оренбург Дом-музей Ростроповичей в Оренбурге
Его обещали открыть в день открытия ежегодного фестиваля имени Ростроповичей, и открыли точно в срок - 27 мая. Я заскочила посмотреть на следующий день между работой и концертом в рамках фестиваля.
Дело шло к закрытию, официальные мероприятия отгремели, в музее было тихо и немноголюдно: пара женщин во дворе да молодой человек ходил по комнатам в сопровождении рассказчика. К ним я и присоединилась. Как я поняла под конец экскурсии, её нам проводила если не директор музея, то человек, вложивший много сил и времени в создание экспозиции. Рассказывала с любовью и затаённой гордостью. И там на самом деле есть, чем гордиться - музей получился чудесным. Это, пожалуй, ключевоё слово в его характеристике - с любовью, с душой оформлены все его экспозиции и пространства. Удивительное сочетание бережно сохраненных старых стен (дом 19-го века), воссозданных интерьеров 1940-ых, когда в этом доме делили быт семьи Лонткевичей и Ростроповичей и современного интерактива (дом буквально увешан проекторами и экранами с фото из семейных альбомов, видами старого Оренбурга, записями выступлений Мстислава Ростроповича и даже театром теней, но все они органично вписаны в интерьеры)
Первое, что цепляет взгляд при входе - фортепьяно. Это инструмент, принадлежавший матери Мстислава Ростроповича, урожденной Софье Федотовой.
Об этой семье, внесший огромный вклад в становление музыкального образования в Оренбурге, я недавно рассказывала, повторяться не буду. Над инструментом как раз можно увидеть фотографии семьи Федотовых. А то, что не представлено на стене, можно досмотреть в интерактивном фотоальбоме в шкафу у стены справа: стоит нажать на корешок фотоальбома, как он достанется с полки и раскроется, можно полистать его страницы:)
А рядом - то самое сочетание старины и современности - в соседней витрине выставлена подлинная домовая книга, в которой есть записи о рождении некоторых из семьи Лонткевичей, хозяев этого дома.
Собственно, тут, пожалуй, будет уместно вкратце рассказать о том, почему именно в этом доме расположился музей Ростроповичей. Принадлежал он Адольфу Юстиновичу Лонткевичу, уважаемому в городе врачу. Он закончил Московский университет и был направлен в Оренбург в качестве уездного врача. Более 30 лет он посвятил профессии. Его сын, Евгений, пошёл по его стопам, стал врачом-хирургом, его супруга Любовь Кормилова-Лонткевич также была известным в городе врачом-гинекологом, а также преподавала гигиену в Институте благородных девиц и частной женской гимназии. А вот младшая дочь Елена, закончив женскую гимназию, продолжила обучение в Париже, в Сорбоне. Именно она сыграла важную роль в судьбе семьи Ростроповичей.
Вернувшись в Оренбург, она преподавала иностранные языки. Из Парижа она привезла не только образование, но и дух свободы и независимости. Она первой в Оренбурге начала ездить на велосипеде, носить короткую стрижку. Её яркость, стремление к независимости выделяло её на фоне горожан, привлекало к ней разных людей. Легко познакомилась она и с Леопольдом Ростроповичем, приехавшим однажды на гастроли в город. А затем познакомила с ним и свою лучшую подругу Софью Федотову. В 1922-ом Софьи и Леопольд поженились. Елена Лонткевич до конца оставалась их лучшим другом. Она стала крестной матерью Славы и Вероники Ростроповичей. И именно по её инициативе и приглашению в начале войны приехали в Оренбург, в эвакуацию Ростроповичи. Здесь, в этом небольшом домике на Зиминской, им выделила комнату, потеснившись, семья Лонткевичей.
Как напоминание об одной из главных профессий в семье Лонткевичей в одной из комнат воссоздан интерьер кабинета врача:
На столе и над столом - портреты семьи Лонткевичей:
В другом углу - интерьер гостиной:
Следующая комната - та, что занимали Ростроповичи: Софья и Леопольд и дети - Мстислав и Вероника. В этой небольшой комнате умудрялись разместиться не только 4 человека, но ещё и фортепьяно, пара виолончелей и скрипка:
Сейчас здесь представлены написанные вручную партитуры юного Славы (первые музыкальные произведения, созданные им в совсем юном возрасте), фотографии, документы:
Вырезка из газеты, где рассказывалось о выступлении 14-летнего Славы на концерте, его тетрадь с записями прошедших и предстоящих концертов. Мстислав Ростропович говорил, что его становление как профессионального музыканта свершилось именно здесь, в голодном и холодном военном Оренбурге. Здесь он познакомился с музыкантами и артистами МАЛЕГОТа - Малого ленинградского оперного театра, которые, заметив талант парня, с удовольствием занимались с ним. Здесь он написал свои первые музыкальные произведения, которые не побоялся выставить на суд публики, и они имели успех. Здесь он учился в музыкальном училище, где преподавал его отец, а затем, когда в 1942-ом году отца не стало, заменил его в качестве преподавателя. И не беда, что его студенты были зачастую старше него самого, они всё равно учились у него с удовольствием, признавая его талант и музыканта, и преподавателя.
В следующей небольшой комнате - личные вещи Мстислава Ростроповича: концертный фрак, шарф, галстук, кепка, фото и дипломы, а также экран с записями его выступлений:
Но собственно на доме музей не заканчивается. Можно пройти дальше, через внутренний дворик:
туда, где сохранились старые здания каретника и мастерской:
В каретнике обитает деревянная телега, воссозданная по фото из альбомов Елены Лонткевич, тарантас времен начала прошлого века, а также куча других старинных вещиц, о назначении которых нынешние дети уже, вероятно, и не догадаются:))
Рядом - здание мастерской, его утеплили в ходе реставрации, чтобы можно было проводить детские мастер-классы в любое время года, но в целом оставили, как есть. Известно, что Мстислав Ростропович обладал феноменальной памятью. Говорят, что когда он в 193-ем году, наконец, смог приехать в Оренбург, он пришёл в этот район и попытался найти этот самый дом из детских воспоминаний. Заглянул в один, другой - не то. А когда зашел сюда, на Зиминскую, 25, то сразу сказал: "О, вот в этой мастерской я делал коптилки!":)
Внутри мастерской - куча столярных принадлежностей начала-середина века 20-го и огромный экран, с которого Мстислав Ростропович сам рассказывает, как мастерил те самые коптилки, что продавала потом на рынке его крёстная Елена Лонткевич или выменивала на буханку хлеба. В голодные военные годы это было хоть какое-то подспорье для большой семьи.
Коптилка та выглядела примерно так: из консервной банки и пробирки, коих было множество в каретнике-сарае, ибо семья-то была наполовину медицинская:
В общем, интересного в том музее немало, в планах на будущее помимо экспозиции - концерты, мастер-классы и прочие мероприятия. Наверное, ещё вернусь:) Будете в наших краях, заходите и вы, не пожалеете:)
- 7
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет