
РОССИЯ, ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ДЕРЕВНЯ МАРТЫНОВО (28.04.2024)
В каких только удивительных местах я не успел побывать на своем веку! Но так, чтобы встретить его совсем недалеко от Москвы... - нет, не ожидал!! Итак, совсем неожиданно оказался в уникальном месте, в деревне Мартыново, где живут кацкари - малая этническая группа с собственным диалектом, традициями и древними языческими мифами. Кацкий стан – это территория самостоятельного субэтноса. Кацкари живут по реке Кадке с самых древних времён. Их письменная история начинается с 1461 года, когда Московский Великий князь Василий Тёмный в своём завещании сказал: "Даю своей княгине волость Кадку". Среди прочих русских кацкарей их отличает необыкновенная привязанность к родным краям, домовитость, памятливость и любовь к слову. В Мартынове (самой большой кацкой деревне) на сегодня - 201 житель на 70 домов. Занимаются ее жители в основном, выращиванием льна (площадь где-то в 500 га). Всех, кто живет не в Кацкой волости (Кацком стане) называют заволОстные жители. Получается, что это - народ в народе.
Мартыново мне показалось совсем не "причёсанным" местом под туристов; то, что я увидели там, это их повседневная жизнь. Эта поездка оказалась не для масштабных потрясений, а для туристов с тонким вкусом. Это была настройка моего внутреннего, разболтанного городской суетой состояния, восстановление состояния покоя, тепла и света. Эта поездка была за чем-то забытым, похожая на сверхдавний визит к бабушке в станицу. Это напоминанило мне о том, что есть совсем другая жизнь, совсем другие люди.
Я давно уже не склонен к перемене места жительства, но в Мартыново мне почему-то очень захотелось остаться. Может быть, для того, чтобы в один момент, кормя своих баранов, подумать о том, что у каждого в этом мире не только свой взгляд, но и своё "Настоящее" место.
В деревне я посетил музей крестьянского быта; дом 1910 года постройки под первый деревенский музей продала жительница деревни, так как в её преклонные годы уже трудно было управляться по хозяйству, содержать огромный дом в порядке. В нем 4-е комнаты, выложенная изразцами печь. Построен он на "городской манер", что мне показалось не типичным для деревенских домов, так как отапливать такой дом проблематично и дорого. Его построил приказчик, работавший в Петербурге. Дом по тем временам был богатый. Я смог заглянуть в каждый уголок дома и всюду встретить старинный кацкий быт. Оказывается, сегодня интерес к кацкарям огромный, едут к ним со всей страны, чтобы окунуться в культуру местных жителей, познакомиться с их традициями. Уже и иностранные туристы зачастили в Мартыново(!!)
Кацкари издавна заняты были отхожим промыслом, причем в основном в Петербург (отходников называли "питерянами"). Для уточнения: были питерские - питеряне, тверские и прочие.
Я никогда раньше даже не слышал о кацкарях, ничего не знал о кацком диалекте. Сначала был удивлен тем, что некоторые слова из их диалекта употребляются повсеместно, но мы привыкли считать их сленгом. Чем больше я вслушивался в кацкую речь, тем больше она казалась мне певучей, настоящей, искренней, где нет ничего искусственного и надуманного (живая).
Многие слова (привести их не могу - позабыл, они у меня в памяти четко не отложились, а коверкать их я не хочу!) были когда-то распространены по Руси, в разговорной речи их использовали ещё в XIX веке. Но постепенно они ушли из нашего языка, а кацкари их сохранили. Сейчас в Кацком стане на кацком диалекте говорит около 2.000 человек в 80-ти населённых пунктах, расположенных вдоль течения реки Кадки. До недавнего времени кацкий диалект преподавали в местной школе наряду с русским языком. Он впитал в себя черты как исчезнувшего языка финно-угров, так и речевые особенности славян-кривичей.
Как мне показалось, кацкари твердо верят, что от неправедно нажитого богатства одни болезни и ранняя смерть. Здесь я узнал, например, почему парни не подворачивают голенища сапог и завивают волосы, отправляясь на танцы в соседнюю деревню; зачем незамужние девушки плетут льняные конные уздечки-обрати; как из бычьего пузыря изготавливают громотухи (погремушки); для чего малолетних детей привязывали на кухне широкой полоской холщовой ткани.
Традиции и ритуалы — это своего рода культурные коды, которые позволяют аккумулировать, сохранять и транслировать социально значимую информацию, даже не прибегая к помощи слов. А иные вещи, например в том, что касалось выражения личной симпатии между молодыми людьми, в условиях деревенской жизни было проще показать, сообщить предметами, жестами или определенной последовательностью действий, нежели высказаться вслух. Эта культура каким-то чудом пережила революцию. Сегодня она еще вполне актуальна, но стремительно исчезает, как и вообще, любая деревенская культура (тем ценнее музеи, подобные мартыновскому)
Рекомендуемые комментарии