Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Впечатления о туре 8Ф-нью, 14.08-24.08.09


Рекомендуемые сообщения

"Путешествия потеряли бы половину своего смысла, если бы о них нельзя было рассказать"

 

8Ф-нью Вся Скандинавия + фьорды, 14.08-24.08.09

 

Поезд. Удалось поспать около 5 часов - считаю, очень хорошо (далее практически везде со сном то же самое). Познакомился с будущими попутчиками, с одним из которых проживал в отелях (кстати, Николай и Талия, приветствую). В 5 утра поезд добрался до Питера, перегрузились в автобус у Московского вокзала и отправились до границы.

Удивительно, но ко мне никого не подсадили - сидел как король, разложившись на 2 сидениях. Быстро оценил это преимущество.

Проехали утренний Петербург - так необычно следовать мимо, особенно учитывая, что в этом году это получилось уже 4 посещение Питера, хоть и транзитное. Половина Невского у Гостиного двора на ремонте. Едем дальше, впереди же "пограничное болото" Торфяновка.

 

Финляндия

По традиции, проторчали в злополучной Торфяновке, больше 3 часов. Зато после прохождения границы (у наших зачем-то даже проходили паспортную процедуру с багажом) дружно отправились завтракать в "Шайбу". Хотя завтраком уже было сложно мне это назвать - как-никак третий раз за утро, так что скорее обед. На самой границе активно уничтожал колбасу, памятуя о том, что в Евросоюз запрещено провозить мясо-молочную продукцию. Тем не менее, на соленый сыр чечил у меня живота не хватило, так что провез его контрабандой (впрочем, и вывез его обратно), финны особо не проверяли - по крайней мере собака с пограничником в салоне автобуса на мою сумку не среагировали - видно, обучены искать все-таки нечто другое. Так что прошли границу, поели (шведский стол за 9,90 евро) - и жизнь наладилась:-)

 

Кстати, средняя финская зарплата - 2200 евро.

 

Хельсинки

Обзорно покатались по городу. На железнодорожном вокзале, где в прошлый зимний приезд был залит каток, в этот раз проходил турнир по пляжному волейболу, все довольно живенько.

Кафедральный собор на Сенатской площади был закрыт для посещения, шла церемония венчания.

 

Кстати, каждый финн бывает в течение жизни как минимум 4 раза в церкви: при рождении, конфирмации, венчании и погребении. 90% финнов верующие, что выясняется по тому, платит ли человек добровольный церковный налог (1%) или нет. В Финляндии церковь государственная.

 

Зато уже при отъезде наблюдали картину выхода молодоженов и гостей из церкви, которые радушно помахали нашему автобусу.

На вокзале в Форексе поменяли евро на шведские и норвежские кроны (100 евро = 800 норвежских крон NOK, 50 евро = 500 шведских крон SEK), после чего у нас оставалось всего около часа, которые решили потратить на то, чтобы прогуляться по Эспланаде, до Рыночной площади, где поглазели на продажу фруктов и сувениров. Был выходной погожий день (суббота), на Эспланаде приятно играл симфонический оркестр, на травке расслабленно валялись местные и туристы.

Православный Успенский собор снова посетить не довелось - не хватило времени.

 

 

Прокатили мимо знаменитой церкви в скале (не останавливали - была закрыта), завезли и к сварным трубам памятника финскому композитору Яну Сибелиусу. Cнова не удалось услышать никакого завывания ветра в трубах.

Проехали Турку, сразу до терминала Силья Лайн, куда минут через 10 причалил наш паром Силья Европа. По размерам сопоставим с круизным лайнером MSC Harmonia, на котором мне посчастливилось плавать в октябре. Поэтому невольно сравнивал паром с лайнером, конечно, часто не в пользу первого. Впрочем, такое сравнение не вполне уместно - все-таки масштаб и цели плавания разные. А в целом очень неплохо, главное развлечение - магазины. Поселили на 11 палубу, в 4-х местную каюту (с чемоданами развернуться таким количеством непросто, впрочем, обратно было хуже). После погрузки (а стоит паром, надо сказать, всего час - только разгрузиться и загрузиться) и обильного, неумеренного ужина пошли исследовать магазин такс-фри, где застряли у обилия алкоголя, продегустировали кофейный Бейлиз, не удержались - купили на троих литровую бутылку для ежедневного моциона (16,5 евро). Также соблазнились на свое фото, сделанное при погрузке на паром (по 9 евро, если брать вкупе с кем-то, небольшая экономия, пустячок, а психологически срабатывает). Поражал пейзаж за окном - сплошь одни острова, большие и малые. И как это такая махина умудряется лавировать между ними.

Интересно, что народ занимается, чем хочет – кто валяется на полу, кто гуляет, кто уже спит под лестницей. И никто ни о чем не спрашивает, косо не смотрит. Свобода действий, главное, не мешать окружающим. Чувствуется, другой менталитет.

Первый день вышел каким-то нескончаемым: Питер, Хельсинки, Турку, проехали всю Финляндию с востока на запад, паром, ужин с невероятным шведским столом (32,5 евро) с обилием морских даров, фруктов, сладкого, мороженого (очень вкусного, шоколадного). До горячего никто так и не добрался, еще бы – такое разнообразие холодных закусок из даров моря (креветки, мидии, икра и пр.), мясного и сыров. Все это под бутылку итальянского вина (белого или красного, на выбор) – просто праздник живота. Одна селедка представлена под разными соусами, минимум видов 5. Особенной популярностью у наших пользовалась красная икра, которую там едят со сметаной и резаным луком ложками. Ну где еще дорвешься до такого…

Так что день как начался в 4 утра при подъезде к Питеру, так закончился только во 2 часу ночи по московскому времени, когда я наконец исследовал весь паром. На открытой палубе чуть не сдуло, на том угомонился и отправился спать. Пытался бесшумно ковыряться в темноте в спящей каюте, наощупь как-то забираться на верхнюю полку (не сравнить с полкой плацкарта: большая, мягкая, чистая и удобная), перевел часы в телефоне на 1 час, поставил будильник (главное, правильно, на 4.30 шведского уже времени) и стал опочивать. Поспать удалось почти 5 часов, хотя не все, конечно, разобрались со временем, звон будильника у кого-то в телефоне раздался на час раньше положенного.

Наутро снова пришлось тренировать живот массированным поглощением обильного завтрака. И в 6.10 причалили в Стокгольме.

 

Швеция. Стокгольм

После нескончаемого шествия пассажиров с багажом (все-таки не одна тысяча желающих оказаться в Швеции) по длиннющей кишке терминала к выходу, наконец попадаем в столицу шведского королевства.

Стокгольм - потрясающий город, по красоте и духу напомнил мне Прагу. А также много чего еще – Вену, например. Город, расположенный на архипелаге, насчитывающем 24 тыс. островов.

Множество музеев, архитектура, похожая на немецкую, узкие улочки, более понятный язык (в отличие от финнов).

Однако неприятно поразило количество мусора на улицах рано утром в воскресенье - накануне был какой-то праздник, марафон (как и в Хельсинки - финны со шведами во всем соперничают друг с другом). И весь этот мусор должен был пролежать так до понедельника - в демократической стране дворники тоже отдыхают по воскресеньям.

 

Кстати, в Швеции действует принцип равного доступа к природе: ты можешь заходить на любую частную территорию, собирать грибы-ягоды, даже ставить палатку, но не ближе 150 метров от дома хозяина, ну и конечно, запрещено нарушать экологию - разводить костры и рубить деревья.

 

У Королевского дворца Стокгольма стоит почетный караул, один из стражников оказался... девушкой. Не знаю, многие ли это обнаружили. Сам бы я наверное тоже, если бы мне не сказали.

Оказывается, как много в нашей жизни шведского: шведская спичка, застежка-молния, шарикоподшипник, градусник Цельсия, булавка, ИКЕА, Карлсон, шведский стол (скандинавский буфет - рыбный и сладкий - объедение, здорово выигрывает у европейского), шведская семья... Посмотрели на ратушу, пощелкались у памятника "Ухо КГБ".

 

Кстати, средняя зарплата в Швеции 2500 евро, а пенсионный возраст 65 лет при средней продолжительности жизни 78 лет.

 

В свободное время пошел в знаменитый музей крупнейшего (длиной 69 метров, 14 метров надводной части), сразу затонувшего (при спуске на воду в 1628 году) парусника-фрегата «Васа» (билет 95 крон). Корабль поднят со дна морского во второй половине 20 века и восстанавливался более 10 лет. Но оно стоило того - громадина поражает, музей очень интересный. Особенно если ходить медленно и вдумчиво - что конечно, не получалось. Очень хотелось прогуляться по этнографическому парку Скансен, тем более что погода шептала. А вот время наоборот кричало - на весь музейный остров Юргорден у нас было только 1 час 45 минут. А там еще на выбор Аквариум, Титаник, Биологический музей, Национальная галерея, музей Юнибакен (детский музей по сказочному творчеству Астрид Линдгрен). Но ничего, может что нибудь удастся на обратном пути, обещают 3 часа времени.

Как-то мало сказали про Карлсона. Хотя шведы его не очень любят - симвал хулигана, а Малыш - одиночества. Гораздо трепетнее там относятся к Пиппи, длинный чулок. И вообще очень любят Астрид Линдгрен, даже есть целый музей для детей по мотивам ее сказок.

По дороге сделали пару остановок, чтобы затовариться в большом гипермаркете, что не преминул сделать, дабы не тратиться лишний раз в дорогой Норвегии (там раза в полтора дороже). А на границе Финляндии с Норвегией (тоже весьма условная, несмотря на то, что Норвегия не входит в ЕС) не удержался от покупки пары магнитиков.

Въехали в Норвегию - уже не оторвать было от окна, интересные пейзажи. Уже предвижу, что же будет в ближайшие 3 дня...

 

Норвегия

Осло

Осло - очень экологичный, зеленый, интересный город. В городе (по дороге на музейный остров) пасутся коровки, все очень зеленое и для людей. По географии похож на Сочи - растянут вдоль Осло-фьорда, с одной стороны море, с бесчисленными яхтами на причалах вдоль всего города, с другой - горы, скальные и зеленые. И много южных деревьев - удивительно, но они отлично себя чувствуют. Благодаря морскому климату и течению Гольфстрим, проходящему вдоль берегов Норвегии, температура даже на фьордах не опускается ниже +4. Множество тоннелей, ряд дорог по стране платные - чтобы окупать огромные средства, вкладываемые в их трудоемкое строительство. Зато туннель пробивают даже для маленькой деревушки с 30 обитателями.

Понравилось, что на магистралях отдельная полоса выделена для автобусов и такси. И никто, конечно, не смеет сунуться на эту полосу.

Интересны и светофоры для пешеходов в Осло: как и автомобильные состоят из 2 секций, только две из них красные человечки. Чтоб запретил так уж запретил переходить дорогу:-)

Парк Вигеланда - пожалуй, самое интересное в культурно-скульптурном Осло: 600 скульптур с человеческими фигурами в невообразимых позах, показывающих весь цикл жизни человека.

Съездили на зеленый музейный остров, посетили музей шхуны «Фрам» - полазить по кораблю было интересно, хоть и имелось в наличии всего полчаса. В оставшееся свободное время прогулялись по набережной и бульвару с цитатами Ибсена под ногами.

 

Флом

Из Осло отправились во Фломскую долину, чтобы покататься на знаменитой высокогорной железной дороге. Путь довольно продолжительный (больше 5 часов), но до того живописный, после простых пейзажей Швеции и Финляндии, что от окна не оторваться, то и дело включаешь камеру. Ведь постепенно вырастают горы, уменьшаются деревья - по мере продвижения вверх высокая растительность, те же стройные березы, переходят в кривые и карликовые, кустарники и мох. Появляется все больше водопадов, показываются ледовые шапки, все больше домиков, сливающихся с природой - крыши уложены торфом, на котором активно растет трава, кусты и даже целые деревья. В общем, пейзаж завораживает...

При том, что на шапках гор у них круглый год лежит снег, внизу они выращивают плодовые деревья, клубнику и даже персики.

По дороге за отдельную плату (по 2 евро с человека) водители-поляки факультативно подвезли нас к деревянной кирхе, уникальной церкви, то ли 11, то ли 13 века, одной из 20 сохранившихся по всей Скандинавии.

Затем впечатлился тоннелем в горе, самым длинным по утверждению норвежцев - 24,5 км, прокатились по нему 3 раза.

Наконец и первый фьорд в традиционном его понимании и воображении, при подъезде к поселку Флом.

Наконец сама железная дорога, поднимающаяся за 20 км с 200 до 860 метров, очень крутая и живописная, с мощнейшим водопадом посередине, который эту самую железную дорогу и электропитает.

 

Кстати, в Норвегии дешевая электроэнергия за счет использования многочисленных водопадов. Поэтому расходуют они ее активно, подогревают полы в ванной. А добываемую на шельфе нефть продают на экспорт.

 

Надо сказать, что железная дорога не произвела такого уж сильного впечатления после автобусного броска из Осло до этого района. Да, безусловно, высоко, красиво. Но когда впервые увидели эти скалы после выезда из Осло, всю дорогу не мог от них оторваться, созерцая все прелести норвежской природы.

В вагоне стратегически важно занять места у открывающихся форточек - конечно, если вы снимаете фото и видео, а не просто наслаждаетесь поездкой. И лучше, чтобы форточка открывалась с двух сторон - народ периодически мечется с одной стороны вагона к другой, той, откуда открываются наиболее эффектные виды. Забавно наблюдать за такими перемещениями - под конец снимал уже сам процесс метания папарацци по вагону.

Второй отель, сезонный, хоть и расположен в очень живописном месте, в городке Льордалл, на берегу фьорда уступает предыдущему Скандику в Осло по всем статьям.

 

На следующий день катались по Неройфьорду - обалденные виды, завораживающие красоты. Не знаешь, за что хвататься - фото, видео. А может посмотреть в бинокль - интересно же разглядеть одинокий домик, приютившийся на верхотуре скалы, куда можно добраться только снизу по веревке, и увидеть хоть одну живую душу.

И погода снова не подвела - хоть и облачно, но по крайней мере без дождя.

После этого завезли к водопаду Тьефоссен - местная Ниагара, высотой 150 м. Внушает, завораживает. Набрал омолаживающей воды у подножия, заодно полазил по естественным ступенькам водопада. Очень здорово!

По дороге заметил пасущихся экзотических животных - лам.

До чего же Норвегия показательная страна - народ ведет здоровый образ жизни: видно много людей, устраивающих пробежку, занимающихся спортом (велосипед можно взять в городе напрокат бесплатно, оставив в залог 20 крон), в стране введена монополия на алкоголь, его можно купить только в одном государственном магазине в крупном городе по заоблачным ценам. Может от этого, а также от чистейшего воздуха и воды (которую можно пить из-под крана повсюду), потребления рыбы (селедку под различными вкусными соусами подают даже на завтрак, лосось и форель - "король и кронпринц" Норвегии) и активного образа жизни ("норвежцы рождаются с лыжами на ногах"), а также единения с природой средняя продолжительность жизни норвежцев составляет 78-81 год (для мужчин и женщин соответственно).

Норвегия - страна фьордов, воды и гор, бесчисленных водопадов и водопадиков, великолепной рыбы, коричневого козьего сыра, барашков, лосей и троллей, кемпингов, чистейшей воды и здорового образа жизни. При этом среднедушевой ВВП составляет 50 тыс. долларов.

Удивляет социальная политика Норвегии - все для человека, как, впрочем, и все здесь. 70 % доходов нефтяных компаний, добывающих углеводороды на шельфе, идет в бюджет государства, финансирующего социальную сферу.

Средняя зарплата в стране в пересчете 3000 евро, пенсия - 2/3 от зарплаты, образование и медобслуживание бесплатно. В общем, действительно, наиболее благоприятная страна для проживания.

 

Опрометчиво забыл солнечные очки - думал же, что еду на север, суровый край, солнца будет немного. Ан нет - погода всю дорогу была просто великолепной - в самый раз, не холодно - не жарко. От солнца спасала бейсболка Крушовице, купленная в предыдущей поездке в Чехию. Затем она была заменена на новую, норвежскую, с лосем:-)

 

Берген – «ворота в страну фьордов», очень притягательный городок. Снова очень повезло с погодой. Не знаю, как там 280-300 дней в году идет дождь, у нас денек выдался очень хорошим.

Покатавшись с обзорной экскурсией по городу, 2 часа свободного времени решили сразу же потратить на подъем на фуникулере на обзорную площадку. Во-первых, фуникулер, сам по себе очень красивый, современный такой. Да и заняли при подъеме хорошие места – крайний отсек с обзором всего города. С горы открываются потрясающие виды на город, пригороды, холмы, фьорды и Атлантический океан (вернее, Северное море). Видимость на площадке была отличная.

Там же расположен сувенирный магазин, уйти откуда с пустыми руками практически невозможно. Вот и мне не удалось - потратил 200 NOK (впервые расплатился картой) на книжку по Норвегии и тематическую кружку. Спустившись, помчались на знаменитый рыбный рынок Бергена, где насмотрелись на разную морскую невидаль и вкусно пообедали жареным лососем и креветками (15 евро). Ну и на вечер прикупил рыбный бутерброд (который потом благополучно забыл в отеле) и крупной ягоды (голубики-не голубики, так и не вспомнили название, но очень вкусная).

А там у нас осталось совсем немного времени, чтобы сбегать на набережную Брюгге, поснимать известный, находящийся под охраной Юнеско, ганзейский квартал - красивые разноцветные деревянные домики - классическая картинка с любой открытки города Бергена.

Покинув Берген, в совсем разгулявшуюся солнечную погодку полюбовались великолепными пейзажами за окном, переплыли на пароме один из фьордов, проехали в тоннеле под другим (ушли на глубину более 300 м на восьмикилометровом участке дороги).

Приехали довольно рано в шикарный отель Rica в Хаугесунде. После предыдущего отеля этот показался просто дворцом (хоть и номерок маловат по площади). Все на высшем уровне, даже утюг и чайник со всем набором в номере.

Провели приятный ужин, продолжая потихоньку уничтожать кофейный Бейлис, купленный на пароме в Стокгольм.

Позавтракав, под небольшой дождичек с сожалением покинули гостеприимный отель, чтобы отправиться в Ставангер, к долгожданному Лисефьорду. По дороге еще по разу прокатились на пароме и спустились в тоннель под фьордом.

 

Кстати, довольно дорогое удовольствие прокатить туристический автобус на пароме (от 1500 до 2600 NOK).

 

По дороге среди камней и валунов все чаще стали мелькать пасущиеся небольшими группами барашки (вообще такого их количества не видел ни в одной стране), иногда они разбавлялись коровками и лошадьми. Вообще пейзажи за окном завораживают, особенно в погожий денек. Даже сейчас, сложно писать эти строки, когда за окном такие норвежские пейзажи - то и дело отвлекаешься на то, чтобы смотреть в окно и снимать, снимать и смотреть, смотреть и ...мать, мать, мать, красиво до ужаса...:-)

Как и предполагалось, Лисефьорд потряс своими необыкновенными пейзажами, потрясающими высоченными отвесными скалами, разительно отличается от зеленого Неройфьорда. Только спустишься в кают-компанию погреться от ветра, тут же за окном очередные завораживающие картины. Стоять на носу несущегося по фьорду катера, навстречу ветру и смотреть вперед - вообще непередаваемое ощущение! Главное, чтобы не сдуло;-)

И опять бежишь с фото, видео и биноклем, и при этом еще огромным желанием все это в себя впитать... По дороге катер несколько раз притормаживает у интересных и значимых мест: Прекестолен (Кафедра проповедника) - плоская квадратная площадка тремя сторонами выступающая из скалы на высоте 600 метров (высоченно, никого не видно, оно и понятно - слишком острый угол, мы-то в самом низу, кто ж к обрыву-то подойдет на такой высоте); камень, зажатый между 2 скалами на такой высоте, что и увидишь-то не сразу; утес с чучелом и норвежским флагом; ферма с частной электростанцией, с самой длинной деревянной лестницей в мире (4444 ступенек). Была и пара неожиданных моментов: остановка для кормежки обитающих на скале козликов и тут же налетевших чаек, и другая, где подошли вплотную к водопаду, набрали ведро воды и напоили ею всю группу - удивительно, вода не такая холодная, как накануне из водопада Тьефоссен.

Короче, этот шедевр природы незабываем, что еще скажешь...

Неплохо было погреться и какао в кают-компании. Правда был он слишком горячим - выходили наружу, на ветер, чтобы его слегка остудить. Хотя остудить могло и нас - иногда катамаран разгонялся так, что наверху чуть не сдувало. Так у нас унесло и одну кепку.

Затем нас ждал обед - рыбный норвежский суп (из различных морепродуктов, вкусно, 19 евро). Многим захотелось приготовить такой дома.

По окончании круиза по Лисефьорду прибыли в Ставангер, где была небольшая экскурсия по городу и самостоятельная прогулка, на все 2 часа. Поднялись на пожарную башню - небольшая, но стоит на возвышении, поэтому вид на город неплохой. Правда вот обзора нет - окошки маленькие, чтобы поснимать в наличии только открывающиеся форточки. Так что может оно и не стоит тех 25 NOK. Зато позвонил в подвешенный сверху колокол.

 

Отель Rica в Кристиансанде, на самом юге Норвегии, оказался еще более впечатляющим, чем предыдущий. Фасад здания выполнен в виде корабля, интерьеры с очень интересной "звериной" тематикой, поскольку рядом по соседству находится самый популярный в Норвегии зоопарк. В пяти метрах от отеля нашли черничник (пару ягодок еще осталось после нашествия русских), спокойно растут никому не нужные белые(!) грибы.

 

Кстати, скандинавы не собирают грибы, ничего в них не понимая и уважая только 2 вида грибов - шампиньоны и лисички.

 

Из Кристиансанда, покинув наш замечательный "зоопарк" - отель Rica, заслуживающий всяких похвал, рано утром через пролив Скагеррак отправились на скоростном пароме ColorLine (180 км, 3 часа 15 минут) в Данию, город Хитсхальс.

Да, Норвегия, ты меня поразила и влюбила в себя! Очень жаль было тебя покидать... И с погодой все эти дни сложилось замечательным образом, ни разу не попали под дождь. В этом смысле не увидели настоящей Норвегии (как же Берген да без дождя). Однако, признаться честно, этот момент ну нисколько не расстроил:-)

Ну тем не менее впереди ждала Дания.

Время на пароме пролетело довольно быстро: пробежались по кораблю, погуляли по магазину Duty-free, спустил там оставшиеся кроны страны Северного пути за бейсболку с норвежским лосем (не удержался-таки, хотя больше хотелось зимнюю шапку, но ассортимента не было) и поменял валюту на очередные кроны, уже датские.

 

Дания

В датском королевстве солнце уже припекало, градусов 25 (к вечеру в 8 часов в Оденсе термометр показывал +27). После Норвегии уже жарко. Снова загрузились в автобус и отправились на юг страны, посетив по дороге городки Орхус и Оденсе.

По Орхусу было приятно пройтись ярким солнечным днем, благо не было большой гонки, (около часа свободного времени нам выделили). Самое примечательное в городе - большое количество велосипедистов (велики с плетеными корзинками), огромное количество распродаж (к сожалению, не посетили), памятник свинье (бекону) - забавный: большая хрюша с кучей мелких вокруг, один из которых писает фонтанчиком пару раз в минуту, и какой-то объект больного арт-воображения - гибрид кашалота с вертолетом, во чрево которого можно залезть. В общем, забавно. И постоянно дующий ветерок спасал от жары.

 

Кстати, Дания – равнинная страна, продуваемая морскими ветрами. Ни одна точка Дании не удалена от моря более, чем на 52 км.

 

Ну а Оденсе - родной городок Андерсена, с красивыми домиками времен Андерсена, скульптурками героев сказок Андерсена, самим Андерсеном, снова Андерсеном... В общем, очень мило, вечером немноголюдно, я бы сюда вернулся покататься на велосипеде, побродить, посидеть, пощелкать. Опять же, огромное число велосипедистов и развитая велоинфраструктура. На одном перекрестке есть даже любопытный счетчик проехавших за день мимо него велосипедистов - к вечеру показывал 1067.

Прикупили на вечер в местном супермаркете фрукты и пакет с соком, как наивно предполагали. Плохо читаем этикетки - сок оказался концентратом 1:5. Только выяснилось это уже вечером опытным путем, когда щедро налив этой жидкости, мы приступили к питию... История повторяется - не далее как в Праге в январе со мной случилась то же самое:-) Благо что разбавлять было чем - во всей Скандинавии вода хорошая, можно пить прямо из-под крана.

 

Копенгаген

При подъезде к городу от Оденсе пересекаешь пролив по огромному многокилометровому мосту – дорога впечатляет.

Город понравился: красивые черепичные домики, многочисленные интересные скульптуры и фонтаны, пульсирующая торговая жизнь на центральной прогулочной улице Строгет, кипящая велосипедная жизнь (такой развитой велосипедной инфраструктуры и активности не видел еще нигде).

Интересный термометр на углу дома с фигуркой девушки на велосипеде и с зонтиком в зависимости от погоды. К сожалению, фигурки уже не меняются - не двигаются.

 

Кстати, Дания занимает первое место в Европе по количеству велосипедов на душу населения, обгоняя Голландию.

 

Там же на Строгете удивила живая скульптура Gone in the wind - очень интересная задумка и держится настолько неподвижно, профессионал! Не поехал на предложенную экскурсию в средневековый замок, решили просто погулять по центру, предварительно наметив маршрут следования по путеводителю. И нисколько не пожалели. Те 3,5-4 часа, которые остаются для самостоятельного осмотра города после всех экскурсий, для прогулки по Копенгагену - ничто. В одном магазине скандинавского дизайна можно застрять на целый час. Прошлись мимо нескольких церквей и достопримечательностей, прогулялись по Латинскому кварталу, поднялись на Круглую башню (25 крон), куда Петр Первый въезжал на коне и откуда открываются красивые виды на город, его крыши, церкви, порт и ветряки. На Строгете забрели в датский магазин шоколада, где провели дегустацию оного вкусного напитка и закупили по килограммовой пачке заварного шоколада. 2,5 часа пролетело как-то незаметно.

Затем организованно съездили в музей пивоварни Карлсберг - очень интересная экспозиция, рассказывающая об истории пивоварни, быте работников, технологии производства, с конюшнями, где стоят наши воронежские лошади-тяжеловозы, катающие по городу рекламные повозки Карлсберг (которые также активно представлены в музее). Там же находится сувенирный магазин, где все затоварились неэкспортируемым пивом Якобсен. Но как всегда все галопом, ничего толком не почитаешь-не посмотришь, а жаль - интересно. На все было отведено час, вместе с дегустацией 2 видов пива по отрывным талончикам, прилагающимся к билету. Взял на пробу Карлсберг Эль и один из видов Якобсена, интересный вкус.

После этого в Копенгагене у нас оставалось часа 3,5 свободного времени. Мы тут же понеслись на Ньюхавн, чтобы покататься на кораблике и посмотреть город с воды (35 крон или 5 евро). Начало немного накрапывать да тут же и перестало, хотя прогноз в интернете обещал нам и в Норвегии и в Дании дожди. В общем, прогноз в очередной раз обманул, на радость нам. И датская погодка оказалась подстать норвежской.

Прогулка на кораблике, надо сказать, сработана на славу - за 5 евро получаешь полноценную часовую экскурсию, обплываешь все - со всех сторон наблюдали башню со спиральным подъемом, находящуюся в свободной республике Христиании – зоне альтернативной жизни.

После речной прогулки резко проголодались, зашли в какой-то Кебаб хаус на улице Строгет. У нашего человека однозначное предубеждение против всяких шаверм, шаурм и прочих турецких заведений как рассадника антисанитарии. В Копенгагене же гид уверял нас, что здесь такие заведения очень достойные. Поэтому мы, голодные, оставили всякие преубеждения и зашли в такую кафешку. Тем более, что вывеска и интерьеры забегаловки очень достойные, уровня очень хорошего кафе. Меню только на датском, однако официантка оказалась русскоязычной, латышкой (как выяснилось, она там была такая не одна), все разъяснила и приняла заказ. Выбрали то, что понравилось на картинке большего всего. Кто бы знал, что у них все наоборот: если в московских заведениях картинки блюд зуммируют так и с нужного ракурса, что кажутся вполне приличными, а по факту приносят нечто, что нужно разглядывать с биноклем, то здесь каждому принесли такое блюдо, что можно было вполне заказывать одно на всех (вспоминается меню в Ницце, см. предыдущие рассказы, 2008г.). Главное, наша русская официантка ничуть нас не предупредила. Неужели мы выглядели такими голодными или в Копенгагене столько едят!:-) В общем, лопаясь, я справился почти, девчонки только наполовину. Состав поданого: мясо с круглого гриля, картошка фри, салатик, 2 соуса, обжигающая лепешка из печки и чай, сумма в районе 100 крон, платил в евро - насчитали 13,29. Мелочи было только 12 с копейками, разницу хотел доплатить кронами - не дали, обошлись 12 евро (так что видимо мухлюют с пересчетом, раз готовы пожертвовать более, чем 1 евро) и со словами "налей ему тогда русского чая, а не турецкого", отправили на место.

Налопавшись, выползли из заведения. Но тут в общем-то и все - время вышло. Опять не попал ни в один музей (музей эротики - закрыт; музей рекордов Гиннеса, музей восковых фигур - не дошли).

Итог - Копенгаген оставил самое благоприятное впечатление, но там нужно побольше времени, а главное, денег для похода по магазинам.

По дороге в Швецию, на паром Хельсинборг-Хельсингфорс через пролив Эресунд подъехали к замку Кронборг (замок Гамлета) - красивый сам по себе, в лучах заходящего солнца выглядит очень эффектно.

Подивился, что в ресторане парома за хорошо накрытыми столами сидела какая-то группа - плыть-то всего 15 минут, а они сидят. Наверное, так и обедают весь день между Данией и Швецией.

 

Снова Швеция

На шведском берегу нас ждал последний отель Скандик (третий отель данной сети в туре) - нормальный, но после двух шикарных гостиниц Рика совсем не то. Зато он располагал сауной (как и в предыдущем отеле, только температурка маловата, приходилось активно лить на камни) и бассейном (маленьким, конечно, метров 6-7, но хоть что-то).

 

Кстати, на 5 млн жителей Финляндии 2 млн саун; жители остальных стран региона так сауны не жалуют.

 

Стокгольм

И вот, как это не жаль, настал последний день нашего путешествия. Совершили перегон в Стокгольм, где хорошо погуляли по центральной прогулочной улице, посидели на площади со скульптурой "указка" в Kulturhuset, центре современного искусства и общепита. Поход в Скансен, как планировал изначально, пришлось отменить, поскольку времени оказалось менее 3 часов, а туда надо было еще добираться (так что в Стокгольм нужно будет еще вернуться, много в нем недосмотренного и весьма притягательного). Прокатились по местному метро пару станций до Гамла стана (30 крон, билет действителен на всех видах транспорта в течение часа).

В Стокгольме есть красивые станции метро, расписанные знаменитой местной художницей, но мы не знали, где они находятся. Побродили по Гамла стану, сворачивая в боковые немноголюдные улочки с колоритными домиками, заходя по дороге в сувенирные магазинчики, нашли и домик Карлсона. Оставили свой след "Вася Пупкин" - первая русская надпись на грязном стекле одного стокгольмского дома. Таким же образом мы засветились и на смотровой башне Ставангера (правда там официально, в книге отзывов).

 

Ну а затем нас ждала загрузка на паром Силья Гэлэкси, позитивно раскрашенный в веселенькую тематику зоопарка. Этот паром 9-ти палубный, поскромнее первого, каютка поменьше, что особенно чувствуется, поскольку багажа у народа хорошо прибавилось. Ну и далее традиционный неумеренный ужин с морепродуктами и мороженым, шоппинг в duty-free, короткая танцевальная ночь до рассвета, ранний завтрак (у нас, правда, ужин плавно перетек в завтрак, до каюты так и не добрался), туманное утро Турку и перегон до границы с заездом на рыбокоптильню. Границу прошли на удивление быстро. И даже осталось больше 4 часов для размеренной прогулки по любимому Питеру (кружок по Невскому со всеми основными достопримечательностями и блины в «Чайной ложке»).

 

О гиде, Борисове А.С. ничего плохого сказать не могу - оправдал все, что о нем писали положительного: качественная работа, многолетний опыт, невозмутимость и спокойствие, только спокойствие (чем не Карлсон;-), интересные сведения и очень продуманная подборка видеоматериала в автобусе - не просто показывал какие-то художественные фильмы для развлечения народа, а ставил вырезки из передач Вокруг света, Непутевые заметки, а также тематические фильмы – Abba, Андерсен, викинги и пр. - так сказать, для просвещения и закрепления увиденного. Очень познавательно и интересно.

Польские водители - молодцы, высокие профессионалы. А вот питерские водилы не заслуживают хороших оценок - благо только встречают и провожают между Питером и Турку.

 

Итоги путешествия: 4 страны, десяток осмотренных городов (Стокгольм, Берген, Копенгаген, Оденсе - пожалуй, самые интересные), завораживающая природа Норвегии: фьорды, водопады, высокогорная железная дорога, 3400 км проезжено-проплыто, 6 паромов, 3 кораблика, 6 отелей...

 

Приобретения в туре:

1) Незабываемые впечатления;

2) Влюбленность в Скандинавию, в Норвегию в особенности;

3) Хорошие знакомые;

4) Куча сувениров.

 

Потери в туре:

Только одна) Забытые в холодильнике шикарного отеля RICA бутерброд с креветками, купленный на рыбном рынке Бергена (самое обидное, хоть и половина), банан и шведская колбаска. Но ничего, пустяки, дело житейское...

Ну еще не поспать особенно - часов по 5-6. Но тут уж все знают, на что идут в автобусных турах - на экскурсию как на работу:-))

 

P.S. Большой привет Кате и Жене, интересным попутчикам, соратникам, объектам фотосессий и по совместительству фотографам. Всем дальнейших интересных путешествий!

 

P.P.S. И как это буду теперь завтракать без селедки, даже не знаю:-))

 

rafanton@yandex.ru

24.08.09

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Антон, спасибо за замечательный рассказ! Подробно, познавательно, эмоционально, с юмором! Словно своими глазами смотришь! :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...Множество музеев, архитектура, похожая на немецкую, узкие улочки, более понятный язык (в отличие от финнов)

 

Antonable, спасибо за рассказ, скажите, а в каком смысле шведский язык Вам показался более понятным, чем финский? я, например, на днях пыталась слушать аудиокнигу про Карлсона на шведском, так мне после этого немецкий музыкой казался.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Antonable , спасибо Вам за интересный и оригинальный рассказ о путешествии.

Прочитала , и как будто снова побывала в тех городах.

Смутило только то, что Вы , как и многие, пишите , что их на носу корабликов сдувает и на верхней палубе парома. Неужели они весят менее 25 килограмм :lol: ?

Меня что-то нигде не сдувало. Наоборот! Верер на верхней палубе парома свежий , романтичный!

А вот после дождя по палубам лучше ходить осторожнее.

Я на утренней прогулке ( перед завтраком) загремела бы из-под панфары. Хорошо , что толи швед , то ли фин, оказавшийся рядом, поддержал, когда я начала отправляться в полёт на палубу. :D

Так что советую туристам обувь , которая на мокром может скользить лучше не брать.

А в Хельсинборге лучше идти в женскую парилку :D , там температура хорошая и ничего на угли лить не пришлось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все очень внимательно прочитала, вот, наверное, что значит ездить с Борисовым. Ровно год назад я ездила в этот тур не с ним. Его группа ехала поездом до Хельсинки, но мы потом часто пересекались. На обратном пути в Стокгольме у нас вообще почти не было времени, в пивоварню Карлсберг нам и не предлагали, а возили во дворец Фридерисхборг. Да и города с гостиницами были другие (хотелось бы поточнее узнать города с гостиницами, если можно). В город Андерсона мы приехали очень поздно и практически под проливным дождем и в темноте видели только его маленький домик. В гипермаркет в Швеции нас не завозили, и предложений не было. Кирху факультативно тоже не видели. Так что многое зависит от гида-сопровождающего. С ужином на паромах вам видимо тоже повезло, в целом нашей группе вино не понравилось. А вот насчет обстановки на паромах, удивительно, гуляли всю ночь и никого спящего и лежащего не видели. Все было очень до неприличия пристойно. Меня поразил музей эротики, недавно вернулась из тура по Германии - знаменитый музей Беаты Узе не больше и менее показателен, в Копенгагене интереснее. Еще жалею, что не сходила, хотя видела и время было, в скандальный музей частей тела человека (выставка была в музее восковых фигур) и в парк Тиволи. А вас возили в Кронборг и Миллес-гордон в Стокгльме? Было изумительно.

flagmap.php?visited=BYBEBGHRCZDKFIFRDEHULVLTLUNLPLSKSISEUA

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...