КАТАР, Доха. Вольный променад по городу, 14.01.2020
Последние три месяца я старался «отыграться» за посткоронавирусное заточение, побывав сразу в нескольких турах по нашей стране: Северному Кавказу и Дагестану, Западному Кавказу и Большому Сочи, Татарстану и Марий Эл... Теперь к моим 10-ти пока не опубликованным альбомам из CRUCLUB «Аравийский полуостров» - Круиз по Персидскому заливу (5-15.01.2020) добавились еще несколько:
- 12-ть от ТО ТТВ RGT Большое путешествие по Северному Кавказу (18-26.07.2020);
- 9-ть от Т20 ЧЕРНОЕ МОРЕ, БОЛЬШОЙ СОЧИ - Лазаревский район, Каткова щель (31.07-12.08.2020);
- 12-ть от ТО ЛИДЕР КАЗАНЬ - Золотой Казан и Красный город (4-09.09.2020).
Всего накопилось для публикаций 43 альбома. За это время я порядком умаялся от разъездов, но немного отдохнув, вспомнил о недоделках и взялся за былое - делиться с друзьями воспоминаниями о лучших местах в моих скитаниях.
Обычно в своих эссе я анализировал частные объекты, попадавшиеся мне во время путешествий, рассказывал о конкретных впечатлениях. На сей раз я решил отойти от привычного «штампа» и син-те-зи-ро-вать полученные знания, показать впечатления всеобщего плана. Начну с «мечтаний» - они у меня в характере... Не уверен, что у ученых-психологов есть такое определение характера, но по своей натуре я мечтатель: всегда что-то воображал, строю воздушные замки и сейчас. Мне кажется, что без мечты, чего бы я ни совершал, у меня получается хуже, не в желаемом объеме или совершенно не в угодном плане. Без мечты мне становится скучно; я не могу представить себе, как жить не мечтая, даже если это едва не иллюзия. Бывали в жизни моменты, когда мои мечты сбывались, и потом становилось понятно, что действительно замечательное время было до этого самого момента. Мечта осуществлялась и что-то во мне сгорало, появлялась пустота. Поэтому мой организм, получив еще в юности «опыт сгорания», теперь уберегает меня от этого пакостного чувства; он дает мне новые мечты до того, как сбылись предыдущие грезы. Могу смело утверждать, что мечта - это своего рода мишень; нет мечты - нет цели, а если нет меты, то пойдешь в никуда...
Я давно мечтал побывать в странах Персидского залива (начиная от Бахрейна, Катара и далее-далее), бредил осмотреть места былого величия владений Пиратской империи (султаната) Маскат и Оман. В период его расцвета, в 1856 году, они были огромны. Крайней точкой проникновения империи на юг по африканскому побережью была Софала (исторический порт в Мозамбике) и северная часть острова Мадагаскар. Конечными пунктами торгового флота империи являлись побережья Персии, Цейлона, Индии, Индокитая, Китая, Суматры, Явы и др. Ее военный флот в тот период был по численности вторым в Индийском океане после британского. Султан подписывал соглашения о дружбе и торговле с Нидерландами, Великобританией, позднее - с США и Францией. Он направлял своих официальных представителей в Европу с целью взаимного признания заморских владений и согласования границ, сфер влияния и проникновения... Вот такой сильной была эта рабовладельческая империя!
Например, история возникновения такой страны, как Катар, уходит в глубь веков: с VII века государство находилось в составе Арабского халифата, с XIII-XIV - под властью эмиров Бахрейна, с XVI - под властью португальцев (потом Османской империи), в XX - под британским протекторатом. И вот, оформив все положенные формальности, я засобирался в путь. Прежде поинтересовался у друзей (ясное дело, порядком образованных!) познанием этих мест в истории человечества и постоянно испытывал при этом неудобство: никто из них толком ничего не знал о Катаре; одни говорили, что он находится «где-то на границе с Кувейтом или Ираком»; другие даже не знали про такую страну и усиленно путали его с Кувейтом. Многим даже в голову не приходило, что Катар - самая богатая страна в мире (это именно так!!) - в 2015 году Международный валютный фонд признал эту страну богатейшей во всём мире.
