Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

РОССИЯ, РТ. Большие Ачасыры, усадьба крестьянина, 9.09.2020


ГРИГОРЬЕВ Виктор

436 просмотров

На этот раз меня ждала необычная экскурсия. Из Казани я с группой выехал в Зеленодольский район, проехал левым притоком реки Бува, миновал Зеленодольск и оказался в селе Б.Ачасыры (на 2000 год - 935 жителей, все татары). Основано оно в период Казанского ханства (в 1300-х годах). В XVIII-XIX веках его жители относились к категории государственных крестьян и занимались земледелием, разведением скота. В 1859 году в селе была мечеть, в начале XX века функционировали: 2 мечети, 2 мектеба (мусульманская начальная школа), 3 красильных завода, 8 мельниц, крупообдирка, 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2.389 десятин (казенную десятину можно сравнить со 109,25 соткам или 1,09 гектара).
По историческим данным село Б.Ачасыры считается очень древним. О его образовании подробно писал в своих публикациях известный татарский мыслитель и просветитель Каюм Насыри. В мечетях села служили весьма знающие священнослужители-имамы Хабир мулла, Зариф мулла, Магсум мулла, Жалил мулла. Они находились в услужении народу, учили детей религии. По всей округе жители села Б.Ачасыры считались самыми религиозными и славились своими знаниями религии.
Революционный ураган 1917 года не прошел стороной село, изменил его историю в корне. В 30-х годах разрушают мечети, в 1931 году организуется колхоз. Во время Великой Отечественной войны из деревни ушло на фронт 378 человек, из них 242 - погибли. Село Б.Ачасыры является родиной известных личностей, например, известного солиста Английского Королевского балета Ирека Мухаммадиева, династии художников Шакирзяна Тагирова. 1 марта 1997 года здесь открылся архитектурно-этнографический комплекс имени К.Насыри.
Над сохранением и развитием коллекции музея работают четыре сотрудника и один научный работник. В сортимент музея входит более пятисот предметов (четыреста пятьдесят материалов коллекции представлены в экспозиции и входят в основные фонды музея). Архитектурно-этнографический комплекс представляет собой усадьбу татарского крестьянина XIX-ХХ веков и связан с именем выдающегося татарского ученого - просветителя К.Насыри (1825-1902). В атмосферу комплекса входят: дом крестьянина, «клеть жениха», хлев, сараи, творческая мастерская ученого, навес для упряжи, баня. Экспозиция дома крестьянина занимает три зала, представляющих комнату городского типа (белую комнату), комнату омовения, женскую половину татарской крестьянской избы. Среди экспонатов: кожаный диван, канапе, деревянный стол, шкаф (по преданию сделанные руками К.Насыри), полный русско-татарский словарь (составленный К.Насыри, с личной печатью автора), три чайные пары из фарфора с надписью «Кузнецов» арабским шрифтом (эти маленькие чашки со специфичным орнаментом изготовляли заводы Кузнецова по заказу татарских купцов).
Представлено генеалогическое дерево К.Насыри и шеджере (родословные) всех имамов деревни Б.Ачасыры, описанные в его трудах. Интересными мне показались настенные часы конца XIX века деревенского муллы А.Тагирова, отец которого передал К.Насыри данные родословные. В «клети жениха» находились лари для хранения зерна и постель для новобрачных с балдахином (чебылдык). В творческой мастерской - саке (лежанка, по преданию сделанная К.Насыри), ткацкий станок, столярные инструменты и гербарные листы XIX века. Под навесом располагались сани, телеги, сбруя, ручная тележка, относящиеся к началу ХХ века.
Архитектурно-этнографический комплекс имени К.Насыри работает в форме некоммерческого учреждения архитектурной и ансамблевой специализации, то есть не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками. Комплекс является организацией муниципального подчинения, музей ведет, прежде всего, культурно-массовую деятельность. Мне он понравился!

На этот раз меня ждала необычная экскурсия. Из Казани я с группой выехал в Зеленодольский район, проехал левым притоком реки Бува, миновал Зеленодольск и оказался в селе Б.Ачасыры (на 2000 год - 935 жителей, все татары). Основано оно в период Казанского ханства (в 1300-х годах). В XVIII-XIX веках его жители относились к категории государственных крестьян и занимались земледелием, разведением скота. В 1859 году в селе была мечеть, в начале XX века функционировали: 2 мечети, 2 мектеба (мусульманская начальная школа), 3 красильных завода, 8 мельниц, крупообдирка, 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2.389 десятин (казенную десятину можно сравнить со 109,25 соткам или 1,09 гектара).
По историческим данным село Б.Ачасыры считается очень древним. О его образовании подробно писал в своих публикациях известный татарский мыслитель и просветитель Каюм Насыри. В мечетях села служили весьма знающие священнослужители-имамы Хабир мулла, Зариф мулла, Магсум мулла, Жалил мулла. Они находились в услужении народу, учили детей религии. По всей округе жители села Б.Ачасыры считались самыми религиозными и славились своими знаниями религии.
Революционный ураган 1917 года не прошел стороной село, изменил его историю в корне. В 30-х годах разрушают мечети, в 1931 году организуется колхоз. Во время Великой Отечественной войны из деревни ушло на фронт 378 человек, из них 242 - погибли. Село Б.Ачасыры является родиной известных личностей, например, известного солиста Английского Королевского балета Ирека Мухаммадиева, династии художников Шакирзяна Тагирова. 1 марта 1997 года здесь открылся архитектурно-этнографический комплекс имени К.Насыри.
Над сохранением и развитием коллекции музея работают четыре сотрудника и один научный работник. В сортимент музея входит более пятисот предметов (четыреста пятьдесят материалов коллекции представлены в экспозиции и входят в основные фонды музея). Архитектурно-этнографический комплекс представляет собой усадьбу татарского крестьянина XIX-ХХ веков и связан с именем выдающегося татарского ученого - просветителя К.Насыри (1825-1902). В атмосферу комплекса входят: дом крестьянина, «клеть жениха», хлев, сараи, творческая мастерская ученого, навес для упряжи, баня. Экспозиция дома крестьянина занимает три зала, представляющих комнату городского типа (белую комнату), комнату омовения, женскую половину татарской крестьянской избы. Среди экспонатов: кожаный диван, канапе, деревянный стол, шкаф (по преданию сделанные руками К.Насыри), полный русско-татарский словарь (составленный К.Насыри, с личной печатью автора), три чайные пары из фарфора с надписью «Кузнецов» арабским шрифтом (эти маленькие чашки со специфичным орнаментом изготовляли заводы Кузнецова по заказу татарских купцов).
Представлено генеалогическое дерево К.Насыри и шеджере (родословные) всех имамов деревни Б.Ачасыры, описанные в его трудах. Интересными мне показались настенные часы конца XIX века деревенского муллы А.Тагирова, отец которого передал К.Насыри данные родословные. В «клети жениха» находились лари для хранения зерна и постель для новобрачных с балдахином (чебылдык). В творческой мастерской - саке (лежанка, по преданию сделанная К.Насыри), ткацкий станок, столярные инструменты и гербарные листы XIX века. Под навесом располагались сани, телеги, сбруя, ручная тележка, относящиеся к началу ХХ века.
Архитектурно-этнографический комплекс имени К.Насыри работает в форме некоммерческого учреждения архитектурной и ансамблевой специализации, то есть не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками. Комплекс является организацией муниципального подчинения, музей ведет, прежде всего, культурно-массовую деятельность. Мне он понравился!

20200909_105843.jpg

20200909_105903.jpg

20200909_110113.jpg

20200909_110124.jpg

20200909_110138.jpg

20200909_110206.jpg

20200909_110247.jpg

20200909_110321.jpg

DSC_0804 (2).jpg

DSC_0805 (2).jpg

20200909_110756.jpg

DSC_0807 (2).jpg

DSC_0808 (2).jpg

20200909_111029.jpg

20200909_111044.jpg

20200909_111127.jpg

DSC_0810 (2).jpg

DSC_0815 (2).jpg

20200909_113759.jpg

DSC_0816 (2).jpg

20200909_113822_001.jpg

DSC_0817 (2).jpg

20200909_113847_001.jpg

DSC_0818 (2).jpg

DSC_0819 (2).jpg

DSC_0820 (2).jpg

DSC_0821 (2).jpg

DSC_0823 (2).jpg

DSC_0824 (2).jpg

DSC_0825 (2).jpg

DSC_0826 (2).jpg

DSC_0828 (2).jpg

DSC_0830 (2).jpg

DSC_0831 (2).jpg

DSC_0832 (2).jpg

DSC_0833 (2).jpg

DSC_0834 (2).jpg

DSC_0835 (2).jpg

DSC_0836 (2).jpg

DSC_0837 (2).jpg

DSC_0839 (2).jpg

DSC_0841 (2).jpg

DSC_0842 (2).jpg

20200909_115531.jpg

20200909_115608.jpg

DSC_0843 (2).jpg

DSC_0844 (2).jpg

DSC_0845 (2).jpg

DSC_0848 (2).jpg

DSC_0850 (2).jpg

DSC_0854 (2).jpg

DSC_0855 (2).jpg

DSC_0856 (2).jpg

DSC_0857 (2).jpg

DSC_0859 (2).jpg

DSC_0860 (2).jpg

DSC_0861 (2).jpg

DSC_0862 (2).jpg

DSC_0863 (2).jpg

DSC_0864 (2).jpg

DSC_0865 (2).jpg

DSC_0866 (2).jpg

DSC_0867 (2).jpg

DSC_0869 (2).jpg

20200909_122347_001.jpg

20200909_122438_001.jpg

20200909_122532_001.jpg

20200909_122719.jpg

20200909_122819.jpg

20200909_122833.jpg

20200909_122843.jpg

20200909_122903.jpg

20200909_122926.jpg

DSC_0870 (2).jpg

20200909_122937.jpg

20200909_122948.jpg

20200909_123047.jpg

DSC_0872 (2).jpg

20200909_123109_001.jpg

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...