Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Рекомендуемые сообщения

Такой многоликий Лион...

 

Сегодня мы расскажем читателям о городе, который, к сожалению, не значится в большинстве экскурсионных маршрутов. Группа, с которой мне прошлым летом посчастливилось его посетить, попала туда, можно сказать, случайно (далеко не все туристы были готовы заплатить за дополнительную экскурсию чисто номинальную сумму в несколько евро). А потом мы раз и навсегда влюбились в его улицы и площади, церкви и мосты... Речь идет о Лионе. Много ли мы о нем знаем? Что это — второй по значимости и третий по величине город Франции... Что когда-то в нем происходили масштабные восстания ткачей... Что сегодня его футбольная команда — одна из сильнейших в стране... На самом деле его история началась гораздо раньше, а современность — намного интереснее.

 

Город древних римлян и церквей

 

Лион — живое воплощение смешения многих исторических пластов. Причем не только французских. Краеведы настаивают, что первые временные поселения на месте слияния двух рек — Роны и Соны — были основаны еще в 600 году до нашей эры. Галлами и древними греками. Но официальная дата основания города все же иная — 43 год до нашей эры (о чем и сегодня напоминают сохранившиеся до наших дней античные театр и Одеон, амфитеатр и термы). Именно тогда, под руководством Луция Мунация Планка, лейтенанта из войска Цезаря, здесь был заложен первый фундамент. А стая ворон, прилетевшая именно в этот момент, говорят, дала будущему городу первое имя — Лугдунум (Воронья гора). Правда, самим лионцам эта версия не нравится. И она настаивают, что название это происходит от латинского слова lux, и переводится как «Холм света».

Так это или нет, но звание это современный Лион оправдывает. Особенно 8 декабря каждого года, когда устраивает масштабный праздник света. Говорят, зрелище грандиозное! А жители вносят свой вклад в работу светотехников, зажигая на подоконниках свечи в маленьких стеклянных стаканчиках. Кстати, именно в этот день собор Сен-Жан, расположенный в старой части города, можно лицезреть во всей его первозданной красе. Потому что в средние века фасады храмов расписывали яркими красками (а в день праздника их с успехом заменяет свет). В остальное время, к сожалению, собор выглядит далеко не так, как хотелось бы лионцам. Они и сегодня таят немалую обиду на гугенотов, которые, захватив город в середине 16 века, обезглавили большинство каменных фигур, украшающих Сен-Жан снаружи.

- Если верить книгам Александра Дюма, протестанты, в отличие от католиков, — почти святые, - рассказывают экскурсоводы приезжим. - Меж тем здесь их предводитель барон Андре пообещал выдать каждому солдату, который принесет голову статуи собора, большую бутылку божоле.

И охота началась! Судя по сегодняшнему состоянию храма, дармовое вино в лагере гугенотов лилось рекой... Пока один из захватчиков, попытавшийся добраться до центральной фигуры Иисуса Христа, не сорвался и не разбился насмерть.

Кстати, именно в этом помещении когда-то проходили созываемые римскими папами знаменитые церковные (или Вселенские) соборы. На одном из них выступил русский князь Михаил Черниговский. Но его призыв — помочь Руси в ее борьбе против монголо-татар — остался без ответа. А сегодня всем посетителям храма с гордостью показывают уникальные астрономические часы. Самые старые в Европе, изготовленные еще в XIV веке. Они работают до сих пор, показывая не только часы, минуты и дату, но и положение Луны с Солнцем, восход звезд (а по некоторым сведениям — еще и даты основных церковных праздников, в то числе и «плавающие»). Специалисты утверждают, что идти с той же точностью они будут вплоть до 2019 года. Что будет дальше — не ведают даже всезнающие гиды. Но точная копия часов, между прочим, стоит в головном офисе японской фирмы Sony. Как дань уважения японцев искусству французских мастеров.

Еще один знаменитый храм Лиона — базилика Нотр-Дам де Фурвьер. Как явствует из его названия, возвышается он на холме Фурвьер, а посвящен Божьей Матери. Поэтому здесь не проводятся ни бракосочетания, ни церемонии отпевания умерших. Только службы в честь Девы Марии.

Сама базилика, неуловимо напоминающая парижский Сакре-Кер, сравнительно молода — выстроена лишь в конце XIX века. А неподалеку, кстати, можно увидеть еще одно напоминание о Париже — частичную копию Эйфелевой башни. Частичную, потому что на холме воссоздана точная копия третьего, верхнего «этажа» знаменитой башни. Объясняется это настроениями лионцев, решивших, что их городу, «в противовес» религии, необходим символ современности. Самым же современным инженерным сооружением на момент строительства в их городе базилики, было именно творение Эйфеля.

Но свою первоначальную историю Нотр-Дам де Фурьвьер ведет еще с 12 века. Правда, от церкви, основанной здесь во времена средневековья, осталась лишь одна башня-капелла. Зато в ней бережно хранится чудодейственная статуя черной Девы Марии, перед которой когда-то молилась королева Анна Австрийская. Ее просьба — послать великого наследника, - как мы знаем из учебников, была услышана. Также, как и просьбы многих других молящихся. Об их благодарности и сегодня напоминают развешанные на стенах капеллы таблички с текстами, а также медали в форме сердец, размещенные под стеклом (их Мадонне преподносили военные).

 

Город карантина и ткачей

 

Не только своими храмами знаменит Лион. Его крыши с уникальным «рисунком» печных труб, например, занесены в перечень памятников ЮНЕСКО... Только здесь, неподалеку от главной площади Белькур, стоит памятник жертвам геноцида армян... А район Карант знаменит тем, что дал название понятию «карантин». Дело в том, что слово «cuarante» по-французски означает «сорок». Столько дней средневековые торговцы проводили вблизи городских стен, прежде чем предложить лионцам привезенные товары. Потому что раньше распахнуть ворота перед возможными переносчиками чумы, холеры и иных страшных болезней никто не решался.

А как же ткачи? - спросите вы. Они работают здесь и поныне. Для наиболее везучих туристов даже устраивают экскурсии в одну из мастерских. Самый «юный» ткацкий станок которой, кстати, отметил «лишь» 120-й «день рождения».

- Еще несколько лет назад нас было 50, а сейчас — всего пятеро, - рассказывает гостям радушный мастер.

И демонстрирует им образцы своего искусства — шарфы и платки из тончайшего шелка, теплые палантины из натуральной шерсти, бархатную, с золотыми нитями плотную ткань (один из французских музеев заказал пновую обивку для старинных кресел).

С ткачами, которые и сейчас считаются элитой (секреты мастеров передаются строго от отца к сыну), связана одна из легенд старого города. Жила-была на свете девушка, дочь лионского ткача, выходца из Италии. Полюбила она бедного французского пекаря. Но отец был категорически против неравного брака. Заточил он ее в высокой башне. Бросилась красавица вниз и разбилась насмерть. А башня окрасилась в розовый цвет — цвет крови. Эту Розовую башню можно видеть и сегодня. Причем как «живьем», так и на магнитах, в изобилии продаваемых в магазинах и крохотных лавчонках. И мало кто задумывается о том, во времена средневековья подобные сооружения выполняли чисто утилитарные функции - подъемников. Потому что строить между этажами лестничные пролеты человечество додумалось намного позже.

 

Город Гиньоля и фресок

 

Ткач по «профессии» и еще один символ Лиона — кукла Гиньоль. Во Франции он знаменит не меньше, чем у нас Петрушка (и является, кстати, его ближайшим «родственником» потому что также надевается на руку, как перчатка). А своим появлением на свет он обязан безработице, с которой в начале 19 века столкнулись многие шелковых дел мастера. Один из них, Лоран Мурге, по одной версии, чтобы свести концы с концами, а по другой — чтобы привлечь клиентов (потому что переквалифицировался в ярмарочные торговцы), стал выступать на улицах и площадях с яркими сатирическими спектаклями. И очень скоро вошел в историю, потому что имя «отца» Гиньоля значится во всех энциклопедических справочниках.

Конечно, не одним господином Мурге знаменит Лион. Здесь родились физик Андре-Мари Ампер и музыкант Жан-Мишель Жарр, изобретатель Жозеф Жаккар (он придумал станок нового поколения и ввел в наш обиход понятие «жаккардовая ткань») и писатель Антуан де Сент-Экзюпери... Здесь жили основоположники кинематографа братья Люмьер и автор «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле.

Многих из этих знаменитых людей наши современники могут видеть воочию. Ну, или почти воочию. Потому что еще одна достопримечательность города — объемные фрески. Лионский художник Жильбер Куден когда-то придумал украшать глухие стены домов изображениями, которые, на беглый взгляд, выглядят совсем как настоящие (их даже называют оптическими обманами). На одном из нарисованных окон, к примеру, дремлет кошка. Из-за занавесей второго выглядывает старушка с внуком. Наиболее же известные люди «поселились» на «Фреске лионцев» (и не очень известные, кстати, тоже, потому что одна из женских фигур — помощница живописца). На фальшивых балконах этого семиэтажного здания, которое по миру растиражировали тысячи фотографов, можно увидеть почти всех, о ком мы писали выше. Вот создатель «Маленького принца» со своим знаменитым «отпрыском». Вот Луи и Огюст Люмьер (вышли подышать воздухом, пока «внутри» идет киносеанс. А вот наш современник, знаменитый французский шеф-повар Поль Бокюз. Он радушно стоит в дверях своего ресторана, встречая гостей, а за столиком, кстати, восседает автор превосходных иронических детективов Фредерик Дар (к сожалению, не слишком известных в России).

 

Город ресторанов и трабулей

 

Сам ресторатор Поль Бокюз заслуживает того, чтобы о нем рассказали подробнее. И как самый знаменитый французский кулинар ХХ века, и как обладатель ордена Почетного Легиона, и как основоположник «новой кухни», отличающейся качеством и естественностью исходных продуктов и низкой калорийностью блюд.

- Когда ему вручали орден, в Елисейском дворце был устроен торжественный прием, на котором он презентовал суп из трюфелей, названный в честь тогдашнего президента Франции Валери Жискар д'Эстена, - рассказывают гиды приезжим. - С тех пор этот суп — одна из визитных карточек ресторанов «Бокюз».

Одна, потому что таких «фирменных» блюд в заведениях мэтра кулинарного искусства немало. Это и не удивительно. За свою долгую жизнь (мсье Поль родился в 1926 году, но до сих пор по выходным лично ходит на рынок за продуктами, где его с почтением приветствуют все торговцы) он создал их немало. А еще — потому что он — обладатель сразу трех звезд Мишлена (между прочим, единственный в Лионе).

Звезды Мишлена вручаются тем ресторанам, которые удостоились чести войти в так называемый «Красный путеводитель». ПО сути, это самый известный в мире ресторанного бизнеса рейтинг, названный по имени человека, выпустившего первый по счету сборник (в котором были перечислены лучшие «точки общепита») еще в 1900 году. О тщательности, с которой выбираются люди, достойные «звезд», говорит тот факт, что в России их нет до сих пор. Причем награда эта — не пожизненная. Каждый повар (а фигурируют в перечне именно люди, а не места их работы), желающий получить или подтвердить свои заслуги, должен делать это ежегодно. Известны случаи, когда кулинары, опасавшиеся, что лишатся хотя бы одной звезды Мишлена, кончали жизнь самоубийством. Полю Бокюзу, думается, это не грозит.

Впрочем, посетить его знаменитые ресторации удается далеко не каждому туристу (цена соответствует качеству и для этого надо обладать ну уж очень толстым кошельком).

Не беда! К услугам приезжих — многочисленные уличные кафешки, где можно с удовольствием отведать пусть и не столь «звездные», но очень вкусные произведения лионских мастеров кулинарии. Хозяин того ресторанчика, в котором посчастливилось побывать нашей группе, к примеру, очень похож на знаменитого французского актера Жана Рено. А любезен с представительницами прекрасного пола настолько, что экскурсоводам даже приходится предупреждать легковерных туристок: «Девочки, не принимайте все комплименты за чистую монету. Мэтр — счастливый семьянин».

Зато его заведение, на входе в которое красуется несколько провокационная надпись «Добро пожаловать, маленькие обжоры!», дает возможность посетителям познакомиться с еще одной городской «изюминкой» - трабулями. Потому что те, кто хочет вымыть руки или «попудрить носик», волей-неволей попадают вглубь старого дома. А застраивался средневековый район Лиона столь плотно, что далеко не каждое из окон дома непременно выходило на улицу. Часть их «смотрит» внутрь высоких двух-трехэтажных «колодцев», а некоторые выходят в переходы между кварталами. Эти тайные проходы, в годы оккупации доставившие немало хлопот гитлеровцам (те никак не могли понять, куда с узеньких, но просматриваемых насквозь улочек, исчезали борцы французского сопротивления), и называются трабулями. Их в городе около четырехсот, и все они разной протяженности и маршрута (одни почти прямые, другие извилистые, с небольшими лесенками и выход не на том же уровне, что вход, а выше или ниже его). Общее у всех трабулей одно: они надежно спрятаны от посторонних глаз за обычными дверями и разобраться в их хитросплетении могут лишь местные жители.

 

Город фонтанов и студентов

 

Многим еще удивит гостей многоликий старый, но очень молодой Лион. К примеру, фонтаном на площади Терра, символизирующем реку Гаронну с четырьмя ее притоками. Автор его — известный своим главным творением — статуей Свободы — скульптор Бартольди. Правда, делал он группу, изображающую женщину, управляющую горячей квадригой, для Бордо. Но запросил такую цену, что мэр города заявил: «Нам потребуется продать и Гаронну с Дордонью, и их притоки, и сам Бордо, а денег все равно не хватит». К счастью, мэра Лиона это не смутило (только с тех пор приходится объяснять туристам, почему здесь — фонтан «имени» чужих рек). Не беда! Фонтан, который украшают стилизованные изображения «родных» Роны и Соны здесь тоже имеется (на главной площади Белькур). Причем выключают его лишь в самые сильные морозы.

А еще здесь имеются дома, облицованные камнем, сверкающим на солнце подобно золоту, множество музеев (хороших и разных), несколько высших учебных заведений (в числе которых — первая в мире ветеринарная школа, открытая здесь еще в 1762 году), 27 мостов, два аэропорта... В общем, лионцы — люди абсолютно счастливые. Вот только на нас, россиян, немного обижаются. Когда несколько лет назад на их стадионе проходил чемпионат мира по футболу, русский комментатор заявил в микрофон: «Мы находимся в Лионе. Это промышленный город, в котором нет ничего интересного». А это совершенная неправда.

011.jpg

012.jpg

013.jpg

014.jpg

020.jpg

022.jpg

027.jpg

029.jpg

028.jpg

031.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...