оренбург Оренбург, здание городской администрации
Одно из самых помпезных зданий Оренбурга, этакий зефирный торт:) - здание на Советской, 60, бывшее Оренбургское городское общество взаимного от огня страхования. Построено оно в 1914-1916 годах для двух коммерческих банков, для строительства был объявлен конкурс, в котором участвовали небезызвестные архитекторы из Санкт-Петербурга, но победил в итоге проект Ивана Федоровича Курецкого:
Величественное здание в стиле неоклассицизма (хотя намешано в нем всякого) было призвано подчеркнуть солидность и устойчивость организации, находящейся за его стенами. Но обычной монументальности классического стиля архитектору показалось мало, и он решил украсить фасад различными способами... чего здесь только нет: и колонны разных форм, балконы круглые, балконы прямоугольные, множество символики в лепнине, орнаменты, маскароны, атланты... глаза разбегаются и мозг сворачивается от попыток осознать задумку автора:))
Атланты, правда, застыли в какой-то несуразно-скрюченной позе, но так и украшают они не древнегреческий храм, зато олицетворяют различные сферы: мужчина со свитком - строительство:
Со щитом в крылатом шлеме (отсылка к Гермесу) - торговлю, в середине - с лопатой, серпом и колосом - сельское хозяйство, рядом со щитом и гранатой (то ли время строительство - первая мировая война - сказывается, то ли гранату прилепили уже в советские годы во время реставрации, что более вероятно, видимо, раньше всё же был классический меч) - армию:
Пятая фигура с наковальней, молотом и шестерёнкой олицетворяет тяжелую промышленность:
Различны и сюжеты на свитках-медальонах, что под полукруглыми балконами между коринфскими колоннами - гербы, соединенные в рукопожатии руки как символ тесного сотрудничества двух банков, сокол - символ победы, стремления ввысь, достижения цели. Но самые интересные - маскароны:
Два человеческих лица, вовсе не напоминающие античных героев. Кто же они? Есть версия, что одно из них было портретом то ли самого Курецкого, то ли прораба, наблюдающего за ходом строительных работ, а второе - это близкий друг архитектора. Петр Андреевеч Крючков, человек в дореволюционном Оренбурге уважаемый, о нём можно было бы рассказать отдельную историю, да пусть будет здесь лирическое отступление.
Был он директором Народного дома, что находился на месте нынешнего Театра музыкальной комедии. В том доме располагалось несколько учреждений, призванных отвратить народ от пьянства и разгула, как то изба-читальня, буфет без крепких напитков, юридическое бюро, оказывающее бесплатную консультационную помощь бедным слоям населения, а также народный театр. С особенным энтузиазмом Крючков взялся за создание театральной труппы и постановку спектаклей, но несмотря на все старания его руководителя, Народный дом не пользовался особым спросом среди горожан, вероятно, по причине отдаленности от центра. Ставился даже вопрос о его закрытии. И вдруг неожиданно на помощь пришла супруга П.А.Крючкова Прасковья Александровна. Она была отменной кулинаркой, любила готовить сама, создавая свои рецепты, и взялась обучать этому искусству девушек на воскресных кулинарных курсах. Всё, что готовили её ученицы, можно было попробовать в столовой при Народном доме, обеды были недорогими, но сытными и вкусными, ибо девушки готовили из свежайших продуктов, поставляемых с крестьянских подворий, под чутким руководством великолепной учительницы, со старанием и любовью. Вскоре слава о столовой разнеслась по всему городу, к тому же часто там устраивались конкурсы и состязания, куда собиралось немалое количество желающих продегустировать конкурсные блюда. Тем самым Прасковья Александровна поймала сразу двух зайцев - привлекла посетителей в Народный дом и обеспечила будущность девушек из небогатых семей или приезжающих из села. Ведь после кулинарных курсов Крючковой их гораздо охотнее нанимали в богатые дома в качестве домашней прислуги, а частенько холостые горожане заглядывали в столовую Народного дома в надежде присмотреть невесту, не зря же говорят про путь к сердцу мужчины...
Народный дом пережил годы революции, трансформировавшись в городской театр, здание его просуществовало до 1960-го года, когда было решено снести его и построить новое (так себе замена, на мой взгляд). Петр Андреевич же погиб раньше, был расстрелян в 1937-ом.
А в помпезном здании Общества взаимного от огня страхования после революции разместилось Управление Оренбургской железной дороги, совнархоз, горком партии, а затем и администрация города, которая располагается в нём и по сей день. К столетию со дня постройки здание отремонтировали, придав ему вид зефирного тортика свежий и приятный взгляду:
И по сей день детали на его фасаде можно рассматривать часами, дивясь фантазии академика от архитектуры Курецкого:
- 6
- 1
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет