ХАКАСИЯ: "БОЛЬШАЯ КАМЕННАЯ СТАРУХА"
Путешествуя по Хакасии я добрался до Анхаковского музея-заповедника "Хуртуях тас"; именно здесь я повстречался с несомненным историческим сокровищем. Уже четыре-пять тысяч лет стоит на нашей земле Великая Хуртуях Тас - истинная богиня земли Хакасской (Белая каменная баба). Но сначала я расскажу про камни окуневской культуры бронзового периода, которые являются одним из самых поразительных явлений, с которыми меня свела судьба во время путешествий по Хакасии. Глядя на причудливое изваяние или загадочный петроглиф, возникали невольные ассоциации с современным изобразительным искусством. А ведь их авторы — кочевники-скотоводы далёкого бронзового века. То ли они опередили своё время, то ли само время сделало какую-то немыслимую петлю…
Хакасия — регион с богатой историей и древней культурой. Здесь сохранилось более 30 тысяч памятников прежних эпох. Курганы, каменные изваяния, древние крепости, скальные и пещерные святилища с петроглифами — каждый из этих объектов представляет значительную историческую ценность. Хакасию по праву называют музеем под открытым небом, заповедником древнего мира и сакральным центром.
Наибольшее впечатление на меня произвели фантастические образы окуневских стел и петроглифов возрастом около 4 тысяч лет, а также бесконечные поля плиточных курганов, сопровождавших мое путешествие по хакасской степи.
Среди камней, отдельно стоящих или установленных в оградах курганов, выделялись своеобразные стелы с выбитыми на их поверхности загадочными изображениями. Они относятся к одной из самых загадочных культур древности — южносибирской археологической культуре кочевников-скотоводов бронзового века. Имя ей дала хакасская деревня Окунев-улус на юге республики, где в начале XX века был раскопан первый могильник. Окуневские стелы представляют собой вертикально вкопанные каменные плиты или столбы, часто саблевидной формы, с выбитыми на них антропоморфными, зооморфными и другими изображениями. Они найдены не только на территории Хакасии, но и по всей Минусинской котловине, включая юго-запад Красноярского края.
Всего к настоящему времени известно около 500 стел и изваяний окуневской культуры. Гиды говорят, что многие из них в последующие эпохи были "переиспользованы" — установлены в оградах курганов татарской культуры и на могильниках эпохи раннего Средневековья. За пределами Минусинской котловины подобные мегалиты неизвестны.
Сегодня окуневские стелы хранятся по большей части в музеях, в степи их остались единицы. Самая крупная коллекция окуневских стел находится в Хакасском национальном музее имени Л.Кызласова в Абакане.
Данные археологических раскопок показывают, что стелы представляли собой древние божества и были частью святилищ. Установка и использование стел подчинялись строго регламентированным ритуалам.
Изначально они были ориентированы лицевой стороной на восход. Прежде чем установить стелу, на дно подготовленной ямы клали части принесённых в жертву животных. Обычно это была шкура с головой молодого барашка или кости лошади, лося, медведя. После установки основание стелы укреплялось камнями. С южной стороны стелы располагался жертвенник — яма с частями животных, заполненная камнями.
Стелы, выполненные из песчаника или гранита, высотой 3–4 метра и весом несколько тонн, поражают необычностью форм и фантастическими образами, выбитыми на их поверхности. Наиболее простые стелы — каменные плиты с нанесёнными на широкой стороне изображениями. У более сложных стел в виде столбов и изваяний основные изображения и композиционная ось расположены на узкой торцевой грани. Обычно в центральной части изображена голова человека, разделённая поперечными линиями на ярусы (как правило, их три). Три больших круга на месте глаз, рога и уши быка, а также другие элементы придают голове фантастический вид. На многих стелах присутствуют сложные знаки в виде круга и квадрата с лучами.
Все известные окуневские стелы индивидуальны, но их объединяет одно — скульптура в целом олицетворяет взаимодействие трёх миров: верхнего (небесного), среднего (земного) и нижнего (подземного). И для каждого мира характерны свои мифические зооморфные существа.
Некоторые из оставшихся на территории Хакасии мегалитов окуневской культуры (как, впрочем, и более поздних культур) продолжают сохранять своё культовое значение и в наши дни. Отдельные окуневские стелы, по глубокому убеждению местных жителей, обладают лечебными свойствами и могущественны в тех случаях, где современная медицина оказывается бессильной.
Одна из самых почитаемых хакасами святынь — каменная стела окуневской культуры Улуг-Хуртуях-тас, или Большая Каменная Старуха. Я с ней ознакомился южнее города Аскиз, у автотрассы Абакан — Тоштыл, в Анхаковском муниципальном музее под открытым небом. Почти 4 тысячи лет стела возвышалась в Аскизской степи, на месте древнего святилища, и изначально была связана с культом плодородия. В 1954 году её перевезли в Абакан и установили у здания Хакасского краеведческого музея, однако в 2003 году по просьбе местных жителей вернули на прежнее место. Для защиты от неблагоприятных погодных условий вокруг стелы выстроили стеклянный павильон в виде шестиугольной юрты. В настоящее время стела — один из самых почитаемых культовых и популярных туристических объектов Хакасии, и к ней буквально "не зарастает народная тропа".
Стела, также известная как "мать матерей", высечена из серовато-коричневого песчаника. Её высота — 3,02 метра, ширина — 0,6 метра, толщина — 0,5 метра, вес — 2,6 тонны. На вершине изваяния высечена реалистично выполненная человеческая голова в конусовидной шапке, в средней части — округлый выступ с плохо различимым изображением сложного антропоморфного лика. Форма округлого выступа, на котором выбит лик, напоминает выпуклый живот беременной женщины.
Большая Каменная Старуха считалась повелительницей душ людей и животных: женщины просили её о рождении детей, мужчины — об удаче на охоте. В одном из старинных русских источников приводится описание обряда почитания стелы: "Отправляясь на звериный промысел или проезжая мимо, инородцы подходят к каменной старухе с поклонами, обливают её молоком и аракою (вином, перегоняемым из молока), а выпуклое, грубо изваянное лицо истукана с отверстым ртом обмазывают сметаною или салом с таким усердием, что рот почернел от жирного слоя". На сохранившейся фотографии начала XX века хорошо видны следы совершения ритуала: лицо на вершине камня обмазано сметаной, ниже рта заметны жирные подтёки от "кормления".
В наши дни к Улуг-Хуртуях-тас идут с просьбами и местные жители, и гости Хакасии. До сих пор к ней обращаются женщины, испрашивая для себя счастье материнства. Считается, что Каменной Старухе нужно поднести гостинец и обойти её три раза по часовой стрелке (по ходу солнца). Местные жители связывают с возвращением Улуг-Хуртуях-тас в Аскизский район зафиксированный здесь в последние годы рост рождаемости...
Изменено пользователем ГРИГОРЬЕВ Виктор
- 3
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет