.jpg.6daad4de2d7d9ee44eca580358c2c77b.jpg)
РОССИЯ, РТ. Большие Ачасыры, усадьба крестьянина, 9.09.2020
На этот раз меня ждала необычная экскурсия. Из Казани я с группой выехал в Зеленодольский район, проехал левым притоком реки Бува, миновал Зеленодольск и оказался в селе Б.Ачасыры (на 2000 год - 935 жителей, все татары). Основано оно в период Казанского ханства (в 1300-х годах). В XVIII-XIX веках его жители относились к категории государственных крестьян и занимались земледелием, разведением скота. В 1859 году в селе была мечеть, в начале XX века функционировали: 2 мечети, 2 мектеба (мусульманская начальная школа), 3 красильных завода, 8 мельниц, крупообдирка, 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2.389 десятин (казенную десятину можно сравнить со 109,25 соткам или 1,09 гектара).
По историческим данным село Б.Ачасыры считается очень древним. О его образовании подробно писал в своих публикациях известный татарский мыслитель и просветитель Каюм Насыри. В мечетях села служили весьма знающие священнослужители-имамы Хабир мулла, Зариф мулла, Магсум мулла, Жалил мулла. Они находились в услужении народу, учили детей религии. По всей округе жители села Б.Ачасыры считались самыми религиозными и славились своими знаниями религии.
Революционный ураган 1917 года не прошел стороной село, изменил его историю в корне. В 30-х годах разрушают мечети, в 1931 году организуется колхоз. Во время Великой Отечественной войны из деревни ушло на фронт 378 человек, из них 242 - погибли. Село Б.Ачасыры является родиной известных личностей, например, известного солиста Английского Королевского балета Ирека Мухаммадиева, династии художников Шакирзяна Тагирова. 1 марта 1997 года здесь открылся архитектурно-этнографический комплекс имени К.Насыри.
Над сохранением и развитием коллекции музея работают четыре сотрудника и один научный работник. В сортимент музея входит более пятисот предметов (четыреста пятьдесят материалов коллекции представлены в экспозиции и входят в основные фонды музея). Архитектурно-этнографический комплекс представляет собой усадьбу татарского крестьянина XIX-ХХ веков и связан с именем выдающегося татарского ученого - просветителя К.Насыри (1825-1902). В атмосферу комплекса входят: дом крестьянина, «клеть жениха», хлев, сараи, творческая мастерская ученого, навес для упряжи, баня. Экспозиция дома крестьянина занимает три зала, представляющих комнату городского типа (белую комнату), комнату омовения, женскую половину татарской крестьянской избы. Среди экспонатов: кожаный диван, канапе, деревянный стол, шкаф (по преданию сделанные руками К.Насыри), полный русско-татарский словарь (составленный К.Насыри, с личной печатью автора), три чайные пары из фарфора с надписью «Кузнецов» арабским шрифтом (эти маленькие чашки со специфичным орнаментом изготовляли заводы Кузнецова по заказу татарских купцов).
Представлено генеалогическое дерево К.Насыри и шеджере (родословные) всех имамов деревни Б.Ачасыры, описанные в его трудах. Интересными мне показались настенные часы конца XIX века деревенского муллы А.Тагирова, отец которого передал К.Насыри данные родословные. В «клети жениха» находились лари для хранения зерна и постель для новобрачных с балдахином (чебылдык). В творческой мастерской - саке (лежанка, по преданию сделанная К.Насыри), ткацкий станок, столярные инструменты и гербарные листы XIX века. Под навесом располагались сани, телеги, сбруя, ручная тележка, относящиеся к началу ХХ века.
Архитектурно-этнографический комплекс имени К.Насыри работает в форме некоммерческого учреждения архитектурной и ансамблевой специализации, то есть не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками. Комплекс является организацией муниципального подчинения, музей ведет, прежде всего, культурно-массовую деятельность. Мне он понравился!
На этот раз меня ждала необычная экскурсия. Из Казани я с группой выехал в Зеленодольский район, проехал левым притоком реки Бува, миновал Зеленодольск и оказался в селе Б.Ачасыры (на 2000 год - 935 жителей, все татары). Основано оно в период Казанского ханства (в 1300-х годах). В XVIII-XIX веках его жители относились к категории государственных крестьян и занимались земледелием, разведением скота. В 1859 году в селе была мечеть, в начале XX века функционировали: 2 мечети, 2 мектеба (мусульманская начальная школа), 3 красильных завода, 8 мельниц, крупообдирка, 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2.389 десятин (казенную десятину можно сравнить со 109,25 соткам или 1,09 гектара).
По историческим данным село Б.Ачасыры считается очень древним. О его образовании подробно писал в своих публикациях известный татарский мыслитель и просветитель Каюм Насыри. В мечетях села служили весьма знающие священнослужители-имамы Хабир мулла, Зариф мулла, Магсум мулла, Жалил мулла. Они находились в услужении народу, учили детей религии. По всей округе жители села Б.Ачасыры считались самыми религиозными и славились своими знаниями религии.
Революционный ураган 1917 года не прошел стороной село, изменил его историю в корне. В 30-х годах разрушают мечети, в 1931 году организуется колхоз. Во время Великой Отечественной войны из деревни ушло на фронт 378 человек, из них 242 - погибли. Село Б.Ачасыры является родиной известных личностей, например, известного солиста Английского Королевского балета Ирека Мухаммадиева, династии художников Шакирзяна Тагирова. 1 марта 1997 года здесь открылся архитектурно-этнографический комплекс имени К.Насыри.
Над сохранением и развитием коллекции музея работают четыре сотрудника и один научный работник. В сортимент музея входит более пятисот предметов (четыреста пятьдесят материалов коллекции представлены в экспозиции и входят в основные фонды музея). Архитектурно-этнографический комплекс представляет собой усадьбу татарского крестьянина XIX-ХХ веков и связан с именем выдающегося татарского ученого - просветителя К.Насыри (1825-1902). В атмосферу комплекса входят: дом крестьянина, «клеть жениха», хлев, сараи, творческая мастерская ученого, навес для упряжи, баня. Экспозиция дома крестьянина занимает три зала, представляющих комнату городского типа (белую комнату), комнату омовения, женскую половину татарской крестьянской избы. Среди экспонатов: кожаный диван, канапе, деревянный стол, шкаф (по преданию сделанные руками К.Насыри), полный русско-татарский словарь (составленный К.Насыри, с личной печатью автора), три чайные пары из фарфора с надписью «Кузнецов» арабским шрифтом (эти маленькие чашки со специфичным орнаментом изготовляли заводы Кузнецова по заказу татарских купцов).
Представлено генеалогическое дерево К.Насыри и шеджере (родословные) всех имамов деревни Б.Ачасыры, описанные в его трудах. Интересными мне показались настенные часы конца XIX века деревенского муллы А.Тагирова, отец которого передал К.Насыри данные родословные. В «клети жениха» находились лари для хранения зерна и постель для новобрачных с балдахином (чебылдык). В творческой мастерской - саке (лежанка, по преданию сделанная К.Насыри), ткацкий станок, столярные инструменты и гербарные листы XIX века. Под навесом располагались сани, телеги, сбруя, ручная тележка, относящиеся к началу ХХ века.
Архитектурно-этнографический комплекс имени К.Насыри работает в форме некоммерческого учреждения архитектурной и ансамблевой специализации, то есть не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками. Комплекс является организацией муниципального подчинения, музей ведет, прежде всего, культурно-массовую деятельность. Мне он понравился!
Рекомендуемые комментарии