ИЗРАИЛЬ, Хайфа. Бахайские сады, 30 октября 2019 года (продолжение 1)
Возможно покажется странным, но в Хайфу, в ее Бахайские сады меня привела... Индия; именно там начал знакомиться с этой диковинной религией. В 2018 году я хорошо попутешествовал по этой неповторимой стране, которая представляет собой союз штатов. Исторически на ее территориях жили разные народы и у многих из них сохранились свои традиции и религии. Главная религия страны - индуизм, но есть и буддизм, ислам, христианство, джайнизм, брахманизм, шиваизм, ведизм.
Мне довелось ознакомиться с рядом величественных святилищ страны, принадлежащих к различным религиям. Вот, некоторые из них: индуистские - Храмовые комплексы Акшардхам («резиденция Бога, которая не может быть перемещена») в Дели и Соборы в Кхаджурахо (там есть и храмы, относящиеся к джайнизму), Храмы Брахмы Карамболим в деревне Сатари, Каши Вишванатх в Варанаси, Бирла в Джайпуре; мусульманские - Джама Масджид в Дели и Джама Масджид в Агре, Башня Кутб-Минар в Дели («седьмое чудо Хиндустана»); буддистский Храмовый ансамбль и монастырь в Сарнатхе (штат Уттар-Прадеш, недалеко от Варанаси), относящийся ко времени правления царя Ашоки (III столетие до н.э.); сикхский (внешне сочетающий ислам и индуизм) Храм Гурдвара Бангла Сахиб в Дели. Среди этой череды достопримечательностей неожиданно оказался собор совершенно не известной для меня религии бахаи - Храм Лотоса.
Художественная ценность храма была заключена в уникальном архитектурном решении. Он построен в форме самого известного на Востоке цветка - лотоса (что, в принципе, понятно уже из названия). В нем нет ни снаружи, ни внутри никаких скульптур, фресок, лепнины, а также символических изображений, связанных с религией. То есть, я не нашел ничего такого, что привык наблюдать в других храмах; разве что, огромный золотой знак бахаев под самым куполом.
Храм Лотоса построен последователями одной относительно новой религии (она зародилась в XIX веке) - бахаи, проповедующей единство всех религий(!) Именно поэтому, вход в Храм открыт для представителей любых вероисповеданий, каждый из них может придти сюда помолиться (вход совершенно бесплатный). Службу здесь проводят не священники, а волонтеры, в функции которых также входит обслуживание этого храма и прием посетителей.
В мире насчитывается всего семь храмов, построенных бахаи, и каждый из них имеет девять входов, гостеприимно открытых для всех без исключения людей. Место под строительство Храма Лотоса определило то, что здесь в прежние времена располагалось селение Баха Пур («жилище Баха» в переводе с хинди). Согласно существующей легенде постройка этого величественного сооружения, в котором в единой вере предстояло объединиться всем народам Индии, была предсказана еще 450 лет назад одним из величайших правителей династии Моголов Акбаром Великим (см.: http://forum.tourtrans.ru/blogs/entry/1612-nevest-kak..), увидевшим во сне нечто возвышенное, небесам открытое, где поселились истина, мир, любовь и справедливость.
Храм Лотоса красив и необычен своей формой цветка, но посещение его в качестве туристического объекта, к сожалению, одноразовое. Сначала надо было отстоять очередь на вход (количество вошедших в храм дозируют), снять обувь, поразиться тем, что в храме совсем нет декора (кроме ваз с цветами у «сцены» и рядов лавок), и усесться. В мое посещение, не знаю, день был такой или всегда так, трое молодых людей исполняли по очереди молитвы основных религий. Длилось все это действо не более 15 минут. Голоса, конечно, у ребят отличные и акустика в храме замечательная, но на этом надо было уже вставать и выходить из храма, так как в огромной очереди стояли следующие партии посетителей. Храм больше представился мне в качестве концертного зала, а не молитвенного дома - посмотрел один раз и хорошо (фотографировать внутри запрещено).
Краеугольным камнем веры бахаи является убеждение, что Бахаулла и его предшественник Баба, были проявлениями Бога, которые по своей сути непознаваемы. Бахаулла («Слава Господа»; 12 ноября 1817 - 29 мая 1892; настоящее имя - мирза Хусейн-Али-и-Нури; иранский религиозный деятель), по мнению приверженцев, есть Явление Бога нашего времени (список предшествовавших явлений у них включает: Авраама, Моисея, Буду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа, Мухаммеда, Баба). В возрасте 27 лет он стал последователем веры Баба, провозглашённой персидским купцом Сейидом Али-Мухаммадом, принявшим титул «Баба» (в переводе с арабского - «Врата»), который начал проповедовать убеждение о том, что Бог скоро пошлёт на землю нового пророка, подобного Иисусу или Мухаммеду.
Бахаи считают, что все основатели великих религий мира были проявлениями Бога и агентами прогрессивного божественного плана воспитания человеческого рода. Несмотря на их очевидные различия, великие религии мира, по словам бахаи, учат идентичной истине. Особенностью Бахаулла было преодоление разобщенности религий и установление всеобщей веры. Бахаи верят в единство человечества и посвящают себя уничтожению расовых, классовых и религиозных предрассудков. Большая часть учений бахаи связана с социальной этикой; вера не имеет священства и не соблюдает ритуальные формы в своем поклонении.
Баба и более 20.000 его сторонников, последователей были казнены иранскими властями за их убеждения. Бахаулле грозило изгнание из родного Ирана, и в 1863 году в Багдаде он объявил себя ожидаемым пророком, о котором предсказал Баба. Таким образом, бахаи считают Бахауллу Явителем Бога, отвечающим эсхатологическим ожиданиям некоторых религий (эсхатология - последний, окончательный; учение о конечных судьбах человеческой личности и всего сущего в «вечности»). По мнению некоторых ученых-религиоведов, община бахаи является всего лишь одной из исламских сект. Действительно, корни бахаизма - в исламе, его основатели и первые последователи жили на территории нынешнего Ирана и были по рождению мусульманами.
Последователь Баба и главный пророк бахаизма Бахаулла отошел от ортодоксального ислама еще дальше. Он предложил интегрировать все существующие религии в одном учении, которое признает моральные заповеди всех древних пророков, но отказывается от излишнего догматизма старых религий и от строгого исполнения их обрядов. По мнению бахаистов, нравственность человека проявляется не в молитвах, обрядах и религиозных церемониях, а во всех его повседневных действиях. Символично устройство бахаистских храмов: они имеют девять дверей, которые обращены ко всем сторонам света и как бы открыты для всех людей Земли.
На рубеже веков, когда многие русские интеллигенты увлекались поисками истины среди самых различных верований, религиозных и философских систем - от антропософии до марксизма, экзотическая и практически неизвестная западному миру вера бахаи привлекла внимание многих исследователей и писателей. В частности, Лев Толстой весьма интересовался верой бахаи. Впервые он услышал о них в 1884 году. В переписке и дневниках писателя на протяжении последних шестнадцати лет жизни встречаются высказывания об учении «баби» (так тогда называли бахаев). «Мы тратим наши жизни в попытках отомкнуть тайну мироздания, а в турецкой тюрьме в Акке, в Палестине, был узник, Бахаулла, который имел ключ» - писал Л.Н.Толстой. Однако отношение «зеркала русской революции» к вере бахаи было неоднозначным: он то предрекал ей великое будущее, то охладевал к ней. Вероятно, на отношение великого писателя к бахаистам сказывалось то, что он был не знаком с первоисточниками, еще не переведенными в то время на русский язык.
В настоящее время в мире насчитывается несколько миллионов последователей веры бахаи. Основные принципы бахаизма направлены на создание морально-религиозной основы для консолидации человечества. «Не гордись тем, что любишь свою страну, но гордись тем, что любишь весь мир. Земля - одна страна, и человечество - ее граждане» - провозглашал Бахаулла. Отношение бахаи к исламу и христианству более, чем толерантное: бахаисты считают Иисуса Христа и Мохаммеда великими пророками, учителями человечества. В свою очередь, православные богословы стараются не замечать бахаи, ставя их в один ряд с сектантами и последователями различных новых эклектических культов.
В Хайфе находится главный административный и духовный центры бахаи, который включает Храм, сады в Акко, а также сады и усыпальницу Баба, что находятся на склоне горы Кармель. Кроме того, на территории центра в Хайфе расположены международный учебный центр, архив, Всемирный Дом Справедливости (высший административный орган бахаистов) и Международный учебный центр, где изучают священные тексты. Всемирный центр открыт для всех желающих, сами бахаисты считают его «подарком человечеству». В 2008 году Всемирный центр бахаи был внесён ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия человечества.
(Продолжение следует)
- 3
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет