ИЗРАИЛЬ, Вади Кельт. Монастырь Св.Георгия Хозевита, 1.10.2019
Принятым порядком, встал очень рано, без всякого вожделения слегка позавтракал, полусонный завалился в автобус, направляющийся из Тель-Авива через Иудейскую пустыню в палестинский Иерихон, и «умиротворился». Вскоре явилась весьма уместная приостановка в очень интересном месте - деревне Абу-Гош, где делают самый вкусный хумус в мире (я отведал эту закуску из нутового пюре и убедился в их утверждении; нут - это турецкий горох), с посещением такой любопытной достопримечательности Израиля, как центр-кафе «Элвис Пресли». Вмиг порадовали две огромные скульптуры «былого идола» у входа в кафе, у которых с не малым наслаждением фотографировались многие желающие. Как надлежит из прозвания, оно посвящено «королю рок-н-ролла» Э.Пресли, который никогда в Израиле не был, что не помешало домохозяину (его огромному почитателю) создать из дюжинного бара необыкновенно стильное местечко.
Эту деревню у дороги основала более двух веков назад арабская семья Абу-Гош. В свое время, ее жители с остервенением занимались грабежами паломников, а турецкая администрация Палестины всеми силами боролась с «романтиками большой дороги», пока не решила, что лучше этих разбойников взять на службу (узаконили брать пошлину с паломников). Грабежи прекратились, а жители деревни стали следить за безопасностью дорог. В XIX веке в деревне обосновались черкесы, переселившиеся с Северного Кавказа во времена русско-турецких войн (к сожалению, потомки тех переселенцев - мои земляки - сейчас говорят только по-арабски, и вести речи мне ни с кем из них не получалось).
Снаружи здание центра-кафе представляет собой картинную галерею Э.Пресли. На расписанных стенах «король» играет роль бармена в тёплой компании звёзд Голливуда тех времён. Внутри - также всё напоминает об Элвисе: колонны и панно украшены его фотографиями, а по краям стоят его скульптуры высотой в человеческий рост. Играл заводной рок-н-рол и, в целом, атмосфера была очень живой, весёлой, зажигательной и приятной. В центре кафе я устроился за столиком с Э.Пресли и заказал себе чашечку эспрессо с булочкой за 25 шекелей в фирменной сувенирной кружке с портретом Элвиса (потом эту кружку вымыли и подарили мне на память; делается это по желанию - если у ВАС этих кружек видимо-невидимо, то кофе нальют в обычный стаканчик). Для фанатов Э.Пресли здесь сувенирный рай - чего только нет: футболки, пакеты, бейсболки, сумки, плакаты с изображением «истукана»; есть даже вино в бутылках с его портретом; конечно, постоянно звучали песни в исполнении Элвиса. Мои коллеги, как обычно, кинулись покупать сувениры, связанные с ним.
Кафе «Elvis» не отличалось бы от других тысяч подобных закусочных, если бы хозяева в свое время не догадались сделать что-то особенное и не быть похожими на других, а создали из обычного бара, по-настоящему, стильное местечко. Об остальном писать, на самом деле, особо нечего. Цены совсем не низкие, да и кофе паршивый. Тем не менее, из-за интересного подхода к дизайну центра-кафе и его особому стилю, я рекомендую его к посещению.
-~-~~-~~~-~~-~--~-~~-~~~-~~-~--~-~~-
Дальше ехал Иудейской пустыней, поистине уникальным местом, которое заслуженно входит в число самых загадочных поприщь на Земле. В своих шатаниях по миру я обильно повидал пустынь: в Казахстане, Катаре, Омане, Иордании, Арабских эмиратах... Но эта не была похожа на них - она хранит множество тайн, приданий, и главная её ценность в том, что молчаливые камни надёжно берегут память тех времён, когда по ним ступал Иисус Христос, а в устье реки Иордан совершал обряды омовения Иоанн Креститель. С давних лет эта удивительная пустынная территория была местом прибежища повстанцев и отшельников, среди которых побывал даже будущий царь народа Израиля Давид, а сегодня она является любимым местом паломников и путешественников - ценителей истории.
