте было чем полюбоваться!! Почему-то вспомнились былые слова известного фотографа Льва Барашкова: «Ненавижу Чуйский тракт! Невозможно ехать! На каждом километре хочется остановиться и снять фотообои». А еще.., по версии журнала National Geographic эта трасса вошла в пятерку самых живописных дорог планеты.
Впрочем, в самых живописных местах активное шествие нам приходилось сдерживать: получалось так, что самые красивые виды открывались с серпантинов с острыми шпилями. Как только идущий впереди автомобиль скрывался из вида, мы начинали резкий разгон и в поворот влетали на более высокой скорости, чем нужно. Это было опасно, как ни крути! Но наш прекрасный автобус с ооооочень неплохим опытным водителем и на поворотах вел себя прекрасно. При этом, на равнинных участках и «обычных» изгибах трассы мы позволяли себе уверенно цепляться за идущим впереди автомобилем. На пути попался очередной небольшой рынок, на котором продавали плоды алтайской земли (мед, кедровые орешки и др.) и привезенные из Монголии изделия из кожи, шерсти. Долго задерживаться не стали - впереди ожидала «торговая столица» Чуйского тракта, райцентр Кош-Агач...
1. Сначала немного хроники. В начале 40-х годов XIX века русские торговцы достигли урочища Кош-Агач, где построили амбары для хранения товаров. Кош-Агач стал центром торговли с Монголией и северным Китаем, а также местом проведения трех ярмарок: в начале июня в урочище появлялись монгольские солдаты и проходила ярмарка «Черю кельди» («Войско пришло»); в августе - ярмарка «Калан», на которой в основном торговали в долг; в конце года - ярмарка «Шаланга», на которой юфтевая кожа томских заводов обменивалась на меха и кожи.
Дорога тогда не носила звания «тракт», а называлась Чуйской тропой. Караванные пути проходили по горным тропам, товары перевозили исключительно во вьюках. К концу XIX века эта ситуация никого не стала устраивать; путем огромных усилий тропы были преобразованы в колесный путь, по которому могли двигаться повозки, но дорога оставалась трудной, опасной. Во многих местах она была настолько узкой, что два встречных каравана никак не могли разойтись. Сложилась своеобразная традиция организации реверсивного движения: хозяин каравана, первым подошедшего к узкому месту, проходил его пешком и бросал на проезжую часть шапку, обозначая, что путь занят. Тем не менее, открытие колесного пути резко интенсифицировало торговлю: в 1900 году через таможню в Кош-Агаче было перевезено товаров на сумму 925.000 рублей, в 1903-м годовой оборот составил 1,6 миллиона, а в 1906-1910 годах он достиг 2,4 миллиона рублей.
Однако пропускная способность Чуйской дороги оставалась недостаточной; с переходом ее в ведение Министерства путей сообщения встал вопрос о модернизации. Для этой цели в 1913 году в Горный Алтай была послана экспедиция под руководством В.Я.Шишкова (вспомнили будущего автора романов «Угрюм-река» и «Емельян Пугачев»!) Работы прервали Первая мировая и Гражданская войны, но именно по материалам изысканий его экспедиции позже начались работы по улучшению транспортной артерии, получившей не только экономическое, но и военно-стратегическое значение. Строительство велось с массовым привлечением «добровольного трудового участия» местного населения под лозунгами «Война бездорожью», «В помощь сельскому хозяйству создадим мощное дорожное строительство», «Автомобиль и шоссе укрепляют смычку города с деревней», «Автомобиль и шоссе ускоряют социалистическую перестройку деревни» (вспоминаете бессмертный роман И.А.Ильфа и Е.П.Петрова: «Железный конь идет на смену крестьянской лошадке! Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!»)
Так образом, в 30-е годы прошлого века дорога действительно стала автомобильным трактом. Правда, сложным, опасным, но проходимым для автотранспорта на всем протяжении, и до настоящего времени дошла его незамысловатая песенка о чуйском шофере Кольке Снегиреве.
2. Теперь, конечно, о любви. Слесарь управления Чуйского военизированного тракта Михаил Михеев посвятил незамысловатые стихи о любви и страсти своему другу, Николаю Ковалеву и его молодой жене Ираиде, которую друзья звали Раей. Ради благозвучия Ковалев стал Снегиревым, а стихи, положенные на музыку популярной в те годы песенки «Коломбина», пошли в народ. Итак, баллада о шоферской любви:
«Есть над Чуей-рекою дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Был там самый отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирев.