Итак, про Катар, про мои впечатления и заключения. Его столицей является город Доха, где достопримечательностей я повидал немало. Он является деловым и торговым центром страны. В зимнее время здесь оказалось изрядно отдыхающих, которые любят море и солнце. Мне удалось не в пекле осмотреть интересные и красивые места города, много времени посвятить прогулкам (для удобства перемещения я купил карту города).
Сходил в главную достопримечательность столицы в большой трехэтажный Национальный музей Катара. Он открыт во дворце шейха Абдаллы Бин-Мохаммеда и отличается богатым убранством и мебелью. В музее находится большой аквариум(!), в котором обитает огромное количество представителей подводного мира. Видел большую морскую черепаху и рыб, которые являются редкостью в числе обитателей Персидского залива. Один из залов музея полностью посвящён экспонатам, которые привезены из морских путешествий. Интересно было осмотреть Форт, где проходят выставки картин (современное искусство), фотографий и скульптур современных художников, также выставлены работы местных ремесленников. Здесь же проводились распродажи ковров и тканей. В окрестностях Дохи на бегу осмотрел зоопарк и развлекательный парк, в котором куча разных аттракционов и искусственная лагуна.
Прошелся важным символом Дохи - набережной длинной в семь километров Корниш и она успела мне полюбиться (конечно, лучше всего гулять по ней вечером). Покатался на туристическом кораблике (по стоимости пришлось хорошо торговаться - в результате цену скинули в 2,5 раза), полюбовался вдоль набережной самыми роскошными отелями и ресторанами. Затем была известная, как духовный памятник Дохи, Большая мечеть, построенная совсем недавно, в середине прошлого столетия (в настоящее время эта мечеть здесь является самой большой). Её серьезные размеры нисколько не портят изящество строения (вот бы ее посмотреть в вечернее время, когда она подсвечивается огоньками). Побывал в одном из самых больших и красивых парков Дохи - абсолютно экологичном Эспайр (его размер составляет 88 га). Издали посмотрел на башню Барзан, которая была построена в 1910 году; эта постройка почему-то считается самой загадочной за последний век. Узнать причину возведения башни мне так и не удалось. Полагаю, что башня являлась сооружением для охраны близлежащей долины, но, возможно, что с этой башни следили за ныряльщиками, которые добывали жемчуг. В настоящее время башня принимает туристов со всего мира; думаю с её высоты открывается неповторимый вид на побережье.
Побродил по Katara Cultural Village («Культурная деревня Катара») - развлекательному комплексу на набережной с городским пляжем, в котором организовывают разные фестивали и мероприятия. Побывал на искусственном насыпном острове The Pearl («Жемчужина»), где самые высокие цены на недвижимость, а у причалов полно яхт всевозможных размеров. Прогуляться по «аутентичному» арабскому рынку с узкими улочками и колоритными торговцами «Сук Вакиф». На самом деле рынок только стилизован под старину, а построен был всего лет восемь назад. Зато там нашел все-все: специи, ароматы, масла, ткани, одежду, сувениры, сладости, мелких птиц и животных, уличную еду, много открытых кафе и ресторанов.
Порядка 80% населения Катара - индусы, палестинцы, пакистанцы, иранцы, китайцы и другие. При возникшей необходимости пройти на общественный пляж я пытался говорить с ними на своем ужасном английском языке, но взаимопонимание получалось совсем непригодным, так как у них оказался «собственный» маломощный и непонятный English - свое произношение, своя грамматика и приходилось изъясняться буквально на пальцах. Картина на пляже представилась мне сполна блеклой: мужчин было крайне мало (для них температура воздуха в 27^С являлась достаточно низкой!), женщины, спрятанные под черными балахонами, стояли вдали небольшими кучками. Понятно, на общественном пляже появиться в бикини нельзя, потому что исламская культура предполагает для женщин специальный плавательный костюм, закрывающий тело с головы до пят. В купальнике можно пойти на пляж при любом отеле, но в пятницу (рабочая неделя в Катаре начинается с субботы, поэтому выходной в пятницу) придется заплатить за такой отдых не менее $50. Еще нюанс, по закону страны появляться в общественном месте с открытыми плечами и коленями девушки не могут - эти части тела обязательно должны быть закрыты (не говоря уже о спинах, животах и декольте). В противном случае подойдет полиция: повезет - отделаетесь предупреждением, нет - получите штраф или попадете в тюрьму на пару суток.
У меня был другой вариант покупаться и позагорать - поехать на загородный пляж Sealine («Береговая линия»), расположенный примерно в 100 км от Дохи, но машины, конечно, не было, а с водителем получилось бы дорого. К тому же, как я узнал несколько позже, этот известный пляж выглядит довольно грязным, и оставаться там не было бы никакого желания (получается, люди живут на море, но не могут в нем купаться).
Самым большим плюсом я бы выделил то, что в Катаре все предусмотрено для людей. На любой зеленой зоне часто видел свободно сидящих людей, а вечером в большом парке возле Музея исламского искусства было полно людей, которые пришли целыми семьями и устраивали пикники. Таких отдыхающих на покрывалах или складных походных стульчиках я встречал даже на траве вдоль дороги. Сервис в Катаре в разы лучше, чем в России (Москва и Санкт-Петербург не в счет - это другие планеты!) Я нигде не видел недовольных лиц официантов и не встречал неприятного отношения от продавцов. Наоборот, все были очень улыбчивыми и приветливыми, а в конце касс в супермаркетах часто стояли специальные сотрудники, которые помогали мне складывать покупки в пакеты. Кстати, практически на каждом углу в Дохе я находил кафе Starbucks («Звездные баксы»). По этому поводу у местных слышал такую шутку: «Что можно найти между двумя Starbucks на Востоке? - Правильно, еще один Starbucks».
Цены на одежду в Катаре почти такие же, как у нас, а продукты в магазинах на порядок дороже, потому что в пустыне ничего не растет и все привозное (все равно, терпимо - я думал, что цены будут выше). Единственное, что кусалось, так это цены в кафе и ресторане, но и к ним за два дня я привык. Алкоголь в обычных супермаркетах не продается, разве что безалкогольное пиво. Выпить вина или пропустить коктейльчик приходилось только в барах при отелях или на своем лайнере. На входе во все питейные заведения сканировали паспорт, а персонал нередко разговаривал на русском языке - в Катаре много экспатов из России, Украины, Молдовы.
Ездил я по Катару немного, но дороги (даже загородные) были хорошие и широкие, часто на шесть или даже восемь полос. Встречал много сложных развязок - дважды в незнакомой местности таксист не попадал на нужную сторону с первого раза. Тем более, что по всей стране идет большая стройка... К чемпионату мира по футболу, который пройдет в Катаре в 2022 году, строится сверх современное наземное метро (как мне рассказали, подземное там построить нереально, так как на глубине 3-4 метров уже проступает вода).
В Дохе я видел мужчин раза в три раза больше, чем женщин, и большинство из них были индусы, которые абсолютно не стеснялись проявлять свою заинтересованность к нашим ярким женщинам (ну, мне это хорошо знакомо еще по Индии!) Они смотрели на них в упор, оборачивались вслед, сигналили и почти останавливались завороженными посреди дороги, если ехали на машине. Могло показаться, что такое внимание - мечта каждой женщины, но нет - им это очень не нравилось.
Сейчас, когда прошло немного времени с тех пор, как я вернулся домой, смотрю фотографии из Катара с некоторой ностальгией. Понятно, страна не самая выдающаяся для посещения, но при желании приспособиться можно, ведь идеального места на земле все равно не существует. Как ни крути, там отовсюду веет какой-то искусственностью: еще 40-50 лет назад на территории страны не было практически ничего, кроме пустыни, а сейчас богатство на каждом сантиметре. Небоскребы очень красивые, но внешне (а может, и внутренне) пустые: в офисах сидеть особо некому, потому что большинство приезжает работать в обслуживающей сфере, а отели не страдают от наплыва туристов. И, конечно, я рад, что смог посетить эту страну без проблем (не то, что Иорданию).
Даже местные женщины там «ненастоящие» - в большинстве случаев они очень некрасивы, а потому, имея финансовую возможность, не пренебрегают пластическими операциями в больших количествах. На Востоке, как нигде, всегда приходится чувствовать себя чужим - даже, если родился и всю жизнь прожил в Катаре, но родители не катарцы, гражданства не дадут. Когда у экспатов появляется ребенок, они вынуждены ехать в свою страну и там его регистрировать.
И главное, если в Европе я могу затеряться в толпе и более-менее сойти за местного, то на Востоке всегда являюсь белой вороной!
Изменено пользователем ГРИГОРЬЕВ Виктор
Добавление фотографий к тексту
- 9
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет