Jump to content
Форум Туртранс-Вояж

ПЕРЕВАЛ КАТУ-ЯРЫК - ЖИВОПИСНЕЙШЕЕ МЕСТО ГОРНОГО АЛТАЯ, 25.07.21 (тур RBG «Алтай Гран Туризмо» с блистательным гидом Региной Якушевой)


ГРИГОРЬЕВ Виктор

243 views

 Share

Готовясь к туру я нашел множество отзывов в Интернете о путешествиях по удивительно красивым местам, которыми по праву славится Алтай. При этом, перевал Кату-Ярык удостаивался самых восторженных отзывов. Наряду с бесчисленными восхищениями природой, меня до некоторой степени настораживало то, что водители делились не только яркими впечатлениями от поездки, но и давали многие дельные советы по безопасности. Ряд путешественников, впервые попавших на Кату-Ярык, отзывались об извилистом серпантине, как о сложнейшем участке пути. Другие, кто регулярно преодолевал перевал, не считали его экстремальным. И вот их оценки и советы я проверил на самом себе!
Долина реки Чулышман, несмотря на свою труднодоступность, была заселена с давних времен. В годы СССР здесь процветал совхоз «Чулышманский». Чтобы обеспечить местных жителей всем необходимым, по Телецкому озеру совершались сплавы на баржах с весны по осень. В зимнее время уже вертолеты доставляли продукты, топливо, корм для скота и тому подобное. Через перевал Кату-Ярык можно было добраться на лошади по узкой горной тропе.
В 1989 году руководство совхоза решило проложить автомобильную дорогу по склону Кату-Ярык. Два местных жителя, отец и сын Ухановы, с помощью аммонита, бульдозера и трактора расчистили узкую дорогу, по которой мог проехать один автомобиль (на работу ушло более двух лет; мужество Ухановых достойно восхищения, ведь они рисковали жизнью на необыкновенно крутом склоне).
Первые водители грузового автотранспорта, доставлявшие в совхоз необходимые вещи, получали по 100 рублей за один рейс (если кто помнит, в 1990 году это была достаточно крупная сумма денег), но не каждый соглашался на рискованную поездку. Со временем дорогу немного расширили и теперь по ней смело проезжают сотни автомобилей. В туристический сезон нередко приходится разъезжаться двум встречным авто, что при небольшой скорости вполне безопасно.
Перевал Кату-Ярык находится недалеко от южного берега Телецкого озера, на 100-м километре Улаганского тракта или на 31-м километре автомобильной дороги Балыктуюль-Балыкча. Ориентируясь от села Улаган, могу сказать, что до Кату-Ярыка примерно 50 километров. Дорога до него сложная, поэтому для поездки наш гид Регина запланировала достаточно времени, чтоб не пришлось путешествовать в сумерках или ночью. Перевал расположен на высоте более 1.200 метров над уровнем моря; высота горного склона около 800 метров; протяженность дороги по склону - 3,9 километра. Дорога извивалась сложным серпантином с 9-ю крутыми поворотами почти под 180 градусов. На поворотах она расширена, чтобы на таких площадках могли разъехаться встречные автомобили. Уклон горы был около 70 градусов; дорога шла под уклоном примерно в 10 градусов.
Большинство водителей отправились в путь на автомобилях с полным приводом, так как по иному подниматься было очень сложно (некоторым все же это удавалось). Другие - пользовались услугами местных жителей; у перевала дежурил автомобиль, который за 1.000 рублей вытягивал некоторые машину на буксире наверх. Хочу отметить, что самый трудный отрезок подъема - первые 800 метров, и, если их преодолевали наши собратья, то дальше подниматься было уже не сложно.
Горный склон был очень крут, а дорога узкая и не имела защитных ограждений. Казалось, регулярные аварии здесь неизбежны, но, как ни странно, это происходит крайне редко (я специально интересовался по этому поводу у милиционера). В подавляющем большинстве автомобили успешно совершают спуск и подъем по опасной дороге. Это можно объяснить тем, что водители предельно внимательны и осторожны, полностью сконцентрированы на преодолении пути и не отвлекаются.
Во время поездки встретил опытных драйверов, проехавших ни одну тысячу километров (они умеют мгновенно принимать правильные решения в сложных ситуациях). Через перевал эти смелые ребята также ехали с минимальной скоростью. Но встречались и местные алтайские лихачи, привыкшие ездить по этой дороге - они позволяли себе «превышать» скорость (одного я даже отметил в нетрезвом состоянии). Конечно, ни один адекватный водитель-путешественник не станет ровняться на них. Новичкам вождения точно не стоит рисковать собственной безопасностью и сохранностью автомобиля, им лучше набираться опыта на менее опасных дорогах. Например, до турбаз на севере Телецкого озера добраться намного легче, а природные красоты также оставят особые впечатления. Друзья, если ВЫ решитесь отправиться до долины Чулышман, то лучше воспользуйтесь услугами перевозчиков!
Подъем до перевала Кату-Ярык был постепенным и плавным, мы его почти не ощущали. Зато спуск в долину реки Чулышман очень крут (на него отваживаются не все), некоторые не вполне нормальные чудаки все-таки решались на сложный спуск по крутому склону, чтоб побывать в долине или добраться до южного берега Телецкого озера. Мы же предпочли без экстрима добраться до смотровой площадки слева от перевала и полюбоваться непревзойденной красотой каньона. Долина реки Чулышман и перевал Кату-Ярык - наиболее живописные места Горного Алтая, и со смотровой площадки открывался настолько завораживающий вид, что ради него мы готовы были преодолеть еще тысячу километров. С высоты птичьего полета открывались потрясающие виды в обе стороны долины. Внизу извивалось русло реки, немного слева виднелся 40-метровый водопад, домики ближайшей турбазы казались крошечными. Стоя у края площадки, ощущал себя незначительной песчинкой в столь огромном мире. Такое созерцание располагало к размышлениям о существовании высших сил, смысле жизни или хрупкости человеческого бытия. По крайней мере, это давало возможность позабыть о городской суете и оставить мелкие неприятности далеко позади. Величественные виды наполняли силой и умиротворением, которого так не хватает в повседневной жизни.
Недалеко от смотровой площадки работала благолепная закусочная, где мне предложили ароматный травяной чай, вкусные алтайские лепешки и чебуреки с мясом марала. Была отличная возможность подкрепиться перед сложным спуском и долгой дорогой в обратную сторону (о спуске в долину группа не помышляла - все оказались достаточно вменяемыми, только я об этом как-то чуть-чуть подумывал!) Перевал Кату-Ярык бросает вызов отчаянным смельчакам. Тех, кто принимает этот вызов и успешно преодолевает все препятствия, ждет небывалый восторг. Надо хорошо подготовиться к путешествию и тогда поездка по крутому склону становится новым личным достижение

DSC_0189 (2).jpg

DSC_0199 (2).jpg

DSC_0205 (2).jpg

DSC_0207 (2).jpg

DSC_0224 (2).jpg

DSC_0234 (2).jpg

DSC_0242 (2).jpg

DSC_0244 (2).jpg

DSC_0246 (2).jpg

DSC_0247 (2).jpg

DSC_0272 (2).jpg

 Share

0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...