* * *
На Форде там работала Рая,
И бывало над Чуей-рекой
Форд зеленый и грузная АМО
Друг за другом летели стрелой.
* * *
И ответила Рая с улыбкой:
«Знаешь, Коля, что думаю я,
Когда АМО ФордА перегонит,
Тогда Раечка будет твоя».
* * *
Из далекой поездки, из Бийска
Ехал Коля однажды домой,
И вдруг - Форд, и с улыбкою Рая
Пронеслась мимо Коли стрелой.
* * *
Вспыхнул Колька, и сердце забилось,
Вспомнил Раечкин он уговор,
И тотчас же рванулась машина,
И запел свою песню мотор.
* * *
Шла дорога - ухаб над обрывом,
И по камням кипела река.
Рвалось сердце могучим порывом,
И к штурвалу прильнула рука.
* * *
Ни ухабов, ни ям, ни обрывов
Колька здесь ничего не видал,
Когда газом все ближе и ближе
Грузный АМО Форда догонял.
* * *
Поворот... и сравнялись машины,
Колька Раи лицо увидал,
Улыбнулся и крикнул он: «Рая!»
И на миг позабыл про штурвал.
* * *
И как птица зеленая АМО,
Вбок рванулась... и книзу упал,
И в волнах серебристого Чуя
Он кабиной мелькнул и пропал.
* * *
И с тех пор никогда, как бывало,
Не летит по ухабам стрелой,
Едет тихо, как будто усталый.
И штурвал уж дрожит под рукой.
* * *
А на память лихому шоферу,
Тот, кто горя ни в чем не видал,
На могилу полОжили фару,
И от АМО помятый штурвал»
В 1987 году на 774-м километре тракта, около знаменитого Белого бома («бомами» в этих местах называют скальные массивы) группа водителей-ветеранов поставила символический монумент чуйским шоферам: «помятый штурвал» от найденного на задворках гаража АМО-Ф15 на стойке из сваренных вместе карданных валов, закрепленных на колесном диске. У памятника приварили табличку: «Кольке Снегиреву - человеку, погибшему за любовь». В 2012 году этот скромный обелиск заменили на более помпезный монумент, на котором роль АМО исполняет полуторка ГАЗ-АА, а вот роль Форда почему-то играет ленд-лизовский «Виллис»(!?) На металлических табличках на монументе выгравированы все слова песенки про Кольку Снегирева, ставшей неофициальным гимном Чуйского тракта. Старый же памятник отправился в Музей Чуйского тракта в Бийск… Там и там я, конечно, побывал!!
P.S. Сегодня на Чуйском тракте я не видел ни ухабов, ни ям, обрывы огораживают мощные отбойники и автомобили по тракту ездят совсем другие. На Чуйском тракте было чем полюбоваться!! Почему-то вспомнились былые слова известного фотографа Льва Барашкова: «Ненавижу Чуйский тракт! Невозможно ехать! На каждом километре хочется остановиться и снять фотообои». А еще.., по версии журнала National Geographic эта трасса вошла в пятерку самых живописных дорог планеты.
Впрочем, в самых живописных местах активное шествие нам приходилось сдерживать: получалось так, что самые красивые виды открывались с серпантинов с острыми шпилями. Как только идущий впереди автомобиль скрывался из вида, мы начинали резкий разгон и в поворот влетали на более высокой скорости, чем нужно. Это было опасно, как ни крути! Но наш прекрасный автобус с ооооочень неплохим опытным водителем и на поворотах вел себя прекрасно. При этом, на равнинных участках и «обычных» изгибах трассы мы позволяли себе уверенно цепляться за идущим впереди автомобилем. На пути попался очередной небольшой рынок, на котором продавали плоды алтайской земли (мед, кедровые орешки и др.) и привезенные из Монголии изделия из кожи, шерсти. Долго задерживаться не стали - впереди ожидала «торговая столица» Чуйского тракта, райцентр Кош-Агач...
Изменено пользователем ГРИГОРЬЕВ Виктор
- 6
- 1
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет