Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

СЛОВАКИЯ, Бойнице. Замок Короля Матьяша (8 мая 2019 года)


ГРИГОРЬЕВ Виктор

599 просмотров

Сегодня с утра пораньше в кругу двух своих великолепных друзей-сослуживцев с их женами и «под надзором» главврача в нашем кисловодском санатории «Жемчужина Кавказа» хорошо отметил безгранично достопримечательный для всех, всех, всех праздник - 121-летие нашего коньяка «Домбай» (подключайтесь!) Такую «Великую» дату мы никак пропустить не могли бы-бы-бы!
Как во всякие времена, за добрым кушаньем были воспоминания о былом-прожитом, о друзьях-товарищах, которых уже нет; помянули творца повеления №227 от 28 июля 1942 года («Ни шагу назад!»), дали видимо-невидимо ценнейших советов действующему Верховному Главнокомандующему (само собой разумеется, без которых он дальше верховодить нами никак не сможет!!), а также высказали прямодушные благословения любимой стране-матушке. Вернувшись капитально вдохновленным восвояси, решил сотворить что-то важное, значимое - вот и случилось завершение давнешенько вымученной «делянки» о Замке Короля Матьяша. Теперь, мои дорогие друзья, представляю ее ВАМ на обсуждение и рецензию.
Начал писать статью о замке в Бойнице и почему-то на меня «накатили» грустные воспоминания о безотрадной жизни в Москве в 90-е годы прошлого столетия. Ранее я очень любил вместе с сыновьями ходить в бывший кинотеатр «Форум». Это - один из трёх первых «электротеатров» Москвы (наряду с «Художественным» и «Колизеем»). В прежние времена он был, пожалуй, самым популярным центром культурной жизни столицы (напр., в нем выступала Клавдия Шульженко! в конце 1960-х годов прошел первый в СССР публичный показ фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной»!) Но в 1994 году в кинотеатре «Форум» прошел последний киносеанс...
Незадолго до этого трагического конца мне довелось случайно зайти в него - почти разбитого внутри, сверх обшарпанного снаружи, и вместе с десятком зрителей посмотреть по видео-ящику (сам кинотеатр уже не работал) фильм в неведомом для меня жанре фэнтези, мелодрама. Это была экранизация сказки о Тосканской принцессе «Красавица Фанта-Гиро». Возможно, что кто-то еще помнит оригинальное название итальянского сериала «Пещера Золотой Розы», а другие называют его именем главной героини «Фантагиро». Забыть это «светлое пятно» режиссера Ламберто Бавы по сценарию Франчески Меландри, Джанни Ромоли, Итало Кальвино в череде тогдашней сплошной чернухи, халтуры и прочей галиматьи не-воз-мож-но!
Прошло четверть века, а я в деталях помню сюжет фильма, который казался тогда многим самым заветным вожделением. Давным-давно, в незапамятные времена велась жестокая и бесконечная война между двумя королевствами. Никто уже не мог вспомнить, что явилось причиной начала этой беспощадной битвы, и никто уже не мог положить ей конец (припоминаете аналог - У.Шекспир и «его» семейства Ромео, Джульетты!) У одного из воюющих королей было три дочери: Катерина, Каролина и самая младшая - Фантагиро, мальчик в юбке. Пока ее сестры учились готовить и вышивать, девочка в тайне от всех изучала боевое искусство. Когда дочери выросли, король решил выдать их замуж. Но Фантагиро пошла против воли отца, отказавшись от мужа и сбежав из дома. Фантагиру ждали многочисленные трудности и опасности, прежде чем она смогла спасти королевство своего отца и встретить отважного и храброго рыцаря, который завоюет ее сердце.
Полагаю, что никого не могла оставить равнодушным великолепная Алессандра Мартинес в образе Фантагиро (очень забавно - ранее она была балериной!) Съемки в сериале «Пещера Золотой Розы» принесли ей мировую известность. Это было не мудрено, так как Алессандра обладала великолепной внешностью, большими глазами, чувственными губами, невероятной красотой и изящностью. И как же я возненавидел Ромуальдо, не понимая почему Фантагиро выбрала именно его, а не Тарабаса! На момент съемок в сериале ей было 28 лет (сейчас же актрисе 55 лет и выглядит она также великолепно!)
Почему все это я вспоминаю сейчас? Очень просто - действия в этом фильме происходили в Бойницком замке, который почти 30 лет назад капитально запал мне в душу и память, а все увидеть воочию довелось увидеть совсем недавно, в мае 2019 года.
Замок находится в городке Бойнице, самом старом спа-курорте Словакии, недалеко от Жилины и является одним из символов страны. Он наполнен легендами, преданиями, а также привидениями и всякой нечистью. Поэтому, как раз в те дни, когда я с группой приехал в Словакию, там состоялся очередной международный (своих им мало!) фестиваль духов и страшил. По этому поводу замок был разукрашен старинными знаменами, близ него прогуливались прекрасные дамы в нарядах, рыцари на конях, охотники с соколами и факиры со змеями. А также карманники всех сортов, которые без зазрения совести чистили сумочки у наших дам-зевак и других расслабившихся туристов.
В замок стояла преогромная очередь. Я же с группой, как гость, стоял в другой очереди, которая быстро шла в обход первой. Нас сразу же предупредили, чтобы мы не пытались снимать бесплатно - «За этим строго следят!» Время нахождения в замке составляет 75 минут.
Иной раз из замка доносились жутко истошные крики, при этом наши женщины от них начинали сомневались, что им туда надо. Но вот из замка вышел гид, распахнул ворота и представление началось. Все действо разворачивалось на словацком языке (кстати, на английском дали маленькую брошюру), но наша сопровождающая давала исчерпывающие необходимые пояснения по-русски.
Хотя, в принципе, и так было все понятно: граф Янош, будучи в Париже, влюбился в принцессу («баронку» по-словацки) и предложил ей стать женой. Для французского двора какой-то словацкий граф был совсем не интересен, потому на его предложение последовал отказ. Но молодой симпатичный жених задел сердце баронки и она молвила: «Построй замок, достойный меня, и я стану твоей женой!» Граф вернулся и принялся за строительство, которое длилось более 20-ти лет. Замок получился великолепный, подобный замкам с берегов Луары. Граф послал своих гонцов, чтобы известить баронку о готовности жилища. Но, увы! К этому времени она уже вышла замуж за другого...
Несчастный граф прожил остаток жизни в одиночестве, а после кончины был похоронен здесь же (я долго молча рассматривал это огромное надгробие). Стоит этот памятник безумной любви или любви к безумию (кому как нравится!) с терновым венком на главной башне и с девизом «Omnia cum tempore» («Всё со временем») в главном зале, в назидание потомкам и на радость туристам. После смерти графа Яноша пустующий замок захватил граф Дракула со своими приближенными, и дух баронки явился к тому, кто был ей мил при жизни. Другие же «духи» - главных героев - под ручку отправляются в замок, чтобы пройти все покои и изгнать непрошеных гостей, а мы с удовольствием следовали за ними. Представление было то смешным, то жутковатым, но в целом очень интересным. К тому же, средневековый быт был показан со всех сторон живо и наглядно.
Впервые Замок Короля Матьяша был упомянут как деревянный замок в 1113 году (эти бумаги хранятся в зоборском аббатстве). Позднее он был постепенно перестроен в каменный, а внешние стены замка повторяли своей формой неровные каменистые почвы, на которых возвышался замок (я был весь заворожен красивейшим видом на долину с его башен!)
Первым владельцем замка был Матуш Чак, получивший его в собственность в 1302 году от венгерского короля Ладислава I. В XV веке замок находился в ведении Матьяша Хуньяди (Матвей I Корвин), который в 1489 году передал его своему незаконнорожденному сыну Яношу Корвину. Матьяш любил бывать в Бойнице; именно здесь он работал над своими королевскими декретами. Он диктовал указы, сидя под своей любимой липой, сегодня известной как «Липа Короля Матьяша». После смерти короля замок перешел во владения Запольяи. Семейство Турзо, самые богатые аристократы в северной части королевства Венгрии (современная Словакия), получили замок в 1528 году и предприняли масштабные реконструкционные работы, превратив бывшую крепость в замок в стиле эпохи Возрождения. С 1646 года замок находился во владениях семейства Палфи, продолжившего реконструкцию.
Последним известным владельцем замка был Янош Палфи, который перестроил замок в романтическом стиле, воссоздав существующую и по сей день великолепную имитацию французских замков в долине Луары. Янош Палфи не просто вкладывал средства в строительство, он являлся еще и главным архитектором, и графическими дизайнером. Это было отличное поле для воплощения его художественного вкуса и страсти к коллекционированию предметов искусства. В то время Палфи считался одним из величайших коллекционеров предметов антиквариата, гобеленов, картин и скульптур. К сожалению, как это часто бывает, после его смерти наследники в ходе длительных споров о наследстве распродали значительную часть коллекции, а после этого 25 февраля 1939 года продали замок, спа и окружающие земли Яну Бату.
После 1945 года собственность Бата была конфискована чехословацким правительством. Затем после пожара 1950 года и последовавшей реконструкцией в замке разместился музей.
P.S. В некотором виде мораль и «наука»:
1. Все красивые башенки и зальчики замка по замыслу автора должны были понравиться избраннице, но... не запугивать врагов. Поэтому теперь его создание является образцом киношно-диснеевского замка в нашем понимании. Он - весь такой ажурный, с романтической историей, но к замкам, в первую очередь, военным сооружениям, имеет очень касательное отношение.
2. Я бы предложил иногда показывать его нашим олигархам (которых у нас, вроде бы как, нет) перед покупкой подобной недвижимости: вот, мол, что можно сделать с ВАШИМИ деньгами, а потом бы знакомил с его поучительной историей (или не знакомил бы - на усмотрение риелтора!)

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...