Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

СБЫЛАСЬ МЫСЛЬ УВИДЕТЬ ВНЯТНЫЕ СЛЕДЫ КУЛЬТУРЫ СКИФСКОЙ ПОРЫ (по следам RBG «Алтай Гран Туризмо» с великолепным гидом Региной Якушевой)


ГРИГОРЬЕВ Виктор

340 просмотров

1. В юные лета, разбираясь в исторической письменности, я повстречал неизвестный мне набор ценностей и норм поведения именованный Пазырыкской культурой (археологической культурой раннего железного века - скифского времени). Меня необыкновенно заинтересовал этот промежуток времени на алтайской земле, которую некоторые исследователи называли центром Земли и Колыбелью человечества (я с изумлением прознал, что в ее пещерах есть стоянки древнего человека, скифские захоронения, в Орлином гроте располагалась кухня первобытных людей, а на каменных сводах угадывается изображение орла... и на протяжении многих лет обращался к дальнейшему познанию).
Датируется эта культура VI-II веками до н.э.; охватывала она всю территорию Горного Алтая, предгорные районы Алтайского края, Восточного Казахстана и прилегающую часть Западной Монголии. Термин «пазырыкская культура» впервые в 1954 году использовал советский этнограф, археолог, специалист по угорским народам В.Н. Чернецов (докторская диссертация «Наскальные изображения Урала»), взяв его из названий курганов урочища Пазырык Улаганского района Республики Алтай.
В развитии Пазырыкской культуры выделяется три хронологических этапа: середина VI - конец V веков до н.э., конец V - конец IV веков до н.э., конец IV - II век до н.э. (в вопросах происхождения Пазырыкской культуры, ее общей хронологии, наименования и датировки отдельных этапов у ученых до сих пор нет единого мнения). Пазырыкская культура сменила предшествующую бийкенскую культуру (смена культур хорошо фиксируется не только иным погребальным обрядом, но и отличным предметным комплексом). В процессе развития шло расширение территории Пазырыкской культуры, рост населения, социальное разграничение, качественные изменения в экономике, эволюция орудий труда, конской сбруи, вооружения... Обогатилось и усложнилось мировоззрение населения.
В большей мере культура исследована по погребальным комплексам, однако значительную информацию дали поселенческие материалы, петроглифы, святилища. Наиболее известными погребальными памятниками Пазырыкской культуры являются Пазырык, Башадар, Шибе, Туэкта, Ак-Алаха, Юстыд, Уландрык, Кызыл-Джар, Тыткескень, Кайнду, Майма-IV и др. Курганы с каменной (реже - каменно-земляной) насыпью, часто имеющие по периметру кольца из крупных валунов, расположены цепочками. В центре имеются глубокие могильные ямы, на дне которых установлены погребальные срубы, иногда каменные ящики. У северных стенок ям помещались сопроводительные захоронения лошадей с комплектом сбруи. Погребенные уложены на правом боку с подогнутыми ногами и ориентированы в восточный сектор.
Инвентарь традиционен: глиняная (иногда деревянная) посуда, ножи, зеркала, предметы вооружения (кинжалы, чеканы, наконечники стрел, поясные крючки). Ряд изделий украшен изображениями в скифо-сибирским зверином стиле. Зафиксированы остатки заупокойной пищи в виде костей овцы. Погребальные сооружения знати более крупных размеров - диаметром до 50-60 метров. Инвентарь более богат и изыскан, количество лошадей большее (до 22-х в Катандинском кургане). В мерзлотных курганах обнаружены мумифицированные тела, часть из которых имеют татуировки. Встречены предметы из кожи, войлока, тканей, дерева (как местного, так и импортного производства). Для Пазырыкской культуры характерно наличие «скифской триады», объединяющей ее с другими культурами евразийских степей (это идентичные комплексы вооружения, конструкция и предметы конской сбруи, скифский звериный стиль).
Поселения исследованы недостаточно и главным образом в Северном и предгорном Алтае. В основном - это небольшие поселки, расположенные на возвышенных местах у водоемов; жилища были полуземляночного типа со столбовой или рубленой конструкцией стен, с очагом в центре. О наличии срубных сооружений свидетельствуют погребальные конструкции пазырыкцев (в центральных и южных районах Горного Алтая возводились наземные постройки). Основу хозяйства составляло полукочевое скотоводство; разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот; большую роль играла охота, в удобных местах занимались земледелием. Были широко развиты многочисленные ремесла и промыслы: металлургия; обработка рога, кости, камня, дерева, кожи; гончарное производство, ткачество. Существовал товарообмен, так в погребениях обнаружены вещи из Передней и Средней Азии, Китая, других территорий.
Жили пазырыкцы небольшими общинами, которые объединялись в роды, племена, союзы племен. У них существовала сложная система религиозно-мифологических представлений, отразившихся в искусстве, погребальном обряде и других компонентах культуры, в которых тесно переплелись реалистические и мифологические идеи о человеке, его месте в общественной жизни, о природе, вселенной, мироздании.
Во II веке до н.э. на Алтай проникло другое население, сыгравшее главную роль в становлении новой булан-кобинской, а на Северном Алтае - майминской культуры гунно-сарматского времени (но это - другая тема).
2. И вот я на Алтае, где умудрился посетить несколько долгожданных поприщ. Сегодня здесь открыто более 50-ти курганов пазырыкской культуры, датируемых V веком до н. э. Многие из них были уничтожены или разграблены в древние века, но есть уцелевшие. Среди всего культурного многообразия мое большое внимание привлекли скифские курганы, расположенные в долинах рек Сентелек и Чарыш. Например, Царский курган - один из самых крупных уцелевших курганов, расположенный в 4-х километрах от села Сентелек (свое название он получил потому, что здесь были захоронены скифские цари и вожди).
Некоторые исследователи называют этот курган «Чарышским» и делают предположение, что он являлся не просто могилой влиятельных скифов, но и древней обсерваторией. Это связано с тем, что курганы создавались в определенной геометрической последовательности: первоначально наносился магический круг, затем в центре круга создавался правильный квадрат и в нем выкапывались могилы разной глубины; за пределами круга скифы хранили лошадей. Курган обносился каменной насыпью (его строительство занимало несколько лет); диаметр Царского кургана - 46-ть метров, максимальная высота могилы - 2-а метра. В исторической литературе я обнаружил мнение ученых, что история кургана началась до прихода скифов, более древними народами, о чем говорит дополнительное кольцо из плит, обнаруженное возле кургана.
На востоке курганы окружают каменные истуканы 2-4,5 метров, расположенные друг от друга на расстоянии 3-х метров (я смотрел на них со стороны и мне казалось, что курганы одинаковой высоты). Они имеют внутренний уклон, создавая некий образ часовых стрелок. Считается, что такую расстановку камней связывает религиозное воззрение скифов. В настоящее время целыми остались лишь 17-ть каменных монументов, 2-а сооружения были потеряны (об их существовании говорили следы в земле).
Конечно, наибольший интерес для меня представлял Пазырыкский могильник, на котором раскопаны погребения в больших курганах. Дорога к нему лежала через перевалы Семинский и Чике-Таман, села Онгудай, Иня, Акташ, Улаган, Балыктуль - путь непростой и не быстрый (от Бийска это свыше 500 километров).
В 1929 году возле села Балыктуюль Улуганского района Горного Алтая группа археологов (экспедиция Этнографического отдела Русского музея и ученые-археологи Санкт-Петербургского Эрмитажа) наткнулась на усыпальницу пазырыкской племенной знати. Богатую находку из 5-ти курганов отнесли к культуре железного века. Найденные здесь бесценные экспонаты скифских времен (раскопки продолжались 20 лет) передали в Санкт-Петербургский Эрмитаж, музеи Новосибирска, Горно-Алтайска и Бийска.
В ходе раскопок выявилось, что захоронения неоднократно подвергались разграблениям в древности. Однако образовавшийся тысячи лет назад мерзлотный слой сохранил под собой бесценные предметы быта пазырыкцев. За богатство найденных объектов курганы назвали «царскими». Курганы имеют гигантские размеры; насыпи доходят до 47-ми метров в диаметре и почти до 4-х метров в высоту. Находки Пазырыкских курганов напоминали предметы, найденные у плато Укок (отсюда до погребения «укокской принцессы» 150 километров). Однако ученые полагают, некоторые предметы принадлежат руке одного древнего мастера (в шикарном Горно-Алтайском Национальный музей имени А.В.Анохина я все это видел собственными глазами).
В северной части урочища Пазырык расположены две пары Пазырыкских курганов, еще один расположен обособленно в его южной части. В Четвертом, «обособленном» кургане построены погребальные камеры со сложным устройством. Вглубь камеры уходят на 5-ть метров, высота над землей - 1,5 метра. Здесь найден саркофаг из цельного дерева и захоронения лошадей с деталями повозок и богатыми конскими сбруями. Особо хочу отметить Пятый пазырыкский курган, на котором фиксируется как типично пазырыкские (внешний кромлех, крепида, каменно-земляная насыпь, ряды поминальных колец и выкладок), так и нетипичные характеристики конструкции и периферии (десять радиально расходящихся каменных выкладок-лучей; отсутствие ряда балбалов - каменных баб или небольших, иногда обработанных каменных столбов). В Пятом кургане найдены мумии мужчины, украшенного татуировками с символьным значением, и женщины, с высокой прической-париком, предметы меховой и хлопковой одежды, посуда, шкуры животных, уникальный ворсовый ковёр. Предположительно тела принадлежали вождю племени и его супруге или наложнице.
Полученные в ходе полевых исследований материалы в значительной степени расширили представления о погребальной архитектуре царских курганов пазырыкской культуры Алтая: элементах их конструкции, строительных этапах и обрядах, совершавшихся в процессе возведения курганов. Сопоставление зафиксированных особенностей с памятниками других культур скифского типа и окружавших их оседлых народов, позволяет выявить этнокультурные связи и произвести реконструкцию элементов космогонических представлений пазырыкцев. Находки, извлеченные из курганов, говорят о налаженных связях пазырыкцев не только с Китаем, но и с персами. Украшения в виде ракушек и кориандр, найденные в Алтайских горах, были широко распространены в те периоды в Персидском заливе.
Интересная деталь. Местные жители рассказали истории о странном поведении на этих просторах животных - преимущественно лошадей и техники. Якобы, на пути всегда возникают невидимые преграды, которые не сразу дают продолжить путь. Некоторым путникам откуда ни возьмись встречается высокая женщина, хранительница очага. Другие видят здесь рыжеволосую красавицу, плавно парящую над курганами, слышат рыдания, мольбы и крики-обвинения в разграблении курганов.
Пазырыкские курганы - самые многочисленные по количеству найденных предметов пазырыкской культуры. Именно они дали название культуре, носителями которой были народы, проживающие на смежной территории России, Монголии и Казахстана в VI-III веках до н. э.
Это было долгожданное мной странствие, к которому я готовился больше 20-ти лет
Мечтание сбылось!!
P.S. В селе Балыктуюль построен музей, двери которого открыты для туристов, жаждущих узнать больше о пазырыкской культуре и мистических событиях, неоднократно происходивших в этой местности (коренные алтайцы негативно относятся к раскопкам и исследования ученых и археологов, считают, что такая деятельность тревожит духи предков); двери музея открыты для туристов, как и подход к кургана

DSC_0138 (2).JPG

DSC_0147 (2).JPG

DSC_0148 (2).JPG

DSC_0150 (2).JPG

DSC_0165 (2).JPG

DSC_0167 (2).JPG

DSC_0168 (2).JPG

DSC_0169 (2).JPG

DSC_0170 (2).JPG

DSC_0171 (2).JPG

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...