ИЗРАИЛЬ. Прибытие и прогулка по Иерусалиму, 26 сентября 2019
С 2004 года я 19-ть раз пользовался услугами любимого мной туроператора. При этом, никогда и никаких осложнений не испытывал, неизменно получал только большое удовольствие и наслаждение. Поэтому об их работе могу отзываться исключительно с огромной благодарностью и признательностью.
С 26 сентября по 6 октября 2019 года я находился в туре от ТО ТурТранс-Вояж с вылетом из Москвы «11R Два берега реки Иордан», который оформлял в турагентстве города Кисловодска. На этот раз принимающая сторона из-за собственной не высокой степени организации тура доставила мне изрядно много волнений, беспокойств и разочарований. В 11.10 26.09.2019 года я прилетел в Тель-Авив (аэропорт Бен Гурион) согласно представленного мне на рейс SU-506 Аэрофлота электронного билета 5556010504009 (бронь JXTLZC, «SU») и в соответствии с предписанным в программе тура действием прибыл в трансферную компанию LIMO CIRCLE LINE LTD (ex. SESHIR) для следования в Иерусалим в предназначенную мне гостиницу «The Jeuresalem Tower». Администратору назвал свою фамилию, предъявил ваучер и получил в бестактном виде откровенно обескуражившую меня отповедь: «Откуда взялись? ВЫ у нас не есть. Ничего ВАС не знаем, не мешайте делать... Решайте свой Москвой!» и т.п. Пришлось извещать о возникших проблемах своего турагента в Кисловодске.
Приблизительно через два часа администратор подозвала меня к себе и с большим недовольством сообщила: «Чем самовольчите? Прибыли не 502-м рейсом! Идите, ещите свои такси». Эти поиски, повторные возвращения в трансферную компанию и ожидания машины заняли у меня еще 1,5 часа. Затем, проехав 60 км, я, наконец-таки, обустроился в долгожданном отеле.
Иерусалимом наслаждался 2 дня, со мной активно, внимательно, очень культурно поддерживали связь по телефону Пахорукова Светлана (от ТТВ) и представители местной туркомпании (напр., заранее любезно сообщали об особенностях организации экскурсий, переменах в программе по маршрутам следования, изменениях времени выезда на экскурсии). Большое спасибо им за это!! Подробнее о других подобных и более невиданных накладках в этом туре можно посмотреть на страницах: http://forum.tourtrans.ru/…/1727-o-moem-uvlekatelnom-ture-s…«11r-dva-berega-reki-iordan»-ch1/ и http://forum.tourtrans.ru/…/1726-o-moem-uvlekatelnom-ture-s…«11r-dva-berega-reki-iordan»-ch2/.
Я оказался в Иерусалиме - ярком, самобытном и невероятно красивом городе; одном из самых притягательных мест на земле для туристов всего мира (казалось, он оккупирован путешественниками). Это вправду пуп Земли - он был в сфере интересов практически всего древнего мира, даже сегодня многие горячие головы готовы за него подраться. Времени для самостоятельной прогулки в этот день было не так уж много, поэтому постарался избежать посещения мест, куда все стремятся попасть в первую очередь (напр., в Старый город, где все толпятся, и это лишь одна десятая часть крупнейшего города в Израиле; к Стене Плача тоже решил сходить с экскурсией на следующий день).
Пошел бродить «куда глаза глядят» и, конечно, много раз, как обычно, блудил (заблудиться в Иерусалиме - проще простого!) и легко пропускал что-то очень важное. Зато не был обременен требованиями гида: «никуда не ходите», «стойте рядом», «прекратите разговаривать» и т.п. Уверен, что за сотни путешествий по другим городам я тоже бездну важного пропустил, но именно в Иерусалиме особенно почувствовал необходимость, чтобы кто-то взял меня за руку, подвел к нужной точке, ткнул в нее пальцем и сказал: «Это - путь на Голгофу, отсюда нисходит благодатный огонь, это камень, возле которого все молятся - на нем лежало тело Иисуса после распятия». Наивно подумал, что в Иерусалиме везде стоят таблички и указатели, и очень сильно ошибся. Так, добрые час-полтора таскался по Храмовой горе и только, когда пришел в отель, от администратора узнал, что где-то там есть мифический Камень основания и Колодец душ, с которого господь, якобы, начал сотворение мира, а я их не увидел.
[Общеизвестно выражение «Краеугольный камень», которое имеет свое сказание. Он же - «Камень основания», стесанный левый нижний угол скалы Храмовой горы, где был установлен Ковчег Завета (в Библии он носит названия: Ковчег Всевышнего, Ковчег Бога Израиля, Ковчег Завета Божия, Ковчег Могущества, Ковчег Завета; часто его называют Ковчегом Откровения или Свидетельства, а то и просто - Ковчег). Это - величайшая святыня еврейского народа. В ковчеге (переносном ящике) хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, а также, согласно Посланию к Евреям, сосуд с манной (пища, которой Бог кормил Моисея и его соплеменников во время 40-летних скитаний после исхода из Египта) и посох старшего брата Моисея, его сподвижника Аарона. Согласно Торе, ковчег являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде.
Там же имеются другие сколы, которые мусульмане называют «следом от копыт коня Бурака». Они считают, что именно с этого камня Мухаммад вознесся на небо, с помощью волшебного коня (при этом стоит учесть, что Пророк никогда в Иерусалиме не был). А еще Краеугольный камень окружала стена части Иерусалимского Храма, которая носила название «Святая Святых». Так здесь все замешано-перемешано!
Считается, что Камень основания внутри полый, и в его «внутренностях» находится комната, которую мусульмане в переводе называют «Колодец душ». Собственно, «Колодец» - это узкое круглое отверстие примерно в 47 сантиметров, которое ведет с поверхности Краеугольного камня внутрь пещеры. Его длина, то есть толщина скалы в этом месте, где пробито отверстие - 170 см. Через эту «трубу», как считается в Исламской традиции, пролетят души всего человечества на Страшный Суд].
Храмовая гора сегодня принадлежит мусульманам. Они и иудеи считают, что именно здесь находится первый камень, с которого началось сотворение мира. Поэтому религия у них - тема такая же острая, как и политика (может быть, даже острее). Чтобы не было стычек, драк и вооружённых столкновений, полицейские не пускают сюда почти никого, кроме мусульман. «Закосить под дурачка» не получится, так как стража неплохо знает основы ислама и проверяет едва не всех. Вход на Храмовую гору тщательно охраняли полицейские, и меня, как не местного жителя-араба, пустили с бооооольшой неохотой. Издали посмотрел на Золотой купол (хотя он видим чуть ли не из любой части Иерусалима) - святыню не иудейскую, не христианскую, а одну из первых в мире мечетей. Потом не раз удивлялся некоторым своим коллегам, которые по ошибке считали ее Вторым еврейским храмом (необычно было узнать, что и крестоносцы в свое время также думали!) Жаль, но добраться до Купола я никак не смог, туда не пускали ни-ко-го - туристы могут зайти исключительно в определённые часы и только пару раз в неделю.
Спустился с горы, по пути видел множество спокойно разгуливающих представителей разных народов. Среди них, иной раз, замечал людей, не совсем похожих по поведению на приезжих... Случаются стычки, поэтому для их предотвращения в рядах туристов всегда присутствуют десятки полицейских в штатском и частных охранников; также для поддержания спокойствия несут службу сотрудники пограничной полиции Магав. [Напрямую к охране границ они отношения не имеют, так как этим занимается армия, а обеспечивают безопасность в приграничных регионах. В Иерусалиме очень много арабов, включая восточную часть города, где они - основное население. С ними временами бывают проблемы, поэтому для этого существует специальное полицейское подразделение ЯМАС («Подразделение, маскирующееся арабами»)].
Дальше было увлекательно гулять по узкими улочками города и наблюдать за жизнью местных жителей. Например, видеть как только еврей может жарко спорить с человеком, у которого на плече висит автомат. Долго следил за знаменитыми израильскими солдатками, мечтал посмотреть на их будничную жизнь в воинской части и написать моим друзьям об этом. Прошел какими-то старинными воротами и уперся в пробку. Порадовался за себя, что решение ходить пешком было верным. Неожиданно от голубого неба не осталось и намёка, всё затянуло серым покрывалом. Это набежал хамсин - горячий ветер, несущий песок из Аравийской пустыни (дышать было можно с повязкой на лице, а снимать на камеру получалось некрасиво). Взял такси и поехал в Новый, современный город, куда доходит не каждый турист.
Понравилось, что новые здания строили в той же цветовой гамме, что и самые древние постройки; для отделки зданий здесь активно используют специальный иерусалимский камень. Не знаю, так ли уникален этот камень, но по цвету этот город порой мне напоминал псковский кремль - выглядел очень красиво! Заглянул в современный торговый центр, который построили полностью из старых зданий: все эти дома были разобраны в одном месте, а собраны по кирпичику в другом. Не покидало ощущение, что гуляю в южной Европе с очень высоким уровнем развития городской инфраструктуры.
Оказалось, что в этой части города тоже есть туристические улицы с магазинами, но это было не так интересно - всё, как везде. А вот хасиды-музыканты мне понравились. На самом деле, этих людей правильно называть не хасидами и не ортодоксами. Самоназвание религиозных иудеев - харидим; районы их обитания заслуживали внимания, но... не получилось. На улицах в окнах домов наблюдал в большом количестве флаги страны, чувствовалось, что вывешивают их сами люди, а не по указке властей (возможно, на первом месте у них патриотизм). Ведь страна создавалась почти с нуля и состоит, чуть ли не полностью, из эмигрантов; к тому же, им пришлось вести войну за свою независимость.
Неожиданно ступил на булыжную мостовую, в том же месте, где и была она тысячи лет назад. В Иерусалиме всё перемешано, современное и очень древнее, но как же они сохраняют память о былом! Гулять по городу мог бы долго, очень долго. Не могу сказать, что город мне как-то особенно запал в душу и что я влюбился в него. Скорее, это потому, что в Израиле много других любопытных мест, просто они трогали меня не меньше. Тем не менее, скажу честно, объективно и серьезно: посетил уже 46-ть стран, но Иерусалим куда больше заслуживает must see (должен видеть), чем все Берлины-Женевы-Вены-Сев.Балканы-Вост.Европы.
Темнело, я вернулся поближе к отелю, эдак километров в двух-трех от него вылез из такси и пошел бродить дальше. Часто встречал торговые места, где за развешанными тряпками и шмотками не было видно домов. Торговцы приставали не очень-то, так как они были сытые и довольные; цены взвинчены до невероятных высот, а огромный поток туристов позволяет не беспокоиться о клиентах - всё равно зайдут и купят. Лавочники верят в бога, но деньги не пахнут, и прибыль для них сильнее веры в Христа или Аллаха. Они вне политики, поэтому совершенно нормально продавали футболки и майки со словами «Свободу Палестине» (даже, если там ни разу не были и не представляют, о чём идет речь).
В арабском районе было грязно и пованивало. Меня заранее ориентировали, что в этой части Иерусалима смотреть лучше не на мусор и стены на уровне человеческого роста, которые исписаны и изгажены; особенно важно взирать вверх, где сохранились настоящие сокровища - можно обнаружить росписи, барельефы, другую прелесть малюкского периода, что я и норовил делать. Кстати, это правило касалось не только арабской части Иерусалима, далее я часто всматривался вверх и подмечал потрясавшие меня детали.
По пути отметился в двух небольших арабских заведениях общественного питания: порции видел довольно большие, а цены на еду и напитки довольно высокие, если сравнивать с европейскими кафе (решил, что немного экономичней будет покупать еду на вынос). Кстати, в любом кафе Израиля надо быть внимательным: если ВАМ принесут меню без цен, то следует попросить предоставить другое, или оговорить цену заранее; иначе - «надуют» при расчете (торговцы способны сотворить все, что им захочется, раз «рыбка уже заказала червячка»). Дегустировать ничего не захотел и я пошел дальше. Поблизости оказался «Шук», не просто рынок, но и отличное место для еды. Это - модное у них место, где за вкусным и свежим стрит-фудом очереди стоят круглые сутки. Днем шла торговля, а к вечеру на месте торговых рядов закипела ночная жизнь, яркая и очень демократичная. Прилавки превратились в столики для гостей, повсюду раздавался смех, музыка и начинались танцы. Вино мне подали в красивом стеклянном бокале, тем же, кто являлся ярым поклонником здорового образа жизни, свежий сок выжимали буквально из всего - фруктов, овощей, каких-то трав.
Возвращаясь в отель, повсюду встречал десятки лавочек с сувенирной продукцией; как правило, это была иудаика, бижутерия, всевозможные распятия и чётки, кипы, вертепы из разных материалов, коврики, статуэтки, подсвечники, арабские платья и шарфы. В качестве сувенира, приобрел для московских и кисловодских друзей изумительную фисташковую халву и огромные сочные финики (со временем, в палестинском Иерихоне буду лакомиться еще лучшими!)
В заключении. По пути без больших проблем я встречал немало людей, с которыми мне было легко общаться, даже на русском языке. Без их помощи вряд ли у меня получился бы столь интересный выход; сам бы я не увидел множества увлекательных мест и не услышал кучу интересных историй и баек про израильскую столицу. Вообще, я люблю гулять, общаясь с местными жителями, их помощь не бывает скучной, наоборот - захватывающей и даже весёлой
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет