Вечерний Плёс или Тропою Левитана
Вечерний Плёс или Тропою Левитана
Казалось бы, что сложного в фотографировании? Сейчас, когда технический прогресс движется вперед семимильными шагами, достаточно нажать лишь одну кнопку смартфона и шедевр готов. Не нужно забивать голову диафрагмой, выдержкой и светочувствительностью. Обычному пользователю смартфона (то есть почти любому современному человеку) не особо важен размер матрицы и неудобство управления выдержкой в условиях плохой освещенности. Главное – простота и удобство вкупе с приемлемым качеством. В конце концов, любая техника – это всего лишь инструмент. Как кастрюля в руках повара – не так важно на чем ты готовил, главное – что получилось вкусно.
И все-таки, работы профессиональных фотографов привлекают больше внимания, чем среднестатистические фото «я на фоне» из семейного альбома. И дело далеко не всегда в яркости и контрасте изображения. Эти параметры почти никогда не используются для коррекции. Насыщенность – да, но и то, в основном – отдельные цвета могут корректироваться. Как и резкость – корректируется очень аккуратно. Н портретах, и пореже на пейзажах используется ретушь. Но есть вещи, имеющее гораздо более важное значение по сравнению с техническими параметрами кадра – нестандартный ракурс, интересная композиция и, самое главное, оригинальный сюжет.
Нажав пару кнопок в том же самом смартфоне, можно найти в интернете море информации и о правиле третей, и о золотом сечении, и о горизонте, и о дисторсии и т.д. Однако, среди множества способов обучения искусству фотографии есть и гораздо более интересные. Обратите внимание на лучшие произведения великих художников. Наверное, можно найти какой-нибудь шедевр с заваленным горизонтом, но я такие картины сразу и не припомню. Интересно замечать на произведениях великих мастеров различные нюансы – размещение элементов на картине, сочетание цветов, гармонию геометрических форм, пропорции неба и компонентов пейзажа. Интересно, например, что великий русский художник Исаак Левитан всегда говорил своим ученикам о том, что на пейзажах должен быть воздух, ощущение пространства. Думаю, творчество Левитана, как и других великих художников, само по себе может быть мотивацией и вдохновением для фотографа.
Летом 1888 года Исаак Ильич Левитан, проплывая на пароходе по Волге из Нижнего Новгорода в поисках вдохновения, был привлечен видом старинного деревянного храма на Петропавловской горе. Именно благодаря этому обстоятельству Левитан остановился в Плёсе и со своими спутниками снимал комнаты в мезонине дома Андрея Ивановича Солодовникова. Дом этот позднее стал музеем Левитана, обязательным пунктом для любого туриста при посещении города. Самое главное, что есть в музее – это подлинники Левитана. Здесь же есть и прекрасные работы тех самых спутников Левитана – его друга Алексея Степанова и его ученицы Софьи Кувшинниковой. Надо сказать, отношения Кувшинниковой с Левитаном были очень специфичными, заслуживающими отступление от основной темы.
В 80-е годы девятнадцатого века в среде московской богемы имя Софьи Кувшинниковой было широко известным – она была хозяйкой литературно-артистического салона, который посещали многие известные артисты, художники и писатели. Однажды сюда заглянул и молодой художник Исаак Левитан. Несмотря на более чем десятилетнюю разницу в возрасте, у хозяйки салона завязались с ним романтические отношения.
Однако, вскоре после публикации ставшего классическим рассказа Антона Чехова «Попрыгунья» неожиданно разразился скандал. Левитан и Чехов долгое время были близкими друзьями, которых объединяли искренне отношения. Но в героях рассказа все без труда узнали художника и его возлюбленную, замужнюю даму Софью Кувшинникову. Вся московская богема обсуждала вынесенный на публику сюжет из реальной жизни, рассказ Чехова называли «пасквилем», а Левитан собирался вызвать бывшего друга на дуэль.
Софья Кувшинникова была замужем за полицейским врачом, который был терпелив и долгое время закрывал глаза на ее роман с Левитаном. Она была художницей-любительницей, и под предлогом уроков живописи часто уезжала со своим учителем на Волгу – на этюды. Герой чеховского рассказа художник Рябовский также давал уроки Ольге Ивановне, жене доктора Осипа Дымова, они также ездили на Волгу на этюды, и между ними был длительный роман. В остальных персонажах узнали себя многие посетители салона Кувшинниковой.
Чехов оправдывался, как мог: «Можете себе представить, – писал он в письме в
Левитан был настолько разгневан, что хотел вызвать Чехова на дуэль, но знакомые отговорили его от этого опрометчивого решения. На несколько лет их общение прекратилось. Отношения Левитана с Кувшинниковой тоже были обречены. Художник пользовался большим успехом у женщин, и в
Исаак Левитан "Цветущие яблони"
Исаак Левитан "Волга"
Исаак Левитан "Крымский пейзаж"
Исаак Левитан "Портрет Кувшинниковой"
Софья Кувшинникова "Пейзаж с церковью"
Софья Кувшинникова "Ум и красота"
Алексей Степанов "Беседка под цветущими деревьями"
Однако, личная жизнь художников – это все же их личное дело. Куда интереснее их художественное наследие. Настоящей музой в творчестве Левитана стали не женщины, портреты он вообще не очень любил, а город Плес. «Плес прославил Левитана, а Левитан прославил Плес». Именно здесь великий русский художник получил настоящее признание, сотворив целый ряд шедевров. В том числе, одну из самых известных своих картин – «Над вечным покоем». Правда, не все изображенное там относится к Плесу – считается, что на картине изображено озеро Удомля из Тверской губернии. Зато гора с храмом местная – Петропавловская, которая в 1972 году была переименована в гору Левитана.
Петропавловская гора – одно из старинных святых мест Плёса. Как минимум с XVI столетия здесь располагался погост с деревянным храмом. В 1903 году произошла трагедия – деревянный Петропавловский храм, вдохновивший Исаака Левитана на создание шедевра, сгорел. В семидесятые годы прошлого века на гору был перевезен похожий на него Воскресенский храм из села Билюково Ивановской области. Этот храм построен в XVII веке и является ценным памятником древнерусского деревянного зодчества. В ходе реконструкции горы на старинным могилах установлены деревянные и металлические кресты. Они соответствуют образцам крестов того периода, когда здесь формировалось кладбище. Установлен также общий поклонный крест, являющийся памятником всем православным христианам, погребенным здесь на протяжении многих столетий.
Воскресенская церковь
На гору, откуда можно полюбоваться шикарными закатами и видами на Волгу и город ведет деревянная лестница, получившая название «Тропа Левитана». Именно по этой лестнице поднимался художник при создании вышеупомянутого шедевра «Над вечным покоем». Здесь же установлен памятник Левитану. Пытаясь вместить памятник и закатное солнце в один кадр, мне удалось поймать удачный момент и ракурс. Так получилось, что скульптура, закат и окружающая красота практически сами собой создали красивую композицию.
Художник рисует закат
Тропа Левитана
Вид с горы Левитана
Закаты в Плесе – что может быть прекраснее и душевнее? Игра цветов стремящегося ко сну уставшего за день солнца. Спокойные оттенки Волги, текущей издалека долго. Холмистая местность, с большим количеством смотровых площадок с прекрасными видами, на большинстве которых выделяется Варваринская церковь, также построенная на месте более древнего деревянного храма. Уютная набережная с пирсами, оттуда можно совершить прогулку по Волге. Причем поблизости живописными являются оба волжских берега. Например, стоящая напротив Плеса деревня Серково смотрится с воды очень красиво.
Деревня Серково
Плёс на закате
Левитановские дачи (стилизация под Левитана)
P.S. Жаль времени на Плес было не так уж много – всего лишь вечер. Но главное, не забывать – твоя лучшая картина всегда впереди…
- 29
4 Комментария
Рекомендуемые комментарии