Иудейскую пустыню, хоть она и уступает по протяженности многим другим, я бы никак не назвал «маленькой»; она затевается от западных берегов Мёртвого моря и тянется почти до Иерусалима на 22 км. В разных ее местах я видел совсем не похожие картины: то пред взором представали молчаливые и обожженные солнцем голые камни, соседствующие с горячим песком и люди, проживающие в этих местах далеко не одно тысячелетие, то открывался пёстрый, красивый ландшафт, покрытый нежной зеленью, и не особенно-то заселенный. Вот такая она, загадочная двуликая пустыня, преображающаяся как настоящее чудо света!
Мне рассказывали, что в дни, когда находящийся на возвышенности Иерусалим покрывают дожди, а потоки воды стекают по каньонам и ущельям, образуя бурно бегущие реки, эта местность быстро подпитывается долгожданной влагой. После этого, задумчивое, слегка унылое место преображается, покрываясь зелёной растительностью, причем можно увидеть «внезапно появившиеся» фисташковые деревья и кустарники боярышника. Но, когда дождей нет, сюда опять возвращается засуха, и только некоторые зелёные островки сохраняются, образуя известные оазисы. Почва здесь содержит известковые породы, которые не пропускают воду в землю, а сохраняют ее в верхних слоях, за счет чего почва остается плодородной.
«Жемчужинами» местности в Израиле называют реку Иордан и раскинувшиеся на ее восточной стороне пустыни Мёртвого моря. Его побережье с этой стороны является самым низким на Земле участком суши. Северную и южную стороны Иудейской пустыни Израиля очерчивают горные хребты Рамаллы, Масленичной горы и Хевронского нагорья. Несмотря на преобладание засушливой погоды, минимум зелени и условий для проживания, Иудейскую загадочную пустыню я бы не назвал безлюдной, так как в ней постоянно встречал живущих поселенцев еврейской национальности и бедуинов; здесь возведено несколько монастырей: дивный и незабываемый Св.Георгия Хозевита (у него много иных названий: Saint George, Козиба (Иоанн из Козибы), Дейр мар Джирис или аль-Хадер, подразумевая под этим именем Св.Георгия Лиддского (Победоносца), или Дейр эль-Кельт, по названию ущелья), необычные Св.Герасима Иорданского, Св.Феодосия, Искушения, Лавра Саввы Освященного и др.
Несомненно, особенным местом является монастырь Св.Георгия Хозевита; он сегодня один из старейших в мире, признается самым удивительным и красивым в этой пустыне. Упоминание об этом историческом месте можно найти в Библии, где рассказано как Илия Пророк прожил здесь, скрывшись в пещере от царя Ахава (7-го царя Израильского царства в 873-852 годах до н.э., сына и наследника 6-го царя Израильского царства Омри, правившего 12 лет; история его правления и противостояния с пророком Илиёй подробно изложена в Третьей книге Царств) и его супруги Иезавели, три с половиной года, а вороны носили ему еду. Монастырём общежительного типа его сделал Св.Иоанн Хозевит в 480 году, расширив постройки возле пещеры и обустроив их так, чтобы здесь могли поселиться выходцы из разных народов. Уникальность древнего строения в том, что все эти постройки «висят» практически на отвесных скалах как гнёзда ласточек. В священных стенах хранятся мощи Свв.Иоанна Хозевита и Георгия, а в отдельно сооруженной часовне сохранились останки и черепа монахов, мученически убитых персами в VII веке.
На Горе Искушения находится уникальная святыня Иудейской пустыни - монастырь Искушения. Все внутренние его помещения вырублены в скале горы Каранталь (многим известной как Сорокадневная гора), на месте пещеры в которой Иисус постился 40 дней, искушаемый дьяволом. Кельи для монахов здесь появились еще в 340 году н.э., их основал Харитон Исповедник, решивший построить Лавру Дука. С тех пор строения неоднократно подвергались разрушениям и восстановлениям; для сегодняшних паломников и путешественников сохранилась пещера святого праведника и цел камень, на котором по преданию молился Спаситель. Монастырь представлен в виде длинного коридора, проложенного по карнизу горы, с одной стороны которого оборудованы уходящие в пещеры помещения, а в конце - часовня Искушения с престолом над знаменитым камнем. Сегодня в монастыре Искушения всего один житель - греческий монах Отец Герасим.
Самым красивым монастырем Иудейской пустыни признана обитель Св.Герасима Иорданского, основанная в 455 году. Расположился монастырь недалеко от берегов реки Иордан, воды которой помнят обряды крещения, совершаемые Иоанном Предтече, и представляет собой настоящий оазис среди опаленных солнцем камней и песка величественной пустыни. Уникальное сооружение со стороны похоже на крепость, монастырские здания окружили уютный двор с зелёной растительностью. На входе расположилась старинная часовня, сохранившая фрагменты древних росписей. По всей территории есть изображения старца и льва из притчи о Герасиме Иорданском. Колонны и стены строения украшают иконы и изображения, проживавших ранее здесь монахов-отшельников, есть верхняя и нижняя церковь, с красивым иконостасом. Одна из ценностей - древняя фреска, на которой изображен Иисус, Богородица и Иосиф Обручник.
Никак не могу пропустить монастырь Св.Феодосия - один из самых крупных и действующих в настоящее время в Иудейской пустыне, расположившийся на западном берегу р.Иордан, всего в 11 км от Вифлеема. Обитель посвящена Пресвятой Богородице, а основана возле пещеры, в которой по преданию останавливались волхвы, приходившие с дарами на поклонение к родившемуся Иисусу. Дата основания обители - 476 год; в 529 году здесь был погребен преподобный Феодосий Великий. В пещере находятся гробницы Св.Иоанна Мосха, матерей и жен некоторых святых. Архитектура этого удивительного монастыря Иудейской пустыни восхищала необыкновенно; здесь вместе с древними пещерами гармонично располагаются современные постройки (например, Главного храма).
В Иудейской пустыне есть еще одно замечательное место - Лавра Саввы Освященного. История обители уходит в 484 год, именно тогда появилась первая постройка - пещерная церковь. В дальнейший период рассвета многочисленные постройки вмещали до 5.000 иноков. Со времен основания обители и до сих пор ни разу не менялись основные принципы: строжайший устав, ежедневные службы, аскетичная жизнь. На территории Лавры есть гробница Саввы Освященного, несколько скитов, часовен, собор Благовещенья Пресвятой Богородицы, а также сохранилась пещерная церковь.
Я понял, пустыня - это сочетание уникального, как будто инопланетного, ландшафта и самобытной культуры народов, для которых она стала домом. Ее камни, горы и песок практически не изменились за тысячи лет, с тех времен, когда Моисей водил здесь свой народ. По этим бескрайним пескам много веков ходили караваны, перевозившие паломников и грузы. Удивительные красноватые горы и одинокие деревья довершали экзотичный пейзаж для моего глаза. Но, когда я возвращался из Иерихона, в час заката, пустыня еще больше преобразилась: лучи заходящего солнца окрасили ее в яркие оранжевые оттенки. Именно этой красотой завораживающего зрелища Иудейской пустыни я пригласил бы ВАС, мои дорогие друзья, полюбоваться, покататься на верблюде и поужинать у бедуинов.
-~-~~-~~~-~~-~--~-~~-~~~-~~-~--~-~~-
Теперь про бедуинов. Все знают, что верблюды - корабли пустыни. Чуть меньше людей знает, что капитаны этих кораблей, в основном, бедуины (себя верхом на верблюде я в расчет не беру!) Совсем малому количеству людей известны обычаи и традиции народа, предпочитающего благам цивилизации свободу пустыни. Буквально единицы из нас смогли испытать на себе как это - быть бедуином; я смог и об этом немного расскажу ВАМ.
Верблюды были одомашнены за 2.000 лет до н.э. Это - самые мощные вьючные и упряжные животные в условиях их распространения. В качестве тягловой силы используют верблюдов от 4 до 25 лет; они могут переносить до 50% своего веса. Он может проходить по 30-40 км в день при дальних переходах (в ближних со всадником - до 100 км за день, средняя скорость при этом составляет 10-12 км/ч). Издавна, со времён античности и средневековья, верблюды использовались для перевозки грузов и всадников, в армиях. Непосредственно в бою использовались боевые верблюды в составе кавалерии и индивидуально, зачастую с целью устрашения противника (к месту, 15 апреля с.г. мне стало известно, что Евросоюз завершил поставки 270 верблюдов, седел и сбруй в Мавританию для Национальной гвардии страны). Верблюд животное достаточно умное - в пустыне нельзя суетиться, нужно отдыхать; поэтому, глядя на животное, я никак не мог определить спит он или бодрствует (верблюды спят не закрывая глаз и не переставая жевать).
Слово «бедуин» происходит от арабского «бадави» - «обитатель пустыни», «кочевник». Бедуины - все жители арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности. Сначала они были язычниками, позже, в IV веке - стали исповедовать христианство. В VI веке бедуины приняли ислам и стали говорить на арабском языке. Со времен арабских завоеваний (то есть с VII столетия) кочевые семитские племена, вышедшие из Аравии, захватили огромное пространство, простирающееся от Персии на западе до Атлантического океана на востоке, от гор Курдистана на севере до африканского Судана на юге. Бедуины Аравии пришли не на пустое место - повсюду жили племена и народы, принадлежавшие к различным расам и стоявшие на разных ступенях развития. Сегодня, рядом с кочевыми потомками аравийских арабов, среди них живут бедуины с хамитскими и даже негроидными корнями.
В наше время на планете проживает примерно 4,5 миллиона бедуинов. В Израиле - от 150 до 300 тысяч бедуинов; здесь бедуины, в основном, являются потомками арабов. Как я понял, в крови бедуинов Израиля можно найти даже кровь древних набатеев - кочевых семитов, живших в Негеве с III века до н.э. Кроме того, среди израильских бедуинов есть потомки выходцев из Судана, привезенных на Ближний Восток в качестве рабов. Бедуинов Израиля принято разделять на южных и северных; они отличаются по культуре и роду занятий. Северные бедуины относительно немногочисленны и занимаются земледелием. Пришли они в Галилею в конце XIX - начале XX столетий, и мало отличаются от других арабов. Основная масса израильских бедуинов (так называемые южные бедуины) обитает в районе Негева и занимается в основном разведением овец. В отличие от северных бедуинов, в культурном плане они похожи на оседлых арабов Ближнего Востока. Частью их традиционной одежды до сих пор остается «куфия» - мужской головной платок. Женщины у южных бедуинов Израиля закрывают лицо.
Уставший я прибыл в одну из облагороженных бедуинских деревень, где нашу группу дожидались и очень гостеприимно встретили (бедуины были настоящие, а доброе отношение к гостю - у них в крови). Деревня напоминала скорее туристический лагерь на бедуинскую тематику и повествовала о традициях, истории и быте бедуинов в суровых условия пустыни. Таких лагерей в Израиле я встречал довольно много (ведь туристов сюда приезжает множество), но все они как-то похожи между собой. Вообще, было колоритное зрелище: бедуины в своих одеждах, белые верблюды на закате в пустыне... и Я.
Пока совсем не стемнело, для нагула аппетита нам предложили самое популярное у них развлечение - катание на верблюдах (можно было на ослах). Верблюд садился на землю, на каждого из них в двойное седло сажали по 2 человека: спереди более легкого, сзади более тяжелого. Погонщик долго водил караван - связанных между собой 9-ых верблюдов и 2-х ослов - за узду по бескрайним (во всяком случае, так казалось, когда вокруг были только пески, убегающие к горизонту) просторам пустыни. Несмотря на всеобщее веселье и шумность (мы просто не могли замолчать хотя бы на минуту и перестать ржать), кататься на верблюде крайне неудобно. Меня подбрасывало то вперед, то назад, а ногами невозможно было упереться так, чтобы наконец найти точку опоры и избавиться от ощущения, что сейчас полечу кувырком с этой высоты (было еще горше, чем в корзинке на слоне при следовании в Резиденцию раджи Амбер-форта в районе индийского Джайпура). Тем не менее, удалось насладится происходящим сполна и пообщаться с прекрасными животными.
Эту деревню у дороги основала более двух веков назад арабская семья Абу-Гош. В свое время, ее жители с остервенением занимались грабежами паломников, а турецкая администрация Палестины всеми силами боролась с «романтиками большой дороги», пока не решила, что лучше этих разбойников взять на службу (узаконили брать пошлину с паломников). Грабежи прекратились, а жители деревни стали следить за безопасностью дорог. В XIX веке в деревне обосновались черкесы, переселившиеся с Северного Кавказа во времена русско-турецких войн (к сожалению, потомки тех переселенцев - мои земляки - сейчас говорят только по-арабски, и вести речи мне ни с кем из них не получалось).
Снаружи здание центра-кафе представляет собой картинную галерею Э.Пресли. На расписанных стенах «король» играет роль бармена в тёплой компании звёзд Голливуда тех времён. Внутри - также всё напоминает об Элвисе: колонны и панно украшены его фотографиями, а по краям стоят его скульптуры высотой в человеческий рост. Играл заводной рок-н-рол и, в целом, атмосфера была очень живой, весёлой, зажигательной и приятной. В центре кафе я устроился за столиком с Э.Пресли и заказал себе чашечку эспрессо с булочкой за 25 шекелей в фирменной сувенирной кружке с портретом Элвиса (потом эту кружку вымыли и подарили мне на память; делается это по желанию - если у ВАС этих кружек видимо-невидимо, то кофе нальют в обычный стаканчик). Для фанатов Э.Пресли здесь сувенирный рай - чего только нет: футболки, пакеты, бейсболки, сумки, плакаты с изображением «истукана»; есть даже вино в бутылках с его портретом; конечно, постоянно звучали песни в исполнении Элвиса. Мои коллеги, как обычно, кинулись покупать сувениры, связанные с ним.
Кафе «Elvis» не отличалось бы от других тысяч подобных закусочных, если бы хозяева в свое время не догадались сделать что-то особенное и не быть похожими на других, а создали из обычного бара, по-настоящему, стильное местечко. Об остальном писать, на самом деле, особо нечего. Цены совсем не низкие, да и кофе паршивый. Тем не менее, из-за интересного подхода к дизайну центра-кафе и его особому стилю, я рекомендую его к посещению.
-~-~~-~~~-~~-~--~-~~-~~~-~~-~--~-~~-
Дальше ехал Иудейской пустыней, поистине уникальным местом, которое заслуженно входит в число самых загадочных поприщь на Земле. В своих шатаниях по миру я обильно повидал пустынь: в Казахстане, Катаре, Омане, Иордании, Арабских эмиратах... Но эта не была похожа на них - она хранит множество тайн, приданий, и главная её ценность в том, что молчаливые камни надёжно берегут память тех времён, когда по ним ступал Иисус Христос, а в устье реки Иордан совершал обряды омовения Иоанн Креститель. С давних лет эта удивительная пустынная территория была местом прибежища повстанцев и отшельников, среди которых побывал даже будущий царь народа Израиля Давид, а сегодня она является любимым местом паломников и путешественников - ценителей истории.
Иудейскую пустыню, хоть она и уступает по протяженности многим другим, я бы никак не назвал «маленькой»; она затевается от западных берегов Мёртвого моря и тянется почти до Иерусалима на 22 км. В разных ее местах я видел совсем не похожие картины: то пред взором представали молчаливые и обожженные солнцем голые камни, соседствующие с горячим песком и люди, проживающие в этих местах далеко не одно тысячелетие, то открывался пёстрый, красивый ландшафт, покрытый нежной зеленью, и не особенно-то заселенный. Вот такая она, загадочная двуликая пустыня, преображающаяся как настоящее чудо света!
Мне рассказывали, что в дни, когда находящийся на возвышенности Иерусалим покрывают дожди, а потоки воды стекают по каньонам и ущельям, образуя бурно бегущие реки, эта местность быстро подпитывается долгожданной влагой. После этого, задумчивое, слегка унылое место преображается, покрываясь зелёной растительностью, причем можно увидеть «внезапно появившиеся» фисташковые деревья и кустарники боярышника. Но, когда дождей нет, сюда опять возвращается засуха, и только некоторые зелёные островки сохраняются, образуя известные оазисы. Почва здесь содержит известковые породы, которые не пропускают воду в землю, а сохраняют ее в верхних слоях, за счет чего почва остается плодородной.
«Жемчужинами» местности в Израиле называют реку Иордан и раскинувшиеся на ее восточной стороне пустыни Мёртвого моря. Его побережье с этой стороны является самым низким на Земле участком суши. Северную и южную стороны Иудейской пустыни Израиля очерчивают горные хребты Рамаллы, Масленичной горы и Хевронского нагорья. Несмотря на преобладание засушливой погоды, минимум зелени и условий для проживания, Иудейскую загадочную пустыню я бы не назвал безлюдной, так как в ней постоянно встречал живущих поселенцев еврейской национальности и бедуинов; здесь возведено несколько монастырей: дивный и незабываемый Св.Георгия Хозевита (у него много иных названий: Saint George, Козиба (Иоанн из Козибы), Дейр мар Джирис или аль-Хадер, подразумевая под этим именем Св.Георгия Лиддского (Победоносца), или Дейр эль-Кельт, по названию ущелья), необычные Св.Герасима Иорданского, Св.Феодосия, Искушения, Лавра Саввы Освященного и др.
Несомненно, особенным местом является монастырь Св.Георгия Хозевита; он сегодня один из старейших в мире, признается самым удивительным и красивым в этой пустыне. Упоминание об этом историческом месте можно найти в Библии, где рассказано как Илия Пророк прожил здесь, скрывшись в пещере от царя Ахава (7-го царя Израильского царства в 873-852 годах до н.э., сына и наследника 6-го царя Израильского царства Омри, правившего 12 лет; история его правления и противостояния с пророком Илиёй подробно изложена в Третьей книге Царств) и его супруги Иезавели, три с половиной года, а вороны носили ему еду. Монастырём общежительного типа его сделал Св.Иоанн Хозевит в 480 году, расширив постройки возле пещеры и обустроив их так, чтобы здесь могли поселиться выходцы из разных народов. Уникальность древнего строения в том, что все эти постройки «висят» практически на отвесных скалах как гнёзда ласточек. В священных стенах хранятся мощи Свв.Иоанна Хозевита и Георгия, а в отдельно сооруженной часовне сохранились останки и черепа монахов, мученически убитых персами в VII веке.
На Горе Искушения находится уникальная святыня Иудейской пустыни - монастырь Искушения. Все внутренние его помещения вырублены в скале горы Каранталь (многим известной как Сорокадневная гора), на месте пещеры в которой Иисус постился 40 дней, искушаемый дьяволом. Кельи для монахов здесь появились еще в 340 году н.э., их основал Харитон Исповедник, решивший построить Лавру Дука. С тех пор строения неоднократно подвергались разрушениям и восстановлениям; для сегодняшних паломников и путешественников сохранилась пещера святого праведника и цел камень, на котором по преданию молился Спаситель. Монастырь представлен в виде длинного коридора, проложенного по карнизу горы, с одной стороны которого оборудованы уходящие в пещеры помещения, а в конце - часовня Искушения с престолом над знаменитым камнем. Сегодня в монастыре Искушения всего один житель - греческий монах Отец Герасим.
Самым красивым монастырем Иудейской пустыни признана обитель Св.Герасима Иорданского, основанная в 455 году. Расположился монастырь недалеко от берегов реки Иордан, воды которой помнят обряды крещения, совершаемые Иоанном Предтече, и представляет собой настоящий оазис среди опаленных солнцем камней и песка величественной пустыни. Уникальное сооружение со стороны похоже на крепость, монастырские здания окружили уютный двор с зелёной растительностью. На входе расположилась старинная часовня, сохранившая фрагменты древних росписей. По всей территории есть изображения старца и льва из притчи о Герасиме Иорданском. Колонны и стены строения украшают иконы и изображения, проживавших ранее здесь монахов-отшельников, есть верхняя и нижняя церковь, с красивым иконостасом. Одна из ценностей - древняя фреска, на которой изображен Иисус, Богородица и Иосиф Обручник.
Никак не могу пропустить монастырь Св.Феодосия - один из самых крупных и действующих в настоящее время в Иудейской пустыне, расположившийся на западном берегу р.Иордан, всего в 11 км от Вифлеема. Обитель посвящена Пресвятой Богородице, а основана возле пещеры, в которой по преданию останавливались волхвы, приходившие с дарами на поклонение к родившемуся Иисусу. Дата основания обители - 476 год; в 529 году здесь был погребен преподобный Феодосий Великий. В пещере находятся гробницы Св.Иоанна Мосха, матерей и жен некоторых святых. Архитектура этого удивительного монастыря Иудейской пустыни восхищала необыкновенно; здесь вместе с древними пещерами гармонично располагаются современные постройки (например, Главного храма).
В Иудейской пустыне есть еще одно замечательное место - Лавра Саввы Освященного. История обители уходит в 484 год, именно тогда появилась первая постройка - пещерная церковь. В дальнейший период рассвета многочисленные постройки вмещали до 5.000 иноков. Со времен основания обители и до сих пор ни разу не менялись основные принципы: строжайший устав, ежедневные службы, аскетичная жизнь. На территории Лавры есть гробница Саввы Освященного, несколько скитов, часовен, собор Благовещенья Пресвятой Богородицы, а также сохранилась пещерная церковь.
Я понял, пустыня - это сочетание уникального, как будто инопланетного, ландшафта и самобытной культуры народов, для которых она стала домом. Ее камни, горы и песок практически не изменились за тысячи лет, с тех времен, когда Моисей водил здесь свой народ. По этим бескрайним пескам много веков ходили караваны, перевозившие паломников и грузы. Удивительные красноватые горы и одинокие деревья довершали экзотичный пейзаж для моего глаза. Но, когда я возвращался из Иерихона, в час заката, пустыня еще больше преобразилась: лучи заходящего солнца окрасили ее в яркие оранжевые оттенки. Именно этой красотой завораживающего зрелища Иудейской пустыни я пригласил бы ВАС, мои дорогие друзья, полюбоваться, покататься на верблюде и поужинать у бедуинов.
-~-~~-~~~-~~-~--~-~~-~~~-~~-~--~-~~-
Теперь про бедуинов. Все знают, что верблюды - корабли пустыни. Чуть меньше людей знает, что капитаны этих кораблей, в основном, бедуины (себя верхом на верблюде я в расчет не беру!) Совсем малому количеству людей известны обычаи и традиции народа, предпочитающего благам цивилизации свободу пустыни. Буквально единицы из нас смогли испытать на себе как это - быть бедуином; я смог и об этом немного расскажу ВАМ.
Верблюды были одомашнены за 2.000 лет до н.э. Это - самые мощные вьючные и упряжные животные в условиях их распространения. В качестве тягловой силы используют верблюдов от 4 до 25 лет; они могут переносить до 50% своего веса. Он может проходить по 30-40 км в день при дальних переходах (в ближних со всадником - до 100 км за день, средняя скорость при этом составляет 10-12 км/ч). Издавна, со времён античности и средневековья, верблюды использовались для перевозки грузов и всадников, в армиях. Непосредственно в бою использовались боевые верблюды в составе кавалерии и индивидуально, зачастую с целью устрашения противника (к месту, 15 апреля с.г. мне стало известно, что Евросоюз завершил поставки 270 верблюдов, седел и сбруй в Мавританию для Национальной гвардии страны). Верблюд животное достаточно умное - в пустыне нельзя суетиться, нужно отдыхать; поэтому, глядя на животное, я никак не мог определить спит он или бодрствует (верблюды спят не закрывая глаз и не переставая жевать).
Слово «бедуин» происходит от арабского «бадави» - «обитатель пустыни», «кочевник». Бедуины - все жители арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности. Сначала они были язычниками, позже, в IV веке - стали исповедовать христианство. В VI веке бедуины приняли ислам и стали говорить на арабском языке. Со времен арабских завоеваний (то есть с VII столетия) кочевые семитские племена, вышедшие из Аравии, захватили огромное пространство, простирающееся от Персии на западе до Атлантического океана на востоке, от гор Курдистана на севере до африканского Судана на юге. Бедуины Аравии пришли не на пустое место - повсюду жили племена и народы, принадлежавшие к различным расам и стоявшие на разных ступенях развития. Сегодня, рядом с кочевыми потомками аравийских арабов, среди них живут бедуины с хамитскими и даже негроидными корнями.
В наше время на планете проживает примерно 4,5 миллиона бедуинов. В Израиле - от 150 до 300 тысяч бедуинов; здесь бедуины, в основном, являются потомками арабов. Как я понял, в крови бедуинов Израиля можно найти даже кровь древних набатеев - кочевых семитов, живших в Негеве с III века до н.э. Кроме того, среди израильских бедуинов есть потомки выходцев из Судана, привезенных на Ближний Восток в качестве рабов. Бедуинов Израиля принято разделять на южных и северных; они отличаются по культуре и роду занятий. Северные бедуины относительно немногочисленны и занимаются земледелием. Пришли они в Галилею в конце XIX - начале XX столетий, и мало отличаются от других арабов. Основная масса израильских бедуинов (так называемые южные бедуины) обитает в районе Негева и занимается в основном разведением овец. В отличие от северных бедуинов, в культурном плане они похожи на оседлых арабов Ближнего Востока. Частью их традиционной одежды до сих пор остается «куфия» - мужской головной платок. Женщины у южных бедуинов Израиля закрывают лицо.
Уставший я прибыл в одну из облагороженных бедуинских деревень, где нашу группу дожидались и очень гостеприимно встретили (бедуины были настоящие, а доброе отношение к гостю - у них в крови). Деревня напоминала скорее туристический лагерь на бедуинскую тематику и повествовала о традициях, истории и быте бедуинов в суровых условия пустыни. Таких лагерей в Израиле я встречал довольно много (ведь туристов сюда приезжает множество), но все они как-то похожи между собой. Вообще, было колоритное зрелище: бедуины в своих одеждах, белые верблюды на закате в пустыне... и Я.
Пока совсем не стемнело, для нагула аппетита нам предложили самое популярное у них развлечение - катание на верблюдах (можно было на ослах). Верблюд садился на землю, на каждого из них в двойное седло сажали по 2 человека: спереди более легкого, сзади более тяжелого. Погонщик долго водил караван - связанных между собой 9-ых верблюдов и 2-х ослов - за узду по бескрайним (во всяком случае, так казалось, когда вокруг были только пески, убегающие к горизонту) просторам пустыни. Несмотря на всеобщее веселье и шумность (мы просто не могли замолчать хотя бы на минуту и перестать ржать), кататься на верблюде крайне неудобно. Меня подбрасывало то вперед, то назад, а ногами невозможно было упереться так, чтобы наконец найти точку опоры и избавиться от ощущения, что сейчас полечу кувырком с этой высоты (было еще горше, чем в корзинке на слоне при следовании в Резиденцию раджи Амбер-форта в районе индийского Джайпура). Тем не менее, удалось насладится происходящим сполна и пообщаться с прекрасными животными.
(Продолжение следует)
- 4
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет