ВСПОМИНАЯ БЕСЕДЫ С МУДРЫМИ ИНДИЙСКИМИ ДРУЗЬЯМИ...
Почти два года минуло с того времени, как я побывал в Индии, объехав всю ее серединную часть. До сих пор впечатления об этом вояже мне не дают покоя, теребя душу и сердце. Сначала, как и всех побывавших в Индии, меня угнетала виденная бедность множества индийцев, сравнимая с жуткой нищетой, страшенная повсеместная грязь и не ухоженность; там везде меня сопровождали ужасные калеки и болезненные люди; у многих бедолаг кроме палки в руках и набедренной повязки в жизни ничего не было; кусок еды у этих людей каждый день добывался только попрошайничеством.
Приехав домой я был уверен, что более никогда в Индию не поеду. Ни во веки, несмотря на ее потрясающие сознание исторические памятники и историю. Но не прошло и полгода, как я стал безумно скучать по этой стране-цивилизации. Постоянно вспоминал ее философию, потрясающие страницы ее истории и повествования о событиях в Азии.
1. Так, я узнал сверх необычные свидетельства того, что для меня, до мозга костей ратного человека с несколькими военными академическими образованиями, оказалось непостижимым. Например, был в истории какой-то восточный полководец, которого можно считать лучше Чингисхана, Тамерлана и Александра Македонского(!?)
Рассказываю. Чингисхан всем нам со школьных лет известен тем, что вместе со своими потомками создал величайшую континентальную империю в истории. Тамерлан - тем, что разбивал очень разнообразных и универсальных противников при их численном превосходстве. Александр Великий из Европы завоевал империю Ахеменидов целиком, нигде не знал поражения (правда, он шел проторенными дорогами и часто воевал с полудикими племенами либо со сравнительно более слабыми соперниками).
Тем не менее, восток знал и более умелых полководцев. Моя речь пойдет о Субудай-багатуре (Субэдэе), чье имя является важным и для российской истории, и для Востока (он - лучший из полководцев Чингисхана; человек, способный мгновенно замечать слабые стороны противника и обращать их к своей выгоде. Он участвовал во всех крупных войнах Великого хана, а после покорения Харезма получил от него особое задание - отправиться как можно дальше на запад и узнать, что там находится). Чингисхан гораздо больше, чем любой другой правитель до или после него, признавал талантливых людей, причем, не только военных, но и администраторов. Ему редко приходилось возвращаться в уже завоеванные земли, чтобы подавлять восстания. Он побеждал и двигался дальше.
Империи Тамерлана и Александра не пережили их смерти. Потомки разделили государства и начали терять владения. Дети и внуки, например, монгольского владыки определяли судьбы мира, как минимум, следующие два столетия (иные его соратники тоже добились немалых успехов). Чингисхан был большим новатором, чем другие завоеватели древности. Он не только провел реформу армии, но и изменил самих кочевников. В то время родственные связи диктовали не только положение в обществе, но и в армии. Монгольский Великий хан ввел концепцию продвижения по службе, основанную на личных заслугах. Это принесло свои плоды и монголы вводили в бой действительно лучших людей.
Величайший полководец того времени Субэдэ родился смиренным сыном кузнеца, и принадлежал даже не к монгольскому клану, а вышел из оленьего народа сибирского леса. Он поднялся до самого высокого положения, какое только мог занимать в монгольской империи человек, не принадлежащий к ханской крови. Субэдэ завоевал или прошел с боями через большую территорию, чем любой другой полководец в истории, включая самого его покровителя Чингисхана, Александра Македонского или Тимура.
Он сражался в самых разных ландшафтах - таких, как равнины Монголии, высокогорная местность центральной Евразии, огромные города и крепости Китая, пересеченная реками и защищенная крепостями Европа - почти всегда побеждая. Пес войны Субэдэ, найденный и обученный Чингисханом, стал воякой посерьезнее любых предшественников. Даже монгольский владыка признавал, что этот полководец превзошел его на поле боя. Он широко использовал разведку и применял стратегию, неслыханную на тот момент в истории. Например, координировал армии, которые находились в сотнях километрах друг от друга.
В возрасте 66 лет по поручению хана Угэдэя он отправился в Европу, чтобы покорить все страны, вплоть до Священной Римской империи. Планировалась даже осада Вены, и старый монгол был близок к своей цели. Но сначала увели свои тумены на восток высшие чингизиды Мункэ и Гуюк, а затем была получена весть о смерти Великого хана. Только это спасло нас - христиан от окончательного захвата и разорения. Монголы ушли в свои степи для выбора нового правителя. Вместе с князьями отправился домой и Субэдэ, где и умер от старости в возрасте 72-х лет.
2. Еще меня удивили и потрясли интереснейшие познания из учебника «История Индии для детей» (IV.4):
* «Приходилось ли вам считать цвета радуги? Их много, все они являются частью спектра и разделить их нельзя. В какой-то мере наша страна напоминает радугу. Ее жители принадлежат к разным расам, их предки прибыли в Индию в разные эпохи. Это были прежде всего арии, затем народы Центральной Азии и Монголии, а также представители других народов.
Кто-то лишь прошел через страну или учился в больших индийских университетах, но многие в конце концов обосновались здесь, и эта страна стала их родиной. Пришельцы ассимилировались, а потом появлялись другие, и это повторялось снова и снова. В результате сегодня в каждом индийце, как в радуге, несколько составляющих»;
* «Наша история - это удивительная история, которой мы можем гордиться. Разумеется, есть и такие периоды, которыми мы не можем быть горды, но надо знать (...) в нашем прошлом как хорошее, так и плохое».
С самого начала в истории, которую рассказывают детям, звучат две темы:
* прежде чем заимствовать у других, Индия сама давала и учила;
* ее завоевывали, ассимилировались в ней, но, подобно античной Греции, «она завоевала своих диких победителей».
Причем не упоминаются ни арабы, ни турки, ни персы, ни афганцы - постоянные грабители индийской земли.
Переоценка прошлого позволяет индийцам переоценить настоящее время:
* «Наши ученые открыли очень старое поселение в Синде, в местечке, которое называется Мохенд-жо-Даро. Оказалось, что поселение это существовало пять тысяч лет назад. Дома его были сложены из кирпича; для поддержания чистоты жители соорудили целую систему водостоков. У них были бани, широкие проспекты. Должно быть, они были очень умелыми ремесленниками, поскольку там нашли изящные гончарные изделия из глины и прекрасное оружие из меди и бронзы...
Страна эта была тогда зеленой и плодородной. И это может удивить нас сегодня, когда Синд является пустыней»;
* «Поистине, можно гордиться тем, как много умели люди в нашей стране в такой глубокой древности».
Источник мудрости индийцев состоит в «знании вед», которые учат возвышаться над несчастьем и счастьем, над гневом и завистью, искать истину. Веды учат также «о перерождениях и о том, что Бог един».
Конечно, в историю проскальзывает индуистская религия, но оценочные суждения и изложение фактов не различаются:
* «Пришедшие из Центральной Азии или из Европы арии искали себе места, чтобы осесть. Вначале у них было много боевых столкновений с первыми жителями Индии, но позже они стали друзьями»;
* «Арии научили их ведам, склонили принять систему каст. Эта система помешала единству индийского народа в момент опасности, как это будет видно».
На самом деле сейчас я мало этого видел. Во всех книгах, предназначенных для индийских детей, если и делается хоть малейший намек на систему каст, так только для того, чтобы выразить сожаление: «Это было большое несчастье для Индии...»
- 3
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет